Главная / География / Рабочая программа по географии для 8 класса

Рабочая программа по географии для 8 класса




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Беслана





«Утверждаю»

Директор школы

__________ (Гокинаева В.Н.)

«31»августа 2014 г.

Рабочая программа

по географии



8 класс

количество часов – 68



Учебник: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2013 г.



Составлена преподавателем

___________ (Бигаевой М.Р.







пгт. Беслан, 2014 г.




Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2013 г.


Место курса в системе школьного географическо­го образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един­ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя­занные, но фактически обособленные блоки сущест­вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе­ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче­ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону­ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото­рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за­дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле­тии.

В настоящее время в школе существует два подхо­да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп­лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу­чается география природоэксплуатирующих отрас­лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо­да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле­ние курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство об­разования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо­го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ­но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро­фа, 2000).

Поэтому построение современной системы обуче­ния по курсу «География России» невозможно на ос­нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу­ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко­логизация, экономизация и др., таких научно-мето­дических подходов, как территориальный, комплекс­ный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.


Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.



Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».



Место предмета в базисном учебном плане

На изучение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов (по 70 часов в 8 и 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).









В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V – « География крупных регионов России».

Четыре раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела (продолжение IV - «Хозяйство России» и полностью V – « География крупных регионов России») в 9 классе.

После изучения раздела III - «Население России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Вологодской области»



Учебно-тематический план 8 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

всего

итоговые


Введение.

1

-


1.

Россия на карте мира.

12

2

1

2.

Природа России.

28

9

5

3.

Население России.

8

4


4

География Вологодской области

9



5.

Хозяйство России.

11

3

1


Итоговое повторение материала курса

1




ИТОГО

70

18

7









































В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • Второй и третий разделы увеличен на 2 часа за счет резервного времени

  • На изучение регионального компонента взято 9 часов из резервного времени.



* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.


Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12ч)


Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.


Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Часть II ПРИРОДА (28 ч)


Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.


Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.


Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.


Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ



Часть III

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)


Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2: Национальный состав

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.


Часть IV

ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ (9 ч)

Геологическая история и геологическое строение территории Вологодской области. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории Вологодской области. Рельеф Вологодской области внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа. Минеральные ресурсы Вологодской области и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Факторы, определяющие климат Вологодской области. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории Вологодской области. Главные речные системы. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв на территории Вологодской области. Растительный и животный мир Вологодской области: видовое разнообразие.

Численность населения Вологодской области. Роль миграций в динамике населения Вологодской области. Своеобразие половозрастной пирамиды. Национальный состав населения.






Часть V

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)


Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.


Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1. Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства. 2. Составление типовой схемы АПК. 3. Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства.


Требования к уровню подготовки обучающихся


  1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.


3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.


4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.


  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.



Календарно-тематическое планирование учебного материала

по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.)

в 8 классе (комплексный курс)

2013– 2014 учебный год 70 уроков (2 час в неделю)

Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2011 г.

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.

Региональный учебник

  • География Вологодской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. Е.А. Скупиновой, О.А. Золотовой. – Вологда: Учебная литература, 2013

Методическое пособие для ученика

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • Баринова И.И. география России. Природа, население, хозяйство. 8 кл.: рабочая тетрадь



урока

Тема урока

Вид занятия

Кол-во часов

Практическая

работа

Д/З

§

Дата

План

Факт

Введение – 1 урок

1. (1)

Что изучает география России.Источники географических знаний.

ИНМ

1


с.7

02.09

Раздел № 1 Россия на карте мира.12 часов

2. (1)

Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

ИНМ

1


1

к/к

06.09


3.(2)

Особенности физико-географического положения России.

КУ

1

1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

к/к – крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы

2, к/к

09.09


4.(3)

Экономико – и транспортно- географическое положение России.

ИНМ

1


3

13.09


5.(4)

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

ИНМ

1


4

16.09


6.(5)

Государственная территория России.

ИНМ

1


5

20.09


7.(6)

Российское пространство: вопросы и проблемы.

КУ

1

Анализ карт учебника для определения северности территории России, экономической эффективности территории России и ряда крупных государств.

6

23.09


8.(7)

Государственные границы России.

Типы и виды российских границ.

УПР

1

Обозначение на К/К пограничных стран.

7, к/к

27.09


9.(8)

Сухопутные и морские границы России.

УПР

1

8

30.09


10.(9)

Россия на карте часовых поясов.

КУ

1

2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ.

9, к/к

04.10


11.(10)

Этапы и методы географического изучения территории.

ИНМ

1


10


07.10


12.(11)

Особенности административно-территориального устройства России.

ИНМ

1


11,

к/к

11.10


13(12)

Тематический контроль по разделу № 1 «Россия на карте мира»

УКЗ

1



14.10


Раздел 2. Природа России - 28 уроков

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 6 уроков

14.(1)

Геологическая история и геологическое строение территории России.


ИНМ

1

Анализ геохронологической таблицы

(в учебнике)

12

18.10


15.(2)


Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.


КУ

1

к/к

13

к/к

21.10


16.(3)

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

ИНМ

1


13

к/к

25.10


17.(4)

Как и почему изменяется рельеф России.

КУ

1

к/к

14

28.10


18.(5)

Стихийные природные явления в литосфере.

КУ

1


15

04.11


19.(6)


Человек и литосфера.

КУ

1

3: Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

16

к/к

15.11


Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков


20.(1)

Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.

КУ

1

4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.

17


18.11


21.(2)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

КУ

1

5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

18

22.11


22.(3)

Сезонность климата.

ИНМ

1


19

25.11


23.(4)

Типы климатов России.

КУ

1

к/к

20,

к/к

28.11


24.(5)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

ИНМ

1


21

02.12


25.(6)

Климат и человек.


УПР

1

6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)

22

06.12


Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 3 урока


26.(1)


Разнообразие внутренних вод России. Реки.

КУ

1

к/к : речные системы

7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

23, к/к


09.12


27.(2)


Озера и болота.

Подземные воды. Ледники.

Многолетняя мерзлота.

КУ

1

к/к: озера, болота, вдхр.

24, к/к


13.12


28.(3)

Водные ресурсы и человек.

КУ

1

8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата

25

16.12


Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 урока


29.(1)


Почва – особое природное тело.

Образование почв и их разнообразие.

ИНМ

1


26

26

20.12


30.(2)

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.

КУ

1

9: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.

27

23.12


31.(3)

Почвенные ресурсы России.


ИНМ

1


28

27.12


Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока


32.(1)

Растительный мир и животный мир России.

КУ

1

10: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)

29

30.12


33.(2)

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.

КУ

1


30

13.01


Тема 6. Природное районирование – 7 уроков

34.(1)

Разнообразие природных комплексов.

ИНМ

1


31

17.01


35.(2)

Природно-хозяйственные зоны России.


КУ

1


32

20.01


36.(3)

Арктические пустыни, тундра, лесотундра

КУ

1


33

24.01


37.(4)

Разнообразие лесов России.

КУ

1


34

27.01


38.(5)

Лесостепи, степи и полупустыни.

КУ

1

11: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.

35

31.01


39.(6)

Высотная поясность.

КУ

1


36, текст с ошиб

03.02


40.(7)

Особо охраняемые природные территории.

ИНМ

1


37

07.02


41(8)

Тематический контроль по разделу № 2 «Природа России»

УКЗ

1



10.02


Раздел 3. Население России – 8 уроков


42. (1)

Численность и воспроизводство населения.

ИНМ

1


38

14.02


43.(2)

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

ИНМ

1


39

17.02


44.(3)

Этнический, языковой и религиозный состав населения.

ИНМ

1

12: Изучение этнич. Состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

40

21.02


45.(4)

Городское и сельское население.

КУ

1

13: Определение различий в расселении населения по территории РФ.

к/к

41

к/к

24.02


46.(5)

Размещение населения России.

УПР

1

14: Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

42, к/к

28.02


47.(6)

Миграции населения в России.

КУ

1

15: Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

43

03.03


48.(7)

Люди и труд.

ИНМ

1


44

06.03


49.(8)

Тематический контроль знаний: Население.

УКЗ

1

Социологический опрос: Моя семья


09.03


Раздел 4 .ГЕОГРАФИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИ.- 9 уроков

50. (1)

Вологодская область

в системе административно-

политического устройства РФ Физико-географическое положение Вологодской

области

ИНМ



ИНМ



ИНМ



ИНМ



ИНМ



ИНМ



ИНМ

10

Сравнение площади территории Вологодской области с другими регионами страны. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Выявление плюсов и минусов в ФГП

П.1

13.03


51. (2)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Вологодской области

П.2-4

16.03


52. (3)

Климат и климатические ресурсы Вологодской области

П.5,6

20.03


53. (4)

Общая характеристика внутренних вод Вологодской области

П.7,8

23.03


54. (5)

Почвы Вологодской области.

П.10

27.03


55. (6)

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

П.11

30.03


56. (7)

Природные комплексы и природные ресурсы Вологодской области. Система особо охраняемых природных территорий Вологодской области. (ООПТ)

П.12,15

03.04


57. (8)

Численность и состав населения Вологодской области

П.19

06.04


58. (9)

Этнический состав населения Вологодской области

П.20

10.04


Раздел 5. Хозяйство России – 11 уроков



59. (1)

Что такое хозяйство страны?

ИНМ

1


45

13.04


60. (2)

Как география изучает хозяйство.

КУ

1

16: Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.

46

17.04


61. (3)

Состав первичного сектора экономики

ИНМ

1

Заполнение табл.:

Структура хоз-ва

47


20.04


62. (4)

Природно-ресурсный потенциал России.

ИНМ

1


48

24.04


63.(5)

Обеспеченность России природными ресурсами.

ИНМ

1


49

27.04


64.(6)

Сельское хозяйство.

ИНМ

1

17: Составление типовой схемы АПК

50

04.05


65.(7)

Земледелие.

ИНМ

1


51

08.05


66.(8)

Животноводство.

КУ

1

18: Определение по картам основных р-нов выращивания с/х культур, гл. р-нов животноводства

52


15.05


67.(9)

Лесное хозяйство. Охота.

ИНМ

1


53

18.05


68.(10)

Рыбное хозяйство.

ИНМ

1


54

22.05


69.(11)

Повторение: Географический фактор в развитии общества.

УЗЗ

1


55

25.05


70.

Итоговое повторение материала учебного курса

УКЗ

1



28.05


И Т О Г О


70

18







Виды занятий: ИНМ – урок Изучения Нового Материала

УКЗ - Урок Контроля Знаний

УКЗ - Урок Закрепления Знаний

КУ - Комбинированный Урок

УПР - Урок - Практическая Работа










Материально- техническое обеспечение



Учебно – практическое оборудование:


  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью

  2. Комплекты географических карт:

  3. Печатные демонстрационные пособия (тематические таблицы по разделам курса географии 8 класса)


  1. Модели земного шара (Физический глобус)


  1. КОЛЛЕКЦИИ:

  • Коллекции горных пород и минералов.

  • Коллекция полезных ископаемых различных типов.

  1. Гербарий растений по природным зонам России


  1. ПОРТРЕТЫ:

  • Набор «Путешественники»,

  • Набор «Ученые - географы»


  1. Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.

  2. Мультимедиапроектор, ноутбук.


Учебно-методический комплект / Литература


Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2011 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.

  • География Вологодской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы/ Под ред. Е.А. Скупиновой, О.А. Золотовой. – Вологда: Учебная литература, 2013

  • География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

  • Баринова И.И. география России. Природа, население, хозяйство. 8 кл.: рабочая тетрадь

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Летягин А.А. - Тесты: 8-9 кл. - М.: Аквариум, 1997.

  • Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл. -М.: Просвещение, 1996.

  • Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  • Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.

  • Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.: Просвещение, 1997.

  • Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.

  • Воробцова Т.Н. -Поурочные планы: 8кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 1999..

  • Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  • Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.

  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)

  • Элькин Г.Н. – Природа России – Твой справочник, 8 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Дополнительная

литература


  • Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005.

  • Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словарик-справочник школьника. – Спб.: Литера, 2009.

Электронные издания

  • География: 8 класс, «1С».

  • Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)

  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8 класс.


















Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Рабочая программа по географии для 8 класса
  • География
Описание:

Место курса в системе школьного географическо­го образования, его цели и задачи.

            Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един­ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя­занные, но фактически обособленные блоки сущест­вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе­ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче­ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону­ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото­рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за­дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле­тии.

            В настоящее время в школе существует два подхо­да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

            Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп­лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

            Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу­чается   география   природоэксплуатирующих отрас­лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

            Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо­да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле­ние  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

            Следует особо подчеркнуть, что Министерство об­разования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо­го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ­но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро­фа, 2000).  

 

            Поэтому построение современной системы обуче­ния по курсу «География России» невозможно на ос­нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу­ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко­логизация, экономизация и др., таких научно-мето­дических подходов, как территориальный, комплекс­ный, типологический, исторический и т. д.

Автор Бигаева Марина Руслановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1896
Номер материала 38529
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓