Главная / Химия / Рабочая программа по химии для 8-9 классов

Рабочая программа по химии для 8-9 классов

Рассмотрено на заседании Утверждено

методического совета Приказ по школе

Протокол № 1 от 29.08.2014 года № 61/3от 2.09.2014 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по химии

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

для 8-9 класса(ов)



Муниципального бюджетного образовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области



Гвоздева Е. А.

(Ф.И.О. педагога)



Период реализации программы 2014-2015 уч. год.

.
























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения предмета:

Изучение химии в основной общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей:

● Освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

● Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, применять полученные знания для объяснения химических явлений и получения новых веществ, проводить химический эксперимент, оценивать полученные результаты, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций, используя научный подход;

● Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний, в том числе и компьютерных;

● Воспитание убежденности и необходимости приобретения химических знаний, отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

● Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи раздела «Химия-8-9»

Обучение

• Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – тест, урок – лекция, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.

• Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно – исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.

Развитие

• Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

Воспитание

• Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности, химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  1. 3. Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
    «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. 4. Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

5. Приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

6. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

7. Закона Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);

8. Приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

9. Приказа Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (от 28.08.2013 года №75/1) .

Сведения о программе:

Настоящая программа составлена на на основе:

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ на 2014-2015 годы;

-примерной программы основного общего образования по химии (приложение к письму Минобрнауки России от 7 июля 2005 года №03-1263);

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089);

- примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов. Химия/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008);

- авторской программы О. С. Габриеляна (рассмотрена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 г.);

- авторской программы И. Г. Остроумова, А. С. Боева, О. С. Габриеляна (2006 г).

Обоснование выбора:

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по программе О. С. Габриеляна, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей (с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ), логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ и расчетных задач. Поэтому, на мой взгляд, данная программа является наиболее приемлемой для учащихся.

Информация о внесенных изменениях:

Учебное содержание данной программы базируется на содержании примерной программы. Однако при изучении химии в 8 классе в программу внесены следующие изменения:

Увеличено количество часов с 5 до 9 на изучение темы «Введение в химию», т.к. на мой взгляд необходимо познакомить учащихся с атомно-молекулярным учением, законом постоянства состава веществ, валентностью и ввести дополнительное время на расчет массовых долей элементов, потому, что задания на эту тему вставлены в ГИА по химии. Увеличение числа часов произошло так же из-за введения практической работы: «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» из практикума №1.

Увеличено количество часов с 10 до 12 на изучение темы «Атомы химических элементов» из-за того, что более целесообразным, на мой взгляд, является разобрать строение кристаллических решеток вместе с изучением видов химических связей. В этот раздел также добавлена тема «Характеристика химического элемента».

Уменьшено количество часов на изучение темы «Простые вещества» с 7 до 4, т.к. металлы и неметаллы более детально будут еще рассмотрены в курсе химии 9 класса.

Увеличено количество часов на изучении темы «Соединения химических элементов» с 12 до 14, т.к. хотя здесь не рассматривается строение решеток, изученное в предыдущей теме, увеличение числа часов произошло из-за введения практической работы: «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли» из практикума №1.

Не изменилось общее количество часов на изучение темы «Изменения, происходящие с веществами», хотя в тему введена практическая работа «Признаки химических реакций» из практикума №1, за счет экономии времени на изучение классификации химических реакций.

Уменьшено количество часов отведенное на изучение темы «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» с 18 до 17 часов, за счет объединения нескольких параграфов темы, но сюда внесено 3 практические работы из практикума №2.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и 7 у Габриеляна, распределены по другим темам курса. Такие работы как «Наблюдение за горящей свечой» и «Анализ почвы и воды» вообще не рассматриваются, так как на мой взгляд оставшееся от них время и часть из резервного времени удачнее пустить на изучение темы «Скорость химических реакций. Химическое равновесие», а не изучать эту тему в 9 классе, т.к. там и так наблюдается перенасыщение программы из-за введения в курс органической химии.

В 9 классе учащиеся изучают химию элементов и их соединений, а последняя тема служит введением в мир органических веществ. Освоение учащимися всех теоретических понятий химии за первый год обучения, с одной стороны, создает необходимый базис для изучения неорганической и органической химии, а с другой стороны ставит задачу повторить полученные в 8 классе знания. Поэтому, вначале изучения курса несколько часов отводится на повторение, и только потом осуществляется переход к изучению химии элементов и к органической химии. Данный принцип построения рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской программой учебного курса в 9 классе:

Увеличено количество часов с 6 до 10 на повторение основных вопросов курса химии 8 класса в теме «Общая характеристика химических элементов» не только из-за более детального повторения, но и из-за внесения практических работ «Осуществление цепочки химических превращений» и «Определение выхода продукта реакций» из практикума №1.

Увеличено количество часов с 15 до 16 в теме «Металлы», т.к. в эту тему из практикума №1 внесены практические работы «Экспериментальные задачи по распознаванию и определению веществ» и «Качественные реакции на ионы металлов».

Не изменено количество часов на изучение темы «Неметаллы» не смотря на то, что я объединила изучение общей характеристики неметаллов с темами воздух, инертные газы и химические элементы в живых организмах, т.к. общую характеристику более детально учащиеся изучили в 8 классе, а остальные темы хорошо рассматриваются в курсе биологии. Уменьшено количество времени отведенное на изучение минеральных удобрений. Однако изменения в количестве часов не произошло из-за включения в тему урока «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, и включения всех практических работ из практикума №2. Правда работы «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»» и «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота» для экономии времени объеденены в одну работу.

Увеличено количество часов с 10 до 19 на изучение темы «Органические соединения», т. к. сюда вынесены некоторые вопросы касаемые строения углерода из предыдущей темы и отведено несколько часов на решение задач на выведение формул органических веществ.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 3 и 5 у Габриеляна, распределены по другим темам курса.

Считаю, что в таком изложении эта рабочая программа наиболее соответствует новым образовательным стандартам.

Однако возможны изменения программы в связи с объективными причинами.

Определение места и роли учебного курса:

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего

образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Рос-

сийской Федерации отводит 140 часов.

Информация о количестве учебных часов:

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Рабочая программа рассчитана на 138 часов, т.е. предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю в 8 и 9 классах в течение 1 учебного года, из которых 11 часов отводится на практические работы, 9 часов на контрольные работы, 10 часов на промежуточное тестирование, 16 часов на решение расчетных задач. В процессе прохождения программы планируется проведение ученических исследований и работа над проектами.

Формы организации образовательного процесса:

Содержание программы носит развивающий характер. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

индивидуальная (консультации);

групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);

практикумы (проведение практических работ).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

- лекции с использованием презентаций по теме или материалов CD-дисков по неорганической и органической химии;

- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение расчетных задач разной сложности по индивидуальным карточкам, работа над проектами);

- комбинированные уроки;

- практические занятия;

- исследовательские уроки.

Технологии обучения:

Как активный субъект образовательного процесса, учитель ставит цель: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, снятие усталости и трудностей, качественное усвоение предмета, развитие научного интереса, повышение уровня практической направленности химии. Для решения поставленных задач учитель использует личностно-ориентированный подход.

При этом используются различные педагогические технологии: компьютерная, развивающая, разноуровневого обучения, проблемного обучения, проектная, дидактическая многомерная технология, здоровьесберегающая, игровая технология.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни; использование различных видов домашних заданий: работа с текстом учебника, выполнение упражнений, решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, презентаций, составление ЛСМ.

Ключевые компетенции (компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования):

  • Здоровьесберегающая

  • Коммуникативная

  • Информационная

  • учебно-познавательная

  • компетенция профессионального самоопределения

Учащийся при изучении курса химии в 8-9 классе должен быть включен в активную деятельность и общение, что достигается в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций:

Задачи

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений

Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.

Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений

Усвоение фактического материала по предмету

Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений

Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.

Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений

Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы

Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

Виды и формы контроля:

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как вводный, текущий, тематический, итоговый контроль. Формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, самостоятельные работы, химические диктанты, работы с карточками, практические работы, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, работа над проектами, контрольная работа.

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой МБОУ ООШ по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован следующим образом:

  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

  • При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться пред­ставлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме ис­следовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

  • Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Информация об используемом учебнике:

Рабочая программа «Химия» 8-9 классы предназначена для работы в общеобразовательной основной школе по учебнику О.С.Габриеляна. Учебники: «Химия-8» общеобразовательных учреждений, базовый уровень, – 16-е изд. – М.: Дрофа, 2010г, «Химия-9» (рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005) которые составляют единую линию учебников, соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализуют авторскую программу О.С.Габриеляна.








































2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (138 часов).


Раздел

Класс


Коли-

чест-

во

часов

Содержание

учебного

материала

Требования к уровню подготовки по теме

Темати-

ческий контроль

Введение в химию


8

9

Предмет химии. Ве-щества. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткий очерк развития химии. Основоположники оте-чественной химии. Пра-вила ТБ при работе в кабинете химии. Прие-мы обращения с лабора-торным оборудованием и нагревательными при-борами. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Знаки хи-миических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава веществ. Атомно - молекулярное учение. Массовые доли. Валентность.

Расчетные задачи: на определение молеку-лярной массы, соотно-шение масс элементов, нахождение массовых долей элементов в фор-муле.

Знать/понимать: важнейшие химичес-кие понятия: вещество, химический элемент, ион, атом, молекула, простые и сложные ве-щества, физические и химии-ческие явления, валентность, символ, пра-вила техники безопасности при работе в кабинете химии; основные законы химии: периодический закон, закон постоянства состава веществ, закон сохранения массы веществ;

Уметь: характеризовать элементы ма-лых периодов по их положению в периоди-ческой системе Д.И.Менделеева; называть: формулы элементов по русски и по латыни; составлять: формулы по валентности; проводить самостоятельный поиск химиической информации с исполь-зованием различных источников, исполь-зовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в при-роде, быту и на производстве; экологичес-ки грамотного поведения в окружающей среде; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; решения практических задач повседневной жизни; критической оценки достоверности химической инфор-мации, поступающей из разных источни-ков; химически грамотного использования веществ и материалов применяемых в быту, сельском хозяйстве и на произ-водстве.

Практичес-кая работа: «Правила ТБ при работе в кабинете хи-мии. Прие-мы обраще-ния с лабо-раторным оборудова-нием и наг-ревательны-ми прибора-ми», карточ-ки-задания, химиичес-кий диктант, зачет, тести-рование.


Атомы химичес-ких эле-ментов

8

12

Основные сведения о строении атома. Изо-топы. Строение элект-ронных оболочек ато-мов. Общая характе-ристика элемента по положению его в пери-одической системе. Хи-мическая связь: кова-лентная полярная и неполярная, ионная, ме-таллическая, водород-ная. Кристаллические решетки.


Знать/понимать: важнейшие химичес-кие понятия: химическая связь, электро-отрицательность, ионы, нейтроны, про-тоны, электроны, кристаллические решет-ки, изотопы; основные теории химии: химической связи;

Уметь: определять: вид химической связи и тип кристаллической решетки, заряд иона; характеризовать: строение атома, общие химические свойства метал-лов и неметаллов по их положению в пери-одической системе; объяснять: законно-мерности изменения свойств химических элементов в пределах периодов и групп; проводить: самостоятельный поиск хи-миической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представ-ления в различных формах.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки достоверности химической инфор-мации, поступающей из разных источни-ков.

Проекты, тесты, карточки-задания, тестирован-ная конт-рольная ра-бота.


Простые вещества.

8

4

Простые вещества – металлы и неметаллы. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем. Относительная плот-ность газов.

Расчетные задачи: на определение количества вещества по массе, объ-ему, числу частиц и наоборот.

Знать/понимать: важнейшие химии-ческие понятия: количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов;

Уметь: определять: по ПС принадлеж-ность элемента к металлам или неметалл-лам; характеризовать: общие хими-ческие свойства металлов и неметаллов по их положению в периодической системе; решать задачи: на определе-ние молярной массы, молярного объема, относительной плотности;

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки достоверности химической инфор-мации, поступающей из разных источников.

Карточки-задания

Соедине-ния хими-ческих элементов

8

14

Степень окисления. Бинарные соединения. Массовые и объемные доли элементов. Приго-товление раствора са-хара и определение мас-совой доли сахара в растворе. Основные классы соединений: оксиды, основания, кис-лоты и соли. Чистые вещества и смеси.

Расчетные задачи: на массовую и объемную доли компонентов в смеси.

Знать/понимать: важнейшие химичес-кие понятия: степень окисления, оксиды, кислоты, основания, соли, чистое вещест-во, смесь;

Уметь: называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: принадлеж-ность веществ к различным классам сое-динений; выполнять химический эксперимент: по приготовлению раство-ра сахара и определению массовой доли сахара в растворе;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятель-ности и повседневной жизни для: безопасного обращения с лабораторным оборудованием; решения практических задач; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

Практичес-кая работа: «Приготов-ление раст-вора сахара и определе-ние массо-вой доли сахара в растворе», карточки-задания, тесты, тести-рованная контроль-ная работа.

Измене-ния, про-исходящие с вещест-вами

8

10

Физические и химичес-кие явления. Признаки химических реакций.

Закон сохранения мас-сы веществ. Химичес-кие уравнения. Класси-фикация химических реакций по числу и сос-таву исходных и обра-зуемых веществ, тепло-вому эффекту. Получе-ние кислорода и водо-рода и изучение их свойств.

Расчетные задачи: на расчеты по химическим уравнениям.

Знать/понимать: важнейшие химичес-кие понятия: соединение, разложение, замещение, обмен, горение, тепловой эффект реакции, экзотермическая, эндотер-мическая реакции, катализаторы, фермен-ты, скорость химической реакции, катализ, обратимость; основные законы химии: закон сохранения массы и энергии;

Уметь: называть признаки и условия осуществления изученных реакций, типы химических реакций; определять тип химической реакции, продукты химичес-кой реакции по формулам исходных ве-ществ, принадлежность веществ к различ-ным классам соединений; выполнять хи-мический эксперимент по распознаванию признаков химических реакций, по полу-чению кислорода и водорода и изучению их свойств ; проводить получение и соби-рание газов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с горючими и токсичными ве-ществами, лабораторным оборудованием; решения практических задач повседневной жизни.

Практичес-кие работы: «Признаки химических реакций», «Получение кислорода и изучение его свойств», «Получение водорода и изучение его свойств», карточки-задания, тесты, тес-тированная контроль-ная работа.

Скорость химичес-ких реак-ций. Хи-мическое равнове-сие.


8

4

Скорость химических реакций и условия вли-яющие на нее. Обрати-мые и необратимые реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.

Расчетные задачи: на определе6ние скорости реакций и смещение химического равнове-сия.

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

Уметь: называть признаки и условия осу-ществления изученных реакций, факторы, влияющие на скорость химических реак-ций, типы химических реакций, условия смещения химического равновесия; объяснять зависимость скорости реакции и химиического равновесия от различных факторов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.

Карточки-задания, проекты.

Растворе-ние. Раст-воры. Реакции ионного обмена и окисли-тельно – восста-новитель-ные реакции.


8

17

Растворение. Раствори-мость. Электролитичес-кая диссоциация. Ион-ные реакции. Условия протекания химических реакций между раство-рами до конца. Оксиды, основания, кислоты, соли, их классификация и свойства. Генетичес-кая связь между клас-сами веществ. Окисли-тельно- восстановитель-ные реакции.


Знать/понимать: важнейшие химические понятия: растворение и растворитель, окислитель и восстанови-тель, окисление и восстановление, гидро-лиз;

Уметь: называть: свойства изученных неорганических веществ; признаки и усло-вия осуществления изученных реакций, ха-рактер среды растворов при гидролизе, ка-чественные реакции изученных соединений; определять: продукты химической реакции по формулам исход-ных веществ, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам соединений; выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганичес-ких веществ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с горючими и токсичными ве-ществами, лабораторным оборудованием; решения практических задач повседневной жизни; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников; химически грамотного использования веществ и материалов при-меняемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Практичес-кие работы: «Ионные реакции», «Условия протекания химических реакций между раст-ворами до конца», «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». «Решение эксперимен-тальных за-дач».проек-ты, тесты, карточки-задания, тестирован-ная конт-рольная работа..


Общая ха-рактерис-тика хими-ческих элементов


9

10

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Основные классы сое-динений, амфотерность. Гидролиз. Виды связи и типы кристаллических решеток. Осуществле-ние цепочки химичес-ких превращений. Определение выхода продукта реакции. Классификация химии-ческих реакций, реак-ции ионного обмена, окислительно-восста-новительные реакции. Общие закономерности химических реакций.

Расчетные задачи: нахождение массы, объема и количества вещества продукта реакции по массе, объе-му и количеству исход-ного вещества ( в том числе по массе раствора с данной массовой до-лей растворенного ве-щества или по массе исходного вещества, содержащего опреде-ленную массу приме-сей) и наоборот, на вы-числение скорости реакций и определение смещения равновесия в прямом или обратном направлении.


Знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, амфотерность, ион, химическая связь, электроотрицатель-ность, степень окисления, электролит и неэлектролит, электролитическая диссо-циация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость хими-ческой реакции, катализ, химическое равновесие; основные законы химии: перио-дический закон, закон сохранения массы и энергии; основные теории химии: химиической связи, электролити-ческой диссоциации;

Уметь: называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной но-менклатуре; свойства изученных неорга-нических веществ; признаки и условия осуществления изученных реакций, факто-ры, влияющие на скорость химических реакций, типы химиических реакций, условия смещения химического равнове-сия, характер среды растворов при гидро-лизе, качественные реакции изученных соединений; определять: тип химиичес-кой реакции, продукты химической реак-ции по формулам исходных веществ, заряд иона, принадлежность веществ к различ-ным классам соединений; характеризовать: элементы малых перио-дов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; объяснять: зависимость скорости реакции и химичес-кого равновесия от различных факторов, законномерности изменения свойств хи-миических элементов в пределах периодов и групп; выполнять химический экспе-римент: по осуществлению превращений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в при-роде, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей сре-де; безопасного обращения с лаборатор-ным оборудованием.

Практичес-кие работы: «Осуществ-ление цепоч-ки химичес-ких превра-щений»,

«Определе-ние выхода продукта реакции», тестирован-ная конт-рольная ра-бота..


Металлы


9

16

Общая характеристика металлов, положение в периодической системе, физические и химичес-кие свойства металлов и их соединений. Сплавы. Электролиз. Коррозия и методы защиты от нее. Щелочные, щелочно-земельные металлы, алюминий, железо. Качественные реакции на ионы металлов.

Расчетные задачи: на нахождение массо-вой доли каждого ме-талла в сплаве, на опре-деление выхода металла по току, на электролиз.


Знать/понимать: важнейшие химиические понятия: электролиз, коррозия, сплавы, ще-лочные и щелочно-земельные металлы;

Уметь: называть: свойства изученных неорганических веществ; признаки и усло-вия осуществления изученных реакций, факторы, влияющие на скорость химичес-ких реакций, качественные реакции изу-ченных соединений; характеризовать: элементы по их положению в периоди-ческой системе Д.И. Менделеева, общие химические свойст-ва металлов, химичес-кое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту и сельском хозяйстве, строение и общие свойства металлов, связь между составом, строением и свойствами изу-ченных веществ, способы предупреждения коррозии, промышленные способы полу-чения алюминия, чугуна, стали; объяснять: причину и сущность химии-ческой и электрохимической коррозии; выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганичес-ких веществ; проведению качественных реакций; проводить: самостоятельный поиск химиической информации с исполь-зованием различных источников, исполь-зовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Практичес-кие работы: «Экспери-ментальные задачи по распознава-нию и полу-чению ве-ществ»,

«Качествен-ные реакции на ионы ме-таллов»,

проекты, тесты, кар-точки-зада-ния, тести-рованная контрольная работа.


Неметалл-лы


9

23

Общая характеристика неметаллов, положение в ПС и строение атомов. Состав воздуха, инерт-ные газы. Химические элементы в клетках жи-вых организмов. Гало-гены и их соединения. Получение галогенов и их биологическое зна-чение. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Азот и его соединения ( ам-миак, аммиачная вода, азотная кислота, нитраты). Получение аммиака и изучение его свойств. Фосфор и его соединения. Соедине-ния углерода ( оксиды, угольная кислота, кар-бонаты и гидрокарбо-наты, жесткость воды). Получение оксида угле-рода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Соедине-ния кремния. Мине-ральные удобрения.

Расчетные задачи: на определение массы или объема реагирующего вещества по практичес-кому выходу продукта реакции, на определе-ние массы или объема продукта реакции по массе или объему реагирующего вещества содержащего опреде-ленную массу примесей или чистого вещества.

Знать/понимать: важнейшие химические понятия: аллотропия, аморф-ность, флотация;

Уметь: называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной но-менклатуре; свойства изученных неорга-нических, качественные реакции изучен-ных соединений; характеризовать: эле-менты по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, строение и хи-миические свойства изученных неоргани-ческих соединений, химическое загрязне-ние окружающей среды как следствие производственных процессов и неправиль-ного использования веществ в быту и сельском хозяйстве, связь между составом, строением и свойствами изученных ве-ществ, свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (2), аммиака, круговороты углерода и азота в природе, промышленные способы полу-чения аммиака; выполнять химический эксперимент: по получению и распозна-ванию важнейших неорганических ве-ществ; проводить: получение и собира-ние газов, самостоятельный поиск хими-ческой информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представле-ния в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.


Практичес-кие работы: «Получение соляной кис-лоты и изу-чение ее свойств»,

«Получение аммиака и изучение его свойств»,

«Экспери-ментальные задачи по теме: «под-группа азота и кислоро-да», «По-лучение оксида углерода (4) и изучение его свойств», «Распозна-вание кар-бонатов»,

проекты, тесты, кар-точки-зада-ния, тести-рованная контроль-ная работа.


Органи-ческие вещества

9

19

Органическая химия. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, арены. Кислородосодержащие соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, амино-кислоты и белки, угле-воды, полимеры.

Расчетные задачи: на выведение формул органических веществ по общей формуле, по плотности, по процент-ному содержанию эле-ментов в веществе.


Знать/понимать: важнейшие химичес-кие понятия: углеродный скелет, функци-ональная группа, изомерия, гомология; основные теории химии: теория химичес-кого строения органических соединений;

Уметь: называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной но-менклатуре; свойства изученных органи-ческих веществ; признаки и условия осу-ществления изученных реакций, факторы, влияющие на скорость химических реак-ций, типы химических реакций, основные положения теории химического строения Бутлерова, качественные реакции изучен-ных соединений; определять: тип хими-ческой реакции, продукты химической реакции по формулам исходных веществ, принадлежность веществ к различным классам соединений; характеризовать: строение и химические свойства изучен-ных органических соединений, химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту и сельском хозяйстве, связь между составом, строением и свойствами изученных веществ, свойства и физиоло-гическое действие на организм метана, переработку нефти; объяснять: причины многообразия веществ, явление изомерии, различие между изомерами и гомологами; проводить: моделирование молекул, самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различ-ных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения хи-мических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; эколо-гически грамотного поведения в окружаю-щей среде; критической оценки достовер-ности химической информации, посту-пающей из разных источников.

Проекты, тесты, кар-точки-зада-ния, тести-рованная контроль-ная работа.



3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Класс _8 , количество часов __70__

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля (с указанием количества часов)

1.

Введение в химию

9

Практическая работа -1, зачет -1, контрольная работа -1.

2.

Атомы химических элементов.

12

Контрольная работа -1.

3.

Простые вещества.

4


4.

Соединения химических элементов.

14

Практическая работа -1, контрольная работа -1.

5.

Изменения, происходящие с веществами.

10

Практическая работа -1, контрольная работа -1.

6.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

4


7.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

15

Практические работы -4, контрольная работа -1.



Класс __9_, количество часов 68

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля (с указанием количества часов)

1.

Общая характеристика химических элементов.

10

Практические работы -2, контрольная работа -1.

2.

Металлы.

16

Практические работы -2, контрольная работа типа -1.

3.

Неметаллы.

23

Практические работы -4, контрольная работа -1.

4.

Органическая химия


19

Контрольная работа -1.
















4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)

В результате изучения химии ученик должен

Знать/понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, ион, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, аллотропия, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, оксиды, кислоты, основания, соли, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, гидролиз, электролиз, коррозия, сплавы, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, правила техники безопасности при работе в кабинете химии;

основные законы химии: периодический закон, закон постоянства состава веществ, закон сохранения массы и энергии;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, химического строения органических соединений;

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; свойства изученных неорганических и органических веществ; признаки и условия осуществления изученных реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций, типы химических реакций, условия смещения химического равновесия, характер среды растворов при гидролизе, основные положения теории химического строения Бутлерова, качественные реакции изученных соединений;

  • давать определения и применять следующие понятия: оксиды, кислоты, основания, соли, сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

  • определять тип химической реакции, продукты химической реакции по формулам исходных веществ, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам соединений, состав веществ по их формулам, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева, свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий; общие химические свойства металлов и неметаллов, строение и химические свойства изученных органических соединений, химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту и сельском хозяйстве, строение и общие свойства металлов, связь между составом, строением и свойствами изученных веществ, свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (2), аммиака, метана, способы предупреждения коррозии, круговороты углерода и азота в природе, промышленные способы получения аммиака, алюминия, чугуна, стали, переработку нефти;

  • изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

  • объяснять зависимость скорости реакции и химического равновесия от различных факторов, закономерности изменения свойств химических элементов в пределах периодов и групп, причины многообразия веществ, причину и сущность химической и электрохимической коррозии, явление изомерии, различие между изомерами и гомологами;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ, по приготовлению раствора сахара и определению массовой доли сахара в растворе, по получению кислорода и водорода и изучению их свойств;

  • проводить моделирование молекул, получение и собирание газов, самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

  • распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-, нитрат-ионы;

  • составлять: уравнения химических реакций подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

  • обращаться с химической посудой, лабораторным оборудованием и веществами в повседневной жизни;

  • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

  • химически грамотного использования веществ и материалов применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Результатами обучения химии являются:

Личностные:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.



Метапредметные:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации.

Предметные:

1. В познавательной сфере:

• давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

• описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

• классифицировать изученные объекты и явления;

• наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

• структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

• моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

• проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

• оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.












5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Литература

1. Остроумов И. Г., Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии: М. «Дрофа», 2001г.

2. А. А. Дроздов. Поурочное планирование по химии (к учебнику О. С. Гаюриеляна «Химия. 8 класс»). М. «Экзамен», 2006г.

3. М. Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии (к учебнику О. С. Габриеляна. 8 класс) М. «Вако», 2004г.

4. О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, Н. В. Кузьмина и другие. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 класс. М. «Дрофа» 2003г.

5. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия 8 класс. М. «ОНИКС. Мир и образование, 2006г

6. А. А. Дроздов. Поурочное планирование по химии (к учебнику О. С. Гаюриеляна «Химия. 9 класс»). М. «Экзамен», 2006г.

7. М. Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии (к учебнику О. С. Габриеляна. 9 класс) М. «Вако», 2005г.

8. О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, Н. В. Кузьмина и другие. Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс. М. «Дрофа» 2003г.

9. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия 9 класс. М.«ОНИКС. Мир и образование, 2004г

10. Кузьменко Н. Е. справочник школьника по химии. 8-11 классы. М. «Мир и образование», 2002г.

11. Хомченко И. Г. Сборник задач для средней школы, М, «Просвещение», 2004г.

12. С. В. Горбунцова. Тесты по основным разделам школьного курса 8-9 классы. М. «Вако», 2004г.

13. Л. В. Комисарова, И. Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии к учебнику О. С. Габриеляна 8 класс. М. «Экзамен», 2007г.

16. Л. В. Комисарова, И. Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии к учебнику О. С. Габриеляна 9 класс. М. «Экзамен», 2002г.

15. Н. С. Павлова. Дидактические карточки-задания. 8 класс. М. «Экзамен», 2004г.

16. Н. С. Павлова. Дидактические карточки-задания. 9 класс. М. «Экзамен», 2006г.

17. Л. И. Некрасова. Карточки заданий. 8 класс. Саратов. Изд. «Лицей», 2008г.

18. Л. И. Некрасова. Карточки заданий. 9 класс. Саратов. Изд. «Лицей», 2008г

19. Е. П. Ки м. Химия. Тесты. 8 класс (в 2-х частях). Саратов. Изд. «Лицей», 2011г.

20. Е. П. Ким. Химия. Тесты. 9 класс (в 2-х частях). Саратов. Изд. «Лицей», 2011г.

21. В. А. Мильчев, З. С. Ковалева. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 8 классов на базе учебного стандарта. М. «Дрофа», 2002г.

22. В. А. Мильчев, З. С. Ковалева. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 9 классов на базе учебного стандарта. М. «Дрофа», 2002г.

23. Богданова Н. Н., Мещерякова Л. М. Химия 8-9. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. М. «Интеллект-Центр», 2005г.

24. Е. П. Ким. ГИА. Химия. Диагностика готовности. Саратов. Изд. «Лицей», 2011г.

25. В. А. Мильчев, З. С. Ковалева. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 9 классов на базе учебного стандарта. М. «Дрофа», 2002г.

26. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Пособие для подготовки к итоговому тестированию по химии 9 класс. М. «Русское слово», 2008г.

27. Богданова Н. Н., Мещерякова Л. М. Химия 8-9. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. М. «Интеллект-Центр», 2005г.

28. Д. Ю. Добротин, А. А. Каверина. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. М. «Астрель». 2009г.

29. Н. В. Манкевич. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах. М. «Букмастер». 2012г.

2. Электронные пособия:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы, 2004г.

2. Неорганическая химия. Демонстрационное и поурочное планирование. «Учитель», 2009г.

3. Химия 8. комплект электронных пособий. М. «Дрофа», 2008г.

4. Химия 8. Мультимедийное учебное пособие нового образца. М. «Просвещение». 2009г.

5. Химия элементов. Демонстрационное и поурочное планирование. «Учитель», 2007г.

  1. Химия 9. Мультимедийное приложение к УМК «Химия 9 класс». М. «Дрофа», 2008г.

  2. Химия. 1 С: Репетитор. М. «1 С», 2001г.

  3. Химия общая и неорганическая 10-11 класс. М. «1 С», 2002г.

  4. Органическая химия. «Учитель», 2006г.

  5. Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации Power Point к урокам.

3. Средства обучения:

1. Компьютер

2. Мультимедийный диапроектор
















































6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс - 8

Количество часов в год - 70

Количество часов в неделю -2


п/п

Тема раздела, урока

Количество

часов

Дата

проведения

урока

Дата

фактичес-кого про-ведения урока

1 четверть

Тема 1: Введение в химию (9 часов).

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества и их превращения. (химический диктант).

1

2.09


2/2

Роль химии в нашей жизни. Краткий очерк истории развития химии. Основоположники отечественной химии

1

3.09


3/3

Первичный инструктаж по ТБ. Практическая работа №1: «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

1

8.09


4/4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.

1

10.09


5/5

Зачет по знакам химических элементов.

1

15.09


6/6

Химические формулы. Относительная атомная и относительная молекулярная массы. (карточки-задания).

1

17.09


7/7

Закон постоянства состава веществ. Атомно-молекулярное учение. Расчет массовых долей элементов в соединении. (карточки-задания).

1

22.09


8/8

Понятие «валентность». Определение валентности по формулам соединений и составление формул по известной валентности элементов.

1

24.09


9/9

Повторительно-обобщающий урок (тесты).

1

29.09


Тема 2: Атомы химических элементов (12 часов).

1/10

Основные сведения о строении атома.

1

1.10


2/11

Изотопы.

1

6.10


3/12-4/13

Строение электронных оболочек атомов. (карточки-задания).

2

8.10-10.10


5/14

Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ. (тесты)


15.10


6/15

Общая характеристика элемента по положению его в ПС (карточки-задания).

1

20.10


7/16

Повторительно-обобщающий урок. (тесты)

1

22.10


8/17

Химические связи.

1

27.10


9/18

Кристаллические решетки (карточки-задания).

1

29.10


2 четверть

10/19

Обобщение и систематизация знаний по темам

1-2. (сдача проектов).

1

10.11


11/20

Контрольная работа №1 по темам: «Введение в химию» и «Атомы химических элементов». (тесты типа ГИА)

1

12.11


12/21

Работа над ошибками контрольной работы

1

17.11


Тема 3: Простые вещества ( 4 часа).

1/22

Простые вещества- металлы и неметаллы..

1

19.11


2/23

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

24.11


3/24

Молярный объем газов (карточки-задания).

1

26.11


4/25

Относительная плотность газов. Решение задач (карточки-задания).

1

1.12


Тема 4: Соединения химических элементов (14 часов).

1/26

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов.

1

3.12


2/27

Решение задач на вывод химических формул.

( карточки-задания)

1

8.12


3/28

Оксиды и летучие водородные соединения.

1

10.12


4/29

Основания.

1

15.12


5/30

Кислоты.

1

17.12


6/31

Соли. (тесты)

1

22.12


7/32

Урок упражнений по пройденному материалу.

( карточки-задания)

1

24.12


3 четверть

8/33

Чистые вещества и смеси.

1

12.01


9/34

Вторичный инструктаж по ТБ. Массовая и объемная доли компонентов смеси (в том числе и доля примесей). ( карточки-задания)

1

14.01


10/35

Решение задач. ( карточки-задания)

1

19.01


11/36

Практическая работа№2: «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

21.01


12/37

Обобщение и систематизация знаний по темам

3-4.

1

26.01


13/38

Контрольная работа№2 по теме: «Соединения химических элементов». (тесты типа ГИА)

1

28.01


14/39

Работа над ошибками контрольной работы

1

2.02


Тема 5: Изменения, происходящие с веществами (10 часов).

1/40

Физические явления и химические реакции.

1

4.02


2/41

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. ( карточки-задания).

1

9.02


3/42-4/43

Классификация реакций по числу исходных и образуемых веществ. ( карточки-задания).

2

11.02

16.02


5/44

Классификация реакций по тепловому эффекту.

1

18.02


6/45

Практическая работа№3: «Признаки химических реакций».

1

23.02


7/46

Расчеты по химическим уравнениям.

( карточки-задания).

1

25.02


8/47

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

1

3.03


9/48

Контрольная работа№3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». (тесты типа ГИА)

1

4.03


10/49

Работа над ошибками контрольной работы


9.03


Тема 6: Скорость химических реакций. Химическое равновесие (49.03 часа).

1/50

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1

11.03


2/51

Решение задач на скорости реакций. ( карточки-задания).

1

16.03


3/52

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

18.03


4 четверть

4/53

Решение задач на обратимость. ( карточки-задания, сдача проектов)

1

1.04


Тема 7: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окисл13.04ительно-восстановительные реакции (17 часов).15.04

1/54

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

6.04


2/55

Электролитическая диссоциация.

1

8.04


3/56

Ионные реакции. ( карточки-задания).

1

13.04


4/57

Практическая работа№4: «Ионные реакции».

1

15.04


5/58

Практическая работа№5: «Условия протекания химических реакций между растворами до конца».

1

20.04


6/59

Оксиды, их классификация и свойства.

( карточки-задания, тесты)

1

22.04


7/60

Кислоты, их классификация и свойства.

( карточки-задания).

1

27.04


8/61

Основания, их классификация и свойства.

( карточки-задания).

1

29.04


9/62

Соли, их классификация и свойства. Гидролиз солей. ( карточки-задания)

1

4.05


10/63

Генетическая связь между классами веществ.

( карточки-задания).

1

6.05


11/64

Практическая работа №6: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».


11.05


12/65

Окислительно - восстановительные реакции.

1

13.05


13/66

Классификация ОВР. ( карточки-задания).

1

18.05


14/67

Практическая работа№7: «Решение экспериментальных задач».

1

20.05


15/68

Обобщение и систематизация знаний по темам

6-7. (сдача проектов).

1

25.05


16/69

Итоговая контрольная работа №4. (тесты типа ГИА)

1

27.05


17/70

Работа над ошибками. Повторение основных вопросов курса химии за 8 класс.

1

27.05


Примечание:

4 урока совпадают с нерабочими праздничными днями: 23.02, 09.03, 04.05, 11.05.2015 год.


Класс 9

Количество часов в год 68

Количество часов в неделю 2


п/п

Тема раздела, урока

Количество

часов

Дата

проведения

урока

Дата

фактичес-кого про-ведения урока


1 четверть


Тема 1: Общая характеристика химических элементов (10 часов).


1/1

Вводный инструктаж по ТБ. ПЗ и ПС химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома. (тесты).

1

2.09



2/2

Основные классы неорганических соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Гидролиз. (карточки-задания)

1

3.09



3/3

Виды химической связи и типы кристаллических решеток. (тесты).

1

8.09



4/4

Типы химических реакций. Реакции ионного обмена. (карточки-задания)

1

10.09



5/5

ОВР. Типичные окислители и восстановители.

Первичный инструктаж по ТБ. Практическая работа№1: «Осуществление цепочки химических превращений».

1

15.09



6/6

Решение задач на выход продукта реакции. Практическая работа№2: «Определение выхода продукта реакции»

1

17.09



7/7

Общие закономерности химических реакций.

1

22.09



8/8

Решение задач

1

24.09



9/9

Контрольная работа №1. по теме: «Общая харак-теристика химических элементов». (Тесты типа ГИА).

1

29.09



10/10

Работа над ошибками контрольной работы

1

1.10



Тема 2: Металлы (16 часов).


1/11

Характеристика химических элементов-металлов.

1

6.10



2/12

Физические свойства металлов. Сплавы.

1

8.10



3/13

Химические свойства металлов.

1

13.10



4/14

Получение металлов. Электролиз. (тесты)

1

15.10



5/15

Решение задач на электролиз. (карточки-задания)

1

20.10



6/16

Коррозия металлов и методы защиты от нее.

1

22.10



7/17

Щелочные металлы. (карточки-задания)

1

27.10



8/18

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. (карточки-задания)

1

29.10



2 четверть


9/19

Алюминий. (карточки-задания)

1

10.11



10/20

Железо. (карточки-задания)

1

12.11



11/21

Практическая работа №3: «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

1

17.11



12/22

Практическая работа №4: «Качественные реакции на ионы металлов».

1

19.11



13/23

Решение задач по теме «Металлы».

1

24.11



14/24

Повторительно-обобщающий урок. (сдача проектов)

1

26.11



15/25

Контрольная работа №2 по теме: «Металлы». (тесты типа ГИА)

1

1.12



16/26

Работа над ошибками контрольной работы


3.12



Тема 3: Неметаллы (23 часа).



8.12

1/27

Общая характеристика неметаллов. Воздух. Инертные газы. Химические элементы в живых организмах.

1

8.12



2/28

Галогены.

1

10.12



3/29

Соединения галогенов. (карточки-задания)

1

15.12



4/30

Практическая работа №5: «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств».

1

17.12



5/31

Кислород.

1

22.12



6/32

Сера.

1

24.12



3 четверть


7/33

Соединения серы. Серная кислота. (карточки-задания)

1

12.01



8/34

Общая характеристика подгруппы азота. Азот.

1

14.01



9/35

Аммиак.

1

19.01



10/36

Аммиачная вода. Соли аммония.

1

21.01



11/37

Вторичный инструктаж по ТБ. Практическая работа№6: «Получение аммиака и изучение его свойств».

1

26.01



12/38

Кислородные соединения азота. Азотная кислота. (карточки-задания)

1

28.01



13/39

Фосфор и его соединения.

1

2.02



14/40

Практическая работа №7: «Экспериментальные задачи по теме: Подгруппы азота и кислорода.»

1

4.02



15/41

Минеральные удобрения.

1

9.02



16/42

Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод.

1

11.02



17/43

Оксиды углерода.

1

16.02



18/44

Кислородные соединения углерода. (тесты)

1

18.02



19/45

Практическая работа№8: «Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознава-ние карбонатов».

1

23.02



20/46

Кремний и его соединения.

1

25.02



21/47

Повторительно-обобщающий урок. (сдача проектов)

1

2.03



22/48

Контрольная работа №3 по теме: «Неметаллы». (тесты типа ГИА)

1

4.03



23/49

Работа над ошибками контрольной работы


9.03



Тема 4: Органические вещества (19 часов).



16.03

1/50

Предмет органической химии.

1

11.03



2/51

Номенклатура алканов.

1

16.03



3/52

Выведение формул алканов по общей формуле.

1

18.03



4 четверть


4/53

Химические свойства алканов. (карточки-задания)

1

1.04



5/54-6/55

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

2

6.04

8.04



7/56

Ацетилен.

1

13.04



8/57

Ароматические углеводороды. Бензол.

1

15.04



9/58

Спирты. (тесты)

1

20.04



10/59

Альдегиды.

1

22.04



11/60

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

1

27.04



12/61

Жиры.

1

29.04



13/62

Аминокислоты и белки.

1

4.05



14/63

Углеводы.

1

6.05



15/64

Полимеры. (тесты)

1

11.05



16/65

Решение задач на выведение формул органических веществ. (карточки-задания)

1

13.05



17/66

Повторительно-обобщающий урок. (сдача проек-тов).

1

18.05



18/67

Контрольная работа №4 по теме: «Органические вещества». (тесты типа ГИА).

1

20.05



19/68

Работа над ошибками контрольной работы

1

20.05



Примечание:

4 урока совпадают с нерабочими праздничными днями: 23.02, 09.03, 04.05, 11.05.2015 год.


Рабочая программа по химии для 8-9 классов
  • Химия
Описание:

Настоящая программа составлена на на основе:

-основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ ООШ на 2014-2015 годы;

-примерной программы основного общего образования по химии (приложение к письму Минобрнауки России от 7 июля 2005 года №03-1263);

- федерального компонента государственного образовательного  стандарта основного общего образования по  химии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089);

- примерной программы на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (Сборник нормативных документов. Химия/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008);

- авторской программы О. С. Габриеляна (рассмотрена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 г.);

- авторской программы И. Г. Остроумова, А. С. Боева, О. С. Габриеляна (2006 г). 

 

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по программе О. С. Габриеляна,  дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и определенную последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей (с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ), логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определен перечень демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ и расчетных задач. 

Автор Гвоздева Елена Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1483
Номер материала 7590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓