Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа с.Порез
Унинского района
Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева
Утверждено: /Лялина
Т.А./
Директор МБОУ СОШ
с.Порез
«__»_августа_2014г.
Рабочая программа
по географии
6 класс
на 2014- 2015 учебный год
базовый уровень
Составитель:
Суворова С.И.
учитель географии
2014год
с.Порез
Пояснительная
записка
Место
предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации
отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на
этапе
основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета
1-го
учебного
часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных
часов в
неделю.
В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской
Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в
региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется
использовать учителям географии для проведения практических работ по темам
начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала
и выполнения практических работ на местности.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по
географии
Закон
Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции
Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный
базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Приказ
Минобрнауки «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»
Учебный план МБОУ СОШ с. Порез
Унинского района Кировской области на 2014-2015 год .
Годовой календарный график МБОУ СОШ
с. Порез Унинского района Кировской области на 2014 - 2015 учебный год.
Примерная программа по географии за
курс основной школы.
Рабочая программа полностью
реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического
образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный
подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной
дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы,
формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.
Это
наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических,
социокультурных
взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и
на
рациональном уровне.
В
основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для
жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников
знания
основ географического пространства на местном, региональном и глобальном
уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи
программа содержит
уроки
регионального компонента по географии своего края, области, района, региона.
Включение этих уроков в рабочую программу связано с тем, что изучение «малой»
Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная,
творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является
необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии
ученик должен
знать/понимать
•
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и
географических
карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
результаты
выдающихся географических открытий и путешествий;
•
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в
гео-
сферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности
человека; гео-
графическую зональность и поясность;
•
географические особенности природы материков и океанов, географию народов
Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
гео-
графическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран;
•
специфику географического положения и административно-территориального
устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей
хозяйст-
ва, природно-хозяйственных зон и районов;
•
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на ло-
кальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
•
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
•
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изуче-
ния географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их
обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
•
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека
к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
районов
разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей
России, а также крупнейших регионов и стран мира;
•
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
раз-
нообразных источников географической информации и форм ее представления;
•
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
геогра-
фические координаты и местоположение географических объектов;
•
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
фор-
ме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и по-
вседневной жизни для:
•
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения
поясного
времени; чтения карт различного
содержания;
•
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений
за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
ре-
зультате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
•
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определе-
ния комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности
с помощью приборов и инструментов;
•
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местно-
сти, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
•
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
раз-
ных источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
Особенности линии учебно-методического
комплекта "Сферы" по географии
Учебник по географии для 6 класса,
автор А.А. Лобжанидзе прошел
экспертизу по новой процедуре, получил положительные заключения РАО и РАН, был
включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.
Проект «Сферы» - это разработка серии учебно-методических материалов по всем
курсам географии общеобразовательной школы на бумажных и электронных носителях,
обеспечивающих создание единой информационно-образовательной среды. В комплекте
реализованы современные подходы к созданию школьного учебника с учетом новейших
обучающих технологий, необходимых для рациональной организации учебного
процесса в соответствии с новейшими актуальными тенденциями в содержании
географического образования и методики преподавания географии в школе.
УМК
«Сферы» ориентирован на усвоение школьниками базовых географических знаний и в
большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения
учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. Это линия нового
поколения, которая позволяет школьникам и учителям работать в единой
информационно-образовательной предметной среде на основе использования
учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях,
разработанных в едином формате. Учащимся обучение по данному комплекту
открывает возможности самостоятельной работы с разного рода информацией,
упрощает её поиск, анализ, интерпретацию, способствует формированию таких
практических умений и базовых навыков, как : свободное владение компьютером и
использование современных средств коммуникации для решения познавательных задач
и выполнения творческих работ;
владение
приемами оформления академической работы; умение решать проблемные, логические
и творческие задачи, как индивидуально, так и в процессе работы в группе, навыки
исследовательской и проектной деятельности, разработки индивидуальных и
групповых проектов.
Все это достигается за счет жесткой функциональной обособленности всех
составляющих комплекта, каждая из которых играет роль источника определенного
рода информации и решает определенную педагогическую задачу.
Учебно-методический комплекс включает:
учебник
по географии для 6 класса, автор А.А. Лобжанидзе
электронное
приложение к учебнику
тетрадь-тренажер
предназначена для самостоятельной работы дома и в классе
тетрадь-практикум
тетрадь-экзаменатор
учебные
атласы
контурные
карты с заданиями
учебно-наглядные
пособия (настенные карты)
методические
рекомендации
Содержание
изучаемого курса
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
курса «География. Планета Земля. 6 класс.»
ИСТОЧНИКИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География
как наука.
Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы
получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Географические
модели: глобус,
географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы
(масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная
сеть).
Ориентирование
по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических
материалов.
ПРИРОДА
ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
Земля
как планета.
Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний
человека о Земле.
Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения
Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение
Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических
следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Земная
кора и литосфера,
их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в
зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна
Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных
процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни,
быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные
памятники литосферы.
Изучение
свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами
литосферы, описание на местности и по карте.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в
природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие
с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные
памятники гидросферы.
Наблюдение
за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка
обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция.
Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги
на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация
человека к разным климатическим условиям.
Наблюдение
за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов
погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра,
гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления
воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики
погоды и климата.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими
геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.
Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Наблюдения
за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Почвенный
покров. Почва как
особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия
образования почв разных типов.
Наблюдение
за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Географическая
оболочка Земли, ее
составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных
закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая
оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием
деятельности человека.
Выявление
и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон
Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в
разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее
изменения, влияния на качество жизни населения.
Распределение
материала по содержательным линиям.
№п\п
|
Название
раздела
|
Количество
часов
|
Региональный
компонент
|
Практические
работы
|
Контрольные
работы
|
1
|
Введение
.
|
1
|
|
|
|
2
|
Изображения
земной поверхности и их использование.
|
10
|
+
|
3
|
1
|
3
|
Развитие
географических знаний о Земле.
|
5
|
+
|
|
|
4
|
Земля-планета
Солнечной системы.
|
5
|
+
|
|
1
|
5
|
Литосфера
- каменная оболочка Земли.
|
8
|
+
|
2
|
1
|
6
|
Гидросфера
– водная оболочка Земли.
|
10
|
+
|
1
|
1
|
7
|
Атмосфера
– воздушная оболочка Земли.
|
12
|
+
|
3
|
1
|
8
|
Биосфера
– оболочка жизни.
|
7
|
+
|
1
|
1
|
9
|
Географическая
оболочка – самый крупный природный комплекс.
|
10
|
+
|
1
|
1
|
итого
|
|
68
часов
|
|
11
|
7
|
Содержание
изучаемого курса в соответствии со стандартом географического образования
№п\п
|
Название
раздела
|
часы
|
стандарт
географического образования
|
1
|
Введение
.
|
1
|
География
как наука.
Современная
география – это наука, изучающая поверхность Земли
|
2
|
Изображения
земной поверхности и их использование.
|
10
|
Источники
получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения,
обработки, передачи и представления географической информации.
Географические
модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения,
градусная сеть).
Ориентирование
по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков.
|
3
|
Развитие
географических знаний о Земле.
|
5
|
Земля
как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие
географических знаний человека о Земле[1]. Выдающиеся географические открытия
и путешествия.
|
4
|
Земля-планета
Солнечной системы.
|
5
|
Форма,
размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с
другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
|
5
|
Литосфера
- каменная оболочка Земли.
|
8
|
Земная
кора и литосфера, их состав (основные минералы и горные породы), строение и
развитие. Изменение температуры горных пород с изменением глубины. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их изменение под
влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Наблюдения за объектами
литосферы. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры
и рельефа. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила
обеспечения безопасности. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Сравнение особенностей жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах
и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее
геоэкологические последствия. Природные памятники литосферы.
|
6
|
Гидросфера
– водная оболочка Земли.
|
10
|
Гидросфера,
ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот.
Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные
и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Наблюдения за
объектами гидросферы. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество.
Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности
людей. Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу. Природные
памятники гидросферы.
|
7
|
Атмосфера
– воздушная оболочка Земли.
|
12
|
Атмосфера,
ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с
высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат.
Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой. Чтение климатических и
синоптических карт для характеристики погоды и климата. Стихийные явления в
атмосфере: их характеристика и правила обеспечения безопасности людей.
Адаптация человека к разным климатическим условиям. Влияние хозяйственной
деятельности человека на атмосферу; сохранение качества воздушной среды.
|
8
|
Биосфера
– оболочка жизни.
|
7
|
Биосфера,
ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных;
изучение особенностей их распространения. Определение взаимосвязей биосферы с
другими геосферами. Сравнение различных приспособлений живых организмов к
среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения
качества окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на
биосферу. Сохранение растительного и животного мира Земли.
|
9
|
Географическая
оболочка – самый крупный природный комплекс.
|
10
|
Географическая
оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика
основных закономерностей развития. Широтная
зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по
географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных
природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на
географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Почвенный
покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв.
Определение типов почв. Выявление взаимосвязей растительности и почв.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Характеристика использования и
охраны почв.
|
Оценочные
практические работы.
-
Обучение определению направлений по карте, определение географических координат
по глобусу и карте.
-
Определение объектов местности по плану, а также направлений и расстояний между
ними.
-
Топографический диктант.
-
Ориентирование на местности.
-
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа
-
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой,
фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом,
ориентирование по Солнцу.
-Определение
географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова. Реки,
озера, водохранилища (по выбору)
Поурочное планирование
№
урока
|
Дата
по плану
|
тема
урока
|
Содержание
в соответствии с фгос
|
Требования
к уровню подготовки учащихся
|
Дата
по факту
|
Введение.
1 час
|
1\1
|
|
Введение. География как наука.
|
География
как наука.
Современная
география – это наука, изучающая поверхность Земли
|
развитие
познавательных интересов
|
|
Изображения
земной поверхности и их использование. 10 часов
|
2\1
|
|
Изображения
земной поверхности
|
Глобус.
Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности.Карта.
|
знания
об основных географических понятиях:
градусная
сетка, Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
уметь:
называть и (или) показывать элементы градусной сети, географические полюса,
окружность и радиус Земли. Объяснять понятия: план местности, масштаб,
азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота,
географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса,
глобус.
Определять
(измерять): стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам,
направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты,
географические
координаты, местоположение географических объектов.
Навыки
работы с картографическими источниками
овладение
умениями ориентироваться на местности;
изображения
земной поверхности на плане.
Уметь
читать план, карту и производить простейшую съемку местности
использовать
один из «языков» международного общения – географическую карту,
статистические материалы
|
|
3\2
|
|
У-1
Р.К.
«Изображение земной поверхности»
|
№1
Определение направлений по карте, глобусу
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
4\3
|
|
Условные
знаки и масштаб карты
|
Условные
знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Измерение
расстояний по карте с помощью масштаба Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды.
|
|
5\4
|
|
У-2
Р.К.
«Условные
знаки и масштаб карты»
|
№3
Топографический диктант
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
6\5
|
|
Географические
координаты
У
-3 Р.К.
«Географические
координаты»
|
Градусная
сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта
и долгота.
№1
Определение географических координат
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
7\6
|
|
Ориентирование.
У-4
Р.К. «Ориентирование»
|
Ориентирование
и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.
Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью
горизонталей. Способы
изображения земной поверхности на плане.
№4«Ориентирование». «Построение плана
местности»
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
8\7
|
|
Построение
плана местности.
У-
5 Р.К.
«Построение
плана местности»
|
|
9\8
|
|
Карта
– «язык» географии.
У-5
Р.к.
«Карта – «язык»
географии.»
|
Географическая
карта — особый источник информации.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
10\9
|
|
Обобщение
и систематизация
зун.
|
Пр.Ориентирование
по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков ,статистических
материалов..
|
|
11\10
|
|
Контрольная
работа
|
|
|
Развитие
географических знаний о Земле 5 часов
|
12\1
|
|
География
в древности
У-6
Р.К.
«История
заселения края»
|
Развитие
географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
Имена
путешественников и исследователей древности, районы их исследования
|
|
13\2
|
|
География
в эпоху средневековья
У-7
Р.К.
«История
заселения края»
|
Развитие
географических знаний человека о Земле
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
Оценивать
вклад древних ученых в развитии географической науки
|
|
14\3
|
|
Эпоха
Великих географических открытий.
У-8
Р.К.
«История
заселения края»
|
Эпоха
Великих географических открытий
Выдающиеся
географические открытия и путешествия.
Выдающиеся
географические открытия и исследования в России и в мире..
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
Умение
работать с различными источниками информации
|
|
15\4
|
|
Географические
открытия в 18-19 вв.
У-9
Р.К.
«История
заселения края»
|
история
заселения края
|
|
16\5
|
|
Географические
исследования 20в.
У-10
Р.К.
«История
заселения края»
|
история
заселения края
|
|
Земля-планета Солнечной системы. 5 часов
|
17\1
|
|
Земля-планета
Солнечной системы.
|
Земля
как планета. Возникновение и геологическая история Земли.
|
Знания:
Земля
— планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля —
одна
из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник
Земли, их
взаимодействие.
|
|
18\2
|
|
Форма
и размеры Земли.
|
Форма и размеры Земли. Движения
Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня
и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.
Неравномерное
распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли
|
Сравнение
Земли с обликом других планет Солнечной системы.
Называть
местные признаки шарообразности Земли
|
|
19\3
|
|
Движения
Земли.
|
Следствия
в результате движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
|
Объяснение
географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг
своей оси.
|
|
20\4
|
|
Влияние
космоса на Землю и жизнь людей.
|
Современные
научные исследования космического пространства
|
Приводить
примеры на тему «Космос и здоровье человека»
|
|
21\5
|
|
Контрольная
работа
|
|
|
|
Литосфера - каменная оболочка Земли. 8 часов
|
22\1
|
|
Минералы
и горные породы.
У
-11 Р.К.
«Минералы и горные породы родного края»
|
Литосфера,
строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной
коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
уметь:
Называть
и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные
системы земного шара.
Объяснять
понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные
ископаемые.
Объяснять
образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать
горы, равнины земного шара по плану.
Уметь
работать с контурной картой
|
|
23\2
|
|
Литосфера.
|
Литосфера
— твердая оболочка Земли ,состав, строение и развитие
Пр.
Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдения
за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
|
|
24\3
|
|
У-12
Р.К.
Описание
по карте и плану рельефа
|
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
25\4
|
|
Рельеф
Земли.
У
-13 Р.К.
«Различие
равнин по высоте» Определение по карте высот местности
|
Главные
формы рельефа. Разнообразие форм рельефа. Рельеф дна океанов
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
26\5
|
|
Внутренние
силы Земли.
|
Движения
земной коры. Подвижные участки земной коры. Образование
вулканов.
Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и
защи-
ты
от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
|
|
27\6
|
|
Внешние
силы, создающие рельеф.
|
Неоднородность
земной поверхности как следствие взаимодействия
внутренних
сил Земли и внешних процессов.
|
|
28\7
|
|
Человек
и мир камня.
У-
14 Р.К.
«Влияние
хозяйственной деятельности человека на рельеф»
|
Человек
и земная кора.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
29\8
|
|
Контрольная
работа.
|
|
|
Гидросфера – водная оболочка
Земли. 10 часов
|
30\1
|
|
Гидросфера
– водная оболочка Земли.
У-15
Р.К.
«Водные
объекты родного края»
|
Состав
гидросферы, составные части Мирового океана .Гидросфера: океан, море, озеро,
река, мировой круговорот воды,
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
уметь:
Называть
и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова,
течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн,
водораздел.
Объяснять
понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн,
водораздел, речная система, подземные воды.
Описывать
океан, море, реку, озеро по плану.
Определять
направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Знать
и понимать особенности направления течения рек, устанавливать взаимосвязи
Выявлять
влияние человека на водные оъекты
|
|
31\2
|
|
Мировой
океан.
|
Мировой
океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
|
|
32\3
|
|
Движение
воды в океане.
|
Движение
воды в океане.
Стихийные
явления в океане
|
|
33\4
|
|
Реки
.
У-16
Р.К.
«Описание
реки»
|
Реки
Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для
человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения
личной безопасности. Практикум на основе программы « Мой край»
|
|
34\5
|
|
П.р.
У-17
Р.К.
«Работа
с картой. Определение направлений течения рек. Связь с рельефом места»
|
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
35\6
|
|
Озера,
болота.
У-18
Р.к.
«Озера,
болота родного края»
|
Хозяйственное
значение озер, водохранилищ, болот. Источники пресной воды на Земле.
Проблемы, связанные с ограниченными запасами
пресной
воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их
использования
человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных
пород,
близости
к озерам. Минеральные воды
|
|
36\7
|
|
Подземные
воды.
У-19
Р.к.
«Родники
нашего села»
|
|
37\8
|
|
Ледники
и многолетняя мерзлота.
|
Ледники
— главные аккумуляторы пресной воды на Земле.
|
|
38\9
|
|
Человек
и гидросфера.
У-20 Р.К.
Меры
по сохранению вод Кировской области
|
Природные
памятники гидросферы.
Практикум
на основе программы « Мой край»
Пр.
наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.
Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
|
|
39\10
|
|
Контрольная
работа.
|
|
|
Атмосфера – воздушная оболочка
Земли. 12 часов
|
40\1
|
|
Атмосфера
– воздушная оболочка Земли
У-21
Р.К.
Организация
наблюдений за погодой
|
Атмосфера — воздушная оболочка
Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Состав
атмосферы, ее структура.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
уметь:
Называть
и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат.
Объяснять
понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.
Объяснять
распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен
года, дня и ночи, причины образования ветра.
Определять
(измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра,
облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за
месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать
погоду и климат своей местности.
|
|
41\2
|
|
Температура
воздуха.
У-22
Р.К.
Построение
графиков хода температур
|
Суточные и годовые колебания
температуры воздуха. Средние
температуры. Изменение температуры
|
|
42\3
|
|
П.р.
У-23
Р.К.
Обработка
собранных материалов по календарю погоды
|
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
43\4
|
|
Влажность
воздуха и атмосферные осадки.
У-
24 Р.К.
Обработка
собранных материалов по календарю погоды
|
Облачность, ее влияние на погоду.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и
деятельность человека. Влажность воздуха
Практикум на основе программы «
Мой край»
|
|
44\5
|
|
Атмосферное
давление и ветер.
У-
25 Р.К.
Обработка
собранных материалов по календарю погоды
|
Атмосферное
давление. Направление и сила ветра. Роза
ветров.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
45\6
|
|
Погода.
У-26
Р.К.
Описание
погоды
|
Прогнозы
погоды
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
46\7
|
|
Климат.
У-27
Р.К.
Описание
погоды, климата
|
Зависимость климата от
географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа,
господствующих ветров. Пути адаптации чело-
века к климатическим условиям местности.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
47\8
|
|
П.р. У-28 Р.К.
Характеристика
климата Кировской области
|
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
48\9
|
|
Оптические
явления в атмосфере.
|
Оптические
явления в атмосфере.
|
|
49\10
|
|
Человек
и атмосфера.
|
Экстремальные
климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
|
|
50\11
|
|
Подготовка
к контрольной работе по теме: Атмосфера – воздушная оболочка Земли
|
П.р.
Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик
элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и
применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости
температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и
синоптических карт для характеристики погоды и климата.
|
|
51\12
|
|
Контрольная
работа.
|
|
|
Биосфера – оболочка жизни. 7
часов
|
52\1
|
|
Биосфера
– оболочка жизни.
У
-29 Р.К.
Определение
взаимосвязи компонентов природы
|
Биосфера
Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли.
Границы
биосферы и взаи-
модействие
компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения
и
восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения
за расти-
тельным
и животным миром для определения качества окружающей среды.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
уметь:
Объяснять
понятие: природный комплекс.
Объяснять
и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных
комплексах, круговороты веществ,
влияние
природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли
и природные комплексы.
Называть
меры по охране природы.
Описывать
отдельные природные комплексы.
|
|
53\2
|
|
Жизнь
в океане и на суше.
|
Особенности
распространения
живых организмов на суше и в Мировом океане
|
|
54\3
|
|
Значение
биосферы.
|
|
|
55\4
|
|
Человек
– часть биосферы.
|
Влияние жизнедеятельности человека на
окружающую среду. Сохранение чело-
веком растительного и животного
мира Земли.
|
|
56\5
|
|
Экологические
проблемы в биосфере.
|
Способы определения качества
окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
|
|
57\6
|
|
П.р. У- 30 Р.К.
Описание
природных зон
|
П.р.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества
окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по
карте.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
58\7
|
|
Контрольная
работа.
|
|
|
Географическая оболочка – самый
крупный природный комплекс. 10 часов
|
59\1
|
|
Географическая
оболочка – самый крупный природный комплекс.
|
Географическая оболочка Земли.
Географическая оболочка Земли, ее
составные части, взаимосвязь между ними. Географическая
оболочка как окружающая человека
среда.
|
уметь:
Объяснять
понятие: природный комплекс.
Объяснять
и приводить примеры
взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты
веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности
на оболочки Земли и природные комплексы.
Называть
меры по охране природы.
Описывать
отдельные природные комплексы.
Наблюдение
и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов
(экскурсия).
|
|
60\2
|
|
Природные
комплексы.
У-31
Р.к.
Работа
с контурной картой
|
Природные зоны Земли. Широтная
зональность и
высотная
поясность — важнейшие особенности природы Земли.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
61\3
|
|
Почва.
У-32
Р.к.
Почвы
родного края, роль плодородия.
П.р.
Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание типов почв на
местности и по картам.
|
Почва как особое
природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве.
Физическое, химическое,
биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв.
Разнообразие почв. Влияние тепла
и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв.
Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность
в сохранении и улучшении почв.
|
|
62\4
|
|
Полярные
пустыни и тундры.
|
Особенности взаимодействия
компонентов
природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
|
|
63\5
|
|
Леса.
У-33
Р.к.
Экскурсия
в лес
|
|
64\6
|
|
Степи
и саванны.
П.р.
Описание природных зон Земли по географическим картам.
|
|
65\7
|
|
Засушливые
области планеты.
П.Р.Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
|
|
66\8
|
|
У-34
Р.К.
Экскурсия
«Изучение природного комплекса нашей местности».
|
П.р.
Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на
качество жизни населения.
Практикум
на основе программы « Мой край»
|
|
67\9
|
|
Природные
комплексы Мирового океана.
|
Особенности
распространения
живых организмов в Мировом океане.
|
|
68\10
|
|
Итоговая
контрольная работа за год
|
|
|
|
Рекомендуемая
номенклатура
Перечень
обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема
” Географические модели Земли ”
Материки: Австралия, Антарктида,
Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка,
Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский,
Северный Ледовитый, Тихий.
Тема
”Земная кора”
Равнины: Амазонская низменность,
Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская
), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская
возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы,
Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины
и вулканы:
Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская
Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус,
Этна.
Острова: Большие Антильские,
Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая
Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай,
Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр,
Флорида.
Тема
”Атмосфера”
Климатические
пояса:
Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный,
субарктический (субантарктический), арктический (антарктический).
Тема
”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское,
Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное,
Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский,
Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский,
Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных
Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга,
Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр,
Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал,
Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория,
Ниагарский.
Области
современного оледенения:
Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема
”Биосфера”
Природные
зоны:
Арктические и антарктические пустыни, тундры и лесотундры, тайга, смешанные и
широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и
редколесья, жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники (средиземноморский),
переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, области высотной поясности.
Формы
промежуточного контроля: тестовый
контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы
с контурными картами.
Используемая литература и электронные ресурсы
Вокруг
света
http://kinderino.ru/vokrug/
География.Планета
Земля
http://geo.web.ru
Мир
карт: интерактивные карты стран и городов
http://www.mirkart.ru
Учебно-методическое
обеспечение
Учебник: Лобжанидзе А.А.
География: планета Земля: 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.
Лобжанидзе ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд- во « Просвещение». -
М.:Просвещение, 2007. –143с.
УМК: 1. географический атлас
«Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.
2.Лобжанидзе
А.А. География: планета Земля: тетрадь – тренажер 6 кл. - М.: Просвещение,
2007.
3.Мишняева
Е.Ю. География: планета Земля: тетрадь – практикум для 6 кл. - М.:
Просвещение, 2007.
4.Барабанов В.В. География:
планета Земля: тетрадь – экзаменатор для 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
5.контурные
карты «Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.
6.Электронное
приложение «Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная
литература:
1.Герасимова
Т.П. География. Начальный курс / Т.П. Герасимова, Н.Н. Неклюкова. – М.: Дрофа,
2006.
2.Алексеев А.И., В.В.
Николина. География. Природа и люди. / А.И. Алексеев, В.В. Николина.- М.:
Просвещение, 2009.
3.За страницами учебника
географии.- М.: Дрофа, 2005.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Мультимедиапроектор.
3.Интерактивные
карты.
Учебное
электронное пособие.
Уроки географии Кирилла и Мефодия. ООО « Кирилл и Мефодий», 2005.
Уроки
географии 6 -9 классы. Издательство «Глобус», Интернет – ресурсы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.