Главная / География / Рабочая программа по географии в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа по географии в 5 классе по ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соболевская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ



Приказ № ____от «____» ________________ 2014 г.



Директор школы: __________________/В.Ю. Трухин/









Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

5 класс



Учитель: Смирнова В.М.

высшая квалификационная категория









2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе:



1. ФГОС ;

2.ООП ООО (5-9) школы;

3. Учебного плана МБОУ «Соболевской СОШ» на 2014-2015 учебный год;

4. Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011;

5. УМК: Учебник «География 5-6 классы» под редакцией А.И Алексеева, Москва, «Просвещение»,2014 год, для общеобразовательных учреждений

( включен в ФП учебных пособий на 2014-2015 уч. год)

Общая характеристика учебного предмета

География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:



  • формирование у обучающихся знаний о неоднородности  и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли,

  • о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли,

  • обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца;

  • расселении людей по планете, о государствах и их столицах.




Место учебного предмета в учебном плане

В  рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования,  в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;


целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

География в основной школе изучается с 5-9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения -272 их них по 34 ч. ( 1 час в неделю ) в 5 и 6 классах и по 68 ( 2 часа в неделю ) в 7,8 и 9 классах.





Результаты освоения предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре. религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах. заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся. а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных. социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества. принятие ценности семейной жизни. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. организации учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;

2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям. классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию. формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования;

9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера. формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров. в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников. поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности



Содержание курса


         География Земли.

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.





Учебно-тематический план


Название темы

Кол – во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение

1

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять задачи и методы  географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником



На какой Земле мы живем

4

Выявлять значение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях




Планета Земля

3

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.


План и карта

10


Определять направления по компасу, азимут на объекты. Составлять описание маршрута. Рассчитывать расстояния с помощью масштаба. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления и расстояния по планам и картам с помощью масштаба. Определять географические координаты объектов на карте. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.


Человек на Земле

4


Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства  равноправности рас и отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее  заселенные территории суши. Выделять крупные по площади государства на Земле


Литосфера – твердая оболочка Земли

9

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Классифицировать горные породы. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Распознавать на физических и топографических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Описывать рельеф своей местности. Выявлять закономерности географического распространения землетрясения и вулканизма. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира. Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности



Итоговое повторение

3


Итого

34




Система мониторинга качества образования по географии выстроена следующим образом:

  • тестовый контроль,

  • интерактивные задания,

  • тренажеры, проверочные работы,

  • топографические и географические диктанты,

  • работы с контурными картами,

  • практические работы,

  • работа с картами атласа,

  • заполнение таблиц,

  • индивидуальный устный опрос,

  • фронтальная письменная работа.


Контрольная работа

урока

Дата проведения

Контрольная работа №1 по теме «План и карта»

18


Итоговая к/р

34


Защита творческих проектов по темам:

История освоения своей местности, возникновения своего населенного пункта.

Полезные ископаемые своей местности.

Формы рельефа своей местности





Планируемые результаты изучения курса географии

Раздел 1. Источники географической информации

ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться

    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Ученик научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.





Описание учебно-методического обеспечения и материально-техническая оснащенность образовательного процесса

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК ученика

УМК учителя




5





1

















1.Федерального государственного образовательного стандарта;

2.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011

1.Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.

2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда».

3.Географический атлас. 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.

4.Контурная карта. 5 кл.-М.: Дрофа, 2013.

1. Академический школьный учебник. География. 5-6 классы М.: Просвещение, 2013. А.И.Алексеев, Ю.Н.Гладкий.

2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы «Полярная звезда».

3. Николина В.В. География: 6 кл.: Методические рекомендации: Пособие для учителя /В.Николина. - М.:Просвещение, 2011.- 112 с.

4.Набор географических настенных карт

5.Конструктор текущего контроля. Пособие для учителя –М.Просвещение, 2011. Е.Е.Гусева.

6. Электронные образовательные ресурсы.





Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

План сроки

Факт (коррекция)

Понятия

Предметные

УУД

Личностные

Введение 1ч.



1

Зачем нам география и как мы ее будем изучать

Зачем нам география. Какие задачи и методы у науки география.

География. Задачи и методы географической науки

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять задачи и методы  географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества.

П: создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности

К:умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей

Р: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

1 -4.09


На какой Земле мы живем 4ч

2

Как люди открывали Землю

Как люди представляли Землю в древности? Как начиналась эпоха ВГО.

Освоение Земли, Великие мореплаватели и путешественники. Старый Свет. Новый Свет.

Выявлять значение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий

П: Смысловое чтение, формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал

К: умение слушать партнера. формулировать и аргументировать свое мнение

Р: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира

8-12.09


3

Как люди открывали Землю. История освоения своей местности, возникновения своего города

Как продолжались открытия материков? Что известно из географии своего города.

Великие мореплаватели и путешественники.

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

воспитание российской гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга перед Родиной;

15-18.09


4

География сегодня

Как сегодня собирают информацию о Земле.

Источники географической информации

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: владение основами самоконтроля, самооценки

формирование познавательной и информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий

22-26.09


5

Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем»

Чему я научился на уроках географии.

Основные понятия по теме «На какой Земле мы живем?»

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Определять значение современных географических исследований для жизни общества.

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям. классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию. формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира

29-3.10


Планета Земля 3ч

6

Мы во Вселенной

Как устроена Солнечная система? Как устроена наша планета.

Вселенная, Галактика, Млечный путь, Солнечная система, материки, части света

Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы.

П: Смысловое чтение, формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал

К: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие способы работы

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

6-11.10


7

Движения Земли

Как движется Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Осевое и орбитальное движение Земли, Северный полюс, Южный полюс, экватор

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира

13-16.10


8

Солнечный свет на Земле

Как распределяются свет и тепло по поверхности Земли. Что происходит на Земле в дни солнцестояния и равноденствия.

Зенит, тропики, полярные круги, полярный день, полярная ночь, равноденствие, солнцестояние

Составлять схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира

20-24.10


План и карта 10ч

9

Ориентирование на местности

Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности. Для чего человеку необходим план местности

Ориентирование, азимут, компас, план местности, топографическая карта, аэрофотоснимок

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

27-30.10


10

Земная поверхность на плане и карте

Для чего нужны условные знаки и масштаб

Условные знаки, масштаб

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

10-14.11


11

Земная поверхность на плане и карте

Как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте

Относительная высота, абсолютная высота, горизонтали

Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической карте.

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;


17-20.11


12

Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Как составлять план местности

Полярная съемка, маршрутная съемка

Составлять и читать простейшие планы местности

П: умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками


Р: формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности


формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

24-28.11


13

Географическая карта

Что такое географическая карта. Какие бывают географические карты

Глобус, географические карты, свойства карты, атлас

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

1-4.12


14

Градусная сетка

Что такое градусная сетка

Градусная сетка, параллели, меридианы

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;


8-12.12


15

Географические координаты

Для чего нужны географические координаты. Как определить географическую широту

Географические координаты, географическая широта

Определять географические координаты объектов на карте

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности


15-18.12


16

Географические координаты

Как определить географическую долготу. Зачем нужны часовые пояса

Географическая широта. Часовые пояса

Определять географические координаты объектов на карте

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

22-26.12


17

Учимся с «Полярной звездой». Работаем с картой

Как пользоваться картой и планом

Географическая карта, топографическая карта, масштаб, план местности,

Определять направления и измерять расстояния по карте. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание местности по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам.

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи


формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

12-15.01


18

Контрольная работа №1 по теме «План и карта»

Чему я научился на уроках географии.

Основные понятия по теме «План и карта»

Сравнивать планы местности и географические карты. Выделять основные свойства карты

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

19-23.01


Человек на Земле 4ч

19

Как люди заселяли Землю

Как и почему люди расселялись по Земле

Присваивающее хозяйство, земледелие, животноводство

Определять по карте гипотетические места происхождения человека, пути его расселения. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;


26-30.01


20

Расы и народы

Какие бывают расы людей. Сколько людей на Земле, как они разместились

Расы, народы, политическая карта, плотность населения, города и сельские поселения

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре. религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира

2-6.02


21

Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем страны мира

Как сравнивать страны мира

Политическая карта, страны

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

9-13.02


22

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»

Чему я научился на уроках географии

Основные понятия по теме «Человек на Земле»

Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас.

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

16-19.02


Литосфера-твердая оболочка Земли 9ч

23

Земная кора – верхняя часть литосферы

Каково внутреннее строение Земли. Что такое земная кора

Мантия, земная кора, внутренние и внешние силы Земли, литосфера, литосферные плиты

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновений и расхождения литосферных плит

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;


23-26.02


24

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Полезные ископаемые своей местности

Как образуются и какие бывают горные породы. Что такое полезные ископаемые

Горные породы, полезные ископаемые

Классифицировать горные породы. Различать горные породы и минералы по внешним признакам. Описывать по плану минералы и горные породы . Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

2-6.03


25

Движения земной коры

Какие движения испытывает земная кора. Как возникают землетрясения

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, землетрясения

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: владение основами самоконтроля, самооценки

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

9-13.03


26

Движения земной коры

Как образуются вулканы. Какие бывают вулканы

Вулкан, лава, гейзер

Выявлять закономерности географического распространения вулканизма

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: владение основами самоконтроля, самооценки

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

16-19.03


27

Рельеф Земли. Равнины

Как образуются горы и равнины. Какие бывают равнины. Как живут люди на равнинах

Рельеф, горы, равнины, выветривание, впадины, низменности, возвышенности, плоскогорья

Определять по географическим картам количественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

23-27.03


28

Рельеф Земли. Горы. Формы рельефа своей местности

Какие бывают горы. Как живут люди в горах

Горные хребты, межгорные долины, горная страна, сели, снежные лавины, овраги, дюны

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы. Описывать рельеф своей местности

П: формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания

К: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики

Р: владение основами самоконтроля, самооценки

формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

6-9.04


29

Учимся с «Полярной звездой» Проект «Скульптурный портрет планеты»

Чему я научился на уроках географии

Горы, равнины

Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

13-16.04


30

Литосфера и человек

Что значит литосфера для человека. Как человек влияет на литосферу

Рекультивация

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

П: стоить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

К: организовывать учебное сотрудничество, задавать вопросы

Р: оценивать правильность выполнения учебной задачи

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей среде

20-24.04


31

Обобщающий урок по теме «Литосфера-твердая оболочка Земли»

Чему я научился на уроках географии

Основные понятия по теме «Литосфера-твердая оболочка Земли»

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Определять значение литосферы для человека.

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

27-30.04




Итоговое повторение 3

32

Итоговое повторение курса географии 5 класса

Чему я научился на уроках географии

Основные понятия курса географии 5 класса


П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

4-7.05


33

Итоговое повторение курса географии 5 класса

Чему я научился на уроках географии

Основные понятия курса географии 5 класса

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять задачи и методы  географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

11-15.05


34

Итоговая контрольная работа

Чему я научился на уроках географии

Основные понятия курса географии 5 класса

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию

П: определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы

К: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками

Р: осуществлять контроль своей деятельности

формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов

18-23.05





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР:

___________________ /Т.Н.Белова/




РАССМОТРЕНО на педагогическом совете

Протокол № ___

От «____» _______hello_html_57f4e2d7.gif_______2014 г.

1


Рабочая программа по географии в 5 классе по ФГОС
  • География
Описание:

География в основной школе формирует  у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,об основных закономерностях развития природы,о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных,экологических,социально-экономических,политических процессов,протекающих в географическом пространстве,проблемах взаимодействия природы и общества,об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому  развитию территорий.Данная программа рассчитана на преподавание географии по ФГОС

Автор Смирнова Вера Матвеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 4229
Номер материала 52930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓