Муниципальное
образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Имени Героя
Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_____________ В.В.Кафидова
Приказ № …… от «……» ……………. 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
географии для 5 класса
уровень
базовый
срок
реализации 2014 – 2015 учебный год
Рабочая
программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам.
География. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2013 год
(Стандарты
второго поколения)
Разработчик программы: Репакова Наталья Николаевна
учитель
географии высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНА:
СОГЛАСОВАНА:
на МО учителей
географии Зам.директора
по УВР
протокол № 1 от
«…..» августа 2014 г ___________
Е.В.Филина
Руководитель
___________________ «……»
………….. 2014 года
Программа
соответствует положениям Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам
освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания
общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и
положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД),
составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки
коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и
познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре
программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса географии.
3. Место курса географии в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса географии.
5. Содержание курса географии.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Рекомендации по учебно-методическому и
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
8. Планируемые результаты изучения курса географии.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая
база
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом
Федерации 26
декабря 2012 года).
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12
мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4.
Примерные программы по учебным предметам.
География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб.
- М.: Просвещение, 2011. – 75 с. -- (Стандарты второго поколения).
5.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного
санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта
2011 г. N 19993.
6.
Распоряжение Министерства образования
Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении
Федерального образовательного стандарта основного общего образования в
общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
7.
Распоряжения Министерства образования и
науки Ульяновской области от 25.02.2013 года № 559-р
«О введении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
8.
Приказ управления образования муниципального образования
«Барышский район» от 03.09.2012 года № 338 «О введении федерального
образовательного стандарта основного общего образования».
9.
Устав муниципального образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
10. Учебный план муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Российской Федерации
Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области на 2014-2015 учебный год.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у
учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о
планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и
хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных
природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих
в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об
адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических
подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями
изучения географии в основной школе являются:
•
формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира;
•
познание на конкретных примерах многообразия современного
географического пространства на разных его уровнях (от локального до
глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
•
познание характера, сущности и динамики главных природных,
экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира;
•
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества
на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и
рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития
в масштабах России и мира;
•
понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и
экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от
географических условий проживания;
•
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая
различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство,
регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
•
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в
географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как
возможной области будущей практической деятельности;
•
формирование навыков и умений безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Исходными
документами для составления рабочей программы учебного
курса географии 5 класса являются:
1. Примерные
программы по учебным предметам. География. 5-9
классы. - М.: Просвещение, 2012. - 71 с. - (Стандарты второго поколения)
2. Программа основного общего образования по
географии. 5-9 классы. Авторы - И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина,
В.И Сиротин.
(Рабочие программы. География. 5-9 классы:
учебно-методическое пособие/ сост. СВ. Курчина. - М: Дрофа, 2013. -
409с.)
Рабочая
программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Учебник. И. И. Баринова, А. А.
Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012
г. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)
- Методическое пособие. И. И.
Баринова, Т. А. Карташева. Методическое пособие. География. 5 класс. М.:
Дрофа. 2013 г.
- Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс.
5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2013 г.
- Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа.
2012 г.
- Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2013 г.
- Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в
неделю) Курс
«Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к
курсу географии в основной школе.
Курс
состоит из пяти разделов:
- Что изучает география;
- Как
люди открывали Землю;
- Земля во Вселенной;
- Виды
изображений поверхности Земли;
- Природа
Земли.
Основной целью курса является:
знакомство
с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением
человечества — географической
картой, с взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к
естественным наукам.
При
изучении данного курса решаются следующие задачи:
> знакомство
с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса
к этому предмету;
>
формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир,
понимать язык живой природы;
>
формирование умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем,
которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные
межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не
могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса
рассматриваются на уровне представлений
Общая характеристика курса географии
Изучение географии
в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально
ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из
основ практической повседневной жизни.
География –
единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру,
функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее
частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях
научного обоснования территориальной организации общества.
География –
единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным)
подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на
природные и социально – экономические процессы.
Изучение курса
географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей
индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли(повышение уровня
культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных
процессов в целях личной безопасности.
Место курса географии в базисном учебном плане
География в
основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и
6 классах по 35ч (1ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68ч (2ч в неделю).
В соответствии с
базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного
общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные
географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим.
Содержание курса
географии в основной школе является базой для изучения общих географических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом,
содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса географии
Требования к результатам освоения курса географии в
основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение
географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных
результатов:
•
овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
•
осознание ценности
географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
•
сформированность устойчивых
установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде
обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметных результатов:
—
познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
—
гуманистических и
демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
—
способности к самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
—
готовности к осознанному
выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными
интересами и возможностями.
Кроме того, к
метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности,
формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать
свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
•
умения вести самостоятельный
поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию
с помощью технических средств и информационных технологий;
•
организация своей жизни в
соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни,
правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
•
умение оценивать с позиций
социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•
умение взаимодействовать с
людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять
себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
•
умения ориентироваться в
окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках, принимать решения.
Предметных результатов:
•
формирование представлений о
географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических
знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
•
формирование первичных навыков
использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и
адекватной ориентации в нем;
•
формирование представлений и
основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как
планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
•
овладение элементарными
практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в
том числе ее экологических параметров;
•
овладение основами
картографической грамотности и использования географической карты как одного из
«языков» международного общения;
•
овладение основными навыками
нахождения, использования и презентации географической информации;
•
формирование умений и навыков
использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• формирование представлений об особенностях экологических
проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учебно
– тематическое планирование
№
п/п
|
Раздел
|
Тема
|
Общее
кол-во
часов
|
|
Что
изучает география (5 ч)
|
|
|
1
|
|
Мир,
в котором мы живем
|
1
|
2
|
|
Науки
о природе
|
1
|
3
|
|
География
– наука о Земле
|
1
|
4
|
|
Методы
географических исследований
|
1
|
5
|
|
Обобщение
знаний по разделу «Что изучает география»
|
1
|
|
Как
люди открывали Землю
(5
ч)
|
|
|
6
|
|
Географические
открытия Древности и Средневековья
|
1
|
7
|
|
Важнейшие
географические открытия
|
1
|
8
|
|
Открытия
русских путешественников
|
1
|
9
|
|
Открытия
русских путешественников
|
1
|
10
|
|
Обобщение
знаний по разделу «Как люди открывали Землю»
|
1
|
|
Земля
во Вселенной (9 ч)
|
|
|
11
|
|
Как
древние люди представляли себе Вселенную
|
1
|
12
|
|
Изучение
Вселенной: от Коперника до наших дней
|
1
|
13
|
|
Соседи
Солнца
|
1
|
14
|
|
Планеты
– гиганты и маленький Плутон
|
1
|
15
|
|
Астероиды.
Кометы. Метеоры. Метеориты
|
1
|
16
|
|
Мир
звезд
|
1
|
17
|
|
Уникальная
планета - Земля
|
1
|
18
|
|
Современные
исследования космоса
|
1
|
19
|
|
Обобщение
знаний по разделу «Земля во Вселенной»
|
1
|
|
Виды
изображений поверхности Земли (4 ч)
|
|
|
20
|
|
Стороны
горизонта
|
1
|
21
|
|
Ориентирование
|
1
|
22
|
|
План
местности и географическая карта
|
1
|
23
|
|
Обобщение
по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
|
1
|
|
Природа
Земли (10 ч)
|
|
|
24
|
|
Как
возникла Земля
|
1
|
25
|
|
Внутреннее
строение Земли
|
1
|
26
|
|
Землетрясения
и вулканы
|
1
|
27
|
|
Путешествие
по материкам
|
1
|
28
|
|
Вода
на Земле
|
1
|
29
|
|
Воздушная
одежда Земли
|
1
|
30
|
|
Живая
оболочка Земли
|
1
|
31
|
|
Почва
– особое природное тело
|
1
|
32
|
|
Человек
и природа
|
1
|
33
|
|
Обобщение
знаний по разделу «Природа Земли»
|
1
|
34
|
|
Итоговый
урок
|
1
|
35
|
|
Резерв
времени
|
1
|
|
Итого
|
|
35
ч
|
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
Что изучает
география (5 часов).
Мир,
в котором мы живем. Мир живой и неживой
природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки
о природе. Астрономия. Физика. Химия.
География. Биология. Экология.
География
— наука о Земле.
Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела
географии.
Методы
географических исследований. Географическое описание. Картографический метод.
Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Предметные
результаты обучения
Учащийся должен
уметь:
приводить примеры
географических объектов;
называть отличия в
изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией,
биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для
чего изучают географию.
Как люди открывали
Землю (5ч)
Географические
открытия древности и Средневековья.
Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические
открытия Средневековья.
Важнейшие
географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.
Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия
русских путешественников. Открытие и освоение
Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические
работы № 1. «Географические открытия древности и средневековья»; №2. «Важнейшие
географические открытия».
Предметные
результаты обучения
Учащийся должен
уметь:
называть основные
способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся
результаты географических открытий и путешествий;
показывать по
карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры
собственных путешествий, иллюстрировать их.
Земля во Вселенной
(9ч)
Как древние люди представляли себе
Вселенную. Что такое Вселенная? Представления
древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной.
Система мира по Птолемею.
Изучение
Вселенной: от Коперника до наших дней.
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно.
Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи
Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля.
Марс.
Планеты-гиганты
и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды.
Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир
звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная
планета — Земля. Земля — планета жизни:
благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные
исследования космоса. Вклад отечественных
ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли — Ю.А. Гагарин.
Предметные
результаты обучения
Учащийся должен
уметь:
описывать
представления древних людей о Вселенной;
называть и
показывать планеты Солнечной системы;
называть планеты
земной группы и планеты – гиганты;
описывать
уникальные особенности Земли как планеты.
Виды
изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны
горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование.
Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по
местным
признакам.
План
местности и географическая карта. Изображение
земной поверхности в древности.
Практические
работы № 3 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; №4.
Самостоятельное построение простейшего плана
Предметные
результаты обучения
Учащийся должен
уметь:
объяснять значение
понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование»,
«план местности», «географическая карта»;
находить и
называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе
и карте;
работать с
компасом;
ориентироваться на
местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Природа Земли
(10ч)
Как
возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П.
Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении
Солнца и планет.
Внутреннее
строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и
минералы. Движение земной коры.
Землетрясения
и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие
по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка.
Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода
на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды
суши. Вода в атмосфере.
Воздушная
одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха.
Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая
оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва
— особое природное тело. Почва, ее состав и
свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек
и природа. Воздействие человека на природу. Как
сберечь природу? Предметные результаты обучения
Учащийся должен
уметь:
объяснять значение
понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»,
«гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
показывать по
карте основные географические объекты;
наносить на
контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
объяснять
особенности строения рельефа суши;
описывать погоду
своей местности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАСС
Метапредметные
результаты обучения
Учащийся должен уметь:
•
ставить учебную задачу под руководством учителя;
•
планировать свою деятельность под руководством учителя;
•
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
•
работать в соответствии с предложенным планом;
•
выделять главное, существенные признаки понятий;
•
участвовать в совместной деятельности;
•
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
•
искать и отбирать информацию в учебных и
справочных пособиях, словарях;
•
составлять описания объектов;
•
составлять простой план;
•
работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
• сравнивать полученные результаты с
ожидаемыми результатами;
• оценивать работу одноклассников.
Личностные
результаты обучения
Учащийся должен обладать:
• ответственным отношением к учебе;
• опытом участия в социально значимом труде;
• осознанным, уважительным и доброжелательным
отношением к другому человеку, его мнению;
• коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками
в процессе образовательной, общественно-полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• основами экологической культуры.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Петрова
Н.Н. - Темы школьного курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа,
2004
2.
Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: План и карта - М.: Дрофа.
2004.
3.
Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие.
- М.: Дрофа, 2007.
4.
Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения - СПб.: Литера,
2006.
5.
Зотова A.M. - Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004.
Дополнительная
литература для учащихся:
1. За
страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.
2.
Лазаревич К.С, Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География.
6-10 класс. -М.: Дрофа, 1997.
Региональный
компонент:
1. Географическое
краеведение: учебное пособие для 6-9
классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В.
Лобиной. -Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.
2.
Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е..
Географическое краеведение Ульяновской области в тестах,
схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. - Ульяновск., Корпорация технологий продвижения,
2004
3.
Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.
4.
Особо охраняемые природные территории
Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск:
Дом печати, 1997.
5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение:
учебно-методическое пособие. В 2-х частях.
/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007
Календарно-тематическое
планирование
Учитель
географии МОУ СОШ №1 «МО Барышский район», Ульяновская область Репакова Наталья
Николаевна
Предмет:
География
Класс: 5
УМК: учебник
И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс.
М.: Дрофа. 2012 г.
УУД:
регулятивные (Р), личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС (1 ч в
неделю, всего 35 ч, из них 2ч — резервное время
Дата
|
№
Уро-
ка
|
Тема урока
|
Тип урока, форма
проведения
|
Формы
организации учебно-познавательной деятельнос-ти обучающих-ся
|
Планируемые
результаты
|
Система контроля
|
Основные
средства обучения
|
Д/з
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
личностные
|
метапредметные
|
предметные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
1.Что изучает география – 5 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Мир, в котором
мы живем
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Эвристичес-кая беседа
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные УУД: продолжить
обучение в эвристической беседе
Регулятивные УУД: уметь
самостоятельно выделять познавательную цель
ПознавательныеУУД: уметь объяснять
особенности планета Земля
|
Называть
характерные черты живой природы. Приводить примеры тел живой и неживой
природы. Знакомство
с учебником. Изучение и анализ иллюстраций
|
Вводная беседа
|
Электронное приложение
к учебнику.
Презентация
|
§ 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Науки о природе
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и
контурными картами Анализ текста и иллюстраций
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные
УУД: уметь отображать информацию в графической форме;
Регулятивные
УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;
Познавательные УУД: уметь выделять сходство естественных наук
|
Знать значение
понятий:
- естественные
науки;
-вещества;
-явления
природы;
- астрономия;
- физика;
- химия;
- биология;
- экология.
|
Фронтальный
опрос. Индивидуаль-ный. Разбор вопро-сов рабочей тетради.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
География –
наука о Земле
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя Анализ текста и
иллюстраций.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе
|
Коммуникативные
УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение); Регулятивные УУД: формировать и развивать компетентность в
области использования ИКТ; Познавательные УУД: уметь выявлять различия
двух частей географии.
|
Знать значение
понятий: география;
метод.
Называть
отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими естественными
науками.
|
Фронтальный
опрос. Индивидуаль-ный. Разбор вопро-сов рабочей тетради.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Методы
географических исследований
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе
|
Коммуникативные
УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа; Регулятивные
УУД: применять методы информационного поиска; Познавательные УУД: показывать
ценность географической информации для человечества.
|
Знать
характерные черты методов географических исследований
|
Фронтальный
и индивидуаль-ный опрос. Разбор вопро-сов рабочей тетради.
Геогра-фичес-кий
диктант
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Обобщение знаний
по разделу «Что изучает география».
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест -
ве со
сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные
УУД: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
одноклассниками Регулятивные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения
и делать выводы; Познавательные УУД: уметь объяснять роль географии в
изучении Земли
:
|
Уметь: приводить
примеры географических объектов;
называть
отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими естественными
науками; объяснять, для чего изучают географию.
|
Тестирование.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
1-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
2. Как люди открывали Землю – 5 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Географические
открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1
|
Урок новых знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, парная. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и
контурными картами.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе
|
Коммуникатив-ные УУД:
добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного
приложения; Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска
(правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте
учебника); Познавательные УУД: уметь объяснять роль Великих
географических открытий для человечества
|
Называть какой вклад
в развитие науки внес Геродот, Эратосфен, Пифей. Показывать по карте маршруты
путешествий Марко Поло, Васко да Гама, Бартоломео Диаша.
|
Работа с картой.
Фронтальный и индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.
|
Важнейшие
географические
открытия
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником,
атласом и контурными картами.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в
общении сотрудничест -
ве со
сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: добывать
недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД; самостоятельно
анализировать презентацию электронного приложения; Познавательные УУД: выяснить
вклад первооткрывателей в освоение Земли
|
Работа
с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические
объекты, упомянутые в тексте учебника. Показывать по карте маршруты
путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, Д. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузенаи М.П.
Лазарева
|
Работа
с учебни-ком, атласом и контур-ными картам. Фронтальный и индивидуаль-ный
опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 -9.
|
Открытия русских
путешественников. Практическая работа №2
|
Урок
новых знаний
|
.
Индивидуальная, фронтальная, парная. Рассказ учителя. Работа с учебником,
атласом и контурными картами
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе
|
Коммуникативные УУД: добывать
недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД: самостоятельно
анализировать презентацию электронного приложения; Предметные УУД: выяснить
вклад первооткрывателей в освоение Земли
|
Показывать по
карте маршруты путешествий: новгородцев;
А. Никитина;
Ермака
Тимофеевича;
С.И. Дежнева;
Витуса Беринга;
А.И. Чирикова.
Приводить
примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
|
Практическая
работа. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
Обобщение знаний
«Как люди открывали Землю»
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая. Подведение итогов
|
Формирование
ответственно -го отношения к учебе.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве со
сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; Регулятивные УУД: применять
методы информационного поиска; Познавательные УУД: уметь объяснять
подвиг первооткрывателей Северного полюса
|
Уметь:
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и
наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
Приводить
примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
|
Тестирование.
|
Электронное
приложение к учебнику.
|
Пов
тор.
§
5-7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
3. Земля во Вселенной – 9 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.
|
Как древние люди
представляли себе Вселенную.
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная
работа с учебником и рабочей тетрадью.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные УУД: добывать
недостающую информацию с помощью вопросов; Регулятивные УУД: применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств;
Познавательные УУД: объяснять представления древних людей о Вселенной
|
Описывать
представления древних людей о Вселенной.
|
Вводная беседа
Самос-тоятель-ная
работа.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.
|
Изучение
Вселенной: от Коперника до наших дней
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Беседа.
Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные УУД: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь
сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной
|
Описывать
представления людей о Вселенной от Коперника до наших дней
|
Самос-тоятельная
работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§ 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13.
|
Соседи Солнца
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Коллектив-ная
работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: объяснять
главное отличие Земли от других планет.
|
Называть
характерные черты и показывать планеты земной группы
|
Самос-тоятельная
работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.
|
Планеты –
гиганты и маленький Плутон
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: установить, во
сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земли
|
Называть
характерные черты и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты
земной группы и планеты гиганты
|
Самос-тоятельная
работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.
|
Астероиды.
Кометы. Метеоры. Метеориты
|
Урок новых знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: объяснять
особенности различия небесных тел
|
Называть
характерные черты астероидов, комет, метеоров, метеоритов.
|
Самос-тоятельная
работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью. Фронтальный и индиви-дуаль-ный
опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику.
|
§
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
Мир звезд
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Осознание
ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины
мира
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: самостоятельно
выделять созвездия на определенных участках звездного неба.
|
Знать значение
понятий: Солнце; звезда; созвездие.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику.
|
§
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.
|
Уникальная
планета Земля
|
Урок общеметодологической
направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная. Проверка знаний (взаимопро-верка в парах). Эвристичес-кая
беседа.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
|
Коммуникативнык УУД: организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую
информацию; Познавательные УУД: выделять условия. Необходимые для
возникновения жизни на Земле.
|
Называть
уникальные особенности Земли как планеты. Объяснять следствия вращения Земли
вокруг своей оси и вокруг Солнца.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18.
|
Современные
исследования космоса
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой
«Некоторые важнейшие даты освоения космоса».
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование уважительного отношения к
истории России.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: изучить
важнейшие события в освоении космоса
|
Называть
какой вклад внесли отечественные ученые в развитие космонавтики.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос. Самос-тоятельная работа
|
Электронное
приложение к учебнику.
|
§
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19.
|
Обобщение «Земля
во Вселенной»
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Беседа по теме. Подведение итогов.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование уважительного отношения к
истории России. Формирование коммуникативной компетенции в общении
сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: устанавливать
«космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.
|
Уметь:
описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать
планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты –
гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос. Тестирование
|
Электронное
приложение к учебнику
|
§
8-15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
4. Виды изображений поверхности Земли - 4 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20.
|
Стороны
горизонта
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, парная. Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей
тетрадью.
|
Формирование
ответственно- го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о
целостности природы
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности; Познавательные УУД: находить
основные и промежуточные стороны горизонта
|
Уметь: объяснять
значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта».
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Компас, презентация.
|
§
16
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21.
|
Ориентирование.
Практическая работа №3
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о
целостности природы
|
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с
помощью вопросов (познавательная инициативность; Регулятивные УУД: применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные
УУД: формулировать алгоритм работы с компасом
|
Уметь: объяснять
значение понятий: «ориентирова-
ние».
Называть
стороны горизонта. Работать с компасом; ориентировать-ся на местности при
помощи компаса, карты, местных признаков.
|
Практическая
работа. Фронтальный и индивидуаль-ный опрос..
|
Компас.
Презентация
|
§
17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22.
|
План местности и
географическая карта. Практическая работа №4
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Мини-лекция. Самостоятельная работа с учебником и
атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование чувства любви к своей
местности
|
Коммуникативные УУД: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: сравнивать план
местности и географическую карту. делать описание местности с помощью
условных знаков.
|
Объяснять
значение понятий: «план местности»; «географическая карта». Уметь читать
условные знаки на плане местности. Уметь читать географическую карту.
|
Практическая
работа.
|
|
§
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23.
|
Обобщение
«Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа №4
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная
и групповая практическая деятельность учащихся. Беседа по теме. Подведение
итогов. Практикум.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о
целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального
сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД; осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность
к преодолению препятствий; Познавательные УУД: составлять план
местности, определять азимуты и расстояния на местности
|
Уметь
читать условные знаки на плане местности. Уметь читать географическую карту.
Овладение основами картографичес-кой грамотности. Находить и называть
сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и
карте.
|
Практическая
работа.
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
План местности,
физическая карта полушарий, презентация.
|
§
16-
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел
5. Природа Земли – 10 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24.
|
Как возникла Земля
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.
|
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавателтные УУД: выделять различия
в гипотезах возникновения Земли.
|
Называть
особенности гипотез Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.
Шмидта.
|
Вводная беседа.
Самос-тоятельная работа с учебни-ком.
|
Электронное
приложение к учебнику
|
§
19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25.
|
Внутреннее
строение Земли
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о
целостности природы Земли.
|
Коммуникативные УУД: устанавливать
рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления
затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
Познавательные УУД: уметь характеризовать внутреннее строение Земли,
особенности ее оболочек
|
Объяснять
значение понятий: горные породы, минералы.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26.
|
Землетрясения и
вулканы
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная. Тестовый контроль по материалу предыдущего урока. Объяснительно-иллюстративный
– образный рассказ учителя. Работа с учебником
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.
|
Коммуникативные УУД: полно и точно
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: устанавливать
с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма
|
Объяснять
значение понятий: землетрясение; очаг; землетрясения; эпицентр; вулкан;
кратер; жерло. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на
контурную карту и правильно подписывать вулканы.
|
Тестирование.
|
Электронное
приложение к учебнику. Видио
Фрагмент.
Физическая карта полушарий; физическая карта России.
|
§
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27.
|
Путешествие
по материкам
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый.
Работа в группах по составлению графического портрета каждого материка. Закрепление
знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке».
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
осознания единства географического пространства
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь
характеризовать природу шести материков Земли
|
Объяснять
значение понятий: материк, остров, архипелаг.
|
Урок-игра
|
Электронное
приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.
|
§
22
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28.
|
Вода на Земле
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная.Эвристичес-кая беседа. Работа с учебником и тетрадью.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь
показывать на карте и определять географическое положение океанов
|
Объяснять
значение понятий: гидросфера. Знать состав гидросферы.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.
Видио
фрагмент
|
§
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29.
|
Воздушная одежда
Земли
|
Урок новых
знаний
|
Индивидуальная,
фронтальная.Объяснительно-иллюстративный.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование экологическо-го сознания.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: делать выводы о
значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера –
кухня погоды»
|
Объяснять
значение понятий: атмосфера. Называть свойства воздуха.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос. Самос-тоятельная работа.
|
Электронное
приложение к учебнику. Видио
фрагмент
|
§
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30.
|
Живая оболочка
Земли
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь
характеризовать распределение живого вещества в биосфере
|
Объяснять
значение понятий: биосфера.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31.
|
Почва – особое
природное тело
|
Урок
общеметодологической направленности
|
Индивидуальная,
фронтальная.Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником и тетрадью.
|
Формирование
основ экологической культуры.
Формирование
осознания целостности географичес-кой среды во взаимосвязи.
|
Коммуникативные УУД: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные
УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать
и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь
объяснять, что почва – особое природное тело, продукт
взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов,
растений и животных
|
Объяснять
значение понятий: почва, гумус. Объяснять процесс образования почвы.
|
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику. Презентация
|
§
26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32.
|
Человек и
природа
|
Урок новых
знаний
|
Беседа.
Индивидуальная, фронтальная, групповая Частично-поисковый. Поиск ответа на
вопрос «Зачем человеку природа?». Работа в группах.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе. Формирование осознания целостности
географичес-кой среды во взаимосвязи.
|
Коммуникативные УУД: формировать
навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные
УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные
УУД: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе
|
Объяснять
и оценивать разнообразные природные явления и процессы
|
Урок-сотруд-ничест-во.
Фронтальный и
индивидуаль-ный опрос.
|
Электронное
приложение к учебнику.
|
§27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33.
|
Обобщение
«Природа Земли»
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры.
Тестовый контроль.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ
экологической культуры.
|
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные
УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту
деятельности
|
Формирование
умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
|
Тестирование
|
Электронное
приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.
|
§
19-
27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34.
35.
|
Итоговый урок
Резерв времени.
|
Урок рефлексии
|
Индивидуальная,
фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры. Тестовый
контроль.
|
Формирование
ответственно-го отношения к учебе.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-
ве
со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ
экологической культуры. Формирование осознания себя как члена общества. Как
жителя планеты Земля.
|
Коммуникативные УУД: слушать и
слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД: применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные
УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту
деятельности
|
Формирование
представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях
и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
|
Тестирование.
Урок-игра.
|
Электронное
приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Географическая номенклатура.
1. Маршруты
географических открытий.
2. Маршруты
географических открытий русских путешественников.
3. Материки:
Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
4. Вулканы:
Ключевская Сопка, Кракатау.
5. Острова:
Гренландия, Сахалин.
6. Архипелаги:
Северная Земля, Земля Франца Иосифа
7. Океаны:
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
8. Моря:
Филиппинское, Аравийское, Коралловое.
9. Горы:
Гималаи, Памир, Тянь-Шань, Анды.
10. Реки:
Волга, Нил, Амазонка, Муррей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.