- Учебник: «Химия (базовый уровень)», Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.
- Тема: § 14. Ацетилен и его гомологи
- 29.09.2020
- 773
- 6
Смотреть ещё
1 718
методических разработок по химии
Перейти в каталог МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | |||
| |||
Рассмотрено на заседании МО руководитель ______Л.В. Богданова протокол № ____ от «___» ___ 2014г. | Согласовано заместитель директора _______ Т.В.Лактина «____» ____ 2014г. | Утверждено Директор МОУ «СОШ № 8» _______Е.Н. Дернова приказ № ____ от «___» ___ 2014г. |
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
8 класс
(базовый уровень)
2 часа в неделю
Всего 70 часов.
Учитель:
Щурихина ФларидаФасхетдиновна
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году.
Г. Нефтеюганск,
2014-2015 учебный год
паспорт программы | ||||||||
Предметная область: | естествознание | |||||||
Предмет: | химия | |||||||
Класс: | 8-9 | |||||||
Название программы: | Авторская программа | |||||||
Автор(ы) программы: Автор, коллектив авторов, указанный в сборнике программ | О.С. Габриэлян | |||||||
Место публикации: Выходные данные издания (сборника программ). Желательно, не позднее 2012 года! | | |||||||
Разработчик программы: Педагогический работник – Вы! | Щурихина Ф.Ф. | |||||||
Количество часов в неделю: | 2 часа | |||||||
Количество часов в год: | 8 класс - 70 часов 9 класс – 70 часов | |||||||
Год реализации: | 2014-2015 учебный год | |||||||
8 класс: | | |||||||
Распределение часов | ||||||||
| Всего часов | Урочная форма | Внеурочная форма | |||||
1 четверть: | 18 | | | |||||
2 четверть: | 14 | | | |||||
3 четверть: | 20 | | | |||||
4 четверть: | 18 | | | |||||
| | | ||||||
Практическая часть: | ||||||||
| 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | год | |||
контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | |||
лабораторных работ | 9 | 1 | 5 | 6 | 12 | |||
практических работ | 0 | 0 | 5 | 2 | 7 | |||
ИТОГО: | | | | | |
9 класс: | | |||||||
Распределение часов | ||||||||
| Всего часов | Урочная форма | Внеурочная форма | |||||
1 четверть: | 18 | | | |||||
2 четверть: | 14 | | | |||||
3 четверть: | 20 | | | |||||
4 четверть: | 18 | | | |||||
| | | ||||||
Практическая часть: | ||||||||
| 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | год | |||
контрольных работ | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 | |||
лабораторных работ | 5 | 2 | 6 | 4 | 17 | |||
практических работ | 1 | 1 | 3 | 0 | 5 | |||
ИТОГО: | | | | | |
Примерные программы можно скопировать с сайта ФГОС: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625
класс:
1.Практическая работа №1 «Получение гидрокисда алюминия, изучение его свойств».
2.Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме Металлы»
3.Практическая работа №3 «Получение аммиака, и исследование его свойств»
4.Практическая работа №4 « Получение углекислого газа и изучение его свойств. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты» 5.Практическая работа №5 « Решение экспериментальных задач – практическое осуществление переходов».
Учебно-тематический план.
8 класс.
п\п
Наименование темы
Количество часов
В том числе
По программеО.С. Габриеляна
По рабочей программе
Практических работ
Контрольных работ
1
Введение
7
4
1
2
Атомы химических элементов
10
9
1
3
Простые вещества
7
5
4
Соединения химических элементов
12
14
1
5
Изменения, происходящие с веществами
10
11
1
6
Практикум №1 Простейшие операции с веществом
5
5
5
7
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
18
16
1
8
Практикум №2 Свойства растворов электролитов
2
2+4
2
Итого
70
70
7
4+1 (итог.)
9 класс
п/пНаименование темы
Всего часов
В том числе
Практические работы
Контрольные
работы
1.
Повторение основных вопросов курса 8 класса.
5
-
-
2.
Тема 1.
Металлы
20
2
К.р. №1
3.
Тема 2.
Неметаллы
27
3
К.р. №2
4
Тема 3.
Органические соединения
11
К.р. №3
5.
Тема 4.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
4
6.
Итоговая контрольная работа
1
К.р. №4
7.
Подведение итогов. Резерв.
2
8.
Итого
70
5
4
Нормативно-правовое обеспечениеУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Нормативно-правовое обеспечение 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ 2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) 3. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427 4. Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253) 5. Приказ «Об утверждении годового календарного графика» от 19.05.2014 №269. 6. Приказ об утверждении учебных планов» от 17.05.2014 от 268. 7. Приказ «О разработке и утверждении рабочих программ» от 30.08.2014 № 393. 8. Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. О.С.Габриэлян, М., Дрофа, 2010. Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005. УМК учителя и ученика | Автор и название учебника | Учебные пособия для учащегося | Учебные пособия для учителя | |
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., переработанное и дополненное– М.: Дрофа, 2010.) | «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 - 2007 | Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия.8». — М.: Дрофа, 2006. | Габриелян О. С, Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В.Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005. | |
| | Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2006. | Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2006. | |
| | Габриелян О. С, Рунов Н. Н., Толкунов В. И.Химический эксперимент в школе. 8 кл. — М.: Дрофа, 2005 | Габриелян О. С, Смирнова Т. В.Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2005. | |
| | | Габриелян О. С, Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2006. | |
| | | Габриелян О. С, Рунов Н. Н., Толкунов В. И.Химический эксперимент в школе. 8 кл. — М.: Дрофа, 2005. |
Учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 - 2007
Указываются все выходные данные печатного издания (год не позднее 2008)
Список учебно-методической литературы для учителя:
1. Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1998.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 20.
А.С. Егоров Репетитор по химии, Ростов –на-Дону «Феникс» 2006
МВ Зуева, НН Гара Школьный практикум Химия 8-9 классы Москва Издательский дом «Дрофа» 2005
Л.В Комиссарова И.Г. Присягина Контрольные и проверочные работы по химии К учебнику ОС Габриеляна «Химия 8 класс» Издательство «Экзамен» Москва 2007
МИ Рябов, ЕЮ Невская Тесты по химии К учебнику ОС Габриеляна «Химия 8 класс» Издательство «Экзамен» Москва 2005
Н.С. Павлова Дидактические карточки-задания по химии К учебнику ОС Габриеляна «Химия 8 класс» Издательство «Экзамен» Москва 2006
Список учебно-методической литературы для учащихся:
1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.
В.А. Крицман Энциклопедический словарь юного химика Издательство «Педагногика» 2005
В.Д.Степин ЛЮ Аликберова Домашняя химия-М:РЭТ; 2006.
Г.В. Пичугина Химия и повседневная жизнь человека Дрофа Москва 2006
Е.Л Касатикова Химия в таблицах и схемах Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008.
Л.А. Савина Я познаю мир Химия Москва АСТ 2005
Ю.Н. Кукушкин Химия вокруг нас Москва Высшая школа 2006
В.В. Девяткин, Ю.М. Ляхова Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке Ярославль Академия, К 2006
В.В. Мартыненко Химия: кислоты и основания Москва «Просвещение» 2005
В. Малышкина Занимательная химия Серия «Нескучный учебник» Тригон Санкт-Петербург 2006.
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Экспортируется в электронный документ Excelпосле внесения в Электронный журнал и выполнения операции «Планирование». Прикладывается к рабочей программе в печатном виде.
Утверждено приказом от 30.08.2014 № 393 «Об утверждении изменения Образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год»
ВАРИАНТ-1
Часть 1
А1. Элемент третьего периода главной подгруппы III группы ПСХЭ - это:
3) магний
2) бериллий
4) бор
А2. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 8 протонов и 10 нейтронов:
3)
2)
4)
А3. Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 17 электронов:
3) хлор
2) сера
4) фтор
А4. Два электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
3) калия
2) магния
4) гелия
А5. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 5 электронов:
3) Si и Са
2) С и Si
4) N и P
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. В периоде металлические свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера усиливаются.
Б. В периоде металлические свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера ослабевают.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Распределение электронов:
А) Ca
1) 2е, 8е, 8е, 2е
Б) Al3+
2) 2е, 8е, 2е
В) N3-
3) 2е, 5е
Г) N
4) 2е, 8е, 3е
5) 2е, 8е,18е,4е
6) 2е, 8е
Б
В
Г
В2. Соединениями с ионной связью являются:
3) BaCl2
5) ZnS
2) CO2
4) Al I3
6) O2
В3. Относительная молекулярная масса хлорида бария BaCl2 равна __________.
Часть 3
С1. Дайте характеристику элемента cZ = 11 (Приложение 3, пункты I (1-5), II (1-4)). Запишите схему строения атомаNa.
Дорогой восьмиклассник!
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.
Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий повышенного уровня (В1-В3), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное объемное задание С1, которое требует полного ответа. За выполнение задания ты можешь получить 3 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально ты можешь набрать 15 баллов. Желаю успеха!
Система оценивания работы:
7-10 баллов – «3»
11-13 баллов – «4»
14-15 баллов – «5»
Ответы.
Часть 1
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Вариант 1
1
3
3
1
4
3
Вариант 2
2
3
2
4
4
3
Часть 2
В1
В2
В3
Вариант 1
1663
345
208
Вариант 2
2654
124
102
ВАРИАНТ-2
Часть 1
А1. Элемент второго периода главной подгруппы III группы ПСХЭ - это:
3) кальций
2) бор
4) магний
А2. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 30 нейтронов:
3)
2)
4)
А3. Атом химического элемента, ядро которого содержит 14 протонов - это:
3) калий
2) кремний
4) цинк
А4. Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:
3) фтора
2) кальция
4) серы
А5. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:
3) N и S
2) O и S
4) B и Al
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. В главной подгруппе неметаллические свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера усиливаются.
Б. В главной подгруппе неметаллические свойства атомов элементов с увеличением порядкового номера ослабевают.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между частицей и распределением электронов по энергетическим уровням:
Распределение электронов:
А) Mg
1) 2е, 8е, 7е
Б) K
2) 2е, 8е, 2е
В) Na+
3) 2е, 7е
Г) Cl -
4) 2е, 8е, 8е
5) 2е, 8е
6) 2е, 8е, 8е,1е
Б
В
Г
В2. Соединениями с ковалентной полярной связью являются:
3) BaCl2
5) O2
2) CO2
4) H2S
6) ZnS
В3. Относительная молекулярная масса оксида алюминия Al2O3 равна _______.
Часть 3
С1. Дайте характеристику элемента cZ = 16 (Приложение 3, пункты I (1-5), II (1-4)). Запишите схему строения его атомаS.
Часть 3
Вариант 1
Вариант 2
I. Положение
элемента
в периодической
системе:
1. порядковый номер, название
Z = 11
Z = 16
2. период
(большой, малый)
3, малый
3, малый
3. ряд
3
3
4. группа, подгруппа
1, главная
6, главная
5. относительная
атомная масса
Ar = 23
Ar = 32
II. Строение
атома элемента
1. заряд ядра атома
+q = + 11
+q = + 16
2. формула
состава атома
(количество р; n; е- )
Na (11p;12n;) 11 е-
S (16p; 16n;) 16 е-
3. схема
строения атома
+11 Na ) ) )
2 8 1
+16 S ) ) )
2 8 6
4. формула
электронной
конфигурации
1s2 2s2 2p6 3s1
1s2 2s2 2p6 3s23p4
5. число е-
на последнем уровне,
металл или неметалл
1, металл
6, неметалл
III. Сравнение
металлических и неметаллических свойств с соседями:
1. по периоду
Na >Mg
S >P
S < Cl
2. по группе (металл с неметаллом
не сравнивать)
Na >Li
Na < K
S > Se
S < O
Схема строения
иона
+11Na+ ) )
2 8
+16S2- ) ) )
2 8 8
Контрольная работа №2 Тема: Соединения химических элементов.ВАРИАНТ-1Часть 1
А1. Смесью веществ в отличие от чистого вещества является:
3) магний
2) водопроводная вода
4) углекислый газ
А2. Ряд формул, в котором все вещества – оксиды:
3) ZnO, ZnCl2, H2O
2) KOH, K2O, MgO
4) H2SO4, Al2O3, HCl
А3. Азот проявляет наибольшую степень окисления в соединении с формулой:
А4. Формула сульфата железа (III):
3) Fe2 (SO4)34) Fe2(SO3)3
А5. В 80 г воды растворили 20 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна:
А. В состав оснований входит ион металла.
Б. В состав оснований входит кислотный остаток.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2 (Цифры в ответе могут повторяться).
В1. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Формула соединения:
А) Оксид алюминия
1) Al(OH)3
Б) Серная кислота
2) Al2 (SO4)3
В) Гидроксид алюминия
3) AlО
Г) Сульфат алюминия
4) Al2O3
5) H2SO4
6) H2SO3
В2. К кислотам относятся:
3) H2SiO3
5) HCl
2) Fe(OH)2
4) Hg(NO3)2
6) SO2
В3. Массовая доля (%) кислорода в серной кислоте равна ______. (Запишите число с точностью до десятых).
C1. Рассчитайте объем кислорода, полученного из 200 л воздуха, если известно, что объемная доля кислорода в воздухе составляет 21 %?
Дорогой восьмиклассник!
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.
Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий повышенного уровня (В1-В3), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное объемное задание С1, которое требует полного ответа. За выполнение задания ты можешь получить 3 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально ты можешь набрать 15 баллов. Желаю успеха!
Система оценивания работы.
7-10 баллов – «3»
11-13 баллов – «4»
14-15 баллов – «5»
Контрольная работа №2 Тема: Соединения химических элементов.ВАРИАНТ-2 Часть 1
А1. Чистое вещество в отличие от смеси - это:
3) кислород4) молоко
А2. Ряд формул, в котором все вещества – основания:
2) K2O, HCl, Ca(OH)2
4) KOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2
A3. Углерод проявляет наименьшую степень окисления в соединении с формулой:
А4. Формула хлорида меди (II):
3) CuCl2
2) Cu(NO3)2
4) CuSO4
А5. В 180 г воды растворили 20 г хлорида натрия. Массовая доля соли в полученном растворе равна:
3) 30 %
2) 20 %
4) 10 %
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. В состав кислот входит ион водорода.
Б. В состав кислот входит кислотный остаток.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между названием вещества и формулой соединения:
Формула соединения:
А) Оксид магния
1) MnCl2
Б) Соляная кислота
2) Mg(OH)2
В) Гидроксид магния
3) HF
Г) Хлорид магния
4) HCl
5) MgCl2
6) MgO
Б
В
Г
В2. К солям относятся:
3) Ba(OH)2
5)Na2S
2) KNO3
4) SO2
6) CaCO3
B3. Массовая доля (%) кислорода в оксиде алюминия равна ______. (Запишите число с точностью до десятых).
Часть 3
C1. Рассчитайте объём воздуха, необходимого для получения 39 л азота, если известно, что объёмная доля азота в воздухе составляет 78 %?
Ответы.
Часть 1
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Вариант 1
2
1
4
3
4
1
Вариант 2
3
4
2
3
4
2
Часть 2
В1
В2
В3
Вариант 1
4512
135
65,3
Вариант 2
6425
256
47,1
Часть 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Элементы ответа:
1. Записано краткое условие задачи
2. Приведены формулы для нахождения объема и количества вещества.
3. Рассчитаны количество вещества и объем углекислого газа; записан ответ
Ответ правильный и полный
3
В ответе допущена ошибка в одном элементе
2
В ответе допущена ошибка в двух элементах
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
1
Решение
Дано: V (О2) =Vвоз • φ (О2) V (О2) =200 • 21 %
Vвоз. = 200 л 100 % 100 %
φ (О2) = 21 %
V (О2) = X л V (О2) =42 л
Ответ: объем кислорода 42 л
2
Решение
Дано: Vвоз. =V(N2) • 100 % Vвоз. =39 • 100 %
V(N2). = 39 л φ (N2) 78 %
φ (N2) = 78 %
Vвоз. = X л Vвоз. =50 л
Ответ: объем воздуха 50 л
Контрольная работа №3
Тема:Изменения, происходящие с веществами.
ВАРИАНТ-1
Часть 1
А1. Физическое явление - это:
3) скисание молока
2) горение древесины
4) плавление свинца
А2. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой Al + Cl2AlCl3, равна:
3) 8
2) 5
4) 7
А3. Схема, являющаяся уравнением химической реакции:
3) Zn +HCl ZnCl2+H2
2) 2Ca + O2 2CaO
4) H2 + О2H2О
А4. Вещество «Х» в схеме: Х + 2HCl = FeCl2 + H2.
3) хлор
2) оксид железа
4) гидроксид железа
А5. Объём водорода, который полностью прореагирует по уравнению реакции 2H2 + O2 = 2H2O с 1 моль кислорода, равен:
3) 44,8 л
2) 22,4 л
4) 67,2 л
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции соединения.
Б. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции разложения.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между левой и правой частями уравнений:
Правая часть:
А) CuO + H2SO4=
1) CuSO4 + H2O
Б) CuCl2 + 2NaOH =
2) CuSO4 + 2H2O
В) Cu(OН2) +2HCl =
3) CuCl2 + H2O
Г) Cu(OН2) + H2SO4=
4) Cu(OH)2 + NaCl
5) CuCl2 + 2H2O
6) Cu(OH)2 + 2NaCl
Б
В
Г
В2. Уравнения реакции обмена:
4) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
2) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
5) LiСl + AgNO3 = LiNO3 + AgCl
3) 2KClO3 = 2KCl + 3O2
6) 2Ca + O2 = 2CaO
Часть 3
C1. По уравнению реакции Cu (OH)2 = CuO + H2O найдите массу оксида меди (II), образовавшегося при разложении 39,2 г гидроксида меди (II).
Дорогой восьмиклассник!
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 9 заданий.
Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня (В1-В2), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное объемное задание С1, которое требует полного ответа. За выполнение задания ты можешь получить 3 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально ты можешь набрать 13 баллов. Желаю успеха!
Система оценивания работы:
7-9 баллов – «3»
10-11 баллов – «4»
12-13 баллов – «5»
ВАРИАНТ-2
Часть 1
А1. Химическое явление - это:
3) испарение бензина
2) плавление льда
4) образование льда
А2. Сумма вcех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой Ca + HClCaCl2 + H2, равна:
3) 3
2) 5
4) 4
А3. Схема, являющаяся уравнением химической реакции:
3) Ca + O2 CaO
2) Mg + HClMgCl2 + H2
4) CO + O2 CO2
А4. Вещество «Х» в схеме: Fe2O3 + 3H2 2Х + 3H2O
3) водород
2) оксид железа
4) гидроксид железа
А5. Объём водорода, который полностью прореагирует по уравнению реакции H2 + Cl2 = 2HCl с 2 моль хлора (н.у.), равен:
3) 44,8 л
2) 22,4 л
4) 67,2 л
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. Из одного сложного вещества образуются два или более новых веществ в реакции
соединения.
Б. Из одного сложного вещества образуются два или более новых веществ в реакции
замещения.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между левой и правой частями уравнений
Правая часть:
А) Na2O + H2SO4=
1) Fe(OH)2 + KCl
Б) FeCl2 + 2KOH =
2) Fe(NO3)2 + 2H2O
В) Fe(OН)2 +2HNO3 =
3) FeNO3 + 2H2O
Г) 2NaOН + H2SO4=
4) Fe(OH)2 + 2KCl
5) Na2SO4 + 2H2O
6) Na2SO4 + H2O
Б
В
Г
В2. Уравнения реакции разложения:
4) Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
2) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
5) NaСl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl
3) 2KNO3 = 2KNO2 + O2
6) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
Часть 3
C1. По уравнению реакции Zn(OH)2 = ZnO + H2O определите массу оксида цинка, который образуется при разложении 198 г исходного вещества.
Ответы.
Часть 1
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Вариант 1
4
4
2
1
3
1
Вариант 2
1
2
1
1
3
4
Часть 2
В1
В2
Вариант 1
1652
25
Вариант 2
6425
36
Часть 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Элементы ответа:
1. Записано краткое условие задачи
2. В уравнении химической реакции записаны необходимые данные.
3. Составлена и решена пропорция, записан ответ
Ответ правильный и полный
3
В ответе допущена ошибка в одном элементе
2
В ответе допущена ошибка в двух элементах
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
1
Дано: 39,2 г Х г
m (Cu(OH)2) = 39,2 г Cu(OH)2 = CuO + H2O
m (CuO) = Х г 1 моль 1 моль
98 г/моль 80 г/моль
98 г 80 г
Х = 32 г
Ответ: образуется 32 г оксида меди
2
Дано: 198 г Х г
m (Zn(OH)2) = 198 г Zn(OH)2 = ZnO + H2O
m (ZnO) = Х г 1моль 1 моль
99 г/моль 81 г/моль
99 г 81 г
Х = 162г
Ответ: образуется 162 г оксида цинка
Итоговая контрольная работа.
ВАРИАНТ-1
Часть 1
А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле серной кислоты равно:
3) 7
2) 4
4) 6
А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме фтора
3) p+ – 9; n0 – 10; ē - 9
2) p+ – 10; n0 – 9; ē – 10
4) p+ – 9; n0 – 9; ē - 19
А3. Группа формул веществ с ковалентным типом связи:
3) HCl, NaCl, H2O
2) H2, Na, CuO
4) CaO, SO2, CH4
А4. Вещество, при растворении которого в воде электролитической диссоциации практически не происходит:
3) хлорид серебра
2) сульфат калия
4) нитрат алюминия
А5. Одновременно могут находиться в растворе ионы:
3) Mg2+, K+, NO3-, SO42 -
2) Fe2+, Na+, OH- , SO42-
4) Ca2+, H+, CO32-, Cl -
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. Оксид фосфора (V) - кислотный оксид.
Б. Соляная кислота - одноосновная кислота.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
Класс соединения:
А) Н3РО4
1) соль
Б) SO3
2) основный оксид
В) Сu(OH)2
3) нерастворимое основание
Г) CaCl2
4) кислотный оксид
5) кислота
6) растворимое основание
Б
В
Г
В2. С раствором гидроксида натрия реагируют:
4) азотная кислота
2) оксид меди (II)
5) магний
3) гидроксид калия
6) оксид углерода (IV)
В3. Масса соли, содержащейся в 150 г 5 %-ного раствора соли, равна _____г. (Запиши число с точностью до десятых).
Часть 3
C1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме:
Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2. Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции.
Дорогой восьмиклассник!
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.
Часть 1 включает 6 заданий базового уровня (А1-А6). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За выполнение каждого задания - 1 балл.
Часть 2 состоит из 3 заданий повышенного уровня (В1-В3), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр. За выполнение каждого задания - 2 балла.
Часть 3 содержит 1 наиболее сложное объемное задание С1, которое требует полного ответа. За выполнение задания ты можешь получить 4 балла.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимально ты можешь набрать 16 баллов. Желаю успеха!
Система оценивания работы:
7-10 баллов – «3»
11-14 баллов – «4»
15-16 баллов – «5»
ВАРИАНТ-2
Часть 1
А1. Число атомов всех химических элементов в молекуле фосфорной кислоты равно:
3) 10
2) 6
4) 8
А2. Число протонов, нейтронов и электронов в атоме хлора
3) p+ – 17; n0 – 18; ē - 18
2) p+ – 17; n0 – 17; ē – 17
4) p+ – 17; n0 – 18; ē - 17
А3. Группа формул веществ с ионным типом химической связи:
3) CO2, BaCl2, NaOH
2) K2O, NaH, NaF
4) Ca, O2, AlCl3
А4. Вещество, которое в водном растворе полностью диссоциирует:
3) сульфат бария
2) нитрат калия
4) гидроксид железа (III)
А5. Одновременно не могут находиться в растворе ионы:
3) Zn2+, K+, Cl -, SO42 -
2) Fe2+, Na+, NO3- , SO42-
4) K+, Na+, OH-, Cl -
А6. Верны ли следующие высказывания?
А. Серная кислота – двухосновная.
Б. Оксид калия – основный оксид.
3) верно только Б
2) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Часть 2
В1. Установите соответствие между формулой вещества и классом соединения:
Класс соединения:
А) LiOH
1) соль
Б) SO2
2) основный оксид
В) HNO3
3) нерастворимое основание
Г) CaCO3
4) кислотный оксид
5) кислота
6) растворимое основание
Б
В
Г
В2. В реакцию с раствором соляной кислоты вступают:
4) карбонат натрия
2) гидроксид магния
5) хлорид бария
3) оксид натрия
6) оксид серы (VI)
В3. В 450 г воды растворили 50 г соли. Массовая доля соли в полученном растворе равна_____%. (Запиши число с точностью до десятых).
Часть 3
C1. Составьте уравнения химических реакций согласно схеме
Na → NaOH → Cu(OH)2 → CuO → Cu. Назовите все сложные вещества, укажите тип реакции.
Ответы.
Часть 1
А1
А2
А3
А4
А5
А6
Вариант 1
3
3
1
3
3
2
Вариант 2
4
4
2
2
1
2
Часть 2
В1
В2
В3
Вариант 1
5431
146
7,5
Вариант 2
6451
234
10,0
Часть 3 (возможный вариант ответа)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Баллы
Правильно записаны 4 уравнения в молекулярном виде, указан тип реакции, названы сложные вещества
4
В одном уравнении реакции допущена ошибка или ответ неполный
3
В двух уравнениях реакций допущена ошибка или ответ неполный
2
В трех уравнениях реакций допущена ошибка или ответ неполный
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
1
1) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O – реакция разложения
гидроксид оксид вода
железа(III) железа(III)
2) Fe2O3 + 3Н2 = 2Fe + 3Н2О – реакция замещения
3) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 – реакция замещения
серная сульфат
кислота железа(II)
4) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 – реакцияобмена
гидроксид гидроксид сульфат
натрия железа (II) натрия
2
1) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 - реакция замещения
вода гидроксид
натрия
2) 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl – реакция обмена
хлорид гидроксид хлорид
меди (II) меди (II) натрия
3) Cu(OH)2 = CuO + H2O– реакция разложения
оксид
меди(II)
4) CuO + H2 = Cu + H2O– реакция замещения
Практические работы:
Практическая работа
Тема: Правила техники безопасности в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и
лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
В КАБИНЕТЕ ХИМИИ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Есть, пить в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус;
Брать вещества руками;
Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;
Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину;
Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки и банки, из которых они были взяты;
Набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости;
Набирать одной и той же ложечкой или пипеткой различные вещества;
Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок;
Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;
Работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня;
Переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
Перебрасывать друг другу какие-либо предметы;
Бесцельно смешивать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению, проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой;
Уносить с собой, что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;
Зажигать спиртовку без надобности;
Оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием
а) Устройство лабораторного штатива
б) Приёмы работы со спиртовкой
1.Держатель фитиля;
2, 4. Резервуар для спирта;
3. Фитиль;
5. Колпачок.
Практическая работа
Тема: Очистка загрязненной поваренной соли.
Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
С техникой безопасности знаком (а) ___________________________
Ход.
Получите загрязненнуюсоль. Поместите её в стакан и растворите в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).
Разделите получившуюся смесь фильтрованием:
А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку
Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей
В) отфильтрованный раствор сохраните.
Проведите выпаривание:
А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку
Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите
4. Сравните полученную соль с выданной в начале работы
5. Оформите отчет о работе
Что наблюдали
Объяснения и выводы
1. Растворение соли
При добавлении воды соль…, а песок …
Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …
2. Приготовление фильтра
3. Фильтрование (рисунок)
На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается …
Происходит разделение …, так как они отличаются…
4. Выпаривание (рисунок)
При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль …
Произошло разделение …, так как у них разные
Вывод:
Практическая работа
Тема: Признаки химических реакций.
Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
Практическая работа
Тема: Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Цель работы:
закрепить важнейшие химические понятия: относительная молекулярная и молярная массы, количество вещества, моль, постоянная Авогадро, массовая доля растворенного вещества;
научиться выполнять такие лабораторные операции, как взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ, приготовление растворов;
практически закрепить химические расчеты с использованием указанных выше физико-химических характеристик.
Инструкция к работе
1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл.
2. Рассчитайте массу сахара и приготовьте раствор сахара. Для этого:
соберите весы;
поместите на левую чашку весов кружок фильтровальной бумаги и уравновесьте весы, размещая разновесы на правой чашке.
на кружок фильтровальной бумаги поместите чайную ложку сахарного песка и взвесьте;
взвешенный сахар перенесите в колбу с водой и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения.
3. Рассчитайте массовую долю сахара в полученном вами растворе:
ω = mсахара :mраствора; mраствора = mсахара + mводы;
mводы= V воды · ρ воды; ρ воды = 1гр∕мл
4. Рассчитайте число молекул сахара в полученном вами растворе:
Nмолекул сахара = NA · nсахара; nсахара = mсахара :Мсахара
Сахар на 99,9% состоит из сахарозы, имеющей формулу С12Н22О11.
Сделайте расчеты молекулярной относительной и молярной массы сахара.
5.* Рассчитайте число молекул в одном глотке раствора сахара:
Nмолекул сахара в одном глотке = Nмолекул сахара в растворе : 15, где 15 – число глотков.
6. Приведите свое рабочее место в порядок.
7. Составьте отчет о проделанной работе.
ОТЧЕТ:
Оборудование: ______________________________________________________________________
Реактивы: __________________________________________________________________________
Расчетная часть
Выводы
1. Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте ее в коническую колбу емкостью 100 мл
(рисунок)
V воды = 50 мл
Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливается по __________________________ .
2. Взвесить __________на лабораторных весах.
(рисунок),
указать, на какую чашу весов ставят разновесы, а на какую – вещество.
mсахара = ______гр
Для приготовления раствора нужно: ____________________.
3. Взвешенный сахар массой ____гр растворить в 50 мл воды.
mраствора = mсахара + mводы;
mраствора = _______гр
Полученный раствор представляет собой ___________________________
(Указать: однородную или неоднородную смесь)
4. Выполнить расчеты:
Дано:
V воды = 50 мл mсахара = ____грmраствора = ____гр Найти: ωсахара %
ωсахара % = __________
Nмолекул сахара = __________
Практическая работа
Тема: Свойства кислот, оснований, оксидов и солей (стр.241, учебник 8 класса)
«Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты».
Цели:
- опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;
- проверьте экспериментально ваши предположения;
- сделайте вывод.
Оборудование:
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:
Теоретический анализ
Прогнозирование
(предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде)
Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде)
Выводы
1.Изменение цвета индикатора.
2.Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с оксидами металлов.
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.
5. Взаимодействие с солями.
Практическая работа
Тема: Решение экспериментальных задач.
Цель работы:
повторить свойства оксидов, оснований, кислот, солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач;
научиться распознавать вещества, помещенные в склянки без этикеток;
научиться оформлять экспериментальное решении задач этого типа в отчете о практической работе.
Инструкция к работе:
1. Особенностью экспериментального решения задач является то, что для опыта берут определенную порцию вещества - «пробу». При распознавании веществ, при проведении нескольких разных опытов с одним веществом или при решении задачи разными способами берут несколько проб. Чтобы не перепутать пробирки с растворами, ставьте их друг за другом в штатив для пробирок.
2. Каждую экспериментальную задачу можно решить несколькими способами – выберите из них самый рациональный, т.е. тот, в котором нужный результат достигается при выполнении меньшего числа операций.
3. Составьте план решения задач.
4. Проверьте наличие на рабочем месте необходимого оборудования, реактивов.
5. Решите задачи одного из предложенных учителем вариантов.
6. Вымойте посуду и приведите рабочее место в порядок.
7. Оформите отчет о проделанной работе.
Вариант 1.
Реактивы: вода, смесь железа и сахара, растворы хлорида бария, хлорида железа (III), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия, в пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.
Вариант 2.
Реактивы: вода, смесь железа и соли, растворы соляной кислоты, серной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата меди (II), гидроксида натрия, в склянке без этикетки раствор сульфата натрия, в пробирках №№1, 2, 3 растворы хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.
Задание 1.
Исходя из свойств веществ, разделите вам смесь. Ответ изобразите в виде рисунка с обозначениями.
Задание 2.
В склянке без этикетки находится бесцветный раствор. Предполагается, что это:
Вариант 1: раствор хлорида калия
Вариант 2: раствор сульфата натрия.
Проведите опыт, подтверждающий данное предположение. Результат занесите в таблицу отчета. Уравнения запишите в молекулярной и ионной формах.
Задание 3.
В пробирках №№1, 2, 3 находятся растворы следующих веществ:
Вариант 1: растворы сульфата натрия, карбоната натрия, фосфата натрия.
Вариант 2: растворы хлорида калия, сульфата калия, фосфата калия.
Опытным путем докажите, в какой склянке находится каждое из веществ. Результаты внесите в отчет.
Практическая работа
Тема: Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Практическая работа
Тема: Анализ почвы и воды.
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,
спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку( почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Опыт №3. Определение прозрачности воды
Практическая работа №1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и лабораторным оборудованием.
Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая колбы, спички.
Инструкция по технике безопасности:
1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием
а) Устройство лабораторного штатива
б) Приёмы работы со спиртовкой
1. Держатель фитиля;
2, 4. Резервуар для спирта;
3. Фитиль;
5. Колпачок.
Практическая работа №2
Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.
Инструкция по технике безопасности:
1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Практическая работа №5
Признаки химических реакций
Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.
Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.
Инструкция по технике безопасности:
1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
4. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
5. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
6. Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
7. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение атомов химических элементов»
Вариант №1
1.Расположите химические элементы
а) в порядке возрастания неметаллических свойств P, Cl, Mg;
б) в порядке возрастания неметаллических свойств Tl, Al, Ga.
2.Дайте характеристику химических элементов B, C, Si по плану:
1. химический символ и название элемента;
2. порядковый номер;
3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа;
4. заряд ядра атома;
5. число протонов и нейтронов в ядре;
6. общее число электронов;
7. число энергетических уровней;
8. число электронов на внешнем энергетическом уровне;
9. схема строения атома;
10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).
3.Укажите тип химической связив соединениях: O2, Na, HBr, NaF. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).
Контрольная работа № 1 по теме «Строение атомов химических элементов»
Вариант №2
1. Расположите химические элементы
А) в порядке возрастания неметаллических свойств C, Be, N.
Б) в порядке возрастания неметаллических свойств Ba, Mg, Sr.
2.Дайте характеристику химических элементов O, S, Cl по плану:
1. химический символ и название элемента;
2. порядковый номер;
3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа;
4. заряд ядра атома;
5. число протонов и нейтронов в ядре;
6. общее число электронов;
7. число энергетических уровней;
8. число электронов на внешнем энергетическом уровне;
9. схема строения атома;
10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).
3.Укажите тип химической связи в соединениях: H2O, F2, K, KCl. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»
Вариант №1
1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: NO2, NO, N2O, H3N. (4 балла)
2. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых O2, H3N, Mg, KCl. (4 балла)
3. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H3PO4, CaCO3, P2O5, Fe(OH)3. (8 баллов)
4. В 60г раствора содержится 18г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе. (30%), (4 балла)
5. Какой объём кислорода может быть получен из 5м3 воздуха, если объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%? (1,05%), (4 балла)
Максимум 24 балла.
95% от выполненной работы - «5», 70% - «4», 50% - «3»
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».
Вариант №2
1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: CO2, SiH4, H3P, P2O5. (4 балла)
2. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых SO3, N2, Ca, FeCl3. (4 балла)
3. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества SO3, HCl, Cu(OH)2, FeCl3. (8 баллов)
4. В 200г воды растворили 50г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе. (20%), (4 балла)
5. Какой объём азота может быть получен из 12м3 воздуха, если объёмная доля азота в воздухе равна 78%? (9,36%), (4 балла)
Максимум 24 балла.
95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»
Вариант №3
1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: AlI3, P2O5, H2O, Mn2O3. (4 балла)
2. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых СO2, H2, Аg, KCl. (4 балла)
3. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества KNO3, CO, H2S, Zn(OH)2. (8 баллов)
4. Для приготовления раствора соли взяли 4г нитрата калия и 21г воды. Определите массовую долю соли в данном растворе. (16%), (4 балла)
5. Какая масса соли и воды потребуется для приготовления 340г раствора с массовой долей 12%? (40,8г и 299,2г), (4 балла)
Максимум 24 балла.
95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»
Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»
Вариант №4
1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: SF6, NO2, CF4, I3N. (4 балла)
2. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых I2, HCl, MgCl2, Zn. (4 балла)
3. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H2SO3, FeO, Mg(OH)2, ZnSO4. (8 баллов)
4. Вычислите массовую долю сахарозы в растворе, содержащем воду массой 250г и сахарозу массой 50г. (16,7%), (4 балла)
5. 400г 20% раствора соли выпарили. Рассчитайте массу сухой соли и массу испарённой воды. (80г и 320г), (4 балла)
Максимум 24 балла.
95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Вариант №1
1. Разделите явления на физические и химические:
а) плавление металла, б) ржавление железа, в) образование зелёного налёта на бронзовых изделиях, г) движение автомобиля, д) полёт самолёта. (5 баллов)
2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:
А) Li + N2 → Li3N (1 балл)
Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)
В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)
Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)
3. Решить задачу. Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)? (Ответ 67,2л) (6 баллов)
4. Решить задачу. Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция? (Ответ 11,2г) (7 баллов)
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Вариант №2
1. Разделите явления на физические и химические:
а) плавление парафина, б) созревание плодов, в) сгорание бензина в автомобильном двигателе, г) движение велосипеда по шоссе, д) растворение сахара в чае. (5 баллов)
2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:
А) Al + CuCl2 → Cu + AlCl3 (1 балл)
Б) HgO → Hg + O2 (1 балл)
В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)
Г) Al + O2 → Al2O3 (1 балл)
3. Решить задачу. Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития по уравнению 4Li + O2 = 2Li2O (Ответ 7г) (6 баллов)
4. Решить задачу. Какая масса фосфора может вступить в реакцию с 5,6л кислорода по уравнению 4Р + 5О2 =2Р2О5 (Ответ 6,2л) (7 баллов)
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Вариант №3
1. Разделите явления на физические и химические:
а) изготовление фигур из стекла, б) закат Солнца, в) созревание яблок,
г) выпекание печенья, д) распространение плодов одуванчика. (5 баллов)
2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:
А) HNO3 + Al(OH)3 → Al(NO3) 3 + H2O (1 балл)
Б) H2SiO3 → H2О + SiO2 (1 балл)
В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)
Г) Al + Cl2 → AlCl3 (1 балл)
3. Решить задачу. Сколько граммов оксида серы образуется, если окисляется кислородом воздуха 8г серы? (Ответ:24г) (6 баллов)
4. Решить задачу. Сколько граммов кислорода вступит в реакцию, чтобы образовалось 224г оксида кальция? (Ответ:64г) (7 баллов).
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Вариант №4
1. Разделите явления на физические и химические:
а) выпекание торта, б) постройка гнезда ласточкой, в) получение кислорода, г) изготовление салата из помидоров и огурцов, д) горение бытового газа. (5 баллов)
2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:
А) Li + N2 → Li3N (1 балл)
Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)
В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)
Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)
3. Решить задачу. Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)? (Ответ: 67,2л) (6 баллов)
4. Решить задачу. Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция? (Ответ: 11,2г) (7 баллов)
Контрольная работа № 4 по теме «Свойства растворов электролитов»
Вариант №1
1. Даны уравнения:
1) FeO + 2H+ = H2O + Fe2+
2) 2H+ + Cu(OH)2 = Cu2+ + 2H2O
3) SiO32- + 2H+ = H2SiO3↓
4) 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O
5) Zn0 + 2H+ =Zn2+ + H20↑
А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 4 запишите два молекулярных уравнения.
2. Даны переходы:
Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaCO3
А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.
В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.
3. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для сульфата железа (III).
Контрольная работа № 4 по теме «Свойства растворов электролитов»
Вариант №2
1. Даны уравнения:
1) H2SiO3 + 2ОН- = 2H2O + SiO32-
2) H+ + ОН- = H2O
3) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓
4) SO2 + 2OH- = SO32- + H2O
5) NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O
А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?
Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 3 запишите два молекулярных уравнения.
2. Даны переходы:
S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3 → SO2
А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?
Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.
В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.
3. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для хлорида бария.
Итоговая контрольная работа №5
Вариант №1
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
Si→P→S→Cl
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшуюэлектроотрицательность?
3. Данывещества:
MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов,
в) кислот; г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl←MgCL2→Mg→MgO→MgSO4 →Mg(OH)2
Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?
Итоговая контрольная работа №5Вариант №2
1. Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.
2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:
C→N→O→F
- у какого элемента радиус атома наименьший?
- какой элемент имеет наименьшуюэлектроотрицательность?
3. Данывещества:
MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3 FeO SiO2 CaO
Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот, г) солей.
4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:
AgCl←FeCL2→Fe→FeO→FeSO4 →Fe(OH)2
5. Какова масса и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии 24 г угля с кислородом?
В нашем каталоге доступно 74 663 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В рабочей программе сотавлена на основе авторской программы О.С. Габриэляна. в программе содержится паспорт программы, пояснительная записка, место учебного предмета в учебном плане, результаты усвоения программы, практическая часть, содержание программы, тематический план, критерии оценивания, учебно-методическое обеспечение, методы обучения, контрольные работы по программе, практические работы, также будет представлено на сайте и календарно-тематическое планирование для 8 класса и для 9 класса на 2 часа в неделю. Прорамма составлена для изучния химии в 2014-2015 учебном году.
6 665 052 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Щурихина Фларида Фасхетдиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.