Рабочая программа по химии
9 класс
(2 часа в неделю, 70 часов за год)
(Базовый уровень)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом отделения общеобразовательных дисциплин (школа) ТКИ им. А. С. Даргомыжского программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество лабораторных опытов – 17
Количество практических работ за год – 6
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
3. Цели изучения курса.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4. Перечень практических работ.
Тема
1.
Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
2.
Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.
3.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
4.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
5.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».
6.
Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.
5. Перечень контрольных работ.
Тема
Вид проверки
1.
Металлы и их соединения.
Контрольная работа № 1
2.
Неметаллы VII и VI групп главных подгрупп.
Контрольная работа № 2
3.
Неметаллы V и IV групп главных подгрупп.
Контрольная работа № 3
4.
Органические вещества.
Контрольная работа № 4
6. Перечень лабораторных опытов.
Тема
1.
Лабораторный опыт № 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2.
Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами металлов.
3.
Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
4.
Лабораторный опыт № 4. Природные соединения металлов.
5.
Лабораторный опыт № 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
6.
Лабораторный опыт № 6. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+
7.
Лабораторный опыт № 7. Качественные реакции на хлорид - ион.
8.
Лабораторный опыт № 8. Качественные реакции на сульфат - ион.
9.
Лабораторный опыт № 9. Распознавание солей аммония.
10.
Лабораторный опыт № 10. Получение углекислого газа и его распознавание.
11.
Лабораторный опыт № 11. Качественная реакция на карбонат - ион.
12.
Лабораторный опыт № 12. Ознакомление с природными силикатами.
13.
Лабораторный опыт № 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
14.
Лабораторный опыт № 14. Изготовление молекул углеводородов.
15.
Лабораторный опыт № 15. Свойства глицерина.
16.
Лабораторный опыт № 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.
17.
Лабораторный опыт № 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
Структура курса.
Модуль (глава)
Кол-во часов
1.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.
6
2.
Металлы.
15
3.
Практикум № 1.
3
4.
Неметаллы.
23
5.
Практикум № 2.
3
6.
Органические соединения.
10
7.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
10
Итого:
70
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
Дата
Тема урока
Домашнее задание
Примечания
Повторение основных тем 8 класса.
(6 ч.)
1.
Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева
§ 1, вопр. 1-3
Правила ТБ на уроке химии.
2.
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образованных им соединений. Л О №1 «Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств».
§ 2, вопр. 2-4
3.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов.
§ 3, вопр. 5-9
4.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Их значение.
Записи в тетради
5.
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД.
Записи в тетради
6.
Генетические ряды металла и неметалла.
Записи в тетради
Тема «Металлы» (15 часов).
7.
Роль металлов в цивилизации человечества
§ 4, задачи на избыток и недостаток реагирующих веществ
Использ. металлов при изготовлении музыкальных инструментов
8.
Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Окислительно-восстановительные реакции.
§ 5, вопр. 1-3; окислительно-восстановительные реакции
9.
Кристаллическая решётка металлов. Её особенности.
10.
Физические свойства металлов. ЛО№2 «Рассмотрение образцов металлов»
§ 6, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в
11.
Сплавы
§ 7, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в
12.
Химические свойства металлов. ЛО №3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»
§ 8, вопр. 5-7; окислительно-восстановительные реакции
13.
Получение металлов. ЛО№4 «Природные соединения металлов»
§ 9, вопр. 4-6
14.
Коррозия металлов
§ 10, вопр. 1-3
15.
Самостоятельная работа (20 минут). Щелочные металлы. Их свойства.
§ 11, вопр. 1-2
16.
Щелочные металлы. Их получение и применение.
Записи в тетради
17.
Щелочноземельные металлы. Их свойства и получение.
§12, зад. 3-5
18.
Щелочноземельные металлы. Их соединения.
Записи в тетради
19.
Алюминий и его свойства .
Амфотерность его оксида и гидроксида.
§13, зад. 6-8
Л.О№5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
20.
Железо и его свойства. Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли.
§ 14, вопр. 5, 7
Л.О№6. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и 3+.
21.
Контрольная работа №1.
Тема: « Металлы».
Практикум №1. (3часа).
22.
Практическая работа № 1 . Осуществление цепочки химических превращений.
Задания в тетради
23.
Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.
Задания в тетради
24.
Практическая работа № 3 . Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
Задания в тетради
.
Тема «Неметаллы» (23 часа)
25.
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, воздух.
§ 15, вопр. 1-3
26.
Химические элементы в клетках
живых организмов.
§ 16, вопросы, задания
27.
Водород. Его свойства, получение и применение. Водородные соединения неметаллов.
§ 17, вопр. 1-3
28.
Галогены. Их свойства и применение.
§ 18, вопр.
29.
Соединения галогенов.
Галогеноводородные кислоты и их соли.
§ 19, вопр. 1-4, задачи в тетради
Л.О№7. Качеств. р-ция на хлорид ион.
30.
Получение и применение галогенов. Их биологическое значение
§ 20, вопр.
31.
Кислород. Его свойства.
Озон. Вода.
§21, вопр. 1-2, задачи в тетради
32.
Сера. Ее свойства.
§22, вопр. 1-3
33.
Соединения серы. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.
Л.О.№8 Качеств. р-ция на сульфид ион.
34.
Производство серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и её последствия.
§23, вопр. 1-2
35.
Сероводородная кислота и её соли.
Сернистая кислота и её соли.
Записи в тетради.
36
Контрольная работа № 2.
Тема: «Неметаллы VII и VI групп»
37.
Анализ контрольной работы. Азот. Свойства азота. Его оксиды.
§24, зад. 1-3
38.
Аммиак. Его получение и свойства
§ 25, вопросы
39.
Соли аммония.
§ 26, вопр. 1-4
ЛО №9 «Распознавание солей аммония»
40.
Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли.
§ 27, вопр. 5-6
41.
Фосфор.Оксид Фосфора.Ортофосфорная кислота и её соли.
§ 28, вопр. 1-3
42.
Решение задач. Нахождение массовой доли в веществе.
Задачи в тетради
43.
Самостоятельная работа (40 минут). Тема: Азот и фосфор.
44.
Углерод. Его свойства. Алмаз и графит.
§ 29, вопр. 6-8
Химические вещества какстроительные и поделочные материалы.
45.
Угарный и углекислый газы.
ЛО №10 «Получение СО2» . Угольная к-та и её соли.
§ 30, вопр. 6-7 с. 178
Л.О №11 . Качеств. р-ция на карбонат- ион.
46.
Кремний и его соединения: Оксид кремния, кремниевая кислота и её соли. ЛО №12, 13 «Природные силикаты и продукты силикатной промышленности»
§31, вопр. 1-4
47.
Контрольная работа № 3.
Тема: «Неметаллы V и IV групп».
Практикум №2 (3 часа).
48.
Практическая работа № 4. Тема: «Подгруппа кислорода. Решение экспериментальных задач».
Задания в тетради
49.
Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода.»
Задания в тетради
50.
Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.
Задания в тетради
Тема «Органические вещества» (10 часов)
51.
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
§ 32, вопр. 1-5
52.
Теория A.M. Бутлерова. Причины многообразия органических соединений.
Записи в тетради.
53.
Предельные углеводороды. Метан. ЛО №14 «Изготовление моделей углеводородов».
§ 33, вопр. 1-5
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
54.
Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.
§ 34, вопр. 1-3
Природные источнтки у/в. Нефть и природный газ.
55.
Спирты: метанол, этанол, глицерин.ЛО №15 «Свойства глицерина».
§ 35, вопр. 1-5
56.
Карбоновые кислоты: уксусная, стеариновая. Сложные эфиры.
§ 36, вопр. 1-3
Консерванты пищевых продуктов.
57.
Жиры. Аминокислоты и белки.
§ 37, вопр. 1-4.
Химия и здоровье.
58.
Углеводы. ЛО №16, 17 «Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 и крахмала с J2».
§38, вопр. 1-4.
Калорийность жиров, белков и углеводов.
59.
Полимеры. Полиэтилен. Лекарственные препараты.
§ 39, вопр. 1-6
Бытовая химическая грамотность.
60.
Контрольная работа № 4.
Тема: «Органические вещества».
§ 40, вопр. 1-5
Тема: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы». (8 часов).
61.
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
Записи в тетради
62.
Электронные формулы химических элементов. Значение периодического закона.
Записи в тетради
63.
Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая. Строение молекул.
Записи в тетради
64.
Типы кристаллических решёток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества.
Записи в тетради
65.
Классификация химических реакций по различным признакам. Условия и признаки химических реакций.
Записи в тетради
66.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Их генетические ряды.
Записи в тетради
67.
Состав и классификация оксидов, кислот, оснований и солей.
Записи в тетради
68.
Окислительно – восстановительные реакции и электролитическая диссоциация.
Записи в тетради
69.
70.
Реакции ионного обмена.
Заключительный урок.
Записи в тетради
9. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
10. Информационно – методическое обеспечение.
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.– 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.
Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература и интернет - ресурсы:
Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.
Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.