Инфоурок География Другие методич. материалыРабочая программа по географии 5 класс. ФГОС второго поколения.

Рабочая программа по географии 5 класс. ФГОС второго поколения.

Скачать материал

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

 

                                                     

                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

      Директор

                                        _____________ В.В.Кафидова

                                                                        Приказ № …… от «……» ……………. 2014 года

 

 

 

                                                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 5 класса

уровень базовый

 

срок реализации 2014 – 2015 учебный год

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2013 год

 

 (Стандарты второго поколения)

   

                                                 Разработчик программы: Репакова Наталья Николаевна

учитель географии высшей квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА:                                                                                                                           СОГЛАСОВАНА:

на МО учителей географии                                                                                                           Зам.директора по УВР

протокол № 1 от «…..» августа 2014 г                                                                                         ___________ Е.В.Филина

Руководитель ___________________                                                                                            «……» ………….. 2014 года

 

    

 Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного  развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса географии.

3. Место курса географии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии.

5. Содержание курса географии.

6. Календарно-тематическое планирование.

7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

8. Планируемые результаты изучения курса географии.

 

                                                  Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26
декабря 2012 года).

2.             Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.             Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

4.             Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы [Текст]. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – 75 с. --  (Стандарты второго поколения).

5.             Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

6.             Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

7.             Распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области от 25.02.2013 года № 559-р «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

8.             Приказ управления образования муниципального образования «Барышский район» от 03.09.2012 года № 338 «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования».

9.             Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

10.      Учебный план муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на 2014-2015 учебный год.

География в основной школе — учебный предмет, форми­рующий у учащихся систему комплексных социально ориенти­рованных знаний о Земле как о планете людей, закономерно­стях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях глав­ных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географи­ческих подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:

       формирование системы географических знаний как ком­понента научной картины мира;

       познание на конкретных примерах многообразия совре­менного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

       познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

       понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользо­вания, осуществления стратегии устойчивого развития в мас­штабах России и мира;

       понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природны­ми, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от гео­графических условий проживания;

       глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, при­роду, население, хозяйство, регионы, особенности природо­пользования в их взаимозависимости;

       выработка у обучающихся понимания общественной по­требности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

       формирование навыков и умений безопасного и эколо­гически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

 

 

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса географии 5 класса являются:

1.         Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9
классы. - М.: Просвещение, 2012. - 71 с. - (Стандарты второго поколения)

2.         Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы - И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин.
(Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. СВ. Курчина. - М: Дрофа, 2013. - 409с.)

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. (Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)
  2. Методическое пособие. И. И. Баринова, Т. А. Карташева. Методическое пособие. География. 5 класс. М.: Дрофа. 2013 г.
  3. Рабочая тетрадь. Н. И. Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2013 г.
  4. Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.
  5. Контурные карты. География» 5 класс.   М.: Дрофа. 2013 г.
  6. Курс рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю) Курс «Введение в географию. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Курс состоит из пяти разделов:

 - Что изучает география;

-   Как люди открывали Землю;

-   Земля во Вселенной;

-   Виды изображений поверхности Земли;

-   Природа Земли.

 Основной целью курса является:

      знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической
картой, с взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

>       знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к этому предмету;

>       формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

>       формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений

                               

 

 

                      Общая характеристика курса географии

 

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни.

 География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природно – общественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества.

География – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в познании природы, населения и хозяйства Земли(повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

                              Место курса географии в базисном учебном плане

 

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35ч (1ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по  68ч (2ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. 

                                   Результаты освоения курса географии

 

           Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

       овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

       осознание ценности географического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

       сформированность устойчивых установок социально-от­ветственного поведения в географической среде — среде оби­тания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметных результатов:

  познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся;

  гуманистических и демократических ценностных ори­ентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по­знавательной деятельностью;

  готовности к осознанному выбору дальнейшей профес­сиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях:

•  умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые резуль­таты;

       умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

       организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

       умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

      умение  взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

      умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметных результатов:

      формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических зна­ниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

      формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

      формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

      овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических пара­метров;

      овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

      овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

      формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, са­мостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюде­ния мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

     •   формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

          

 

Учебно – тематическое планирование

п/п

Раздел

Тема

Общее кол-во

часов

 

Что изучает география (5 ч)

 

 

1

 

Мир, в котором мы живем

1

2

 

Науки о природе

1

3

 

География – наука о Земле

1

4

 

Методы географических исследований

1

5

 

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

1

 

Как люди открывали Землю

(5 ч)

 

 

6

 

Географические открытия Древности и Средневековья

1

7

 

Важнейшие географические открытия

1

8

 

Открытия русских путешественников

1

9

 

Открытия русских путешественников

1

10

 

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

1

 

Земля во Вселенной (9 ч)

 

 

11

 

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

12

 

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

13

 

Соседи Солнца

1

14

 

Планеты – гиганты и маленький Плутон

1

15

 

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

16

 

Мир звезд

1

17

 

Уникальная планета - Земля

1

18

 

Современные исследования космоса

1

19

 

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

1

 

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

 

 

20

 

Стороны горизонта

1

21

 

Ориентирование

1

22

 

План местности и географическая карта

1

23

 

Обобщение по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

 

Природа Земли (10 ч)

 

 

24

 

Как возникла Земля

1

25

 

Внутреннее строение Земли

1

26

 

Землетрясения и вулканы

1

27

 

Путешествие по материкам

1

28

 

Вода на Земле

1

29

 

Воздушная одежда Земли

1

30

 

Живая оболочка Земли

1

31

 

Почва – особое природное тело

1

32

 

Человек и природа

1

33

 

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

1

34

 

Итоговый урок

1

35

 

Резерв времени

1

 

Итого

 

35 ч

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

объяснять, для чего изучают географию.

Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1. «Географические открытия древности и средневековья»; №2. «Важнейшие географические открытия».

 Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

 

Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.  Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю.А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

описывать представления древних людей о Вселенной;

называть и показывать планеты Солнечной системы;

называть планеты земной группы и планеты – гиганты;

описывать уникальные особенности Земли как планеты.

 Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

 Практические работы № 3 Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; №4. Самостоятельное построение простейшего плана

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

работать с компасом;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Природа Земли (10ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

показывать по карте основные географические объекты;

наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

объяснять особенности строения рельефа суши;

описывать погоду своей местности.

 

 

       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

                                       5 КЛАСС

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

         ставить учебную задачу под руководством учителя;

         планировать свою деятельность под руководством учителя;

         работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

         работать в соответствии с предложенным планом;

         выделять главное, существенные признаки понятий;

         участвовать в совместной деятельности;

         высказывать суждения, подтверждая их фактами;

         искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

         составлять описания объектов;

         составлять простой план;

         работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

     •   сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

     •   оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

     •    ответственным отношением к учебе;

    •   опытом участия в социально значимом труде;

    •   осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

    •   коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

   •   основами экологической культуры.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.  Петрова Н.Н.   - Темы школьного   курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004

2.             Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: План и карта - М.: Дрофа. 2004.

3.             Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

4.              Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения - СПб.: Литера, 2006.

5.              Зотова A.M. - Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература для учащихся:

1.  За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.

2.                  Лазаревич К.С, Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 класс. -М.: Дрофа, 1997.

Региональный компонент:

1.  Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. -Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.

2.                  Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. - Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004

3.                  Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.

4.                  Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 1997.

5.          Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях.
/ А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007

 

Календарно-тематическое планирование

Учитель географии МОУ СОШ №1 «МО Барышский район», Ульяновская область Репакова Наталья Николаевна

Предмет: География                          

Класс: 5

УМК:  учебник И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г.

УУД: регулятивные (Р), личностные (Л), коммуникативные (К), познавательные (П).

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2ч — резервное время

 

   Дата

Уро-

ка

      Тема урока

Тип урока, форма проведения

Формы организации учебно-познавательной деятельнос-ти обучающих-ся

Планируемые результаты

Система контроля

Основные средства обучения

Д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные

метапредметные

предметные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.Что изучает география – 5 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Мир, в котором мы живем

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Эвристичес-кая беседа

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Коммуникативные УУД: продолжить обучение в эвристической беседе

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель

ПознавательныеУУД: уметь объяснять особенности планета Земля

 

Называть характерные черты живой природы. Приводить примеры тел живой и неживой природы. Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций

Вводная беседа

Электронное приложение к учебнику.

Презентация

§ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Науки о природе

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами Анализ текста и иллюстраций

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Коммуникативные УУД: уметь отображать информацию в графической форме;

Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию;

Познавательные УУД:  уметь выделять сходство естественных наук

Знать значение понятий:

- естественные науки;

-вещества;

-явления природы;

- астрономия;

- физика; 

- химия;

- биология;

- экология.

Фронтальный опрос. Индивидуаль-ный. Разбор вопро-сов рабочей тетради.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

География – наука о Земле

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя Анализ текста и иллюстраций.

Формирование ответственно-го отношения к учебе

Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение); Регулятивные УУД: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ; Познавательные УУД:  уметь выявлять различия двух частей географии.

 

Знать значение понятий:  география;

метод.

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими естественными науками.

 

Фронтальный опрос. Индивидуаль-ный. Разбор вопро-сов рабочей тетради.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Методы географических исследований

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная. Эвристичес-кая беседа, рассказ учителя

Формирование ответственно-го отношения к учебе

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска;  Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества.

 

Знать характерные черты методов географических исследований

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. Разбор вопро-сов рабочей тетради.

Геогра-фичес-кий диктант

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Урок рефлексии

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест -

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы; Познавательные УУД: уметь объяснять роль географии в изучении Земли

:  

Уметь: приводить примеры географических объектов;

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими естественными науками; объяснять, для чего изучают географию.

 

Тестирование.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

1-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Как люди открывали Землю – 5 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Географические открытия древ­ности и Средне­вековья. Практическая работа №1

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, парная. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

Формирование ответственно-го отношения к учебе

Коммуникатив-ные УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника); Познавательные УУД:  уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

 

Называть какой вклад в развитие науки внес Геродот, Эратосфен, Пифей. Показывать по карте маршруты путешествий Марко Поло, Васко да Гама, Бартоломео Диаша.

Работа с картой. Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Важнейшие

географические

открытия

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Путешествие. Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест -

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

 Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД; самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения; Познавательные УУД: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

 

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника. Показывать по карте маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, Д. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузенаи М.П. Лазарева

Работа с учебни-ком, атласом и контур-ными картам. Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 -9.

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2

Урок новых знаний

. Индивидуальная, фронтальная, парная.  Рассказ учителя. Работа с учебником, атласом и контурными картами

Формирование ответственно-го отношения к учебе

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электронном приложении; Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения; Предметные УУД:  выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

 

Показывать по карте маршруты путешествий: новгородцев;

А. Никитина;

Ермака Тимофеевича;

С.И. Дежнева;

Витуса Беринга;

А.И. Чирикова.

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

 

 

Практическая работа. Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Обобщение знаний «Как люди открывали Землю»

Урок рефлексии

 Индивидуальная, фронтальная, групповая. Подведение итогов

Формирование ответственно -го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска; Познавательные УУД:  уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

 

Уметь: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

Тестирование.

Электронное приложение к учебнику.

Пов

тор.

§

5-7

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Земля во Вселенной – 9 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

 

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; Познавательные УУД: объяснять представления древних людей о Вселенной

 

Описывать представления древних людей о Вселенной.

Вводная беседа

Самос-тоятель-ная работа.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя. Беседа. Самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

 

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

 

Описывать представления  людей о Вселенной от Коперника до наших дней

Самос-тоятельная работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Соседи Солнца

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Коллектив-ная работа учащихся с учебником и рабочей тетрадью.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  объяснять главное отличие Земли от других планет.

 

Называть характерные черты и показывать планеты земной группы

Самос-тоятельная работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Планеты – гиганты и маленький Плутон

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;  Познавательные УУД: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земли

Называть характерные черты и показывать планеты Солнечной системы. Называть планеты земной группы и планеты гиганты

Самос-тоятельная работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью.

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

 

Коммуникативные УУД:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  объяснять особенности различия небесных тел

 

Называть характерные черты астероидов, комет, метеоров, метеоритов.

Самос-тоятельная работа с учебни-ком и рабочей тетра-дью. Фронтальный  и индиви-дуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику.

§

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Мир звезд

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;  Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба.

 

Знать значение понятий: Солнце; звезда; созвездие.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику.

§

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Уникальная планета Земля

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная. Проверка знаний (взаимопро-верка в парах). Эвристичес-кая беседа.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Коммуникативнык УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  выделять условия. Необходимые для возникновения жизни на Земле.

Называть уникальные особенности Земли как планеты. Объяснять следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

Современные исследования космоса

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная, групповая Рассказ учителя. Работа в группах над рубрикой «Некоторые  важнейшие даты освоения космоса».

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование уважительного отношения к истории России.

 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: изучить важнейшие события в освоении космоса

 

Называть какой вклад внесли отечественные ученые в развитие космонавтики.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос.  Самос-тоятельная работа

Электронное приложение к учебнику.

§

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Обобщение «Земля во Вселенной»

Урок рефлексии

Индивидуальная, фронтальная, групповая Беседа по теме. Подведение итогов.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование уважительного отношения к истории России. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

 

 Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа.

 

Уметь: описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты – гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос.  Тестирование

Электронное приложение к учебнику

§

8-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли - 4 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Стороны горизонта

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, парная. Объяснение учителя, работа с компасом и рабочей тетрадью.

Формирование ответственно- го отношения к учебе.  Формирование личностных представлений о целостности природы

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; Познавательные УУД: находить основные и промежуточные стороны горизонта

 

Уметь: объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта».

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Компас, презентация.

 

§

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.

Ориентирование. Практическая работа №3

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, групповая Рассказ учителя. Практическая деятельность учащихся.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД: формулировать алгоритм работы с компасом

Уметь: объяснять значение понятий: «ориентирова-

ние».

Называть стороны горизонта. Работать с компасом; ориентировать-ся на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Практическая работа. Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос..

Компас. Презентация

§

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

План местности и географическая карта. Практическая работа №4

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, групповая Мини-лекция. Самостоятельная работа с учебником и атласом. Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование чувства любви к своей местности

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: сравнивать план местности и географическую карту. делать описание местности с помощью условных знаков.

 

Объяснять значение понятий: «план местности»; «географическая карта». Уметь читать условные знаки на плане местности. Уметь читать географическую карту.

Практическая работа.

 

§

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Обобщение «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа №4

Урок рефлексии

Индивидуальная и групповая практическая деятельность учащихся. Беседа по теме. Подведение итогов. Практикум.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли. Формирование нравственного поведения и морального сознания. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД;  осознавать себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий; Познавательные УУД:  составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

 

Уметь читать условные знаки на плане местности. Уметь читать географическую карту. Овладение основами картографичес-кой грамотности. Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Практическая работа.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

План местности, физическая карта полушарий, презентация.

§

16-

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Природа Земли – 10 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

Как возникла Земля

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, парная. Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавателтные УУД:  выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

 

Называть особенности гипотез Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта.

Вводная беседа. Самос-тоятельная работа с учебни-ком.

Электронное приложение к учебнику

§

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Внутреннее строение Земли

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли.

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные УУД:  уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек

 

Объяснять значение понятий: горные породы, минералы.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

Землетрясения и вулканы

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная. Тестовый контроль по материалу предыдущего урока. Объяснительно-иллюстративный – образный рассказ учителя. Работа с учебником

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

 

Объяснять значение понятий: землетрясение; очаг; землетрясения; эпицентр; вулкан; кратер; жерло. Показывать по карте вулканы и зоны землетрясений. Наносить на контурную карту и правильно подписывать вулканы.

Тестирование.

Электронное приложение к учебнику. Видио

Фрагмент. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

§

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.

Путешествие по материкам

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная, групповая Объяснительно-иллюстративный. Частично-поисковый. Работа в группах по составлению графического портрета каждого материка. Закрепление знаний в игровой форме: викторина «Самое-самое на моем материке».

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование осознания единства географического пространства

 Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь характеризовать природу шести материков Земли

 

Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг.

Урок-игра

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

§

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

Вода на Земле

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная.Эвристичес-кая беседа. Работа с учебником и тетрадью.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры.

 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

 

Объяснять значение понятий: гидросфера. Знать состав гидросферы.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России. Видио

фрагмент

§

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.

Воздушная одежда Земли

Урок новых знаний

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование экологическо-го сознания.

 

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

 

Объяснять значение понятий: атмосфера. Называть свойства воздуха.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос.  Самос-тоятельная работа.

Электронное приложение к учебнику. Видио

фрагмент

§

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

Живая оболочка Земли

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры.

 

 Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

 

Объяснять значение понятий: биосфера.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

Почва – особое природное тело

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная, фронтальная.Объяснительно-иллюстративный. Работа с учебником и тетрадью.

Формирование основ экологической культуры.

Формирование осознания целостности географичес-кой среды во взаимосвязи.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Регулятивные УУД:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; Познавательные УУД:  уметь объяснять, что почва – особое     природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

 

Объяснять значение понятий: почва, гумус. Объяснять процесс образования почвы.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику. Презентация

§

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

Человек и природа

Урок новых знаний

Беседа. Индивидуальная, фронтальная, групповая Частично-поисковый.  Поиск ответа на вопрос «Зачем человеку природа?». Работа в группах.

Формирование ответственно-го отношения к учебе. Формирование осознания целостности географичес-кой среды во взаимосвязи.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; Регулятивные УУД:  проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; Познавательные УУД: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

 

Объяснять и оценивать разнообразные природные явления и процессы

Урок-сотруд-ничест-во.

Фронтальный  и индивидуаль-ный опрос. 

Электронное приложение к учебнику.

§27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.

Обобщение «Природа Земли»

Урок рефлексии

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры. Тестовый контроль.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ экологической культуры.

 

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД:  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Тестирование

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

§

19-

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.

Итоговый урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв времени.

Урок рефлексии

Индивидуальная, фронтальная, групповая Эвристичес-кая беседа. Интеллек-туальные игры. Тестовый контроль.

Формирование ответственно-го отношения к учебе.

Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничест-

ве со сверстниками в процессе образователь-ной деятельности. Формирование основ экологической культуры. Формирование осознания себя как члена общества. Как жителя планеты Земля.

 

Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные УУД:  применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Познавательные УУД:  определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Тестирование. Урок-игра.

Электронное приложение к учебнику. Физическая карта полушарий; физическая карта России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Географическая номенклатура.

1.      Маршруты географических открытий.

2.      Маршруты географических открытий русских путешественников.

3.      Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

4.      Вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау.

5.      Острова: Гренландия, Сахалин.

6.      Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца Иосифа

7.      Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

8.      Моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое.

9.      Горы: Гималаи, Памир, Тянь-Шань, Анды.

10.  Реки: Волга, Нил, Амазонка, Муррей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по географии 5 класс. ФГОС второго поколения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 675 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 573
    • DOCX 89.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Репакова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Репакова Наталья Николаевна
    Репакова Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58039
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 38 регионов

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе