Главная / География / Рабочая программа по географии для 6 класса

Рабочая программа по географии для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи, решаемые в рамках этого учебного предмета для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

  • показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире;

  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

  • показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Место предмета в базисном учебном плане и его роль в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю. При изучении учебного предмета «География» в основной школе особое внимание необходимо уделять общеобразовательному значению предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но и комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В соответствии с Учебным планом и годовым календарным графиком данная Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.



Формы организации образовательного процесса

При обучении географии используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, экскурсия, виртуальная экскурсия и др. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Технологии обучения

При реализации цели и задач обучения географии в 6 классе используются приемы из различных технологий обучения: уровневой дифференциации, критического мышления, личностно-ориентированного обучения и др. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций обучающихся.

Виды и формы контроля

На уроках географии в 6 классе будут использоваться следующие виды и формы контроля:


виды контроля:

1) исходный

2) текущий

3) тематический

4) итоговый




формы контроля:

1) тестовый

2) устный

3) письменная работа

4) практическая работа

5) зачет

6) решение геозадач

7) урок – игра и др.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 6 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

Используемый учебник для обучения географии в 6 классе

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение (2 часа)

География - наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля - планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы.

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

На контурной карте

Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать форму и размеры Земли; правила поведения в природе; причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

- приводить примеры из истории географических исследований и открытий;

- определять фенологические сроки начала времен года.



Раздел I. Изображения земной поверхности– 7 часов

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности (3 часа)

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы.

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Топографический диктант.



Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы.

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений; форму и размеры Земли (длина окружности); на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан

- определять стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам; абсолютные и относительные высоты; объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте; по карте географическое положение объектов.


Раздел II. Оболочки Земли– 20 часов

Тема 1. Литосфера (5 часов)

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора - внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы.

Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте; основные части земной коры;

- приводить примеры горных пород и минералов, их использования человеком;

- определять по образцам осадочные и магматические горные породы;

- объяснять особенности рельефа местности.



Тема 2. Гидросфера (6 часов)

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода - растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан - основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части - полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их - проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы.

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать части Мирового океана; среднюю соленость вод океана; воды суши подземные и поверхностные; речную систему, речной бассейн;

- приводить примеры взаимосвязей: река - рельеф; искусственных водоемов; различных видов морей, проливов и заливов;

- определять на карте по шкале глубин глубину океанов и морей.



Тема 3. Атмосфера (6 часов)

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы.

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать причины изменения температуры воздуха в течение суток, года; главную причину образования ветра; главную причину образования облаков, осадков; пояса освещенности Земли;

- приводить примеры характерных природных явлений в атмосфере; связей между элементами погоды; изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

- определять атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра.



Тема 4. Биосфера. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера - часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практическая работа.

Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать компоненты ПК; правила поведения в природе;

- приводить примеры воздействия организмов на компоненты неживой природы; меры по охране природы в своей местности;

- объяснять особенности биокомплекса,



Раздел III. Население Земли – 3 часа

Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизительно). Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку.

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа.

Составление полного описания географического комплекса своей местности.



Требования к уровню подготовки обучающихся

- называть и/или показывать мировые религии страны и их столицы на политической карте мира

- приводить примеры воздействия человека и природы; влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности

  • объяснять особенности окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).


Раздел IV. Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу - 3 часа

Контрольная работа по курсу.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Разделы и темы

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

1

Введение

2


2

Изображение земной поверхности

7

1

План местности

3


Географическая карта

4

1

3

Оболочки Земли

20

4

Литосфера

5

1

Гидросфера

6

1

Атмосфера

6

1

Биосфера

3

1

3

Население Земли

3


4

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу

2

1

Всего часов

34

6



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГТОВКИ ОБЧАЮЩИХСЯ



К концу учебного года обучающийся 6 класса должен уметь

1. Называть и/или показывать:

  • существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

  • форму и размеры Земли (длина окружности);

  • на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

  • основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

  • основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

  • характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

  • части Мирового океана;

  • среднюю соленость вод океана;

  • воды суши подземные и поверхностные;

  • речную систему, речной бассейн;

  • компоненты ПТК;

  • правила поведения в природе;

  • причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

  • главную причину образования ветра;

  • главную причину образования облаков, осадков;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические координаты своей местности.

2. Приводить примеры:

  • характерных природных явлений в земной, гидросфере, атмосфере;

  • связей между элементами погоды;

  • изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

  • воздействия организмов на компоненты неживой природы;

  • влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

  • меры по охране природы в своей местности;

  • горных пород и минералов, их использования человеком;

  • влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

  • взаимосвязей: река - рельеф;

  • искусственных водоемов;

  • из истории географических исследований и открытий.

3. Определять:

  • атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

  • стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

  • абсолютные и относительные высоты;

  • объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;

  • по карте географическое положение объектов;

  • по образцам: осадочные и магматические горные породы;

  • фенологические сроки начала времен года.

4. Описывать:

  • географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.

5. Объяснять:

  • особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

УМК

    1. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник для ОУ. – М.: Дрофа, 2012

    2. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.

    3. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008

    4. «География. 6 – 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год.


Учебно-методические пособия для учителя:

    1. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.

    2. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

    3. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.

    4. Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

    5. Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

    6. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

    7. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

    8. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

    9. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.

    10. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

    11. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.

    12. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

    13. Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.


Дополнительная литература

    1. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

    2. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.

    3. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

    4. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.


ЭОРы

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.

    2. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

    3. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.


Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru


Рабочая программа по географии для 6 класса
  • География
Описание:

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по географии.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения. Рассчитана на 34 учебных часа. 

Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориенитирования на местности, грамотного географического наблюдения и первоначальных навыков работы с географической картой. 

Автор Мордовина Наталия Сергеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 285
Номер материала 39552
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓