Главная / География / Рабочая программа по географии России(8 класс)

Рабочая программа по географии России(8 класс)

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39

открытого акционерного общества « Российские железные дороги»


Рабочая программа

по географии

(основное общее образование)



Класс: 8

Срок действия программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов за год: 70 часов



















Россошь

2014 г











II. Учебно – методическая линия:

1. А.И.Алексеев «География России. Природа и население» – М.: Дрофа, 2014.

2. Э.В.Ким, Н.А. Марченко. География России. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа и население“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

3. Атлас. География . 8 класс, Дрофа, 2013.

III Пояснительная записка

1. Рабочая программа составлена на основе

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Программы Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

- Образовательных программ негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Положения о рабочей программе негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Примерных рабочих программ по учебным предметам;

- Приказа Минобрнауки России от 05.09.2013 года №1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 №30213)

- Программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 класс под редакцией И. В. Душиной. – М.: «Дрофа», 2006г.

- Учебно – методической линии:

1. А.И.Алексеев «География России. Природа и население» – М.: Дрофа, 2014.

2. Э.В.Ким, Н.А. Марченко. География России. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа и население“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

3. Атлас. География . 8 класс, Дрофа, 2013.

2.Программа и тематическое планирование адресованы обучающимся 8 класса негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД».

3. Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Курс «География России. Природа»  – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности региона и связях между ее отдельными компонентами.

4. Курс географии для 5-9 классов является второй ступенью единого непрерывного курса географии средней общеобразовательной школы и входит в образовательную область «Естествознание».

5. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе и формирует надёжный фундамент для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

6. Данная программа рассчитана на 2014-2015 учебный год

7. Курс «География. Россия: природа, население» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии — России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса географии 7 класса (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса — комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. 

8. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В учебном плане НОУ СОШ №39 на изучение географии в 8 классе отведено 70 ч из федерального компонента.

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-экономическом, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.

Задачи курса:

овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа – население – хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;

усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;

развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к её исторической судьбе, уверенности в будущем, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;

формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время, сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

В результате изучения курса география 8 класса формируются следующие ключевые компетенции:

Информационно-технологические

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • Способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

  • Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

  • Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

  • Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

 

Общеучебные умения и навыки


Категория ОУУН

8 класс

Учебно-организационные умения и навыки

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

Учебно-логические умения и навыки


Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

Систематизировать информацию.

Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

 

Учебно-информационные умения и навыки

Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.),
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы;

Уметь вести дискуссию.



Формы, методы, приемы работы при изучении предмета.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения:

А. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Б. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

В. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности:

индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).



4. Учебно - тематический план

Тема раздела, темы

Всего

часов

Кол-во контрольных


Кол-во практических


Введение

1



Раздел 1. Пространство России

6


2

1.Россия на карте мира

2



2. Границы России.

1



3.Россия на карте часовых поясов

1



4.Формирование территории России

1



5.Географическое изучение

территории России.

1



Раздел 2. Природа и человек

41


5

Тема 1.Рельеф и недра

5



Тема 2.Климат

5



Тема 3.Богатство внутренних вод России

4



Тема 4. Почвы – национальное достояние страны

4



Тема5.Живая природа

6



Тема 6. В природе все взаимосвязано

4



Тема 7.Природно-хозяйственные зоны

9



Тема 8.Природопользование и охрана природы

4



Раздел 3. Население России

17


2

Тема. 9.Сколько нас - россиян?

2



Тема.10.Кто мы?

2



Тема.11.Куда и зачем едут люди?

3



Тема.12. Человек и труд

1



Тема.13. Народы и религии России

3



Тема.14. Где и как живут люди?

6



Раздел 4. Население Воронежской области

5



Итого

70


9































5. Содержание программы

География России (8 класс)

( 70 часов)

Введение (1час)

Что изучает география России.

Раздел 1. Пространство России (6часов).

1.Россия на карте мира. 2. Границы России. 3.Россия на карте часовых поясов.

4.Формирование территории России.

5.Географическое изучение территории России.


Практические работы

1.Характеристика географического положения России. 

Сравнение ГП России с ГП других стран

2. Определение поясного времени для разных пунктов России


Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

•  государственную территорию России; пограничные государства 1-го и 2-го порядка;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.


Уметь:

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России,

определять время территорий с контекстом из реальной жизни.



Раздел 2.Природа и человек (41 час)

Тема 1.Рельеф и недра (5часов).

1.Строение земной коры на территории России.2.Важнейшие особенности рельефа России.3.Современное развитие рельефа.4.Использование недр.

Тема 2.Климат (5 часов)

1.Общая характеристика климата России.2.Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты и антициклоны.3.Распрелделение температур и осадков.4.Типы климата нашей страны.

Тема 3.Богатство внутренних вод России.(4 часа).

Реки. Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.3.Человек и вода.

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.(4часа)

  1. Почвы - особое природное тело.2. География почв России.3. Почвы и урожай.4.Рациональное использование и охрана почв.

Тема5.Живая природа(6часов)

1.География лесов России. 2. Лес и окружающая среда.3. Безлесные просторы России, луга.4.Тундра и степи.5.Болота.6.Животный мир.

Тема 6. В природе все взаимосвязано (4часа)

1.Понятие о ПТК.2.Свойства ПТК,3.Человек в ландшафте.

Тема 7.Природно-хозяйственные зоны (9 часов)

  1. Учение о природной зоне.2. «Безмолвная Арктика» 3.Чуткая Субарктика.4.Таежная зона.5.Зона смешанных и широколиственных лесов.6.Лесостепи и степи.7.Полупустыни, пустыни и субтропики.8. «Многоэтажность» природы гор.9.Человек и горы.


Тема 8.Природопользование и охрана природы.(4часа)

1.Природная среда, природные условия, ресурсы.2.Рациональное использование природных ресурсов.3.Охрана природы и охраняемые территории.

Практические работы.

3.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.


Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

  • географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

Уметь:

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

  • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «физико-географическое районирование», «географическое положение», «природные ресурсы»,

«экологический кризис».



Раздел. 3.Население России.(17 часов)

Тема. 9.Сколько нас - россиян? (2часа).

1.Численность населения.2. Воспроизводство населения.

Тема.10.Кто мы? (2часа)

1Соотношение мужчин и женщин.2. Возрастной состав населения.

Тема.11.Куда и зачем едут люди? (3часа)

1.Миграции населения России. 2. Внешние миграции. 3.Территориальная подвижность населения.

Тема.12. Человек и труд.(1час)

1.География рынка труда.

Тема.13. Народы и религии России.(3часа)

1.Этнический состав населения.2.Этническая мозаика России.3.Религии народов России.

Тема.14. Где и как живут люди? (6часов)

1.Плотность населения.2.Расселение и урбанизация.3.Города России.4.Сельская Россия.

Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

•  половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Уметь:

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.





Раздел 4. Население Воронежской области – 5часов.

Численность населения. Воспроизводство населения.

Возрастной состав населения. Территориальная подвижность населения.

Этнический состав населения. Расселение и урбанизация.


Практические работы.

8.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

•  половозрастную структуру, особенности размещения населения в Воронежской области, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

Уметь:

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.





6.Формы контроля и виды контроля

Вводный, промежуточный, итоговый, срезовый по теме и т.д.; беседа, фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; контрольная работа; тест; работа по карточкам; самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме; самоконтроль по образцу; подготовка творческих работ; презентация работ учащихся.




7. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к подготовке выпускников по географии — представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и преемственны по ступеням общего образования. Изучение отдельных отраслей физической географии (6—8 классы) и экономической и социальной географии (8—9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:

  • для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности сточки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практическо - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для собственного здоровья.

В результате изучения курса географии России (Часть 1.Природа России) обучающиеся должны знать.

1. Называть и (или) показывать. Предмет изучения географии России. Основные средства и методы получения географической информации. Субъекты Российской Федерации. Пограничные государства. Особенности географического положения, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ России. Границы часовых поясов. Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически активные территории. Климатообразующие факторы, климатические пояса и области, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Распределение рек страны по бассейнам океанов. Основные области современного оледенения и крупные ледники. Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования. Объекты Всемирного и культурного наследия в России (список ЮНЕСКО). Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.). Экологически неблагополучные районы России. Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России.

2. Определять (измерять):

Географическое положение объектов. Разницу в поясном времени территорий. Погоду по синоптической карте. Параметры природных объектов и явлений по источникам информации. Протяжённость России в градусной мере и километрах. Географические координаты объектов и по данным координатам сами объекты.

3. Описывать:

Географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов. Образы природно-хозяйственных объектов, в т. ч. одного из районов рекреационного строительства.

4. Объяснять:

Роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Влияние географического положения на особенности природы России. Образование и размещение крупных и крупнейших форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых. Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Принципы составления прогнозов погоды. Распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком. Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон. Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны. Особенности природы отдельных регионов. Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Причины изменения природных комплексов регионов. Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях. Причины географических явлений на основе применения понятий.

5. Оценивать и прогнозировать:

Природно-ресурсный, человеческий потенциал страны, региона. Экологическую ситуацию в стране, регионе. Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов


Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: ”Географическое положение России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.


Тема ”Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России”

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский ( Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта ), Волго-Уральский ( Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский ( Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).

Каменноугольные бассейны: Донецкий ( Шахты ), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк ), Ленский ( Сангар ), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория ( Таштагол ), Карелия ( Костомукша ), КМА ( Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров ( Кировск ), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Карабаш, Медногорск, Сибай ), Южная Сибирь ( Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров ( Никель ), плато Путорана ( Норильск ), Урал ( Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь ( Депутатский, Эсэ-Хайя ), Сихотэ-Алинь ( Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай ( Орловское ), Кавказ ( Садон ), Сихотэ-Алинь ( Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь ( Дукат, Нежданинское, Усть-Нера ), Южная Сибирь ( Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье ( Воскресенск, Егорьевск ), Кольский полуостров ( Апатиты ).

Месторождения поваренной соли: Поволжье ( Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье ( Соликамск и Березники ).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье ( Айхал, Мирный ).


Тема ”Климат и агроклиматические ресурсы России”

Города: Оймякон.

Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России”

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.


Тема ”Природные различия на территории России”

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.



8. Система оценивания

Инструментарий для оценивания результатов


Источники информации:

- деятельность учащихся;

- статистические данные;

- работы учащихся;

- результаты тестирования.


Методы:

- наблюдения;

- открытый ответ;

- выбор ответа;

- краткий ответ;

- оценивание процесса выполнения:

1)контрольных, проверочных, практических работ, тестирования;

2)проектов, творческих заданий;

3) рефератов, докладов.

Критерии:

- разумность способов оценки;

- точность оценки;

- умение проверить данную оценку;

- участие в обсуждении

- правильность и обоснованность ответа.


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие большое значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.



Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).









Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.


Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений на плане местности и географической карте;

2) незнание наименований единиц измерения (давления, температуры воздуха, осадков, глубин, силы ветра, скорость течения реки);

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить и провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора;

3) ошибки в условных обозначениях на плане местности и географической карте;

неточность графика (например, график температур) и др.;

5) недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики);

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;



















9. Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимого при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд:

  1. Алексеев А.В - учебник для 8 класса «География России» в 2 частях, допущен Министерством образования Р.Ф., М.: «Дрофа», 2010.

  2. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009

  4. Полякова Л.П. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 8 кл., М.: Экзамен, 2010

  5. Полякова Л.П.. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 кл.» под редакцией А.И. Алексеева. 9 кл., М.: Экзамен, 2010

  6. Малиновская С.А. география 8 класс поурочные планы к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной/ С.А. Малиновская. Волгоград: Учитель, 2009

  7. Жижина Е.А. –Поурочные разработки по географии, 8 класс, М, «ВАКО», 2005



Список литературы для учащихся:

  1. Атлас. География.8 кл. М.: Дрофа; ДиК, 2013-2014

  2. Контурные карты, География. 8 класс, М.: Дрофа; ДиК, 2013-2014

  3. Алексеев А.В - учебник для 8 класса «География России» в 2 частях, допущен Министерством образования Р.Ф., М.: «Дрофа», 2010.


Дополнительная литература для учащихся:

1. И.А.Данилова. Природа и наше здоровье. М.:Мысль,1977.

2. А.Л.Яншин. Уроки географических просчетов.М.:Мысль.1991.

3. А.В. Чаклин. География здоровья. М.:Знание.1998.

4. А.Г.Бабаев. Пустыня как она есть. М.: Молодая гвардия.1980.



Перечень пособий к курсу «География России» 8 класс

Учебная коллекция» Основные виды промышленного сырья»

Учебная коллекция «Полезные ископаемые»

Раздаточный материал «Горные породы и минералы»

Коллекция «топливо»

Коллекция «Минералы и горные породы"

Коллекция « Промышленные образцы тканей и ниток»

Коллекция «Почва и её состав»

Коллекция «Нефть»

Коллекция «Лён»

Коллекция «Хлопок и продукты его переработки»

Схема образования оврага

Коллекция «Известняк»

Коллекция «Шерсть»

Коллекция «Хлопок»

Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений»

Зерновые культуры

Зернобобовые культуры

Масличные культуры

Технические культуры

Овощные культуры


Мультимедийные диски:

  1. Уроки географии 6-9 класс

  2. География России 8 класс

  3. Политическая и физическая карта России.


Таблицы по географии 8класса

  1. Природа и население России, М, из-во «Варсон», 2010.


Географические карты:

13.Административная карта РФ.

14. Физическая карта России

15. Климатическая карта России

16.Тектоническая карта России

17.Почвенная карта России

18.Народы России

Ресурсы Интернет:

-http://geo.1september.ru «Я иду на урок географии»

-http://www.ug\ru

-http://www.informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru

-GeoSite- все о географии http://www.geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

http://www.geoman.ru

-География. Планета Земля http://www.rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика

http://www.geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by/ru

-География: сайт А.Е.Капустина http://www.geo2000/nm.ru

- Гео-Тур: география стран и континентов

http://www.geo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городов

http://www.mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

http://www.mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география http://www.wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна –

http://www.karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник http://www.geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник – каталог «Вся Россия» по экономическим районам. http://www.terrus.ru

- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

http://www.afromberg.narod.ru

- Учебно – методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://www.geo.metodist.ru







10. Список литературы

Основной:

  1. Алексеев А.В - учебник для 8 класса «География России» в 2 частях, допущен Министерством образования Р.Ф., М.: «Дрофа», 2010.

  2. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. / В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2009

  4. Методическое пособие по География,8 класс, Авторы: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А, Примерное поурочное планирование, 2011-2012г.

  5. Пятунин В.Б.,Таможняя Е.А.География России.8 класс. Учебник. Вентана- Граф,2011-2012

  6. Атлас. География.8 кл. М.: Дрофа; ДиК, 2011-2012Контурные карты, География. 8 класс, М.: Дрофа; ДиК, 2011-2012


Дополнительный:

  1. Пятунин В.Б.,Таможняя Е.А. География. Тестовые задания, 8 клас, Подготовка к ЕГЭ. Изд.:Вентана- Граф, 2011г

  2. Евдокимов М.Ю., Сиротин В.И, Терещенкова В.Г. «География России. Методическое пособие к учебнику «География России» под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004

  3. Майерова Н.Ю. «Уроки географии. 8-9 классы» Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006

  4. «За страницами учебника географии 8-9 классы». Книга для чтения. Составитель К.П.Сергеева. – М.: Просвещение, 1997

  5. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1и 2 части) / С.Н. Грушина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

  6. В.Я.Ром, В.П.Дронов «Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс» - М.: Дрофа, 1999

  7. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по географии. 9 класс» - М.: Дрофа.2002 г. и др.

Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс

Ресурсы сети Интернет для учителя географии:

  1. Газета «География» http://geo. 1 september.ru/

  2. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

  3. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

  4. Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

  5. Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/

  6. Журнал «National geographic»

http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

  1. Великие путешественники, мореплаватели и географы

http ://www. geografia.ru/

  1. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml




11. Условные обозначения


  1. УУЗ – урок усвоения новых знаний учащихся

  2. УЗМ - урок закрепления изучаемого материала

  3. УП - урок повторения

  4. УС и О – урок систематизации и обобщения нового материала

  5. УП и ОЗ – урок проверки и оценки знаний

  6. УЛ - урок лекция

  7. КУ – комбинированный урок

  8. Вопр. – вопрос

  9. Стр. – страница

  10. Р.т. – рабочая тетрадь

10. Геопространства – географическое пространство

11. ЭГП - Экономико-географическое положение




12.Приложения к программе

1.Основные понятия курса:

 часовые пояса, поясное и декретное время, летнее и зимнее время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, омоложенные горы.

Солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон, муссонный климат, тайфун.

Речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

 Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен. Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Многолетняя мерзлота, березовые колки, суховеи.

Раппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

 Рациональное природопользование, географический прогноз.

Государственная территория. Геополитическое положение. Экономико-географическое положение (ЭГП). Транспортно-географическое положение. Воспроизводство населения. Рождаемость. Естественный прирост. Естественная убыль. Миграция населения. Эмиграция. Иммиграция. Депортация. Урбанизация. Городская агломерация. Мегаполис.


Персоналии: В.Беринг, Г. Невельской. А. Воейков. В. Докучаев. Л. Берг. А.Ферсман.



Практические работы.

  1. Характеристика географического положения России. 

Сравнение ГП России с ГП других стран

  1. Определение поясного времени для разных пунктов России

  2. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

  3. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  4. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

  7. .Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

  8. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.



Проектная деятельность:

«Путеводитель по природным зонам России»


Темы творческих работ: 

1.      Влияние движения тектонических плит на климат и  развитие органического мира Земли.

2.     Влияние природных условий  на зарождение  спортивных игр на Земле

3.   Что я могу предложить туристам для посещения в моем городе.

4.      Моя коллекция минералов (проект)

5.      Экологическая тропа вокруг школы (проект)


Рабочая программа по географии России(8 класс)
  • География
Описание:

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.   Курс «География России. Природа»  – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Автор Варава Татьяна Константиновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2908
Номер материала 10037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓