Главная / Химия / Рабочая программа по химии 9 класс

Рабочая программа по химии 9 класс

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ Подгорная Е.А

«_____» ______________ 2014 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «НООШ»

____________ Селямин Г.М

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

9 класс

Составила: учитель химии

Животкевич Н.Н





2014-15 уч.гоl

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титова, Н.Н. Гара. М.: «Вентана-Граф» (2010 года).

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Курс химии 9 класса (2 часа в неделю) посвящен систематике химических элементов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество, 2) химические реакции, 3) химическая технология и прикладная химия.

Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой предыдущего года обучения. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Кузнецова Н.Е... Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – Издательский центр «Вента-Граф» методическое пособие для учителя М.А. Шаталов Издательский центр «Вента-Граф».

Цель программы обучения:

Освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности

Задачи программы обучения:

  • освоение теории химических элементов и их соединений;

  • овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между

  • составом, свойствами и применением веществ;

  • применение на практике теории химических элементов и их соединений для

объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;

  • осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.

При составлении поурочного тематического планирования программа претерпела следующие изменения:

В Раздел 1 «Теоретические основы химии» добавлено 4 часа: 3 часа на тему: «Химические реакции» , 1 час на тему: «Растворы электролитической диссоциации» для проведения 2 уроков обобщения и 1 урока контрольная работа, 1 час потрачен на практический урок, часы заимствованы из раздела 2 «Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения».

Убрано 2 часа повторения курса 8 класса.

Из раздела 2 «Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения» убрано 15 часов, так как тема: «Общие сведения об органических соединениях» перенесена в конец четвертой четверти.

В раздел 3 «Металлы» добавлен 1 час из раздела 4 «Производство неорганических веществ», для проведения контрольного урока.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

с учѐтом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

учиться признавать противоречивость и незавершѐнность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалогана этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого

самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

- осознание роли веществ (1-я линия развития);

- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);

- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли веществ:

объяснять функции веществ в связи с их строением.

2-я линия развития – рассмотрение химических процессов:

характеризовать химические реакции;

объяснять различные способы классификации химических реакций.

приводить примеры разных типов химических реакций.

3-я линия развития – использование химических знаний в быту:

использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного

хозяйства;

пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения химии:

находить в природе общие свойства веществ и объяснять их;

характеризовать основные уровни организации химических веществ.

5-я линия развития – овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

понимать роль химических процессов, протекающих в природе;

уметь проводить простейшие химические эксперименты.

6-я линия развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Учащийся должен:

знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием

химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в

области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе

учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;

испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в

мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право

каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства

с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность)

открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию

помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в

изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в

возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь:

устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку,

заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения

курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы,

подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных

социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их

принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект

поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей

противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Планируемые результаты обучения:

Выпускник научится:

описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их

практической значимости;

сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по

составу;

пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать

правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности

при обращении с кислотами и щелочами.

раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых

периодов периодической системы, а также калия и кальция;

различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их

атомов;

характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов

Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу

исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции

экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по

обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;

уравнения окислительно-восстановительных реакций;

прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по

формулам/названиям продуктов реакции;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания,

кислоты, соли;

составлять формулы веществ по их названиям;

определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в

таблице растворимости кислот, оснований и солей;

объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов,

образованных элементами второго и третьего периодов;

называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств

бытовой химии и др.;

использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов

получения и распознавания веществ;

развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и

дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов

выполненной работы;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации,

недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных

веществ;

развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных

понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления

элементов, входящих в его состав;

выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. М.: «Вентана-Граф», 2011г

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает обучение химии в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Программа предусматривает выполнение 8 практических работ, 4 контрольных работ.

В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики и биологии, где дается знакомство с

строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ, экологии, ОБЖ.

Основной формой организации

учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.

УМК

  • Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия.9 класс. М., «Вентана –Граф», 2007г.

  • Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин. Программы по химии для 8-11 классов

общеобразовательных учреждений. М. «Вентана – Граф», 2010 г.

7. М.А.Шаталов. Уроки химии 9класс. Методическое пособие. М. «Вентана – Граф», 2007.

8. М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем.

Методическое пособие 8-9 классы. М. «Вентена- Граф».2006.


Дополнительная литература для учащихся

  • Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания по химии: 8-9 классы. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006. – 264 с.

  • Воскобойникова Н.П., Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Химия: 8-9 классы. Дидактические карточки. – М.: Вентана-Граф, 2004.- 72 с.

  • Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии, 8 – 9 класс. – М.: «Дрофа», 1998

  • Кошелева Е.А., Ярославцева Т.С., Гара Н.Н. Подготовка и про­ведение экзаменов по химии в школе. — М.: Просвещение, 1999.

  • Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.

  • Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Программы по химии 8-11 классы.- М.: Вентана-Граф, 2005. – 154 с.

  • Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 144с.

  • Шаталов М.А. Уроки химии: 9 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007..

  • Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Матодическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256 с.



Материально – техническая база

Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Химический элемент. Строение вещества. Химические реакции»

Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Вещества и их свойства»

Комплект таблиц демонстрационных по химическим производствам

Таблица демонстрационная «Периодическая системахимических элементов Д. И . Менделеева»

Таблица демонстрационная «Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов

Прибор для получения газов демонстрационный

Пробирки

Спиртовка демонстрационная

Штатив для пробирок

Набор № 1 В «Кислоты»

Набор № 1 С «Кислоты»

Набор № 3 ВС «Щелочи»

Набор № 6 С «Органические вещества»

Набор № 7 С «Минеральные удобрения»

Набор № 15 ВС «Галогены»

Набор № 16 ВС «Металлы, оксиды»

Набор № 22 ВС «Индикаторы»

Набор № 9ВС «Образцы органических веществ.»

Колба коническая

Стакан высокий с делениями

Ступка фарфоровая с пестиком

Ложка для сжигания веществ

Штатив лабораторный

Стакан фарфоровый

Чаша выпаривательная

Набор «Соли»

Раздаточный материал к коллекции «Минералы и горные породы»

Комплект кристаллических решеток веществ

Набор моделей атомов для составления моделей молекул

Весы технические

Набор посуды для хранения реактивов

Бумага фильтровальная

Ерши для мытья посуды

Набор резиновых трубок

Набор стеклянных трубок

Портреты ученых-химиков


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.



3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.



4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.



5.Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Количество часов для:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

  • контрольных работ

1

-

2

1

  • практических работ

1

-

2

1

  • лабораторных работ

1

3

6

1





























ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока.

Дата

Элементы содержания

Цель (планируемые результаты обучения)

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование, демонстрации

Практическая часть (демонстрации, лабораторные и практические работы)

Домашнее задание

Раздел I. Теоретические основы химии (18 ч)

Тема1. Химические реакции. (5 ч)

1

Химия – наука о веществах и их превращениях. Путь протекания химических реакций.


Энергия активации, активированный комплекс, химическая реакция, понятие о промежуточных активированных комплексах

.

Продолжить формирование представлений о предмете, структуре и задачах химии; изучить путь протекания химических реакций.

Знать энергетику химических превращений, условия преодоления энергетического барьера. Уметь объяснять путь протекания химических реакций.

Рис. учебника, графики,

отражающие, путь

протекания

химических

реакций


§1

2

Скорость химических

реакций.



Скорость химических

реакций, катализатор, катализ, каталитические реакции, температурный коэффициент, константа скорости.

Сформировать начальные представления о влиянии различных факторов на скорость химических реакций. Научить определять скорость химической реакции по формулам.

Знать как влияют природа реагирующих веществ, концентрация, температура и катализаторы на скорость химической реакции. Уметь находить ее по формулам.

Оборудование для опытов, отражающих зависимость скорости химической реакции от природы и площади соприкосновения веществ, концентрации и температуры.


Д: 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ, температуры, природы реагирующих веществ.

§ 2 - 4

3

Практическая работа №1 «Влияние различных факторов на скорость химических реакций».


Выполнение практической работы по определению влияния различных факторов на скорость химических реакций

Научить пользоваться различными формулами при решении задач.

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Задачник

Д: 1. Взаимодействие алюминия с йодом в присутствии воды

2. Вз-е пероксида водорода с оксидом марганца.

§ 2 - 4

4

Химическое равновесие


Химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, принцип Ле Шателье, константа равновесия, молярные концентрации.

Сформировать понятия «химическое равновесие», «обратимые и необратимые реакции», изучить принцип Ле Шателье и его проявление при различных условиях (изменении t, р, с).

Знать деиствие принципа Ле Шателье. Уметь определять изменение рановесия химической реакции в различных условиях.

Оборудование для демонстрации обратимой реакции (йодид калия разной концентрации, перекись водорода, катализатор, серная кислота, спиртовка и т.п.)

Д: 1. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие

§ 5

5

Обобщение знаний по теме «Химические реакции».

Расчеты по термохимическим уравнениям.


Основные понятия темы. Задачи с термохимическими уравнениями.

Обобщить и систематизировать знания по теме. Провести проверочную работу по заданиям ГИА.

Уметь отвечать на поставленные вопросы, решать задачи по теме.

Карточки с индивидуальными заданиями.


§ 1-5

Тема 2. Растворы. Теория электрических диссоциаций. (13 ч)

6

Понятие о растворах


Раствор, растворители, растворимость, смеси, расплавы, полярный и неполярный растворитель, диполь.

Дать первоначальные сведения о растворах: определение и классификация растворов, растворители, растворимость. Изучить основные положения теории растворов.

Знать свойства и классификацию растворов. Уметь отличать растворы от смесей, расплавов.

Примеры растворов и смесей различных веществ. Демонстрация процесса растворения.


§ 6

7

Вещества – электролиты и неэлектролиты

П/р №1: «Получение кристаллогидратов из безводной соли»


Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ион гидроксония, гидратация, электролитическая диссоциация, сольватация.

Сформировать понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «ион гидроксония».

Знать особенности веществ электролитов и неэлектролитов. Уметь определять их на конкретных примерах.

Электролизер, поваренная соль, вода, раствор серной кислоты, гидроксид натрия крист.

Примеры веществ электролитов и неэлектролитов.

Д: Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую проводимость

§ 7, упр. 3, 5.

8

Диссоциация кислот, оснований и солей


Механизм диссоциации кислот, оснований и солей, ступенчатая диссоциация, щелочи, нерастворимые и амфотерные основания, соли.

Рассмотреть свойства кислот, оснований и солей в свете электролитической диссоциации. Способствовать формированию навыков составления уравнений ступенчатой диссоциации.

Знать основные принципы диссоциации кислот, оснований и солей. Уметь составлять молекулярные, полные и кратные ионные уравнения реакций.

Таблица растворимости, прибор для определения электрической проводимости, растворы кислот, солей, щелочей.

Д: Влияние растворителя на диссоциацию.

конспект

9

Сильные и слабые электролиты


Сильные и слабые электролиты, степень диссоциации, константа диссоциации, ступенчатая диссоциация.

Сформировать понятия «сильные и слабые электролиты», «степень электролитической диссоциации». Продолжить формирование умений составлять уравнения ступенчатой диссоциации.

Знать отличия сильных и слабых электролитов. Уметь определять их степень диссоциации.

Таблица растворимости, прибор для определения электрической проводимости, растворы кислот, солей, щелочей, карточки с задачами.

Д: Влияние разбавления на степень диссоциации.

§ 8

10

Реакция ионного обмена. Свойства ионов.



Полные и краткие ионные уравнения, ионы, реакции ионного обмена.

Сформировать представления об ионах, их свойствах, ионных реакциях. Научиться различать и составлять реакции ионного обмена.

Знать состав и свойства ионов, какие свойства они придают растворам кислот и щелочей. Уметь составлять реакции ионного обмена.

Окрашенные растворы хлоридов, сульфатов меди, кобальта, никеля, калия, таблица растворимости, приборы и реактивы, демонстрирующие протекание реакций до конца.

Л/о: Реакции обмена между растворами электролитов.

§ 8

11

Химические свойства кислот как электролитов


Кислоты как электролиты, одноосновные, двухосновные, многоосновные кислоты, константа диссоциации.

Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Продолжить формирование умений составлять уравнения ступенчатой диссоциации.

Знать важнейшие общие химические свойства кислот. Уметь составлять реакции в молекулярной и ионных формах.

Электролизер, растворы кислот, карточки с заданиями, таблица растворимости.


§ 9

12

Химические свойства оснований как электролитов


Щелочи, гидроксид-ион, растворимые, нерастворимые, амфотерные основания, однокислотные, двухкислотные, многокислотные основания.

Рассмотреть свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Продолжить формирование умений составлять уравнения ступенчатой диссоциации.

Знать классификацию и свойства оснований. Уметь составлять молекулярные и ионные уравнения реакций для оснований.

Электролизер, растворы оснований, карточки с заданиями, цепочки превращений, таблица растворимости.


§ 10

13

Химические свойства солей как электролитов


Средние, кислые, основные, двойные соли, соли как сильные электролиты, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Рассмотреть свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Продолжить формирование умений составлять уравнения ступенчатой диссоциации.

Знать важнейшие химические свойства, классификацию и способы получения солей. Уметь составлять реакции в молекулярной и ионных формах.

Электролизер, растворы солей, карточки с заданиями, цепочки превращений, таблица растворимости.


§ 11

14

Гидролиз солей



Гидролиз солей, катион, анион, ступени гидролиза.

Сформировать понятие «гидролиз». Рассмотреть три случая гидролиза солей. Сформировать навыки написания уравнений гидролиза солей.

Знать о явлении гидролиза как обменном взаимодействии электролитов. Уметь составлять уравнения гидролиза солей.

Образцы солей (хлорид алюминия, ацетат натрия, нитрат калия), лакмус, вода, таблица на стр. 53. Д. гидролиза солей различного типа, действия индикаторов в разных средах.


Доп мат.

15

Химические реакции в свете трех теорий.


Химические реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения, теории электронного строения вещества, ТЭД

Обобщить знания 8 и 9 класса о химических реакциях. Рассмотреть различные классификации химических реакций.

Уметь объяснять химическую реакцию с точки зрения разных теорий.

Табл. стр. 54, кодограммы с изображением различных теорий, карточки-задания.


Доп. мат

16

Экскурсия: « В любую лабораторию с целью ознакомления с приемами работы с растворами»


Задачи, в которых одно из веществ дано в избытке.

Продолжить формирование умений решать вычислительные задачи по химии.

Уметь решать задачи на избыток и недостаток, составлять уравнения ступенчатой диссоциации реакций ионного обмена.

Задачник Хомченко, карточки с заданиями, алгоритм решения


См. тетрадь.

17

Обобщение знаний по теме «Теория электролитической диссоциации».


Растворы, электролиты, неэлектролиты, диссоциация веществ, свойства ионов, индикаторы, сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, химические свойства веществ.

Обобщить знания по теме: «Химические реакции», подготовиться к контрольной работе.

Уметь решать уравнения гидролиза солей, составлять уравнения ступенчатой диссоциации реакций ионного обмена, решать задачи.

Учебник, записи в тетрадях, задачники, карточки- задания.


Повторить § 6-11

18

Контрольная работа №1 по теме «Теория электролитической диссоциации»


Основные понятия темы.

Проверить знания и умения учащихся.

Уметь применять свои знания при решении задач и составлении уравнений.

Текст контрольной работы.



Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения. (23 ч)

Тема 3. Общая характеристика неметаллов. 2 ч

19

Элементы-неметаллы в природе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева.



Элементы-неметаллы, их свойства и положение в периодической системе элементов Д.И.Менделеева, зависимость свойств от строения атомов и их положения в периодической системе.

Сформировать представление об элементах-неметаллах, их нахождении в природе, их положении в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Изучить свойства элементов- неметаллов и последить изменения этих свойств в периодах и группах.

Знать общие свойства элементов-неметаллов. Уметь изображать электронное строение атомов элементов-неметаллов, анализировать их свойства.

Образцы природных соединений неметаллов (коллекции), периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Л.р. «Знакомство с образцами природных соединений неметаллов».

§ 12

20

Кристаллическое строение и физико-химические свойства неметаллов. Соединение неметаллов



Аллотропия, простые вещества неметаллы, высшие гидриды и гидроксиды неметаллов, периодические изменения их свойств.

Сформировать представление об общих физических и химических свойствах веществ-неметаллов, изучить свойства водородных и кислородных соединений неметаллов

Знать физические, химические свойства и получение неметаллов, свойства водородных и кислородных их соединений. Уметь приводить примеры простых веществ-неметаллов, писать уравнения с неметаллами.

Образцы природных соединений неметаллов (коллекции), периодическая система элементов Д.И.Менделеева, прибор для получения хлора.


Д. атомных и молекулярных кристаллических решеток

§ 13-14

Тема 4. Неметаллы главных подгрупп и их соединения (21 ч)

21

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.


Элементы-неметаллы главных групп халькогенов, азота, углерода их свойства и соединения.

Дать сравнительную характеристику неметаллов главных групп, изучить их отличия и сходства, периодические изменения их свойств.

Знать периодические изменения свойств неметаллов главных групп, строение и свойства простых веществ. Уметь определять валентность, степени окисления, кислотно-основные свойства соединений неметаллов главных групп по периодической системе элементов.

Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, образцы простых веществ-неметаллов, учебник.


§ 15-16

22

Сера – представитель VIA-группы.



Сера ромбическая, моноклинная, пластическая, восстановительные и окислительные свойства серы.

Изучить аллотропию и физические и химические свойства серы, ее применение.

Знать аллотропию и физические и химические свойства серы. Уметь писать ОВР с серой, характеризовать ее применение.

Сера ромбическая, пробирка, горелка, спички, сосуд с холодной водой, природные соединения серы.

Д. черенковой серы, природных соединений серы.

Л/о: 1.Ознакомление с образцами серы.

2. Получение пластической серы и изучение ее свойств

§ 17

23

Сероводороды. Сульфиды



Сероводород, сульфиды, гидросульфиды, сероводородная кислота.

Сформировать представление о составе, строении и свойствах сероводорода, его получении и применении.

Знать строение, физические и химические свойства, получение и применение, значение и нахождение в природе сероводорода. Уметь писать химические реакции с сероводородом.

Аппарат Кипа (прибор для получения сероводорода), сульфид железа, кислота, растворы щелочи, воды и сульфата меди.

Демонстрация получения и свойств сероводорода

§ 18

24

Кислородосодержащие соединения серы.


Сернистый газ, диоксид серы, сернистый ангидрид, сернистая кислота, сульфиты, гидросульфиты.

Сформировать представление о составе, строении и свойствах диоксида серы и сернистой кислоты. Изучить качественные реакции на сернистую кислоту и ее соли.

Знать физические и химические свойства, получение и применение, качественные реакции диоксида серы и сернистой кислоты. Уметь писать уравнения химических реакций с ними.

Соли сернистой кислоты, оксиды серы, серная кислота


§ 19

25

Серная кислота и ее соли



Триоксид серы, серная кислота как окислитель, сульфаты, гидрольфаты, качественные реакции на сульфат-ионы.

Сформировать представление о составе, строении, значении и свойствах триоксида серы, серной кислоты и ее солей.

Знать физические и химические свойства, получение и применение, качественные реакции серной кислоты и ее солей. Уметь писать уравнения химических реакций с ними.

Серная кислота и ее соли, индикаторы, демонстрация обугливания сахара и бумаги, качественные реакции на серную кислоту.

Д: качественные реакции на сульфат-анион.

§ 20

26

Общая характеристика элементов подгруппы азота.


Подгруппа азота, закономерности изменения свойств атомов элементов в подгруппе и их простых веществ.

Сформировать представления о распространенности, строении атомов и элементов VA-группы.

Уметь давать общую характеристику элементам по положению их в Периодической системе.

Знать основные характеристики элементов подгруппы азота.

ПСХЭ, рисунки и таблицы учебника, красный фосфор (демонстрация),


§ 21

27

Азот – представитель VA-группы


Реакционная способность атомов и молекулы азота, зависимость свойств молекулярного азота от строения его молекулы.

Повторить общую характеристику элементов подгруппы азота, изучить свойства и строение молекулы азота как простого вещества.

Знать физические и химические свойства, получение и применение азота. Уметь давать ему характеристику по положению в периодической системе.

Демонстрация простых веществ элементов полгруппы азота. Учебник. Дополнительная литература по азоту.


§ 22

28

Аммиак . Соли аммония

П/р «Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака».


Аммиак, ион-аммония, соли аммония, качественные реакции на соли аммония.

Сформировать представление о строении молекулы, способах получения, химических и физических свойствах и применении аммиака.

Знать физические и химические свойства, получение и применение аммиака. Уметь объяснять его свойства на основе молекулярного строения.

Демонстрация опытов по получению аммиака и изучению его свойств (горения, растворения в воде)

Д. качественной реакции солей аммония

.

§ 23

29

Оксиды азота.


Оксиды азота, их димеризация, свойства оксидов в зависимости от их степени окисления.

Сформировать представление о строении оксидов азота, их физических и химических свойствах

Знать химические и физические свойства оксидов азота. Уметь составлять уравнения реакций с ними.

Демонстрация колебательных реакций оксидов азота, оборудование и реактивы для демонстрации.

Д: получение оксидов азота (II), окисление азота в его оксиды.

§ 24

30

Азотная кислота. Соли азотной кислоты.



Азотная кислота, нитраты, селитра, круговорот азота в природе.

Сформировать представление о составе, строении, химических и физических свойствах азотной кислоты и ее солей.

Знать химические свойства азотной кислоты разной концентрации. Уметь составлять уравнения реакций металлов с азотной кислтотой.

Демонстрация опытов с азотной кислотой (разложение при нагревании, окисление органических веществ, получение из нитратов), качественных реакций на соли азотной кислоты (горение нитратов).

Д: качественные реакции на нитрат-ион.

§25

31

Фосфор и его соединения.


Белый, красный, черный фосфор,фосфиды,фосфин, фосфиты, ортофосфорная кислота, фосфаты, гидрофосфаты.

Изучить аллотропные видоизменения и химические свойства фосфора, химические и физические свойства и получение соединений фосфора.

Знать физические и химические свойства, получение и применение фосфора и его соединений. Уметь характеризовать окислительные и восстановительные свойства фосфора и его соединений.

Демонстрация аллотропных видоизменений фосфора, фосфорной кислоты, фосфатов.

Д: Получение белого фосфора и его возгорание на воздухе.

§ 26-27

32

Минеральные удобрения.



Азотные.фосфорные, калийные минеральные удобрения, питательная ценность удобрений.

Раскрыть суть минеральных удобрений как солей жизненно необходимых кислот, познакомиться с классификацией, составом, областями применения удобрений.

Вычисление формулы вещества по данным о его количественном составе.

Знать состав, классификацию, химико-биологические функции минеральных удобрений. Уметь определять значение и рассчитывать питательную ценность удобрений.

Демонстрация коллекций минеральных удобрений, таблиц «Значение удобрений»

Д: коллекции минеральных удобрений.

58

33

Общая характеристика подгруппы углерода.


Подгруппа углерода, закономерности изменения свойств атомов элементов в подгруппе и их простых веществ.

Сформировать представления о распространенности, строении атомов и элементов IVA-группы.

Уметь давать общую характеристику элементам по положению их в Периодической системе.


ПСХЭ, рисунки и таблицы учебника, демонстрация элементов подгруппы углерода, таблицы учебника.


§28

34

Углерод – представитель IVA-группы


Аллотропные видоизменения углерода (уголь, алмаз, графит, карбин), кристаллические решетки, адсорбция, карбиды.

Повторить общую характеристику элементов подгруппы углерода. Изучить аллотропные видоизменения и химические свойства углерода.

Знать аллотропные видоизменения и химические свойства углерода. Уметь давать ему характеристику по положению в периодической системе.

Простые вещества элементов подгруппы углерода. Табл. «Аллотропные видоизменения углерода». Коллекции минералов.


§ 29-30

35

Оксиды углерода.



Оксиды углерода, качественные реакции на них, газификация топлива, генераторный газ.

Изучить строение, получение, физические и химические свойства оксида углерода.

Знать состав, строение, получение, физические свойства оксида углерода..

Демонстрация получения оксида углерода (кислота, мрамор) и его свойств (горения, переливания, растворения).

Л. р. «Взаимодействие оксида углерода с известковой водой».

§ 31

36

Угольная кислота и ее соли


Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, сода, поташ, мрамор, мел и тд.

Изучить физические и химические свойства угольной кислоты и ее солей, качественные реакции на карбонат-ионы.

Знать строение и физические свойства угольной кислоты и ее солей. Уметь писать уравнения химических реакций с ней.

Демонстрация взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов, качественных реакций на карбонат-ионы.

Л.р. получение угольной кислоты из диоксида углерода и изучение ее свойств.

§ 32

37

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность


Аллотропные видоизменения кремния, силициды, кристаллические решетки, полимер, гель, силикаты, кремниевая кислота, оксид кремния.

Сформировать представление о свойствах простого вещества кремния, физических и химических свойствах соединений кремния.

Знать аллотропные видоизменения кремния, его свойства, свойства оксида кремния и кремниевой кислоты. Уметь писать уравнения химических реакций с ними.

Демонстрация кремния и оксида кремния, солей кремниевой кислоты, коллекций стекла, силикатов, изделий из кварца.

Д: Получение кремния и силана. Окисление силана на воздухе.

Получение кремниевой кислоты.

§ 34

38

Обобщение знаний по теме «Элементы-неметаллы, их важнейшие соединения»


Основные понятия темы (см. выше).

Обобщить знания по теме: «Неметаллы главных подгрупп и их соединения», научиться использовать знания о химических свойствах элементов при решении уравнений и задач. Решение заданий из ЦАТ и малого ЕГЭ.

Знать свойства неметаллов главных подгрупп и их соединений. Уметь применять полученные знания при решении задач и уравнений.

Учебник, записи в тетрадях, задачники, индивидуальные карточки, цепочки уравнений.


Повторить § 14-38

39

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.


Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Закрепить навыки составления уравнений химических реакций, отражающих химические свойства и получение неметаллов. Разобрать алгоритм решения задач.

Уметь решать цепочки уравнений и задачи для неметаллов.

Учебник, записи в тетрадях, задачники, индивидуальные карточки, цепочки уравнений.


См. записи в тетрадях.

40

Практическая работа

«Получение оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».


Выполнение практической работы, решение экспериментальных задач.

Сформировать умения в ходе эксперимента получать соединения неметаллов и проводить качественные реакции для изучения их свойств.

Уметь пользоваться химическим оборудованием, ставить химические опыты, соблюдать технику безопасности в кабинете химии.

Учебник, карточки с инструкциями, оборудование и реактивы для работы.

Выполнение практической работы.

Доделать пр/р

41

Контрольная работа № 2 по теме «Элементы-неметаллы»


Основные понятия темы (см. выше).

Проверить знания и умения учащихся.

Уметь применять свои знания при решении задач и составлении уравнений.

Текст контрольной работы.



Разделы III. Элементы-металлы и их важнейшие соединения. (13 ч)

Тема 7. Общие свойства металлов . 5 ч

42

Элементы-металлы в природе и периодической системе элементов Д.И.Менделеева



Распространение и роль металлов в природе. Биогенные элементы. Макро- и микроэлементы.

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева

Атомные характеристики элементов – неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах.Формы кислородных соединений металлов, характер изменения их свойств.

Систематизация, обобщение и развитие знаний о распространении элементов – металлов в природе, об особенностях строения их атомов и характере изменения свойств металлов и их соединений, исходя из положения этих элементов в ПСХЭ

Знать о распространении металлов в природе, характер свойств их элементов. Уметь давать общую характеристику элементам – металлам.

Учебник, ПСХЭ Д.И.Менделеева и другие таблицы, коллекции металлов и сплавов, инструкции к лабораторным работам.

Л. р. «Знакомство с образцами металлов и сплавов»

§ 47

43

Кристаллическое строение и физико-химические свойства металлов.

.


Особенности химической связи между атомами металлов. Металлическая кристаллическая решетка. Влияние особенностей кристаллического строения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов.

Систематизация, обобщение и развитие знаний учащихся о металлах при объяснении особенностей кристаллического строения и физико – химических свойств образуемых ими простых веществ

Знать строение кристаллической решетки металлов, их физические и химические свойства металлов. Уметь описывать общие свойства металлов, составлять соответствующие уравнения реакций.

Оборудование и реактивы для опытов, таблицы, модели кристаллических решеток, натуральные объекты (коллекции металлов) и др.

Д: изучение электрической проводимости металлов, сравнение их теплопроводности; окисление металлов (магния, меди и др); взаимодействие металлов разной активности с водой, растворами кислот и солей.

Доп.мат

+ п.48

44

Электролиз растворов и расплавов солей.



Понятие об электролизе. Определение возможности протекания электролиза. Продукты электролиза, образующиеся на катоде. Продукты электролиза, образующиеся на аноде. Использование электролиза человеком

Раскрытие сущности процесса электролиза и сфер его применения в хозяйственной деятельности человека

Знать сущность процесса электролиза, уметь называть сферы применения.

Таблицы, оборудование и реактивы для опытов

Д: электролиз расплавов хлорида меди, иодида калия и других солей.

Доп.мат

45

Сплавы.



Понятие о сплавах металлов. Способы их получения. Классификация сплавов. Краткая характеристика особенностей образования и структуры сплавов разных классификационных групп. Виды, свойства и применение сплавов.

Обобщение и развитие знаний учащихся о применении металлов человеком при знакомстве со сплавами

Уметь применять полученные знания о металлах на практике. Знать способы их получения и классификацию

Таблицы, натуральные объекты (коллекции металлов, сплавов и изделий из них), оборудование и реактивы для опытов

Д: получение сплава Вуда

§ 49 (256 – 260)

46

Коррозия металлов и меры борьбы с ней


Понятие о коррозии металлов. Вред, наносимый коррозией природе и хозяйственной деятельности. Виды коррозии. Химическая коррозия и ее сущность. Электрохимическая коррозия металлов. Методы борьбы с коррозией.

Познакомить учеников с процессами, приводящими к разрушению металлов и изделий из них, и с мерами, позволяющими снизить негативное влияние коррозии на природу и хозяйственную деятельность

Познакомить с процессами коррозии металлов и знать меры борьбы с ней.

Электрохимический ряд напряжений металлов; таблицы, оборудование и реактивы для опытов; натуральные объекты (фрагменты изделий из металлов, подверженные коррозии) и др.


Доп мат

Тема 8. Металлы главных и побочных подгрупп и их соединения. 8 ч

47

Щелочные металлы и их соединения.



Элементный состав семейства щелочных металлов и положение семейства в периодической системе Д.И.Менделеева. Атомные характеристики элементов и закономерности их изменения в пределах подгруппы. Распространение и роль щелочных металлов в природе. Простые вещества, образуемые элементами металлами

Формирование на межпредметном уровне системных знаний о щелочных металлах как о семействе элементов и простых веществах, а также образуемыми ими соединениях

Знать химические свойства щелочных металлов и их соединений; знать о распространении щелочных металлов и их соединений в природе, их биологических функциях и сферах применения человеком

ПСХЭ Д.И. Менделеева и др. таблицы, натуральные объектов (щелочные металлы и их соединения), оборудование и реактивы для опытов

Л. р : «Химические свойства гидроксида натрия и калия».

ОПЫТЫ: взаимодействие натрия и калия с водой и неметаллами; взаимодействие натрия с концентрированной серной кислотой; взаимодействие натрия с раствором сульфата меди; окрашивание пламени солями щелочных металлов

§ 50

48

Щелочноземельные металлы. Жесткость воды


Элементный состав семейства щелочноземельных металлов и положение семейства в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Атомные характеристики элементов и закономерности их изменения в пределах группы.

Распространение и роль щелочноземельных металлов в природе.

Простые вещества и важнейшие соединения щелочноземельных металлов и их свойства. Жесткость воды.

Формирование на межпредметном уровне системных знаний о щелочноземельных металлах как о семействе элементов и простых веществах, а также образуемых ими соединениях

Знать элементный состав щелочноземельных металлов и положение семейства в ПСХЭ Д.И.Менделеева; распространение в природе и применение в жизни человека. Уметь характеризовать химические и физические свойства.

ПСХЭ Д.И.Менделеева и другие таблицы, натуральные объекты (щелочноземельные металлы и их соединения), оборудование и реактивы для опытов

Д: Устранение жесткости воды

§ 51-52

49

Алюминий



История открытия и изучения свойств алюминия. Алюминий – химический элемент: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома и валентные возможности. Распространение и роль алюминия в природе. Получение алюминия. Алюминий – простое вещество: особенности кристаллического строения и свойства. Важнейшие соединения алюминия.

Формирование на межпредметном уровне системных знаний о простом веществе, образуемом элементом алюминием, играющим важную роль в природе и жизни человека.

Знать химические свойства алюминия и его применение в жизни человека. Уметь характеризовать аллюминий как химический элемент и простое вещество.

ПСХЭ Д.И.Менделеева и другие таблицы, натуральные объекты (алюминий, его соединения, сплавы, изделия); оборудование и реактивы для опытов.

Д: исследование механической прочности оксидной пленки алюминия; горения алюминия в токе кислорода; взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочами; алюминотерапия.

Л. р.: «Амфотерные свойства гидроксида алюминия»

§ 53

50

Железо – представитель металлов побочных подгрупп.



История открытия и изучение свойств железа. Железо – химический элемент: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома и валентные возможности. Распространение и роль железа в природе. Получение. Железо – простое вещество: особенности кристаллического строения и свойства.

Важнейшие соединения железа и их свойства.

Особенности элементов побочных подгрупп.

Развитие на межпредметном уровне знаний учащихся об элементах побочных подгрупп на примере железа как представителя семейства D – элементов, а также соединений, образуемых ими.

Знать строение атома железа, его физические и химические свойства значение железа и его сплавов в жизни человека

ПСХЭ Д.И. Менделеева и другие таблицы, натуральные объекты (железо, его соединения и изделия из железа), оборудование и реактивы для опытов.

Д: качественные реакции на катионы железа.

Л.р.: «Получение гидроксида железа (3) и (2) и исследование его свойств»

§ 54

51

Обобщение знаний по теме «Элементы-металлы и их важнейшие соединения».


Элементы - металлы в природе и жизни человека. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Мнделеева. Особенности строения и физико – химические свойства металлов. Электрохимические процессы, протекающие при участии металлов.

Коррозия металлов, ее виды и меры борьбы с нею. Металлы в жизни человека. Сплавы.

Сравнительная характеристика металлов главных подгрупп по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Особенности элементов побочных подгрупп.

Систематизация и обобщение изученного материала и отработка сформированных учебных умений

Знать положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения. Основные соединения металлов, используемые в жизни человека

ПСХЭ Д.И. Менделеева и другие таблицы, бланки для самостоятельной работы, тесты


Повторить §

решение упражнений из задачника

52

Решение задач


Решение расчетных и экспериментальных задач

Закрепление и применение знаний о металлах и их соединениях в процессе совершенствования умений, связанных с решением расчетных и экспериментальных задач

Уметь решать задачи изученных типов

ПСХЭ Д.И, Менделеева, расчетные и экспериментальные химические задачи и алгоритмы их решения, оборудование и реактивы для опытов


Решение задач из задачника, гл.9 по выбору

53

Практическая работа № 3

Решение экспериментальных задач «Получение соединений металлов и изучение их свойств»


Техника безопасности при выполнении работ. Решение экспериментальных задач.

Закрепление, применение и оценивание знаний и умений учащихся в области химических свойств металлов главных и побочных подгрупп и их соединений

Уметь применять полученные знания о металлах на практике

Таблицы по технике безопасности, лабораторное оборудование и реактивы, инструкции по работе

Выполнение практической работы.

Повторить §

подг. к контрольной работе

54

Контрольная работа № 3 по теме: «Металлы»


Все основные понятия изученной темы.

Выявить уровень усвоения школьниками изученного материала темы и овладения ими предметными умениями

Знать основные вопросы по теме «Металлы». Уметь применять полученные знания при решении задач различного характера.

Карточки с заданиями контрольной работы



Разделы IV. Производство и применение неорганических веществ. (4 ч)

Тема 9. Производство и применение неорганических веществ. (4 ч)

55


Понятие о химической технологии

Производство и применение серной кислоты


Химическая технология как наука и научно – теоретическая основа развития промышленности.

Основные компоненты и показатели химико – технологического производства, его влияние на окружающую среду.

Значение, сущность и технологическая схема производства серной кислоты.

Сырьевая база, добыча, транспортировка и подготовка сырья.

Основные этапы производства серной кислоты.

Формирование знаний о химической технологии как; знакомство с компонентами химико – технологического производства и сопутствующими ему проблемами.

Формирование системных знаний о сущности и значении промышленного производства серной кислоты; знакомство с комплексом проблем , сопутствующих данному производству

Знать, что такое химическая технология и уметь решать задачи технологического содержания.

Знать суть и значение производства серной кислоты. Значение данной кислоты для народного хозяйства. Уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни, для сохранения здоровья и окружающей среды.

Таблицы, натуральные объекты (коллекции природных материалов серы)

Д: Кодограммы и динамическое пособие «Производство серной кислоты»

§ 55-56


56

Промышленный синтез аммиака.


Значение, сущность и технологическая схема производства аммиака.

Сырьевая база, добыча, транспортировка и подготовка сырья. Основные этапы производства. Влияние производства на окружающую среду и здоровье человека.

Формирование системных знаний о сущности и значении промышленного производства аммиака; знакомство с комплексом проблем , сопутствующих производству

Знать суть и значение производства аммиака. Значение его для народного хозяйства. Уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни, для сохранения здоровья и окружающей среды.

Таблицы, схемы в учебнике, натуральные объекты.

Д: Модели производства аммиака

§ 57-58

57


Понятие металлургии Производство применение чугуна и стали


Металлургия как отрасль промышленности. Роль и особенности. Значение производства чугуна и стали для развития народного хозяйства. Сущность и химико – технологическая схема производства чугуна и стали. Влияние производства на окружающую среду и здоровье человека.

Формирование на межпредметном уровне системных знаний о сущности и значении промышленного производства чугуна и стали; знакомство с комплексом сопутствующих проблем.

Иметь представление о металлургии и производстве чугуна и стали, значении этого процесса для развития народного хозяйства. Знать о влиянии производства на окружающую среду и здоровье человека.

Таблицы, натуральные объекты (коллекции природных минералов железа)


§ 59-60

58

Обобщение знаний по теме

«Производство неорганических веществ и окружающая среда»


Химическая технология и металлургия как самостоятельные отрасли научных знаний и основа промышленной деятельности человека.

Основные компоненты химико – технологического процесса и их характеристика.

Промышленная деятельность человека и охрана окружающей среды.

Систематизация и обобщение изученного материала ; эколого – валеологическое просвещение и обучение

Обобщить полученные знания, быть компетентными в данных вопросах.

Таблицы


§55-60, - повторить




Тема 5. Общие сведения об органических соединениях. (10 ч)

59

Органическая химия – отрасль химической науки. Особенности состава и многообразие органических соединений



Органическая химия, органические и неорганические вещества.

Дать общую характеристику органическим веществам и органической химии как раздела химической науки.

Знать об особенностях состава и многообразии органических соединений. Уметь отличать органические и неорганические вещества.

Коллекции органических соединений, модели молекул органических соединений, примеры органических веществ.

Д: органических соединений в быту.

§35

60

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.





Структурные формулы, полуструктурные формулы, углеродный скелет, изомер, А.М.Бутлеров, теория химического строения органических соединений.

Создать условия для формирования знаний о строении органических соединений. Сформировать первоначальные представления о причинах многообразия орг. веществ.

Знать некоторые положения теории химического строения органических соединений. Уметь рассматривать их на конкретных примерах.

Рисунки и задания учебника, шаростержневые и объемные модели молекул органических соединений. Табл. «Строение органических соединений».

Л.р. «Изготовление моделей углеводородов»

§ 35, упр. 2,3,4

61

Практическая работа № 4 «Качественный состав органических соединений».



Качественный состав органических соединений.

Подтвердить знания о составе органических соединений, научиться проводить опыты по определению качественного состава.

Знать какие элементы входят в состав органических соединений. Уметь проводить опыты по определению качественного состава органических соединений.

Учебник, карточки с инструкциями, оборудование и реактивы для работы.

Выполнение практической работы.

Практическая работа

62



Понятие о предельных углеводородах.

Алканы

Физико-химические свойства и применение алканов



Гомолог, гомологический ряд алканов, гибридизация электронных орбиталей и ее виды, изомер, σ-связи, тетраэдрическое строение молекулы, структурная изомерия, номенклатура.

Реакции замащения (галогенирования), метан - болотный газ.

Способствовать формированию первоначальных представлений о строении, гомологии, изомерии и номенклатуре предельных углеводородов.

Создать условия для возникновения представлений о физических и химических свойствах алканов.

Знать понятия «гомолог», «гомологический ряд алканов», «гибридизация электронных орбиталей и ее виды», «изомер», «σ-связи». Уметь определять отличительные черты предельных углеводородов, давать им названия, определять тип гибридизации и изомерию. Знать физические и химические свойства алканов.Уметь писать реакции замещения и горения алканов.

Табл. «Строение молекулы метана», «Типы гибридизации», рис. учебника, шаростержневые и объемные модели молекул предельных углеводородов.

Демонстрация реакции бромирования.



§ 36-37, 38

упр. 7,8

63

Непредельные углеводороды: алкены



Алкены, sp2-гибридизация, π- связи, реакции гидратации, полимеризации, гидрирования, гидрогенизации, полимер и мономер, качественные реакции на алкены.

Способствовать формированию первоначальных и общих представлений о строении, гомологии, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойствах алкенов.

Знать строение, гомологию, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства непредельных углеводородов. Уметь характеризовать отличительные черты непредельных углеводородов.

Табл. «Строение молекулы этилена», «Типы гибридизации», рис. учебника, шаростержневые и объемные модели молекул непредельных углеводородов.



§ 39 (стр.205-209)

64

Непредельные углеводороды: алкины



Алкины sр–гибридизация, π- связи. Качественные реакции на алкины.

Способствовать формированию первоначальных и общих представлений о строении, гомологии, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойствах алкинов.

Знать строение, гомологию, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства алкинов. Уметь характеризовать их отличительные черты.

Табл. «Строение молекулы ацетилена», «Типы гибридизации», рис. учебника, шаростержневые и объемные модели молекул непредельных углеводородов.



§40-41(стр.213-215)

65

Спирты. Предельные одноатомные спирты



Одноатомные и многоатомные спирты, функциональная группа, ее изомерия, межклассовая изомерия, реакции гидратации и дегидратации, наркотик, алкоголизм, качественные реакции на спирты.

Способствовать формированию первоначальных представлений о строении, классификации, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойствах спиртов. Раскрыть их значение для человека.

Знать строение, классификацию, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства спиртов, качественные реакции на спирты. Уметь характеризовать их отличительные черты.

Табл. «Кислородосодержащие функциональные группы», примеры многоатомных, одноатомных спиртов, демонстрация качественных реакций на спиртовую группу.



§ 42(стр.217-221)

66

Карбоновые кислоты



Предельные одноосновные карбоновые кислоты, реакция этерификации, сложные эфиры, гидролиз, карбоксильная функциональная группа, качественные реакции на карбоновые кислоты.

Способствовать формированию первоначальных представлений о строении, классификации, изомерии, номенклатуре, физических и химических свойствах карбоновых кислот.

Знать строение, классификацию, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства, значение карбоновых кислот. Уметь характеризовать их отличительные черты.

Табл. «Кислородосодержащие функциональные группы», примеры карбоновых кислот, демонстрация качественных реакций на карбоксильную группу.



§ 43-44
(стр. 221-224), упр.1,2 стр.224

67

Органические вещества клетки



Твердые и жидкие жиры, гидролиз жиров, мыло, омыление, моносахариды, полисахариды, биополимеры, аминокислоты, пептидная связь, денатурация, ренатурация.

Способствовать формированию первоначальных представлений о строении, свойствах и значении органических веществ клетки.

Знать общую характеристику жиров, белков, углеводов; качественные реакции на них и их значение для живых организмов. Уметь характеризовать отличительные черты белков, жиров, углеводов.

Примеры жиров, углеводов, белков, таблицы по теме, демонстрация качественных реакций на углеводы и белки, слайды со строением органических веществ клетки.



§ 45-46(стр.224- 231), сообщения

68

Обобщение знаний по темам «Производство и применение веществ. Введение в органическую химию».

Контрольная работа.



Основные понятия темы (см. выше).

Обобщить знания по темам, научиться использовать знания о свойствах органических веществ при решении тестовых заданий малого ЕГЭ. Осуществить контроль над знаниями и умениями учащихся.

Знать особенности строения и свойств органических веществ . Уметь применять полученные знания при решении задач в тестовой форме.

Учебник, записи в тетрадях, задачники, таблицы по теме, раздаточный материал.



Повторить § 39,49-58,60





47



Рабочая программа по химии 9 класс
  • Химия
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  учебного  курса  химии  для  9  класса   составлена на основе программы основного общего образования по  химии  и  программы  курса  химии  для  учащихся  8-11  классов  общеобразовательных учреждений автора Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титова, Н.Н. Гара. М.: «Вентана-Граф» (2010 года). 

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  основного  общего  образования  по  химии  и  авторской программой учебного курса. 

Курс химии 9 класса (2 часа в неделю) посвящен систематике химических элементов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество, 2) химические реакции, 3) химическая технология и прикладная химия.

Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход, заложенный программой предыдущего года обучения. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.

Преобладающей  формой  текущего  контроля  выступает  письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).  Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:  учебник  (Кузнецова Н.Е...  Химия  9  класс.  Учебник  для общеобразовательных учреждений – Издательский центр «Вента-Граф» методическое пособие для учителя М.А. Шаталов Издательский центр «Вента-Граф».

Цель программы обучения:

Освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности 

Задачи программы обучения:

  • освоение теории химических элементов и их соединений;
  • овладение  умением  устанавливать  причинно-следственные  связи  между
  • составом, свойствами и применением веществ;
  • применение  на  практике  теории  химических  элементов  и  их  соединений  для

      объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;

  • осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.

При составлении поурочного тематического планирования программа претерпела следующие изменения:

В Раздел 1 «Теоретические основы химии» добавлено 4 часа: 3 часа на тему: «Химические реакции» , 1 час на тему: «Растворы электролитической диссоциации» для проведения 2 уроков обобщения и 1 урока контрольная работа, 1 час потрачен на практический урок, часы заимствованы из раздела 2 «Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения».

Убрано 2 часа повторения курса 8 класса.

Из раздела 2 «Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения» убрано 15 часов, так как тема: «Общие сведения об органических соединениях» перенесена  в конец четвертой четверти.

 

В раздел 3 «Металлы» добавлен 1 час из раздела 4 «Производство неорганических веществ», для проведения контрольного урока.

Автор Животкевич Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1564
Номер материала 48475
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓