Главная / Химия / Рабочая программа по химии 10 класс. (О. С. Габриелян)

Рабочая программа по химии 10 класс. (О. С. Габриелян)

Рабочая программа по химии

10 класс

(2 часа в неделю, 68 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.

Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений со­гласно валентности. В содержании курса органической химии сделан акцент на практиче­скую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органи­ческих соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соедине­ний и их взаимопревращениях, т. е. идеи генети­ческой связи между классами органических со­единений.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.) - 10 класс, базовый уровень, 68 часов.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение темы № 1 «Теория строения органических соединений» с 6 до 9 часов. Данная глава является одной из основополагающих тематик в органической химии. На 1 час уменьшена тема «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» в связи с тем, что учащиеся уже знакомы со структурами и свойствами белков из курса биологии 9 класса. Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Химия 10 класс».

Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.



Количество контрольных работ за год – 4

Количество лабораторных опытов – 15

Количество практических работ за год – 2



































2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

  7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.


3. Цели изучения курса.


Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.




4. Перечень практических работ.


Тема


1.

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.

2.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.



5. Перечень контрольных работ.


Тема


Вид проверки

1.

Теория строения органических соединений.

Контрольная работа № 1

2.

Алифатические углеводороды.

Контрольная работа № 2

3.

Ароматические углеводороды и кислородсодержащие органические соединения.

Контрольная работа № 3

4.

Углеводы и азотсодержащие органические соединения.

Контрольная работа № 4






























6. Перечень лабораторных опытов.


  1. Тема


    1.

    Лабораторный опыт № 1. Определение элементного состава органических соединений.

    2.

    Лабораторный опыт № 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.

    3.

    Лабораторный опыт № 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

    4.

    Лабораторный опыт № 4. Получение и свойства ацетилена.

    5.

    Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».

    6.

    Лабораторный опыт № 6. Свойства этилового спирта

    7.

    Лабораторный опыт № 7. Свойства глицерина.

    8.

    Лабораторный опыт № 8. Свойства формальдегида.

    9.

    Лабораторный опыт № 9. Свойства уксусной кислоты.

    10.

    Лабораторный опыт № 10. Свойства жиров.

    11.

    Лабораторный опыт № 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

    12.

    Лабораторный опыт № 12. Свойства глюкозы.

    13.

    Лабораторный опыт № 13. Свойства крахмала.

    14.

    Лабораторный опыт № 14. Свойства белков.

    15.

    Лабораторный опыт № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

    Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Теория строения органических соединений.

9

3.

Углеводороды и их природные источники.

16

4.

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники.

19

5.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

8

6.

Биологически активные органические соединения.

8

7.

Искусственные и синтетические полимеры.

7


Итого:

68

  1. Календарно – тематическое планирование.



п/п


Дата


Тема урока


Домашнее задание


Примечания




Введение (1 час).



1.




Правила ТБ на уроках химии. Предмет и задачи органической химии. Виды органических соединений.

§ 1, вопросы




Теория строения органических соединений. (9 часов).



2.




Виды химической связи. Теория строения органических веществ А. М. Бутлерова.

§ 2, вопросы 1 – 4.


3.




Строение атома углерода.

§ 3, вопросы 1, 3.


4.




Валентные состояния атома углерода. Типы гибридизации в органических веществах.

§ 4, вопросы


5.


Классификация органических веществ. Основы номенклатуры.

§ 5, вопросы

§ 6, вопросы


6.


Изомерия и её виды.

§ 7, вопросы


7.




Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения и присоединения.

§ 8, с. 43 – 45.


8.




Типы химических реакций в органической химии. Реакции изомеризации и отщепления.

§ 8, с. 45 – 47, вопросы.


9.


Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

§ 9, вопросы.


10.




Решение задач по теме: «Вычисление формулы веществ по продуктам их сгорания».

Задачи в тетради.




Углеводороды и их природные источники. (16 часов).



11.




Нефть, природный газ.

§ 10, с. 56 - 60


12.




Первичная и вторичная переработка нефти. Крекинг. Виды крекинга.

§ 10, с. 61 – 66, вопросы.


13.




Контрольная работа №1. Тема: «Теория строения органических веществ».



14.




Анализ контрольной работы. Алканы. Строение молекулы метана. Изомерия и номенклатура алканов.

§ 11, с 67 – 70, записи в тетради.

Лабораторный опыт № 1. Определение элементного состава органических соединений.

15.




Алканы. Их физические и химические свойства. Получение и применение алканов.

§ 11, с 71 – 81, вопросы 1 – 5.

Лабораторный опыт № 2. Изготовление моделей молекул углеводородов.

16.



Алкены. Строение молекулы этилена. Изомерия и номенклатура алкенов.

§ 12, с 82 – 85, записи в тетради.


17.




Алкены. Их физические и химические свойства. Получение и применение алкенов.

§ 12, с 85 – 97, вопросы.

Лабораторный опыт № 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

18.





Алкины. Строение молекулы ацетилена. Изомерия и номенклатура алкинов.

§ 13, с 99 – 101, записи в тетради.


19.



Алкины. Их физические и химические свойства. Получение и применение алкинов.

§ 13, с 101 – 106, вопросы 1 - 4а.

Лабораторный опыт № 4. Получение и свойства ацетилена.

20.





Алкадиены. Их строение, свойства и получение.

§ 14, с 108 – 114, записи в тетради.


21.




Каучуки. Виды каучуков. Резина. Их значение.

§ 14, с 114 – 116, записи в тетради, вопросы 1 – 5а.

Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».

22.



Контрольная работа № 2. Тема: «Алифатические углеводороды».



23.




Циклоалканы. Их строение, свойства и получение.

§ 15, вопросы.


24.



Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола.

§ 16, с. 121 – 124, записи в тетради.


25.




Свойства бензола и способы его получения.

§ 16, с. 125 – 136, вопросы 6, 7.



26.






Обобщающий урок по теме: «Углеводороды и их природные источники».

Записи в тетради.





Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. (19 часов)



27.



Спирты. Особенности строения спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов.

§ 17, с. 138 – 141, записи в тетради.




28.




Физические и химические свойства одноатомных спиртов.

§ 17, с. 142 – 150. вопросы 6 – 9.


Лабораторный опыт № 6. Свойства этилового спирта.


29.




Многоатомные спирты. Получение и применение спиртов. Их действие на организм человека.

§ 17, с. 151 – 153, вопросы 12, 13.

Лабораторный опыт № 7. Свойства глицерина.

30.



Фенолы. Особенности строения молекул фенолов. Их физические свойства.

§ 18, с. 155 – 159, записи в тетради.



31.



Химические свойства фенолов.

§ 18, с. 159 – 143, вопросы 1 – 4.


32.




Альдегиды и кетоны. Строение молекул, изомерия и номенклатура. Способы их получения.

§ 19, с. 164 – 168.



33.



Свойства альдегидов. Их значение.

§ 19, с. 168 – 173, вопросы.

Лабораторный опыт № 8. Свойства формальдегида.

34.


Свойства, получение и применение кетонов.

Записи в тетради.



35.




Карбоновые кислоты. Их классификация, изомерия и номенклатура.

§ 20, с. 175 – 178.



36.




Свойства предельных карбоновых кислот. Их получение и применение.

§ 20, с. 178 – 186, вопросы 8 – 10.

Лабораторный опыт № 9. Свойства уксусной кислоты.


37.


Непредельные и дикарбоновые кислоты. Особенности их строения и свойств.

§ 20, с. 186 – 188, записи в тетради.


38.





Простые и сложные эфиры. Высшие карбоновые кислоты. Жиры. Получение и применение жиров.

§ 21, вопросы 1 – 4.

Лабораторный опыт № 10. Свойства жиров.


39.




Синтетические моющие средства. Решение задач.


Записи в тетради.

Лабораторный опыт № 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.


40


Контрольная работа № 3. Тема: «Ароматические углеводороды и кислородсодержащие органические соединения».



41.



Анализ контрольной работы. Углеводы, их классификация и значение.

§ 22, вопросы.



42.



Моносахариды. Строение и свойства глюкозы.

§ 23, вопросы 7 – 9.

Лабораторный опыт № 12. Свойства глюкозы.

43.



Дисахариды. Строение и свойства сахарозы.

Записи в тетради.



44.



Полисахариды. Строение и свойства крахмала и целлюлозы.

§ 24, вопросы 1 – 3.

Лабораторный опыт № 13. Свойства крахмала.


45.



Обобщающий урок по теме: «Кислородсодержащие органические соединения».

Задачи в тетради.






Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.(8 часов).




46.



Амины. Классификация, изомерия и номенклатура аминов.

§ 25, с. 212 – 216, записи в тетради.


47.



Свойства аминов. Их получение и применение.

§ 25, с. 216 – 219, вопросы 4 – 7.


48.



Аминокислоты.

§ 26, вопросы.


49.



Белки. Структуры белков. Их особенности.

§ 27, вопросы.

Лабораторный опыт № 14. Свойства белков.


50.


Нуклеиновые кислоты.

§ 28, вопросы 1 – 3.


51.




Биологическое значение белков и нуклеиновых кислот.

Записи в тетради.


52.




Практическая работа № 1. Тема: «Идентификация органических соединений».

Задачи в тетради.



53.





Обобщающий урок по теме: «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».

Задачи в тетради.






Биологически активные органические соединения. (8 часов).



54.




Витамины. Водорастворимые витамины.

§ 29, с. 241 – 247.


55.




Жирорастворимые витамины. Биологическое значение витаминов.

§ 29, с. 247 – 248, вопросы.


56.




Ферменты. Особенности их функционирования.

§ 30, с. 248 – 254, записи в тетради.


57.




Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

§ 30, с. 254 – 255, вопросы 1 – 7.


58.




Гормоны. Их классификация и биологическое значение.

§ 30, вопросы.


59.




Лекарства. Антибиотики. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

§ 31, вопросы.


60.




Обобщающий урок по теме: «Биологически активные органические соединения».

Записи в тетради.


61.





Контрольная работа № 4. Тема: «Углеводы и азотсодержащие органические соединения».






Искусственные и синтетические полимеры.(7 часов).



62.


Структура полимеров.

Записи в тетради


63.


Реакции полимеризации и поликонденсации.

Записи в тетради


64.


Искусственные волокна. Ацетатный шёлк и вискоза.

Записи в тетради


65.


Пластмассы.

Записи в тетради


66.


Синтетические волокна: Лавсан, нитрон и капрон.

Записи в тетради

Лабораторный опыт № 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

67.


Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

Задачи в тетради.



68.


Заключительный урок.









9. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.


В результате изучения химии ученик должен

уметь:

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве;

- определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

знать:

- основы экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- приёмы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

иметь навыки:

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


10. Информационно – методическое обеспечение.


Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.– 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.

  3. Настольная книга учителя.Химия. 10 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.


Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.

  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).

  3. Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.

  4. Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979

  5. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.

10. http://cnit.ssau.ru/organics.

11. http://www.chemistry.ssu.samara.ru.





Рабочая программа по химии 10 класс. (О. С. Габриелян)
  • Химия
Описание:

Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

   Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

 

   Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, учитель выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся. 

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 425
Номер материала 32085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓