Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ____от «____» ________________ 2014 г.
Директор
школы: __________________/В.Ю. Трухин/
|
|
Рабочая программа
по географии
(базовый уровень)
5 класс
Учитель: Смирнова В.М.
высшая квалификационная
категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе:
1. ФГОС
;
2.ООП ООО (5-9)
школы;
3. Учебного плана
МБОУ «Соболевской СОШ» на 2014-2015 учебный год;
4. Авторской
рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к
учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством
образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева,
Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011;
5. УМК:
Учебник «География 5-6 классы» под редакцией А.И Алексеева,
Москва, «Просвещение»,2014 год, для общеобразовательных учреждений
( включен в ФП учебных пособий на 2014-2015 уч. год)
Общая характеристика
учебного предмета
География в основной школе
формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы,
о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных
природных, экологических, социально – экономических , политических процессов,
протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и
общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
•
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на
конкретных примерах многообразия современного географического пространства на
разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать
географическую картину мира;
• познание
характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
• понимание
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития значения охраны окружающей среды и рационального природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание
закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
• глубокое и
всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у
обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
• формирование навыков и
умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
. Достижение этих
целей обеспечивается решением следующих задач:
·
формирование
у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты
людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли,
·
о
влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний
и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения
человеческой мысли,
·
обеспечивающие
ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете
Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг
Солнца;
·
расселении
людей по планете, о государствах и их столицах.
Место учебного предмета в учебном
плане
В рабочей программе соблюдается преемственность с
примерными программами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
В системе основного общего образования география — единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты
как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это
позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде
обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных
природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии
целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной
ориентации учащихся.
География в основной школе изучается с 5-9 классы. Общее число
учебных часов за пять лет обучения -272 их них по 34 ч. ( 1 час в неделю ) в 5
и 6 классах и по 68 ( 2 часа в неделю ) в 7,8 и 9 классах.
Результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм
поведения.
Изучение географии в основной
школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской
гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего
народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга
перед Родиной;
2) формирование целостного
мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразию современного мира;
3) формирование ответственного
отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на
основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории
с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и
информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами
информационных технологий;
5) формирование толерантности как
нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению,
мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре.
религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и
правил поведения в группах и сообществах. заданных институтами социализации
соответственно возрастному статусу обучающихся. а также во взрослых
сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных. социальных и экономических
особенностей;
7) развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной
компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
9) формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей;
10) формирование основ
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей
среде;
11) осознание важности семьи в
жизни человека и общества. принятие ценности семейной жизни. уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи;
12)развитие эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1)овладение навыками
самостоятельного приобретения новых знаний. организации учебной деятельности.
поиска средств ее осуществления;
2)умение планировать пути
достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их
достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий
по решению учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставит
вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям.
классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение,
устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию.
формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной
и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать
свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать
правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать
свои возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и
планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие
способы работы;
6) формирование и развитие
учебной и общепользовательской компетентности в области использования
технических средств информационно-коммуникативных технологий (компьютеров и
программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных
и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений
рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из
различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики;
8) умение на практике
пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования;
9) умение работать в группе –
эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных
позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать
партнера. формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать
свою позицию и координировать ее с позицией партнеров. в том числе в ситуации
столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех их участников. поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою
жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. правах и
обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по
географии являются:
1) формирование представлений о
географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных
компетенций использования территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и
основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как
планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными
практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды,
в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами
картографической грамотности и использования географической карты как одного из
языков международного общения;
6) овладение основными навыками
нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков
использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для
формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических
знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного
образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности
Содержание курса
География
Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений
человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических
исследований.
Глобус. Масштаб и его виды.
Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка.
Географические координаты, их определение. Способы изображения земной
поверхности.
План местности. Ориентирование и
способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и
определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа
земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение
практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты.
Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты,
определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.
Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета
Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические
следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние
космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли,
методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной
коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и
взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма,
обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость
крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной
поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних
процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и
равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение.
Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие
хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа.
Антропогенные формы рельефа.
Учебно-тематический план
Название темы
|
Кол – во
часов
|
Характеристика основных видов деятельности ученика
|
Введение
|
1
|
Определять значение географических знаний в современной жизни,
главные задачи географии. Выявлять задачи и методы географической
науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать
основные приемы работы с учебником
|
На какой Земле мы
живем
|
4
|
Выявлять значение географических представлений у людей в
древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших
ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать
информацию о путешественниках и открытиях
|
Планета Земля
|
3
|
Составлять и анализировать схему «Географические следствия
вращения Земли вокруг своей оси».
Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения
Земли. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных
широтах в разное время года.
|
План и карта
|
10
|
Определять направления по компасу, азимут на объекты. Составлять
описание маршрута. Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Определять
абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической
и физической карте. Сравнивать планы местности и географические карты.
Определять направления и расстояния по планам и картам с помощью масштаба.
Определять географические координаты объектов на карте. Систематизировать
карты атласа по содержанию и масштабу.
|
Человек на Земле
|
4
|
Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать
различные источники информации с целью выявления регионов проживания
представителей различных рас. Приводить доказательства равноправности
рас и отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее
заселенные территории суши. Выделять крупные по площади государства на
Земле
|
Литосфера – твердая
оболочка Земли
|
9
|
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Классифицировать
горные породы. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
Распознавать на физических и топографических картах различные формы рельефа и
составлять их характеристику. Описывать рельеф своей местности. Выявлять
закономерности географического распространения землетрясения и вулканизма.
Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира.
Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия
человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его
хозяйственной деятельности
|
Итоговое повторение
|
3
|
|
Итого
|
34
|
|
Система
мониторинга качества образования по географии выстроена следующим образом:
·
тестовый
контроль,
·
интерактивные
задания,
·
тренажеры,
проверочные работы,
·
топографические
и географические диктанты,
·
работы
с контурными картами,
·
практические
работы,
·
работа
с картами атласа,
·
заполнение
таблиц,
·
индивидуальный
устный опрос,
·
фронтальная
письменная работа.
Контрольная
работа
|
№
урока
|
Дата
проведения
|
Контрольная
работа №1 по теме «План и карта»
|
18
|
|
Итоговая
к/р
|
34
|
|
Защита
творческих проектов по темам:
История освоения своей
местности, возникновения своего населенного пункта.
Полезные
ископаемые своей местности.
Формы
рельефа своей местности
|
|
|
Планируемые
результаты изучения курса географии
Раздел 1.
Источники географической информации
ученик
научится:
·
использовать различные источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации,
необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
·
анализировать, обобщать и интерпретировать
географическую информацию;
·
по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
·
определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного
содержания;
·
в процессе работы с одним
или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в
них противоречивую информацию;
·
составлять описания географических объектов,
процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
·
представлять в различных формах географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик
получит возможность научиться
·
ориентироваться на местности при помощи
топографических карт и современных навигационных приборов;
·
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы
местности и географические карты;
·
строить простые планы местности;
·
создавать простейшие географические карты
различного содержания;
·
моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Ученик
научится:
·
различать изученные географические объекты,
процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
·
использовать знания о географических законах и
закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и
географических различий;
·
проводить с помощью приборов измерения температуры,
влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной
и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
·
оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
·
использовать знания о географических явлениях в
повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
·
приводить примеры, показывающие роль географической
науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования географических знаний в
различных областях деятельности;
·
воспринимать и критически оценивать информацию
географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой
информации;
·
создавать письменные тексты и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Описание учебно-методического
обеспечения и материально-техническая оснащенность образовательного процесса
Класс
|
Количество часов в неделю согласно учебному плану
|
Реквизиты программы
|
УМК ученика
|
УМК учителя
|
5
|
1
|
1.Федерального государственного
образовательного стандарта;
2.ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.Авторской рабочей программы курса
географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии
«Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и
науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.:
Просвещение, 2011
|
1.Академический школьный учебник.
География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.
2.Электронное приложение к учебнику.
География. 5-6 классы «Полярная звезда».
3.Географический
атлас. 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.
4.Контурная
карта. 5 кл.-М.: Дрофа, 2013.
|
1. Академический школьный учебник. География.
5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.
2.Электронное приложение к учебнику.
География. 5-6 классы «Полярная звезда».
3.
Николина В.В. География: 6 кл.: Методические рекомендации: Пособие для
учителя /В.Николина. - М.:Просвещение, 2011.- 112 с.
4.Набор
географических настенных карт
5.Конструктор
текущего контроля. Пособие для учителя –М.Просвещение, 2011. Е.Е.Гусева.
6.
Электронные образовательные ресурсы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.