Рабочая
программа по химии
10
класс
(2
часа в неделю, 68 часов за год)
(Базовый
уровень)
1.
Пояснительная записка.
Химия, как одна из
основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью
гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ,
поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях,
практическом использовании, а также об опасности, которую они могут
представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех
веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и
строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств
веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а
практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию,
аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о
методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и
теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется
на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не
выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в
неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания
об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных
и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами,
научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические
знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного
поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как
изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия
оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель
выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу
органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании —
зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения
атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В
содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость
учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических
соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу
конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений
и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами
органических соединений.
Рабочая программа разработана на
основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному
компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа
курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.) - 10 класс, базовый уровень, 68
часов.
В авторскую программу внесены
следующие изменения:
Увеличено число часов на
изучение темы № 1 «Теория строения органических соединений» с 6 до 9 часов.
Данная глава является одной из основополагающих тематик в органической химии. На
1 час уменьшена тема «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой
природе» в связи с тем, что учащиеся уже знакомы со структурами и свойствами
белков из курса биологии 9 класса. Цель данных изменений - лучшее усвоение
учебного материала курса «Химия 10 класс».
Данная рабочая программа
реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также
элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и
методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение,
компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от
склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного
класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний
учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических,
самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Количество контрольных работ
за год – 4
Количество лабораторных
опытов – 15
Количество практических работ
за год – 2
2.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.
Закон РФ от 10 июля 1992 года
№3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое
положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009),
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года,
регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего
образования по химии.
- Федеральный перечень
учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012
г. № 1067.
- Примерные программы по химии,
разработанные в соответствии с государственными образовательными
стандартами 2004 г.
8.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
3.
Цели изучения курса.
Изучение
химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях,
законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные
знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ,
оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
- развитие познавательных интересов и
интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения
химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной
роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного
отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений
для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и
на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4. Перечень
практических работ.
№
|
Тема
|
1.
|
Практическая
работа № 1. Идентификация органических соединений.
|
2.
|
Практическая
работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
|
5.
Перечень контрольных работ.
№
|
Тема
|
Вид проверки
|
1.
|
Теория
строения органических соединений.
|
Контрольная
работа № 1
|
2.
|
Алифатические
углеводороды.
|
Контрольная
работа № 2
|
3.
|
Ароматические
углеводороды и кислородсодержащие органические соединения.
|
Контрольная
работа № 3
|
4.
|
Углеводы
и азотсодержащие органические соединения.
|
Контрольная
работа № 4
|
6.
Перечень лабораторных опытов.
№
|
Тема
|
1.
|
Лабораторный
опыт № 1. Определение элементного состава органических соединений.
|
2.
|
Лабораторный
опыт № 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.
|
3.
|
Лабораторный
опыт № 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
|
4.
|
Лабораторный
опыт № 4. Получение и свойства ацетилена.
|
5.
|
Лабораторный
опыт № 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
|
6.
|
Лабораторный
опыт № 6. Свойства этилового спирта
|
7.
|
Лабораторный
опыт № 7. Свойства глицерина.
|
8.
|
Лабораторный
опыт № 8. Свойства формальдегида.
|
9.
|
Лабораторный
опыт № 9. Свойства
уксусной кислоты.
|
10.
|
Лабораторный
опыт № 10. Свойства
жиров.
|
11.
|
Лабораторный
опыт № 11. Сравнение
свойств растворов мыла и стирального порошка.
|
12.
|
Лабораторный
опыт № 12. Свойства
глюкозы.
|
13.
|
Лабораторный
опыт № 13. Свойства крахмала.
|
14.
|
Лабораторный
опыт № 14. Свойства белков.
|
15.
|
Лабораторный
опыт № 15. Ознакомление с образцами
пластмасс, волокон и каучуков.
|
7. Структура
курса.
№
|
Модуль
(глава)
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение
|
1
|
2.
|
Теория строения органических соединений.
|
9
|
3.
|
Углеводороды и их природные источники.
|
16
|
4.
|
Кислородсодержащие органические
соединения и их природные источники.
|
19
|
5.
|
Азотсодержащие соединения и их
нахождение в живой природе.
|
8
|
6.
|
Биологически активные органические
соединения.
|
8
|
7.
|
Искусственные и синтетические полимеры.
|
7
|
|
Итого:
|
68
|
8. Календарно
– тематическое планирование.
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
Примечания
|
|
|
|
Введение (1 час).
|
|
|
|
1.
|
|
Правила ТБ на
уроках химии. Предмет и задачи органической химии. Виды органических
соединений.
|
§ 1, вопросы
|
|
|
|
|
Теория
строения органических соединений. (9 часов).
|
|
|
|
2.
|
|
Виды химической связи. Теория
строения органических веществ А. М. Бутлерова.
|
§ 2, вопросы 1 –
4.
|
|
|
3.
|
|
Строение атома углерода.
|
§ 3, вопросы 1, 3.
|
|
|
4.
|
|
Валентные состояния атома
углерода. Типы гибридизации в органических веществах.
|
§ 4, вопросы
|
|
|
5.
|
|
Классификация органических
веществ. Основы номенклатуры.
|
§ 5, вопросы
§ 6, вопросы
|
|
|
6.
|
|
Изомерия и её виды.
|
§ 7, вопросы
|
|
|
7.
|
|
Типы химических реакций в
органической химии. Реакции замещения и присоединения.
|
§ 8, с. 43 – 45.
|
|
|
8.
|
|
Типы химических реакций в
органической химии. Реакции изомеризации и отщепления.
|
§ 8, с. 45 – 47,
вопросы.
|
|
|
9.
|
|
Взаимное влияние атомов в
молекулах органических соединений.
|
§ 9, вопросы.
|
|
|
10.
|
|
Решение задач по
теме: «Вычисление формулы веществ по продуктам их сгорания».
|
Задачи в тетради.
|
|
|
|
|
Углеводороды и их природные
источники. (16 часов).
|
|
|
|
11.
|
|
Нефть, природный газ.
|
§ 10, с. 56 - 60
|
|
|
12.
|
|
Первичная и
вторичная переработка нефти. Крекинг. Виды крекинга.
|
§ 10, с. 61 – 66,
вопросы.
|
|
|
13.
|
|
Контрольная работа №1. Тема:
«Теория строения органических веществ».
|
|
|
|
14.
|
|
Анализ контрольной работы. Алканы.
Строение молекулы метана. Изомерия и номенклатура алканов.
|
§ 11, с 67 – 70, записи в тетради.
|
Лабораторный
опыт № 1. Определение элементного состава органических соединений.
|
|
15.
|
|
Алканы. Их физические и
химические свойства. Получение и применение алканов.
|
§ 11, с 71 – 81, вопросы 1 – 5.
|
Лабораторный
опыт № 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.
|
|
16.
|
|
Алкены. Строение молекулы
этилена. Изомерия и номенклатура алкенов.
|
§ 12, с 82 – 85, записи в тетради.
|
|
|
17.
|
|
Алкены. Их физические и химические свойства. Получение и применение
алкенов.
|
§ 12, с 85 – 97, вопросы.
|
Лабораторный
опыт № 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
|
|
18.
|
|
Алкины. Строение молекулы
ацетилена. Изомерия и номенклатура алкинов.
|
§ 13, с 99 – 101, записи в тетради.
|
|
|
19.
|
|
Алкины. Их физические и химические свойства. Получение и применение
алкинов.
|
§ 13, с 101 – 106, вопросы 1 - 4а.
|
Лабораторный
опыт № 4. Получение и свойства ацетилена.
|
|
20.
|
|
Алкадиены. Их
строение, свойства и получение.
|
§ 14, с 108 – 114, записи в тетради.
|
|
|
21.
|
|
Каучуки. Виды каучуков. Резина.
Их значение.
|
§ 14, с 114 – 116, записи в тетради,
вопросы 1 – 5а.
|
Лабораторный
опыт № 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
|
|
22.
|
|
Контрольная работа № 2. Тема:
«Алифатические углеводороды».
|
|
|
|
23.
|
|
Циклоалканы. Их
строение, свойства и получение.
|
§ 15, вопросы.
|
|
|
24.
|
|
Ароматические
углеводороды. Строение молекулы бензола.
|
§ 16, с. 121 – 124, записи в тетради.
|
|
|
25.
|
|
Свойства бензола и способы его
получения.
|
§ 16, с. 125 – 136, вопросы 6, 7.
|
|
26.
|
|
Обобщающий урок по теме: «Углеводороды и
их природные источники».
|
Записи в тетради.
|
|
|
|
Кислородсодержащие органические
соединения и их природные источники. (19 часов)
|
|
|
27.
|
|
Спирты. Особенности строения спиртов. Изомерия и номенклатура
спиртов.
|
§ 17, с. 138 – 141, записи в тетради.
|
|
28.
|
|
Физические и химические свойства одноатомных спиртов.
|
§ 17, с. 142 – 150. вопросы 6 – 9.
|
Лабораторный
опыт № 6. Свойства этилового спирта.
|
29.
|
|
Многоатомные спирты.
Получение и применение спиртов. Их действие на организм человека.
|
§ 17, с. 151 – 153,
вопросы 12, 13.
|
Лабораторный
опыт № 7. Свойства глицерина.
|
30.
|
|
Фенолы. Особенности строения молекул
фенолов. Их физические свойства.
|
§ 18, с. 155 – 159, записи в тетради.
|
|
31.
|
|
Химические свойства фенолов.
|
§ 18, с. 159 – 143, вопросы 1 – 4.
|
|
32.
|
|
Альдегиды и кетоны. Строение молекул, изомерия и номенклатура.
Способы их получения.
|
§ 19, с. 164 – 168.
|
|
33.
|
|
Свойства альдегидов. Их значение.
|
§ 19, с.
168 – 173, вопросы.
|
Лабораторный
опыт № 8. Свойства формальдегида.
|
34.
|
|
Свойства, получение и применение
кетонов.
|
Записи в тетради.
|
|
35.
|
|
Карбоновые кислоты. Их классификация, изомерия и номенклатура.
|
§ 20, с. 175 – 178.
|
|
36.
|
|
Свойства предельных карбоновых кислот. Их получение и
применение.
|
§ 20, с. 178 – 186,
вопросы 8 – 10.
|
Лабораторный
опыт № 9. Свойства уксусной
кислоты.
|
37.
|
|
Непредельные и дикарбоновые кислоты. Особенности их строения и
свойств.
|
§ 20, с. 186 – 188,
записи в тетради.
|
|
38.
|
|
Простые и сложные эфиры. Высшие карбоновые кислоты. Жиры.
Получение и применение жиров.
|
§ 21, вопросы 1 – 4.
|
Лабораторный
опыт № 10. Свойства жиров.
|
39.
|
|
Синтетические моющие средства. Решение
задач.
|
Записи в тетради.
|
Лабораторный
опыт № 11. Сравнение свойств
растворов мыла и стирального порошка.
|
40
|
|
Контрольная работа № 3. Тема:
«Ароматические углеводороды и кислородсодержащие органические соединения».
|
|
|
41.
|
|
Анализ контрольной работы. Углеводы, их классификация и
значение.
|
§ 22, вопросы.
|
|
42.
|
|
Моносахариды. Строение и свойства
глюкозы.
|
§ 23, вопросы 7 –
9.
|
Лабораторный
опыт № 12. Свойства глюкозы.
|
43.
|
|
Дисахариды. Строение и свойства
сахарозы.
|
Записи в тетради.
|
|
44.
|
|
Полисахариды. Строение и свойства крахмала и целлюлозы.
|
§ 24, вопросы 1 – 3.
|
Лабораторный
опыт № 13. Свойства крахмала.
|
45.
|
|
Обобщающий урок по теме: «Кислородсодержащие органические
соединения».
|
Задачи в тетради.
|
|
|
|
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой
природе.(8 часов).
|
|
|
46.
|
|
Амины. Классификация, изомерия и номенклатура аминов.
|
§ 25, с. 212 – 216,
записи в тетради.
|
|
47.
|
|
Свойства аминов. Их получение и
применение.
|
§ 25, с. 216 – 219,
вопросы 4 – 7.
|
|
48.
|
|
Аминокислоты.
|
§ 26, вопросы.
|
|
49.
|
|
Белки. Структуры белков. Их особенности.
|
§ 27, вопросы.
|
Лабораторный
опыт № 14. Свойства белков.
|
50.
|
|
Нуклеиновые кислоты.
|
§ 28, вопросы 1 – 3.
|
|
51.
|
|
Биологическое значение белков и
нуклеиновых кислот.
|
Записи в тетради.
|
|
52.
|
|
Практическая работа № 1. Тема: «Идентификация органических
соединений».
|
Задачи в тетради.
|
|
|
53.
|
|
Обобщающий урок по теме: «Азотсодержащие соединения и их
нахождение в живой природе».
|
Задачи в тетради.
|
|
|
|
|
Биологически
активные органические соединения. (8 часов).
|
|
|
|
54.
|
|
Витамины. Водорастворимые витамины.
|
§ 29, с. 241 – 247.
|
|
|
55.
|
|
Жирорастворимые витамины. Биологическое значение витаминов.
|
§ 29, с. 247 – 248, вопросы.
|
|
|
56.
|
|
Ферменты. Особенности их функционирования.
|
§ 30, с. 248 – 254, записи в тетради.
|
|
|
57.
|
|
Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном
хозяйстве.
|
§ 30, с. 254 – 255, вопросы 1 – 7.
|
|
|
58.
|
|
Гормоны. Их классификация и биологическое значение.
|
§ 30, вопросы.
|
|
|
59.
|
|
Лекарства. Антибиотики. Наркотические
вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
|
§ 31, вопросы.
|
|
|
60.
|
|
Обобщающий урок по теме: «Биологически активные органические
соединения».
|
Записи в тетради.
|
|
|
61.
|
|
Контрольная работа № 4. Тема: «Углеводы и азотсодержащие
органические соединения».
|
|
|
|
|
|
Искусственные и синтетические
полимеры.(7 часов).
|
|
|
|
62.
|
|
Структура полимеров.
|
Записи в тетради
|
|
|
63.
|
|
Реакции полимеризации и поликонденсации.
|
Записи в тетради
|
|
|
64.
|
|
Искусственные волокна. Ацетатный шёлк и
вискоза.
|
Записи в тетради
|
|
|
65.
|
|
Пластмассы.
|
Записи в тетради
|
|
|
66.
|
|
Синтетические волокна: Лавсан,
нитрон и капрон.
|
Записи в тетради
|
Лабораторный
опыт № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
|
|
67.
|
|
Практическая работа № 2. Распознавание
пластмасс и волокон.
|
Задачи в тетради.
|
|
|
68.
|
|
Заключительный урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
Требования
к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения химии ученик должен
уметь:
- проводить самостоятельный поиск
химической информации с использованием различных источников (научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать
компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее
представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснять химические явления,
происходящие в природе, быту и на производстве;
- определять возможности протекания
химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
знать:
- основы экологически грамотного поведения
в окружающей среде;
- влияние химического загрязнения
окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- приёмы безопасного обращения с горючими
и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
иметь навыки:
- приготовления растворов заданной
концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности
химической информации, поступающей из разных источников.
10.
Информационно – методическое обеспечение.
Основная
литература:
- Габриелян
О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Химия.
10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.–
15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
- Настольная
книга учителя.Химия. 10 класс/ О.С.
Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная
литература и интернет - ресурсы:
1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С.
Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. –
Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С.
Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
– 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
3. Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая
Волна», 2005. – 256 с.
4. Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
- «Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
7. www.edios.ru – Эйдос – центр
дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://djvu-inf.narod.ru/
- электронная библиотека.
10.
http://cnit.ssau.ru/organics.
11. http://www.chemistry.ssu.samara.ru.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.