Главная / География / Рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии (6 класс)




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Порез

Унинского района Кировской области имени Г.Ф.Шулятьева








Утверждено: /Лялина Т.А./

Директор МБОУ СОШ с.Порез

«__»_августа_2014г.









Рабочая программа

по географии

6 класс

на 2014- 2015 учебный год


базовый уровень






Составитель: Суворова С.И.

учитель географии










2014год

с.Порез


Пояснительная записка

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской

Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на

этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го

учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в

неделю.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.


Нормативно-правовая основа рабочей программы по географии

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»

Учебный план МБОУ СОШ с. Порез Унинского района Кировской области на 2014-2015 год .

Годовой календарный график МБОУ СОШ с. Порез Унинского района Кировской области на 2014 - 2015 учебный год.

Примерная программа по географии за курс основной школы.


Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.

Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических,

социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и

на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников

знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит

уроки регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих уроков в рабочую программу связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических

карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты

выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в гео-

сферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; гео-

графическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между гео-

графическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных

регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства

Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйст-

ва, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на ло-

кальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите

людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и

явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изуче-

ния географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности

природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических

проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека

к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов

разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных

коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей

России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе раз-

нообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; геогра-

фические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной фор-

ме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-

вседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного

времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за

отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в ре-

зультате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определе-

ния комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности

с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местно-

сти, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае

природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из раз-

ных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Особенности линии учебно-методического комплекта "Сферы" по географии

Учебник по географии для 6 класса, автор А.А. Лобжанидзе прошел экспертизу по новой процедуре, получил положительные заключения РАО и РАН, был включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.

Проект «Сферы» - это разработка серии учебно-методических материалов по всем курсам географии общеобразовательной школы на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих создание единой информационно-образовательной среды. В комплекте реализованы современные подходы к созданию школьного учебника с учетом новейших обучающих технологий, необходимых для рациональной организации учебного процесса в соответствии с новейшими актуальными тенденциями в содержании географического образования и методики преподавания географии в школе.

УМК «Сферы» ориентирован на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации. Это линия нового поколения, которая позволяет школьникам и учителям работать в единой информационно-образовательной предметной среде на основе использования учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях, разработанных в едином формате. Учащимся обучение по данному комплекту открывает возможности самостоятельной работы с разного рода информацией, упрощает её поиск, анализ, интерпретацию, способствует формированию таких практических умений и базовых навыков, как : свободное владение компьютером и использование современных средств коммуникации для решения познавательных задач и выполнения творческих работ;

владение приемами оформления академической работы; умение решать проблемные, логические и творческие задачи, как индивидуально, так и в процессе работы в группе, навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки индивидуальных и групповых проектов.

Все это достигается за счет жесткой функциональной обособленности всех составляющих комплекта, каждая из которых играет роль источника определенного рода информации и решает определенную педагогическую задачу.

Учебно-методический комплекс включает:

учебник по географии для 6 класса, автор А.А. Лобжанидзе

электронное приложение к учебнику

тетрадь-тренажер предназначена для самостоятельной работы дома и в классе

тетрадь-практикум

тетрадь-экзаменатор

учебные атласы

контурные карты с заданиями

учебно-наглядные пособия (настенные карты)

методические рекомендации


Содержание изучаемого курса


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
курса «География. Планета Земля. 6 класс.»


ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.



Распределение материала по содержательным линиям.

п\п

Название раздела

Количество часов

Региональный компонент

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение .

1




2

Изображения земной поверхности и их использование.

10

+

3

1

3

Развитие географических знаний о Земле.

5

+



4

Земля-планета Солнечной системы.

5

+


1

5

Литосфера - каменная оболочка Земли.

8

+

2

1

6

Гидросфера – водная оболочка Земли.

10

+

1

1

7

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

12

+

3

1

8

Биосфера – оболочка жизни.

7

+

1

1

9

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.

10

+

1

1

итого


68 часов


11

7








Содержание изучаемого курса в соответствии со стандартом географического образования


п\п

Название раздела

часы

стандарт географического образования

1

Введение .

1

География как наука.

Современная география – это наука, изучающая поверхность Земли

2

Изображения земной поверхности и их использование.

10

Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков.

3

Развитие географических знаний о Земле.

5

Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле[1]. Выдающиеся географические открытия и путешествия.

4

Земля-планета Солнечной системы.

5

Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

5

Литосфера - каменная оболочка Земли.

8

Земная кора и литосфера, их состав (основные минералы и горные породы), строение и развитие. Изменение температуры горных пород с изменением глубины. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Наблюдения за объектами литосферы. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Стихийные явления в литосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Сравнение особенностей жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее геоэкологические последствия. Природные памятники литосферы.

6

Гидросфера – водная оболочка Земли.

10

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Наблюдения за объектами гидросферы. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу. Природные памятники гидросферы.

7

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

12

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Наблюдение за погодой. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Стихийные явления в атмосфере: их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Адаптация человека к разным климатическим условиям. Влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу; сохранение качества воздушной среды.

8

Биосфера – оболочка жизни.

7

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных; изучение особенностей их распространения. Определение взаимосвязей биосферы с другими геосферами. Сравнение различных приспособлений живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Сохранение растительного и животного мира Земли.

9

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.

10

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв. Определение типов почв. Выявление взаимосвязей растительности и почв. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Характеристика использования и охраны почв.




Оценочные практические работы.


- Обучение определению направлений по карте, определение географических координат по глобусу и карте.

- Определение объектов местности по плану, а также направлений и расстояний между ними.

- Топографический диктант.

- Ориентирование на местности.

- Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

- Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

-Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова. Реки, озера, водохранилища (по выбору)
























Поурочное планирование


урока

Дата по плану

тема урока

Содержание в соответствии с фгос

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата по факту

Введение. 1 час

1\1


Введение. География как наука.


География как наука.

Современная география – это наука, изучающая поверхность Земли

развитие познавательных интересов


Изображения земной поверхности и их использование. 10 часов

2\1


Изображения земной поверхности

Глобус. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности.Карта.

знания об основных географических понятиях:

градусная сетка, Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

уметь: называть и (или) показывать элементы градусной сети, географические полюса, окружность и радиус Земли. Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус.

Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты,

географические координаты, местоположение географических объектов.

Навыки работы с картографическими источниками

овладение умениями ориентироваться на местности;


изображения земной поверхности на плане.

Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности

использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы


3\2


У-1 Р.К. «Изображение земной поверхности»

1 Определение направлений по карте, глобусу

Практикум на основе программы « Мой край»


4\3


Условные знаки и масштаб карты

Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Измерение расстояний по карте с помощью масштаба Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды.


5\4


У-2 Р.К.

«Условные знаки и масштаб карты»

3 Топографический диктант

Практикум на основе программы « Мой край»


6\5


Географические координаты

У -3 Р.К.

«Географические координаты»

Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота.

1 Определение географических координат

Практикум на основе программы « Мой край»


7\6


Ориентирование.

У-4 Р.К. «Ориентирование»

Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане.

4«Ориентирование». «Построение плана местности»

Практикум на основе программы « Мой край»


8\7


Построение плана местности.

У- 5 Р.К.

«Построение плана местности»



9\8


Карта – «язык» географии.

У-5 Р.к.

«Карта – «язык» географии.»

Географическая карта — особый источник информации.

Практикум на основе программы « Мой край»


10\9


Обобщение и систематизация зун.

Пр.Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков ,статистических материалов..



11\10


Контрольная работа



Развитие географических знаний о Земле 5 часов

12\1


География в древности

У-6 Р.К.

«История заселения края»

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.

Практикум на основе программы « Мой край»

Имена путешественников и исследователей древности, районы их исследования


13\2


География в эпоху средневековья

У-7 Р.К.

«История заселения края»

Развитие географических знаний человека о Земле

Практикум на основе программы « Мой край»

Оценивать вклад древних ученых в развитии географической науки


14\3


Эпоха Великих географических открытий.

У-8 Р.К.

«История заселения края»

Эпоха Великих географических открытий

Выдающиеся географические открытия и путешествия.

Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире..


Практикум на основе программы « Мой край»


Умение работать с различными источниками информации


15\4


Географические открытия в 18-19 вв.

У-9 Р.К.

«История заселения края»

история заселения края


16\5


Географические исследования 20в.

У-10 Р.К.

«История заселения края»

история заселения края


Земля-планета Солнечной системы. 5 часов

17\1


Земля-планета Солнечной системы.


Земля как планета. Возникновение и геологическая история Земли.


Знания:

Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля —

одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их

взаимодействие.



18\2


Форма и размеры Земли.








Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.

Называть местные признаки шарообразности Земли


19\3


Движения Земли.


Следствия в результате движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.


20\4


Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Современные научные исследования космического пространства

Приводить примеры на тему «Космос и здоровье человека»


21\5


Контрольная работа





Литосфера - каменная оболочка Земли. 8 часов


22\1


Минералы и горные породы.

У -11 Р.К. «Минералы и горные породы родного края»


Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Практикум на основе программы « Мой край»










уметь:

Называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара.


Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.



Описывать горы, равнины земного шара по плану.



Уметь работать с контурной картой


23\2


Литосфера.


Литосфера — твердая оболочка Земли ,состав, строение и развитие

Пр. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдения за объектами литосферы, описание на местности и по карте.


24\3


У-12 Р.К.

Описание по карте и плану рельефа

Практикум на основе программы « Мой край»


25\4


Рельеф Земли.

У -13 Р.К.

«Различие равнин по высоте» Определение по карте высот местности

Главные формы рельефа. Разнообразие форм рельефа. Рельеф дна океанов

Практикум на основе программы « Мой край»


26\5


Внутренние силы Земли.

Движения земной коры. Подвижные участки земной коры. Образование

вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защи-

ты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.


27\6


Внешние силы, создающие рельеф.

Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия

внутренних сил Земли и внешних процессов.


28\7


Человек и мир камня.

У- 14 Р.К.

«Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф»

Человек и земная кора.



Практикум на основе программы « Мой край»


29\8


Контрольная работа.



Гидросфера – водная оболочка Земли. 10 часов

30\1


Гидросфера – водная оболочка Земли.


У-15 Р.К.

«Водные объекты родного края»


Состав гидросферы, составные части Мирового океана .Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды,

Практикум на основе программы « Мой край»

уметь:

Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел.

Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды.

Описывать океан, море, реку, озеро по плану.


Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.


Знать и понимать особенности направления течения рек, устанавливать взаимосвязи

Выявлять влияние человека на водные оъекты


31\2


Мировой океан.

Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.


32\3


Движение воды в океане.

Движение воды в океане.

Стихийные явления в океане


33\4


Реки .




У-16 Р.К.

«Описание реки»


Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Практикум на основе программы « Мой край»


34\5


П.р.

У-17 Р.К.

«Работа с картой. Определение направлений течения рек. Связь с рельефом места»

Практикум на основе программы « Мой край»


35\6


Озера, болота.

У-18 Р.к.

«Озера, болота родного края»

Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами

пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их

использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород,

близости к озерам. Минеральные воды


36\7


Подземные воды.


У-19 Р.к.

«Родники нашего села»



37\8


Ледники и многолетняя мерзлота.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.


38\9


Человек и гидросфера.

У-20 Р.К.

Меры по сохранению вод Кировской области

Природные памятники гидросферы.

Практикум на основе программы « Мой край»

Пр. наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.


39\10


Контрольная работа.



Атмосфера – воздушная оболочка Земли. 12 часов


40\1


Атмосфера – воздушная оболочка Земли

У-21 Р.К.

Организация наблюдений за погодой

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Состав атмосферы, ее структура.

Практикум на основе программы « Мой край»

уметь:

Называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат.


Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.



Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра.



Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.








Описывать погоду и климат своей местности.


41\2


Температура воздуха.

У-22 Р.К.

Построение графиков хода температур

Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры


42\3


П.р.

У-23 Р.К.

Обработка собранных материалов по календарю погоды

Практикум на основе программы « Мой край»


43\4


Влажность воздуха и атмосферные осадки.

У- 24 Р.К.

Обработка собранных материалов по календарю погоды

Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха

Практикум на основе программы « Мой край»


44\5


Атмосферное давление и ветер.

У- 25 Р.К.

Обработка собранных материалов по календарю погоды

Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров.

Практикум на основе программы « Мой край»


45\6


Погода.

У-26 Р.К.

Описание погоды

Прогнозы погоды

Практикум на основе программы « Мой край»


46\7


Климат.

У-27 Р.К.

Описание погоды, климата

Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации чело-

века к климатическим условиям местности.

Практикум на основе программы « Мой край»


47\8


П.р. У-28 Р.К.

Характеристика климата Кировской области

Практикум на основе программы « Мой край»


48\9


Оптические явления в атмосфере.

Оптические явления в атмосфере.


49\10


Человек и атмосфера.

Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.


50\11


Подготовка к контрольной работе по теме: Атмосфера – воздушная оболочка Земли


П.р. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.


51\12


Контрольная работа.



Биосфера – оболочка жизни. 7 часов

52\1


Биосфера – оболочка жизни.







У -29 Р.К.

Определение взаимосвязи компонентов природы

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли.

Границы биосферы и взаи-

модействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения

и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за расти-

тельным и животным миром для определения качества окружающей среды.

Практикум на основе программы « Мой край»

уметь:

Объяснять понятие: природный комплекс.


Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ,

влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.





Называть меры по охране природы.


Описывать отдельные природные комплексы.


53\2


Жизнь в океане и на суше.

Особенности

распространения живых организмов на суше и в Мировом океане


54\3


Значение биосферы.



55\4


Человек – часть биосферы.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Сохранение чело-

веком растительного и животного мира Земли.


56\5


Экологические проблемы в биосфере.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.


57\6


П.р. У- 30 Р.К.

Описание природных зон

П.р. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Практикум на основе программы « Мой край»


58\7


Контрольная работа.



Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс. 10 часов

59\1


Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.

Географическая оболочка Земли.

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая

оболочка как окружающая человека среда.

уметь:

Объяснять понятие: природный комплекс.


Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.



Называть меры по охране природы.









Описывать отдельные природные комплексы.



Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов (экскурсия).


60\2


Природные комплексы.


У-31 Р.к.

Работа с контурной картой


Природные зоны Земли. Широтная зональность и

высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли.

Практикум на основе программы « Мой край»


61\3


Почва.

У-32 Р.к.

Почвы родного края, роль плодородия.

П.р. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание типов почв на местности и по картам.



Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве.

Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв.

Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.


62\4


Полярные пустыни и тундры.

Особенности взаимодействия

компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.



63\5


Леса.

У-33 Р.к.

Экскурсия в лес


64\6


Степи и саванны.

П.р. Описание природных зон Земли по географическим картам.


65\7


Засушливые области планеты. П.Р.Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.


66\8


У-34 Р.К.

Экскурсия «Изучение природного комплекса нашей местности».

П.р. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Практикум на основе программы « Мой край»


67\9


Природные комплексы Мирового океана.

Особенности

распространения живых организмов в Мировом океане.


68\10


Итоговая контрольная работа за год






Рекомендуемая номенклатура


Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

 Тема ” Географические модели Земли ”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

 Тема ”Земная кора”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Атмосфера”

Климатические пояса: Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический (субантарктический), арктический (антарктический). 

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Биосфера”

Природные зоны: Арктические и антарктические пустыни, тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники (средиземноморский), переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, области высотной поясности.




Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.




Используемая литература и электронные ресурсы

Вокруг света

http://kinderino.ru/vokrug/

География.Планета Земля

http://geo.web.ru

Мир карт: интерактивные карты стран и городов

http://www.mirkart.ru



Учебно-методическое обеспечение

Учебник: Лобжанидзе А.А. География: планета Земля: 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Лобжанидзе ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд- во « Просвещение». - М.:Просвещение, 2007. –143с.

УМК: 1. географический атлас «Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.

2.Лобжанидзе А.А. География: планета Земля: тетрадь – тренажер 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

3.Мишняева Е.Ю. География: планета Земля: тетрадь – практикум для 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

4.Барабанов В.В. География: планета Земля: тетрадь – экзаменатор для 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

5.контурные карты «Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.

6.Электронное приложение «Планета Земля» УМК «Сферы» 6 класс.- М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

1.Герасимова Т.П. География. Начальный курс / Т.П. Герасимова, Н.Н. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2006.

2.Алексеев А.И., В.В. Николина. География. Природа и люди. / А.И. Алексеев, В.В. Николина.- М.: Просвещение, 2009.

3.За страницами учебника географии.- М.: Дрофа, 2005.

Оборудование:

1.Компьютер.

2.Мультимедиапроектор.

3.Интерактивные карты.

Учебное электронное пособие. Уроки географии Кирилла и Мефодия. ООО « Кирилл и Мефодий», 2005.

Уроки географии 6 -9 классы. Издательство «Глобус», Интернет – ресурсы.


1



Рабочая программа по географии (6 класс)
  • География
Описание:

   Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта географического образования. Содержание направлено на комплексное изучение географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Программа содержит уроки регионального компонента по географии своего края. Расчитана на 68 учебных часов. Имеется список используемой литературы, медиаресурсы. В программе указаны уроки практикумы. Указан список номенклатуры. Данная программа основывается на УМК "Сферы".

УМК «Сферы» ориентирован на усвоение школьниками базовых географических знаний и в большой степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися необходимой информации, ее анализа и интерпретации.

Это линия нового поколения, которая позволяет школьникам и учителям работать в единой информационно-образовательной предметной среде на основе использования учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях, разработанных в едином формате.

Учащимся обучение по данному комплекту открывает возможности самостоятельной работы с разного рода информацией, упрощает её поиск, анализ, интерпретацию, способствует формированию таких практических умений и базовых навыков, как : свободное владение компьютером и использование современных средств коммуникации для решения познавательных задач и выполнения творческих работ; 

владение приемами оформления академической работы; умение решать проблемные, логические и творческие задачи, как индивидуально, так и в процессе работы в группе, навыки исследовательской и проектной деятельности, разработки индивидуальных и групповых проектов.

Автор Суворова Светлана Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 790
Номер материала 2638
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓