Инфоурок География Рабочие программыРабочая программа по географии для 5 класса

рабочая программа по географии для 5 класса

Скачать материал

 

Рассмотрено на заседании МС

 

Протокол № ___

от «__» ________ 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ №2»

_____________/__________

                             ФИО

«__» __________ 20__ г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 2»

__________/______________

                           ФИО

Приказ № ____ от

«__» _____________ 20__ г.

 

 

           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Сколибановой Надежды Константиновны

по географии

для 5 А  класса МОУ «СОШ №2

г. Ртищево  Саратовской области»

 

 

 

 

 

                                                                                                                Принята на заседании

Педагогического совета

                                                                                                         Протокол № __ от

                                                                                                           «__» ______2014 г.

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа составлена для учащихся  5 А класса МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области , перешедших  на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования» (ФГОС ООО). Программа соответствует требования ФГОС. Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего  образования.
Планирование составлено на основе Программы под редакцией О.А.Климановой, 2012 г.

Учебник «География. Землеведение5-6 класс», под ред. О.А. Климановой, Москва, «Дрофа», 2012 г.

Изучение курса «География. Землеведение. 5 класс» осуществляется в 5 –х классах из расчёта 1 час в неделю, в год -  35 часов. Плановых контрольных уроков – 2, практических работ (оценочных) – 4

    Курс «География. Землеведение. 5 класс» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большоевниманиеуделяетсяизучениювлияниячеловеканаразвитиегеографическихпроцессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России. Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и др. подходами, поэтому лучше других подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.

 

Основная цель курса «География. Землеведение. 5 класс» –систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды. Подготовка учащихся к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических.

Знакомство учащихся с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, путями перехода России к устойчивому развитию.

Развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».

 

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

Развивать познавательный интерес учащихсякласса к объектам и процессам окружающего мира;

Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

География необходима для формирования и воспитания у учащихся:

·         географической картины мира и общей культуры,

·         географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно - ценностного отношения к окружающей среде,

·         осознания единства природы, хозяйства и населения - идеологии выживания человечества в единой  социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества,

·         умения делать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность,

·         любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Раздел I. Как устроен наш мир  8 ч

 

Тема 1. Земля  во Вселенной  5 ч.

Представления об устройстве мира.  Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной?  Космические исследования и их роль в познании Земли.

 

Тема 2.Облик Земли 3 ч.

Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.

Практикум: Глобус как источник географической информации.

Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 13 ч.

 Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

            Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.

Тема 4. История открытия и освоения Земли. 5 ч.

Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка

Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.

Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях.  Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVIIXX веков.  В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири.  Исследования  Мирового океана и внутренних частей материков.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.

Записки путешественников как источники географической информации.

Практикум: Текст как источник географической информации.

Раздел III. Оболочки Земли - 14 ч.

Тема 5. Литосфера.  5 ч.

Внутреннее строение и рельеф Земли.  Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа  суши Земли и дна  океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.

Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.

Тема 6. Гидросфера.  3 ч.

Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле.  Мировой океан и его части.Вода – «кровеносная система» Земли.  Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.

Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.

Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются  прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.

Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

Тема 8. Биосфера. 2 ч

Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.

Практикум: Экскурсия в  природу.

Тема 9. Природа и человек. 1 ч.

Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.

Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

 

Учебно – тематический  план

Тема урока

Основное содержание темы, термины, понятия

Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Календарные сроки

план

факт

РАЗДЕЛ I  КАК УСТРОЕН НАШ МИР(8 ЧАС)

 

ТЕМА 1. Земля во Вселенной(5 час)

 

1

Представления об устройстве мира.

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею. Планета, шар, Пифагор, Аристотель.

 

Работа с таблицами и схемами учебника1. Работа с  источниками информации:  таблицами и схемами   учебника,

 

Регулятивные:планирование - выполнение заданий в соответствии с поставленной це­лью; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; осуществле­ние учебных действий — ответы на постав­ленные вопросы, ориентация в тетради и учебнике.

Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной цели; предметные - понимание того, что изучает наука география, осознание практического значения географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Коммуникативные: планирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми; владение монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с норма­ми родного языка; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:самоопределение - проявле­ние любознательности и интереса к изуче­нию природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваи­ваемого содержания

01.09

 

2

Земная Галактика и другие миры.

 

Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Определение расстояния до недоступного объекта. 1. Работа с  источниками информации:  таблицами и схемами   учебника,

 

Регулятивные:целеполагание — осуществ­ление постановки учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известноучащимся, и того, что еще не известно; про­явление волевой саморегуляции в ситуации затруднений; осуществление контроля, коррекции, оценки деятельности.

Познавательные:общеучебные - осущест­вление поиска и выделение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы;

предметные - понимание строения Солнечной системы, места плане­ты Земля в Солнечной системе, Галактике; логические - установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: планирование учеб­ного сотрудничества с учителем и сверст­никами; постановка вопросов - инициатив­ное сотрудничество в поиске и сборе ин­формации.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению

 

08.09

 

3

Солнечная система

 

Формирование представлений о других планетах Солнечной системы.         Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Сравнение планет по характерным признакам. 1. Работа с  источниками информации:  таблицами и схемами   учебника,

 моделью "Солнечная система"

 

2. Просмотр видеофильма.

 

Регулятивные:планирование - выполне­ние заданий в соответствии с поставленной целью;осуществление учебных действий — ответы на поставленные вопросы, ориента­ция в тетради и учебнике.

Познавательные:общеучебные— выделе­ние и формулирование познавательной це­ли; предметные - понимание того, что та­кое окружающий мир, живая и неживая природа, уточнение понятия «объект при­роды», нахождение отличий природных объектов от объектов, созданных челове­ком; логические - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ние существенных признаков. Коммуникативные:взаимодействие - уме­ние строить сообщения в соответствии с учебной задачей; инициативное сотрудни­чество — проявление активности во взаимо­действии для решения познавательных задач.

Личностные:самоопределение - принятие и освоение социальной роли обучающегося; смыслообразование — осознание значения учебной деятельности и личностного смысла учения

15.09

 

4

Луна – спутник Земли..

Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел.            Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты.

Анализ текста и составление вопросов по теме «Как Луна влияет на Землю?»

1. Работа с  источниками информации:  таблицами и схемами   учебника,

.

 

Регулятивные: целеполагание - осуществ­ление постановку учебной задачи на основе соотнесения тою, что уже известно, и того, что еще не известно, фиксирование индиви­дуального затруднения в пробном действии; контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные:общеучебные - структу­рирование знаний, выполнение действий по алгоритму; логические - выполнение обобщения, сравнения, построения логиче­ской цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:нравственно-этическая ори­ентация — проявление интереса к новым знаниям, положительного отношения к учебе

 

 

22.09

 

5

Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы.

Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях.     Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы.

Практикум.

1. Работа с  источниками информации:

 

2. Просмотр видеофильма.

 

Регулятивные: целеполагание - осуществ­ление постановку учебной задачи на основе соотнесения тою, что уже известно, и того, что еще не известно, фиксирование индиви­дуального затруднения в пробном действии; контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные:общеучебные - структу­рирование знаний, выполнение действий по алгоритму; логические - выполнение обобщения, сравнения, построения логиче­ской цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:нравственно-этическая ори­ентация — проявление интереса к новым знаниям, положительного отношения к учебе

 

29.09

 

ТЕМА 2. Облик Земли(4 час)

6

Облик земного шара

Формирование представлений о современных исследованиях космоса.            Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Работа по формированию понятий.

1. Практическая  работа с глобусом как моделью Земли,   картами полушарий и физической картой России с целью выявления различий между ними на основе сравнительного  анализа.

 

Познавательные: общеучебные - выделение и формулирование познавательной цели; осуществление выбора наиболее эффектив­ных способов решения задач; логические - вы­полнение анализа объектов с целью выделе­ния признаков, синтеза как составление це­лого из частей.

Коммуникативные:управление поведением партнера - осуществление контроля, кор­рекции, оценки действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение моно­логической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтак­сическими нормами родного языка.

Личностные: смыслообразование - осуще­ствляют самооценку на основе критерия ус­пешности; осознают личностное, жизненное самоопределение в условиях работы в кол­лективе

06.10

 

7

Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земли.

Сравнение размеров Земли. 1. Практическая  работа с глобусом как моделью Земли,   картами полушарий и физической картой России с целью выявления различий между ними на основе сравнительного  анализа.

 

Регулятивные: прогнозирование - предвос­хищение результата и уровня усвоения; во­левая саморегуляция в ситуации мотивационного конфликта и преодоления препят­ствий.

Познавательные: общеучебные— самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера, рефлексия способов и ус­ловий действия, контроль и оценка процессарезультата деятельности;

логические — осуществ­ление обобщения, сравнения, анализа объ­ектов с целью выделения признаков. Коммуникативные:планирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление пове­дением партнера.

Личностные:нравственно-этическая ори­ентация - проявление внимания, доброже­лательного отношения к окружающим, ин­тереса к новым знаниям

13.10

 

8

Градусная сеть. Параллели и меридианы.

 

Формирование представлений об изображениях земной поверхности.Изображение земной поверхности

в древности. Параллели и меридианы.

Решение типовых задач.

Регулятивные:целеполагание — выполне­ние постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; контроль и оценка — осуществление взаимоконтроля, контроля, коррекции, оценки деятельности на уроке. Познавательные: общеучебные - выполне­ние поиска и выделения необходимой ин­формации, структурирование знаний,осоз­нанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; предметные — освоение поня­тия «широта»,»долгота», логические — анализ различ­ных карт с целью выделения признаков, вы­бор оснований и критериев для их сравне­ния и классификации.

Коммуникативные: умение с достаточной полно той и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответст­вии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:нравственно-этическая ори­ентация - осознание географии как науки, позволяющей людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимодействия человека, природы и общества

20.10

 

9

Глобус – источник географической информации

 

Глобус.

Географическая карта.Определение расстояний и направлений по глобусу.

 

Практическая  работа с глобусом как моделью Земли,   картами полушарий и физической картой России с целью выявления различий между ними на основе сравнительного  анализа.

 

Регулятивные:оценка - выделение и осоз­нание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; взаи­моконтроль, поиск информации в различных источниках.Познавательные:общеучебные— осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме, осуществление выбора наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимо­сти от конкретных условий, рефлексии спо­собов и условий действия, контроля и оцен­ки процесса и результатов деятельности, определение сановной и второстепенной информации; предметные - усвоение алго­ритма определения местоположения раз­личных объектов на карте: логические - по­строение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказа­тельство, самостоятельное создание спосо­бов решения проблем творческого и поиско­вого характера.

Коммуникативные:планирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия; управление поведением партнера - осуществление кон­троля, коррекции, оценки действий партнера.

Личностные:смыслообразование — прояв­ление способности к самооценке на основе критерия успешности, самостоятельности, трудолюбия, установление связи между це­лью учебной деятельности и ее мотивом

27.10

.

РАЗДЕЛIIРАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

Тема 3. Изображение Земли(2 час)

10

Способы изображения земной поверхности: планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки.

Формирование представлений об изображениях земной поверхности.            Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта,

аэрофотоснимки, космические снимки

Сравнительный анализ видов изображения земной поверхности. Знакомство и изучение  различных источников информации - планов местности, географических карт, аэрофотоснимков, космических снимков - выявление различий и сходства в изображении элементов  градусной   сети на глобусе и карте  на основе аналитической деятельности.

Чтение  планов  местности и карт с целью научиться ориентироваться  по карте.

 

Регулятивные:целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; поиск информации в различных источниках; контроль - взаимоконтроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:общеучебные- выделе­ние и формулирование познавательной це­ли; логические - построение логической цепочки рассужде­ний, выполнение анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несу­щественных), синтеза.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыс­ли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаи­модействия; постановка вопросов - инициа­тивное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:нравственно-этическая ори­ентация - осознание значимости географи­ческих открытий в прошлом, их ценность для будущих поколений; смыслообразование - осуществление самооценки на основе критерия успешности

10.11

 

11

История географической карты

 

Формирование представлений об изображениях земной поверхности.Изображение земной поверхности

в древности..

Географическая карта.

 

Подготовка сообщений, компьютерных презентаций     Чтение  планов  местности и карт с целью научиться ориентироваться  по карте.

 

Регулятивные:целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; оценка качества и уровня знаний; кор­рекция - внесение необходимых дополнений и корректив в предложенный текст.

Познавательные:общеучебные - самостоя­тельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение ме­тодов информационного поиска, структури­рование знаний, рефлексия способов и усло­вий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыс­ли; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаи­модействия; постановка вопросов - инициа­тивное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:самоопределение - осознание важности таких личностных качеств, как патриотизм, мужество и выдержка; нравст­венно-этическая ориентация — оценивание усваиваемого содержания учебного мате­риала

17.11

 

 

ТЕМА 4. История открытия и освоения Земли (6 час)

12

Географические открытия древности.

 

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей,

 

Составление систематизирующей таблицы. Работа с картами, картосхемами с целью извлечения информации и формирования аналитических   умений.

Работа с текстом учебника:

- для выявления новых понятий, терминов и выражений,  умения объяснять значение их своими словами: "путь из варяг в греки", Великий   шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы;

- ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее   время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и   путешествий;

-изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов.

Работа с записками, отчётами, дневниками путешественников  как источниками географической информации  для формирования аналитических  и коммуникативных умений.

Регулятивные:целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще не извест­но, фиксирование индивидуального затруд­нения в пробном действии. Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной це­ли, осуществление поиска информации в предложенных источниках, выбор наибо­лее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, вы­полнение рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и ре­зультатов деятельности; Коммуникативные:постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске

и сборе информации; управление поведением

партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:смыслообразование — прояв­ление эмоционально-ценностного отноше­ния к окружающей среде

24.11

 

13

Географические открытия Средневековья.

 

янтарь, Северное море, Атлан­тический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия.

Составление систематизирующей таблицы. Работа с картами, картосхемами с целью извлечения информации и формирования аналитических   умений.

Работа с текстом учебника:

- для выявления новых понятий, терминов и выражений,  умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий   шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы;

- ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее   время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и   путешествий;

-изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов.

 

Работа с записками, отчётами, дневниками путешественников  как источниками географической информации  для формирования аналитических  и коммуникативных умений.

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известнозаучивание понятий и терминов наизусть; поиск информации в различных источниках.

Познавательные:общеучебные — постанов­ка и формулирование проблемы, самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера; логические - фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные:тонирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия, учет различ­ных мнений, координирование в сотрудни­честве различных позиций, достижение до­говоренности и согласованности в процессе поиска общего решения. Личностиые: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

01.12

 

14

Великие географические открытия.

 

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

 

Составление систематизирующей таблицы. Работа на контурной карте Работа с картами, картосхемами с целью извлечения информации и формирования аналитических   умений.

Работа с текстом учебника:

- для выявления новых понятий, терминов и выражений,  умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий   шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы;

- ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее   время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и   путешествий;

-изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов.

 

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известнозаучивание понятий и терминов наизусть; поиск информации в различных источниках.

Познавательные:общеучебные — постанов­ка и формулирование проблемы, самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера; логические - фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные:тонирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия, учет различ­ных мнений, координирование в сотрудни­честве различных позиций, достижение до­говоренности и согласованности в процессе поиска общего решения. Личностиые: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

08.12

 

15

Географические открытия XVIIXXвеков.

 

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три

моря». Освоение Сибири.

 

Составление систематизирующей таблицы. Работа с картами, картосхемами с целью извлечения информации и формирования аналитических   умений.

Работа с текстом учебника:

- для выявления новых понятий, терминов и выражений,  умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий   шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы;

- ознакомления с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее   время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и   путешествий;

-изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов.

Работа с записками, отчётами, дневниками путешественников  как источниками географической информации  для формирования аналитических  и коммуникативных умений.

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известнозаучивание понятий и терминов наизусть; поиск информации в различных источниках.

Познавательные:общеучебные — постанов­ка и формулирование проблемы, самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера; логические - фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные:тонирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия, учет различ­ных мнений, координирование в сотрудни­честве различных позиций, достижение до­говоренности и согласованности в процессе поиска общего решения. Личностиые: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

15.12

 

16

Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.

 

Мировой океан. Марианская впадина. Научно-исследовательское судно «Витязь».Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков.

Составление систематизирующей таблицы. Работа на контурной карте Работа с картами, картосхемами с целью извлечения информации и формирования аналитических   умений.

Работа с текстом учебника:

 

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известнозаучивание понятий и терминов наизусть; поиск информации в различных источниках.

Познавательные:общеучебные — постанов­ка и формулирование проблемы, самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера; логические - фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные:тонирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия, учет различ­ных мнений, координирование в сотрудни­честве различных позиций, достижение до­говоренности и согласованности в процессе поиска общего решения. Личностиые: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности

22.12

 

17

Записки путешественников как источники географической информации.

 

Бортовой журнал. «Скаски», дневники путешественников, описания.особенности различных методов исследования и правила их использования при изучении географических объектов и явлений.

.

Работа с записками, отчётами, дневниками путешественников  как источниками географической информации  для формирования аналитических  и коммуникативных умений.

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известнозаучивание понятий и терминов наизусть; поиск информации в различных источниках.

Познавательные:общеучебные — постанов­ка и формулирование проблемы, самостоя­тельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поис­кового характера; логические - фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные:тонирование учебно­го сотрудничества с учителем и сверстника­ми - определение цели, функций участни­ков, способов взаимодействия, учет различ­ных мнений, координирование в сотрудни­честве различных позиций, достижение до­говоренности и согласованности в процессе поиска общего решения. Личностиые: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной

 

29.12

 

РАЗДЕЛ III ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ.

ТЕМА 5. Литосфера(4 час)

18

Земная кора, литосфера.

 

Формирование представления о внутреннем строении Земли.

Составление схемы, анализ схемы учебника. Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике:

-Работа с новыми   понятиями  и терминами (уметь объяснять своими словами): литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.;

.

Регулятивные: целеполагание - формули­рование учебной задачи на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще не известно; планирование - составление плана и последовательности действий. Познавательные: общеучебные -- осущест­вление анализа объектов с целью выделе­ния признаков, поиска необходимой инфор­мации, структурирование знаний; логические - подведение под поня­тия, выведение следствий.

Коммуникативные: взаимодействие — учет различных мнений, разрешение конфликтов, использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: смыслообразование — прояв­ление устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

12.01

 

19

Горные породы, слагающие земную кору и их значение для человека.

 

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры.

Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике:

-Работа с новыми   понятиями  и терминами (уметь объяснять своими словами): литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

- изучение  методов  изучения земных недр и Мирового океана;

- изучение горных пород в ходе выполнения практической работы.

Регулятивные: целеполагание - формули­рование учебной задачи" на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Познавательные:общеучебные - самостоя­тельное выделение и формулирование по­знавательной цели, осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания в устной и^тисьменной форме; Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной цели, поиск информации в различных источниках; предметные - понимание происхождениямагматических, осадочных и метаморфиче­ских горных пород; логические - выполне­ние анализа объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выве­дение следствий.

логичес­кие — выполнение анализа объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функ­ций участников, способов взаимодействия.

 Личностные: смыслообразование - само­оценка на основе критерия успешности; са­моопределение — понимание прав ученика; осознание необходимости выполнения обя­занностей ученика

19.01

 

20

Рельеф и его значение для человека.

 

Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности.

Составление схемы «Силы, формирующие рельеф Земли» Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике:

-Работа с новыми   понятиями  и терминами (уметь объяснять своими словами): литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

- изучение  методов  изучения земных недр и Мирового океана;
- умение узнавать и находить на картах  примеры основных форм рельефа суши и  дна океана; 

- изучение горных пород в ходе выполнения практической работы.

Регулятивные: целеполагание — формули­рование учебной задачи на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще не известно; планирование — определение последовательности промежуточных целей.

Познавательные: общеучебные - выделение и формулирование познавательной цели; предметные - понимание того, что такое рельеф, разнообразия форм рельефа, внут­ренних и внешних процессов, формирующих рельеф, влияния рельефа на жизнь и хозяйст­венную деятельность человека, освоение способов изображения рельефа на планах и географических картах; логические - под­ведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функ­ции участников, способов взаимодействия.

Личностные: самоопределение — проявле­ние потребности в самовыражении и само­реализации

26.01

 

21

Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменение под влиянием внутренних и внешних сил Земли.

 

Горы и равнины. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Сравнение рельефа суши и дна Океана Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике:

-Работа с новыми   понятиями  и терминами (уметь объяснять своими словами): литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

- изучение  методов  изучения земных недр и Мирового океана;
- умение узнавать и находить на картах  примеры основных форм рельефа суши и  дна океана;

- изучение горных пород в ходе выполнения практической работы.

Регулятивные: целеполагание — формули­рование учебной задачи на основе соотне­сения того, что уже известно, и того, что ещене известно.

Познавательные: общеучебные - выделение и формулирование познавательной цели; предметные - понимание того, что такое рельеф, разнообразия форм рельефа, внут­ренних и внешних процессов, формирующих рельеф, влияния рельефа на жизнь и хозяйст­венную деятельность человека, освоение способов изображения рельефа на планах и географических картах; логические - под­ведение под понятия, выведение следствий.

Коммуникативные: инициативное со­трудничество - постановка вопросов, до­суг: управление коммуникацией — осуществ­ление взаимного контроля.

Личностные: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешной деятельности, нравственно-эти­ческого оценивания усваиваемого содержа­ния. исходя из социальных и личностных ценностей

02.02

 

ТЕМА 6. Гидросфера(3 час)

22

Мировой круговорот воды в природе.

 

Формирование представлений о гидросфере и её составных частях.Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере.

Анализ схемы учебника.» Работа с новыми понятиями и терминами темы.  

Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана.

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; саморегуляция - умение стабилизиро­вать эмоциональное состояние для решения задач.

Познавательные: общеучебные - самостоя­тельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной форме предметные - понимание роли гидро­сферы в природе; логические - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.логические - установление причинно-следственных связей, представле­ние цепочек объектов и явлений, построение логической цепочки рассуждений, форму­лирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — определение цели, функ­ций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество — постановка вопросов, формулирование затруднения.

Личностные: нравственно-этическая ори­ентация - проявление позитивной мораль­ной самооценки и моральных чувств

09.02

 

23

Мировой океан и его части

 

Мировой океан.Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере.

Работа на контурных картах. Работа с новыми понятиями и терминами темы.  

Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения Л)го. что уже известно, и того, что еще не извест­но; планирование - определение последова­тельности промежуточных целей.

Познавательные:общеучебные - самостоя­тельное выделение и формулирование по­знавательной цели, осуществление поиска и выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия спосо­бов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности логи­ческие - построение логической цепочки рассуждений, анализ объектов с целью вы­деления признаков (существенных, несуще­ственных), установление причинно-следст­венных связей.

Коммуникативные: инициативное со­трудничество — постановка вопросов; взаи­модействие -«выражение своих мыслей.

Личностные: смыслообразование — прояв­ление интереса к новым знаниям, трудолю­бия, усидчивости

16.02

 

24

Вода – «кровеносная система» Земли.

 

составные части гидросферы ,отличительные черты. Изображение на карте составныхчастей гидросферы.

Работа по формированию понятий. Работа с новыми понятиями и терминами темы.

Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана.

Регулятивные: оценка - выделение и осоз- нание того, что уже усвоено, осознание ка­чества и уровня усвоения.

Познавательные:общеучебные - осущест­вление поиска и выделения необходимой информации, выбора наиболее эффектив­ных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при ре­шении проблем творческого и поискового характера; предметные - освоение принци­пов работы с картами, логические — выдвижение ги­потезы их обоснование, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, анализ истин­ности утверждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение целифункций участников, способов взаимодей­ствия; инициативное сотрудничество — по­становка вопросов; управление коммуника­цией — выявление, идентификация пробле­мы, поиск и оценка альтернативных спосо­бов разрешения конфликта, принятие реше­ния и его реализация.

Личностные:смыслообразование - прояв­ление эмпатии как понимание чувств дру­гих людей

23.02

 

ТЕМА 7. Атмосфера(4 часа)

 

25

Атмосфера Земли и её значение.

 

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат.

 

Беспокойная атмосфера

Формирование первичных представлений об атмосфере Земли.

 

Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Подготовка сообщений и презентаций.

Регулятивные: планирование — определе­ние последовательности промежуточных целей; контроль — различие способа и ре­зультата действия.

Познавательные:общеучебные — осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме, осуществление выбора наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимо­сти от конкретных условий, рефлексия спо­собов и условий действия, контроль и (оцен­ка процесса и результатов деятельности, оп­ределение основной и второстепенной ин­формации; предметные - формиро­вание представления о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмо­сферы, отличительных особенностях ее сло­ев, методах изучения атмосферы, факторах, влияющих на температуру воздуха, озна­комление с тепловыми поясами планеты;логические - обобщение, срав­нение, анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функ­ций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество — постановкавопросов; управление коммуникацией — раз­решение конфликтов; управление поведени­ем партнера; взаимодействие - полное и точное выражение своих мыслей. Личностные: смыслообразование - осуще­ствление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности, прояв­ление интереса к практической деятельно­сти, самостоятельность, осознание своих возможностей в учении

02.03

 

26

Что такое погода?

 

Подготовка сообщений, презентаций.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. Познавательные: общеучебные — выделе­ние и формулирование познавательной це­ли; логические - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: взаимодействие - вы­ражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью, учет разных мнений. Личностные: смыслообразование - прояв­ление устойчивого познавательного интере­са к изучению географии

09.03

 

27

Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.

 

Практическая работа №4.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; планирование — выбор действий в соот­ветствии с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные - осущест­вление поиска и выделения необходимой

информации, структурирования знаний, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; ло­гические - подведение под понятия, выведе­ние следствий, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - постановка вопросов; инициативное сотрудничество — предложе­ние помощи в сотрудничестве. Личностные: нравственно-этическая ори­ентация - проявление творческих способ­ностей, осознание необходимости самосо­вершенствования

16.03

 

28

Синоптические карты

 Анализ синоптических карт

Регулятивные: целеполагание — постанов­ка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные - осущест­вление поиска и выделения необходимой информациилогические - самостоятельное создание способов реше­ния проблем творческого и поискового ха­рактера.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества — достижение договорен­ностей и согласование общего решения.

Личностные: нравственно-этическая ори­ентация - осознание качеств, необходимых для успешной учебы, адекватной оценки себя

06.04

 

ТЕМА 8. Биосфера(3 час)

 

29

Биосфера – живая оболочка Земли.

 

Формирование первичных представлений о биосфере Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Анализ геохронологической ленты.Формирование практических навыков и умений:

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление    ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за    сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду  своей местности;

 

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и тою, что еще не известно.

Познавательные:общеучебные - структу­рирование знаний, выбор наиболее эффек­тивных способов решения задач в зависимо­сти от конкретных условий; логические -осуществление анализа объектов с цельювыделения признаков, выбора оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные: инициативное со­трудничество - постановка вопросов, фор­мулирование своих затруднений.

Личностные: самооценка на основе крите­рия успешности

13.04

 

30

Природа – среда жизни человека.

 

Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях.            Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Составление схемы пищевых цепей в природе.Формирование практических навыков и умений:- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление    ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за    сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду  своей местности;

Регулятивные: целеполагание - постановка учебном задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; планирование - определение последова­тельности промежуточных целей. Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной це­ ли; структурирование знаний, свободное восприятие текстов художественного и на­учного стилей; предметные — освоение осо­бенностей биосферы, закономерности рас­пространения живых организмов на планете, взаимосвязи биосферы с другими сферами географической оболочки; логические самостоятельное создание способов реше­ния проблем творческого и поискового ха­рактера; подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - достижение договорен­ностей и согласование общего решения.

Личностные: смыслообразование - прояв­ление устойчивой познавательной мотива­ции, творческих способностей

20.04

 

31

Охрана природы

 

Подготовка сообщений.Формирование практических навыков и умений:

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление    ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за    сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду  своей местности;

 

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; контроль и самоконтроль — сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном.

Познавательные:общеучебные - выполне­ние поиска и выделения необходимой ин­формации, структурирование знаний, реф­лексия способов и условий действия, кон­троль и оценка процесса и результатов дея­тельности; логические — осуществление анализа объектов с целью выделения признаков, подведение под поня­тия, выведение следствий, построение логи­ческой цепи рассуждений. Коммуникативные: инициативное сотруд­ничество — постановка вопросов в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение --- осознание целостности природы Земли

27.04

 

ТЕМА 9. Природа и человек (4 ч.)

 

32

Воздействие человека на природу Земли.

 

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу? Природа и человек. Сообщество.

Приведение примеров положительного и отрицательного воздействия на природу Земли.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной це­ли, поиск и выделение необходимой инфор­мации; логические — подведение под понятия, выведение следст­вий, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества ~ формулирование своих затруднений; взаимодействие — умение строить монологичное высказывание.

Личностные: самоопределение - осознание необходимости бережного, гуманною от­ношения к окружающей среде

04.05

 

33

Экскурсия в природу

Составление правил поведения человека в природе.

Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уров­ня усвоения.

Познавательные: общеучебные - выполне­ние поиска и выделения необходимой ин­формации, осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; предметные - самостоятельное создание способов реше­ния проблем творческого и поискового ха­рактера; подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - достижение договорен­ностей и согласование общего решения

Личностные: смыслообразование - прояв­ление устойчивой познавательной мотива­ции, творческих способностей

 

11.05

 

34

Повторение

 

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

Обобщение и контроль по теме «Глобус – модель Земли».

Регулятивные: целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не извест­но; планирование - определение последова­тельности промежуточных целей. Познавательные:общеучебные - выделе­ние и формулирование познавательной це­ли; осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки про­цесса и результатов деятельности; логические — фор­мулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем твор­ческого и поискового характера. Коммуникативные: взаимодействие — умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение - понима­ние необходимости соблюдения правил от­ношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, знание основ здорового образа жизни

18.05

 

35

Повторение

 

Обобщение и контроль  ЗУН по курсу «Землеведение»

Регулятивные: оценка - выделение и осоз­нание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; кор­рекция - внесение необходимых дополнений и корректив.

Познавательйые:общеучебные - осущест­вление поиска и выделения необходимой информации, рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и ре­зультатов деятельности; предметные - по­нимание современной географической кар­тины мира и владение основами научных географических знаний; логические ~ само­стоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: управление коммуни­кацией - разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выра­жать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: смыслообразование — само­оценка на основе критериев успешности учебной деятельности

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения

Предметные  результаты обучения:

- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы.

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления,  расстояния  на глобусе, на карте, на   местности;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса,

объяснять их особенности;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов  градусной   сети на глобусе и карте

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных    предметов.

 

- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий

шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее  время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и  путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

 

объяснять понятия и термины: Литосфера,  горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.

Мировой  круговорот, океан, море, заливы, проливы. 

Гидросфера, речная система (и ее части).Озёра, болота, подземные воды, ледники.

 Атмосфера, атмосферный воздух ,погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта.

Биосфера, биологический круговорот.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;

 - наносить на контурную  карту и правильно подписывать   географические

объекты;

 - называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

 - приводить примеры основных форм рельефа суши и  дна океана; 

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление   ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

 - описывать погоду  своей местности;

- уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- уметь вести полевой дневник.

 

Метапредметные  результаты обучения:

- ставить учебную задачу под руководством  учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в  совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

 - составление  описания  объектов;

 - составление простого  и сложного плана;

 - осуществлять поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

 - работать  с текстом и  нетекстовыми компонентами:

 - составлять  план изучения или описания объекта;

 - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами;

 -  оценивать работу одноклассников;

 - выявлять причинно-следственные связи;

 - анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами

объекта;

 -  составлять вопросы  к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,

схемы     по  содержанию текста.

 

 Личностные результаты обучения:

  - Формирование ответственного отношения к учению,

     - развития опыта участия в социально значимом труде;

     - формирование целостного мировоззрения;

     - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению;

     - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

      - формирование основ экологической культуры.

Перечень учебно-методического обеспечения

 1.   География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

 2  География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание

 3.   Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991

 4   Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.

 5 География. Начальный курс. 5 класс. Баринов, Плешаков, Сонин, Дрофа 2012г

 7  Интерактивное наглядное пособие «План и карта»   

 8. Интерактивное наглядное пособие «Великие географические открытия»

 9.Электронное картографическое пособие «География. Мир.», - издательство «Просвещение»

 10. Интерактивное картографическое пособие «География. Планета Земля», - издательство «Просвещение»

 

Оборудование и приборы:

1. Гербарий для физической географии.

2. Глобусы.

3. Компасы.

4. Коллекция горных пород и минералов.

5. Комплект настенных  карт по курсу 5 класса.

6. Комплект тематических таблиц по курсу 5 класса.

7.Электронные носители -  5 - 6 класс Уроки географии Кирилла и Мефодия М. ООО «Кирилл и Мефодий 2004

 

 

Список литературы (основной и дополнительной)

1.Учебник  География. Землеведение.5-6 классы. Авторы О.А. Климанова. В.В.Климанов, Э.В.Ким.  изд. М., Дрофа, 2012

2.Атлас География 5 класс

3.Контурные карты География 5 класс

4. Рабочая тетрадь по географии  5 класс

5. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах -  С-П. Виктория. 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

Дата

Причина корректировки

Что скорректировано

Зам. директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по географии для 5 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая пргорамма по географии составлена для учащихся 5 класса, перешедших на обучение по новыи Федеральным образовательным стандартам второго поколения основного общего образования (ФГОС ООО). Соответствует требованиям ФГОС. В Программе учитываются основные идеи и положения программы иразвития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.Планирование составлено на основе Программы под редакцией О.А.Климановой, 2012 г. Учебник "География. Землеведение 5-6 класс" под ред. О.А. Климановой, Москва, "Дрофа", 2012. Программа содержит пояснительную записку, краткое содержание тем курса, учебно-тематическое планирование, планируемые результаты обучения, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 775 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.03.2015 351
    • DOCX 56.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рухманова Надежда Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 297986
    • Всего материалов: 121

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов