Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________/ Горобец Е.К.
«25» августа 2014 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете «29» августа 2014 г.
Протокол №1
Директор школы МБОУ СОШ№7
/Краснова Е.В.
|
Рабочая программа по химии
11 класс
учитель: Духова Екатерина Алексеевна
количество часов 68 часов — 2 часа в неделю
учебник: О.С.Габриеляна Химия. Базовый
уровень. 11 кл. учебник для общеобразовательных учереждений- М.: Дрофа, 2014.
Соответствует федеральному компоненту
стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации: Химия. Базовый
уровень. 11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014
2014
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа учебного предмета Химия 11
класс составлена на
основе:
- Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования
- Рабочая программа учебного курса по
химии для 11 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, на базе
программы основного среднего образования по химии (базовый уровень) и
авторской программы О.С.Габриеляна Химия.
Базовый уровень. 11 кл. О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2014
Курс общей химии изучается в 11 классе
и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и
органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы с целью
формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса –
единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий,
законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических
и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между
ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к
пониманию материальности и познавательности единого мира веществ, причин его
красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь,
это даёт возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое
содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое
построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические
операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и
обобщение.
Цели изучения химии в 11 классе:
1.
освоение знаний о
химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических
понятиях, законах и теориях;
2.
овладение умениями применять
полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств
веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
3.
развитие познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного
приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации, в том числе компьютерных;
4. воспитание убежденности в позитивной роли
химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
5.
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Задачи:
1. Обобщить знание основных понятий и
законов химии;
2. Воспитывать общечеловеческую
культуру;
3. Учить наблюдать, применять
полученные знания на практике
Выпускник получит возможность
научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные
цели и задачи.
- самостоятельно строить жизненные
планы во временной перспективе.
- при планировании достижения целей
самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
- выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
- адекватно
оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности.
Теоретическую основу курса
общей химии составляют современные представления о строении вещества
(периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном
состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и
количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации
химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии,
окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс,
рассчитанный на 1-2 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные
представления о классах органических и неорганических соединений и их
свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к
пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия,
всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше
усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе
наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере
использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез,
сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. На курс химии в 11 класса отведено: контрольных работ-4;
практических работ-6.
Учебно-методическое
обеспечение
1.
Тесты по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна
и др. «Химия.11» / М.А.Рябов, Е.Ю.Невская, Р.В.Линко – М.:Экзамен, 2006. –
159с.
2.
Тесты по химии. 10-11 кл.: учебно-метод.пособие /
Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей, Н.И.Останний.- М.: Дрофа, 2005.-122 с.
3.
Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов:
Лицей, 2008. – 112 с.
Химия.11
класс:Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой/Авт.-сост.
В.Г.Денисова.Волгоград:Учитель,2005–208с.
Формы организации учебного
контроля
В качестве форм контроля выступают:
коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль
осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.
Критерии
оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках
химии
Устный ответ
Оценка
"5" ставится, если ученик: показывает
глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ на основе
изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно, обоснованно и
безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,
который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы
с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка
"4" ставится, если ученик:показывает знания всего изученного
программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных
теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и
опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при
этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины; не обладает
достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает
негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в
использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно
четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает
затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает
неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений
при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки. Оценка
"2" ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное
содержание материала;не делает выводов и обобщений;не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их
к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один
вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи
учителя.
Оценка
самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка
"5" ставится, если ученик выполнил
работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного
недочета. Оценка "4" ставится,
если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета или не более двух
недочетов. Оценка
"3" ставится, если ученик:правильно выполнил не менее
половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок или не более одной
грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех
негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии
ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка
"2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов
превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка выполнения
практических работ, опытов по химии
Оценка
"5" ставится, если ученик: правильно
определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в
условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей
точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из
опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет
организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок
на столе, экономно использует расходные материалы). эксперимент осуществляет по
плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и
оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил
требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не
обеспечивающих достаточной точности измерений или было допущено два-три
недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета или эксперимент
проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности,
выводы сделал
неполные Оценка
"3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта;
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы; или подбор оборудования, объектов,
материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело
к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в
общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в
вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.);
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию
учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик: не определил
самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное
оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных
выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе
эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может
исправить даже по требованию учителя.
Содержание программы
Тема 1. Строение атома (8 часов).
Периодическая система химических
элементов – графическое изображение периодического закона Д.И.Менделеева.Атом –
сложная частица. Состояние электронов в атоме.Электронные конфигурации атомов
химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.
Закономерности изменения химических свойств элементов.
Тема 2. Строение вещества (9
часов).
Классификация Химическая связь. Единая
природа химической связи.Гибридизация электронных орбиталей и геометрия
молекул. Дисперсные системы.Теория строения химических соединений
А.М.Бутлерова. Изомерия. Полимеры.
Тема 3. Химические реакции (13
часов)
Классификация Классификация химических
реакций в органической и неорганической химии. Скорость химических реакций.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Обратимость химических
реакций. Химическое равновесие. Решение расчётных задач. Степень окисления.
Окислительно-восстановительные реакции. Урок-упражнение.
«Окислительно-восстановительные реакции». Электролитическая диссоциация.
Гидролиз.
Тема 4. Вещества и их свойства
(22 часов)
Типы химических реакций. Классификация
неорганических веществ.Классификация органических веществ. Металлы.Коррозия
металлов. Общие способы получения металлов.Основания органические и
неорганические.Кислоты органические и неорганические.Амфотерные органические и
неорганические соединения.Генетическая связь между классами органических и
неорганических соединений.
Тема 5. Химический практикум (6
часов)
Практическая работаПрактическая работа
№1. Получение, собирание и распознавание газов и изучение их
свойств.Практическая работа №2. Получение амфотерного гидроксида, изучение его
свойств. Гидролиз солей.Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач
по неорганической химии.Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач
по органической химии.Практическая работа №5. Определение волокон и пластмасс.
Практическая работа №6. Решение расчетных задач.
Тема 6. Химия в жизни общества (7
часа)
Углеводы, их классификация и значение.
Производство чугуна и стали.
Производство серной кислоты.Производство азотной и соляной кислот. Химия СМС в
быту. Химия и экология.
Примерное календарно- тематическое
планирование уроков 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 1 час –
резервное время)
№ п/п
|
Количество часов (ч.)
|
Название разделов: темы уроков
|
Дата урока
|
Контроль
|
Повторение
|
Примечание
|
|
Строение
атома (8 часов)
|
|
|
1
|
1
|
Вводное повторение: «ПСХЭ Д.И.
Менделеева»
Атом – сложная частица.
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Состояние электронов в атоме.
|
|
|
|
|
3
|
1
|
Электронные конфигурации атомов химических
элементов.
|
|
|
|
|
4
|
1
|
Валентные возможности атомов химических
элементов.
|
|
|
повторение ПСХЭ
|
|
5
|
1
|
Закономерности изменения химических свойств
элементов
|
|
учет знаний
|
повторение элект конф.
|
|
6,7
|
2
|
Повторнительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
8
|
1
|
Контрольная работа по теме:
« Строение атома»
|
|
|
|
|
|
Строение
вещества (9 часов)
|
|
|
9
|
1
|
Химическая связь. Единая природа химической
связи.
|
|
|
|
|
10,11
|
2
|
Гибридизация электронных орбиталей и
геометрия молекул.
|
|
учет знаний
|
повторение хим связи
|
|
12
|
1
|
Дисперсные системы.
|
|
|
|
|
13,14
|
2
|
Теория строения химических соединений
А.М.Бутлерова. Изомерия.
|
|
|
повторение гибрид
|
|
15
|
1
|
Полимеры.
|
|
учет знаний
|
|
|
16
|
1
|
Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
17
|
1
|
Контрольная работа по теме: «Строение
вещества»
|
|
|
|
|
Химические
реакции (13 часов)
|
|
18,19
|
2
|
Классификация химических реакций в
органической и неорганической химии.
|
|
|
повторение типов реак.
|
|
20
|
1
|
Скорость химических реакций.
|
|
|
|
|
21
|
1
|
Факторы, влияющие на скорость химической
реакции.
|
|
|
|
|
22
|
1
|
Обратимость химических реакций. Химическое
равновесие.
|
|
учет знаний
|
|
|
23
|
1
|
Решение расчётных задач.
|
|
|
|
|
24,25
|
2
|
Степень окисления. Окислительно-восстановительные
реакции.
|
|
|
|
|
26
|
1
|
Урок-упражнение.
«Окислительно-восстановительные реакции».
|
|
учет знаний
|
повторение степ окис.
|
|
27
|
1
|
Электролитическая диссоциация.
|
|
|
|
|
28,29
|
2
|
Гидролиз.
|
|
учет знаний
|
повторение ЭД
|
|
30
|
1
|
Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
31
|
1
|
Контрольная работа по теме: «Химические
реакции»
|
|
|
|
|
Вещества
и их свойства (22 часов)
|
|
32,33
|
2
|
Классификация неорганических веществ.
|
|
учет знаний
|
|
|
34
|
1
|
Классификация органических веществ.
|
|
|
повторение генет связи
|
|
35,36
|
2
|
Металлы.
|
|
|
повторение зак. изм мет св.
|
|
37
|
1
|
Коррозия металлов.
|
|
|
|
|
38,39
|
2
|
Общие способы получения металлов.
|
|
учет знаний
|
повторение элек-з
|
|
40,41
|
2
|
Урок-упражнение по теме «Металлы».
|
|
учет знаний
|
|
|
42,43
|
2
|
Неметаллы.
|
|
|
повторение зак. изм немет св.
|
|
44
|
1
|
Урок-упражнение по теме «Неметаллы».
|
|
|
|
|
45,46
|
2
|
Кислоты органические и неорганические.
|
|
учет знаний
|
повторение класс в-в.
|
|
47,48
|
2
|
Основания органические и неорганические.
|
|
|
|
|
49
|
1
|
Амфотерные органические и неорганические
соединения.
|
|
|
|
|
50,51
|
2
|
Генетическая связь между классами
органических и неорганических соединений.
|
|
учет знаний
|
|
|
52
|
1
|
Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
|
|
53
|
1
|
Контрольная работа по теме: «Вещества
и их свойства»
|
|
|
|
|
Химический
практикум (6 часов)
|
|
54
|
1
|
Практическая работа №1. Получение, собирание
и распознавание газов и изучение их свойств.
|
|
практ работа
|
|
|
55
|
1
|
Практическая работа №2. Получение
амфотерного гидроксида, изучение его свойств. Гидролиз солей.
|
|
практ работа
|
|
|
56
|
1
|
Практическая работа №3. Решение
экспериментальных задач по неорганической химии.
|
|
практ работа
|
|
|
57
|
1
|
Практическая работа №4. Решение
экспериментальных задач по органической химии.
|
|
практ работа
|
|
|
58
|
1
|
Практическая работа №5. Определение волокон
и пластмасс.
|
|
практ работа
|
|
|
59
|
1
|
Практическая работа №6. Решение расчетных задач.
|
|
практ работа
|
|
|
Химия
в жизни общества (7 часа)
|
|
61,,62
|
2
|
Итоговое повторение: «Строение атома»
Производство чугуна и стали
|
|
|
|
|
63
|
1
|
Итоговое повторение: «Строение вещества»
Производство серной кислоты
|
|
|
|
|
64,65
|
2
|
Итоговое повторение: «Химические реакции»
Производство азотной и соляной кислот
|
|
|
|
|
66
|
1
|
Итоговое повторение: «Вещества, их
свойства»
Химия СМС в быту
|
|
доклады
|
|
|
67
|
1
|
Химия и экология
|
|
доклады
|
|
|
Список
использованной литературы
4.
Габриелян О.С Программа курса химии для 8-11
классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008.-78с.
5.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия.
11 класс: В 2ч. Ч.I: Настольная книга учителя. - М.:
Дрофа, 2003. - 320с.
6.
Габриелян О.С, Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия.
11 класс: В 2ч. Ч. II: Настольная книга учителя. - М.:
Дрофа, 2003. - 320с.
7.
Химия. 11 класс. Базовый уровень : метод.пособие /
О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2009. – 191с.
8. Стандарт основного общего образования по химии.
9. Примерная программа основного общего образования по химии.
10. Габриелян
О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс:
Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2003.- 304с.
11. Радецкий
А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11
классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
12. Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей,
2006
13. Химия 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику
О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой «Химия.11» / О.С.Габриелян, П.Н.Березкин,
А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005. -176 с.
14. Тесты по химии: 11-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия.11» /
М.А.Рябов, Е.Ю.Невская, Р.В.Линко – М.:Экзамен, 2006. – 159с.
15. Тесты по химии. 10-11 кл.: учебно-метод.пособие / Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей,
Н.И.Останний.- М.: Дрофа, 2005.-122 с.
16.
Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов:
Лицей, 2008. – 112 с.
17. Химия.11 класс:Поурочные планы по учебнику
О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой/Авт.-сост.
В.Г.Денисова.Волгоград:Учитель,2005–208с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.