Рабочая
программа по химии
8
класс
(2
часа в неделю, 70 часов за год)
(Базовый
уровень)
1.
Пояснительная записка.
Рабочая
программа по химии составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования на
базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе
примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского
курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы
развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала:
строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая
программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней
общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа,
2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую
программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2012
г. № 1067. Учебник
имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего
образования и в соответствии с учебным планом отделения общеобразовательных дисциплин
(школа) ТКИ им. А. С. Даргомыжского программа рассчитана на преподавание курса химии
в 8 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество лабораторных опытов – 12
Количество практических работ за год – 9
2.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.
Закон РФ от 10 июля 1992 года
№3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2.
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ
от 19 марта 2001 года №196.
3.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в
Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4.
Федеральный базисный учебный
план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5.
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 №
1089). Стандарт основного общего образования по химии.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные
программы по химии, разработанные в соответствии с государственными
образовательными стандартами 2004 г.
9. Габриелян
О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Дрофа, 2010.
3.
Цели изучения курса.
Изучение
химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
Освоение
важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
·
овладение
умениями наблюдать
химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на
основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
·
развитие
познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического
эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
·
воспитание отношения
к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
·
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
4. Перечень
практических работ.
№
|
Тема
|
1.
|
Практическая
работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
|
2.
|
Практическая
работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с
горящей свечой,
и их описание.
|
3.
|
Практическая работа № 3. Анализ почвы и
воды.
|
4.
|
Практическая
работа № 4. Признаки химических реакций.
|
5.
|
Практическая
работа № 5. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в
растворе.
|
6.
|
Практическая
работа № 6. Ионные реакции.
|
7.
|
Практическая
работа № 7. Условия протекания химических реакций между растворами
электролитов до конца.
|
8
|
Практическая
работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
|
9
|
Практическая
работа № 9. Решение экспериментальных задач.
|
5.
Перечень контрольных работ.
№
|
Тема
|
Вид проверки
|
1.
|
Атомы
химических элементов.
|
Контрольная
работа № 1
|
2.
|
Соединения
химических элементов.
|
Контрольная
работа № 2
|
3.
|
Изменения,
происходящие с веществами.
|
Контрольная
работа № 3
|
4.
|
Реакции
ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
|
Контрольная
работа № 4
|
6.
Перечень лабораторных опытов.
№
|
Тема
|
1.
|
Лабораторный
опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных
классов.
|
2.
|
Лабораторный
опыт № 2. Разделение смесей.
|
3.
|
Лабораторный
опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и
спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
|
4.
|
Лабораторный
опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки.
|
5.
|
Лабораторный
опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого
углекислого газа.
|
6.
|
Лабораторный
опыт № 6. Получение углекислого газа
взаимодействием соды и кислоты.
|
7.
|
Лабораторный
опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди
(II) железом.
|
8.
|
Лабораторный
опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот.
|
9.
|
Лабораторный
опыт № 9. Реакции,
характерные для растворов щелочей.
|
10.
|
Лабораторный
опыт № 10. Получение
и свойства нерастворимого основания.
|
11.
|
Лабораторный
опыт № 11. Свойства
оксида кальция и углекислого газа.
|
12.
|
Лабораторный
опыт № 12. Реакции,
характерные для растворов солей.
|
7. Структура
курса.
№
|
Модуль
(глава)
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение.
|
4
|
2.
|
Атомы химических элементов.
|
10
|
3.
|
Простые вещества.
|
7
|
4.
|
Соединения химических элементов.
|
12
|
5.
|
Изменения, происходящие с веществами.
|
15
(10 + 5)
|
6.
|
Растворение. Растворы. Свойства
растворов электролитов.
|
22
|
|
Итого:
|
70
|
8.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
|
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
Примечания
|
|
|
Введение (4
часа).
|
|
|
1.
|
|
Предмет химии. Химия как часть
естествознания. Вещества. Простые и сложные вещества. Превращения веществ.
|
§ 1-2, вопросы
§ 3 прочитать
|
Правила ТБ на уроке химии.
|
2.
|
|
Краткая история
развития химии. Методы химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент,
моделирование.
|
§ 3 повторить
|
|
3.
|
|
Периодический закон и ПС Д.И. Менделеева.
Знаки химических элементов. Язык химии.
|
§ 4, символы
|
|
4.
|
|
Химические формулы.
Относительные атомные и молекулярные массы. Р.З. по теме: «Нахождение
относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле».
|
§ 5, вопросы
§ 4 повторить
|
|
|
|
Атомы химических элементов (10 часов).
|
|
|
5.
|
|
Основные сведения о
строении атомов. Атомы и молекулы. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны.
|
§ 6, вопросы
|
|
6.
|
|
Изотопы. Химический
элемент. Группы и периоды ПС.
Строение
электронных оболочек атомов. (20 первых элементов).
|
§ 7, вопросы
§ 8, вопросы
|
Закон «октав» в
периодической системе.
|
7.
|
|
8.
|
|
Приём и отдача электронов.
|
§ 9, вопросы
|
|
9.
|
|
Химическая связь.
Ионная химическая связь. Электроотрицательность.
|
§ 10, вопросы
|
Агрегатное состояние веществ.
|
10.
|
|
Ковалентная связь. Полярная и неполярная
ковалентная связь. Валентность.
|
§ 11, вопросы
|
|
11.
|
|
Металлическая связь
|
§ 12, вопросы
|
|
12.
|
|
Обобщающий урок по
теме: «Атомы химических элементов».
|
§ 8-12 повторить
задачи в тетради
|
|
13.
|
|
Решение задач по
теме: «Вычисление массовой доли хим. элемента в веществе по его формуле».
|
Задачи в тетради.
|
|
14.
|
|
Контрольная работа
№1. Тема: «Атомы химических элементов».
|
|
|
|
|
Простые вещества. (7 часов).
|
|
|
15.
|
|
Анализ контрольной
работы. Простые вещества – металлы. Их свойства.
|
§ 13, вопросы
|
|
16.
|
|
Простые вещества –
неметаллы.
Их свойства.
|
§ 14, вопросы
|
|
17.
|
|
Количество
вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газов. РЗ по теме «Вычисление
молярной массы веществ по химическим формулам».
|
§ 15, вопросы
|
|
18.
|
|
Решение задач по
теме: «Молярный объём газов и молярная масса».
|
задачи в тетради
§ 16, вопросы
|
|
19.
|
|
Аллотропия.
Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.
|
§ 15-16 повторить, задачи
|
|
20.
|
|
Обобщающий урок по теме: «Простые вещества».
|
задачи в тетради
|
|
21.
|
|
Самостоятельная
работа по теме: «Простые вещества». (40 минут).
|
задачи в тетради
|
|
|
|
Соединения химических элементов.
( 12 часов).
|
|
|
22.
|
|
Степень окисления.
|
§ 17, вопросы
|
|
23.
|
|
Сложные вещества. Оксиды и водородные
соединения элементов. ЛО № 1 «Знакомство с образцами веществ разных классов».
|
18, вопросы
|
|
24.
|
|
Основания. Их состав.
|
§ 19 вопросы
|
|
25.
|
|
Кислоты. Их состав.
|
§ 20, вопросы
|
|
26.
|
|
Соли. Их состав.
|
§ 21, вопросы
|
|
27.
|
|
Кристаллические
решётки. Типы кристаллических решёток. Кристаллические и аморфные вещества.
|
§ 22, вопросы
|
|
28.
|
|
Чистые вещества и смеси. ЛО № 2 «Разделение
смесей». Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, нефть,
природные воды.
|
§ 23, вопросы
|
|
29.
|
|
Способы выражения
концентрации растворов (смесей). Решение задач по теме «Расчёт массовой доли
и объёмной долей компонентов смеси веществ».
|
§ 24, вопросы
|
|
30.
|
|
Решение задач по
теме «Вычисление массовой доли растворённого вещества».
|
§ 18-21 повторит
задачи в тетради
|
|
31.
|
|
Решение задач по
теме «Приготовление растворов с заданной концентрацией растворённого
вещества».
|
§ 25, вопросы,
задачи
|
|
32.
|
|
Обобщающий урок по
теме: «Соединения химического элемента
|
§ 22 – 24 повторить, вопросы
|
Классификация химических реакций.
|
33.
|
|
Контрольная работа
№ 2. Тема: «Соединения химического элемента».
|
|
|
|
|
Изменения, происходящие с веществами. (10 часов).
|
|
|
34.
|
|
Анализ контрольной
работы. Физические явления в химии.
Химические реакции.
Их условия возникновения и признаки.
|
§ 25, вопросы
§ 26, вопросы
|
Л.О. №3 «Сравнение испарения скорости воды
и спирта».
Л.О. №4 « Окисление меди»
|
35.
|
|
36.
|
|
Химические
уравнения. Закон сохранения масс.
|
§ 27, вопросы.
|
|
37.
|
|
Расчёты по химическим уравнениям.
Нахождение количества, массы и объёма веществ.
|
§ 28, задачи в тетради.
|
|
38.
|
|
|
Реакции разложения. Катализ. Катализаторы.
Ферменты.
|
§ 29, вопросы.
|
|
39.
|
|
Реакции соединения. Обратимые и необратимые
химические реакции.
|
§ 30, вопросы
|
Л.О. №5 «Помутнение известковой воды».
|
40.
|
|
Реакции замещения. Л.О. №6
«Получение углекислого газа», Л.О. №7. «Замещение меди железом»
|
§ 31, вопросы.
|
|
41.
|
|
Реакции обмена.
|
§ 32, вопросы.
|
|
42.
|
|
РЗ по теме «Расчёт продуктов реакции, если
исходные вещества содержат примеси».
|
§ 33, вопросы.
|
|
43.
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие
с веществами».
|
|
|
|
|
Практикум
1. ( 5 часов).
|
|
|
44.
|
|
Анализ контрольной работы. Практическая
работа №1.
|
Задания в тетр.
|
|
45.
|
|
Практическая работа №2.
|
Задания в тетр.
|
|
46.
|
|
Практическая работа
№3.
|
Задания в тетр.
|
|
47.
|
|
Практическая работа №4.
|
Задания в тетр.
|
|
48.
|
|
Практическая работа №5.
|
Задания в тетр.
|
|
|
|
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
(22часа).
|
|
|
49.
|
|
Растворение.
Растворимость веществ в воде.
|
§ 34, вопросы
задачи в тетради
|
|
50.
|
|
Электролитическая диссоциация веществ в
водных растворах. Степень диссоциации.
|
§ 35, вопросы
|
Электролиты и неэлектролиты.
|
51.
|
|
Основные положения
ТЭД.
Ионы. Катионы и анионы.
|
§ 36, вопросы
|
|
52.
|
|
Ионные уравнения. Понятие о скорости
химической реакции.
|
§ 37, вопросы.
|
|
53.
|
|
Ионные уравнения.
Реакции ионного обмена.
|
§ 37, записи в
тетради.
|
|
54.
|
|
55.
|
|
Реакции ионного обмена.
Самостоятельная работа по теме: «ТЭД».
|
§ 37, вопросы
задачи в тетради
|
|
56.
|
|
57.
|
|
Свойства и
классификация кислот.
ЛО №8 «Свойства
кислот».
|
§ 38, вопросы
|
Э.Д. кислот.
|
58.
|
|
Свойства и классификация кислот.
|
§ 38 повторить
задачи в тетради
|
|
59.
|
|
Свойства и
классификация оснований.
ЛО №9 «Свойства
оснований».
|
§ 39, вопросы
§ 38 повторить
|
Э.Д. Щелочей.
|
|
60.
|
|
Свойства и
классификация оснований.
ЛО №10 «Получение
нерастворимых оснований оснований».
|
задачи в тетради
|
|
|
61.
|
|
Свойства и
классификация оксидов.
ЛО №11. «Свойства
оксидов кальция и углерода (IV)».
|
§ 40, вопросы
§ 39 повторить
|
|
|
62.
|
|
Свойства и
классификация солей.
ЛО №12 «Реакции,
характерные для солей».
|
§ 41, вопросы
§ 40 повторить
|
Э.Д. солей.
|
|
63.
|
|
Генетическая связь
между классами веществ.
|
§ 42, вопросы
§ 41 повторить
|
|
|
64.
|
|
Окислительно –
восстановительные реакци. Степень окисления. Окислитель и восстановитель.
|
§ 43, вопросы
задачи в тетради
|
|
|
65.
|
|
Контрольная работа
№4. Тема: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
|
|
|
|
66.
|
|
Анализ контрольной
работы. Практическая работа № 6.
|
Задачи в тетради.
|
|
|
67.
|
|
Практическая работа
№ 7.
|
Задачи в тетради.
|
|
|
68.
|
|
Практическая работа
№ 8.
|
Задачи в тетради.
|
|
|
69.
|
|
Практическая работа
№ 9.
|
Задачи в тетради.
|
|
|
70.
|
|
Заключительный
урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
Требования
к уровню подготовки учащихся 8 класса.
В результате
изучения химии ученик должен
знать /
понимать
·
химическую
символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
·
важнейшие
химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
·
основные
законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь:
·
называть:
химические элементы, соединения изученных классов;
·
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.
Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
·
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь
между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
·
определять: состав
веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в
соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
·
составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
·
обращаться
с
химической посудой и лабораторным оборудованием;
·
распознавать
опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат- ионы;
·
вычислять: массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного
обращения с веществами и материалами;
·
экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·
критической
оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления
растворов заданной концентрации.
10.
Информационно – методическое обеспечение.
Основная
литература:
- Габриелян
О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Химия.
8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.–
15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
- Настольная
книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян,
Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.
Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.
– 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
5. Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс»
/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176
с.: ил.
6. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.:
Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная
литература и интернет - ресурсы:
- Изучаем химию в 8 классе:
дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8
класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и
К», 2004. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс:
к учебнику О.С.
Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен»,
2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО
«Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.
- Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия»,
1979
- «Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
7. www.edios.ru – Эйдос – центр
дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://djvu-inf.narod.ru/
- электронная библиотека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.