Главная / Химия / Рабочая программа по химии 9 класс. (О. С. Габриелян)

Рабочая программа по химии 9 класс. (О. С. Габриелян)

Рабочая программа по химии

9 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом отделения общеобразовательных дисциплин (школа) ТКИ им. А. С. Даргомыжского программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.

Количество контрольных работ за год – 4

Количество лабораторных опытов – 17

Количество практических работ за год – 6











2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.


3. Цели изучения курса.


Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.









4. Перечень практических работ.


Тема


1.

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2.

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.


3.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

4.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

6.

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.



5. Перечень контрольных работ.


Тема


Вид проверки

1.

Металлы и их соединения.


Контрольная работа № 1

2.

Неметаллы VII и VI групп главных подгрупп.


Контрольная работа № 2

3.

Неметаллы V и IV групп главных подгрупп.


Контрольная работа № 3

4.

Органические вещества.

Контрольная работа № 4




















6. Перечень лабораторных опытов.


  1. Тема


    1.

    Лабораторный опыт № 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

    2.

    Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами металлов.

    3.

    Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

    4.

    Лабораторный опыт № 4. Природные соединения металлов.

    5.

    Лабораторный опыт № 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

    6.

    Лабораторный опыт № 6. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+

    7.

    Лабораторный опыт № 7. Качественные реакции на хлорид - ион.

    8.

    Лабораторный опыт № 8. Качественные реакции на сульфат - ион.

    9.

    Лабораторный опыт № 9. Распознавание солей аммония.

    10.

    Лабораторный опыт № 10. Получение углекислого газа и его распознавание.

    11.

    Лабораторный опыт № 11. Качественная реакция на карбонат - ион.

    12.

    Лабораторный опыт № 12. Ознакомление с природными силикатами.

    13.

    Лабораторный опыт № 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

    14.

    Лабораторный опыт № 14. Изготовление молекул углеводородов.

    15.

    Лабораторный опыт № 15. Свойства глицерина.

    16.

    Лабораторный опыт № 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

    17.

    Лабораторный опыт № 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

    Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

6

2.

Металлы.

15

3.

Практикум № 1.

3

4.

Неметаллы.

23

5.

Практикум № 2.

3

6.

Органические соединения.

10

7.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

10


Итого:

70

  1. Календарно – тематическое планирование.



п/п


Дата


Тема урока


Домашнее задание


Примечания




Повторение основных тем 8 класса.

(6 ч.)



1.




Характеристика химического элемента на основании его положения в Перио­дической системе Д.И. Менделеева


§ 1, вопр. 1-3


Правила ТБ на уроке химии.


2.




Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образованных им соединений. Л О №1 «Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств».


§ 2, вопр. 2-4




3.




Периодический закон и Периодичес­кая система химических элементов.


§ 3, вопр. 5-9




4.




Периодический закон и Периодичес­кая система химических элементов. Их значение.


Записи в тетради


5.


Свойства оксидов, кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД.

Записи в тетради


6.


Генетические ряды металла и неметалла.

Записи в тетради



Тема «Металлы» (15 часов).


7.




Роль металлов в цивилизации человечества


§ 4, задачи на из­быток и недоста­ток реагирующих веществ


Использ. металлов при изготовлении музыкальных инструментов


8.




Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Окис­лительно-восстановительные реакции.


§ 5, вопр. 1-3; окислительно-вос­становительные реакции



9.


Кристаллическая решётка металлов. Её особенности.




10.




Физические свойства металлов. ЛО№2 «Рассмотрение образцов металлов»


§ 6, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в




11.




Сплавы


§ 7, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в




12.




Химические свойства металлов. ЛО №3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»


§ 8, вопр. 5-7; окислительно-вос­становительные реакции




13.




Получение металлов. ЛО№4 «Природные соединения металлов»


§ 9, вопр. 4-6




14.




Коррозия металлов


§ 10, вопр. 1-3




15.




Самостоятельная работа (20 минут). Щелочные металлы. Их свойства.


§ 11, вопр. 1-2



16.



Щелочные металлы. Их получение и применение.


Записи в тетради



17.




Щелочноземельные металлы. Их свойства и получение.

§12, зад. 3-5



18.





Щелочноземельные металлы. Их соединения.

Записи в тетради




19.



Алюминий и его свойства .

Амфотерность его оксида и гидроксида.

§13, зад. 6-8


Л.О№5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.


20.





Железо и его свойства. Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли.


§ 14, вопр. 5, 7


Л.О№6. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и 3+.


21.




Контрольная работа №1.

Тема: « Металлы».






Практикум №1. (3часа).



22.



Практическая работа № 1 . Осуществление цепочки химических превращений.


Задания в тетради




23.




Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.


Задания в тетради




24.



Практическая работа № 3 . Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.


Задания в тетради




.



Тема «Неметаллы» (23 часа)


25.




Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, воздух.


§ 15, вопр. 1-3




26.






Химические элементы в клетках

живых организмов.

§ 16, вопросы, задания




27.



Водород. Его свойства, получение и применение. Водородные соединения неметаллов.


§ 17, вопр. 1-3




28.




Галогены. Их свойства и применение.


§ 18, вопр.




29.




Соединения галогенов.

Галогеноводородные кислоты и их соли.

§ 19, вопр. 1-4, задачи в тетради


Л.О№7. Качеств. р-ция на хлорид ион.


30.



Получение и применение галогенов. Их биологическое значение


§ 20, вопр.




31.





Кислород. Его свойства.

Озон. Вода.

§21, вопр. 1-2, задачи в тетради




32.




Сера. Ее свойства.


§22, вопр. 1-3




33.



Соединения серы. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.


Л.О.№8 Качеств. р-ция на сульфид ион.

34.





Производство серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и её последствия.


§23, вопр. 1-2




35.



Сероводородная кислота и её соли.

Сернистая кислота и её соли.

Записи в тетради.




36





Контрольная работа № 2.






Тема: «Неметаллы VII и VI групп»


37.




Анализ контрольной работы. Азот. Свойства азота. Его оксиды.


§24, зад. 1-3




38.



Аммиак. Его получение и свойства


§ 25, вопросы




39.




Соли аммония.


§ 26, вопр. 1-4


ЛО №9 «Распознавание солей аммония»


40.




Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли.


§ 27, вопр. 5-6




41.



Фосфор.Оксид Фосфора.Ортофосфорная кислота и её соли.


§ 28, вопр. 1-3




42.



Решение задач. Нахождение массовой доли в веществе.


Задачи в тетради




43.



Самостоятельная работа (40 минут). Тема: Азот и фосфор.






44.



Углерод. Его свойства. Алмаз и графит.


§ 29, вопр. 6-8


Химические вещества какстроительные и поделочные материалы.


45.



Угарный и углекислый газы.

ЛО №10 «Получение СО2» . Угольная к-та и её соли.


§ 30, вопр. 6-7 с. 178


Л.О №11 . Качеств. р-ция на карбонат- ион.


46.



Кремний и его соединения: Оксид кремния, кремниевая кислота и её соли. ЛО №12, 13 «Природные силикаты и продукты силикатной промышленности»


§31, вопр. 1-4




47.



Контрольная работа № 3.






Тема: «Неметаллы V и IV групп».




Практикум №2 (3 часа).



48.




Практическая работа № 4. Тема: «Подгруппа кислорода. Решение экспериментальных задач».


Задания в тетради



49.




Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода.»


Задания в тетради



50.




Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.


Задания в тетради



Тема «Органические вещества» (10 часов)


51.




Первоначальные сведения о строении органических веществ.


§ 32, вопр. 1-5




52.




Теория A.M. Бутлерова. Причины многообразия органических соединений.


Записи в тетради.




53.




Предельные углеводороды. Метан. ЛО №14 «Изго­товление моделей углеводородов».


§ 33, вопр. 1-5


Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

54.




Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.


§ 34, вопр. 1-3


Природные источнтки у/в. Нефть и природный газ.


55.




Спирты: метанол, этанол, глицерин.ЛО №15 «Свойства глицерина».


§ 35, вопр. 1-5



56.




Карбоновые кислоты: уксусная, стеариновая. Сложные эфиры.


§ 36, вопр. 1-3


Консерванты пищевых продуктов.


57.




Жиры. Аминокислоты и белки.



§ 37, вопр. 1-4.


Химия и здоровье.

58.




Углеводы. ЛО №16, 17 «Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 и крахмала с J2».


§38, вопр. 1-4.


Калорийность жиров, белков и углеводов.


59.




Полимеры. Полиэтилен. Лекарственные препараты.


§ 39, вопр. 1-6


Бытовая химическая грамотность.


60.




Контрольная работа № 4.

Тема: «Органические вещества».


§ 40, вопр. 1-5







Тема: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы». (8 часов).




61.




Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Записи в тетради




62.


Электронные формулы химических элементов. Значение периодического закона.

Записи в тетради




63.


Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая. Строение молекул.

Записи в тетради




64.


Типы кристаллических решёток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества.

Записи в тетради




65.


Классификация химических реакций по различным признакам. Условия и признаки химических реакций.

Записи в тетради



66.


Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Их генетические ряды.

Записи в тетради



67.


Состав и классификация оксидов, кислот, оснований и солей.

Записи в тетради




68.


Окислительно – восстановительные реакции и электролитическая диссоциация.

Записи в тетради




69.

70.


Реакции ионного обмена.

Заключительный урок.

Записи в тетради








9. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.


В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


10. Информационно – методическое обеспечение.


Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.– 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.

  3. Настольная книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.

  5. Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.

  6. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.


Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.

  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).

  3. Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.

  4. Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979

  5. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.





Рабочая программа по химии 9 класс. (О. С. Габриелян)
  • Химия
Описание:

Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

 

    Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 772
Номер материала 32074
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓