Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Плехановская средняя
общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Председатель методического
объединения
___________/Л.Л.Арефина/
Протокол МО №_________
«___»__________2014 г.
|
|
Согласовано:
Заместитель директора по УР
___________/О. И. Самойлова/
«___»__________2014 г.
|
|
Утверждено:
Приказ №________
от
«____»__________2014г
Директор МБОУ «Плехановская
СОШ»
____________Е. В. Чечурова
|
|
|
Рабочая программа
предмета «География»
для 6
класса (VIII вид)
Разработчик:
Ожога Наталья Ивановна
учитель географии
вторая квалификационная категория
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена
на основе государственной
программы под редакцией Воронковой В.В. , (автор – Т.М. Лифанова ) 2011 г.,
Москва, Владос и учебным планом МБОУ «Плехановская средняя общеобразовательная
школа» на 2014 – 2015 учебный год.
Учебник – География 6
класс, Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Количество часов по учебному
плану - 70
часов
Рабочая программа
построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5
класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе;
формировались представление о мире, который окружает человека.
Цель школьного
курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе,
населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать
особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом
разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает
благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического
воспитания учащихся.
Данная рабочая
программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с
интеллектуальной недостаточностью.
Познание мира
предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих
преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией,
историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО
и другими предметами.
Учитывая общие и
специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа
предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем
постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более
прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В рабочей
программе выделены практические работы, а также по годам обучения
сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Предлагаемое в рабочей
программе распределение часов по темам соответствует авторской программе Т.Г. Лифановой
«География 6-9 классы».
Учащиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных
географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей
местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце
и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных
географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что
создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Практические
работы:
-
Упражнение
в определении направлений на местности, плане и карте.
-
Упражнения
в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
-
Упражнения
в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в
масштабе.
-
Вычерчивание
простейших планов (нескольких предметов, класса).
-
Зарисовка
в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты.
-
Чтение
простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
-
Зарисовка
схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
-
Проведение
опытов, доказывающих:
· растворение морской соли в
воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
· очистка воды фильтрованием.
-
Упражнение
в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
-
Изготовление
из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
-
Показ с
помощью теллурия смены дня и ночи.
-
Оформление
таблицы океанов и материков.
-
Обозначение
на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
-
Вычерчивание
в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
-
Обозначение
границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
географических объектов на контурную карту России.
-
Путешествия
(на карте) по нашей стране.
Содержание
рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
1.Введение
Коррекция и развитие зрительного и слухового
восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Активизация мыслительных
процессов: анализ, синтез. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и
исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала. Коррекция
связной устной речи при составлении устных рассказов. Коррекция и развитие
наглядно-образного мышления.
Знать: что изучает география.
2.Ориентирование на местности
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция
пространственного восприятия (ориентирование на плане).
Развитие и коррекция грамматического строя речи,
расширение и обогащение словаря. Коррекция и развитие наглядно-образного
мышления. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения. Коррекция и
развитие точности и осмысленности восприятия.
Знать: горизонт, линию и стороны горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы.
3.Формы поверхности Земли
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Коррекция и развитие способности понимать главное в
воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки. Развитие
умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция восприятия времени.
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности рельефа.
4.Вода на Земле
Коррекция пространственного восприятия, восприятия
физической карты. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого
материала. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на
вопросы учителя. Коррекция устойчивости внимания. Развитие умения устанавливать
причинно-следственные зависимости.
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по охране воды от
загрязнений; правила поведения в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
5.План и карта
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения
осуществлять его переключение. Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и
припоминания.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному
учителем плану. Развитие пространственного восприятия.
Знать: отличие плана от рисунка и географической карты; основные
направления на плане, географической карте; условные цвета и основные знаки
географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их
расположение на глобусе и карте полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности.
6.Земной шар
Дать представление о распределении суши и воды на
Земле, о материках и океанах; познакомить детей с картой полушарий.
Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция
зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственного восприятия
(расположение предметов, объектов на карте). Коррекция процессов запоминания и
воспроизведения учебной информации. Развитие и коррекция грамматического строя
речи, расширение и обогащение словаря. Развитие способности обобщать и делать
выводы. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни
на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; значение
запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос; имена
первых космонавтов; различия в нагревании и освещении земной поверхности
Солнцем;
7.Карта России
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения
осуществлять его переключение. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения
использовать приемы запоминания и припоминания. Коррекция эмоционально-волевой
сферы (способности к волевому усилию). Коррекция и развитие умения работать в
группе. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного
географического словаря. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты. Развитие
мыслительных процессов анализа, синтеза. Развитие умения отвечать полными,
развернутыми высказываниями на вопросы учителя. Коррекция познавательной
деятельности обучающихся.
Знать: географическое положение нашей страны на карте России и карте
полушарий; названия географических объектов, обозначенных в программе по теме
«Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционной школы VIII вида);
Уметь: читать географическую карту (условные цвета и основные
знаки) по атласам-приложениям к учебнику; составлять описания изучаемых
объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей
тетради на печатной основе.
Календарно – тематическое
планирование
6 класс VIII вид – 70 часов
Дата проведения урока
|
№ уро
ка
|
Тема программы
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Домашнее задание
|
Введение – 4 часа
|
01.09 -05.09
|
1
|
География - наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности.
|
Знать: что изучает география.
|
Стр. 4-6, отвечать на вопросы
|
01.09 -05.09
|
2
|
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Признаки времен года.
|
Стр. 7-13, отвечать на вопросы
|
08.09-12.09
|
3
|
Явления природы. Меры предосторожности.
|
Стр. 13-16, отвечать на вопросы
|
08.09-12.09
|
4
|
Географические сведения о своей местности и труде
населения. Экскурсия.
|
Стр. 17, отвечать на вопросы
|
Ориентирование на местности
– 5 часов
|
15.09-19.09
|
5
|
Горизонт. Линия горизонта.
|
Знать: горизонт, линию и стороны
горизонта;
Уметь: определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы.
|
Стр. 18-19, отвечать на вопросы
|
15.09-19.09
|
6
|
Стороны горизонта.
|
Стр. 20-21, отвечать на вопросы
|
22.09-26.09
|
7
|
Компас и правила пользования им.
|
Стр. 22-23, отвечать на вопросы
|
22.09-26.09
|
8
|
Ориентирование.
|
Стр. 24-27, отвечать на вопросы
|
29.09-03.10
|
9
|
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных
направлениях.
|
|
Формы поверхности Земли – 4
часа
|
29.09-03.10
|
10
|
Рельеф местности, его основные формы (плоские и
холмистые), холмы.
|
Знать: основные формы земной поверхности;
Уметь: выявлять на местности особенности
рельефа.
|
Стр. 28-30, отвечать на вопросы
|
06.10-10.10
|
11
|
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей
местности.
|
|
06.10-10.10
|
12
|
Овраги, их образование.
|
Стр. 31-32, отвечать на вопросы
|
13.10-17.10
|
13
|
Горы. Понятие о землетрясениях, извержениях
вулканов.
|
Стр. 33-38, отвечать на вопросы
|
Вода на Земле – 10 часов
|
13.10-17.10
|
14
|
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в
природе.
|
Знать: виды водоёмов, их различия; меры по
охране воды от загрязнений; правила поведения в природе;
Уметь: выявлять на местности особенности водоёмов.
|
Стр. 39-44, отвечать на вопросы
|
20.10-24.10
|
15
|
Родник, его образование.
|
Стр. 45-46, отвечать на вопросы
|
20.10-24.10
|
16
|
Колодец. Водопровод.
|
Стр. 47-50, отвечать на вопросы
|
27.10-31.10
|
17
|
Река, её части. Горные и равнинные реки.
|
Стр. 51-53, отвечать на вопросы
|
27.10-31.10
|
18
|
Использование рек.
|
Стр. 54-56, отвечать на вопросы
|
05.11-07.11
|
19
|
Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
|
Стр. 57-59, отвечать на вопросы
|
05.11-07.11
|
20
|
Болота, их осушение.
|
Стр. 60-63, отвечать на вопросы
|
10.11-14.11
|
21
|
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы,
цунами.
|
Стр. 64-65, отвечать на вопросы
|
10.11-14.11
|
22
|
Острова и полуострова.
|
Стр. 66-68, отвечать на вопросы
|
17.11-21.11
|
23
|
Водоёмы в нашей местности. Охрана вод от
загрязнения.
|
Стр. 66-68, отвечать на вопросы
|
План и карта – 9 часов
|
17.11-21.11
|
24
|
Рисунок и план предмета.
|
Знать: отличие плана от рисунка и
географической карты; основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и основные знаки географической карты; распределение суши и
воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте
полушарий;
Уметь: делать схематические зарисовки
изучаемых форм земной поверхности.
|
Стр. 69-71, отвечать на вопросы
|
24.11-28.11
|
25
|
Масштаб. Использование плана в практической
деятельности человека.
|
Стр. 72-73, отвечать на вопросы
|
24.11-28.11
|
26
|
План класса.
|
Стр. 73-75, отвечать на вопросы
|
01.12-05.12
|
27
|
План школьного участка.
|
Стр. 76-77, отвечать на вопросы
|
01.12-05.12
|
28
|
Условные знаки плана местности.
|
Стр. 78-80, отвечать на вопросы
|
08.12-12.12
|
29
|
План и географическая карта.
|
Стр. 81-82, отвечать на вопросы
|
08.12-12.12
|
30
|
Условные цвета физической карты.
|
Стр. 83-85, отвечать на вопросы
|
15.12-19.12
|
31
|
Условные знаки физической карты.
|
Стр. 85-87, отвечать на вопросы
|
15.12-19.12
|
32
|
Физическая карта России. Значение географической
карты в жизни и деятельности людей.
|
Стр. 88-90 отвечать на вопросы
|
Земной шар – 14 часов
|
22.12-26.12
|
33
|
Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.
|
Знать: Солнце как ближайшую к Земле звезду
и его значение для жизни на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли; значение запусков в космос искусственных спутников
Земли и полётов людей в космос; имена первых космонавтов; различия в
нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
|
Стр. 91-93 отвечать на вопросы
|
22.12-26.12
|
34
|
Планеты.
|
Стр. 94-95 отвечать на вопросы
|
12.01-16.01
|
35
|
Земля – планета. Доказательство шарообразности
Земли. Освоение космоса.
|
Стр. 96-99 отвечать на вопросы
|
12.01-16.01
|
36
|
Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор,
полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
|
Стр. 100-102 отвечать на вопросы
|
19.01-23.01
|
37
|
Физическая карта полушарий.
|
Стр. 103-104 отвечать на вопросы
|
19.01-23.01
|
38
|
Распределение воды и суши на земле.
|
Стр. 104-105 отвечать на вопросы
|
26.01-30.01
|
39
|
Океаны на глобусе и карте полушарий.
|
Стр. 106-108 отвечать на вопросы
|
26.01-30.01
|
40
|
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия,
Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
|
Стр. 109-111 отвечать на вопросы
|
02.02-06.02
|
41
|
Первые кругосветные путешествия (Магеллан,
Крузенштерн, Лисянский).
|
Стр. 112-115 отвечать на вопросы
|
02.02-06.02
|
42
|
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи).
|
Стр. 116-118 отвечать на вопросы
|
09.02-13.02
|
43
|
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные
типы климата.
|
Стр. 119-121 отвечать на вопросы
|
09.02-13.02
|
44
|
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные.
Изображение их на глобусе и карте полушарий.
|
Стр. 122-124 отвечать на вопросы
|
16.02-20.02
|
45
|
Природа тропического пояса.
|
Стр. 125-127 отвечать на вопросы
|
16.02-20.02
|
46
|
Природа умеренных и полярных поясов.
|
Стр. 128-131 отвечать на вопросы
|
Карта России – 21 час
|
24.02-27.02
|
47
|
Положение России на глобусе, карте полушарий,
физической карте нашей страны. Столица России – Москва.
|
Знать: географическое положение нашей
страны на карте России и карте полушарий; названия географических объектов,
обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально
разработанному для коррекционной школы VIII вида);
Уметь: читать географическую карту
(условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе.
|
Стр. 132-137 отвечать на вопросы
|
24.02-27.02
|
48
|
Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
|
Стр. 138-139 отвечать на вопросы
|
02.03-06.03
|
49
|
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега
России. Моря Северного Ледовитого океана.
|
Стр. 140-142 отвечать на вопросы
|
02.03-06.03
|
50
|
Моря Тихого и Атлантического океанов
|
Стр. 143-147 отвечать на вопросы
|
09.03-13.03
|
51
|
Острова и полуострова России.
|
Стр. 148-151 отвечать на вопросы
|
09.03-13.03
|
52
|
Работа с контурными картами.
|
Доделать работу в контурных картах
|
16.03-20.03
|
53
|
Рельеф нашей местности. Низменности, возвышенности,
плоскогорья.
|
Стр. 152-154 отвечать на вопросы
|
16.03-20.03
|
54
|
Работа с контурными картами.
|
Доделать работу в контурных картах
|
30.03-03.04
|
55
|
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
|
Стр. 155-158 отвечать на вопросы
|
30.03-03.04
|
56
|
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
(каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
|
Стр. 159-161 отвечать на вопросы
|
06.04-10.04
|
57
|
Работа с контурными картами.
|
Доделать работу в контурных картах
|
06.04-10.04
|
58
|
Река Волга.
|
Стр. 162-165 отвечать на вопросы
|
13.04-17.04
|
59
|
Реки: Дон, Днепр, Урал.
|
Стр. 166-167 отвечать на вопросы
|
13.04-17.04
|
60
|
Реки Сибири: Обь, Енисей.
|
Стр. 168-171 отвечать на вопросы
|
20.04-24.04
|
61
|
Реки: Лена и Амур.
|
Стр. 172-175 отвечать на вопросы
|
20.04-24.04
|
62
|
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийской море.
|
Стр. 175-177 отвечать на вопросы
|
27.04-30.04
|
63
|
Крупные города России.
|
Доделать работу в контурных картах
|
27.04-30.04
|
64
|
Работа с контурными картами.
|
Доделать работу в контурных картах
|
04.05-08.05
|
65
|
Наш край на физической карте России.
|
Стр. 178 отвечать на вопросы
|
04.05-08.05
|
66
|
Контрольная работа «Карта России».
|
|
11.05-15.05
|
67
|
Повторение начального курса физической географии.
|
Повторить материал, записи в тетради
|
11.05-15.05
|
68
|
Повторение изученного материала. Подготовка к
годовой контрольной работе.
|
|
Подготовиться к годовой контрольной работе
|
18.05-22.05
|
69
|
Годовая контрольная работа
|
|
|
18.05-22.05
|
70
|
Экскурсия на реку Шаква.
|
|
|
Литература и средства обучения
1. Программа специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством
образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 6
класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2011г.
3. Т.М. Лифанова, «Рабочая тетрадь по начальному
курсу физической географии». Учебное пособие для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2002г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.