Рабочая программа
по химии
ДЛЯ
обучающихся 8 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
______Г.Н.Лебедева
Пояснительная
записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта, примерной программы основного
общего образования и авторской программы Журина А.А. (Журин, А.А. Предметная
линия учебников «Сферы», 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ А.А. Журин.-М. : Просвещение, 2012.-80с.)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Основное общее образование – вторая
ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить
цели и определенные пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт
деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Для реализации программы используется
учебник автора: А.А.Журин, издательство «Просвещение», 2012год, тетрадь-тренажер,
тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор.
Программа рассчитана на 68 часов, т.е. на два часа в
неделю, выделено по одиннадцать часов резервного времени, но в тематическом
планировании для 8 класса три часа резервного времени использованы на итоговое
обобщение.
Изучение химии в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
освоение важнейших
знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать
химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на
основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями;
воспитание отношения к химии
как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для
безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения
явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
важнейшие химические
понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительная атомная и относительная молекулярная массы, ион, аллотропия,
изотопы, степень окисления, химическая связь, вещество, классификация веществ,
моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация
реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель,
восстановитель, окисление, восстановление; углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения
массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь:
называть: химические
элементы, соединения изученных классов; признаки и условия протекания
химических реакций
объяснять: физический
смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева,
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и
главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические
элементы на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами
веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ; способы
защиты окружающей среды от загрязнений; условия и способы предупреждения
коррозии металлов;
определять: состав
веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления
элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность
протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием; растворами кислот и щелочей,
минеральными удобрениями;
распознавать опытным
путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и
щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в
растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов реакции;
проводить самостоятельный
поиск химической информации с использованием различных источников; использовать
компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни безопасного
обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в
окружающей среде; ценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в
быту; определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий; приготовления растворов заданной
концентрации; критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Содержание
Введение в химию (16 часов)
Химия как часть естествознания. Химия – наука о
веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание,
измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и
синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная
посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение
кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение
химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды.
Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Важнейшие классы неорганических веществ (21
час).
Водород, физические и химические свойства, получение и
применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение
и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде.
Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в
природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства
концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их
соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические
свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV).
Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее
соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические
свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на
организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и
силикаты. Стекло.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и
III).
Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12часов).
Положение металлов в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов.
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов:
реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их
соединения. Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки
химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная
единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси:
воздух, природный газ, нефть, природные воды. Качественный и количественный
состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества
(органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро
(протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов
первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Количественные отношения в химии (8 часов).
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная
единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси:
воздух, природный газ, нефть, природные воды. Качественный и количественный
состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества
(органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ. Определение
понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия
«электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный
электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической
диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации.
Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и
химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение понятий
«окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Заключение (2 часа).
Предмет химической науки. Источники химической
информации.
Резерв (9 часов).
Учебно - тематический план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
|
|
1.
|
Введение
в химию
|
16
|
|
2.
|
Важнейшие
классы неорганических веществ
|
21
|
|
3.
|
Периодический
закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
атома
|
12
|
|
4.
|
Количественные
отношения в химии
|
8
|
|
5.
|
Заключение
|
2
|
|
6.
|
Резерв
|
9
|
|
|
ВСЕГО
|
68
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.