Главная / География / Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по предмету



География





Классы 8 «А», 8 «Б», 8 «В»

Количество часов в неделю 2

Количество часов в год 70

Составитель: Василевская Л.В.

г. Воронеж





2014 - 2015 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего обра­зования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;









Содержание

География России. Природа. 8 класс

(2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 4 ч — резервное время)



Что изучает физическая география России (1 ч)

Что изучает физическая география России. Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с различными ГИС.

Наша Родина на карте мира (6 ч)

Географическое положение России. Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России.

Моря, омывающие берега России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Местное время.

Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия нового времени (середина XVIIXVIII в.). Открытия XVIII в. Исследования XIXXX вв.

Современное административно-территориальное устройство России. Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения; национально-территориальные образования.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Предметные результаты обучения:

Учащийся должны уметь:

- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

- определять географическое положение России;

- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

- определять поясное время.



Раздел I «Особенности природы и природные ресурсы России»- (18 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч)

Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа и их размещение.

Геологическое строение территории России. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы.

Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа. Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.

Особенности геологического строения, рельефа и минеральных ресурсов родного края.

Практические работы. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Климат и климатические ресурсы (4 ч)

От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности.

Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны.

Разнообразие климата России. Типы климатов России: пояса арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.

Климат родного края. Характеристика климата своего края, оценка агроклиматических ресурсов.

Практические работы. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Главные речные системы России. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.

Дискуссия. Тема «Вода — уникальный ресурс, который нечем заменить...»

Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

Образование почв и их разнообразие. Основные свойства почв. Факторы почвообразования.

Закономерности распространения почв. Типы почв России: арктические, тундро-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Типы почв родного края. Их использование.

Практические работы. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч)

Растительный и животный мир России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России.

Растительный и животный мир своего края.

Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов.

Практические работы. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса. 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- называть и показывать крупные равнины и горы;

- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

- объяснять закономерности их размещения;

- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

- делать описания отдельных форм рельефа по картам;

- называть факторы, влияющие на формирование климата России;

- определять характерные особенности климата России;

- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;

- давать описания климата отдельных территорий;

- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;

- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

- называть и показывать крупнейшие реки, озера;

- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;

- оценивать водные ресурсы;

- называть факторы почвообразования;

- используя карту, называть типы почв и их свойства;

- приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов;

- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

- объяснять видовое разнообразие животного мира;

- называть меры по охране растений и животных.

Раздел II «Природные комплексы России»- (36 ч)

Природное районирование (6 ч)

Разнообразие природных комплексов России. Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные.

Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей.

Природные зоны России. Природная зональность. Характеристика зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь и пустынь.

Высотная поясность. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Природа регионов России (30 ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения, история освоения. Особенности природы Русской равнины. Природные комплексы равнины. Памятники природы равнины. Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Кавказ — самые высокие горы России. Особенности географического положения. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности природы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальность природы и населения.

Урал — «каменный пояс Русской Земли». Особенности географического положения, история освоения. Особенности рельефа. Природные ресурсы. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Особенности природы Западно-Сибирской равнины. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы равнины. Экономические проблемы.

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы Восточной Сибири. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения. Особенности природы Дальнего Востока. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы. Освоение их человеком.

Практические работы. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности. 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных комплексов.

Творческие работы. 1. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам. 2. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа. 3. Разработка туристического маршрута по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному.

Дискуссии. Темы: 1. «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?». 2. «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”».

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

- показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

- показывать на карте крупные природные районы России;

- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

- давать комплексную физико-географическую характеристику;

- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

- выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел III «Человек и природа»- (5 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные и экстремальные условия для жизни и деятельности людей. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Воздействие человека на природу. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Антропогенные ландшафты.

Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.

Экологическая ситуация в России. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

Практические работы. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.



Метапредметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

- ставить учебные задачи;

- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

- систематизировать информацию;

- структурировать информацию;

- определять проблему и способы ее решения;

- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

- владеть навыками анализа и синтеза;

- искать и отбирать необходимые источники информации;

- использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;

- составлять рецензии, аннотации;

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.



Личностные результаты обучения:

Учащийся должен обладать:

- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

- эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.











Календарно-тематическое планирование уроков в 8 классе

Название раздела программы

К-во часов

урока

Тема урока

УУД

Деятельность обучающихся

Домашнее задание

Дата

I

Что изучает физическая география России

1

1.

Что изучает физическая география России.

Знакомство с учебниками, интернет-ресурсами.

Стр.3-4.




II

Наша Родина на карте мира

6

2.

Географическое положение России. Практическая работа 1.  

Характеристика географического положения России.

Анализ и сопоставление карт атласа. Работа с источниками географической информации. Обозначение границ России на контурной карте

§1; РТ стр.6

К/К стр.34-35 (1-3).







3.

Моря, омывающие берега России.

Составление характеристики моря. Обозначение на контурной карте береговой линии России

§2; К/К стр.34-35 (4-5)







4.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России

Решение задач на определение местного и поясного времени

§3; РТ стр.7-8

К/К стр.36-37 (1-4).







5.

Как осваивали и изучали территорию России

Сбор и информация из разных географических источников информации о русских ученых, землепроходцах — открывателех земель на севере и востоке страны

§4.







6.

Современное административно-территориальное устройство России

Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты)

К/К стр.34-35 (1-3).







7.

Обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира»

Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Самоидентификация «Я — гражданин России (житель ее конкретного региона)». Подготовка презентации

§1-4 Повторить.




III





1.

Особенности природы и природные ресурсы России

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

18





4

8.

Особенности рельефа России.

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России

§5; К/К с.38-39 ( 1).







9.

Геологическое строение территории России.

Анализ и сопоставление физической и тектонической карт

§6; РТ стр.9-10 1-2

К/К с.38-39 (2-3)







10.

Минеральные ресурсы России.

Практическая работа 3.

 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Составление характеристики размещения полезных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений. Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых

§7; К/К с.40-41( 1-40)







11.

Развитие форм рельефа

Составление характеристики современных ресурсов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы

§8; К/К с.38-39 (2-30




2.

Климат и климатические ресурсы.

4

12.

От чего зависит климат нашей страны.

Анализ климатических карт и диаграмм. Отработка новых понятий с помощью программы «Тренажер»

§9.







13.

Распределение тепла и влаги на территории России. Разнообразие климата России. Практическая работа 4. 

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

Составление характеристики разных типов климата








14.

Зависимост ь человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

Составление характеристики стихийных явлений и их последствий для человека (1— явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой

§10.







15

Климат родного края.

Составление характеристики явлений природы

§11.




3.

Внутренние воды и водные ресурсы.

3

16

Разнообразие внутренних вод России.

Составление характеристики реки. Объяснение влияние климата на реки

§12; К/К с.44-45







17.

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты

§13.







18.

Водные ресурсы

Оценивание роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительно роли водных ландшафтов

§14.




4.

Почвы и почвенные ресурсы.

3

19.

Образование почв и их разнообразие.

Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока

§15.







20.

Закономерности распространения почв. Практическая работа 6.  

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов

§16.







21.

Почвенные ресурсы России

Составление характеристики основных типов почв. Оценивание почвенных ресурсов страны

§17.




5.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

4

22.

Растительный и животный мир России. Практическая работа 7.

 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

Анализ карт атласа. Объяснение приспособления животных и растений к условиям окружающей среды

§18.







23.

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа 8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России.

Обозначение на контурной карте основных ООПТ России

§19; К/К стр.46-47.







24.

Природно-ресурсный потенциал России

Оценивание природных условий и ресурсов Росси. Подготовка и защита презентации, проекта

§20.







25.

Обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Работа с картами атласа, интернет-ресурсами. Подготовка презентации

§15-20.




IV





1.

Природные комплексы России.

Природное районирование.

36





6

26.

Разнообразие природных комплексов России.

Повторение и систематизации ранее усвоенных знаний и умений

§21.







27.

Моря как крупные природные комплексы.

Характеристика ПК Белого моря

§22.







28.

Природные зоны России

Составление характеристики одной из северных зон страны и использованием разных источников географической информации

§23.







29.

Разнообразие лесов России.

Обозначение на контурной карте природных зон России. Составление сравнительной характеристики тайги и смешанных лесов

§24; РТ стр.18-21( 1-4)







30..

Безлесные зоны на юге России. Практическая работа. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). Практическая работа 10. 

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России .

§25.







31

Высотная поясность.

Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны

§26.




2.

Природа регионов России.

30

32.

Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географического положения. История освоения.

Знакомство с приемом характеристики региона страны по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей

§27.







33.

Особенности природы Русской равнины.

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон

§27







34.

Природные комплексы Русской равнины.

Составление характеристики природных зон

§28; К/К стр.49-50.







35.

Памятники природы равнины. Творческая работа. 1. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы, по национальным паркам, по рекам и озерам .

Обозначение на контурной карте памятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи








36

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования.

Составление комплексной оценки природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов








37.

Кавказ — самые высокие горы России. Особенности географического положения.

Составление характеристики географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника

§30;







38.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.

Сопоставление и анализ различных источников географической информации. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых

§31; К/К с.51.







39.

Особенности природы Северного Кавказа.

Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов

§31.







40.

Природные комплексы Северного Кавказа. Творческая работа 2.

 Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа.

Составление характеристики одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору)








41.

Природные ресурсы. Уникальность природы и населения Северного Кавказа..

Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа»








42.

Урал — «каменный пояс Русской Земли». Особенности географического положения, история освоения

Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника

§32.







43.

Особенности рельефа. Природные ресурсы.

Составление таблицы «Природные ресурсы Урала»

§32; К/К с.52







44.

Своеобразие природы Урала.

Составление сравнительной характеристики отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья)

§33.







45.

Природные уникумы Урала.

Составление характеристики ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и литературных произведений

§34.







46.

Экологические проблемы Урала.

Оценивание экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причины и возможных путей улучшения

§34, сообщения.







47.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.

Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин

§35.







48.

Особенности природы Западно-Сибирской равнины.

Составление характеристики климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости








49.

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

Составление характеристики природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Руссокй равнины, объяснение различий








50.

Природные ресурсы равнины. Экологические проблемы. Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»

Объяснение слов М. В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать Сибирью будет…». Обоснование своей точки зрения

§36; К/К с.53.







51.

Восточная Сибирь: Величие и суровость природы. Особенности географического положения.

Виртуальное путешествие по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с Европейской частью России и странами Западной Европы

§37.







52.

История освоения Восточной Сибири.

Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям)

Сообщения .







53.

Особенности природы Восточной Сибири.

Составление географического эссе о природе региона, представление величия и красоты Сибирских просторов России

§37.







54.

Природные районы Восточной Сибири.

Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона

§38; К/К с.54.







55.

Жемчужина Сибири — Байкал.

Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала»

§39.







56.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы ее освоения.

Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири»

§40.







57.

Дальний Восток — край контрастов. Особенности географического положения. История освоения.

Обозначение на контурной карте береговой линии региона, основных гор и равнин

§41, сообщения.







58.

Особенности природы Дальнего Востока.

Составление сравнительной характеристики природных северных и южных частей Дальнего Востока

§41, сообщения..







59.

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина

§42; К/К с.55.







60.

Природные ресурсы. Освоение их человеком.

Оценивание природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона

§43.







61.

Обобщение знаний по разделу «Природные комплексы России».

Подготовка доклада, презентации об истории освоения регионов России. Составление сравнительной характеристики природных условий и ресурсов Европейской и Азиатской частей страны. Выполнение практических работ.

§21- 43.




V

Человек и природа.

5

62.

Влияние природных условий на жизнь человека.

Практическая работа 13. 

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Объяснение географии природных стихийных явлений — землетрясений, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей — на территории нашей страны

§44.







63.

Воздействие человека на природу.

Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов

§45.







64.

Рациональное природопользование. Практическая работа 14.

 Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию)

Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края

§45.







65

Экологическая ситуация в России.

Оценивание роли географического прогноза в жизни и деятельности человека

§46.







66.

Обобщение знаний по курсу.

Оценивание природно-ресурсного потенциала России, ее места и роли на планете Земля

§44-§46.







67.

Резерв.









68.

Резерв.









69.

Резерв.









70.

Резерв.









Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский. Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское. Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская. Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская. Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора. Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас. Хибины (апатиты). Канеко-Ачинский. Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).























Рабочая программа по географии 8 класс
  • География
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего обра­зования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов).

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

Автор Василевская Людмила Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 44557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓