Главная / География / Рабочая программа по географии 7 класс

Рабочая программа по географии 7 класс









Рабочая программа по предмету география

за курс 7 класса

«География. Материки и океаны»




























Учитель географии: Цуркан Н.С.





2014-2015уч.г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 7 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята авторская программа Е. М. Домогацких для 7 класса: «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». – М.: Русское слово, 2008.


Цели и задачи курса:

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.


Курс состоит из двух частей:

1. Планета, на которой мы живем. Африка. Австралия

2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.


В авторскую программу Домогацких Е.М. были внесены следующие изменения:

Тему 4 «Атмосфера» автор программы предлагает начать с изучения климатообразующих факторов. Считаю необходимым изменить порядок тем и начать изучение темы «Атмосфера» с урока №8 «Пояса планеты», так как, зная основные закономерности распределение света и тепла, и давления учащиеся смогут объяснить причины формирования климата и климатообразующие факторы.

Все практические работы имеют непродолжительный характер (20-25 мин), за исключением итоговой практической работы №18«Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели», которая проводится на уроке №60 и является итоговой. Содержание данной работы позволяет выявить степень изученности материала и пробелы в знаниях сразу по двум темам: «Евразия » и «Северная Америка» в связи с этим практическая проводится на весь урок.



Рабочая программа ориентирована на использование УМК:


Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на которой мы живем. Африка. Австралия.: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2009.-208с.


Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч2 Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2009.


Душина И.В, Летягин А.А, Атлас материки и океаны , народы и страны. 7 класс обновлен 2008г.ООО «АСТ-ПРЕССШКОЛА».


Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. в области географии и концепции географического образования в основной школе. Согласно федеральному базисному и региональному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю.

Информационный объем курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, практические работы.

По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы 20 практических работ - обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие работы (5) выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы (5) нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы (10) выполняют контролирующую функцию, они выполняются учениками самостоятельно. В журнал записываются темы всех практических работ ,оценки за итоговые практические работы выставляются каждому ученику в одну колонку, соответствующую дню, когда проведена данная работа.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением.

Текущий контроль осуществляется в форме тестирования по темам: «Африка», «Мировой океан», «Антарктида», «Атмосфера», «Евразия», «Австралия», «Южная Америка». (см. приложения)


При изучении географии в 7 классе, используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парная , фронтальная.

Широко применяются комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков (урок-путешествие, конференция, семинар).

На уроках использую различные источники географической информации: энциклопедии, словари, справочники, интернет ресурс, обучающие диски, (см. приложение).



































Количество часов и практических работ по разделам курса географии за 7 класс.


Название темы

Кол-во часов по программе Домогацких Е.М.

Кол-во часов по рабочей программе

Практические работы по программе Домогацких Е. М.

Практические работы по рабочей программе

Итоговые прак. работы

Мировая суша

1

1

-

-


Поверхность Земли

6

6

1

1


Атмосфера

4

4

2

2


Мировой океан

4

4

1

1

1

Геосфера

2

2

2

2


Человек

4

4

1

1


Африка

10

10

3

3

3

Австралия

5

5

1

1

1

Антарктида

2

2

-

-


Южная Америка

9

9

3

3

1

Северная Америка

9

9

2

2

1

Евразия

11

11

3

3

2

Взаимоотношение природы и человека

2

2

1

1


1


Итоговый урок


1




ВСЕГО

68

70

20

20

10























Требования к уровню подготовки учащихся (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен:

1. Знать (понимать):

- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными

особенностями отдельных стран и регионов;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

предотвращению;

- географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

- давать характеристики материков и океанов;

- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

природопользования и др.;

- определять географическое положение природных объектов.























Географическая номенклатура

Тема «Африка»:

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

- Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»:

- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей, Эйр;

- Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»:

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»:

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»:

- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.








Календарно-тематическое планирование по географии для 7 класса


Наименование раздела и тем

Практические работы

Часы уч. врем.

Плановые сроки

Фактические сроки

Форма контроля

ЕГЭ

И ГИА

Дом. Зад

Раздел 1 Планета, на которой мы живем 21 час


Тема 1. Мировая суша 1час


1

1

Мировая Суша. «Материковое» и «океаническое» полушария


6.09




§1 с. в.5,6

Тема 2. Поверхность Земли 6 часов

2

2.1

Геологическое время. Возникновение материков и океанов


10.09




§2 с.в.5

3

2.2

Строение земной коры. Теория литосферных плит


Практическая работа №1 Составление картосхемы «Литосферные плиты» (Тренировочная1)

13.09



2.4.1

§3 к/к

4

2.3

Литосферные плиты. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами.


17.09




§4 в.1-3

5

2.4

Платформы и равнины


20.09



2.4.2

§5с.в 2

6

2.5

Складчатые пояса и горы


24.09




§6 тест стр. 50-52

7

2.6

Урок обобщения по теме «Поверхность Земли»


27.09




Повторение

Пар 4,6

Тема3 Атмосфера 4 часа

8

3.1

Пояса планеты


1.10




§7записи в тетр.

9

3.2

Воздушные массы и их виды


4.10




§8стр.61-62в.1-3

10

3.3

Климатические пояса

Практическая работа №2 Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте (Обучающая 1)


15.10



2.10.2

§8стр.62-67 с.в. 3,5

11

3.4

Климатообразующие факторы.

Практическая работа №3 Анализ климатограмм для основных видов климата

(Тренировочная2)

18.10




Повт.§9 тест стр. 76-77

Тема 4 Мировой океан 4 часа

12

4.1

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана


22.10



2.10.1

§10 к/к

13

4.2

Глобальная циркуляция вод Мирового океана


1.11




§11к\к с.в.3

Сообщения жив.мир океана

14

4.3

Органический мир океана


5.11




§12 с.в.3

15

4.4

Особенности природы отдельных океанов

Практическая работа №4

Построение профиля дна Мирового океана по одной из параллелей , обозначение форм рельефа дна океана

Итоговая1

8.11


Тест «Мировой океан»


§ 13

С.в.1,4

Тема5 Геосфера 2 часа

16

5.1

Географическая оболочка. Материки и океаны как крупные природные комплексы планеты

Практическая работа №5

Анализ схем круговорота вещества и энергии

(Обучающая 2)


12.11




§14 в. 1-3

17

5.2

Зональность географической оболочки. Понятие высотной поясности. Природная зона.

Практическая работа№6

Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам (Тренировочная3)

15.11




§15с.в.2,4

сооб.

Тема 6 Человек 4 часа

18

6.1

Освоение Земли человеком. Предполагаемые пути его расселения по материкам.


19.11




§16с.в.3

Сообщ. охран. терр.

19

6.2

Охрана природы. Всемирное природное наследие


22.11




§17с.в1,3

Сообщ. миров. рел.

20

6.3

Население Земли. Расы и этносы. География современных религий.


26.11




§18с.в.5

21

6.4

Страны мира. Политическая карта

Практическая работа№7 Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас

(Обучающая 3)

29.11




§19тест стр. 148-149

Сообщ. о открыт. и иссл. Африки

Раздел 2 МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ 48часов


Тема1 Африка 10 часов


22

1.1

Географическое положение и история исследования

Практическая работа№8

Определение координат крайних точек материка, его протяженность с севера на юг и с запада на восток

Итоговая 2

3.12



2.10.3

§20 к/к

Номенк.

23

1.2

Геологическое строение и рельеф Африки. Полезные ископаемые

Практическая работа№9

Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых

Итоговая 3

6.12



2.11.2

§21 Номенк.


24

1.3

Климат Африки.


10.12



2.10.2

§22 Анализ клима

Торгам стр 168,169

25

1.4

Озера Африки тектонического происхождения: Виктория, Танганьика.


13.12



2.11.2

§23с.в.1 номенк.

Сообщ. о жив. мире

26

1.5

Двойной набор природных зон. Саванны. Оазисы


17.12




§ 24

Стр180-187

27

1.6

Разнообразие природы Африки. Национальные парки .


20.12




§24

стр.180-191

сообщ. насел. Африки

28

1.7

Население Африки


20.12




§25с.в.2,3

29

1.8

Регионы АФРИКИ: Арабский север, Африка к югу от Сахары


24.12




§26 с.в.2

Сообщения

Номенк.

30

1.9

Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа№10 составление маршрута путешествия по Африке

Итоговая 4

27.12




§27 тест стр.212-215

Номенк.

31

1.10

Обобщающий урок по теме : « Африка»


10.01


Тест по теме «Африка»


Повтор.

Сообщ. о истории откр. Австралии

Тема2 Австралия 5 часов

32

2.1

Географическое положение и история открытия.

Практическая работа№11Сравнение географического положения Африки и Австралии , определение черт сходства и различия основных компонентов природы материка

Итоговая 5

14.01



2.10.3

§28к/к

Номенк.

33

2.2

Основные черты природы Австралии


17.01



2.10.2

§29с.в.2

Письменно

Сообщение о жив. мире

34

2.3

Изолированность и уникальность природного мира материка.


21.01




§30с.в.2

Номенкул.

35

2.4

Австралийский союз- страна материк. Население Австралии.


24.01




§31Номенкул

Сообщ о открытии Океании.

36

2.5

Океания- островной регион. Климат природный мир островов.


28.01




§32

Номенкул.

Сообщ.о открытии и исслед. Атарктиды

Тема 3 Антарктида 2 часа

37

3.1

Географическое положение и история открытия и освоения. Покорение Южного полюса. Антарктиды


31.01



2.10.3

§33к/к

Номенк.

38

3.2

Особенности черты природы материка: рельеф, отсутствие рек, климат, животный мир .Отсутствие постоянного населения


4.02


Тест «Антарктида»


§ 34с.в.1,4

Номенк. Сообщ. история открытия

ЮА

Тема 4 Южная Америка 9часов

39

4.1

Географическое положение и история открытия

Практическая работа№12

Сравнение географического положения Африки и Южной Америки

Итоговая 6

7.02



2.10.3

§35к/к номенк.

40

4.2

Геологическое строение и рельеф . Равнинный восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми.


11.02



2.11.2

§36номенк

с.в. 2письменно

41

4.3

Климат Самый влажный материк.


14.02



2.10.2

§37с.в.1

Номенк.

42

4.4

Реки- основные транспортные пути. Амазонка –самая полноводная река планеты.


18.02




§38номенк.

с.в.4

сообщ. о жив. мире

43

4.5

Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка

Практическая работа№13 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа

(Обучающая 4)

21.02




§39

Номенк.

с.в. 1

44

4.6

Население. Смешение трех рас.

Практическая работа№14

Сравнение характера размещения населения Ю.А. и Африки

(Тренировочная 4)

25.02




§40с.в.3,5

45

4.7

Регионы Южной Америки


28.02




§41сообщ. о култ. Объект. ЮА

46

4.8

Главные объекты культурного наследия. Анды-регион богатой культуры , Галапагосские острова, Мачу-Пикчу


3.03




Пов.§41

Номенк.


47

4.9

Обобщающий урок по теме : «Южная Америка»


6.03


Тест «Южная Америка»


Повторен.

Номенк.

Тема 5 Северная Америка 9 часов

48

5.1

Географическое положение и история открытия, изучения и освоения Северной Америки


10.03



2.10.3

§42

Мини-проекты о истории исследования

СА

49

5.2

Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры- горный хребет. Аппалачи.



13.03




§43номенк.

к/к

50

5.3

Разнообразие типов климата, меридиональное распространение природных зон.


Практическая работа №15

Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

Итоговая 7

17.03



2.10.2

§44

Номенк.

Работа с климатог

Рамами

Стр 102,103

51

5.4

Миссисипи, Великие Американские озера.


20.03



2.11.2

§45 номенк.

к/к объекты гидросферы

сообщ. о жив. мире СА

52

5.5

Богатство растительного и животного мира



24.03




§46

С.в. 3письменно

53

5.6

Население Северной Америки

Практическая работа №16

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

(Тренировочная 5)

3.04




§47

Номенк.

54

5.7

Регионы Северной Америки.


7.04




§49сообщ.

О культ объект. С.А. в. 1-3

тест 142-145

55

5.8

Главные объекты культурного наследия.


10.04




Повт. §44,46

Номенк.

56

5.9

Обобщающий урок по теме: «Северная Америка»


14.04




Сообщен. История исслед.мат. Евразия

Тема 6 Евразия 11 часов

57

6.1

История изучения и освоения Евразии. Основные черты природы.




17.04



2.10.3

§49 к/к

Номенк.

58

6.2

Геологическое строение и рельеф . Богатство полезных ископаемых.



21.04




§50

Номенк.

59

6.3

Все типы климатов Северного полушария


Практическая работа №17

Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам

(Обучающая 5)

24.04



2.10.2

§51раб с климатогр стр.163-167

Сообщ. о реках Евразии

60

6.4


Практическая работа №18

Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й парал-лели.

Итоговая 8

28.04




§51повтор.

Номенк.

61

6.5

Разнообразие рек. Крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.






§52номенк.

Нанести на к/к объекты гидросферы

Сообщ. о жив. мире

62

6.6

Разнообразие природы


1.05




§53с.в.3, 4

63

6.7

Население Евразии Национальный состав, неравномерность размещения населения.


5.05




§54 номенк.

64

6.8

Регионы: Европа . Роль Европы в развитии человеческой цивилизации


8.05




§55нанес. на к/к страны и регионы Европы

65

6.9

Регионы Азии :Юго-Западная Азия- древнейший центр человеческой цивилизации.


12.05




§56

66

6.10

Регионы Азии :Южная Азия самый населенный регион планеты. Главные объекты культурного наследия


Практическая работа№19

Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации

Итоговая 9

15.05




§57 номенк.

67

6.11

Обобщающий урок по теме : «Евразия»


19.05


Тест по теме «Евразия»


Повт. § 49,51 номенк.

Раздел 3 Взаимоотношение природы и человека 2 часа

68


Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.


22.05




§58

Сообщение

Центры происх. Растений. Вавилов Н.И..

69


Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.


Практическая работа №20

Выявление связей между компонентами природного комплекса

Итоговая 10


26.05




Номенку

латура

мини- проекты


70


Итоговый урок


29.05




Задание на лето




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Мировая суша (1 час)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты».

Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Пояса планеты. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Анализ климатограмм для основных типов климата.

Тема 4. Мировой океан (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар.

Практическая работа : Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа

Тема 5. Геосфера (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2.Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.

Тема 6. Человек (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Практическая работа: 1. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)

Тема 1. Африка (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.

Тема 2. Австралия (5 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.

Тема 4. Южная Америка – материк чудес (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.

Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.

Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.

Практические работы: 1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.


Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 час)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.

Практическая работа: Выявление связей между компонентами природного комплекса







































  • Подчеркнутой линией выделены изменения, внесенные в программу

  • Выделенный текст с подчеркиванием -итоговые (оценочные ) практические работы за курс географии 7 класс





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Душина И.В, Летягин А.А, ООО «АСТ-ПРЕССШКОЛА». Атлас материки и океаны , народы и страны. 7 класс обновлен 2008г.

  2. Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. «Русское слово», В 2 ч. 7 кл. М.: 2010.

  3. Е.М. Домогацких. Рабочая тетрадь по географии. В 2 ч. 7 кл. М.: «Русское слово», 2010.

  4. Е.М. Домогацких. Программа по географии. 6-10 классы. М.: Просвещение, 2008.


Дополнительная литература:


  1. Е.А. Жижина. -М ВАКО ,2011. -112с.-контрольно-измеритель Контрольно измерительные материалы. География 7 класс

  2. Кугут И.А., Елисеева Л.И.Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы Методическое пособие с электронными учебниками. 2-е издание , испр. –М.: Глобус, 2010.-244с. (Современная школа)



































МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВЫХ РАБОТ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

за курс 7 класса
















Австралия, 1 вариант.


1. Австралия омывается океанами...

1) Тихим и Индийским 3) Атлантическим и Тихим

2) Индийским и Атлантическим 4) Тихим и Северно-Ледовитым

2. Практически по середине Австралия пересекается...

1) экватором 3) южным полярным кругом

2) южным тропиком 4) нулевым меридианом

3. Большой Водораздельный хребет по своему строению относится к ... горам

1) складчатым 3) складчато-глыбовым

2) осадочным 4) вулканическим

4. Север Австралии занимает климатический пояс...

1) субэкваториальный 3) арктический

2) тропический 4) субтропический

5. Максимальные температуры воздуха на большей части материка наблюдаются в...

1) январе - декабре 3) марте-апреле

2) декабре- ноябре 4) июне-июле

6. По своим природным особенностям озеро Эйр более всего из африканских озер напоминает...

1) Викторию 2) Танганьику 3) Чад 4) Ньяса

7. Уникальность органического мира материка связана с тем, что Австралия...

1) самый засушливый из материков

2) не имеет ледников и действующих вулканов

3) самый маленький материк

4) давно отделилась от других материков и располагается изолированно

8. К моменту прихода европейцев австралийские аборигены...

1) занимались скотоводством и земледелием

2) освоили скотоводство, но не знали земледелия

3) не освоили ни скотоводства, ни земледелия

4) занимались рыбной ловлей

9. До прихода европейцев наибольшая плотность была свойственна ... части материка

1) северо-восточной 3) юго-восточной

2) центральной 4) северно-западной

10. Австралия была колонией...

1) Англии 2) Голландии 3) Германии 4) Франции


11. Наибольшие площади обрабатываемых земель сосредоточены в ... части материка

1) северной 3) северо-западной

2) центральной 4) юго-восточной

12. Доля аборигенов в населении Австралийского Союза составляет...

1) 1 % 2) 4.5 % 3) 10 % 4) 20 %

13. Наиболее специфичным для австралийских аборигенов оружием охоты является...

1) лук и отравленные стрелы 3) капкан

2) ружье 4) бумеранг






Австралия, 2 вариант.


1. Любая из точек Австралии имеет...

1) северную широту и восточную долготу

2) южную широту и восточную долготу

3) северную широту и западную долготу

4) южную широту и западную долготу

2. Основание материка формируют следующие тектонические структуры...

1) древняя платформа и область новой складчатости

2) область новой и древней складчатости

3) область древней складчатости и древняя платформа

4) новая складчатость

3. Древней Австралийской платформе в рельефе соответствуют...

1) Большой Водораздельный хребет и Центральная низменность

2) Центральная низменность и Западно-Австралийское плоскогорье

3) Большой Барьерный риф и Большой Водораздельный хребет

4) Западно-Австралийское плоскогорье и Большой Водораздельный хребет

4. Север материка получает наибольшее количество осадков, когда Солнце находится в зените над...

1) нулевым меридианом 3) экватором

2) северным тропиком 4) южным тропиком

5. Преобладающим типом питания рек Австралии является...

1) дождевое 3) грунтовое

2) снеговое 4) ледниковое

6. В Австралии эндемичных видов больше среди...

1) минералов 2) рыб 3) животных 4) растений

7. «Деревом насосом» в Австралии называют...

1) баобабы 2) эвкалипты 3) казуарины 4) акации

8. Австралийские аборигены считаются выходцами из...

1) Западной и Южной Европы 3) Северной и Южной Америки

2) Северной и Западной Африки 4) Южной и Юго-Восточной Азии

9. Наибольшая плотность населения в настоящее время характерна для ... материка

1) северо-востока 3) центра

2) северо-запада 4) юго-востока

10. Большая часть англоавстралийцев проживает в...

1) Новой Зеландии 3) сельской местности

2) городах 4) неосвоенных территориях

11. Первые европейские переселенцы занимались...

1) рыбной ловлей 3) животноводством

2) земледелием 4) добычей золота

12. Столица Австралийского Союза...

1) Аделаида 2) Мельбурн 3) Канберра 4) Сидней

13. Основное занятие современных австралийских аборигенов...

1) земледелие 3) собирательство

2) скотоводство 4) добыча золота







Африка, 1 вариант.


1. Наибольшую площадь (по сравнению с другими материками) в Африке занимают ... 1) саванны 3) широколиственные леса

2) пустыни 4) равнины

2. Крайняя южная точка Африки - ...

1) мыс Бен-Секка 3) мыс Рас-Хафун

2) мыс Игольный 4) мыс Альмади

3. Африка находится на 2-ом месте по запасам ...

1) руд меди и золота 3) золота и газа

2) нефти, газа и ртути 4) руд меди, урана, графита

4. Африка омывается водами ...

1) Индийского океана 3) Атлантического и Индийского океанов

2) Тихого и Атлантического океанов 4) Тихого и Индийского океанов

5. Африка является родиной ...

1) кофейного дерева и фасоли 3) кофейного дерева

2) моркови 4) арбуза

6. Наибольшее количество осадков выпадает ...

1) на побережье Гвинейского залива 3) в горах

2) в экваториальной зоне 4) в субтропической зоне

7. Исследование реки Замбези и открытие водопада Виктория осуществил ...

1) Бартоломеу Диаш 3) Дэвид Ливингстон

2) Васко да Гама 4) Василий Юнкер

8. Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами:

1) материк расположен симметрично относительно экватора и тропиков

2) материк расположен преимущественно в южном полушарии

3) материк расположен целиком в восточном и западном полушарии

4) материк расположен преимущественно в западном полушарии

9. Самая высокая вершина Африки — вулкан ...

1) Камерун 2) Кения 3) Килиманджаро

10. Африка отделена от Европы ...

1) Мозамбикским проливом 3) Гибралтарским проливом

2) Суэцким каналом 4) Суэцким перешейком

11. От северо-восточного побережья Африки до реки Замбези протянулись ...

1) Атласские горы 3) Капские и Драконовы горы

2) нагорья Аххагар и Тибести 4) Великие африканские разломы

12. Водопад Виктория расположен на африканской реке ...

1) Замбези 2) Конго 3) Лимпопо 4) Оранжевая

13. Экспедицию, в ходе которой были открыты твердые сорта пшеницы, возглавлял ... 1) А.В. Елисеев 3) Н.И. Вавилов

2) Е.П. Ковалевский 4) В.В. Юнкер

14. Крупнейшее озеро Африки питает своими водами крупнейшую африканскую реку ...

1) Замбези 2) Конго 3) Нигер 4) Нил

15. Численность населения Африки составляет более ... млн. чел.

1) 60 2) 100 3) 600 4) 900

16. В ... году на политической карте континента появилось 17 независимых государств

1) 1945 2) 1960 3) 1980 4) 1999

17. Страны Кения, Сомали, Судан, Эритрея, Эфиопия расположены в регионе ... Африки

1) Восточной 2) Западной 3) Северной 4) Центральной


Африка, 2 вариант.


1. Афpика - ... по величине теppитоpии матеpик

1) первый 3) третий

2) второй 4) четвертый

2. Сpедняя высота африканского континента ...

1) 600 м 2) 750 м 3) 950 м 4) 1000 м

3. Средние месячные температуры лета в Африке ...

1) около 25-30°С 3) 20°С

2) около 40°С 4) 50°С

4. В рельефе Африки преобладают ...

1) равнины и плоскогорья 2) плато 3) плоскогорья

4) высокие ступенчатые равнины, плато и плоскогорья

5. Ущерб хозяйству Африки наносят ...

1) термиты 3) грызуны и фламинго

2) обезьяны 4) термиты, саранча и муха цеце

6. Площадь территории Африки (вместе с отсровами) равна ... млн.кв.км

1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17,8

7. В ... Африке густота речной сети наибольшая

1) Северной 3) Восточной

2) Южной 4) Центральной

8. Oбогнул и назвал мыс Святого Брандана (мыс Игольный)

1) Бартоломеу Диаш 3) Дэвид Ливингстон

2) Васко да Гама

9. Самая полноводная река в Африке — это ...

1) Замбези 2) Конго 3) Нигер 4) Нил

10. Комплексные исследования в Центральной и Восточной Африке в XIX веке провел ...

1) А.В. Елисеев 3) Н.И. Вавилов

2) Е.П. Ковалевский 4) В.В. Юнкер

11. Наиболее сухая и жаркая область Африки расположена на побережье ...

1) Мозамбикского пролива 3) Гвинейского залива

2) полуострова Сомали 4) острова Мадагаскар

12. Cильно изменена человеком зона ..., где выращивают цитрусовые, зерновые и табак

1) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

2) саванн 3) экваториальных лесов

13. Район размещения месторождений алмазов и золота ...

1) равнины Северной Африки 3) Северо-Восточная Африка

2) Южная и Центральная Африка

14. Для какой территории Африки характерно растение с двумя жесткими листьями - вельвичия?

1) Калахари 2) Намиб 3) Сахара

15. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки

1) Восточной 3) Северной

2) Западной 4) Центральная

16. "Лесные люди" отличаются желтоватым цветом кожи, тонкими узкими губами, очень широким носом:

1) банту 2) бушмены 3) пигмеи 4) эфиопы

17. К представителям европеоидной расы относятся ...

1) арабы Северной Африки 3) нилоты Северо-Восточной Африки

2) малагасийцы Мадагаскара 4) пигмеи экваториальных лесов



Мировой океан, 1 вариант

1. Доля вод Мирового океана в составе гидросферы составляет ...(%)

1) 67 2) 77 3) 87 4) 97

2. Главным источником атмосферной влаги является ...

1) водяной пар 3) поверхность рек и озер 2) Мировой океан 4) зеленые растения

3. Воды Мирового океана имеют ... происхождение

1) биологическое 2) атмосферное 3) космическое 4) мантийное

4. Для соленой воды, по сравнению с пресной, характерны ...

1) пониженные температуры замерзания и кипения

2) пониженная температура замерзания и повышенная температура кипения

3) повышенная температура замерзания и пониженная температура кипения

4) повышенные температуры замерзания и кипения

5. Зависимость температуры океанской воды от географической широты более всего заметна...

1) у поверхности воды 2) на глубине 500 м 3) на глубине 1000 м 4) у дна

6. Наиболее высокая соленость океанских вод характерна для ... широт

1) экваториальных 2) тропических 3) умеренных 4) арктических

7. Наиболее низкая соленость океанских вод характерна для ... широт

1) экваториальных и тропических 2) тропических и субтропических

3) субтропических и умеренных 4) умеренных и экваториальных

8. Самое соленое из морей относится к ... океану

1) Тихому 2) Северному Ледовитому 3) Атлантическому 4) Индийскому

9. Наибольшая соленость вод Мирового океана отмечается там, где количество осадков...

1) превышает испарение 2) равно испарению 3) ниже испарения

10. Если двигаться в направлении от экватора к полюсам, то температура придонных вод ... 1) повышается 2) не изменяется 3) понижается
























Мировой океан, 2 вариант

1. Соленая вода замерзает при температуре ...

1) положительной 2) равной нулю 3) отрицательной

2. С глубиной температура вод Мирового океана изменяется следующим образом ...

1) сначала повышается, потом не изменяется

2) сначала понижается, потом повышается

3) сначала понижается, потом не изменяется

4) не изменяется

3. Температура Северо-Атлантического течения, по сравнению с холодным Канарским, ...

1) выше 2) такая же 3) ниже

4. Основная причина возникновения поверхностных течений в Мировом океане — ...

1) подводные землетрясения 2) постоянные ветры

3) наклон поверхности 4) различия в температуре воды

5. Температура воды в Мировом океане определяется ...

1) температурой окружающего воздуха

2) углом падения солнечных лучей

3) соленостью

6. Айсберги в Мировом океане проникают ближе к экватору в ... полушарии

1) северном 2) южном

7. Самое мощное течение Мирового океана — ...

1) Гольфстрим 2) Лабрадорское 3) Западных ветров 4) Куросио

8. Среди обитателей толщи воды активно перемещается ...

1) планктон 2) нектон 3) бентос

9. Наиболее заселенной частью Мирового океана является ...

1) материковый склон 2) шельф 3) глубоководные желоба 4) ложе

10. Из видов хозяйственной деятельности наименьший вред природе Мирового океана наносит ...

1) добыча нефти и газа на шельфах 2) морское судоходство

3) рыболовство 4) строительство приливных станций




















Антарктида, 7 класс.


1 вариант.


  1. В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких условиях питаются животные?


  1. Определите, какие цифры соответствуют приведенным ниже утверждениям.



        1. Самая низкая температура, зафиксированная на Земле.

        2. Скорость, которой может достигнуть движение льда у края материка.

        3. Дата открытия Антарктиды.

        4. Наибольшая толщина ледникового щита.

        5. Высота вулкана Эребус.

        6. температура, до которой нагревается вода в мелких озерах оазисов.

        7. Год заключения международного договора об Антарктиде.

        8. Самая глубокая впадина материка.

        9. Количество солнечного тепла, которое отражает ледовый покров.

        10. Средняя толщина ледового панциря.

        11. Самая высокая точка материка.

        12. Год, когда был, достигнут Южный полюс.


Варианты ответов:

а) 1820; г) 2000 м; ж) 3794 м; к) 90%;

б) 1911; д) 4500 м; з) 5140 м л) + 10° - +15°;

в) 1959; е) -2555 м; и) -89,3°; м) 350 м/год.


  1. Тест.


    1. Антарктида расположена в:

а) южной полярной области; в) умеренных широтах.

б) северной полярной области;

2. Первым Антарктиду открыл:

а) Д. Кук; б) Р. Скотт; в) Ф. Беллинсгаузен.

3. Антарктида занимает большую часть климатического пояса:

а) умеренного; в) антарктического.

б) субантарктического;

4. В ледниковом покрове Антарктиды содержится всех пресных вод около:

а) 50%; б) 70%; в) 80%.

5. Самый высокий горный массив и глубочайшая впадина находится:

а) в западной части материка; в) на полуострове Антарктическом.

б) в восточной;

6. Антарктида - самый:

а) влажный материк; в) сухой материк.

б) холодный материк;

7. Органический мир Антарктиды:

а) беден; б) богат; в) разнообразен.

8. На побережьях Антарктиды обитают:

а) белые медведи; б) песцы; в) пингвины.




Атмосфера и климаты Земли, 1 вариант.


1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...

1) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах

2) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах

3) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах

4) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах

2. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...

1) январе 2) марте 3) июне 4) сентябре

3. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах

1) экваториальных и тропических

2) тропических и арктических

3) арктических и умеренных

4) умеренных и экваториальных

4. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...

1) пассаты 3) северо-восточные

2) западный перенос 4) муссоны

5. Пассаты приносят влагу в основном на ... побережья материков

1) северные 3) западные

2) южные 4) восточные

6. Наибольшее количество осадков отмечается в ... широтах

1) экваториальных и тропических

2) тропических и арктических

3) арктических и умеренных

4) умеренных и экваториальных

7. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...

1) распределение тепла и влаги

2) распределение влаги и систему господствующих ветров

3) систему господствующих ветров и распределение тепла

8. Повышенные температура и влагосодержание характерны для ... воздушных масс

1) экваториальных 3) умеренных

2) тропических 4) арктических

9. Зимой в субтропическом поясе господствуют ... воздушные массы

1) экваториальные 3) умеренные

2) тропические 4) арктические

10. Парниковый эффект возникает в результате повышения концентрации в воздухе соединений...

1) серы 2) азота 3) углерода 4) водорода












Атмосфера и климаты Земли, 2 вариант.


1. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...

1) тропических широтах северного полушария

2) тропических широтах южного полушария

3) экваториальных широтах

2. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах

1) экваториальных 3) умеренных

2) тропических 4) арктических

3. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах

1) экваториальных и тропических

2) тропических и арктических

3) арктических и умеренных

4) умеренных и экваториальных

4. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...

1) Евразии и Южной Америки

2) Южной Америки и Африки

3) Африки и Северной Америки

4) Северной Америки и Евразии

5. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков

1) северные 3) западные

2) южные 4) восточные

6. Минимальное количество осадков отмечается в ... широтах

1) экваториальных и тропических

2) тропических и арктических

3) арктических и умеренных

4) умеренных и экваториальных

7. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...

1) тепла 2) влаги 3) атмосферного давления

8. Тропические воздушные массы характеризуются ...

1) высокими температурами и влагосодержанием

2) высокими температурами и низким влагосодержанием

3) низкими температурами и высоким влагосодержанием

4) низкими температурами и влагосодержанием

9. Сезонной сменой воздушных масс характеризуются климатические пояса — ...

1) экваториальный и тропический

2) тропический и субэкваториальный

3) субэкваториальный и субарктический

4) субарктический и арктический

10. Повышение содержания соединений серы в воздухе приводит к ...

1) образованию смога

2) разрушению озонового слоя

3) усилению парникового эффекта

4) образованию кислотных дождей








Евразия, 1 вариант.


1. Материк Евразия ...

1) пересекается экватором и 180-ым меридианом

2) пересекается экватором и не пересекается 180-ым меридианом

3) не пересекается экватором и пересекается 180-ым меридианом

4)не пересекается ни экватором, ни 180-ым меридианом

2. Число океанов, омывающих территорию Евразии —...

1) один 2) два 3) три 4) четыре

3. Специфической чертой строения земной коры Евразии является присутствие ...

1) областей герцинской и мезозойской складчатостей

2) областей мезозойской складчатости и древних платформ

3) нескольких древних платформ

4) древних платформ и областей новой складчатости

4. Наиболее высокими на территории Евразии являются горные системы, образованные в 1) древнейшую складчатость 3) среднюю складчатость

2) древнюю складчатость 4) новую складчатость

5. Сейсмические пояса в Евразии протягиваются вдоль ... окраин материка

1) западных и северных 3) восточных и южных

2) северных и восточных 4) южных и западных

6. Вдоль восточного побережья Евразии протягивается ... пояс

1) медно-никелевый 3) оловянно-вольфрамовый

2) свинцово-цинковый 4) железомарганцевый

7. Наибольшее влияние на климат Европы оказывает ... океан

1) Атлантический 3) Индийский

2) Северный Ледовитый 4) Тихий

8. Минимальное количество осадков выпадает в … части материка

1) западной 3) восточной

2) южной 4) центральной

9. Полноводными в течение всего года являются реки ...

1) Южной Европы 3) Южной Азии

2) Западной Европы 4) Восточной Азии

10. Практически лишены рек...

1) Западная и Восточная Азия 3) Южная и Центральная Азия

2) Восточная и Южная Азия 4) Центральная и Западная Азия

11. В тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах распространена зона ...

1) степей и лесостепей 3) саванн и редколесий

2) муссонных лесов 4) пустынь и полупустынь

12. Наибольшая численность населения характерна для...

1) русских 2) индусов 3) китайцев 4) японцев

13. Плотность населения на острове Ява ...

1) низкая 3) высокая

2) средняя 4) одна из самых высоких на Земле

14. В честь русских путешественников названы крайние ... точки материка

1) северная и восточная 3) южная и западная

2) восточная и южная 4) западная и северная

15. Большим Каменным носом раньше назывался мыс ...

1) Канин Нос 3) Челюскин

2) Рока 4) Дежнева



Евразия, 2 вариант.


1. Ближе других материков к Евразии расположены ...

1) Южная Америка и Северная Америка

2) Северная Америка и Африка

3) Африка и Австралия

4) Австралия и Антарктида

2. По сложности и разнообразию строения земной коры и рельефа Евразия ...

1) превосходит Африку и Северную Америку

2) превосходит Африку, но уступает Северной Америке

3) уступает Африке, но превосходит Северную Америку

4) уступает Африке и Северной Америке

3. Амплитуда высот на территории материка достигает ... (км)

1)5 2) 7 3) 9 4) 11

4. Наибольшие абсолютные высоты характерны для ... нагорья

1) Иранского 3) Малоазиатского

2) Памир 4) Тибет

5. В областях древней складчатости расположены горы ...

1) Карпаты и Кавказ 3) Пиренеи и Скандинавские

2) Кавказ и Пиренеи 4) Скандинавские и Алтай

6. Наименьшую площадь на территории Евразии занимает ... климатический пояс

1) экваториальный 3) тропический

2) субэкваториальный 4) субарктический

7. Самая низкая температура воздуха в Евразии зарегистрирована на ... материка

1) севере 3) северо-западе

2) северо-востоке 4) юго-востоке

8. В субтропическом средиземноморском типе климата максимум осадков приходится на

1) весну 2) зиму 3) осень 4) лето


9. Характерные черты речной сети материка определяются в первую очередь особенностями ...

1) растительности и почв 3) рельефа и климата

2) почв и рельефа 4) климата и растительности

10. Наибольшее разнообразие природных зон отмечается в ... климатическом поясе

1) субарктическом 3) тропическом

2) умеренном 4) субэкваториальном

11. Славянские народы проживают в ...

1) Восточной Европе и Северной Азии 3) Северной Европе и Южной Азии

2) Северной Азии и Северной Европе 4) Южной Азии и Восточной Европе

12. Наивысшая плотность населения характерна для стран ...

1) Северной и Центральной Азии

2) Центральной и Восточной Азии

3) Восточной и Юго-Восточной Азии

4) Юго-Восточной и Юго-Западной Азии

13. Самая низкая плотность населения характерна для полуострова ...

1) Индокитай 3) Корея

2) Аравийский 4) Индостан

14. Русские путешественники П.П. Семенов и Н.М. Пржевальский исследовали ... Азию

1) Южную 3) Центральную

2) Восточную 4) Западную

ЮЖНАЯ АМЕРИКА   1 вариант.

1.Какое место занимает Южная Америка по величине?
    а) первое
    б) третье
    в) второе
    г) четвертое
2.Какой пролив отделяет Юж. Америку от Антарктиды?
    а) Магелланов
    б) Берингов
    в) Дрейка
    г) Гибралтарский 
3.Самый высокий водопад в мире:
    а) Анхель
    б) Игуасу
    в) Виктория
     г) Ниагара
4. Магелланов пролив отделяет Юж. Америку от:
    а) острова Куба
    б) острова Огненная земля
    в)  Антарктиды
     г) острова Пасхи.
5. Самое высокогорное в   мире пресноводное озеро:
     а) Титикака
     б) Поопа
     в) Маракаибо
     г) Виктория
6. Высшая точка Юж. Америки:
     а) Мак- Кинли
     б) Охос - дель - Саладо
     в) Котопахи
     г) Аконкагуа
7.Самая крупная в мире пресноводная рыба, обитающая в  
    Амазонке:
     а) пиранья
     б) кайман
     в) апараима
     г) речной скат
8. Как называют местные жители центральную часть Анд?
     а) Пантанал
     б) Пуна 
     в)Патагония
     г) Гран - Чако
9.Как переводится "Анды" с индейского языка?
     а) оловянные горы 
     б) серебрянные горы
     в) железные горы
     г) медные горы.
10. Со дна какого озера добывают в Южной Америке нефть?
     а) Маракаибо
     б) Поопо
     в)Титикака.
11.Южную Америку от Северной отделяет канал:
     а)Суэцкий
     б)Панамский
     в) Южный
     г) Северный.
12.На климат Юж. Америки большое влияние оказывает:
     а) Тихий океан
     б) Атлантический
     в) Карибское море
     г)Северный Ледовитый океан.
13.Юж.Америка самый:
    а) влажный
    б) сухой 
    в)жаркий
    г) холодный материк.
14 Какое течение оказывает большое влияние на климат  западной части Юж. Америки?
      а) Бразильское
    б) Перуанское
    в) Гвианское
    г) Южно - Пассатное

                                Ответы:1-г, 2-в, 3-а, 4-б, 5-а, 6-г, 7-в, 8-б,
                                                 9-г, 10-а, 11-б, 12-б, 13-а, 14-






























Южная Америка, 2 вариант.



  1. В Южной Америке находится величайшая равнина земного шара:

А. Ла-Платская низменность

Б. Бразильское плоскогорье

В.Амазонская низменность

Г. Плато Колорадо


  1. К бассейну какого океана относится река Амазонка?

А. Тихого

Б. Атлантического

В. Индийского

Г. Она не впадает в океан


  1. Название каких гор на материке говорит об их богатстве медными рудами?

А. Анд

Б. Аконкагуа

В. Ильямпу

Г. Чимборасо


4. Какие факторы способствуют образованию теплого влажного климата на равнинной части материка?

А. Географическое положение

Б. Конфигурация материка

В. Рельеф материка

Г. Господствующие ветры – пассаты


  1. Крупнейшие города Южной Америки расположены:

А. На побережье Атлантического океана

Б. На побережье Тихого океана

В. На побережье Тихого и Атлантического океана

Г. В центре материка


  1. Смену географических поясов можно наблюдать:

А. путешествуя от экватора к полюсу Земли

Б. поднимаясь в горы

В. По карте

Г. Во всех названных случаях


  1. К какой природной зоне относится следующее описание: «Для этой области характерен климат с большими различиями в осадках по территории. Здесь растут различные злаки, много грызунов, а по берегам рек водится нутрия»?

А. Саваннам и редколесьям

Б. Субтропическим степям

В. Экваториальным лесам

Г. Пустыням


  1. какой эндемик Южной Америки, обитающий в Андах, был приручен местным населением и используется как вьючное животное?

А. Олень

Б. лошадь Пржевальского

В. Лама

Г. Осел

9. назовите столицу самого крупного государства Южной Америки:

А. Буэнос-Айрес

Б. Рио-де-Жанейро

В. Бразилиа

Г. Каракас


  1. 90% населения Бразилии говорит на языке:

А. Испанском

Б. Бразильском

В. Латинском

Г. Португальском










































Южная Америка, 3 вариант.


  1. Южная Америка – это:

А. материк

Б. часть света

В. Группа островов

Г. Территория на юге Америки


  1. Крупнейшее государство Южной Америки:

А. Перу

Б. Аргентина

В. Колумбия

Г. Бразилия


  1. История открытия и освоения территории Южной Америки оказала влияние прежде всего на:

А. этнические особенности

Б. культуру и образ жизни людей

В. Язык и религию народа

Г. На все названные особенности


  1. Самая полноводная река на Земле:

А.Парана

Б. Амазонка

В. Ориноко

Г. Риу-Негру


  1. Какой ландшафт Южной Америки описан ниже: «… деревья растут в несколько ярусов. Это различные виды пальм. Более низкие ярусы образует гевея, какао, красное дерево. Их стволы обвивают лианы. Много папоротников.»?

А. Саванны и редколесья

Б. влажные вечнозеленные леса

В. Пустыни и полупустыни

Г. Области высотной поясности


  1. Коренное население Южной Америки – это:

А. Индейцы

Б. Мулаты

В. Негры

Г. Метисы


  1. Бразилия обладает уникальными запасами:

А. нефти

Б. железной руды

В. бокситов

Г. серы





Перечень оборудования

Электронные карты:























9


Рабочая программа по географии 7 класс
  • География
Описание:

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным   компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Е. М. Домогацких для 7 класса, " Программа по географии для 6 - 10 классов образовательных учреждений". - М. Русское слово, 2008. Рабочая программа включает    пояснительную записку,цели и задачи курса,  содержание программы, календарно - тематическое планирование, количество часов и практических работ по разделам, поурочное планирование, географическую номенклатуру,тестовые работы.

Автор Цуркан Надежда Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1286
Номер материала 26058
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓