Инфоурок Химия Другие методич. материалыРабочая программа по химии для 8 класса

Рабочая программа по химии для 8 класса

Скачать материал

                                                          

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 8 класса составлена на основе  Программы курса химии для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.)

Программа ориентирована на использование учебника: О.С Габриелян   Химия. 8  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -    Москва: «Дрофа», 2013,  - 270с.;

Рабочая программа для 8 классов рассчитана на 105 учебных часов, предусматривает обучение химии в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ –  5  , практических работ -   9   .

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.

 

 

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 8 классе направлено 

на  достижение  следующих  целей:

Ø  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

Ø  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

Ø  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

Ø  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Ø  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Учебно – методический комплект

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:

Ø  Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 288с. Методические пособия для учителя:

1)      Габриелян О. С. Настольная книга учителя – М.: изд-во «Дрофа», 2003

2)      Габриелян О. С. Химия 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» - М.:  Дрофа, 2004

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ø  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Ø  При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться пред­ставлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Ø  Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

знать/понимать

Ø  основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

Уметь

Ø     применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

Ø    разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

Ø     обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

Ø     производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Использовать

Ø  приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

В рабочую программу внесены следующие изменения

      В тематическом планировании, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна, несколько изменила последовательность изучения тем, используя принципы опережающего обучения и неоднократного обращения к наиболее сложным вопросам курса, таким как: окислительно-восстановительные реакции, составление химических формул и уравнений, решение задач по химическим уравнениям, а так же даю понятие «валентность» одновременно с понятием «степень окисления».

      На изучение темы № 5 «Изменения, происходящие с веществами» отвожу 21 час. Часы добавлены за счет резервного времени для изучения темы «Скорость химических реакций».

       В химическом практикуме практическая работа «Анализ почвы и воды» заменена на работу «Очистка загрязненной поваренной соли», так как считаю, что материал данной работы более актуален на данном этапе обучения.

     

Изменение планирования позволяет изучать многие темы в проблемном режиме, повышает интерес к предмету с первых уроков.

 

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» провожу в теме №1 «Введение» , практическую работу  «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» провожу в теме №4 «Соединения химических элементов»; практическую работу  «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», практическую работу  «Признаки химических реакций» провожу в теме №5 «Изменения, происходящие с веществами»; практическую работу  «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и практическую работу  «Решение экспериментальных задач» провожу в теме №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Благодаря данной перепланировке логически изученные темы подтверждаются экспериментально.

Курс 8 класса заканчивается темой «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». В данную тему включены 3 практические работы, так же чередуя теоретический материал раздела.

 

Учебно-тематический план

 

 

Название темы раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по планированию

уроки

лабораторные работы

демонстрационные опыты в ходе урока

контрольные и самостоятельные работы

1

Введение

 

9

1

2

 

2

Атомы химических элементов

 

13

 

1

1 к/р

3

Простые вещества

 

8

 

4

1 к/р

4

Соединения химических элементов

 

16

2

4

1 к/р

5

Изменения, происходящие с веществами

 

18

2

3

1 к/р

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

 

22

4

4

1 к/р

7

Повторение основных тем курса химии 8 класса

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

91

9

18

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

№ п\п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

 

Обеспечение урока

Дата проведения

план

факт

1. Введение. (10 часов)

1

ТБ на уроках химии. Предмет химии. Вещества

1

УОНМ

устный

 

Таблицы по изделия из стекла, алюминия, модели молекул

 

 

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека

1

КУ

устный

 

презентации

 

 

3

История развития химии

1

КУ

устный

 

Дополнительная литература

 

 

4

П/р «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

1

Л

 ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

5

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура

1

УОНМ

опрос, работа по таблице

 

ПСХЭ, презентация

 

 

6

Знаки химических элементов

1

КУ

индивидуальный

 

Таблица, карточки

 

 

7

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Таблица, карточки

 

 

8

Массовая доля элемента в соединении

1

КУ

опрос, работа по ккарточкам

 

Таблица, карточки

 

 

9

Решение задач с использованием понятий «относительная атомная  масса», «массовая доля»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»

1

УПЗУ

опрос, работа по таблицам

 

Дидактический материал

 

 

2. Атомы химических элементов ( 14 часов)

11

Основные сведения о строении атома.

1

УОНМ

беседа

 

Таблица, карточки

 

 

12

Состав атомных ядер. Изотопы

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

Таблица

 

 

13

Строение электронных оболочек атомов

1

КУ

 

Таблица, карточки

 

 

14

Упражнения на построение электронных оболочек атомов

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Таблица, карточки

 

 

15

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Презентация, таблица, карточки

 

 

16

Изменение свойств химических элементов по группам и периодам

1

КУ

беседа

 

Таблица, карточки

 

 

17

Электронные схемы атомов

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Таблица, карточки, ПСХЭ

 

 

18

Химическая связь

1

УОНМ

беседа

 

Таблица

 

 

19

Ионная химическая связь

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

 

Таблица, карточки, модели

молекул

 

 

20

Ковалентная неполярная химическая связь

1

КУ

 

 

 

21

Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

 

Таблица, карточки, модели

молекул

 

 

22

Металлическая химическая связь. 

1

КУ

беседа

 

 

 

23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

24

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

3. Простые вещества (9 часов)

25

Простые вещества – металлы

1

УОНМ

беседа

 

Образцы металлов. таблицы

 

 

26

Простые вещества – неметаллы. Аллотропия.

1

УОНМ

беседа

 

Образцы неметаллов. таблицы

 

 

27

Сравнение свойств металлов и неметаллов

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

 

Образцы металлов и неметаллов таблицы

 

 

28

Количество вещества – моль.

1

КУ

 

 

 

29

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная  масса», «постоянная Авогадро»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Таблицы , дидактический

кий материал

 

 

30

Молярный объем газообразных веществ.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Таблицы. презентация

 

 

31

Решение задач с использованием понятий «молярная  масса», «молярный объем»

1

УПЗУ

 

индивидуальный

 

 

Дидактический материал

 

 

32

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

КУ

 

 

 

33

Контрольная работа по теме «Простые вещества»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

4. Соединения химических элементов (19 часов)

34

Степень окисления. Валентность.

1

УОНМ

беседа

 

таблицы

 

 

35

Определение степени окисления в сложных соединениях. Составление формул по степени окисления.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Таблицы

 

 

36

Классификация неорганических соединений.

1

УОНМ

беседа

 

 

Образцы веществ, таблицы, презентация

 

 

37

Оксиды, их состав и названия

1

КУ

 

опрос, работа по карточкам

 

 

 

38

Основания, их состав и названия.

1

КУ

 

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

39

Качественные реакции в химии.

1

КУ

ДЭ

 

 

 

40

Кислоты, их состав и названия.

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

41

Шкала кислотности. Определение рН растворов.

1

КУ, Д

 

 

 

42

Соли, их состав и названия.

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

43

Растворимость солей в воде.

1

КУ

 

 

 

44

Обобщение знаний о классификации сложных веществ.

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

45

Аморфные и кристаллические вещества.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

46

Чистые вещества и смеси.

1

КУ, Д

ДЭ

 

Образцы веществ

 

 

47

П/р «Очистка поваренной соли от примесей»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

48

Массовая и объемная доли компонентов в смеси.

1

КУ

работа по таблицам

 

таблицы

 

 

49

Решение задач и расчеты, связанные с понятием «доля»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

50

П/р «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

51

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

52

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

5. Изменения, происходящие с веществами (21 час )

53

Физические явления в химии.

1

КУ

устный

 

таблицы

 

 

54

Химические явления. Условия и признаки протекания химической реакции.

1

КУ

устный

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

55

П/р «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

56

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

1

КУ, Д

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

57

Расставление коэффициентов в уравнении химической реакции.

1

КУ

решение уравнений

 

Схемы, таблицы

 

 

58

Расчеты по химическим уравнениям на количество вещества

1

КУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

59

Расчеты по химическим уравнениям на молярный объем.

1

КУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

60

Решение задач  на нахождение количества, массы или объема вещества

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

61

Типы химических реакций. Реакции разложения.

1

УОНМ

 

опрос, работа по таблицам

 

Образцы веществ

 

 

62

Типы химических реакций. Реакции соединения.

1

КУ, Д

 

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

63

Типы химических реакций. Реакции замещения. Ряд активности металлов.

1

КУ, Д

 

опрос, работа по таблицам

 

 

 

64

Типы химических реакций. Реакции обмена.  Правило Бертолле

1

КУ

 

таблицы

 

 

65

П/р «Признаки химических реакций»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

66

Понятие о гидролизе.

1

УОНМ

беседа

 

 

Таблицы, презентация

 

 

67

Скорость химических реакций

1

УОНМ

беседа

 

 

 

68

Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

69

Обратимые и необратимые реакции.

1

КУ

 

опрос, работа по карточкам

 

Таблицы, карточки

 

 

70

Химическое равновесие и способы его смещения.

1

КУ

 

таблицы

 

 

71

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

72

Решение задач по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

73

Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (27 часов )

74

Растворение как физико-химический процесс.

1

КУ, Д

опрос

 

Таблица, карточки, ПСХЭ

 

 

75

Электролитическая диссоциация.

1

УОНМ

беседа

 

Таблица, карточки, ПСХЭ

 

 

76

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

Презентация, таблицы

 

 

77

Ионные уравнения реакций.

1

КУ

 

Таблица, карточки, ПСХЭ

 

 

78

П/р «Ионные уравнения»

1

Л

 

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

79

П/р «Условия протекания химических реакций»

1

Л

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

80

Кислоты, их классификация.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

81

Свойства кислот

1

КУ, Д

ДЭ

 

 

 

82

Основания, их классификация

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

Образцы веществ

 

 

83

Свойства оснований

1

КУ, Д

ДЭ

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

84

Оксиды, их классификация

1

КУ

опрос, работа по таблицам ДЭ

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

85

Свойства оксидов

1

КУ, Д

 

 

86

Соли, их классификация

1

КУ

опрос, работа по таблицам ДЭ

 

Образцы веществ, реактивы для проведения ДЭ

 

 

87

Свойства солей

1

КУ, Д

 

 

88

П/р «Свойства кислот, солей, оксидов и оснований»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

89

Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

КУ

работа по карточкам

 

Дидактический материал

 

 

90

Решение задач на генетическую связь.

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

91

Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы»

1

КУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

92

Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов»

1

КУ

индивидуальный

 

Карточки. таблицы

 

 

93

Контрольная работа по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

94

Окислительно-восстановительные реакции.

1

УОНМ

беседа

 

таблицы

 

 

95

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

96

Свойства изученных классов веществ с точки зрения ОВР

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

97

Решение задач на ОВР

1

УПЗУ

индивидуальный

 

Дидактический материал

 

 

98

Обобщение и систематизация знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

1

КУ

опрос, работа по карточкам

 

Дидактический материал

 

 

99

П\р «Решение экспериментальных задач»

1

Л

ТБ,  выполнение работы

 

Инструктивные карточки, оборудование для работы

 

 

100

Самостоятельная работа по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

1

К

индивидуальный

 

КИМ

 

 

7. Повторение основных тем курса химии за 8 класс

101

Основные законы и понятия химии

1

КУ

 

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

102

Строение атома. Электронные формулы атомов химических элементов

1

КУ

 

таблицы

 

 

103

Классификация простых и сложных веществ.

1

КУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

104

Решение задач с использованием уравнений химических реакций.

1

УПЗУ

опрос, работа по таблицам

 

таблицы

 

 

105

Итоговый урок.

1

КУ

беседа

 

таблицы

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА

 

Тема 1. Введение (10 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1. Правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения со спиртовкой и лабораторным оборудованием

 

ТЕМА 2  Атомы химических элементов (14 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов».

 

ТЕМА 3 Простые вещества (9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный  объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

         Контрольная работа № 2. «Простые вещества»

 

ТЕМА 4 Соединения химических элементов (19 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

         Практическая работа № 2.  «Очистка поваренной соли»

         Практическая работа №3. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»

          Контрольная  работа № 3. «Соединения химических элементов»

 

ТЕМА 5  Изменения, происходящие с веществами (21 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 4.  «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».

Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций»

Контрольная работа № 4. «Изменения,  происходящие с веществами»

 

ТЕМА 6. Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов (27 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для  природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6. «Ионные реакции»

Практическая работа № 7   «Условия протекания химических реакций»

Практическая работа № 8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Практическая работа № 9. «Решение экспериментальных задач»

        Контрольная работа № 5 «Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР».

 

Тема 7 Повторение и обобщение изученного материала (5 ч)

 

Повторение материала 8 класса – Строение атома. ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева; классификация и свойства простых и сложных веществ; типы химических реакций; реакции ионного обмена; расчеты по химическим уравнениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по химии для 8 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа для 8 класса составлена на основе  Программы курса химии для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008.)

Программа ориентирована на использование учебника: О.С Габриелян   Химия. 8  класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -    Москва: «Дрофа», 2013,  - 270с.;

Рабочая программа для 8 классов рассчитана на 105 учебных часов, предусматривает обучение химии в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ –  5  , практических работ -   9   .

Рабочая программа включаетследующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.

 

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, реактивов, коллекций, видеофильмов, компьютерных дисков и др.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 292
    • DOCX 302.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлова Ольга Александровна
    Орлова Ольга Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3109
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 656 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 477 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек