Главная / География / рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;

рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;

- программой основного общего образования по географии для 5 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;

- программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013г;

- основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115от 0109.2014 г.;

- учебно-методическим комплексом Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2014 г.


На основании:

статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

- положения о рабочей программе по учебному предмету педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО приказ№120 от01.09.2014

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

Общая характеристика учебного предмета


«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования. Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). «Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Общее количество часов в год -35, один час в неделю.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.


Учебные понятия

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.


Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.


Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;

  • специфики методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;

  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.


Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  4. Организация наблюдений за погодой.


Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)

Содержание темы

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия

Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;

  • свойства географической карты и плана местности;

  • географические следствия вращения Земли;

Умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • направления на карте и плане;

  • стороны горизонта.


Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;

  • маршруты путешествий

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.


Учебные понятия

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • особенности оболочек Земли;

  • специфику географической оболочки.

Умение определять:

  • отличия природных объектов;

  • отличия оболочек Земли.

Практические работы

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

  • Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • географические особенности природы и населения материков и океанов;

  • особенности взаимодействия океана и суши;

  • значение Мирового океана.

Умение определять:

  • специфику природы и населения материков;

  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.


Календарно-тематическое планирование

Дата

Раздел

Тема урока



Кол-во часов

Тип урока

Формирующие виды деятельности

Универсальные учебные действия

Теоретические

знания

Результаты освоения междисцип. программ

Пр. работа

Д/з

Метапредметные умения и связи

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

понятия

закономерности

ИКТ -компетентность

Основы учебной исследовательской деят -ти

Основы смыслового чтения







1








03.09

Тема 1. Наука география





Что такое география?











Урок изучения нового материала

Умение объяснятьСпецифику географии как науки

Специфику методов географических исследований

Умение определять:

Отличительные особенности географических методов исследования;

Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации

смыслообразование

Целеполагание;

планирование

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

География, наука, метод, источник географических знаний, картография


Обращение с устройствами ИКТ


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


1. Составление схемы наук о природе.






П.1

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно – следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с биологией, химией, астрономией и историей.

2

10.09

Методы географических исследований




2. Составление описания учебного кабинета географии

3. Организация наблюдений за погодой

П.2





3











4









5







6












17.09













24.09









01.10







08.10











15.10

Тема 2.Земля и ее изображение



От плоской Земли к земному шару. Пр.р.№1
































Урок изучение нового материала и урок совершенствования знаний, контроль знаний

.

Умение объяснять:

Особенности формы и размеров Земли;

Свойства географической карты и плана местности;

Географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

Отличительные особенности изображений земной поверхности;

Направления на карте и плане;

Стороны горизонта.


нравственно-этическая ориентация


Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль; коррекция

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

Знаково-символические действия:

Моделирование

Логические действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; доказательство;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Плоскость, шар. Окружность Земли, эллипсоид, полярный радиус, суточное движение Земли, годовое движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта. План местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки. Год, високосный год, полюс, экватор

Влияиние вращения Земли

ввзаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);






использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

Создание модели Земли к 5 уроку.

Работа с текстом: оценка информации


1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности











2Определение с помощью компаса сторон горизонта.










П.3

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно – следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, физикой, математикой.



Форма, размеры и движение

Земли.


П.4









П5







П6







П4-6

Глобус и карта





Ориентирование на местности. Пр.р. №2





Урок обобщения и контроля по теме раздела.













8











9





10







11



12



13

14



15



16



17





18



19



20



21





22
















































22.10











05.11





12.11







19.11



26.11



03.12

10.12



17.12



24.12



14.01





21.01



28.01



04.02



11.02





18.02

Тема 3.История географических открытий

По следам путешественников

каменного века



Путешественники древности



Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии

Хождение за три моря. Морской путь в Индию

Открытие Америки.

Первое кругосветное плавание.

Пр.р.1

Открытие Южного материка. Поиски южной земли продолжаются

Русские путешественники.

Вокруг света под русским флагом.

Пр.р.2Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. Урок коррекции



























1ч.



1ч.

1ч.



1ч.



1ч.



1ч.











1ч.



1ч.





1ч.
























Урок изучение нового материала и урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

Умение объяснять:

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

Причины и следствия географических путешествий и открытий;

Маршруты путешествий
































































нравственно-этическая ориентация

Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль и коррекция

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические действия:

установление причинно-следственных связей.


владение монологической и диалогической формами речи.

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, части света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.



ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий и открытий;

2. Составление сводной таблицы « Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».









П7









П8







П9-10





П11-13













П14-15















П16-18






















Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою

деятельность под

руководством

учителя; выявлять

причинно – следственные

связи; определять

критерии для сравнения

фактов, явлений;

выслушивать и

объективно оценивать

другого; уметь вести

диалог, вырабатывая о

бщее решение.

Связь с историей.





23



24











25






25.02



04.03













11.03

Тема 4. Природа Земли

Что такое природа?












Урок изучение нового материала и урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

































































использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Создавать диаграммы различных видов

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; - проект по охране природы Оренбургской области. Урок №20


1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

2. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения .


1. Организация фенологических наблюдений в природе.

П27











Проекты 28





Проекты учащихся





27-28








Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, биологией, физикой, химией

Природные объекты

Оболочки Земли.






Урок обобщения и контроля знаний.
















26



27









28



29





30



31





32



33



34



35




































18.03



01.04









08.04



15.04





22.04



29.04





06.05



13.05



20.05



27.05

Тема 5.

Путешествие по планете Земля



Мировой океан и его части

10 ч









1ч.

Урок изучение нового материала и урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

Умение объяснять:

Географические особенности природы и населения материков и океанов;

Особенности взаимодействия океана и суши;

Значение Мирового океана.

Умение определять:

Специфику природы и населения материков;

Характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

нравственно-этическая ориентация

Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль и коррекция

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические действия:

установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы.

самостоятельное создание способов решения проблем

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи

Мировой океан, залив, пролив, море; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания, среда обитания, животный мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно= исследовательская станция.


1Поиск и организация хранения информации.

2. Коммуникация и социальное взаимодействие.

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;- урок - №23

Поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация прочитанного

1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

П

19

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, физикой, биологией.




































































П

20

Значение Мирового океана для природы и человека








Путешествие по Евразии


П

21

Путешествие по Африке




П

22

Путешествие по Северной Америке




П

23

Путешествие по Южной Америке



П

24

Путешествие по Австралии


П

25

Путешествие по Антарктиде


П

26

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела»






19-26



Урок коррекции знаний по теме раздела» Путешествие по планете Земля»











35





36











.



20.05





27.05

Повторение.

Урок итогового контроля по курсу.

Урок коррекции знаний по курсу


3ч




















контроль и коррекция знаний учащихся.

Урок повторения знаний.

Контроль всех умений за год и коррекция знаний

профессиональное, жизненное самоопределение.

нравственно-этическая ориентация

контроль и коррекция

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Все понятия, изученные за год








Умение размещать информацию в Интернете


использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта


1-28













П6

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК (авторская программа Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедиа-проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Коллекция медиаресурсов.

  6. Выход в Интернет.

  7. Учебная геоинформационная система.

  8. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  9. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  10. Глобус большой.

  11. Глобусы лабораторные.

  12. Теллурий.

  13. Физическая карта полушарий.

  14. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  15. Карта великих географических открытий.

  16. Домогацких Е.М., домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику







Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения , особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

  1. Знать (понимать):

-форму и размеры Земли;

-полюса, экватор;

-части Мирового океана;

-виды движения воды в океане;

-материки и океаны Земли;

-географические объекты, предусмотренные программой;

-маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

-анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.-

-использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

-находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

-описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

-приводить примеры географических объектов.

-проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

-различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

-формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Нормы оценок по географии

За устный ответ

Отметка «5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.


Отметка «4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Отметка «1» - ответ отсутствует.

Оценка практических умений учащихся

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.









31


рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;
  • География
Описание:

                        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;

- программой основного общего образо­вания по географии  для 5 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;

- программой  развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013г;

- основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № ___ от ______ 2014 г.;

- учебно-методическим комплексом Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2014 г.

 

На основании:

статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

- положения о рабочей программе по учебному предмету  педагога, осуществляющего функции введения  ФГОС ООО

 Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.

 

 «Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

·         актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

·         развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

·         научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

·         научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

·         форму и размеры Земли;

·         полюса, экватор;

·         части Мирового океана;

·         виды движения воды в океане;

·         материки и океаны Земли;

·         географические объекты, предусмотренные программой;

·         маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

·         анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

·         использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

·         находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

·         описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

·         объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

·         приводить примеры географических объектов.

·         проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

·         различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

·         составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

·         формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

II. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

·         овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

·         осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

·         сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

·         формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

·         формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

·         формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения , особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

·         овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

·         овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

·         овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

·         формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·         формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

·         называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

·         показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

·         называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

·         осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

·         умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;

·         эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

·         патриотизм, любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД:

·         способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

·         умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

·         формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·         умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

·         самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

 

 практические занятия (оценочные)

10

 итогового тестирования

5

 контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

2

Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

 

Учебные понятия

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

 

Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.

 

Основные образовательные идеи:

·     География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

·     География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

 

Метапредметные умения:

·     ставить учебную задачу под руководством  учителя;

·     планировать свою деятельность под руководством учителя;

·     выявлять причинно-следственные связи;

·     определять критерии для сравнения фактов, явлений;

·     выслушивать и объективно оценивать другого;

·     уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные умения

Умение объяснять:

·     специфику географии как науки;

·     специфики методов географических исследований.

Умение определять:

·     отличительные особенности географических методов исследования;

·     рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

 

Практические работы:

1.   Составление схемы наук о природе.

2.   Составление описания учебного кабинета географии.

3.   Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

4.   Организация наблюдений за погодой.

 

Тема 2. Земля и её изображение (6 часов)

Содержание темы

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

 

Учебные понятия

Плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

 

Персоналии

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

 

Основные образовательные идеи

·     Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

·     Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

·     Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

 

Метапредметные умения:

·     ставить учебную задачу под руководством  учителя;

·     планировать свою деятельность под руководством учителя;

·     выявлять причинно-следственные связи;

·     определять критерии для сравнения фактов, явлений;

·     выслушивать и объективно оценивать другого;

·     уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные умения

Умение объяснять:

·     особенности формы и размеров Земли;

·     свойства географической карты и плана местности;

·     географические следствия вращения Земли;

Умение определять:

·     отличительные особенности изображений земной поверхности;

·     направления на карте и плане;

·     стороны горизонта.

 

Практические работы:

1.   Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.   Составление плана кабинета географии.

3.   Определение с помощью компаса сторон горизонта.

 

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

 

Учебные понятия

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

 

Персоналии

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

 

Основные образовательные идеи

·     Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

 

Метапредметные умения:

·     ставить учебную задачу под руководством  учителя;

·     планировать свою деятельность под руководством учителя;

·     выявлять причинно-следственные связи;

·     определять критерии для сравнения фактов, явлений;

·     выслушивать и объективно оценивать другого;

·     уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные умения

Умение объяснять:

·     результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·     влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

·     причины и следствия географических путешествий и открытий;

·     маршруты путешествий

 

Практические работы:

1.   Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

2.   Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

 

Тема 4. Природа Земли (2 часа)

Содержание темы

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

 

Учебные понятия

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

 

Основные образовательные идеи:

·     Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

·     Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

 

Метапредметные умения:

·     ставить учебную задачу под руководством  учителя;

·     планировать свою деятельность под руководством учителя;

·     выявлять причинно-следственные связи;

·     определять критерии для сравнения фактов, явлений;

·     выслушивать и объективно оценивать другого;

·     уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные умения

Умение объяснять:

·     особенности оболочек Земли;

·     специфику географической оболочки.

Умение определять:

·     отличия природных объектов;

·     отличия оболочек Земли.

 

Практические работы

1.   Организация фенологических наблюдений в природе.

 

Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

 

Учебные понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

 

Основные образовательные идеи

·     Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

·     Природа каждого материка уникальна.

 

Метапредметные умения:

·     ставить учебную задачу под руководством  учителя;

·     планировать свою деятельность под руководством учителя;

·     выявлять причинно-следственные связи;

·     определять критерии для сравнения фактов, явлений;

·     выслушивать и объективно оценивать другого;

·     уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

Предметные умения

Умение объяснять:

·     географические особенности природы и населения материков и океанов;

·     особенности взаимодействия океана и суши;

·     значение Мирового океана.

Умение определять:

·     специфику природы и населения материков;

·     характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

 

Практические работы:

1.   Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

2.   Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

 

Резерв времени – 2 часа

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать)

·     форму и размеры Земли;

·     полюса, экватор;

·     части Мирового океана;

·     виды движения воды в океане;

·     материки и океаны Земли;

·     географические объекты, предусмотренные программой;

·     маршруты географических исследований и путешествий.

Учащиеся должны уметь:

·     анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

·     использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;

·     находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

·     описывать по картам взаимное расположение географических объектов;

·     объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

·     приводить примеры географических объектов;

·     проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

·     различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы, объекты и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов;

·     составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием географической информации;

·     формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

 

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия,США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

 

 

 

 

Дата

Раздел

Тема урока

 

Кол-во часов

Тип урока

Формирующие виды деятельности

Универсальные учебные действия

Теоретические

знания

Результаты освоения междисцип. программ

Пр. работа

Д/з

Метапредметные  умения и связи

 

 

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

понятия

закономерности

ИКТ -компетентность

Основы учебной исследовательской деят -ти

Основы смыслового чтения

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

03.09

Тема 1. Наука география

 

 

Что такое география?

 

 

 

 

 

 

Урок изучения нового материала

Умение объяснятьСпецифику географии как науки

Специфику методов географических исследований

Умение определять:

Отличительные особенности географических методов исследования;

Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации

смыслообразование

Целеполагание;

планирование

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические  действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

География, наука, метод, источник географических знаний, картография

 

Обращение с устройствами ИКТ

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

 

1. Составление схемы наук о природе.

 

 

 

П.1

Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно – следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Выслушивать и объективно оценивать другого;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с биологией, химией, астрономией и историей.

 

 

2

10.09

Методы географических исследований

 

 

2. Составление описания учебного кабинета географии

3. Организация наблюдений за погодой

П.2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

17.09

 

 

 

 

 

 

24.09

 

 

 

 

01.10

 

 

 

08.10

 

 

 

 

 

15.10

 Тема 2.Земля и ее изображение

 

От плоской Земли к земному шару. Пр.р.№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  изучение нового материала и  урок совершенствования знаний, контроль знаний

.

Умение объяснять:

Особенности формы и размеров Земли;

Свойства географической карты и плана местности;

Географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

Отличительные особенности изображений земной поверхности;

Направления на карте и плане;

Стороны горизонта.

 

нравственно-этическая ориентация

 

Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль; коррекция

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

поиск ивыделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

Знаково-символические действия:

Моделирование

Логические  действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Плоскость, шар. Окружность Земли, эллипсоид, полярный радиус, суточное движение Земли, годовое движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта. План местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки. Год, високосный год, полюс, экватор

Влияиние вращения Земли

ввзаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);

 

 

 

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

Создание модели Земли  к 5 уроку.

Работа с текстом: оценка информации

 

1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

 

 

 

 

 

2Определение с помощью компаса сторон горизонта.

 

 

 

 

 

П.3

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно – следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, физикой, математикой.

 

 

 

Форма, размеры и движение

Земли.

 

П.4

 

 

 

 

П5

 

 

 

П6

 

 

 

П4-6

 

 

Глобус и карта

 

 

Ориентирование на местности. Пр.р. №2

 

 

 

 

Урок обобщения и контроля по теме раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

10

 

 

 

11

 

12

 

13

14

 

15

 

16

 

17

 

 

18

 

19

 

20

 

21

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.10

 

 

 

 

 

05.11

 

 

12.11

 

 

 

19.11

 

26.11

 

03.12

10.12

 

17.12

 

24.12

 

14.01

 

 

21.01

 

28.01

 

04.02

 

11.02

 

 

18.02

 Тема 3.История географических открытий

По следам путешественников

каменного века

 

Путешественники древности

 

Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии

Хождение за три моря. Морской путь в Индию

Открытие Америки.

Первое кругосветное плавание.

Пр.р.1

Открытие Южного материка. Поиски южной земли продолжаются

Русские путешественники.

Вокруг света под русским флагом.

Пр.р.2

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела. Урок коррекции знаний по теме раздела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ч.

 

1ч.

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

1ч.

 

 

 

 

 

1ч.

 

1ч.

 

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  изучение нового материала и  урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

Умение объяснять:

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

Причины и следствия географических  путешествий и открытий;

Маршруты путешествий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нравственно-этическая ориентация

Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль и коррекция

Общеучебные универсальные действия:

поиск ивыделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности

Логические действия:

установление причинно-следственных связей.

 

владение монологической и диалогической формами речи.

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, части света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

 

 

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий и открытий;

2. Составление сводной таблицы « Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

 

 

 

 

П7

 

 

 

 

П8

 

 

 

П9-10

 

 

П11-13

 

 

 

 

 

 

П14-15

 

 

 

 

 

 

 

П16-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою

деятельность под

руководством

учителя; выявлять

причинно – следственные

связи; определять

критерии для сравнения

фактов, явлений;

выслушивать и

объективно оценивать

другого; уметь вести

диалог, вырабатывая о

бщее решение.

Связь с историей.

 

 

 

23

 

24

 

 

 

 

 

25

 

 

 

25.02

 

04.03

 

 

 

 

 

 

11.03

Тема 4. Природа Земли

Что такое природа?

 

 

 

 

 

 

Урок  изучение нового материала и  урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Создавать диаграммы различных видов

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; - проект по охране природы Оренбургской области. Урок №20

 

1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

2. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

 

1. Организация фенологических наблюдений в природе.

П27

 

 

 

 

 

Проекты 28

 

 

Проекты учащихся

 

 

27-28

 

 

 

 

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, биологией, физикой, химией

 

 

Природные объекты

Оболочки Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок обобщения и контроля знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

27

 

 

 

 

28

 

29

 

 

30

 

31

 

 

32

 

33

 

34

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.03

 

01.04

 

 

 

 

08.04

 

15.04

 

 

22.04

 

29.04

 

 

06.05

 

13.05

 

20.05

 

27.05

Тема 5.

Путешествие по планете Земля

 

Мировой океан и его части

10 ч

 

 

 

 

1ч.

Урок  изучение нового материала и  урок совершенствования знаний, контроль и коррекция знаний учащихся

Умение объяснять:

Географические особенности природы и населения материков и океанов;

Особенности взаимодействия океана и суши;

Значение Мирового океана.

Умение определять:

Специфику природы и населения материков;

Характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение.

нравственно-этическая ориентация

Целеполагание;

Планирование

Прогнозирование; контроль и коррекция

Общеучебные универсальные действия:

поиск ивыделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

смысловое чтение.

извлечение необходимой информации.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности

Логические действия:

установление причинно-следственных связей.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы.

самостоятельное создание способов решения проблем

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи

Мировой океан, залив, пролив, море; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания, среда обитания, животный мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно= исследовательская станция.

 

1Поиск и организация хранения информации.

2. Коммуникация и социальное взаимодействие.

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;- урок - №23

Поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация прочитанного

1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

П

19

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Связь с историей, физикой, биологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

20

 

 

Значение Мирового океана для природы и человека

 

 

 

 

 

 

Путешествие по Евразии

 

П

21

 

 

Путешествие по Африке

 

 

П

22

 

 

Путешествие по Северной Америке

 

 

П

23

 

 

Путешествие по Южной Америке

 

П

24

 

 

Путешествие по Австралии

 

П

25

 

 

Путешествие по Антарктиде

 

П

26

 

 

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела»

 

 

 

19-26

 

 

 

Урок коррекции знаний по теме раздела» Путешествие по планете Земля»

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

 

36

 

 

 

 

 

 

.

 

20.05

 

 

27.05

Повторение.

Урок итогового контроля по курсу.

Урок коррекции знаний по курсу

 

3ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контроль и коррекция знаний учащихся.

Урок повторения знаний.

Контроль всех умений за год и коррекция знаний

профессиональное, жизненное  самоопределение.

нравственно-этическая ориентация

контроль и коррекция

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Все понятия, изученные за год

 

 

 

 

Умение размещать информацию в Интернете

 

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта

 

1-28

 

 

 

 

 

 

П6

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 

 

 

                                       

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК (авторская программа Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.

  1.  Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3.  Проектная деятельность школьников. Автор К.Н. Поливанова.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
  5. Стенд для постоянных и временных экспозиций.
  6. Компьютер.
  7. Мультимедиа-проектор.
  8. Интерактивная доска.
  9. Коллекция медиаресурсов.
  10. Выход в Интернет.
  11. Учебная геоинформационная система.
  12. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
  13. Справочно-информационная и научно-популярная литература.
  14. Глобус  большой.
  15. Глобусы лабораторные.
  16. Теллурий.
  17. Физическая карта полушарий.
  18. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
  19. Карта великих географических открытий.

 

 

 

 

Автор Журкина Раиса Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 9910
Номер материала 20504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы