Главная / Математика / Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян

Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО



Ломова А.В.

Протокол №____

от

«___» августа 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

школы по УВР



Веретельникова Т.Г.

«___ »________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ



Директор МБОУ СОШ№2



Анисимова О.Ю.

 

 

 






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по геометрии

9 класс

 

2014 - 2015 учебный год


Разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Геометрия 9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов


Составитель:

учитель математики


Мыкалова Наталья Евгеньевна



Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального образовательного стандарта 2004 года и Программы для общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва, «Просвещение» 2009 г

Рабочая программа опирается на УМК:

- Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк— М.: Просвещение, 2007.

- «Геометрия. Дидактические материалы 9 класс М. Просвещение 2009» авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер


Цели


  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Задачи :

  • Формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • Овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин;

  • Овладение практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров;

  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, интуиции, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;

  • Формирование умения проводить аргументацию своего выбора или хода решения задачи;

  • Формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.


В программу включены все рекомендуемые темы для 9 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю. В течение года планируется провести 4 контрольные работы. В соответствии с инструктивно - методическим письмом «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» запланировано 3 самостоятельные работы и 3 теста по стержневым темам курса геометрии 9 класса. В начале года 3 часа отведено на повторение материала геометрии 8 класса и входящего контрольного среза. Часы взяты из итогового повторения в конце года, таким образом, на него отведен не 9, а 6 часов.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.

При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.


Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

  • практические занятия;

  • консультация;

  • лекция.

Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.


   



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;


уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).




Условные обозначения:

ИНМ – изучение нового материал

ЗНЗ – закрепление новых знаний

УКПЗ – урок комплексного применения знаний

КЗ – контроль знаний

ППМ – повторение пройденного материала

КУ – комбинированный урок







Календарно-тематическое планирование по геометрии в 9 классе.


урока

Содержание материала

пункта, параграфа

Тип учебного занятия

Плановые сроки проведе-ния

Фактичес-кие сроки проведе-ния

Подготовка к ГИА


Повторение курса 8 класса






Многоугольники. Площади.


ППМ

2.09



Признаки подобия треугольников.


ППМ

5.09



Окружность. Входящий контрольный срез.


ППМ

9.09




Глава 9. Векторы(8 ч)






Понятие вектора. Равенство векторов.

§ 1, п. 76, 77

ИНМ

12.09


7.6.1-7.6.2

Откладывание вектора от данной точки.

§ 1, п. 78

ИНМ

16.09


7.6.1-7.6.2

Сумма двух векторов. Законы сложения.

§ 2, п. 79, 80

ИНМ

19.09


7.6.3

Сумма нескольких векторов.

§ 2, п. 81

КУ

23.09


7.6.3

Разность векторов.

§ 2, п. 82

ИНМ

26.09


7.6.3

Умножение вектора на число.

§ 3, п. 83

ИНМ

30.09


7.6.3

Применение векторов к решению задач.

Самостоятельная работа

§ 3, п. 84

ИНМ

3.10


7.6.1-7.6.3

Средняя линия трапеции

§ 3, п. 85

ИНМ

7.10


7.6.3


Глава 10. Метод координат (10 ч)






Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

§1, п. 86

ИНМ

10.10


7.6.5

Координаты вектора.

§ 1, п. 87

ИНМ

14.10


7.6.6

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

§ 2, п. 88

ИНМ

17.10


7.6

Простейшие задачи в координатах.

§ 2, п. 89

ЗНЗ

21.10


7.6

Уравнение окружности.

§ 3, п. 90, 91

ИНМ

24.10


7.4

Уравнение прямой.

§ 3, п. 92

ИНМ

7.11


7.1

Уравнение прямой. Тест


ЗНЗ

11.11


7.1

Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах».


УКПЗ

14.11


7.6

Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой».


УКПЗ

18.11


7.6

Контрольная работа N 1 по теме «Метод координат».


КЗ

21.11




Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч)






Синус, косинус и тангенс угла.

§ 1, п. 93

ИНМ

25.11


7.2.10

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

§ 1, п. 94

ИНМ

28.11


7.2.10

Формулы для вычисления координат точки.

§ 1, п. 95

ИНМ

2.12



Теорема о площади треугольника.

§ 2, п. 96

ИНМ

5.12


7.5.7

Теорема синусов.

§ 2, п. 97

ИНМ

9.12


7.2.11

Теорема косинусов.

§ 2, п. 98

ИНМ

12.12


7.2.11

Решение треугольников. Тест

§ 2, п. 99

КУ

16.12


7.2

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

§ 3, п. 101,102

ИНМ

19.12


7.6.4

Свойства скалярного произведения векторов.

§ 3, п. 103,104

КУ

23.12


7.6.7

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.


УКПЗ

26.12


7.6.7

Контрольная работа N 2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».


КЗ

13.01





Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч)






Правильный многоугольник.

§ 1, п. 105

ИНМ

16.01


7.3.5

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.

§ 1, п. 106, 107

ИНМ

20.01


7.4.5

7.4.6

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

§ 1, п. 108

ИНМ

23.01


7.5.7

Построение правильных многоугольников.

§ 1, п. 109

КУ

27.01


7.3.5

Длина окружности.

§ 2, п. 110

ИНМ

30.01


7.5.2

Длина окружности

§ 2, п. 110

ЗНЗ

3.02


7.5.2

Площадь круга и кругового сектора

§ 2, п. 111. 112

ИНМ

6.02


7.5.8

Площадь круга и кругового сектора. Тест

§ 2, п. 111, 112

ЗНЗ

10.02


7.5.8

Решение задач по теме «Длина окружности»


УКПЗ

13.02


7.5.2

Решение задач по теме « Площадь круга».


УКПЗ

17.02


7.5.8

Решение задач по теме « Площадь кругового сектора».


КУ

20.02


7.5.8

Контрольная работа N 3 «Длина окружности и площадь круга».


КЗ

24.02




Глава 13. Движения (8 ч)






Отображение плоскости на себя.

§3, п. 113

ИНМ

27.02



Понятие движения.

§ 3, п. 114

ИНМ

3.03



Свойства движения.

§ 3, п. 115

КУ

6.03



Параллельный перенос.

§ 2, п. 116

ИНМ

10.03



Решение задач по теме

« Параллельный перенос».

§ 2, п. 116

ЗНЗ

13.03



Поворот. Самостоятельная работа

§ 2, п. 117

ИНМ

17.03



Повторение и обобщение по теме «Движения».

§ 2, п. 117

ЗНЗ

31.03



Контрольная работа N 4 по теме «Движения».


КЗ

3.04




Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (8 ч)






Многогранник.

§ 1, п. 119, 120

ИНМ

7.04



Параллелепипед и его свойства.

§ 1, п. 121-123

ИНМ

10.04



Призма

§ 1, п. 121-123

ИНМ

14.04



Пирамида.

§ 1, п. 124

ИНМ

17.04



Цилиндр.


ИНМ

21.04



Конус.

§ 2, п. 125

ИНМ

24.04



Шар и сфера

§ 2, п. 126

ИНМ

28.04



Решение задач. Самостоятельная работа

§ 2, п. 1127

ИНМ

5.05



Об аксиомах стереометрии


ИНМ

8.05



Об аксиомах стереометрии


ЗНЗ

12.05




Повторение. Решение задач ( 6 ч)






Повторение по теме «Начальные геометрические сведения. Параллельные и перпендикулярные прямые». Векторы. Метод координат


ППМ

15.05


7.1

Треугольники. Признаки равенства треугольников. Окружность.


ППМ

19.05


7.2

Многоугольники. Четырёхугольники.


ППМ

22.05


7.2











Содержание программы учебного курса


1. Повторение курса 8 класса (3 ч)

2.Векторы. Метод координат (18ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.


3.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.


4.Длина окружности и площадь круга (12ч)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2 га-угольника, если дан правильный га-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.

5.Движения (8ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.


6.Об аксиомах геометрии (2ч)
Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель — дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.


7.Начальные сведения из стереометрии (8ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов.

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.


8. Повторение. Решение задач (6 ч)



























Формы и средства контроля.

Для проведения контрольных работ используется «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9 классы, - М. Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова»

Для проведения самостоятельных работ - «Геометрия. Дидактические материалы 9 класс М. Просвещение 2009» авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, «Поурочные разработки по геометрии 9 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2008. Автор Н. Ф. Гаврилова.

Для проведения тестов - « Тематические тесты. Геометрия 7 – 9 классы. М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов, «Тесты геометрия 9» Белицкая О. В. издательство «Лицей» 2010 г.





Перечень учебно-методических средств обучения.



  1. «Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 - 9 классы, - М.Просвещение, 2009. Составитель Т. А. Бурмистрова»

2. Геометрия 7 -9. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Авторы: Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Л. С. Киселева, Э. Г. Позняк— М.: Просвещение, 2007.

  1. «Геометрия. Дидактические материалы 9 класс М. Просвещение 2009» авторы: Б. Г. Зив, В. М. Мейлер

  2. «Поурочные разработки по геометрии 9 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2008. Автор Н. Ф. Гаврилова

  3. « Тематические тесты. Геометрия 7 – 9 классы». М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов

  4. « Тематические тесты. Геометрия 7 – 9 классы. М. Просвещение 2008. автор П. А. Алтынов, «Тесты геометрия 9» Белицкая О. В. издательство «Лицей» 2010 г

7. CD: «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10 класс











Материально-техническое обеспечение

ГЕОМЕТРИЯ 9 КЛАСС


п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество на 25 учащихся


% обеспеченности



Базовый уровень



Иллюстрации (плакаты)



1.

Комплект таблиц «Понятие вектора»

1х10

100%

2.

Комплект таблиц «Координаты вектора»

1х10

100%


Раздаточные материалы



3.

Векторы

15х8

60%

4

Выпуклые и невыпуклые многоугольники

15х8

60%


Средства ИКТ




Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор)




5

Операционная система Linux

1

100%

6

Операционная система Windows XP

1

100%


Цор

( инструменты общепедагогические)




7

Microsoft Offis 2007

1

100%

8.

Adobe Reader

1

100%


9.

KMPlayer

1

100%


Цор (инструменты специализированные)



10.

Диск «Математика. Справочник для школьника»

1

100%

11

Электронный учебник (диск) «Уроки геометрии 9 класс Кирилла и Мефодия»

1

100%

12

Диск «Открытая математика. Планиметрия»

1

100%


Информационные источники

( специализированные)



13

http://urokimatematiki.ru



14

http://intergu.ru/



15

http://karmanform.ucoz.ru



16

http://polyakova.ucoz.ru/



17

http://le-savchen.ucoz.ru/



18

http://www.it-n.ru/



19

http://www.openclass.ru/




Учебно-лабораторное оборудование



20

Мультимедийный компьютер


1

100%

21

Мультимедиапроектор


1

100%

22

Интерактивная доска


1

100%

23

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

1

100%

24

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

1

100%
















hello_html_m746eaa06.png

hello_html_m3d2ed1bf.png














hello_html_41dfd522.png

7


Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян
  • Математика
Описание:

Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасяна.

Количество часов в учебном году: 68.

Количество часов в неделю: 2.

 Разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Геометрия  9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.

Программа содержит пояснительную записку в соответствии с требованиями федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), календарно-тематическое планирование с универсальными учебными действиями(УУД), педагогические задачи в соответствии с составляющей качества образованияи домашними заданиями, контрольные работы по всем темам курса.

Автор Мыкалова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1500
Номер материала 42149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓