Главная / Химия / Рабочая программа по химии 10 класс (2 часа, Габриелян О.С.)

Рабочая программа по химии 10 класс (2 часа, Габриелян О.С.)





АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ /_М.М. Лягушкина_________/

Протокол № ___ от «___»______20__ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______ /С.Г.Корнева/

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

_________ / Н.Г. Катаманов/

Приказ № ___ от «___»________20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ХИМИЯ

для учащихся __10____ класса

среднего общего образования

на 2014 -2015 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений»






Составитель: Решетченко А.А., учитель химии,

высшая квалификационная категория







с.Родино

2014



Пояснительная записка.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  3. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;


Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  4. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение темы:

Изучение учащимися темы «Углеводороды» создает условия для успешного усвоения остального материала органической химии. На эту тему добавлен один час за счет часа из темы №1 « Теория строения органических соединений» - «Углеводороды» 17 часов вместо 16 часов за счет включения урока по решению задач на нахождение молекулярных формул.


Технологии обучения:


Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения.

Общая характеристика учебного процесса

Учебный процесс при изучении курса химии с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- игровые методы (познавательные и ролевые игры);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм рассказа о строении и свойствах химического элемента, веществ);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию. Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум.



Место предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель, 68 учебных часов в год,

из них контрольных работ-3, практических работ- 2, лабораторных опытов 15.

При составлении программы использовался учебно-методический комплекс:

1.     Химия. 10 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений О.С.Габриелян – М.:Дрофа, 2007 – 189 с.;

2.     Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2011. -78 с.;

3.     Химия 10 класс. Методическое пособие /О.С.Габриелян, А.В.Яшукова – М.:Дрофа, 2008. – 222 с.


Обоснование выбора УМК

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие « химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала. Ведущими идеями предлагаемого курса являются материальное единство веществ природы, их генетическая связь.

Тематическое планирование по химии, 10 класс,

базовый уровень (2 ч в неделю, всего 68ч, из них 2 ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна


№№

п\п


Наименование темы

Всего,

час.

Из них



практ.

работы

контр.

работы

Лабор.

опыт

1

Введение

1

-

-


2

Тема 1. Теория строения органических соединений

5

-

-


3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

17

-

К.р.№1

5

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

19


К.р.№2

8

5

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

9

Пр.р.№1


1

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

8

-

К.р.№3

1

7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения.

7

Пр.р.№2



8

Резерв

2

-




Итого

68

2

3

15


Календарно-тематическое планирование химии в 10 классе (2 часа в неделю)



урока

Тема урока

Кол-во часов

Эксперимент:

Д. – демонстр.

Л. – лаборатор

Требования к уровню подготовки выпускников

Информационные ресурсы

Введение (1час)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические соединения.

1

Д. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них.


Знать/понимать

-роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь,

Образцы органических веществ (сахар, парафиновая свеча, полиэтилен, ацетон); шаро-стержневые модели молекул.


Теория строения органических соединений (6час)

2

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности.

1


Знать/понимать

-химические понятия: атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, гибридизация орбиталей, пространственное

строение молекул

Уметь -определять:

пространственное строение молекул

ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь Таблицы «Виды химической связи», «s- и p- электронные облака». Объемные модели молекул метана, этилена, ацетилена

Портрет А.М. Бутлерова, модели

молекул

3

Основные положения теории химического строения органических соединений.

1


Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная и пространственная изомерия

-основные теории химии: строения органических соединений

Уметь

-определять: изомеры и гомологи Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа; гомология, структурная и пространственная изомерия

Уметь

-определять: изомеры и гомологи

4

Понятие о гомологии и гомологах


1


5




Понятие об изомерии и изомерах.


1

Д. Модели молекул гомологов и изомеров углеводородов

6.

Химические формулы и модели молекул в органической химии.

1.

Углеводороды и их природные источники (16 час.)

7

Природный газ как топливо и его преимущества.

1


Л.О.№1. Определение элементного состава органич-х соединений

Знать/понимать

-важнейшие способы получения:

алканов

Уметь

-называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов



ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь Кол-кции природ-х источн-в углев-ов

Модели молекул

Парафин, углеводороды в разных агрегат-х состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин

бромная

вода. раствор КМпО4

8

Алканы: гомологический ряд, номенклатура и изомерия.


1

Л.О.№2. Изготовление моделей молекул углеводородов

Знать/понимать

-важнейшие вещества:

алканы

Уметь

-называть: алканы по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

9

Горение, замещение, разложение, дегидрирование и применение алканов.

1

Д: 1. Горение метана.

2. Отношение метана к бромной воде и к раствору КМпО4

Уметь

-характеризовать: строение свойства алканов

-объяснять: зависимость реакционной способности алканов от строения их молекул

10

Алкены: этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).

1


Д. Получение этена из этанола



Знать/понимать

-важнейшие вещества:

алкены

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкенов

11

Химические свойства этилена. Применение этилена на основе свойств.

1

2. Отношение

этилена к бромной

воде и раствору

КМп04.

Л.О №3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.


Уметь

-характеризовать: строение свойства алкенов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкенов от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкенов



Метан, этилен, каучук.









Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением пи-связей




Коллекц-я «Каучук и резина», полиэтилен, ацетилен, карбид кальция, сок фикуса, бензол, сера,
















Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов, коллекц-я «Нефть и продукты ее переработки»,

12

Полиэтилен, его свойства и применение.

1


13

Понятие об алкадиенах как угледовородах с двумя двойными связями.

1


Знать/понимать

-важнейшие вещества:

алкадиены

Уметь

-называть: алкадиены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкадиенов

14

Химические свойства бутадиен-1,3 и изопрена. Резина.

1

Л. Ознакомление с коллекцией «Каучук и резина»

Уметь

-характеризовать: строение свойства алкадиенов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкадиенов от строения их молекул

15

Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.

1


Знать/понимать

-важнейшие вещества:

алкины

Уметь

-называть: алкины по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алкинов

16

Химические свойства ацетилена и применение. Реакция полимеризации винилхлорида и его применение .


1

Д. 1. Получение ацетилена.

2. Отношение ацетилена к бромной воде и раствору КМп04. Л.О.№4.. Получение и свойства ацетилена.

Уметь

-характеризовать: строение свойства алкинов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию алкинов, получению ацетилена.

17

Получение бензола из гексана и ацетилена.

1




Знать/понимать

-важнейшие вещества: арены

Уметь

-называть: арены по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу аренов

18

Химические свойства бензола: горение, галогенирование.


1


Д. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия



Уметь

-определять: характер взаимного влияния атомов в молекулах аренов

-характеризовать: строение свойства аренов

-объяснять: зависимость реакционной способности алкинов от строения их молекул

19

Химические свойства бензола: нитрование. Применение бензола на основе свойств

1

20

Состав и переработка нефти.


1

Д. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов Л.О.№5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Знать: состав нефти, природного и попутного газов, основные способы их переработки, продукты переработки.

Уметь: определять способ переработки нефти и газа, исходя из их состава.

21

Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

1

22

Решение расчетных задач «Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания



Уметь: решать расчётные задачи на определение формул углеводородов по продуктам сгорания; решать упражнения на генетическую связь между классами углеводородов.

ДМ.

«Контрольные и про

верочные работы

«Химия-10» к учебнику

О. С. Габриеляна,

с. 63-70


23

Контрольная работа № 1«Введение. Природные источники углеводородов».

1


Контроль и учёт знаний по изученной теме.

Кислородсодержащие органические соединения (19 час.)

24

Единство химической организации живых организмов. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.


1



Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов

-вещества: метанол, этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола;

Уметь

-называть спирты по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу спиртов





ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь Этанол (95%), натрий, ф-ф, медная проволока, уксусная кислота (70%), серная кислота (концентрированнаяфенол, хлорид железа (III), бромная вода, натрий,

































Гидроксид меди (II), аммиачный раствор оксида серебра, муравьиный альдегид, пробирки


25

Химические свойства этанола и применение на основе его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.




1

Л. О.№6.Свойства этилового спирта


Уметь

-характеризовать: строение и свойства спиртов

-объяснять: зависимость реакционной способности спиртов от строения их молекул

26

Многоатомные спирты. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.


1

Л.О.№7. Свойства глицерина.

Д. Качественная реакция на многоатомные спирты.


Знать/понимать

-вещества: этиленгликоль, глицерин;

Уметь

-характеризовать: строение свойства многоатомных спиртов

-объяснять: зависимость реакционной способности многоатомных спиртов от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

27

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля.

1

Д. «Коллекция каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Качественная реакция на фенол (Реакция фенола с раствором хлорида железа (III))


Д.

Взаимодействие водного раствора фенола с бромной водой

Уметь

-характеризовать: строение и свойства фенола

-объяснять: зависимость реакционной способности фенола от строения их молекул

-выполнять химический эксперимент по распознаванию фенола

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом, для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

28

Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.


1

29

Поликонденсация фенола с формальдегидом. Применение фенола на основе его свойств.

1.


30

Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов.



1


Д. Окисление спирта в альдегид.

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов;

-вещества: формальдегид, ацетальдегид, ацетон

Уметь

-называть альдегиды по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов и кетонов

31

Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида ацетальдегида


1

Д. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.

Л.О.№8. Свойства формальдегида

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; ацетона

-объяснять зависимость свойств альдегидов и кетонов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

32

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.


1

Д. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты гидроксидом меди (II)


Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот

Уметь

-называть карбоновые кислоты по международной номенклатуре и «тривиальной» номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот

Модели молекул карбоновых кислот

уксусная муравьиная, пропионовая, масляная, щавелевая,лимоннаяолеиновая,стеариновая, бензойная

и соляная кислоты, цинк, бромная вода и раствор перманганата калия, основные оксиды, основани, амфотерные гидроксиды и соли, Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот



33

Химические свойства и применение уксусной кислоты. Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая.


1

Л. О.№9.Свойства уксусной кислоты


Уметь

-характеризовать строение и химические свойства карбоновых кислот

-объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

34

Нахождение в природе, значение, получение сложных эфиров реакцией этирефикации и применение.

1

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изомилового эфиров.

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

35

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров.


1

Л.О.№10. Свойства жиров.

Л.О.№11. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка


Знать/понимать

вещества: жиры, мыла, моющие средства

Уметь

определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам

Свечи, мыло, глицерин, маргарин, масла-образцы продуктов переработки жиров, Образцы углеводов и изделий из них, сахарат кальция,

Раствор крахмала, клубень картофеля, белый хлеб, разбавленный раствор йода, пипетка





















ДМ.

«Контрольные и проверочные работы

«Химия-10» к учебнику

О. С. Габриеляна,

с. 85-88

36

Применение жиров на основе свойств,


1

37

Углеводы, их классификация, представители, значение в живой природе и жизни человека.

1










Знать/понимать

-важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-называть: углеводы по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу углеводов

38

Глюкоза – альдегидоспирт. Химические свойства и применение глюкозы.


1

Л.О.№12. Свойства глюкозы


39

Дисахариды и полисахариды. Реакция поликонденсации и гидролиза.


1

Л.О.№13. Свойства крахмала

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства сахарозы

-объяснять зависимость свойств сахарозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию сахарозы

40

Реакция поликонденсации и гидролиза: глюкоза ---полисахарид.


1


Л. Качественная реакция на крахмал.


Уметь

-характеризовать строение и химические свойства крахмала и целлюлозы

-объяснять зависимость свойств крахмала и целлюлозы от их состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

41

Решение экспериментальной задачи «Определение крахмала в меде, хлебе, маргарине»

1.


Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводов

42

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические вещества»

1.


Контроль и учёт знаний по изученной теме.

Азотсодержащие органические соединения (9час)

43

Понятие об аминах. Получение анилина из нитробензола

1



Знать/понимать

-химические понятия: функциональная аминогруппа

-вещества: амины, анилин

Уметь

-называть: амины по международной и «тривиальной» номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу аминов


ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь, модель молекулы ДНК, Анилин, ф-ф, соляная кислота, раствор щелочи, аммиак, соляная кислота, пробирки, птичье перо, шерстяная нить,


44

Анилин как органическое основание, взаимное влияние атомов в молекуле. Применение анилина.


1

Д. Отношение анилина к бромной воде.


Д. Взаимодействие анилина и аммиака с соляной кислотой.

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства аминов

-объяснять зависимость свойств аминов от состава и строения

45

Аминокислоты, получение из карбоновых кислот и гидролизом белков.


1

Д. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот



Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу аминокислот; Уметь

-характеризовать строение и химические свойства аминокислот

-объяснять зависимость свойств аминокислот от состава и строения

46

Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений. Пептидная связь и полипептиды.

1


47

Белки, получение реакцией поликонденсации аминокислот, первичная, вторичная и третичная структуры белков.

1

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-объяснять зависимость свойств белков от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков



48

Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и биохимическая функция.



1

Д. Растворение и осаждение белков

Д. Цветные реакции белков:ксантопротеиновая и биуретовая.

Д. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Л.О.№14. Свойства белков


49

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

Д. Переходы: этанол – этилен – этилегликоль ---этиленгликолят меди(II ) ; Этанол –этаналь –этановая кислота.

Уметь осуществлять цепочки превращений между классами органических веществ с помощью уравнений реакций.

Образцы продуктов питания, изготовленных из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии


Штатив, спиртовка, пробирки. Этиловый спирт, глицерин, глюкоза, крахмал, Формальдегид, белок, медная проволока, кислота.


50

Синтез нуклеиновых кислот из нуклеотидов. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Биотехнология и генной инженерии.

1

Д. Модель молекулы ДНК.


Уметь

-характеризовать строение и химические свойства «ДНК» и «РНК». нуклеотидов, пиримидиновых и пуриновых оснований.

-объяснять первичную, вторичную и третичную структуры ДНК. Биологическую роль ДНК и РНК. Генную инженерию и биотехнологию. Трансгенные формы животных и растений

51

Практическая работа №1. « Идентификация органических веществ»

1


Знать:

1. Техника безопасности на рабочем месте

2. Качественные реакции.

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

Биологически активные органические соединения (8час)

52

Ферменты, как биологические катализаторы белковой природы, особенности функционирования.

1

Д. Разложение пероксида водорода под действием фермента каталазы сырых мяса и картофеля.

Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы.

Д. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

Знать: определения понятий «витамины», авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»;

Значение витаминов для жизнедеятельности организма.

Уметь использовать в повседневной жизни знания о витаминах

ПК, проектор

таблица Менделеева Д.И. учебник, рабочая тетрадь Таблица «Би ологические активные вещества», пероксид водорода.






Фото авитаминозов, коллекция витаминных препар-в, индекаторы, аскорбиновая кислота, аптечный препарат инсулин.



Набор лекарств и реактивов на каждом рабочем столе










ДМ.

«Контрольные и проверочные работы

«Химия-10» к учебнику

О. С. Габриеляна.

53

Витамины, авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы.

1

Д. Коллекция витаминных препаратов. Поливитамины

Д. Фотографии животных с различными формами авитаминозов


Знать определения понятий «ферменты», «гормоны»; особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и рН среды раствора; области применения ферментов в быту и промышленности.

Уметь использовать в повседневной жизни знания о ферментах

54

Витамин С как представитель водорастворимых витаминов, и жирорастворимых - витамин А.

1

55

Гормоны как гуморальные регуляторы жизнедеятельности живых организмов.

1


Д. Плакат с изображением структурных формул гормонов

Знать:- определения понятий «гормоны», «лекарственные средства», «антибиотики», «анальгетики», «антисептики»; представителей гормонов и лекарственных средств; меры профилактики сахарного диабета, последствия приема наркотических препаратов.

Уметь:- характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарств. Средствами.

56

Инсулин и адренолин. Профилактика сахарного диабета.

1


57

Лекарственная химия: от нарохимии до химиотерапии. Аспирин, антибиотики и дисбактериоз.

1

Д. Испытание аптечного препарата инсулина на белок

Д.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

Д.Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

58

Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

1



59

Контрольная работа №3 «Амины и аминокислоты, биологически активные вещества»

1


Контроль и учёт знаний по изученной теме.

Искусственные и синтетические органические соединения. (7час)

60

Искусственные полимеры. Получение.

1

Д. Ознакомление с коллекцией пластмасс и изделий из них.









Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь-характеризовать строение полимеров

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические пластмассы

синтетические волокна

Коллекц-я пластмасс, волокон и каучуков и изделий из пластмасс

61

Искусственные волокна, их свойства и применение.

1

Л. Ознакомление с коллекцией искусственных и синтетических волокон и изделий из них.

62

Синтетические полимеры, получение реакциями полимеризации и поликонденсации.

1


63

Структура полимеров

1

Л. О. №15 Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

64

Представители синтетических пластмасс: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

1


65

Представители синтетических волокон: лавсан, нитрон, капрон

1

Д. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

66

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1


Знать : правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегида) и волокон (хлопка, вискозы, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетата, капрона)

Набор коллекций пластмасс и волокон, реактивов на каждом рабочем столе


67-68

Резерв


2










Требования к уровню подготовки учеников 10 класса.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.




Контроль знаний, умений, навыков

Виды и формы контроля:


Формы и средства контроля

Ведущими составляющими контроля выступают проверка знаний усвоения химических основных понятий и терминов и оценка умений извлекать информацию и работать с различными источниками химической информации.

Текущий контроль проводится после изучения каждой темы и контролирует знания, умения и навыки в ходе их формирования.

В процессе текущего контроля используются индивидуальные или коллективные формы: фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа школьников в группах, индивидуальная работа у доски, проверка в виде коротких тестов, вопросов на объяснение фактов и закономерностей, решение проблемных вопросов.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо крупной теме или разделу. Формами промежуточного контроля являются тестовые задания на последних уроках раздела.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию знаний и умений в практической деятельности. Данный вид контроля осуществляется на контрольных работах: №1 « Природные источники углеводородов», №2 «Кислородсодержащие органические вещества», №3 «Амины и аминокислоты, биологическиактивные вещества », и при выполнении практических работ: Практическая работа №1. « Идентификация органических веществ», Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Система оценки достижений учащихся

на уроках химии оценивать прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Придерживаюсь приоритета письменной формы оценки знаний над устной. Использую классическую 5-балльную шкалу в качестве основы. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитывается число и характер существенных и несущественных ошибок.

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа:

-неправильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ;

-неправильно сформулирован закон, правило;

-теоретические знания не применены для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений.

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа:

- упущение какого-либо нехарактерного факта при описании вещества или процесса:

-оговорки, описки, допущенные по невнимательности

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

  • нет ошибок — оценка «5»;

  • одна ошибка - оценка «4»;

  • две ошибки — оценка «З»;

  • три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение требований к его оформлению;

  • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

  • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

  • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


Планируемый уровень подготовки обучающихся (выпускников) на конец учебного года:


Учебно-методические средства обучения

Учебно-методический комплект

  1. Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень);

  2. Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 8-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011г.).

  3. - Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования. М.: Дрофа, 2008. (сборник нормативных документов)

  4. Контрольные и проверочные работы 10 класс М. Дрофа 2010г.

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях М. Дрофа 2010 – 399стр.

  6. Тесты по химии 10 класс Издательство «Экзамен» 2011г. Москва

.    7. Химия.10класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику  Габриеляна О.С. «Химия. 10» / О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2006. – 127 с.7


8.Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия.10кл. М.: Дрофа, 2004г.

.

9. Рябов М.А, Тесты по химии к учебнику Габриеляна «Химия 10 класс. Базовый уровень (м.: Дрофа) Издательство «Экзамен» Москва 2011

Печатные пособия

-  Серия справочных таблиц по  органической химии.  Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл)

- Серия таблиц по  органической химии.

-  Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

-   Учебно-лабораторное оборудование

-  Набор для моделирования органических веществ.

-  Коллекции: «Волокна», «Пластмассы», «Каучук», «Нефть и продукты ее переработки», « Каменный уголь».

    Учебно-практическое оборудование

- Набор «Углеводороды».

- Набор  «Кислородосодержащие органические соединения».

- Набор  «Кислоты органические»

- Набор  «Углеводы. Амины».

- Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.

 Информационно-коммуникативные средства

Компьютер и мультимедийный  проектор.

CD и учебные сайты

1. CD «Неорганическая химия» . «Просвещение» 2004.

2.СD «Общая и неорганическая химия» Лаборатория систем мультимедиа.МарГТУ 2002.  

3. chem.msu.su - на сайте "Химическая наука и образование в России""Электронная библиотека по химии" - chem.msu.su  (раздел "Материалы для школьников") и "Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены" (материалы для учителей и школьников). 

4. hemi.nsu.ru  "Основы химии" - Электронный учебник. Internet-издание, исправленное и дополненное. Новосибирск: НГУ, 2001-2006. доцент НГУ А.В. Мануйлов и В.И. Родионов. периодическая система, ответы к задачам и др. 

5. college.ru - раздел "Открытого колледжа" по химии. Электронный учебник по химии для школьников с СД-диска "Открытая химия 2.5"  Раздел Хрестоматия - подборка книг и статей. On-line тестирование (необходима регистрация).

 6. school-sector.relarn.ru - "Химия для ВСЕХ" из серии "Обучающие энциклопедии". Сайт содержит текстовые и графические материалы ( school-sector.relarn.ru ) размещенные во 2-м издании CDROM "Химия для ВСЕХ" 1999г

 7.. alhimikov.net - сайт "Alhimikov.net". Содержание: электронный учебник "Основы общей и неорганической химии" для 8-9 кл.;

8. alhimik.ru - "Алхимик"   Советы абитуриенту. Учителю химии. Справочник  (очень большая подборка таблиц и справочных материалов).

http://chemworld.narod.ru/9. chemworld.narod.ru - сайт "Chemworld.Narod.Ru" Разделы: Практика - школьные опыты, эксперименты и мн. др.;



Литература для учителя

1..Габриелян О.С, Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 8-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011г./

2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа. 2004 -480 стр.

3.Химия. 10 кл.; Контрольные и проверочные работы 10 класс к учебнику О.С. Габриеляна М. Дрофа 2010г.


Литература для учащихся

Основная литература


1.Габриелян О.С., Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват.учреждений/О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2007г.

2.Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 кл.-Москва.: Владос,2004.



Дополнительная литература

Еремин В В, Н.Е.Кузьменко. Сборник задач и упражнений по химии 8-11 класс. М.: Дрофа,2008.

.Еремин В В, Н.Е.Кузьменко Задачник по химии. Москва Просвещение 1999г

Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии 8-11 класс. Москва Просвещение 2000 г.

. •И.Г.Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: «Издательство Новая волна», 1996. – 220 с.



Справочная литература:

Химия. Справочник школьника и студента - 368 с.

Химия в формулах. 8-11 классы. (авт. В.В.Еремин) - 64 с.

Химия в таблицах. 8-11 классы. (авт. А.Е.Насонова) – 96с.


Интернет – ресурсы:

1. Alhimik www.alhimik.ru

2. Конспекты по химии для школьников

3. Химия для всех www.informika.ru

4. Химия для Вас www.chem4you.boom.ru

5. Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru

.  6 http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.

7.  http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.

8. http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).

9.http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой AcrobatReader.

tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиада



Лист изменений


урока

урока в теме

Тема урока

Дата по плану

Дата фактически

Причина изменений









































Рабочая программа по химии 10 класс (2 часа, Габриелян О.С.)
  • Химия
Описание:

  Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

 примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение темы:

 

Изучение учащимися темы «Углеводороды» создает условия для успешного усвоения остального материала органической химии. На эту тему добавлен один час за счет часа из темы №1 « Теория строения органических соединений» - «Углеводороды» 17 часов вместо 16 часов за счет включения урока по решению задач на нахождение молекулярных формул.

Автор Решетченко Анна Андреевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1576
Номер материала 21498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы