Главная / Математика / Рабочая программа по геометрии 9 класс ( Л.С.Атанасян)

Рабочая программа по геометрии 9 класс ( Л.С.Атанасян)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (2004), «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-43).

Цели и задачи:

Программа направлена на достижение следующих целей:

      • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

      • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

      • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

      • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;

  • формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;

  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.


Общая характеристика учебного предмета


Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается организации самостоятельной работы учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению самостоятельных работ; изучению некоторых практических приложений геометрии, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний. Уделяется внимание формированию умений и навыков организации учебного труда учащихся, работе учащихся с книгой: справочной литературой, учебником. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые факты.

В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых

  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.

  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривает следующее базовое распределение часов:

9 класс: 68 часов. (2 часа в неделю из федерального компонента, 34 учебных недели). Данная программа предусматривает проведение 68 учебных часов.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).


Овладение курсом геометрии в 9 классе предполагает изучение следующих разделов:

  • Повторение за 7-8 классы

  • Векторы

  • Метод координат

  • Соотношения между сторонами и углами треугольника

Скалярное произведение векторов

  • Длина окружности и площадь круга

  • Движения

  • Начальные сведения из стереометрии

  • Об аксиомах планиметрии

  • Повторение. Решение задач.




Содержание программы учебного курса


Распределение учебных часов по разделам программы


Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Кол-во КР

1

Повторение за 7-8 класс

Четырехугольники. Площадь многоугольника. Подобные треугольники. Окружность

2

-

2

Векторы

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

10

-

3

Метод координат

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

1

5

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

12

1

6

Движение

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

8

1

7

Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники. Тела и поверхности.

6

-

8

Об аксиомах планиметрии

Беседа об аксиомах планиметрии.

2


9

Повторение. Решение задач.

Треугольник. Окружность. Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Движения

7

1


Итого:


68ч

5



Тематическое планирование


Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Вид учебной деятельности

Количество часов

Кол-во КР

1

Повторение за 7-8 класс

Четырехугольники. Площадь многоугольника. Подобные треугольники. Окружность

- различать четырехугольники, находить площади четырехугольников,

применять теорему Пифагора при решении задач, находить подобные треугольники,

применять признаки подобия треугольников при решении задач


2

-

2

Векторы

Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.

Выполнять действия над векторами (складывать векторы по правилу треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также, вектор, равный произведению данного вектора на данное число

10

-

3

Метод координат

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

Использовать векторы и метод координат при решении геометрических задач.

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус, тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

11

1

5

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

Вычислять площадь и длины сторон многоугольников радиусы вписанной и описанной окружностей, длину дуги окружности, площадь круга.

12

1

6

Движение

Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

Строить образы точек, отрезков, треугольников, при центральной и осевой симметриях, параллельном переносе, повороте

8

1

7

Начальные сведения из стереометрии.

Многогранники. Тела и поверхности.

Вычислять по формулам объемы и площади поверхности призмы, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, сферы, шара.

6

-

8

Об аксиомах планиметрии

Беседа об аксиомах планиметрии.

решать задачи по курсу планиметрии.



2


9

Повторение. Решение задач.

Треугольник. Окружность. Четырехугольники. Многоугольники. Векторы. Метод координат. Движения.


Решение задач экзаменационных задач в формате ОГЭ

7

1


Итого:



68ч

5



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Ресурсное обеспечение программы


  1. Л.С. Атанасян «Геометрия»: учеб. для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы– М.: Просвещение,2009.

  3. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».

  4. М.Н.Корчагина «ГИА. Математика .Сборник заданий.» М. Эксмо,2008.

  5. Е.Г.Лебедева «Геометрия 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасян».Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Т.Л. Афанасьева «Геометрия 9 класс : поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасян к разделу «Стереометрия»



Технические средства обучения:

  1. Компьютер – 1

  2. Мультимедийный проектор – 1

  3. Экран – 1

  4. Наушники – 1

Демонстрационные пособия:

  1. Набор таблиц для 9 класса (6шт)

  2. Набор инструментов

  3. Диски по темам для 9 класса

Интернет – ресурсы:

Министерство образования РФ • Тестирование online: 5 - 11 классы

http://www.informika.ru/ http://www.kokch.kts.ru/cdo/

http://www.ed.gov.ru/ http://uztest.ru/

http://www.edu.ru/

Педагогическая мастерская • Новые технологии в образовании

http://teacher.fio.ru http://www.sumirea.ru/narticle702.html

http://www.it-n.ru/ http://www.int-edu.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.uchportal.ru/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия • сайты «Энциклопедии энциклопедий», например:

http://mega.km.ru http://www.encyclopedia.ru/



Результаты освоения курса и система их оценки

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  1. существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

  1. сак используются математические формулы, уравнения и неравенства, примеры их применения дл решения математических и практических задач;

  1. сак математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  1. сак потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  1. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  1. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  1. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь

  1. Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  1. Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  1. Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  1. Распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  1. В простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  1. Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  1. Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 00 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур составленных из них;

  1. Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  1. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  1. Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  1. Расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  1. Решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  1. Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  1. Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Оценка устных ответов учащихся по математике

 

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объёме», предусмотренном программой  учебников;

  • изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и  символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практическою задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основною содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков».

Отметке "2" ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий» при использовании математическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.



Оценка письменных контрольных работ учащихся



Отметка «5»  ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
    ошибок;        

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной теме в полной мере;

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Контрольно-измерительные материалы по геометрии - 9 класс




Контрольная работа №1

Векторы. Метод координат.

Вариант 1

10. Даны А(4; 0), В(1; -1), С(5; 2). Найдите координаты векторовhello_html_m1f5f0bca.gif, hello_html_m301098dc.gif

20. Даны векторы hello_html_m3872d1cd.gif. Найдите координаты векторов hello_html_m178fecf5.gif и hello_html_1a7ea44a.gif.

30. Найдите координаты середины отрезка с концами А(2; 3), В(4; -5).

4. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-4; 0), В(4; 0), С(0; 2). Найдите длину медианы АК треугольника.

5. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-6; -2), В(-2; 6),

С(2;-2). Докажите, что треугольник АВС - равнобедренный.


Вариант 2

10. Даны А(3; -1), В(-1; -3), С(5; 12). Найдите координаты векторовhello_html_m3675fde3.gif, hello_html_m943e04.gif

20. Даны векторы hello_html_me377170.gif. Найдите координаты векторов hello_html_192aa867.gif и hello_html_m2ebce31c.gif.

30. Найдите координаты середины отрезка с концами А(10; -3), В(14; -1).

4. Треугольник АВС задан координатами вершин А0; 12), В(9; 0),

С(0; -12). Найдите длину медианы СМ треугольника.

5. Треугольник АВС задан координатами вершин А(-6; 10), В(8; 8),

С(2; 2). Определите вид треугольника АВС.






Контрольная работа №2

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.


Вариант 1

10. В треугольнике АВС hello_html_m6dee5a2d.gif. Какая из сторон треугольника наибольшая, какая – наименьшая?

20. В треугольнике АВС hello_html_74772ed6.gifАВ = 12 см, АС = 6,5 см. Найдите его площадь.

30. Найдите скалярное произведение векторов hello_html_65eca066.gif.

4. Даны четыре точки А(1; 1), В(2; 3), С(0; 4), D(-1; 2). Докажите, что четырехугольник АВСD – прямоугольник.

5. В треугольнике даны две стороны a = 10, b = 8 и противолежащий стороне b угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.


Вариант 2

10. В треугольнике АВС АВ = 13 см, ВС = 9 см, АС = 15 см . Какой из углов треугольника наибольший, какой – наименьший?

20. В треугольнике АВС hello_html_6caf2ac.gifАВ = 18 см, АС = 8,5 см. Найдите его площадь.

30. Найдите скалярное произведение векторов hello_html_3d82a96c.gif.

4. Даны четыре точки А(0; 0), В(1; 1), С(0; 2), D(-1; 1). Докажите, что четырехугольник АВСD – квадрат.

5. В треугольнике даны две стороны a = 6, b = 8 и противолежащий стороне а угол α = 300. Найдите остальные два угла и третью сторону.







Контрольная работа №3

Длина окружности и площадь круга

Вариант 1


10. Найдите внешние углы правильного десятиугольника.

20. Найдите площадь круга, окружность которого описана около квадрата с диагональю 10 см.

30. Найдите длину окружности диаметром 25 см.

4. Каким должен быть радиус окружности, чтобы ее длина была равна сумме длин двух окружностей с радиусами 11 и 47 см?

5. Правильный шестиугольник вписан в окружность с радиусом 12 см. Найдите длину дуги окружности, соответствующей центральному углу шестиугольника.


Вариант 2

1. Найдите внешние углы правильного восьмиугольника.

2. Найдите площадь круга, вписанного в квадрат со стороной 16 см.

3. Найдите радиус окружности, длина которой равна 14hello_html_79a77948.gif.

4. Длина окружности цирковой арены равна 41 м. Найдите ее диаметр и площадь.

5. Правильный пятиугольник вписан в окружность с радиусом 15 см. Найдите длину дуги окружности, соответствующей центральному углу шестиугольника.


Контрольная работа №4

Движения

Вариант 1

10. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.

20.Постройте поворот треугольника АВС вокруг точки О на hello_html_m2d8d5243.gif.

hello_html_m7a32846c.gif

3. Точка hello_html_72e9ab1b.gif при параллельном переносе переходит в точку hello_html_m54feb800.gif. Найдите такую точку hello_html_m44a7a488.gif, в которую перейдёт точка hello_html_ce4eaa3.gif при этом же параллельном переносе?


4*. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2, и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырёхугольник O1MDO2 является параллелограммам.

Вариант 2

10. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны АВ.

20. Постройте поворот квадрата АВСD вокруг точки О на hello_html_m14c7f994.gif.

hello_html_m7fbbdc2b.gif


3.Точка hello_html_6146c22f.gif при параллельном переносе переходит в точку hello_html_m1d510c42.gif. Найдите такую точку hello_html_m44a7a488.gif, в которую перейдёт точка hello_html_5e871003.gif при этом же параллельном переносе?



4*. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2, и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырёхугольник O1MDO2 является параллелограммам.


Итоговая контрольная работа №5

Вариант 1

10. Найдите координаты и длину вектора hello_html_m1eb7c0e2.gif, если А(-2; 0), С(4, 8).

20. Найдите площадь треугольника АВС, если АВ = 7,5 см, АС = 4 см и угол А равен 30о.

30. Найдите длину окружности диаметром 18 см.

40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 16 дм.

5. В данную окружность, радиусом 3 см впишите правильный треугольник.

6. В треугольнике АВС АВ = 12 см, ВС = 15 см, угол В равен 40о. Найдите сторону ВС.

7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.

Вариант 2

10. Найдите координаты и длину вектора hello_html_m1eb7c0e2.gif, если А(1; -2), С(6, 10).

20. Найдите площадь параллелограмма АВСD, если АВ = 6,5 см, АС = 8 см и угол А равен 45о.

30. Найдите радиус окружности, если ее длина равна hello_html_m6a892c26.gif см.

40. Найдите площадь круга, радиус которого равен 10 дм.

5. В данную окружность, радиусом 2,5 см впишите правильный шестиугольник.

6. В треугольнике АВС АВ = 8 см, ВС = 14 см, угол А равен 30о. Найдите остальные углы треугольника.

7. Найдите длину средней линии трапеции, в которой диагонали взаимно перпендикулярны, а их длины равны 10 и 24.

В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.










Приложение2


Единые требования к устной и письменной речи и проведению письменных работ и проверке тетрадей

Методическое письмо

«Направления работы учителей математики по исполнению единых

требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

В связи с тем, что отсутствуют современные документы, регламентирующие деятельность учителей общеобразовательных учреждений по соблюдению единых требований учителей - предметников, назрела необходимость в разработке на региональном уровне единых требований к устной и письменной речи учащихся, к оформлению журнальных записей и ученических работ, оцениванию знаний, умений и навыков школьников. Сегодня на основе лучшего опыта, накопленного в этом направлении, приведены в соответствие с последними требованиями ранее функционирующие документы. Таким образом, на современном этапе развития школы учителя математики области должны руководствоваться следующими едиными требованиями преподавания предмета.


О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в деятельности педагогического коллектива школы

Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими усилиями всех учителей.

Администрации школ необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. Следует включать вопросы о требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля; организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященных вопросам повышения культуры речи учащихся.

I. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

  1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.

  2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.

  3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

  4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

  5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.

  6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.

  7. Исправлять допущенные ошибки.

  8. 8. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

  9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой математической культуры учащихся.

II. Требования к речи обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

излагать материал логично и последовательно;

отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.


III. О письменных работах и тетрадях обучающихся 

  1. О видах письменных работ 

    1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

    2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

  1. после изучения наиболее значимых тем программы,

  2. в конце учебной четверти,

  3. в конце полугодия.

В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

  1. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по математике:

в V—VI классах — 2 рабочие тетради;

в VII—IX классах — 3 рабочих тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии);

в X – XI классах – 2 рабочие тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии.

2.2. Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками:

в V—VI классах — 1 тетрадь для написания контрольных работ;

в VII—IX классах — 2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и 1 по геометрии);

в X – XI классах – 2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии).

 

  1. Порядок ведения тетрадей обучающимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

    1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ). Образцы оформления тетрадей: 

На обложке делается запись:

Тетрадь для ________________работ

по геометрии

ученика (цы)_______класса

основной школы х. Усьмана

Фамилия Имя


На обложке делается запись:

Тетрадь для контрольных работ

по геометрии

ученика (цы)_______класса

основной школы х. Усьмана

Фамилия Имя


 

    1. Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради.

Например: 05.11.05г.

    1. Писать на отдельной строке название темы урока.

    2. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Например: Классная работа.

124.

    1. Соблюдать красную строку.

    2. Между классной и домашней работой отступать 4 клеточки, между заданиями – 2 клеточки.

    3. Чертежи и построения выполнять карандашом — с применением линейки и циркуля.


  1. Порядок проверки письменных работ учителями.

    1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по математике, проверяются:

5 класс – в течение всего учебного года проверяются все домашние и классные работы у всех учеников;

6 класс – 1 полугодие – ежедневно проверяются работы у всех обучающихся;

7 – 9 классы – ежедневно проверяются работы у слабых и 2 раза в неделю - наиболее значимые – у всех остальных;

10 – 11 классы – ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.

    1. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.

    2. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

5 – 8 классы – работы проверяются к уроку следующего дня;

9 – 11 классы – работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один – два урока.

    1. Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

    2. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

-  при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V —XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

    1. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.

Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

    1. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Нормы оценок

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике. 

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;

  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  2. допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1. допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  2. изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  4. показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  5. продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  6. отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  7. возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  2. допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  3. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  4. при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;

  2. обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  2. незнание наименований единиц измерения;

  3. неумение выделить в ответе главное;

  4. неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  5. неумение делать выводы и обобщения;

  6. неумение читать и строить графики;

  7. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  8. потеря корня или сохранение постороннего корня;

  9. отбрасывание без объяснений одного из них;

  10. равнозначные им ошибки;

  11. вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  12. логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  1. неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  2. неточность графика;

  3. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  5. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  2. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

 

 


Приложение 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО геометрии (9 КЛАСС)

Учебник - ГЕОМЕТРИЯ, 7- 9: для общеобразовательных учреждений

Авторы: Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б.

68 часов ( КР – 5 часов)



урока

Дата


Тема урока

Тип урока

Формируемые общеучебные ЗУН

и

способы деятельности

Повторение

Основные виды учебной деятельности

Дидактические

материалы,

наглядные пособия,

средства ИКТ

Вводное повторение 2 ч.

1четверть -18ч

1

3.09.14

Вводное повторение

Урок контроля ЗУН

Проверка уровня усвоения учебного материала 8 класса и степени сформированности ЗУН

Определения и основные свойства четырехугольников; метрич. Соотношения в прямоуг. Треугольнике; свойства углов при пересечении паралл. Прямых секущей

Диагностическая работа (тест)


Проектор (демонстрац. Материал для решения задач по готовым чертежам)

Таблица «Четырехугольники»

2

3.09

Вводное повторение

Урок коррекции ЗУН

Знать определения и свойства четырехугольников;

Признаки подобия треугольников; теорему Пифагора

Уметь применять знания при решении стандартных задач на нахождение элементов четырехугольников

Свойства степени

Арифметические действия с многочленами

Способы разложения на множители

Формулы сокращенного умножения


Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. Контроль

Карточки с разноуровневыми заданиями

Таблица «Четырехугольники»

Векторы 10 ч

3

10.09

Понятие вектора

Комбинированный

Уметь изображать и обозначать векторы;

приводить примеры векторных и скалярных величин.

Понимать термины «коллинеарные», «сонаправленные», «противоположно напр.» векторы.

Знать условия равенства векторов

Понятие векторной и скалярной величин в курсе физики


Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Самоконтроль

Проектор

4

10.09

Откладывание вектора от данной точки

Комбинированный

Уметь откладывать вектор, равный данному

Уметь применять знания о векторах в стандартной ситуации и переносить их в новые условия при решении задач

Свойства сторон и диагоналей параллелограмма, ромба, прямоугольника и квадрата

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа (письменная) с последующей проверкой

Интерактивная доска

Таблица «Четырехугольники»

5

17.09

Сложение векторов

Урок формирования умений и навыков

Знать законы сложения векторов

Уметь строить сумму векторов по правилу треуг., параллелограмма, многоугольника

Правило откладывания вектора, равного данному; понятия коллинеарных и равных векторов, нулевого вектора

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос



6

17.09

Вычитание векторов

Комбинированный

Уметь строить разность двух векторов

Противоположные векторы

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)


7

24.09

Сложение и вычитание векторов

Комбинированный

Уметь решать стандартные задачи на применение законов сложения и правил построения суммы и разности векторов

Правила построения суммы и разности векторов

Взаиморецензирование домашних работ

Самостоятельная работа

Дидактический материал (карточки)

8

24.09

Умножение вектора на число

Урок формирования умений и навыков

Уметь строить вектор, равный произв. Данного вектора на число;

знать свойства умножения вектора на число

Коллинеарные векторы;

нулевой вектор

свойства сложения чисел;


Фронтальный опрос

Взаимопроверка

Презентация РР

9

1.10

Умножение вектора на число

Комбинированный

Уметь решать задачи на применение свойств умножения вектора на число

Выражение вектора через данные векторы с помощью правил суммы и разности

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Интерактивная доска

10

1.10

Применение векторов к решению задач

Урок применения знаний, умений и навыков

Уметь применять метод векторов к решению задач на доказательство свойств и нахождение элементов в треугольнике и 4х-угольниках

Свойства четырехугольников

Тест-контроль

Взаимопроверка (работа в группах)

Проектор

Таблица «Четырехуголь

ники»

11

8.10

Средняя линия трапеции

Урок формирования знаний, умений и навыков

Знать определение средней линии трапеции и ее свойства;

Уметь решать задачи на применение свойства средней линии трапеции

Определение и свойства трапеции

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос


Презентация РР

12

8.10

Решение задач по теме «Векторы»

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Уметь применять метод векторов к решению задач на построение и вычисление элементов фигур

Способы решения задач с помощью метода векторов

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Проектор

Дидактический материал (карточки)

Итого: 10 уроков

Метод координат 10 ч

13

15.10

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам


Урок формирования знаний, умений и навыков

Знать вывод теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам и уметь применять его при решении задач

Коллинеарные векторы;

нулевой вектор

способы выражения вектора через данные векторы

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос


Презентация РР

14

15.10

Координаты вектора

Комбинированный

Знать понятие координаты вектора; уметь решать простейшие задачи на вычисление координат вектора

Координатная плоскость; разложение вектора по двум неколл. Векторам

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос



15

22.10

Простейшие задачи в координатах

Комбинированный

Знать правила вычисления координат суммы и разности векторов;

уметь решать простейшие задачи на вычисление координат

разности и суммы векторов

Координаты вектора; свойства сложения векторов

Взаиморецензирование домашних работ

Математический диктант

Проектор

Презентация РР

16

22.10

Простейшие задачи в координатах

Урок формирования знаний, умений и навыков

Знать понятие радиус-вектора и формулы для вычисления координат середины отрезка и длины отрезка; уметь применять формулы для решения стандартных задач

Координаты вектора, суммы и разности векторов

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Проектор

Презентация РР

17

29.10

Решение задач методом координат

Урок формирования знаний, умений и навыков

Уметь применять простейшие задачи в координатах для вычисления элементов в треугольнике

Простейшие задачи в координатах; свойства равнобедренного и прямоуг. Треуг.

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. Контроль

Проектор


Дидактический материал (карточки)

18

29.10

Уравнение окружности

Комбинированный

Знать уравнение окружности; уметь решать задачи на составление уравнения окружности

Расстояние между точками (формула); определение окружности и ее элементов

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Интерактивная доска

2 четверть -14ч (КР – 1ч)


19

12.11

Уравнение прямой

Комбинированный

Знать уравнение прямой (в прямоугольной системе координат)

Аксиома прямой

Фронтальный опрос

Тест-контроль

Дидактический материал

20

12.11

Решении задач на применение уравнения окружности и прямой

Урок формирования знаний, умений и навыков

Уметь решать стандартные задачи с помощью метода координат

Основные формулы в координатах; взаимное расположение прямой и окружности

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Дидактический материал (карточки)

21

19.11

Решение задач по теме «Метод координат»

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Уметь применять метод координат при решении задач базового и повышенного уровня

Основные формулы в координатах

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Дидактический материал (карточки)

22

19.11

Контрольная работа №1 по теме «Метод координат»

Урок проверки знаний

Проверить качество усвоения и уровень сформированности ЗУН


Письменный обобщающий контроль


Итого: 10 уроков

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 ч

23

26.11

Синус, косинус и тангенс угла

Комбинированный

Знать определение синуса, косинуса, тангенса угла в прямоуг. треугольнике; основное тригон. тождество; уметь вычислять значения синуса, косинуса, тангенса углов в 300, 450, 600, 900, 1800, 2700 и 3600

Определение, элементы и свойства прямоуг. треугольника; теорема Пифагора

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Интерактивная доска

Презентация РР

24

26.11

Синус, косинус и тангенс угла

Урок формирования знаний, умений и навыков


Уметь применять основное тригон. тождество для решения задач на нахождение элементов треугольника


Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль


25

3.12

Теорема о площади треугольника

Комбинированный

Знать формулы площади треугольника; уметь применять формулу для решения станд. задач

Формула площади параллелограмма; треугольника

Фронтальный опрос

Матем. диктант

Проектор

Презентация РР

26

3.12

Теоремы синусов и косинусов

Урок формирования знаний, умений и навыков

Уметь применять формулу площади треуг. при решении задач на вычисление элементов и площади четырехугольников; знать теоремы синусов и косинусов; уметь применять выводы теорем при решении задач

Решение уравнений с помощью пропорций

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

Презентация РР

27

10.12

Решение треугольников

Урок формирования знаний, умений и навыков

Знать формулы и алгоритм решения основных типов задач на нахождение элементов треугольника; уметь применять нужный алгоритм, исходя из условий задачи

Табличные значения тригонометрических. функций углов

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)



28

10.12

Решение треугольников

Комбинированный

Знать формулу зависимости радиуса опис. окружности и отношением стороны треуг. к синусу против. Угла; уметь применять формулу при решении метрич. задач

Понятие описанной окружности

Взаиморецензирование домашних работ

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

29

17.12

Измерительные работы

Комбинированный

Уметь решать задачи с практическим содержанием на применение алгоритмов задач по теме «Решение треугольников»

Признаки подобия треугольников

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль


30

17.12

Скалярное произведение векторов

Комбинированный

Знать определение и свойства скалярного произведения векторов; уметь применять его при нахождении угла между векторами

Коллинеарные векторы

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Презентация РР

31

24.12

Скалярное произведение векторов (в координатах)

Комбинированный

Знать свойства скалярного произв. и уметь применять их при решении задач

Координаты вектора

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль

Проектор

32

24.12

Решение задач

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Уметь применять основные алгоритмы решения треугольников и свойства скалярного произв. векторов

Основные теоремы и формулы темы «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

Индивид. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

3 четверть -20ч( КР – 2ч)


33

14.01

Контрольная работа №2 по теме « Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Урок проверки знаний

Проверить качество усвоения и уровень сформированности ЗУН


Письменный обобщающий контроль


Итого: 11 уроков

Длина окружности и площадь круга 12 ч

34

14.01.15

Правильный многоугольник

Комбинированный

Знать определение прав. мн-ка; формулу для вычисления угла прав. мн-ка; уметь применять данную формулу для нахождения углов и сторон прав. мн-ков

Сумма углов выпуклого многоугольника

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)



35

21.01

Окружность, описанная около прав. многоугольника и вписанная в него

Комбинированный

Знать теоремы об окружности, вписанной в прав. мн-к и описанной около него и следствия; уметь строить с помощью описанной окружности прав. n-угольник и 2n-угольник

Определения окружностей, вписан. в мн-к и описанной около него; биссектриса угла; серед. перпендикуляр; св-во касательной; алг. построения прав. треуг. и квадрата

Фронтальный опрос

Матем. диктант

Взаимопроверка

Дидактический материал (карточки)

Презентация РР

36

21.01

Формулы для вычисления площади прав. мн-ка, его стороны и радиуса впис. окружности

Комбинированный

Знать формулы для выч. стороны прав. мн-ка, его площади и радиуса вписан. окружности; применять эти формулы для вычисл. элементов и площади прав. n-угольник

Признак и свойства равнобедр. треугольника

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)


Презентация РР

37

28.01

Решение задач на нахождение элементов прав. мн-ка

Урок формирования знаний, умений и навыков

Уметь решать задачи на построение прав. мн-ков и вычисление элементов и площади прав. мн-ков


Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

38

28.01

Длина окружности

Комбинированный

Применять формулы длины окружности и длины дуги окр-ти при решении задач

Дуга окружности; формула длины окружности; центральный и вписанный углы

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Тест-контроль

Проектор

39

4.02

Решение задач на применение формулы длины окружности

Комбинированный

Применять формулы длины окружности и длины дуги окр-ти при решении задач с практическим содержанием

Формулы для выч. стороны прав. мн-ка, его площади и радиуса вписан. окружности

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

40

4.02

Площадь круга и кругового сектора

Комбинированный

Знать определение круг. Сектора; формулы площади круга и кругового сектора (вывод)

Формула площади круга

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

матем. диктант

Дидактический материал

41

11.02

Площадь круга и кругового сектора: решение задач

Урок формирования знаний, умений и навыков

Уметь решать задачи на применение формул площади круга и кругового сектора


Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

42

11.02

Вычисление площадей фигур, составленных из частей круга и квадрата

Урок применения

знаний, умений и навыков

Уметь решать задачи на вычисление площадей фигур, составленных из частей круга и квадрата; составлять по аналогии типовые задачи

Формулы площади круга и кругового сектора

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Презентация РР

Наглядное пособие «Геометрическая сказка»

43

18.02

Обобщение по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок систематизации и обобщения ЗУН

Уметь решать задачи с практическим содержанием по теме «Длина окружности и площадь круга»


Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

44

18.02

Решение задач

Урок закрепления ЗУН

Уметь решать основные типы задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

Формулы для выч. стороны прав. мн-ка, его площади и радиуса вписан. окружности

Самостоятельная работа

инд. контроль

Дидактический материал

45

25.02

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Урок проверки знаний

Проверить качество усвоения ЗУН


Письменный обобщающий контроль


Итого: 12 уроков

Движения 8 ч

46

25.02

Понятие движения

Комбинированный

Иметь четкое представление о понятиях отображения и наложения плоскости на себя; знать определение движения; уметь строить симметричные фигуры

Понятие симметрии, виды симметрии; алгоритм построения фигуры, симметричной данной;

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль


Таблица «Симметрия»

47

4.03

Свойства движений

Комбинированный

Знать св-ва движений; уметь применять эти свойства при решении задач на док-во

Признаки равенства треугольников; свойства откладывания отрезков и углов; определение подобных треугольников

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Инд. контроль


48

4.03

Осевая и центральная симметрии

Комбинированный

уметь строить симметричные фигуры; делать выводы на основе полученных ЗУН и жизненного опыта

Основные задачи на построение

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

Презентация РР «Роль симметрии в природе и жизни человека»

49

11.03

Параллельный перенос

Комбинированный

Знать определение паралл. переноса; уметь строить образ данной фигуры при паралл. переносе; уметь решать задачи в координатах

Координаты вектора; алгоритм решения задач на док-во

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Инд. контроль

Презентация РР

50

11.03

Поворот

Комбинированный

Знать определение поворота; уметь строить образ данной фигуры при повороте; уметь решать задачи на док-во


Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Инд. контроль


51

18.03

Геометрические преобразования и паркеты

Урок применения ЗУН

Применять ЗУН при решении задач с практическим содержанием

Алгоритмы построений фигур с помощью преобразований плоскости (движений)

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Презентация РР «Геометрические преобразования и паркеты»; шаблоны для построений; карточки для индивид. и групповой работы

52

18.03

Решение задач по теме «Движения»

Урок закрепления ЗУН

Уметь решать основные типы задач по теме «Движения» и применять ЗУН при решении задач повыш. уровня трудности


Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

4четверть – 16ч (КР-2ч)

53

1.04

Контрольная работа №4 по теме «Движения»

Урок проверки знаний

Проверить качество усвоения ЗУН


Письменный обобщающий контроль


Итого: 8 уроков

Начальные сведения из стереометрии 6 ч

54

1.04

Предмет стереометрии. Геометрич. тела и поверхности

Комбинированный

Знать определения геометрического тела; границы тела; уметь находить и называть на моделях и чертежах элементы геом. тел; изображать объемные фигуры и их развертки на клетч. бумаге

Примеры объемных фигур в природе и практической жизни человека; многогранник и его элементы

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Модели многогранников и тел вращения

55

8.04

Многогранники. Призма: элементы, формулы объема и площади поверхности

Комбинированный

Знать определение призмы; формулы площади поверхности и объема; применять эти формулы к решению задач

Теорема Пифагора; теоремы синусов и косинусов; формулы площадей фигур, изучаемых в курсе планиметрии; формула Эйлера

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Модели многогранников и тел вращения

Презентация РР

56

8.04

Параллелепипед и куб

Комбинированный

Знать определения прямоуг. параллелепипеда и куба; свойства прямоуг. параллелепипеда и куба; решать задачи на вычисление площади поверхности и объема и нахождение элементов многогранников

Формулы площади поверхности и объема куба и прямоуг. параллелепипеда

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

матем. диктант

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)

Презентация РР

57

15.04

Тела вращения: цилиндр и конус

Комбинированный

Знать определения цилиндра и конуса и их элементы; решать задачи на вычисление площади поверхности и объема и нахождение элементов тел вращения

Развертка конуса и цилиндра; формулы площади круга и кр. сектора, длины окружности

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Инд. контроль

Модели цилиндра и конуса

Презентация РР

58

15.04

Шар и сфера

Комбинированный

Определять понятия шара и сферы; знать определения шарового сектора и сегмента; знать формулы площади поверхности и объема и применять их при решении задач

Элементы окружности, шара и сферы

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Инд. контроль


59

22.04

Решение задач

Урок обобщения и систематизации знаний

Применять ЗУН для решения задач повыш. уровня и с практическим содержанием


Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)


Итого: 6 уроков

Об аксиомах планиметрии 2 ч

60

22.04

Аксиомы планиметрии

Комбинированный

Иметь представление о системе аксиом геометрии; знать аксиомы, изученные в курсе планиметрии и уметь применять их для решения задач

Подготовить сообщения об основных этапах развития геометрии

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль

Дидактический материал

61

29.04

Решение задач

Урок формирования знаний, умений и навыков

Применять ЗУН при решении задач

Аксиомы взаимного расположения точек и прямых; параллельных прямых

Фронтальный опрос

Взаимопроверка (работа в группах)

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)


Итого: 2 урока

Повторение. Решение задач 7 ч

62

29.04

Начальные геом. сведения. параллельные прямые

Повторительно-обобщающий

Применять ЗУН при решении задач

Признаки параллельности и свойства параллельных прямых

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)


63

6.05

Треугольники

Повторительно-обобщающий

Применять ЗУН при решении задач

Признаки равенства, подобия треугольников Основные алгоритмы решения треугольников; формулы площади

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. Контроль


Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)


64

6.05

Окружность

Повторительно-обобщающий

Применять ЗУН при решении задач

Вписанный и центральный углы; свойства касательной; свойсва отрезков пересекающихся хорд

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Дидактический материал

65

13.05

Четырехугольники

Повторительно-обобщающий

Применять ЗУН при решении задач

Свойства четырехугольников; формулы площадей

Взаиморецензирование домашних работ

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль

Дидактический материал (карточки для индивид. и групповой работы)


66

13.05

Контрольная (итоговая) работа №5

Урок проверки знаний

Проверить качество усвоения ЗУН


Письменный обобщающий контроль

Работа с экзаменационными материалами

67

20.05

Решение задач


Применять ЗУН при решении задач


Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль

Работа с экзаменационными материалами

68

20.05

Решение задач


Применять ЗУН при решении задач


Фронтальный опрос

Взаимопроверка

инд. контроль

Работа с экз. материалами

Итого: 7 уроков



СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО


(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)


Протокол заседания методического

объединения учителей русского языка и литературы

от _____________ № _________

___________________________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


__________________________

(Расшифровка подписи. Дата )


Рабочая программа по геометрии 9 класс ( Л.С.Атанасян)
  • Математика
Описание:

Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (2004), «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2010. – с. 19-43).

 Рабочая  программа предусматривает  следующее базовое распределение  часов:

9 класс: 68 часов. (2 часа в неделю из федерального компонента, 34 учебных недели). Данная программа предусматривает проведение 68 учебных часов.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).

 

Автор Шаныгина Ольга Афанасьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1075
Номер материала 26989
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓