Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №
198»
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Протокол № ______ от
«___» ___________2014 г.
|
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________Л.Б. Дронова от «___» ___________2014 г.
|
«Утверждено»
Директор МБОУ
«СОШ № 198»
__________В.В. Дроздов
от «___» ___________2014 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 10 класса
(1 час в неделю)
Составила:
Бабий Т.М., учитель
химии высшей категории
2014-2015
учебный год
Рабочая программа курса химии в 10
классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего
образования, примерной программы основного общего образования по химии и
авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации (Рабочие программы к УМК О.С.
Габриеляна. Химия. 10 класс: учебнометодическое пособие /сост. Т.Д.Гамбурцева.
– М.: Дрофа, 2013).
Данная программа конкретизирует содержание стандарта,
даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения
тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён
перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных
задач.
Программа модифицирована. На изучение
химии в 10 классе по учебному плану отводится 35 часов (1 час в неделю). При
изменении программы объем содержания не уменьшен и соответствует требованиям
стандарта.
Контроль за уровнем знаний учащихся
предусматривает проведение самостоятельных, практических, контрольных работ по
темам.
Изучение органической химии в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
Ø освоение
системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии
необходимых для понимания научной картины мира;
Ø овладение
умениями характеризовать вещества, материалы и химические реакции,
выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам
и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее
достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
Ø развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в процессе изучения химической науки и ее
вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей
развития идей, теорий и концепций современной химии;
Ø воспитание
убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую
среду, и чувство ответственности за применение полученных знаний и
уменийпозитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости
химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Ø применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде, проведение исследовательских работ, сознательного
выбора профессий, связанной с химией.
Программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и
структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик
изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего
поведения в окружающем мире.
Требование к уровню подготовки обучающихся
включают в себя как требования основанные на усвоении и воспроизведении
учебного материала, понимание смысла химических понятий и явлений, так и
основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и
химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых
химических явлений и законов. Требование направлены на реализацию
деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированных
подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической
деятельности, овладение знаниями и умениями востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Вклад
учебного предмета в достижение целей среднего (полного) общего образования
Среднее (полное) общее образование —
третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего
(полного) общего образования направлено на решение двух задач.
1.
Завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с
законом «Об образовании».
2.
Реализация предпрофессионального общего образования, которое
позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.
Одной из важнейших задач этого этапа
является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться
самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса.
Главные
цели среднего (полного) общего образования:
•
формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
•
приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания;
•
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или
профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей
среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое
призвано обеспечить:
1) формирование
системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие
личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку
у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование
у них отношения к химии как возможной области будущей практической
деятельности;
4) формирование
умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной
жизни.
Результаты
изучения предмета:
Деятельность учителя в обучении химии в
средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной
сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм,
отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой
сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и
профессиональной траектории;
3) в познавательной
{когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметными
результатами являются: |
1) использование
умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении
основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для
изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование
основных интеллектуальных операций: | формулирование гипотез, анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
3) умение
генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение
определять цели и задачи деятельности, выбирать: средства реализации цели и
применять их на практике;
5) использование
различных источников для получения химической информации, понимание зависимости
содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение
химии предоставляет ученику возможность на
ступени среднего (полного) общего образования научиться на профильном
уровне
1) в познавательной сфере:
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для
этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов
неорганических и органических
соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые
опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических
веществ, определять их принадлежность
к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о
закономерностях изменения свойств
веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других
источников, оценивать ее научную
достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций,
прогнозировать возможность их
протекания на основе знаний о строении вещества и законов
термодинамики;
л)объяснять строение атомов элементов 1—4-го периодов с
использованием электронных
конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических
и органических веществ,
кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое
знание, используя для этого
доступные источники информации;
2) в ценностно-ориентационной
сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
переработкой веществ;
3) в трудовой
сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент,
соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
4) в
сфере физической культуры — оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
В стандарте профильного уровня система
знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и
углубляется на основе представлений о строении вещества, химической связи и
закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зрения
химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается
подготовка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и
высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и
последующей профессиональной деятельности.
Организация
учебного процесса при изучении химии
В старшем подростковом возрасте (15—17
лет) ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в
контексте предварительного профессионального самоопределения. Усвоение системы
научных понятий формирует тип мышления, ориентирующий подростка на
общекультурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с окружающим миром, а
также становится источником нового типа познавательных интересов (не только к
фактам, но и к закономерностям), средством формирования мировоззрения.
Таким образом, оптимальным способом
развития познавательной потребности старшеклассников является представление
содержания образования в виде системы теоретических понятий.
Подростковый кризис связан с развитием
самосознания, что влияет на характер учебной деятельности. Для старших
подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность, направленная на
саморазвитие и самообразование. У них продолжают развиваться теоретическое,
формальное и рефлексивное мышление, способность рассуждать
гипотетико-дедуктивным способом, абстрактнологически, умение оперировать
гипотезами, рефлексия как способность анализировать и оценивать
интеллектуальные операции.
Психологическим новообразованием подросткового
возраста является целеполагание и построение жизненных планов во временной
перспективе, т. е. наиболее выражена мотивация, связанная с будущей взрослой
жизнью, и снижена мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом
возрасте развивается способность к проектированию собственной учебной
деятельности, построению собственной образовательной траектории.
Учитывая вышеизложенное, а также положение
о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать
оценке в ходе итоговой аттестации, в примерном тематическом планировании
предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня
учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения
предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остаётся
определённый вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В
предметах, где ведущую роль играет познавательная деятельность (физика, химия,
биология и др.), основные виды учебной деятельности обучающегося на уровне
учебных действий включают умение характеризовать, объяснять, классифицировать,
овладевать методами научного познания и т. д.
Приоритетными задачами преподавания
школьного курса химии на этапе среднего (полного) общего образования является
совершенствование методики формирования познавательной,
информационно-коммуникативной и рефлексивной видов деятельности. Ориентация на
организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является
необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате
освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность
расширить круг учебных умений, навыков, таких как применение полученных знаний
для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов,
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде и т.д.
В классах, где химия является профильным
предметом, возможно использование эвристических и исследовательских методов,
которые могут быть реализованы в виде проблемных лекций, дискуссий (семинаров),
самостоятельных работ учащихся исследовательского, творческого характера,
включающих выполнение опытов, конструирование приборов, изготовление моделей,
отражающих строение веществ, построение графиков, схем, решение расчетных и
экспериментальных задач. Химический эксперимент в профильных классах может
иметь форму практикумов, позволяющих проводить исследования, подтверждающие
изученные теоретические положения, выполнять опыты по распознаванию, получению
и изучению свойств веществ и т.д. Учителям химии необходимо ориентироваться
«не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и
навыков, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей». Поэтому, важно научить школьников проводить самостоятельный
поиск химической информации с использованием различных источников
(научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической
информации и ее представления в различных формах, а также использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание
рабочей программы по химии для 10 класса
(1 час в
неделю, всего 35 ч.)
Введение (1ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических
соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические соединения.
Тема 1. Теория строения
органических соединений (3 ч)
Валентность. Химическое строение как
порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные
положения теории химического строения органических соединений. Понятие о
гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул
в органической химии.
Тема 2. Углеводороды и их природные
источники (10 ч)
Природный газ. А л к а н ы. Природный газ
как топливо. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические
свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и
дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и
дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение,
качественные реакции, гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и
применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и.
Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические
свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация
в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение
пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение,
обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация.
Применение ацетилена на основе свойств.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана
и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.
Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.
Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение ацетилена.
Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена карбидным способом.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на
непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение
элементного состава органических соединений. 2.Изготовление моделей молекул
углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и
продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические
соединения и их природные источники (6 ч) Единство
химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением
глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная.
Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение,
взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в
альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и
предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Применение глицерина.
Ф е н о л. Получение фенола коксованием
каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с
гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов
окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в
соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение
формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы.
Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной
кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации.
Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере
пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных
эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных
эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз
(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, значение углеводов в живой
природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт.
Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в
сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе
свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в
альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный
уголь и продукты его переработки». Качественные реакции на фенол. Реакция
«серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в
кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира.
Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства
этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства
уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и
стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие
соединения и их нахождение в живой природе (8 ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение
ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое
основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных
свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе
свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из
карбоновых кислот и гидролизом белков.
Химические свойства аминокислот как амфотерных
органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом
(реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение
аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией
поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков.
Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.
Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых
кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение
строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче
наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие
аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и
биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК.
Переходы: этанол этилен этиленгликоль
этиленгликолят меди (II); этанол этаналь
этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических
соединений.
Тема 5. Биологически активные
органические соединения (4 ч)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как
биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования
ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном
хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах.
Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и
гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и
витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как
гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин
как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от
иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические
вещества. Наркомания, борьба и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида
водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. СМС, содержащих энзимы.
Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Знакомство с образцами
препаратов домашней, лабораторной и автомобильной аптечки.
Тема 6. Искусственные и
синтетические полимеры (3 ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р
ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного
полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства
и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р
ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.
Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители
синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и
поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и
изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из
них.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами
пластмасс, волокон и каучуков. Практическая работа №2. Распознавание
пластмасс и волокон.
Используемый
УМК:
1.
Габриелян О. С., Яшукова А. В. Химия. 10 класс. Базовый
уровень: Учебник для бщеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
2.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, -2008 г. стр.27;
3.
Денисова В. Г. Химия 10 класс: Поурочные планы.- Волгоград:
Учитель, 2003 г.
-151 с.
4.
Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий
10-11 классы, с электронным приложением, - М.: «Глобус», 2009.
5.
Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для
тематического и
итогового контроля, химия 10-11 классы, - М.:
«Интеллект-Центр», 2009.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа №1 Тема:
Идентификация органических соединений. Практическая работа №2 Тема:
Распознавание пластмасс и волокон.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Печатные пособия
1.1. Серия
таблиц по органической химии.
1.2. Руководства
для лабораторных опытов и практических занятий по химии (10 кл) 1.3. Сборники тестовых заданий для
тематического и итогового контроля.
2.
Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор
для моделирования строения органических веществ.
2.2.
Коллекции: «Волокна», «Каменный уголь и продукты его переработки»,
«Каучук», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки», «Пластмассы».
3.
Учебно-практическое оборудование
3.1.
Набор № 19 ОС
«Углеводороды».
3.2. Набор № 20 ОС
«Кислородсодержащие органические вещества».
3.3. Набор № 21 ОС «Кислоты
органические».
3.4. Набор № 22 ОС «Углеводы.
Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей
для ученического эксперимента.
4. Информационно-коммуникативные
средства
4.1. Мультимедийные программы к теме:
«Биологически активные вещества».
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
Требования к уровню подготовки.
Ученик
должен знать и понимать:
Ø -
химические понятия: углеродный скелет, радикалы, функциональные группы,
гомология, изомерия;
Ø -теорию
строения органических соединений;
Ø -
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен,
бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Ø -
химические понятия: химическая реакция, тип химической реакции.
Ø -
химические понятия: строение органических соединений;
Ø -важнейшие
вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Ø -
химические понятия: функциональная группа;
Ø -важнейшие
вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Ø -
важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Уметь:
Ø -объяснять
зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Ø -называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; Ø
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
Ø -определять
тип химической реакции.
Ø -
химические понятия: строение органических соединений;
Ø -важнейшие
вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.
Ø -называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Ø -определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Ø -
характеризовать общие химические свойства органических соединений; Ø
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Ø -выполнять
химический эксперимент по распознаванию углеводородов.
Ø -
химические понятия: функциональная группа;
Ø -важнейшие
вещества и материалы: этанол, уксусная кислота, жиры, мыла;
Ø -называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Ø -определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Ø -
характеризовать общие химические свойства органических соединений; Ø
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Ø
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Ø -называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Ø -определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Ø -
характеризовать общие химические свойства органических соединений; Ø
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Ø
-выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ.
Ø -
важнейшие вещества и материалы: белки, искусственные и синтетические волокна.
Ø -называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Ø -определять
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Ø -
характеризовать общие химические свойства органических соединений; Ø
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
Ø -выполнять
химический эксперимент по распознаванию веществ.
Учебно-тематический план по химии в 10 классе
Количество часов – 34 (1 час в
неделю)
Учебник – О.С.Габриелян, Химия. 10
класс
10 класс.
Органическая химия. Базовый уровень (1 час в неделю, всего 35 часов)
О.С.Габриелян
|
Месяца
|
Темы
|
Количество
часов
|
Контрольная
|
Сентябрь
|
Введение
|
1
|
|
Сентябрь-октябрь
|
Теория
строения органических соединений
|
3
|
|
Октябрь-декабрь
|
Углеводороды и их природные
источники
|
10
|
К.р.№1
Углеводороды
|
Январь-февраль
|
Кислородсодержащие
органические соединения
|
6
|
|
Март
|
Азотсодержащие
органические соединения
|
8
|
К.р.№2 Кислород- и
азотсодержащие органические вещества
Практическая
работа №1: «Идентификация органических соединений».
|
Апрель
|
Химия и
жизнь
|
4
|
|
Май
|
Искусственные
и синтетические полимеры
|
3
|
Практическая работа №2:
«Распознавание пластмасс и волокон».
|
Контрольные работы
|
Практические
работы
|
№1 «Углеводороды»
№2 «Кислород- и азотосодержащие органические соединения»
|
№1
«Идентификация органических соединений»
№2
«Распознавание пластмасс и волокон»
|
Перечень
лабораторных опытов
|
Лабораторный опыт № 1. Определение элементного состава
органических соединений
Лабораторный опыт № 2. Изготовление моделей молекул
углеводородов
Лабораторный опыт № 3. Обнаружение непредельных
соединений в жидких нефтепродуктах
Лабораторный опыт № 4. Получение и свойства ацетилена
Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с коллекцией
«Нефть и продукты ее переработки» Лабораторный опыт № 6. Свойства этилового
спирта
Лабораторный опыт № 7. Свойства глицерина
Лабораторный опыт № 8. Свойства формальдегида
Лабораторный опыт № 9. Свойства уксусной кислоты
Лабораторный опыт № 10. Свойства жиров
Лабораторный опыт № 11. Сравнение свойств растворов мыла и
стирального порошка
Лабораторный опыт № 12. Свойства
глюкозы
Лабораторный опыт № 13. Свойства крахмала
Лабораторный опыт № 14. Свойства белков
Лабораторный опыт № 15. Ознакомление с образцами
пластмасс, волокон и каучуков
|
Календарно-тематическое
планирование по химии для 10 класса 2013-2014 учебный год (1 час в неделю)
№
|
Тема
Форма проведения /
Тип
урока
|
Формирование
УУД
|
Планируемые результаты в
соответствии
с
ФГОС
|
Вид и
форма контроля
|
Характеристи
ка
деятельности
на уроке
|
Дата
(по плану)
|
Дата
(по
факт
у)
|
|
Введение
(1ч)
|
1
|
Научные
методы познания веществ и химических
явлений
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательная
(Предмет органической химии, органические вещества.);
2.
Коммуникативные
(речевые средства для выполнения заданий, работа в группе – моделирование).
|
Знать
- роль
химии в естествознании, значение в жизни современного
общества;
|
|
Устный
опрос
|
Лекция по теории. Работа с
моделями.
|
|
|
|
Тема:
Теория строения органических соединений (2ч)
|
2
|
Предмет
органический химии.
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательная
(Предмет органической химии, органические вещества. понятие «изомер»,
строение);
2.
Коммуникативные
(речевые средства для выполнения заданий, работа в группе – моделирование).
|
Научить
пользоваться понятием «Структурная формула и изомер». важнейшие химические
понятия: Уметь
- определять: пространственно е
строение молекул.
|
|
С/р -
выполнен
ие
упражнен ий
|
Лекция,
работа с моделями. Л.о.№1 Определение элементного состава органических
соединений
|
|
|
3-4
|
Теория
строения органических соединений
А.М.Бутлерова
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательная (структурирование знаний, поиск информации); 2. Регулятивные
(прогнозирование, коррекция, оценка).
|
Знать основные теории химии: теорию
строения органических соединений; Дать понятие «Сигма, ПИ связей». Их
особенности,
формы перекрывания орбиталей. Проводить и наблюдать химический эксперимент
|
|
Устный
опрос Работа с учебнико м – с/р.
|
Лекция,
работа с моделями. Л.о.№ 2 Изготовление моделей молекул органических
соединений
|
|
|
|
Тема:
Углеводороды и их природные источники (10ч)
|
5
|
Классификация
органических соединений Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательная (постановка проблемы, рефлексия деятельности); 2. Личностные;
3.
Коммуникативные (умение выражать свои мысли).
|
Классификация
органических соединений и их значение. Называть органические соединения в
соответствии с правилами номенклатуры ИЮПАК.
Находить
синонимы тривиальных названий органических соединений.
|
|
Проверка
знаний по теории и химическ ой связи.
|
Лекция с демонстрацией опытов, с/р.
|
|
|
6
|
Природный газ как источник
углеводородов. Каменный уголь
Урок изучения
и первичного закрепления
знаний
|
1.
Познавательная
(умение выражать свои мысли);
2.
Личностные
(смыслообразование);
3.
Регулятивные
(осуществлять познавательную рефлексию).
|
Знать -природные
источники
углеводородов и способы их
переработки
|
|
Устный
опрос
|
Лекция.
Работа с коллекцией веществ и материалов, получаемых на основе природного
газа и каменного угля
|
|
|
7
|
Преедельные
углеводороды.
Алканы.
Строение, номенклатура, изомерия, получение, физические
свойства
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательная
(умение выражать свои мысли);
2.
Личностные
(смыслообразование);
3.
Регулятивные
(осуществлять познавательную рефлексию).
|
Сформировать
на основе строения понятия
«гибридизация»,
«изомерия», «номенклатура». Научить особенностями свойств получение.
|
|
Проверка знаний по ТХС и химическ
ой связи.
|
Лекция.
Работа с моделями изомерами алканов. Объяснение с демонстрацией опытов
выполнение упр.
|
|
|
8
|
Алкены:
строение, номенклатура, изомерия, получение, физические
свойства
Комбинированн
ый
|
1.Познавательные
– сравнение с алканами. 2.Регулятивные (осуществлять познавательную
рефлексию).
|
Сформировать
особенности строения свойств.
|
|
Проверка
знаний по алканам.
|
Лекция
Работа с моделями изомерами Л.о.№3 Обнаружение непредельных соединений в
жидких нефтепродуктах.
|
|
|
9
|
Диеновые
углеводороды. Каучуки
Комбинированн
ый
|
1. Познавательные - постановка
проблемы её решение;
2.Регулятивные.
|
Особенности
данных веществ, практическое значение в НХ.
|
|
Объяснен
ие с
демонстр
ацией опытов выполнен ие упр.
|
Лекция с
демонстрацией опытов КФ каучук.
|
|
|
10
|
Ацетиленовые
углеводороды или Алкины: строение, номенклатура, изомерия, получение,
физические
свойства
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательные.
2.Регулятивные.
|
Формирование
особенностей свойств. Тройная связь. Линейная молекула и.т.д.
|
|
С/р.
|
Работа с учебником и шаростержнев
ыми моделями. Применение ацетилена. С/р.
Эксперимент.
Л.о.№4 Получение и свойства ацетилена.
|
|
|
11
|
Ароматические
углеводороды
или
арены
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные
2.
Коммуникативные
(сравнения строения и свойств ОВ).
|
Формирование
генетической связи между УВ свойства Аренов на основе строения.
|
|
Объяснен
ие с
демонстр
ацией
|
Работа с тестами по генетической
связи и
шаростержнев ыми моделями. Изучения свойств бензола.
|
|
|
12
|
Нефть и способы ее
переработки
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательный - расширенный поиск информации. Умение выделять главное; 2.
Регулятивные умения
(самостоятельный
анализ);
3.
Коммуникативные.
|
Знания
способов переработки УВ сырья использование человеком, умение писать
уравнения получения веществ. Правила экологически грамотного поведения и
безопасного обращения с нефтепродуктам и в быту и на производстве.
|
|
Объяснен
ие с
демонстр
ацией
|
Эксперимент.
Л.о.№5 Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
|
|
|
13
|
Обобщение
и систематизаци я знаний об углеводородах Урок закрепления знаний
|
1. Познавательный (Умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)) 2.
Регулятивные умения
(самостоятельный
анализ);
3.
Коммуникативные.
|
Устанавливать
генетическую связь между классами углеводородов, отражать её на письме
цепочкой переходов и
конкретизироват
ь её
соответствующи
ми уравнениями реакций. Применять знания о качественных реакциях
углеводородов по их идентификации.
|
|
Проверка
знаний
|
Обобщение
|
|
|
14
|
Контрольная
работа №1 по теме:
«Углеводороды»
Урок
контроля, оценки и коррекции знаний.
|
1.Регулятивные
умения
(самостоятельный
анализ);
2.Личностные
(осмысливание заданий по тестам).
|
Объективное
оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет
мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение
соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
|
|
Письменн ый
опрос
|
Контроль
знаний.
|
|
|
|
Тема:
«Кислородсодержащие органические соединения» (6ч)
|
15
|
Спирты:
состав, строение, номенклатура, изомерия, получение, физические
свойства
Урок
изучения и первичного закрепления знаний Комбинированн ый
|
1. Познавательные;
2. Регулятивные;
3. Коммуникативные.
|
Формирование
умений и знаний
по теме, отработка понятий гомологи
изомеры. Умение проводить самостоятельно поиск хим инф.
|
|
Работа на
ошибкам
и.
Проверка
д/з по гомолога м изомерам.
|
Лекция с
элементами моделирования. Работа в тетради. Лекция с демонстрацией опытов.
Л.о.№6 Свойства этилового спирта.
7.Свойства
глицерина.
|
|
|
16
|
Фенолы.
Фенол: состав,
стоение
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1. Познавательные;
2. Коммуникативные.
|
Взаимное
влияние атомов в молекулах. Получение веществ.
|
|
Решение
задач.
Генетиче
ская связь.
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
|
|
|
17
|
Альдегиды:
состав, строение, номенклатура, изомерия, классификация, физические
свойства
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные;
2.
Личностные
(осмысливание заданий по тестам).
|
Понятия об
альдегидах, кетонов, строениях и свойствах.
|
|
Тестовый
контроль по спиртам и фенолу.
|
Лекция с
демонстрацией опытов. Работа с тестами. Л.о.№8 Свойства формальдегида
|
|
|
18
|
Карбоновые
кислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, классификация, физические
свойства предельных одноосновных карбоновых
кислот
Комбинированн
ый
|
1.Познавательные;
2.Регулятивные.
|
В процессе
эксперимента дать понятие об особых свойствах кислот.
|
|
Генетиче
ская связь.
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
Подготовка
к п/р.
Л.о.№9
Свойства уксусной кислоты
|
|
|
19
|
Сложные
эфиры, жиры.
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные; 2. Регулятивные.
|
Дать понятие об эфирах, значение их для человека.
|
|
Контроль
знаний по кислотам,
альдегида
м, генетичес кой связи.
|
Лекция с
демонстрацией опытов, самостоятельн ая работа с учебником. Л.о.№ 10 Свойства
жиров. 11 Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка
|
|
|
20
|
Углеводы
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные; 2. Регулятивные
(самостоятельный
анализ);
3.
Коммуникативные.
|
Знания об
углеводах, значении их для человека. Дать понятие «биополимеры», значение их
для человека.
|
|
Устный
опрос Работа у доски, индивиду альная работа по заданиям.
|
Лекция с
демонстрацией опытов. Л.о.№ 12 Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
|
|
|
|
Тема:
Азотсодержащие органические соединения (8 ч)
|
21
|
Амины как органические основания.
Строение аминов. Анилин.
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательные
(особенность строения и свойств веществ с аминогруппой).
2.
Коммуникативные.
|
Взаимное
влияние атомов в молекулах.
|
|
Устный
опрос Работа у доски, индивиду альная работа по заданиям.
|
Лекция с
демонстрацией опытов, решение комбинирован ных задач.
|
|
|
22
|
Аминокислоты
как
амфотерные
органические соединения.
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные.
|
Значение
веществ для жизни и здоровья человека.
|
|
С/р по
названию, изомерам.
|
Демонстрация
к/ф. Лекция.
Опыты.
|
|
|
23
|
Белки
как биополимеры.
Комбинированн
ый
|
1.
Познавательные
(наблюдения, эксперимент);
2.
Коммуникативные
–
сообщения;
3.
Регулятивные.
|
Развитие
личности, нравственности, интеллекта. Понимание значения «химии, медицины и.
т.д.».
|
|
Семинарс
кое занятие.
|
Презентация.
Эксперимент.
Л.о.№14.Свойс
тва белков
|
|
|
24
|
Нуклеиновые
кислоты
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1.
Познавательные
(наблюдения, эксперимент);
2.
Коммуникативные
–
сообщения;
3.
Регулятивные.
|
Раскрывать
роль нуклеиновых кислот в процессах
наследственност
и и изменчивости. Сравнивать структуры белков и нуклеиновых кислот.
|
|
Семинарс
кое занятие.
|
Работа с учебником и шаростержнев
ыми моделями.
Презентация.
Эксперимент.
|
|
|
25
|
Генетическая
связь между классами органических
соединений
Урок
контроля, оценки и коррекции знаний.
|
1.
Познавательные;
2.
Коммуникативные
(решение задач по алгоритму).
|
Отработать
решение комбинированны х задач. Генетическая связь.
|
|
Устный
опрос Работа у доски, индивиду альная работа по заданиям.
|
Решение
цепочек – превращений и задач.
|
|
|
26
|
Практическая
работа №1: «Идентификаци я органических соединений».
|
Познавательная
- исследовательская деятельность. Наблюдение.
Эксперимент.
|
Практические
умения и навыки работы с органическими веществами. Техника безопасности.
|
|
Практика
|
Проведение,
наблюдение и описывание химического эксперимента.
|
|
|
27
|
Обобщение
и систематизаци я знаний о кислород- и азотосодержа щих органических
соединениях
Урок
закрепления знаний
|
1. Познавательный (Умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)) 2.
Регулятивные умения
(самостоятельный
анализ);
3.
Коммуникативные.
|
Классифицирова
ть кислород- и азотосодержащи е органические соединения по наличию
функциональных групп.
Устанавливать
генетическую связь, составлять формулы и давать названия соединений.
|
|
Проверка
знаний, тестирова ние
|
Обобщение
|
|
|
28
|
Контрольная
работа №2 по теме:
«Кислород-
и азотосодержа щие органические
соединения»
Урок
контроля, оценки и коррекции знаний.
|
1.Регулятивные
умения
(самостоятельный
анализ);
2.Личностные
(осмысливание заданий по тестам).
|
Проводить
рефлексию собственных достижений в познании химии углеводородов, а также
кислород- и
азотосодержащи х
органических веществ. Анализировать результаты контрольной работы и
выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности.
|
|
Письменн ый
опрос
|
Контроль
знаний.
|
|
|
|
Тема:
Химия и жизнь (4ч)
|
29
|
Ферменты
Комбинированн
ый
|
1. Познавательные; 2.
Коммуникативные. 3.Регулятивные умения
(самостоятельный
анализ);
|
На основе
метапредметных
связей с
биологией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как
биологических катализаторов.
|
|
Устный
опрос Работа у доски, индивиду альная работа по заданиям.
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
|
|
|
30
|
Витамины
Комбинированн
ый
|
1. Познавательные; 2.
Коммуникативные.
|
На основе
межпредметных связей с биологией и экологией характеризовать роль витаминов
для сохранения и поддержания здоровья человека.
|
|
Устный
опрос
|
Лекция
|
|
|
31
|
Гормоны
Комбинированн
ый
|
1. Познавательные; 2.
Коммуникативные.
|
Характеризовать
гормоны как биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию
жизнедеятельнос ти организмов. Раскрывать роль гормонов для использования в
медицинских целях.
|
|
Устный
опрос
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
|
|
|
32
|
Лекарства
Комбинированн
ый
|
1.Познавательные
2.
Коммуникативные (Участие в проектной деятельности, в организации и проведении
учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез)
|
Характеризовать
применение лекарств в фармакотерапии и химиотерапии. Осваивать нормы
экологического и безопасного обращения с лекарственными препаратами.
|
|
Семинарс
кое
занятие. Доклады. Защита проектов
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
|
|
|
|
Тема:
Искусственные и синтетические полимеры (3ч)
|
33
|
Пластмассы
и волокна Искусственные
и
синтетические
полимеры
Урок
изучения и первичного закрепления знаний
|
1. Познавательные; 2.
Коммуникативные.
|
Использование
полученных знаний в практической деятельности. Полимеризация и
поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекуляр ных
соединений.
|
|
Семинарс
кое занятие.
Доклады.
|
Лекция с
демонстрацией опытов.
Л.о.№15.
Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
|
|
|
34
|
Практическая
работа №2: «Распознавание пластмасс и волокон».
|
Познавательная
- исследовательская деятельность.
|
Практические
умения, навыки, знания по распознаванию веществ. Техника безопасности.
|
|
Практиче
ская работа
|
Практика
|
|
|
35
|
Решение
задач по органической химии
Урок
закрепления знаний
|
1. Познавательные; 2. Коммуникативные.
3.Регулятивные умения
(самостоятельный
анализ);
|
Рассматривать
химические реакции качественно и количественно с помощью
расчетов.
Решать
задачи на
вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания и массовым долям
элементов.
|
|
Тестиров
ание
|
Повторение
и обобщение материала за курс органической химии.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.