Пояснительная записка:
Тип учебного учреждения: Негосударственное образовательное
учреждение «Русская гимназия полного дня»
Предмет: География.
Класс: 5 класс
Количество часов за
год: 35
Предлагаемая рабочая программа реализуется
в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под
редакцией профессора А.И. Алексеева.
Рабочая программа по географии составлена
на основе:
- Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);
- Примерной программы основного общего образования. География.
- Образовательной программой НОУ «Русская
гимназия полного дня» г.Читы;
- Авторской рабочей программы курса географии
в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для
5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией
В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011
г.
В рабочей
программе соблюдается преемственность с примерными программами начального
общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
В целях лучшего усвоения курса географии 5 класса в
данной рабочей программе за счет резервного времени (5 ч.) увеличен объем
на практические задания следующих разделов: «Земля – планета Солнечной
системы» (1 ч.), «План и карта» (1 ч.), «Литосфера – твердая оболочка Земли»
(1 ч.), 1 час отведен на повторение, закрепление и подведение итогов учебного
года и 1 час используется как резервное время. Итого: 35 часов.
Рабочая программа содержит перечень практических работ
по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 17 практических
работ, из них оценочных – 9).
Допускается корректировка рабочей программы в течение
2014-2015 уч. года.
Рабочая программа содержит перечень практических работ
по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 17 практических
работ, из них оценочных – 9).
Общая характеристика курса географии.
География в основной
школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных
знаний о Земле, как о планете людей, об основных закономерностях развития
природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике
главных природных, экологических, социально-экономических, политических
процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия
природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания,
о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе
являются:
§
формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира;
§
формирование
целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета
в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
§
понимание
особенностей взаимодействия человека и ироды на современном этапе его развития
с учётом исторических факторов;
§
познание
основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических
процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России
и мира;
§
формирование
системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных,
коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически
целесообразное поведение в окружающей среде;
§
формирование
общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического
пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на
Земле;
§
формирование
опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные
достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции,
использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
§
формирование
опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов
(план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию
собственных потребностей, интересов, проектов;
§
формирование
опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных
потребностей на основе создания собственных географических (схемы, проекты,
карты, компьютерные программы, презентации);
§
понимание
закономерностей размещения населения и Территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
§
всестороннее
изучение географии России, включая различные виды её географического положения,
природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их
взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных,
социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной
дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого
развития страны;
§
выработка у
обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии, как возможной области
будущей практической деятельности.
Вклад
географии как учебного предмета в достижение целей основного общего
образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого
одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты
естественного и гуманитарно – общественного научного знания.
Такое положение географии обеспечивает
формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде
обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии
природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся
по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с
гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Выпускник 5 класса научится:
1. Использовать различные источники
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео-
и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения
информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. Анализировать, систематизировать,
обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. Находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и
закономерности;
4. Определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
5. Выявлять в процессе работы с
одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них
противоречивую информацию;
6. Составлять описания географических
объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической
информации;
7. Представлять в различных формах
географическую информацию, необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач.
8. Различать изученные
географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты,
процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их
простейшую классификацию;
9. Использовать знания о
географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
10. Проводить с помощью приборов
измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и
направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
11. Оценивать характер взаимосвязи
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник 5 класса получит возможность научиться:
1. Работать с различными источниками
географической информации и приборами;
2. Ориентироваться на местности при
помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. Читать космические снимки и
аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. Строить простые планы местности;
5. Создавать простейшие
географические карты различного содержания;
6. Моделировать географические
объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. Использовать знания о
географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. Воспринимать и критически
оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе
и СМИ;
9. Создавать письменные тексты,
схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. Самостоятельно проводить по разным
источникам информации исследования, связанные с различными географическими
объектами и населением Земли.
Метапредметные результаты
1.
Овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2.
Умение
планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и
средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3.
Формирование
умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить
логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать
умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе
проектные;
4.
Формирование
осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения
самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано
обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия,
реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5.
Умение
организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;
6.
Формирование и
развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования
технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально
использовать широко распространенные инструменты и технические средства
информационных технологий;
7.
Умение
извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики;
8.
Умение на
практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
9.
Умение
работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в
том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов решения конфликтов;
10.
Умение
организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия.
Личностные результаты:
1.
Воспитание
российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства долга перед Родиной;
2.
Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию
современного мира;
3.
Формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного
образования на основе информации о существующих профессиях и личностных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории
с учетом устойчивых познавательных интересов;
4.
Формирование
познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами
и техническими средствами информационных технологий;
5.
Формирование
толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и мира;
6.
Освоение
социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами
социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления;
участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
7.
Развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8.
Формирование
коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9.
Формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей;
10.
Формирование
основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
11.
Осознание
важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12.
Развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс
Название темы
|
Количество часов
|
Введение
|
1
|
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
|
5
|
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы
|
3
|
Раздел 3. План и карта
|
13
|
Раздел 4. Человек на Земле
|
4
|
Раздел 5. Литосфера
|
9
|
ИТОГО:
|
35
|
Содержание тем курса географии 5 класс
Построение учебного содержания курса
осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено
взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического,
личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного
подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой
составляющих.
География Земли.
Раздел 1. Источники
географической информации.
Развитие географических знаний о
Земле. Развитие
представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный
этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды.
Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка.
Географические координаты, их определение. Способы изображения земной
поверхности.
План местности. Ориентирование и способы
ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение
направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной
поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач
по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый
источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка.
Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение
местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения
окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование
инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод
изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета
Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические
следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности
Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф
Земли. Внутреннее
строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные
ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной
коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения
землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы,
изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа
от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие
взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа
суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа
территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления,
их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на
равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу.
Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Критерии и нормы
оценки ЗУН обучающихся
Оценка устных
ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы.
Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при
выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет
основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без
использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с
небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает
сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются
отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса
географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет
применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять
недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными
знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше
ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» не ставится
Оценка
письменных контрольных работ(тестовых работ)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без
ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но
при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более
трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не
менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех
негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии
четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов
превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1»не ставится
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в
полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке
«5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного
недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью,
но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и
вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью,
объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1»не ставится
Оценка работ,
выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта
заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная
карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в
целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не
указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта
имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта
заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.