Главная / География / Рабочая программа по географии (5 класс) по учебнику линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии (5 класс) по учебнику линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Негосударственное образовательное учреждение

«Русская гимназия полного дня»





«Рассмотрено»

Руководитель методического совета

__________/С.В.Желенина/

Протокол №_____

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /О.П.Матвеева/

«Утверждаю»

Директор НОУ «Русская гимназия полного дня»

_______/В.Н. Скажутин/

Приказ №____

от «___»____2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

5 класс








Составитель:

учитель биологии-химии,

Алексеева Татьяна Валерьевна











г. Чита, 2014 г.

Пояснительная записка:

Тип учебного учреждения: Негосударственное образовательное учреждение «Русская гимназия полного дня»

Предмет: География.

Класс: 5 класс

Количество часов за год: 35

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);

- Примерной программы основного общего образования. География.

- Образовательной программой НОУ «Русская гимназия полного дня» г.Читы;

- Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011 г.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В целях лучшего усвоения курса географии 5 класса в данной рабочей программе за счет резервного времени (5 ч.) увеличен объем на практические задания следующих разделов: «Земля – планета Солнечной системы» (1 ч.), «План и карта» (1 ч.), «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1 ч.), 1 час отведен на повторение, закрепление и подведение итогов учебного года и 1 час используется как резервное время. Итого: 35 часов.

Рабочая программа содержит перечень практических работ по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 17 практических работ, из них оценочных – 9).

Допускается корректировка рабочей программы в течение 2014-2015 уч. года.

Рабочая программа содержит перечень практических работ по каждому разделу (см. раздел «Содержание тем учебного курса»: 17 практических работ, из них оценочных – 9).

Общая характеристика курса географии.

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле,  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к  устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

  • понимание особенностей взаимодействия человека и ироды на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;

  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

  • понимание закономерностей размещения населения и Территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических  процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии,  как возможной области будущей практической деятельности.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания.

Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.









Планируемые результаты

Предметные результаты

Выпускник 5 класса научится:

1.  Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

1. Работать с различными источниками географической информации и приборами;

2.  Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4.  Строить простые планы местности;

5.  Создавать простейшие географические карты различного содержания;

6.  Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7.  Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8.  Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.  Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10. Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс



Название темы

Количество часов

 Введение

1

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

5

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы

3

Раздел 3. План и карта

13

Раздел 4. Человек на Земле

4

Раздел 5. Литосфера

9

ИТОГО:

35



Содержание тем курса географии 5 класс



Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.



География Земли.

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, темы урока

Тип

урока

Целевая установка

Элементы обязательного минимума (основное содержания)

Требования к результатам образования

(предметные, метапредметные, личностные)

Измерители

Педагогические средства

Дата проведения

1.

Введение.

§1. Что такое география и как мы будем ее изучать.

Урок ознакомления с новым материалом

ознакомить с новым предметом; особенностями содержания курса; практическим значением географии; содержанием учебника

География – как наука, задачи и методы географии

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.

Индивидуальные ответы.

Демонстрация слайд- шоу

работа с текстом Карты, атласы, глобусы

1 неделя

2.

Раздел 1 Развитие географических знаний о Земле

§2.Географические методы изучения окружающей среды.

ПР №1. Анализ источников географической

информации.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Познакомить с географическими методами изучения окружающей среды

Тематические, общегеографические карты, планы, топографические карты, снимки местности

Формировать умение ставить вопросы, структурировать материал, умение извлекать информацию из различных источников

Формировать умение аргументировать собственную позицию

Пр. работа №1.

(Устно)

Индивидуальные ответы

Карты, атласы, глобусы, космические снимки, справочники

2 неделя

3.

§3. Развитие географических знаний о Земле.

Урок ознакомления с новым материалом

Развитие географической науки от древности до наших дней

Аристотель, Эратосфен, Птолемей – ученые, стоявшие у истоков географии

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Индивидуальные ответы

Интернет-урок

3 неделя

4.

§4. Открытие и исследование материков

Урок ознакомления с новым материалом

Великие географические открытия

Открытия Колумба, Магеллана и их влияние на судьбы мира

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Оценка за таблицу (Задание 5, стр 15.)

Карты, глобусы

4 неделя

5

Современный этап научных географических исследований.

Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Современные географические открытия

Источники географической информации на современном этапе. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, извлекать информацию из различных источников, формирование умений аргументировать собственную точку зрения, делать умозаключения

Индивидуальные ответы по анализ схемы.

видеофильм

5 неделя

6

Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем.» Творческое задание

Комбинированный урок: повторение и обобщение полученных знаний.

Обобщение и систематизация знаний по изученной теме

Значение географии на разных этапах человеческой цивилизации

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия

Защита реферата о путешественнике.

ноутбуки

6 неделя

7

Раздел 2. Земля -планета Солнечной системы.

Земля – планета Солнечной системы.

Пр. работа №4. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Пр. работа №5. Обозначение на к/к материков и океанов.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Земля-одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Форма и размеры Земли. Глобус. Материки и океаны.

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Оценка за ПР

№ 5.

Глобус, снимки Земли из космоса, атласы

7 неделя

8

Движение Земли.

Пр. работа №6.Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Движение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли

Смена дня и ночи. Суточные ритмы

Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания

Пр. работа №6.Оценивание схемы.

Интернет-урок

8 неделя

9

Солнечный свет на Земле.

Модуль. Влияние смены времен года на жизнь человека 

Пр. работа №7. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.

Тепловые пояса, как следствие вращения Земли вокруг Солнца. Тропики. Полярные круги.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания

Тест. ПР №7.

(индивидуальные устные ответы

Атлас, контурная карта, теллурий

9 неделя

10

Раздел 3.

План и карта.

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

Модуль. Народные приметы погоды

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной Звезде, местным признакам.

Компас. Азимут. Топографическая карта и план местности

Развитие познавательного интереса, формирование умений работать с простейшими топографическими приборами

Фронтальный опрос

Интерактивная доска

10 неделя

11

Пр. работа № 8. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Отработка навыков по определению азимута

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием

Индивидуальная работа.

Пр. работа № 8.

компас

11 неделя

12

Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб.

Модуль. Анализ физической карты Забайкальского края.

Урок ознакомления с новым материалом

Особенности изображения Земной поверхности на плоскости. Масштаб. Условные знаки и требования, которые к ним предъявляют

План местности. Масштаб и его виды. Графические условные знаки

Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем

Индивидуальные ответы

Топографическая карта, план местности, физическая карта Калининградской области

12 неделя

13

Способы изображения земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота.

Урок ознакомления с новым материалом

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Абсолютная и относительная высота. Горизонтали

Бергштрихи. Отметка высот

Формирование умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи

Индивидуальные ответы

Атлас. План местности. Топографическая карта

13 неделя

14

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.

Пр. работа № 8. Топографический диктант.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста.

Топография. Геодезия. Условные топографические знаки

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Топографический диктант

Топографическая карта

14 неделя

15

Пр. работа. № 9 Составление плана территории школы.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Съемка местности

Масштаб. Стороны горизонта. Условные знаки.

Азимут

Формирование умений применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты

Оценивание плана территории школы.

Планшет. Набор простейших топографических инструментов

15 неделя

16

Обобщающее повторение «План местности»

Комбинированный урок: повторение и обобщение полученных знаний.

Обобщение и систематизация знаний по теме «План местности»

Основные понятия, которые были изучены в теме «План местности»

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия

Работа в группах

Карты. Атласы. Интерактивная доска

16 неделя

17

Географическая карта – особый источник информации

Пр. работа № 10. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Географическая карта. Глобус и карта – достижения человечества. Легенда карты.

Географическая карта. Масштабы карт. Глобус – модель Земли. Условные знаки карты

Формирование познавательной культуры, развитие навыков работы с учебными пособиями

Пр. работа № 10.(Устно)

Индивидуальные ответы

Карты. Космические снимки. аэрофотоснимки

17 неделя

18

Градусная сетка

Урок ознакомления с новым материалом

Свойства географической карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы.

Градусная сетка. Параллели и меридианы.

Формирование познавательной и информационной культуры, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений

Индивидуальные ответы

Интернет-урок

18 неделя

19

Географические координаты.

Географическая широта

Урок ознакомления с новым материалом

Географическая широта. Особенности обозначения на карте параллелей.

Географическая широта

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты

Индивидуальные ответы

Интерактивная доска

19 неделя

20

Географические координаты Географическая долгота.

Урок ознакомления с новым материалом

Географическая долгота. Особенности обозначения на карте меридианов Определение по карте географических координат

Географическая широта и географическая долгота

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, выполнять познавательные задачи

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

Интерактивная доска Карты

20 неделя

21

Решение практических задач по плану и карте.

Модуль. Географические координаты г. Читы.

Пр. работа №11. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Решение практических задач по плану и карте.

Географическая широта и географическая долгота. Координаты.

Закрепление умений по определению географических координат


Формирование умения пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Оценка за ПР № 11.

карты

21 неделя

22

Обобщающее повторение «План и карта»

Комбинированный урок: повторение и обобщение полученных знаний.

Контроль знаний.

Обобщение и систематизация знаний по теме «План и карта»

План и карта. Условные знаки. Масштаб. Топография. Легенда карты.

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Контрольная работа по теме «План и карта»

ноутбуки

22 неделя

23

Раздел 4.

Человек на Земле.

Заселение человеком Земли.

Модуль. Заселение Забайкальского края.

Урок ознакомления с новым материалом

Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества

Плотность населения. Неравномерность в размещении населения

Формирование умений ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Индивидуальные ответы.

Интернет урок

23 неделя

24

Расы и народы.

Модуль. Численность и плотность населения Забайкальского края. Пр. работа №,12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Влияние природных условий на внешний облик человека. Расы и народы мира. Их отличительные особенности

Языки.

Расы. Основные и промежуточные. Этносы. Народы. Народности. Языки мира

Формирование умения работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников

ПР № 12.

(Устно)

Индивидуальные ответы.

Урок с использованием ЦОР

24 неделя

25

Многообразие стран мира.

Пр. работа № 13. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Государства на политической карте мира.

Государства. Политическая карта мира. Столица. Морские и сухопутные границы

Формирование умений классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

ПР № 13.

(Устно)

Индивидуальные ответы.

Карты, атласы, ЦОР

25 неделя

26

Обобщающее повторение по теме «Человек на Земле»

Комбинированный урок: повторение и обобщение полученных знаний.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на Земле»

Основные понятия темы. Плотность населения. Расы. Народы. государства

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Работа в группах

Ноутбуки, интерактивная доска

26 неделя

27

Раздел 5.

Литосфера – твердая оболочка Земли.

Земная кора и литосфера.

Урок ознакомления с новым материалом

Литосфера – твердая оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы

Литосфера. Мантия. Ядро. Земная кора.

Формирование умений ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал

Индивидуальные ответы

Интернет урок

27 неделя

28

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Модуль. Горные породы, минералы и полезные ископаемые Забайкальского края.

Комбинированный урок: ознакомление с новым материалом и закрепление полученных знаний на прошедших уроках и в начальной школе по данной теме (опорные знания).

Горные породы и минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана Земных недр

Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, умение работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Фронтальный опрос, работа в группах

Коллекции горных пород

28 неделя

29

Пр. работа №14. Изучение свойств горных пород и минералов.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Отработка навыков по определению горных пород и минералов

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые

Формирование умений самостоятельно оценивать свои действия

Оценка за ПР

№ 14.

Коллекция горных пород

29 неделя

30

Движения земной коры.

Пр. работа №15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и его последствия. Правила безопасного поведения во время стихийных бедствий

Виды движения земной коры. Землетрясения. ТБ

Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решать проблемы

Оценка за ПР № 15.

Оценивание сообщений по теме из материалов СМИ.

Урок с использованием ЦОР

30 неделя

31

Вулканизм

Урок ознакомления с новым материалом

Вулканы. Причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники и гейзеры. Сейсмические районы Земли

Вулкан. Кратер. Жерло. Очаг. Гейзер. Горячий источник.

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы

Фронтальный опрос. Работа в малых группах

Интернет урок

31 неделя

32

Рельеф Земли. Равнины. Горы.

Урок ознакомления с новым материалом

Рельеф. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Различия равнин и гор

Рельеф. Горы. Равнины. Выветривание. Крупнейшие горы и равнины

Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Фронтальный опрос

Карты, ЦОР

32 неделя

33

Пр. работа №16. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Комбинированный урок: обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Выполнение практической работы

Горы. Равнины. Вулканы. Районы землетрясений

Формирование умений пользоваться картографическими методами исследования

Оценка за ПР

№ 16. (к/к)

Карты атласа, контурные карты

33 неделя

34

Человек и литосфера

Урок ознакомления с новым материалом

Исследование и охрана литосферы.

Литосфера. Разнообразие форм рельефа и их влияние на хоз. Деятельность человека

Формирование умения на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Работа в группах

Интернет урок

34 неделя

35

Обобщающий урок «Литосфера»

Комбинированный урок: повторение и обобщение полученных знаний.

Контроль знаний.

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Литосфера»

Литосфера. Строение Земли. Вулканы. Гейзеры. Равнины. Горы. Горные породы и минералы

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Тест «Литосфера»

Ноутбуки, карты, интернет

35 неделя

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся


Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» не ставится


Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ


Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения



  1. Интерактивное оборудование

  2. Телескоп

  3. Эко-знайка набор для лабораторных исследований

  4. Документ-камера

  5. Коллекции горных пород

  6. Гербарий растений различных природных зон Земли.

  7. Модель «Строения вулкана»

  8. Модель «Циклон»

  9. Модель «Антициклон»

  10. Глобус физический

  11. Глобус политический

  12. Модель «Внутреннее строение Земли»

  13. Карты настенные по классам

  14. Портреты великих путешественников и географов

  15. Компасы

  16. Курвиметры

  17. Раздаточный материал «Виды древесины»

  18. Нефть и продукты ее переработки

  19. Уголь и продукты его переработки

  20. Барометр

  21. Термометр

  22. Учебные диски:



Методические и учебные пособия


    1. Атлас и контурные карты. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2013

    2. Кроссворды для школьников. География. Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    3. «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.

    4. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.

    5. Олимпиады по географии. 6 класс. Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

    6. Предметная неделя географии в школе. В.Н. Андреева. – Изд. 3-е – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007

    7. Примерные программы основного общего образования. География. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (стандарты второго поколения).

    8. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

    9. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

    10. Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология. Сост. А.Е. Савашкевич А.Ю. Саполжкова Н.В. Федоркова – Ярославль: Академия развития, 2009.

    11. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

    12. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2006

    13. Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

    14. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

    15. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)


Список литературы, использованной при подготовке программы


  1. География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник «Полярная звезда».

  2. «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.

  3. Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.

  4. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

  5. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

  6. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  7. Примерные программы основного общего образования. География. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (стандарты второго поколения).

  8. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.

Литература, рекомендованная для учащихся


  1. География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: Просвещение, 2012 – Академический школьный учебник «Полярная звезда».

  2. Кроссворды для школьников. География. Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  3. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  4. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

  5. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)


Рабочая программа по географии (5 класс) по учебнику линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.
  • География
Описание:

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

        - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);

        -  Примерной программы основного общего образования. География.

        - Образовательной программой НОУ «Русская гимназия полного дня»  г.Читы;

- Авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной  к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования  и науки РФ под редакцией В.В.Николиной, А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2011 г.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

В целях лучшего усвоения курса географии 5 класса в данной рабочей программе за счет резервного времени (5 ч.) увеличен объем на практические задания следующих разделов: «Земля – планета Солнечной системы» (1 ч.), «План и карта»  (1 ч.), «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1 ч.), 1 час отведен на повторение, закрепление и подведение итогов учебного года и 1 час используется как резервное время. Итого: 35 часов. 

 

Автор Алексеева Татьяна Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 8605
Номер материала 21339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓