Главная / Химия / Рабочая программа по химии 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна


СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

______________/ Горобец Е.К.

«25» августа 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

на педсовете «29» августа 2014 г.

Протокол №1

Директор школы МБОУ СОШ№7

/Краснова Е.В.

Рабочая программа по химии

8 класс

учитель: Духова Екатерина Алексеевна

количество часов 68 часов — 2 часа в неделю

учебник: Химия. 8 класс: О.С. Габриелян. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2014.


Соответствует федеральному компоненту стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации: Химия. 8 класс М.: Дрофа, 2014.).


2014



Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета Химия 8 класс составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

  • Авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Химия. 8 класс М.: Дрофа, 2014.).

Данный предмет входит в образовательную область – естествознание. Химия как научный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики, биологии где изучаются основные сведения о строении атомов, строении и разнообразии органических веществ.
Цели изучения химии в 8 классе:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии;

2.Воспитывать общечеловеческую культуру;

3. Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознание роли веществ:

  2. определять роль различных веществ в природе и технике;

  3. объяснять роль веществ в их круговороте.

  4. рассмотрение химических процессов:

  5. приводить примеры химических процессов в природе;

  6. находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

  7. объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

  8. перечислять отличительные свойства химических веществ;

  9. различать основные химические процессы;

  10. определять основные классы неорганических веществ;

  11. понимать смысл химических терминов.

  12. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

  13. проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

  14. умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

  15. использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; различать опасные и безопасные вещества.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. На курс химии в 8 класса отведено: контрольных работ-5; практических работ-5.

Учебно-методическое обеспечение

  1. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  2. CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

  3. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)

.Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

  1. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.

  2. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;

Формы организации учебного контроля

В качестве форм контроля выступают: коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.

Критерии оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках химии

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик:показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;не делает выводов и обобщений;не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик:правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка выполнения практических работ, опытов по химии

Оценка "5" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений или было допущено два-три недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета или эксперимент проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные Оценка "3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.); допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Содержание программы


Тема 1. ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома. ( 11 часов)

Периодическая система химических элементов – графическое изображение периодического закона Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента,номера группы, номера периода. Строение атомов химических элементов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Электроотрицательность. Степень окисления. Химическая связь.Ионная связь.Ковалентная связь. Электронные и структурные формулы. Металлическая связь.

Тема 2. Простые вещества. (8 часов)

Классификация и основы номенклатуры органических соединений. Изомерия в органической химии. Вывод формул органических веществ(решение задач).Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов.Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева. Физические свойства неметаллов: кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, углерода, олова. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов. (9 часов)

Классификация соединений химических элементов. Номенклатура. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашёная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак. Основания. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция. Кислоты. Соли. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток. Смеси. Массовая и объёмная доли компонента смеси. Расчёты, связанные с использованием понятия «доля».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

Типы химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Расчёты по химическим уравнениям. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования протекания реакций. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакции обмена в растворах до конца.

Тема 5. Практикум №1 (3 часа)

Практическая работа №1.Признаки химических реакций. Практическая работа №2. Получение водорода и изучение его свойств. Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов, электролитов (20 часов)

Углеводы, их классификация и значение. Важнейшие моносахариды, их строение и свойства. Растворение. Растворимость. Растворы. Электролитическая диссоциация веществ.

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Классификация ионов и их свойства.Ионные уравнения реакций. Свойства кислот в свете ТЭД. Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их войства в свете ТЭД. Оксиды, их химические свойства. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Метод ОВР баланса.

Свойства простых веществ: металлов и неметаллов в свете ОВР. Свойства кислот и солей в свете ОВР. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Тема 7. Практикум №2. (4 часа)

Практическая работа №4. Ионные реакции.Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач.

Примерное календарно- тематическое планирование уроков 8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 3 часа – резервное время)

п/п

Количество часов (ч.)

Название разделов: темы уроков

Дата урока

Контроль

Повторение

Примечани


ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атом.(11 часов)

1

1

Вводное повторение: «Атом сложная частица»

Периодическая система химических элементов – графическое изображение периодического закона Д.И.Менделеева.





2,3

2

Физический смысл порядкового номера химического элемента,номера группы, номера периода. Строение атомов химических элементов.



повторение ПСХЭ


4

1

Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и группах.


учет знаний



5

1

Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов.





6,7

2

Электроотрицательность. Степень окисления.


учет знаний



8,9

2

Химическая связь.Ионная связь.Ковалентная связь. Электронные и структурные формулы. Металлическая связь.


учет знаний

повторение изм. св. в ПСХЭ


10

1

Повторительно-обобщающий урок





11

1

Контрольная работа по теме: «ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома.»






Простые вещества (8 часов)

12

1

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов.



повторение хим связи


13

1

Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий.





14

1

Положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева. Физические свойства неметаллов: кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода.





15

1

Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, углерода, олова.


учет знаний

повторение Ме, неМе


16,17

2

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «постоянная Авогадро»


учет знаний



18

1

Повторительно-обобщающий урок





19

1

Контрольная работа по теме: «Простые вещества.»






Соединения химических элементов (9 часов)

20

1

Классификация соединений химических элементов. Номенклатура.



повторение степ окисл.


21

1

Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашёная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород, аммиак.


учет знаний



22

1

Основания. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия, кальция.


учет знаний



23

1

Кислоты.


учет знаний

повторение классиф.


24

1

Соли.


учет знаний



25

1

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток.



повторение хим св


26,27

2

Смеси. Массовая и объёмная доли компонента смеси.Расчёты, связанные с использованием понятия «доля».





28

1

Повторительно-обобщающий урок





29

1

Контрольная работа по теме: «Соединения химических элементов.»






Изменения, происходящие с веществами (10 часов)

30

1

Типы химических реакций.





31,32

2

Закон сохранения массы веществ. Расчёты по химическим уравнениям.


учет знаний



33,34

2

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.


учет знаний

повторение расчета по хим урав


35

1

Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования протекания реакций.





36

1

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакции обмена в растворах до конца.



повторение типов реакций


37,38

2

Повторительно-обобщающий урок





39

1

Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами»






Практикум №1 (3 часа)

40

1

Практическая работа №1.Признаки химических реакций.


практ раб



41,42

2

Практическая работа №2. Получение водорода и изучение его свойств. Практическая работа №3. Получение кислорода и изучение его свойств.


практ раб




Растворение. Растворы. Свойства растворов, электролитов (20 часов)

43,44

2

Растворение. Растворимость. Растворы. Электролитическая диссоциация веществ.





45

1

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.


учет знаний

повторение ТЭД


46

2

Классификация ионов и их свойства.Ионные уравнения реакций.


учет знаний



47,48

2

Свойства кислот в свете ТЭД.





49,50,51

3

Основания, их свойства в свете ТЭД. Соли, их свойства в свете ТЭД.


учет знаний

повторение степ дисс.


52,53

2

Итоговое повторение: «Строение атома»

Оксиды, их химические свойства.



повторение класс.


54

1

Итоговое повторение: «Простые вещества»

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.





55,56

2

Итоговое повторение: « Соединения элементов»

Окислительно-восстановительные реакции. Метод ОВР баланса


учет знаний



57

1

Итоговое повторение: « Изменения, происходящие с веществом»

Свойства простых веществ: металлов и неметаллов в свете ОВР





58

1

Итоговое повторение: «Растворы»

Свойства кислот и солей в свете ОВР.





59

1

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.



повторение ОВР


60

1

Повторительно-обобщающий урок





61

1

Контрольная работа по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов, электролитов»






Практикум №2. (4 часа)

62,63

2

Практическая работа №4. Ионные реакции.


практ раб

повторение ион урав.


64,65

2

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач.


практ раб




Список использованной литературы


  1. Ерыгин Д.М., Шишкин Е.А. «Методика решения задач по химии», М., Просвещение, 2002.

  2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

  3. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С.

  4. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: Блик плюс

  5. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.

  6. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа;

  7. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа;

  8. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

  9. Алхимик (http://www.alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.

  10. Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.

  11. CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

  12. CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

  13. Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)

  14. .Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)





Рабочая программа по химии 8 класс
  • Химия
Описание:

Программа

 

Учебник

Методический материал

Дидактический материал

О.С. Габриеляна, Химия.7-11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014

О.С.Габриеляна Химия. Базовый уровень. 11 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.

Химия. 10 класс. Базовый уровень:/ О.С. Габриелян. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.

О.С.Габриеляна Химия. 9 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.

Химия. 8 класс: О.С. Габриелян. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2014.

Химия. Вводный курс. 7 класс: учебник / О.С. Габриелян. И.С. Остроумов. - М.: Дрофа, 2014

Химия: 8-11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8-11 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа

CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»

CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»

Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (2 часть)

.Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание) 2012..

Тесты по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.11» / М.А.Рябов, Е.Ю.Невская, Р.В.Линко – М.:Экзамен, 2006. – 159с.

Тесты по химии. 10-11 кл.: учебно-метод.пособие / Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний.- М.: Дрофа, 2005.-122 с.

Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 112 с.

 

Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.

Дидактические игры при обучении химии.: метод. пособие / Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина, – М.: Дрофа, 2 013

 

Габриелян О.С. Изучаем химию в 9 кл.: дидактические материалы – М.: Блик плюс,2013.

Химия: 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян– М. : Дрофа, 2013.

Автор Духова Екатерина Алексеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 398
Номер материала 21105
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓