Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 г.о. Коломна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
______________/ Горобец Е.К.
«25» августа 2014 г.
|
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете «29» августа 2014 г.
Протокол №1
Директор школы МБОУ СОШ№7
/Краснова Е.В.
|
Рабочая программа по химии
10 класс
учитель: Духова Екатерина Алексеевна
количество часов 68 часов — 2 часа в неделю
учебник: Химия. 10
класс. Базовый уровень:/ О.С. Габриелян. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,
2010.
Соответствует федеральному компоненту
стандарта среднего общего образования. Разработана на основе авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации: Химия. 10
класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2013).
2014
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа учебного предмета Химия 10
класс составлена на
основе:
- Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования
- Авторской
программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта среднего образования и допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации (Химия. 10 класс. Базовый
уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. -
6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013).
Данный предмет входит
в образовательную область – естествознание. Химия как научный предмет вносит
существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие
обучающихся. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с
курсом физики, биологии где изучаются основные сведения о строении атомов,
строении и разнообразии органических веществ.
Цели:
- Теоретической основой раздела
органической химии служит теория строения веществ А.М. Бутлерова.
Последовательность изучения веществ позволяет раскрыть принцип усложнения
их строения и генетического развития от углеводородов (циклических и
ациклических, предельных, непредельных и ароматических) до
кислородсодержащих (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных
эфиров) и азотсодержащих. Одновременно с изучением веществ-мономеров
учащиеся знакомятся с важнейшими высокомолекулярными соединениями.
- Большая роль в изучении курса
принадлежит химическому эксперименту. Он служит средством закрепления
знаний и умений, методом контроля усвоения материала и сформированности
умений и навыков, позволяет обучить безопасному и экологически грамотному
обращению с веществами в быту и лаборатории.
- Значительное место занимают
качественные и расчётные задачи разных типов, что способствует развитию
навыков в решении задач, позволяет качественно подготовить учащихся к
итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Изучение предмета
«органическая химия» способствует решению следующих задач:
- Воспитание
убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.
- Подготовка к
сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и
потребностями общества.
- Формированию
умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами,
оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать
результаты опытов, делать обобщения
В
авторскую программу О.С. Габриеляна Химия 10 класс, были внесены изменения, в
раздела: «Предельные углеводороды», где изучаются свойства алканов, была
включена тема «Циклоалканы», что дает возможность полностью структурировать
материал, позволяет более подробно систематизировать знания по классу
органических соединений, «алканы».
В курсе 10 класса изучается
органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория
строения органических веществ, показывающая единство химического, электронного
и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и
номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан
идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера
функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
Выпускник получит возможность
научиться:
- разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
смысл структурных и электронных формул органических веществ; составлять
структурные формулы изучаемых веществ и обозначать распределение
электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной
номенклатуре;
·
составлять уравнения реакций, характеризующих
свойства органических веществ, их генетическую связь; высказывать суждения о
свойствах веществ на основе их строения и строении веществ по их свойствам;
·
практически определять наличие углерода, водорода
и хлора в органических веществах; определять по характерным реакциям, выполнять расчёты по
уравнениям реакций.
Основной формой
организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве
дополнительных форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий. На курс органической химии в 10
класса отведено:
контрольных работ-4; практических работ-6.
Учебно-методическое
обеспечение
Учебник: Габриелян О.С.,
Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. – М.: ДРОФА, 2013 г.
Формы организации учебного
контроля
В качестве форм контроля выступают:
коллективные, индивидуальные, групповые, парные. Текущий контроль
осуществляется про помощи учетов знаний, контрольных работ.
Критерии
оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках
химии
Устный ответ
Оценка
"5" ставится, если ученик: показывает
глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей;умеет составить полный и правильный ответ на основе
изученного материала;выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать
анализ, обобщения, выводы;устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации;последовательно, чётко, связно, обоснованно и
безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя;самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится,
если ученик:показывает знания всего изученного программного материала; даёт
полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и
недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах
и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не
более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при
небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные
вопросы учителя; умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. применять полученные знания на практике в
видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины; не обладает
достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает
негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик: усвоил
основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает
недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в
использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно
четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;испытывает
затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; отвечает
неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное
значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений
при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки. Оценка
"2" ставится, если ученик: не усвоил и не раскрыл основное
содержание материала;не делает выводов и обобщений;не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных
вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их
к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один
вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи учителя.
Оценка
самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка
"5" ставится, если ученик выполнил
работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Оценка
"4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но
допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более
двух недочетов.
Оценка
"3" ставится, если ученик:правильно
выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок или
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более
двух-трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при
отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины
работы.
Оценка выполнения
практических работ, опытов по химии
Оценка
"5" ставится, если ученик: правильно
определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в
условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей
точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из
опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; проявляет
организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок
на столе, экономно использует расходные материалы). эксперимент осуществляет по
плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и
оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик
выполнил требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не
обеспечивающих достаточной точности измерений или было допущено два-три
недочета; или не более одной негрубой ошибки и одного недочета или эксперимент
проведен не полностью; или в описании наблюдений из опыта допустил неточности,
выводы сделал
неполные Оценка
"3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта;
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной
части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы; или подбор оборудования, объектов,
материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,
формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело
к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в
общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в
вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.);
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы,
в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию
учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик: не
определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов; или опыты, измерения, вычисления, наблюдения
производились неправильно или в ходе работы и в отчете обнаружились в
совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки
в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники
безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может
исправить даже по требованию учителя.
Содержание программы
Повторение материала. Введение – 4 ч.
Предмет органической химии. Теория
строения органических соединений A.M. Бутлерова. Строение атома углерода.
Валентные состояния атома углерода.
Тема 1. Строение и классификация
органических соединений -5 ч.
Классификация и основы номенклатуры
органических соединений. Изомерия в органической химии. Вывод формул
органических веществ(решение задач).
Тема 2. Предельные углеводороды -9
ч.
Природные источники углеводородов.
Алканы. Строение, номенклатура, физические свойства. Химические свойства
алканов. Практическая работа№1. Качественный анализ органических
соединений. Циклоалканы.
Тема 3. Непредельные углеводороды
- 16 ч.
Алкены. Строение, номенклатура,
изомерия,физические свойства. Химические свойства и получение алкенов. Практическая
работа№2. Получение этилена и изучение его свойств.
Алкины. Строение, номенклатура,
изомерия, физические свойства. Получение и химические свойства. Алкадиены.
Каучуки, резина. Ароматические углеводороды, их строение, изомерия,
номенклатура. Способы получения и химические свойства ароматических
углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов. Решение
расчетных задач.
Тема 4. Кислородосодержащие
соединения - 19 ч.
Спирты, строение, классификация,
изомерия. Химические свойства и способы получения спиртов. Отдельные
представители. Практическая работа№3. Спирты. Фенолы. Особенности
строения, получения и химические свойства фенолов.
Альдегиды. Изомерия и физические
свойства. Химические свойства альдегидов. Способы получения и применение.
Карбоновые кислоты, классификация и номенклатура. Строение карбоксильной
группы. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Химические свойства и способы получения карбоновых кислот.
Отдельные представители карбоновых
кислот, их роль в природе. Практическая работа№4. Альдегиды и карбоновые
кислоты.
Сложные эфиры: строение, получение,
свойства, использование в быту. Жиры: строение, свойства, применение.
Тема 5. Углеводы - 5 ч.
Углеводы, их классификация и значение.
Важнейшие моносахариды, их строение и свойства. Полисахариды(крахмал
и целлюлоза).
Тема 6. Азотосодержащие
органические соединения — 10 ч.
Амины. Строение, классификация,
способы получения. Химические свойства аминов. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые
кислоты. Практическая работа№6. Решение экспериментальных задач на
распознавание органических веществ.
Примерное
календарно- тематическое планирование уроков 10 класс (2 часа в неделю, всего
68 часов, из них 2 часа – резервное время)
№ п/п
|
Количество часов (ч.)
|
Название разделов: темы уроков
|
Дата урока
|
Контроль
|
Повторение
|
Примечани
|
Введение (4 часа)
|
1
|
1
|
Вводное
повторение: «Классификация веществ»
Предмет
органической химии.
|
|
|
|
|
2
|
1
|
Теория строения
органических соединений А.М.Бутлерова.
|
|
|
повторение ТХС
|
|
3
|
1
|
Строение атома
углерода.
|
|
|
|
|
4
|
1
|
Валентные
состояния атома углерода.
|
|
|
|
|
Тема 1. Строение и классификация органических
соединений (5 часов)
|
5,6
|
2
|
Классификация и
основы номенклатуры органических соединений.
|
|
|
повторение класс. и номен-ры орг. соед.
|
|
7
|
1
|
Изомерия в
органической химии.
|
|
|
|
|
8
|
1
|
Вывод формул
органических веществ (решение задач)
|
|
|
|
|
9
|
1
|
Урок-упражнение на
вывод формул органических веществ.
|
|
учет знаний
|
|
|
Тема 2. Предельные углеводороды (9 часов)
|
10
|
1
|
Природные
источники углеводородов.
|
|
|
|
|
11
|
1
|
Алканы. Строение,
номенклатура, физические свойства.
|
|
|
повторение алканы, строение
|
|
12,13
|
2
|
Химические свойства
и получение алканов.
|
|
|
|
|
14
|
1
|
Практическая
работа №1. Качественный анализ органических соединений.
|
|
практ работа
|
|
|
15
|
1
|
Циклоалканы.
|
|
|
|
|
16
|
1
|
Обобщение знаний
по темам 1-2.
|
|
|
|
|
17,18
|
2
|
Контрольная
работа №1 по теме: «Предельные углеводороды».
|
|
контр работа
|
|
|
Тема 3. Непредельные углеводороды (16 часов)
|
19
|
1
|
Алкены. Строение,
номенклатура, изомерия, физические свойства.
|
|
|
повторение алканы, строение
|
|
20,21
|
2
|
Химические
свойства и получение алкенов.
|
|
учет знаний
|
|
|
22
|
1
|
Практическая
работа №2. Получение этилена и изучение его свойств.
|
|
практ работа
|
|
|
23
|
1
|
Алкины. Строение,
номенклатура, изомерия, физические свойства.
|
|
|
повторение алкены, строение
|
|
24
|
1
|
Получение и
химические свойства .
|
|
|
|
|
25,26
|
2
|
Алкадиены.
Каучуки, резина.
|
|
|
повторение алкены, хим св-ва
|
|
27
|
1
|
Урок-упражнение.
Решение расчётных задач.
|
|
учет знаний
|
|
|
28
|
1
|
Ароматические
углеводороды, их строение, изомерия, номенклатура.
|
|
|
|
|
29,3
|
2
|
Способы получения
и химические свойства ароматических углеводородов.
|
|
|
|
|
31
|
1
|
Генетическая
связь между классами углеводородов.
|
|
|
повторение класс. орг соед
|
|
32,33
|
2
|
Обобщение знаний
по теме: «Непредельные углеводороды».
|
|
|
|
|
34
|
1
|
Контрольная
работа №2 по теме: «непредельные углеводороды».
|
|
контр работа
|
|
|
Тема 4. Кислородосодержащие соединения (19
часов).
|
35
|
1
|
Спирты, строение,
классификация, изомерия.
|
|
|
|
|
36,37
|
2
|
Химические
свойства и способы получения спиртов. Отдельные представители.
|
|
|
|
|
38
|
1
|
Практическая
работа №3. Спирты.
|
|
практ работа
|
|
|
39
|
1
|
Фенолы.
Особенности строения, получение и химические свойства фенолов.
|
|
|
повторение бензол, св-ва
|
|
40
|
1
|
Альдегиды.
Изомерия и физические свойства.
|
|
|
повторение спирты, св-ва
|
|
41
|
1
|
Химические
свойства альдегидов. Способы получения и применение.
|
|
|
|
|
42,43
|
2
|
Обобщение знаний
о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях. Решение расчётных задач.
|
|
учет знаний
|
|
|
44
|
1
|
Карбоновые
кислоты, классификация и номенклатура. Строение карбоксильной группы.
Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
|
|
|
повторение альдегиды, св-ва
|
|
45
|
1
|
Химические
свойства и способы получения карбоновых кислот.
|
|
|
|
|
46
|
1
|
Отдельные
представители карбоновых кислот, их роль в природе.
|
|
|
|
|
47
|
1
|
Практическая
работа №4. Альдегиды и карбоновые кислоты.
|
|
практ работа
|
|
|
48
|
1
|
Сложные эфиры:
строение, получение, свойства, использование в быту.
|
|
|
повторение карб кис-ты
|
|
49
|
1
|
Жиры: строение,
свойства, применение.
|
|
|
|
|
50,51
|
2
|
Обобщение знаний
по теме: «Кислородосодержащие соединения».
|
|
|
|
|
52,53
|
2
|
Контрольная
работа№3 по теме: «Кислородосодержащие соединения».
|
|
контр работа
|
|
|
Тема 5. Углеводы (5 часов).
|
54
|
1
|
Углеводы, их
классификация и значение.
|
|
|
|
|
55
|
1
|
Важнейшие
моносахариды, их строение и свойства.
|
|
|
|
|
56
|
1
|
Полисахариды
(крахмал и целлюлоза)
|
|
|
|
|
57
|
1
|
Практическая
работа №5. Углеводы.
|
|
практ работа
|
|
|
58
|
1
|
Зачёт по теме:
«Углеводы».
|
|
учет знаний
|
|
|
Тема 6.Азотсодержащие органические соединения (10
часа).
|
59
|
1
|
Итоговое
повторение: «Предельные углеводороды»
Амины. Строение,
классификация, способы получения..
|
|
|
|
|
60,61
|
2
|
Итоговое повторение: «Непредельные углеводороды»
Химические
свойства аминов
|
|
|
|
|
62,63
|
2
|
Аминокислоты.
|
|
|
повторение амины, св-ва
|
|
64
|
1
|
Итоговое
повторение: «Кислородосодержащие соединения»
Белки.
|
|
|
|
|
65
|
1
|
Итоговое
повторение: «Ароматические углеводороды»
Нуклеиновые
кислоты.
|
|
|
повторение моносахариды
|
|
66
|
1
|
Практическая
работа №6. Решение экспериментальных задач на распознавание органических
веществ.
|
|
практ работа
|
|
|
67
|
1
|
Обобщение знаний
по теме: «Азотсодержащие органические соединения».
|
|
|
|
|
66
|
1
|
Контрольная
работа№4 по теме: «азотосодержащие органические соединения».
|
|
учет знаний
|
|
|
Список
использованной литературы
- Учебник: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н.,
Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. – М.: ДРОФА, 2013 г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная
книга учителя по химии. 10 класс.- М.: ДРОФА, 2011 г.
- Быков Г. В.,
История органической химии, М.: 2006.
- Краткий
справочник по химии, под ред. О. Д. Куриленко, 4 изд.. М., 2004.
- Лурье Ю. Ю.,
Справочник по аналитической химии, М., 2010.
- Ерыгин Д.М.,
Шишкин Е.А. «Методика решения задач по химии», М., Просвещение, 2002.
- Меншуткин Б. Н.,
Химия и пути ее развития, М. - Л., 2007
- Неницеску К. Д.
Общая химия. Пер. с рум./ Под ред. Аблова А. В. – М.: Мир, 2008.
- Потеряхин В. А.
Система химических элементов. – Уфа, 2009.
- Справочник
химика, под ред. Б. П. Никольского, 2 изд., т. 1-6, М. - Л., 2010
- Химическая
энциклопедия: в 5 т. /Глав. ред. Кнунянц И.Л., Зефиров Н.С. – М.:
Советская энциклопедия, Большая Российская энциклопедия, 2008.
- Журнал «Химия и
жизнь».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.