Главная / География / Рабочая программа по географии 5 класс

Рабочая программа по географии 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мальчевская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено

педагогическим советом школы

протокол № 1 от 30.08 2013 г.

Председатель: /А.А.Зелинский/


УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ Мальчевская СОШ

приказ №126 от 30 августа 2013 г.



/А.А.Зелинский/




Рабочая программа

предмета « География»

для 5 класса

на 2014 -2015 учебный год

(учебник «География. Землеведение-5», Дронов В.П., Савельева Л.Е.)



Составитель:

Т.В.Астанина,

учитель географии

первой квалификационной категории





ст.Мальчевская

2014г.

Пояснительная записка.

Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.

Географическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о географии как части общечеловеческой культуры, о значимости географии в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

2) в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о географии как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основой познания культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3)в предметном направлении:

  • овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основой познания культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Целью изучения курса географии

в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятель ности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Курс занимает начальное место в системе школьной географии. Именно этот курс начинает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностныхкачествшкольников. Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

уметь называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

уметь выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов; • уметь находить в разных источниках географическую информацию; • уметь приводить примеры, используя основные источники географической информации • уметь определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические координаты и местоположение географических объектов; • уметь применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

 Данная рабочая программа по геометрии является адаптивной и составлена на основе:

-Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. География 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ. Издательство «Дрофа» Москва 2013г.,

-оценки качества (основная школа), --стандарта основного общего образования по географии,

-примерного планирования учебного материала и контрольных работ по географии 5-9 классов В.П.Дронов 2013 г.

Предмет география входит в образовательную область естествознание.

Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включа ющий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для по следующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты изучения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: личностные: 1. Воспитание российской гражданской идентичности;

2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осоз-нанному выбору с учётом познавательных интересов;

3.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего мировоззрение современного мира;

4.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

5.Формирование основ экологической культуры;

6.Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные:

1. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2.Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наибо-лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учеб-ных и познавательных задач;

5.Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

6.Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и пот-ребностей;

7.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практик

предметные:

1.развитие представлений о географии как форме описания и методе познания действительности;

2.формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для географии и являющихся основой познания культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 5 классе отводится не менее 35 часов из расчета 1 ч в неделю, 35 учебных недель.

В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля.

     Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «География», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по географии. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-открытия новых знаний. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке может использоваться демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  выполнение практической работы в контурной карте. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты могут предлагаться как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Содержание учебного предмета

Тема 1,2. «Введение. Накопление знаний о Земле.»

Основная цель: познакомить с новым предметом, основными вопросами, рассматривае мыми в курсе географии.

 Раздел географии. Сквозная линия.

  • Познакомить с тем, как с течением времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как изменялись знания людей о природе.

Обязательный минимум содержания образовательной области география.

  • Открытие, изучение и преобразование Земли.

  • Современные методы исследования Земли.

Требования к географической подготовке

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь называть методы изучения Земли;

  • Уметь называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Приводить примеры географических следствий движения Земли.


Тема 3. «Земля во Вселенной.»

Основная цель: Развить представление о Земле как части Вселенной, её месте в нашей Га-лактике.  Раздел географии. Сквозная линия.

  • Показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле.

Обязательный минимум содержания образовательной области география

  • Земля-часть Солнечной системы.

  • Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

  • Осевое вращение Земли.

  • Обращение Земли вокруг Солнца.

  • Форма и размеры Земли.

Требования к географической подготовке Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы».

  • Уметь работать с картой.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Характеристика видов движений Земли и их географических следствий.

Уровень обязательной подготовки выпускника

1.Знать планеты Солнечной системы.

Тема 4. «Географические модели Земли.»

Основная цель: создать представление о плане местности и условных знаках,о легенде карты.

 Раздел географии. Сквозная линия.

  • Понятие масштаба. Ориентирование. Азимут. Географические координаты.

Обязательный минимум содержания образовательной области географии

  • Понятие о плане местности. Масштаб.

  • Стороны горизонта. Ориентирование.

  • Изображение на плане неровностей земной поверхности.

  • Форма и размеры Земли.

  • Градусная сеть на глобусе и картах.

  • Изображение на физических картах высот и глубин.

Требования к географической подготовке

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь объяснять значение понятий: «план местности», «масштаб», «азимут».

  • Уметь приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

  • Уметь читать план местности;

  • Уметь производить простейшую съёмку местности;

  • Уметь ориентироваться на местности при помощи компаса и местных предметов.

  • Уметь объяснять значение понятий: «градусная сеть», «географиченская карта».

  • Уметь классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории.

  • Уметь определять географические координаты точки, направления, местополо жжение географических объектов на глобусе.

  • Уметь называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

  • Уметь находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Определение направлений и азимутов по плану местности.

  • Определение географических координат объектов и объектов по их географиче ским координатам.

Тема 5 «Земная кора.»

Основная цель: Познакомить с внутренним строением Земли и способах его изучения.

 Раздел географии. Сквозная линия

  • Рельеф суши и дна Мирового океана.

  • Горные породы и минералы.

Обязательный минимум содержания образовательной области география

  • Земля и её внутреннее строение.

  • Движение земной коры. Вулканизм.

Требования к географической подготовке

 Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины»;

  • Уметь называть и показывать основные географические объекты;

  • Уметь работать с контурной картой;

  • Уметь классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

  • Уметь определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относитель ную высоту точек.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь различать горные породы и минералы по внешним признакам

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Составление описания форм рельефа.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Знать магматические, осадочные и метаморфические породы.

Оценка устных ответов учащихся.

Отметка (5) – ответ полный, правильный, отражающий основной материал, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и кон-кретизации их примерами; правильное использование карты и других источников зна-ний, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнитель-ные сведения о важнейших событиях современности. Отметка (4) – ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемых по дополнительным вопросам учителя. Отметка (3) – ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но не чётко определяет понятие и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использова-нии карт при ответе. Отметка (2) – ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного мате-риала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в опре-делении понятий, не умение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка (5) – правильный и полный отбор источников, рациональное их использова-ние в определённой последовательности; соблюдение логики в описании или характе-ристике географических территорий и объектов; самостоятельное выполнение и фор-мулировка выводов на основе практической деятельности аккуратное оформление ре-зультатов работы. Отметка (4) – правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточно-сти в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка (3) – неточности в оформлении выводов, неаккуратное оформление результа-тов. Отметка (2) – неумение отбирать и использовать основные источники знаний, допус-каются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.


Учебно-тематическое планирование.

п/п

Наименование темы

Всего часов

В том числе на:

Формы самостоя-тельной работы учащихся

Уро-ки

Самостоятельные работы (с.р.), практические работы (п.р.), тестовые задания (т.з.), лабораторные работы (л.р.)

Конт-роль-ные рабо-ты

1

Введение

1

1



Тест (тестовые задания), самостоя-тельная работа, практичес кая рабо-та.

2

Накопление знаний о Земле.

5

3

1 (п.р)

1 (т.з.)


3

Земля во Вселенной

7

6


1

4

Географические модели Земли

10

8

1 (п.р.)

1

5

Земная кора

12

9

1 (п.р.)

2


Итого

35

27

4

4

















Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

(тип урока)

Основные виды учебной деятель-ности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

Введение (1ч)

1

Что изучает география

(открытие новых знаний)

Групповая-знакомс тво со структурой учебника.

Фронтальная-фор мулирование опре деления понятия «география»

Формирование представления о науке «геогра-фия».

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют пои ск средства её достиже-ния.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом)виде.

Коммуникативные-оформляют мысли в уст-ной речи с учётом рече-вых ситуаций.


4.09

4.09

Накопление знаний о Земле (5ч)

2

Познание Земли в древности

(открытие новых знаний)

Групповая-работа с картой: определе-ние территорий древних государств Европы и Востока.

Индивидуальная-обозначение марш рутов путешествий на контурной карте

Формирование представления об изучении при роды учёными Древнего мира, о познании Зем-ли в Средние века.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-работают по составленному плану, используют наряду с ос-новными и дополнитель ные средства.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные-уме-ют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтве рждая фактами.


11.09

11.09

3

Великие геогра -фические откры- тия

(открытие новых знаний)

Групповая-описа-ние по картам мар шрутов путешест-вий в разных райо-нах Земли.

Фронтальная-обсу ждение значения Великих географи-ческих открытий

Индивидуальная-обозначение марш рутов путешествий в контурной карте.

Развитие знаний об изучении Зем ли; значение отк рытия Нового с Света и всей эпохи Великих географических открытий.

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания

Регулятивные-развитие навыков извлечения ин-формации.

Познавательные-абстра гирование и выделение свойств объектов.

Коммуникативные-уме-ют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтве рждая фактами


18.09

18.09

4

Открытие Австра лии и Антаркти-ды

(открытие новых знаний)

Фронтальная-опи сание по картам маршрутов путеше ствий Дж.Кука, Ф.Ф Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского.

Формирование знаний об откры тии и исследова нии Австралии и Океании.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-развитие навыков по анализу ин-формации и работе с раз личными источниками информации.

Познавательные-активи зировать познаватель-ную деятельность, созда ваяя условия для самовы ражения личности.

Коммуникативные-зна-ние способов взаимодей ствия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.


25.09

25.09

5

Современная география

(практикум)

Групповая-поиск на иллюстрациях и описание современ ных географичес-ких исследований.

Фронтальная-выс-казывание мнения об их значении, воз можности исполь-зования.

Формирование знаний об отли-чиях современ-ных географичес ких исследова-ний от изучения Земли в прош-лом.

Воспитание интере са к урокам геогра-фии, чувства това-рищества, взаимо-помощи.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-уме-ют работать в группе, коллективе.

Практичес-кая работа №1. «Как люди отк-рывали землю».

2.10

2.10

6

Накопление знаний о Земле

(закрепление знаний)

Индивидуальная-выполнение тесто-вых заданий.

Выявление степе ни изученности материала по те ме, обобщение и закрепление знаний по теме

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания

Регулятивные-работа с вопросами и заданиями.

Познавательные-прове рка навыков учащихся работы с картой.

Коммуникативные-офо рмляют мысли в устной и письменной речи.

Тестовая работа №1. «Нако-пление зна ний о Зем-ле».

9.10

9.10










Земля во Вселенной (7ч)

7

Земля и космос

(комплексное применение зна-ний, умений и навыков)

Групповая-поиск на картах звёздного неба важнейших на вигационных звёзд и созвездий.

Фронтальный-оп-ределение сторон горизонта по Поляр ной звезде.

Развитие предс-тавления о Зем-ле как части Все-ленной, её мес-те в нашей Галак тике.

Формирование ценностного отно-шения к миру, к знаниям о мире.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют пои ск средства её достиже-ния.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом)виде.

Коммуникативные-обес печивают возможность сотрудничества-умение слышать, слушать и пони мать товарища.


16.10

16.10

8

Земля-часть Солнечной системы

(комплексное применение зна-ний, умений и навыков)

Групповая-анализ иллюстративно-справочных матери алов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам.

Фронтальная-вы-числение площа-дей материков и океанов.

Индивидуальная-описание уникаль-ных особенностей планеты Земля.

Углубление пред ставления о Сол нечной системе, выявление чер-ты сходства и ра зличия Земли и других планет Солнечной сис-темы.

Воспитание интере са к урокам геогра-фии, чувства това-рищества, взаимо-помощи.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


23.10

23.10

9

Влияние космо-са на Землю и жизнь людей

(открытие но-вых знаний)

Фронтальная-опи-сание воздействия на Землю её единс твенного естествен ного спутнока Луны

Влияние космо-са на все процес сы, протекаю-щие на Земле.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-развитие навыков по анализу ин-формации и работе с раз личными источниками информации.

Познавательные-активи зировать познаватель-ную деятельность, созда ваяя условия для самовы ражения личности.

Коммуникативные-взаимно контролировать действия друг друга.


30.10

30.10

10

Осевое враще-ние Земли

(открытие новых знаний)

Групповая-выявле-ние зависимости продолжительнос-ти суток от скорос-ти вращения Земли вокруг своей оси.

Индивидуальная-составление схемы вращения Земли вокруг своей оси.

Формирование представления о движении Земли вокруг своей оси и его географиче ских следствиях.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют пои ск средства её достиже-ния.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом)виде

Коммуникативные-уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи.


13.11

13.11

11

Обращение Земли вокруг Солнца

(комплексное применение зна-ний, умений и навыков)

Групповая-выявле-ние зависимости продолжительнос-ти суток от скорос-ти вращения Земли вокруг своей оси.

Индивидуальная-составление схемы вращения Земли вокруг своей оси.

Формирование представления о движении Земли вокруг своей оси и его географиче ских следствиях.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-ува-жать в общении и сотруд ничестве своего товари-ща и самого себя.


20.11

20.11

12

Форма и разме-ры Земли

(открытие новых знаний)

Фронтальная-сос-тавление и анализ схемы географичес кие следствия раз-меров и формы Земли.

Закрепление пре дставления о форме и разме-рах Земли

Формирование ценностного отно-шения к миру, к знаниям о мире.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


27.11

27.11

13

Земля во Вселен ной

(проверка зна-ний контроль ная работа)

Фронтальная-обсу ждение проблемы современных кос-мических исследо-ваний Земли.

Индивидуальная-работа с итоговы-ми вопросами по разделу.

Выявление степе ни изученности материала по те ме, обобщение и закрепление знаний по теме

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания.

Регулятивные-работа с вопросами и заданиями.

Познавательные-прове рка навыков учащихся контрольной работы с картой.

Коммуникативные-офо рмляют мысли в устной и письменной речи.

Контроль-ная работа №1 «Земля во Вселен-ной».

4.12

4.12

Географические модели Земли (10ч)

14

Ориентирование на земной повер хности

(практикум)

Групповая-опреде-ление по компасу направлений на сто роны горизонта.

Фронтальная-опре деление азимутов направлений на предметы с помо-щью компаса.

Называют спосо бы ориентирова ния на местнос-ти, определяют азимуты направ-лений на пред-мет.

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют пои ск средства её достиже-ния.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом)виде.

Коммуникативные-обес печивают возможность сотрудничества-умение слышать, слушать и пони мать товарища.


11.12

11.12

15

Изображение земной поверх ности

(комплексное применение знаний)

Фронтальная-изу-чение различных видов изображе-ния земной поверх ности: карт, планов глобуса, атласа.

Индивидуальная-сравнение плана и карты с фото одной местности.

Объясняют, что такое легенда плана и карты, её предназначе-ние; приводят примеры геогра-фических объек-тов на аэрофото-снимках.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


18.12

18.12

16

Масштаб и его виды

(открытие новых знаний)

Фронтальная-опре деление по глобусу карте или плану местности расстоя-ний между геогра-фическими объек-тами с помощью ли нейного, именован ного и численного масштабов.

Называют масш-таб глобуса и карт, решают за-дачи по перево-ду одного вида масштаба в дру-гой.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-развитие навыков по анализу ин-формации и работе с раз личными источниками информации.

Познавательные-активи зировать познаватель-ную деятельность, созда ваяя условия для самовы ражения личности.

Коммуникативные-взаимно контролировать действия друг друга.


25.12

25.12

17

Изображения неровностей земной поверх-ности на планах и картах

(открытие новых знаний)

Групповая-работа с картой и планом местности.

Индивидуальная-обозначение на контурной карте са мых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана.

Называют отли-чия абсолютной высоты местнос-ти от относитель ной; объясняют, как по горизонта лям и бергштри-хам определяют изменение высо ты местности.

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность


15.01

15.01

18

Планы местнос-ти и их чтение

(открытие новых знаний)

Групповая-поиск на плане местности и топографической карте условных зна ков разных видов.

Фронтальная-опи-сание маршрута по топографической карте.

Индивидуальная-определение на плане азимутов направлений на объекты.

Формирование представления о плане местности и условных зна-ках.

Воспитание береж-ного отношения к родному краю.

Регулятивные-развитие навыков извлечения ин-формации.

Познавательные-абстра гирование и выделение свойств объектов.

Коммуникативные-уме-ют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтве рждая фактами.


22.01

22.01

19

Составление плана местности

(практикум)

Групповая-знакомс тво с оборудовани-ем для глазомер-ной съёмки.

Индивидуальная-составление прос-тейшего плана не-большого участка местности.

Определять сто-роны горизонта на местности и плане, величину масштаба, соста влять простей-ший план мест-ности.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют пои ск средства её достиже-ния.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом)виде.

Коммуникативные-обес печивают возможность сотрудничества-умение слышать, слушать и пони мать товарища.


29.01

29.01

20

Параллели и ме-ридианы

(открытие новых знаний)

Фронтальная-срав нение глобуса и карт для выявле-ния особенностей изображения пара лелей и меридиа-нов.

Индивидуальный-поиск на глобусе и карте экватора, па-раллелей, началь-ного меридиана, ге ографических полю сов.

Показывать эква тор, параллели, меридианы, ге ографические по люса; называть и показывать на карте полуша-рия Земли.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-развитие навыков по анализу ин-формации и работе с раз личными источниками информации.

Познавательные-активи зировать познаватель-ную деятельность, созда ваяя условия для самовы ражения личности.

Коммуникативные-взаимно контролировать действия друг друга.


5.02

5.02

21

Градусная сетка. Географические координаты.

(практикум)

Групповая-опреде-ление по картам географической ши роты и долготы объ ектов.

Индивидуальная-выполнение заданий №3,4,5 на с.69 учебника.

Ознакомление с картографически ми понятиями «географическая широта» и «дол-гота», способа-ми определения географических координат.

Формирование ценностного отно-шения к миру, к знаниям о мире.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют поиск средства её дости-жения.

Познавательные-разви-тие навыков определе-ния географических коор динат.

Коммуникативные-уме-ют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтве рждая фактами.

Практичес-кая работа №2 «Гра-дусная сеть географии-ческие ко -ординаты»

12.02

12.02

22

Георафические карты

(комплексное применение зна-ний, умений и навыков)

Фронтальная-чте-ние карт различ-ных видов.

Индивидуальная-сопоставление карт различного содер-жания.

Систематизация и обобщение знаний учащихся

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников.

Регулятивные-закрепле-ние навыков практичес-кой работы с планом и картой.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом) виде.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика.


19.02

19.02

23

Географические модели Земли

(проверка зна-ний -контроль-ная работа)

Индивидуальная-работа с итоговы-ми вопросами и за даниями по разде-лу в учебнике и с за даниями в рабочей тетради.

Выявление степе ни изученности материала по те ме, обобщение и закрепление знаний по теме

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания.

Регулятивные-работа с вопросами и заданиями.

Познавательные-прове рка навыков учащихся контрольной работы с картой.

Коммуникативные-офо рмляют мысли в устной и письменной речи.

Контроль-ная работа №2 «Геог-рафичес-кие моде-ли Земли»

26.02

26.02

Земная кора (12ч)

24

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

(открытие новых знаний)

Групповая-описа-ние модели строе-ния Земли.

Фронтальная-вы-явление особеннос тей внутренних обо лочек Земли, срав-нение оболочек между собой.

Называть внутре нние оболочки Земли; приводи ть примеры ми-нералов, слагаю щих горные по-роды; описывать внутреннее стро ение Земли.

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют поиск средства её дости-жения.

Познавательные-разви-тие навыков определе-ния географических коор динат.

Коммуникативные-уме-ют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя её, подтве рждая фактами.


5.03

5.03

25

Разнообразие горных пород.

(Практикум)

Групповая-сравне-ние свойств горных пород различного происхождения.

Индивидуальная-анализ схемы пре-образования гор-ных пород.

Называть и пока-зывать горные породы; приво-дить примеры горных пород разного происхо ждения.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность.


12.03

12.03

26

Земная кора и литосфера-каменные обо- лочки Земли.

(практикум)

Групповая-сравне-ние типов земной коры.

Фронтальная-уста новление по кар-там границ столкно вения и расхожде-ния литосферных плит.

Называть и пока зывать на карте современные литосферные плиты; описыва ть строение кон-тинентальной и океанической зе мной коры.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-закрепле-ние навыков практичес-кой работы картой.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом) виде.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика

Практичес кая работа №3 «Гор-ные поро-ды и мине-раллы»

19.03

19.03

27

Разнообразие рельефа Земли.

(комплексное применение зна ний, умений)

Фронтальная-рас-познавание на кар-тах в атласе разных форм рельефа.

Называть и пока-зывать на картах положительные и отрицатель-ные формы рель ефа; описывать воздействие на рельеф внутрен-них и внешних сил.

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания

Регулятивные-закрепле-ние навыков практичес-кой работы картой.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом) виде.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика


2.04

2.04

28

Движение зем-ной коры.

(открытие новых знаний)

Фронтальная-уста-новление с помо-щью географичес-ких карт крупней-ших горных систем

Освоение зна-ний по основ-ным географии-ческим поняти-ям темы: грабен, горст, эпицентр, очаг землетрясе-ния

Воспитывают усид-чивость, настойчи-вость в приобрете-нии знаний, разви-вать познаватель-ный интерес.

Регулятивные-определя ют цель учебной деятель ности, осуществляют поиск средства её дости-жения.

Познавательные-разви-вают навыки и умения работать с атласом, текс-том учебника, сравнива ть и анализировать.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика.


9.04

9.04

29

Землетрясения. Вулканизм.

(открытие новых знаний)

Фронтальная-вы-явление при состав лени географичес-ких карт закономер ностей распростра-нения землетрясе-ний и вулканизма.

Называть и пока зывать крупней-шие пояса земле трясений Земли и высочайшие вулканы мира и России.

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества

Регулятивные-развитие навыков работы с атла-сом, умения сравнивать и анализировать.

Познавательные-выпол-нение практических зада ний по определению сре дней и максимальной аб солютной высоты горных стран и крупных равнин.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика


16.04

16.04

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветри вание. Работа те кучих вод, ледни ков и ветра.

(комплексное применение зна-ний, умений)

Групповая-описа-ние облика создава емых внешними си лами форм релье-фа.

Индивидуальная-поиск дополнитель ной информации о причинах образова ния оврагов, спосо-бы борьбы с оврага ми.

Называть внеш-ние силы, изме-няющие рельеф, формы рельефа, образуемые дея тельностью теку чих вод, ледни-ков, ветра, чело-века.

Принимают и осва-ивают социальную роль обучающегося проявляют мотивы учебной деятельно сти, понимают лич-ностный смысл уче ния, оценивают свою учебную дея-тельность.

Регулятивные-закрепле-ние навыков практичес-кой работы картой.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом) виде.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика


23.04

23.04

31

Главные формы рельефа суши.

(закрепление знаний)

Групповая-распоз-навание на физи-ческих картах гор и равнин с разной аб солютной высотой.

Фронтальная-сос-тавление по картам атласа описание рельефа одного из материков.

Формирование представлений о типах гор и рав-нин по высоте.

Воспитывают усид-чивость, настойчи-вость в приобрете-нии знаний, разви-вать познаватель-ный интересов, пот ребности в самосто ятельном получе-нии новых знаний.

Регулятивные-развитие навыков работы с атла-сом, умения сравнивать и анализировать.

Познавательные-выпол-нение практических зада ний по определению сре дней и максимальной аб солютной высоты горных стран и крупных равнин.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика.


30.04

30.04

32

Рельеф дна океанов.

(практикум)

Фронтальная-вы-явление особеннос тей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана.

Индивидуальная-определять по кар-там глубины отде льных частей океа-нов.

Называть и пока зывать на картах основные фор-мы рельефа дна океанов; объяс-нять образова-ние срединно-океанических хребтов, глубоко водных желобов

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников

Регулятивные-закрепле-ние навыков практичес-кой работы картой.

Познавательные-пере-дают содержание в сжа-том (развёрнутом) виде.

Коммуникативные-уметь принимать точку зрения другого ученика


7.05

7.05

33

Человек и земная кора.

Земная кора.

(контрольная работа)

Групповая-описа-ние по иллюстраци ям способов добы-чи полезных иско-паемых.

Индивидуальная-поиск дополнитель ной информации о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйст ве.

Называть и пока зывать на карте месторождения полезных ископа емых; описывать нарушения, воз никающие в зем ной коре под влиянием хозяй ственной деяте льности челове-ка.

Выражают положи-тельное отношение к процессу позна-ния; адекватно оце нивают свою учеб-ную деятельность; применяют прави-ла делового сотруд ничества

Регулятивные-развитие воображения, сообрази-тельности.

Познавательные-работа с различными источника ми информации.

Коммуникативные-пла-нировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Контроль-ная работа №3 «Зем-ная кора»

14.05

14.05

34

Итоговая конт-рольная работа

Обобщение знаний по разделу.

Выявление степе ни изученности материала по те ме, обобщение и закрепление знаний по теме.

Дают адекватную оценку своей учеб-ной деятельности; осознают границы собственного зна-ния и незнания.

Регулятивные-работа с итоговыми вопросами и заданиями.

Познавательные-прове рка навыков учащихся контрольной работы с картой.

Коммуникативные-офо рмляют мысли в устной и письменной речи.

Контроль-ная работа №4 Итого-вая.

21.05

21.05

35

Земная кора.

(закрепление знаний)

Обсуждение проблемы воздейс твия хозяйственной деятельности лю-дей на земную кору.

Выявление степе ни изученности материала по те ме, обобщение и закрепление знаний по теме.

Воспитание взаимо уважения между учениками и уме-ния слушать ответы одноклассников.

Регулятивные-работа с итоговыми вопросами и заданиями.

Познавательные-прове рка навыков учащихся работы с картой.

Коммуникативные-офо рмляют мысли в устной и письменной речи.


28.05

28.05













Контрольно-измерительные материалы.

Практическая работа №1 «Как люди открывали Землю» 2.10.14

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме «Как люди открывали Землю».

Оборудование: атлас, контурная карта, карандаши, ручка.

Ход работы.

    1. Подпиши вдоль соответствующих стрелок маршруты великих путешественников и первооткрывателей. Впишите их имена в легенду карты.

    2. Подпишите на карте географические объекты (материки, острова, океаны, моря), через которые прошли маршруты великих путешественников.

    3. Подпишите вдоль соответствующих стрелок маршруты русских путешественников и первооткрывателей. Впишите их имена в легенду карты.

    4. С помощью дополнительных источников информации выясните и нанесите на карту маршруты путешествий других русских первооткрывателей.



Тестовая работа №1 «Накопление знаний о Земле». 9.10.14

В-1.

  1. Укажите, какое верное утверждение о познании Земли в древности верно. а)Накопление в древности географических знаний не способствовало совершению новых географических открытий.

б)Первые географические знания появились у людей только около 1 тысячи лет назад. в)С развитием мореплавания и торговли накапливались сведения о торговле и народах, населяющих Европу, Азию, Африку. г)Учёные Древней Греции и Древнего Рима не внесли большого вклада в познание Земли и развитие географии.

  1. Кто из учёных считается автором самой древней из дошедших до нас географических карт? а)Аристотель; б)Эрастофен; в)Геродот; г)Птолемей.

  2. Кого из мореплавателей считают первооткрывателем Америки? а)Х.Колумб; б)Васко да Гама; в)Ф.Магеллан; г)А.Веспуччи.

  3. Выберите правильный вариант ответа. Главным результатом экспедиции Васко да Гама стало: а)подтверждение шарообразности Земли; б)исследование берегов Южной Америки; в)открытие пролива, соединяющего Тихий и Атлантический океаны; г)исследование берегов Африки.

  4. Дж.Кук внёс большой вклад в исследование берегов: а)Африки; б)Южной Америки; в)Северной Азии; г)Австралии.

  5. Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие? а)В.Беринг и А.Чириков; б)Ф.Попов и С.Дежнёв; в)И.Крузенштерн и Ю.Лисянский; г)Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.

  6. Расположите материки в порядке очерёдности их открытия европейцами. а)Австралия; б)Антарктида; в)Африка; г)Южная и Северная Америка

  7. Верны ли следующие утверждения? А)В эпоху Великих географических открытий главную роль в познании Земли играли мореплаватели, а не учёные-географы.

Б) К началу 21 века географическая наука получила исчерпывающие ответы на все вопросы, интересующие учёных. 1)верно только А; 2)верно только Б; 3)оба верны; 4)оба неверны.

  1. Используя карты, приведите примеры географических объектов, названных в честь знаменитых мореплавателей.

  2. Перечислите материки, которые были известны к началу эпохи Великих географических открытий.


В-2.

    1. Укажите, какое из утверждений о развитии географии в эпоху Средневековья верно. а)В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин первым из европейцев подробно описал природу и население Индии. б)Очень ценные географические сведения о странах Азии содержала «Книга о раз-нообразии мира» купца и путешественника Марко Поло. в)Арабский путешественник Ибн Баттута не оставил описаний своих путешествий.

    2. Выберите правильный вариант ответа. Эпоха Великих географических открытий началась: а)в конце 10-начале 11 века; б)в конце 14-начале 15 века; в)в конце 15-середине 17 века; г)в конце 18-начале 19 века.

    3. Верны ли следующие утверждения о значении первого в истории человечества кругосветного путешествия? А)В результате путешествия было установлено наличие Тихого океана и единство всего Мирового океана. Б)Путешествие стало важным аргументом в доказательстве шарообразности Земли. 1)Верно только А; 2)Верно только Б; 3)Оба верны; 4)Оба неверны.

    4. Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии? а)А.Тасман; б)Васко да Гама; в)В.Баренц; г)Ф.Беллинсгаузен.

    5. Кто из путешественников открыл Антарктиду? а)Р.Скотт и Р.Пири; б)Ю.Лисянский и И.Крузенштерн; в)Ф.Попов и С.Дежнёв; г)Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.

    6. Описания природы и населения какой страны содержатся в книге русского купца А.Никитина «Хождение за три моря»? а)Китая; б)Египта; в)Индии; г)Греции.

    7. По какому из перечисленных морей не путешествовал А.Никитин? а)Чёрное; б)Аравийское; в)Средиземное; г)Каспийское.

    8. Расположите экспедиции в следующей последовательности: от совершённых в более раннее время до совершённых позднее. а)путешествие Ф.Магеллана; б)путешествия Марко Поло; в)экспедиции Х.Колумба; г)экспедиции Дж.Кука.

    9. Используя карты, приведите примеры географических объектов, названных в честь знаменитых мореплавателей.

    10. Как вы думаете, что стало причиной начала эпохи Великих географических открытий?



Ключи: В-1.

1)в; 2)б; 3)а; 4)в; 5)г; 6)в; 7)в,г,а,б; 8)3;

В-2. 1)а,б; 2)в; 3)3; 4)а; 5)г; 6)в; 7)в; 8)2,3,1,4.

Контрольная работа №1 «Земля во Вселенной». 4.12.14

В-1.

  1. Выберите правильный вариант ответа. Каждая галактика состоит из: а)сотен звёзд; б)тысяч звёзд; в)миллионов звёзд; г)миллиардов звёзд

  2. Выберите правильный вариант ответа. Земля расположена в галактике: а)Большое Магелланово Облако; б)Млечный Путь; в)туманность Андромеды; г)Водоворот.

  3. Какой по счёту планетой от Солнца является Земля? а)четвёртой; б)шестой; в)третьей; г)второй.

  4. Каково главное следствие вращения Земли вокруг своей оси? а)смена времён года; б)смена дня и ночи; в)неодинаковая продолжительность дня и ночи; г)наклон земной оси к плоскости орбиты.

  5. Какова величина угла наклона земной оси к плоскости орбиты Земли? а)33,5*; б)66,5*; в)44,5*; г)23,5*.

  6. Какое утверждение о Земле как планете неверно? а)экваториальный радиус Земли больше полярного; б)длина экватора Земли около 40000км; в)у Земли один естественный спутник-Луна г)период обращения Земли вокруг Солнца составляет 24 часа.

  7. Закончите предложение. Вселенная – это ………………………………………………………………………………………….

  8. Перечислите космические тела, входящие в состав Солнечной системы. а)…………………; б)…………………….; в)…………………..; г)……………………….

  9. Напишите уникальные черты Земли как планеты.

  10. Как влияет Солнце на Землю? а)…………………………..; б)…………………………; в)…………………………..

  11. Какие из планет получают от Солнца больше тепла и света, чем Земля?

  12. Напишите отличительные признаки планет земной группы.

  13. Что такое географические полюса?

В-2.

    1. Выберите правильный вариант ответа. Если бы Земля вращалась вокруг своей оси быстрее, то продолжительность дня была бы: а)короче; б)длиннее; в)оставалась такой же.

    2. Между орбитами каких планет расположена орбита Земли? а)Меркурия и Венеры; б)Марса и Сатурна; в)Сатурна и Юпитера; г)Венеры и Марса

    3. Каково главное следствие вращения Земли вокруг Солнца? а)смена дня и ночи; б)смена времён года; в)приливы и отливы; г)неодинаковая продолжительность дня и ночи.

    4. Какое утверждение о движениях Земли верно? а)Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток; б)вращение Земли вокруг Солнца – причина смены дня и ночи; в)среднее расстояние от Земли до Солнца – 150тыс.км; г)полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за 360 суток.

    5. Какова длина земного экватора? а)около 10000км; б)около 30000км; в)около 40000км; г)около 20000км.

    6. Шарообразная форма Земли определяет: а)силу земного притяжения; б)смену дня и ночи; в)наличие приливов и отливов; г)разную величину угла падения солнечных лучей на поверхность.

    7. Закончите предложение. Солнечная система – это ………………………………………………………………………………………………..

    8. Напишите уникальные черты Земли как планеты.

    9. Как Солнце влияет на Землю? а)……………………….; б)………………………………; в)……………………….

    10. Какие из планет получают от Солнца меньше тепла и света, чем Земля?

    11. Перечислите космические тела, входящие в состав Солнечной системы. а)………………….; б)………………………..; в)………………………….; г)………………………………..

    12. Напишите отличительные признаки планет-гигантов.

    13. Что такое экватор?



Ключи: В-1. 1)г; 2)б; 3)в; 4)б; 5)б; 6)а; 7)весь существующий мир, бесконечен во времени и пространстве; 8)планеты,звёзды,спутники,метеориты,космическая пыль; 9) Присутствие жизни, атмосфера, гидросфера, земная кора, биосфера; 10) свет, тепло, магнитные бури, Солнце притягивает Землю и упорядочивает её движение; 11)Мерку-рий, Венера; 12)расположены ближе к Солнцу, состоят из твёрдого вещества, имеют небольшие размеры, медленно вращаются вокруг своей оси; 13)географические полюса –точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

В-2. 1)а; 2)г; 3)б; 4)а; 5)в; 6)а; 7)Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела; 8)Присутствие жизни, атмосфера, гидрос-фера, земная кора, биосфера; 9)свет, тепло, магнитные бури, Солнце притягивает Землю и упорядочивает её движение; 10)Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон 11) )планеты,звёзды, спутники, метеориты,космическая пыль; 12)находятся дальше от Солнца, состоят из газообразного вещества, имеют большие размеры, быстро вращаются вокруг своей оси; 13)экватор-воображаемая окружность на поверхности Земли,проведённая на равном расстоянии от Северного и Южного полюса.



Практическая работа №2 «Градусная сеть. Географические координаты». 12.02.15

Цель: научиться определять географические координаты точек.

Оборудование: атлас, контурная карта, ручка, рабочая тетрадь.

Ход работы:

  1. Определите, в каком полушарии расположена каждая из точек, обозначенных на карте буквами.

  2. Подпишите самый южный материк Земли.

  3. Какая из точек, обозначенных на карте буквами, расположена севернее остальных.

  4. Выделите на карте цветными карандашами: а)экватор; б)начальный меридиан; в)в Северном полушарии – параллель 60*; г)в Западном полушарии – меридиан 50*.

  5. Подпиши материки, которые пересекают выдеоенные линии градусной сети.

  6. Перечислите основные (а) и промежуточные (б) стороны горизонта. а)………………………………………..; б)……………………………..

  7. Закончите предложение. Азимут – это …………………………………………………………………………………………………………………..

  8. Установите соответствие между направлениями на стороны горизонта и величинами азимута. 1)юг а)90* 2)восток б)180* 3)запад в)270* 4)север г)0*

  9. Какая сторона горизонта соответствует азимуту 135*? Назовите сторону горизонта, противоположную этому направлению.

Контрольная работа №2 «Геогрфические модели Земли». 26.02.15

Вариант 1.

  1. Площадь поверхности Земли: а) 510млн.км2; б) 602млн.км2; в) 40тыс.км2.

  2. Расстояние от центра Земли до экватора: а) 6738км; б) 6378км; в)6873км.

  3. Уменьшенным изображением поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи условных знаковназывают: а) глобус; б)географическая карта; в) план местности.

  4. Линии,условно проведённые на поверхности Земли,соединяющие Северный и Южный полюса: а) экватор; б) меридиан; в) параллель.

  5. Это угол,образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана,проходящего через данную точку: а) долгота; б) широта; в) азимут.

  6. Зная широту точек,определите,какая расположена: 1) дальше всего от экватора а) 35 с.ш. 2) ближе других к экватору б) 10 с.ш. 3) самая северная точка в) 12 ю.ш. 4) самая ближняя к экватору в Южном полушарии г) 37 ю.ш.

  7. Установите соответствие: 1) 29 с.ш.89 з.д. а) оз.Чад 0 б) г.Эверест 2) 14 с.ш.13в.д. в)устьер.Миссисипи.

  8. Из двух морей более глубокое: а) Чёрное; б) Балтийское.

  9. Из двух равнин самая низменная: а) Русская равнина; б) Западно-Сибирская равнина.

  10. Запишите координаты: 1) о.Тасмания (…………….) 2) влк.Килауэа (……………….) 3)Маркизские о-ва (………………..) 4) м.Барроу (………………….)

Вариант 2.



  1. Окружность Земли: а) 50тыс.км; б) 40тыс.км; в) 30тыс. км.

  2. Расстояние от центра Земли до полюсов: а) 6653км; б) 6539км; в) 6356км.

  3. Линия пересечения земного шара плоскостью,проходящей через центр Земли,перпендикулярно оси её вращения,это: а) экватор; б) меридиан; в) параллель.

  4. Поперечные линии,условно проведённые по поверхности Земли параллельно экватору:

а) экватор; б) меридиан; в) параллель.

  1. Это угол,между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке: а) долгота; б) широта; в) азимут.

  2. Зная широту точек,определите,какая расположена: 1)дальше всего от экватора а) 1 ю.ш. 2)ближе других к экватору б)54 с.ш. 3)самая северная точка в)42 ю.ш. 4)самая ближняя к экватору в Северном полушарии г)12 с.ш.

  3. Установите соответствие: 1)2 ю.ш.78 з.д. а)г.Кейптаун; 0 б)пик Коммунизма; 2)32 ю.ш.19 в.д. в)влн.Котопахи.

  4. Из двух морей более мелкое: а)Средиземное; б)Балтийское.

  5. Из двух гор самая высокая: а)Тибет; б)Кавказ.

  6. Запишите координаты: 1)влк.Фидзияма (………………..) 2)м.Челюскин (………………….) 3)о.Шри-Ланка (…………………..) 4)г.Лима (………………………)

Практическая работа №3 «Горные породы и минералы». 19.03.15

Цель: учиться давать описание горным породам и минералам.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, рабочая тетрадь, ручка.

Ход работы:

Карточка 1.

  1. Выпишите: 1)магматические горные породы; 2)осадочные горные породы; 3)метаморфические горные породы: гранит, песчаник, кварцит, мрамор, известняк, пемза, гипс, поваренная соль.

  2. Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из: а)известняка - ……………………….., б)песчаника - …………………….

Карточка 2.

  1. На какие два основные типа по происхождению делятся горные породы?

  2. Приведите примеры органических осадочных горных пород.

  3. Соедини и запиши правильные варианты ответов: 1)торф а)магматическая глубинная

2)поваренная соль б)метаморфическая; 3)пемза в)осадочная обломочная; 4)песок г)магматическая излившаяся; 5)гранит д)осадочная химическая; 6)мрамор е)осадочная органическая.

Карточка 3.

  1. Назовите типы магматических горных пород. В чём их отличия?

  2. Каково происхождение осадочных горных пород?

  3. Даны: мел,известняк, торф, гранит, мрамор, кварцит. Определите, к каким типам горных пород они относятся?

Карточка 4.

  1. В чём отличия магматических и осадочных горных пород?

  2. Приведите примеры метаморфических преобразований горных пород.

  3. Распределите данные минералы по шкале твёрдости: кварц, гипс, алмаз,слюда.

Контрольная работа №3 «Земная кора». 14.05.15

В-1.

  1. Верхний твёрдый слой Земли: а)ядро; б)мантия; в)земная кора.

  2. К обломочным горным породам относятся: а)гравий; б)гравий и песок; в)гравий, песок и известняк.

  3. Если магма достигла поверхности земной коры, излилась на неё и застыла, то образуется: а)базальт; б)гранит.

  4. Земной коре свойственны движения: а)вертикальные; б)горизонтальные; в)вертикальные и горизонтальные

  5. Дополните. Горы Кордильеры расположены……………………. Высшая точка -……………………….. Она имеет высоту…………м.

  6. Дополните. Впадина озера Байкал по происхождению…………….

  7. Дополните. Огнедышащая гора -………………………….

  8. Дополните. Место, где возник подземный удар, называется……………………

  9. Дополните. Породы, из которых в основном состоит литосфера, -………………..

  10. Самую высокую температуру имеет: а)земная кора; б)мантия; в)ядро.

  11. Прибор, регистрирующий землетрясения, называется: а)эхолот; б)сейсмограф; в)литограф.

  12. Максимальное колебание земной коры при землетрясении соответствует силе: а)9 баллов; б)10 баллов; в)12 баллов.

  13. Часть вулкана, по которой поднимается магма, называется: а)жерло; б)кратер; в)конус.

  14. Самые высокие горы на Земле – это: а)Уральские; б)Гималаи; в)Анды.

  15. Высочайшая гора суши – это: а)Эверест; б)Эльбрус; в)Этна.

  16. Изучение дна океанов осуществляется с помощью: а)эхолота; б)сейсмографа; в)барометра.

  17. Плоскогорье – это вид: а)гор; б)равнин; в)и равнин, и гор.

  18. Горст образуется: а)по линии разлома, когда участки земной коры поднимаются; б)по линии разлома, когда участки земной коры опускаются; в)при смятии в складки.

  19. Плоской равниной является: а)Западно-Сибирская; б)Восточно-Европейская; в)Среднесибирское плоскогорье.

В-2.

  1. Внутренний слой Земли составляет: а)литосфера; б)мантия; в)ядро.

  2. К горным породам осадочного происхождения относятся: а)песок; б)песок и гравий; в)песок, гравий и гранит.

  3. Мрамор и кварцит относятся к горным породам: а)осадочным; б)метаморфическим; в)магматическим.

  4. Если магма застыла в земной коре на некоторой глубине, то образуется горная порода: а)гранит; б)базальт.

  5. К районам распространения гейзеров относятся: а)остров Исландия; б)полуостров Чукотка; в)полуостров Аравийский.

  6. Дополните. Горы Анды расположены на материке……………… Высшая точка – гора……………… Она имеет высоту……..м. Её координаты………………

  7. Дополните. Природный, периодически фонтанирующий горячий источник - ……

  8. Дополните. Подземные удары и колебания земной поверхности называется………

  9. Дополните. Отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана, называется……………..

  10. Место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение горных пород, называется: а)эпицентр; б)землетрясение; в)очаг.

  11. Вулкан состоит из : а)кратера; б)кратера и мантии; в)кратера, жерла и конуса.

  12. Из конуса вулкана изливается на поверхность: а)лава; б)магма; в)мантия.

  13. Неровности поверхности Земли называются: а)рельеф; б)вулканы; в)горы.

  14. На какие группы горы делятся по высоте: а)низкие; б)плоские; в)высокие; г)средние.

  15. Высшая вершина России – гора: а)Народная; б)Эльбрус; в)Победа.

  16. Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту: а)более 200м; б)более 500м; в)более 1000м.

  17. По высоте над уровнем моря равнины делятся на: а)низменности и возвышенности; б)низменности,возвышенности и плоскогорья в)низменности,плоскогорья и нагорья.

  18. Определите по описанию горы. Они расположены вдоль по 60 градусу в.д., вытя-нуты с севера на юг,являются условной границей между Европой и Азией.





Ключи к контрольной работе «Земная кора».

В-1.

1)в; 2)б; 3)а; 4)в; 5)на западе Северной Америки; гора Мак- Кинли; 6194м; 6)грабен; 7)вулкан; 8)очаг; 9)магматические 10)в; 11)б; 12)в; 13)а; 14)б; 15)б; 16)а; 17)б; 18)а; 19)а.



В-2.

1)б,в; 2)б; 3)б; 4)а; 5)а,б; 6)Южная Америка; гора Аконкагуа; 6960м; 33 градуса ю.ш.,70 градусов з.д.; 7)гейзер; 8)землетрясение; 9)кратер; 10)в; 11)в; 12)а; 13)а; 14)а, в, г; 15)б; 16)а; 17)б; 18)Урал.



Итоговая контрольная работа №4. 21.05.15

1 вариант.

Часть А.

1.Как переводится слово «география » с греческого ? а)Описание Земли б) Природоведение в)Земля г)Вселенная 2. Какой европеец в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай? а)Васко да Гама б) Христофор Колумб в)Фернан Магеллан 3.Какой материк был открыт последним? а) Африка б) Северная Америка в) Австралия г) Антарктида 4. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? а) за сутки б) за месяц в) за один год г) за один час 5. Укажите , между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля? а) между Сатурном и Ураном б) Между Марсом и Венерой в) между Меркурием и Венерой г) между Ураном и Плутоном 6. Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется: а) зенитом б) экватором в) тропиком 7. Как называется изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде при помощи условных знаков? а) план местности б) карта в) масштаб г) глобус 8.Моделью Земли является: а)глобус; б)карта; в)план; г)атлас. 9.Географическая широта – это расстояние от: а)экватор; б)северного полюса; в)начального меридиана; г)Москвы. 10.День 21 марта в северном полушарии называют днём: а)летнего солнцестояния; б)весеннего равноденствия; в)осеннего равноденствия; г)зимнего солнцестояния. 11.Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а)1:2500; б)1:25000; в)1:250000; г)1:25000000 12. Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 градусов? а) северу б) востоку в) западу г) югу 13.Если встать лицом к северу ,то в какой стороне от вас будет находиться запад? а)справа б) слева в) сзади г) впереди 14.Определите координаты г.Москва. 15.Определите и напишите географический объект, координаты которого 55*с.ш.,160*в.д. 16.Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются: а)метаморфическими; б)осадочными; в)магматическими; г)органическими 17.Горы на карте обозначаются цветом: а)голубым; б)жёлтым; в)зелёным; г)коричневым

Часть В.

1.Установи соответствие между горными породами и их происхождением соединив их при помощи стрелок: 1)Магматические А) известняк 2)Осадочные Б) гранит 3)Метаморфические В) мрамор 2. В каком примере правильно указана последовательность образования продуктов извержения вулкана? а) Лава------очаг магмы ---------магма----------пепел б)Очаг магмы ---------лава-------пепел--------магма в)Очаг магмы -----магма---------пепел-------------лава г) Пепел---------очаг магмы-------лава---------магма 3.Какие две основные формы рельефа выделяют на дне океанов и суши? а) холмы и котловины б) горы и равнины в) холмы и горы г) равнины и котловины 4.Назовите равнину расположенную между Уральскими горами на западе и Среднесибирском плоскогорьем на востоке ______________________________________________________________________



2 вариант.

Часть А.

1.Что означает греческое слово «ГЕО» ? а) Луна б) Природа в)Земля г)Солнце 2. Укажите имя путешественника ,открывшего Новый Свет? а)Васко да Гама б) Христофор Колумб в)Фернан Магеллан 3.Какой материк открыли русские мореплаватели Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев? а) Африка б) Северная Америка в) Австралия г) Антарктида 4. За какой период времени Земля совершает полный оборот , двигаясь по своей орбите? а) за 24 часа б) за 365и дней в) за месяц г) за сезон 5. Укажите, на каком месте от Солнца находится Земля? а) на 3 б) на 2 в)на 5 г) на 4 6.Следствием осевого движения Земли является: а)Смена времен года б)Смена дня и ночи 7.Угол наклона земной оси составляет: а)0*; б)33,5*; в)66,5*; г)90*. 8.Географическая долгота – это расстояние от: а)нулевого меридиана; б)начального меридиана; в)верны все варианты. 9.День 22 июня в северном полушарии называют днём: а)летнего солнцестояния; б)весеннего равноденствия; в)осеннего равноденствия; г)зимнего солнцестояния. 10.На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6м.» Ему соответствует численный масштаб: а) 1:6; б) 1:60; в) 1:600; г) 1:6000. 11. Как называется угол между направлением на север и направлением на какой – либо предмет? а) компас б) горизонт в) масштаб г) азимут 12. Какой стороне горизонта соответствует азимут 180 градусов? а) северу б) востоку в) западу г) югу 13. Какими становятся все параллели при удалении от экватора? а)короче б )длиннее в) их длина не изменяется г) сначала их длина уменьшается ,а затем увеличивается 14.Определите координаты г.Санкт-Петербурга. 15.Определите и запишите географический объект, координаты которого 3*ю.ш. 38*в.д. 16.Горные породы, образованные в результате остывания мантии называется: а)метаморфическими; б)осадочными; в)магматическими; г)органическими. 17.Равнины на карте обозначаются цветом: а)голубым; б)жёлтым; в)зелёным; г)коричневым.

Часть В.

1.Установи соответствие между горными породами и их происхождением соединив их при помощи стрелок: 1)Магматические А)каменный уголь 2)Осадочные Б)базальт 3)Метаморфические В) мрамор 2. Из чего состоит вулкан? а)кратера б) из кратера и мантии в) из кратера ,жерла и конуса г) Из магмы и лавы 3.Какие две основные формы рельефа выделяют на дне океанов и суши? а) холмы и котловины б) горы и равнины в) холмы и горы г) равнины и котловины 4. О какой равнине идет речь?

Занимает огромную площадь в европейской части Евразии, имеет абсолютную высоту до 200 метров, на ее территории расположены возвышенности Валдайская и Среднерусская?

Ключи к итоговой контрольной работе.

В-1. Часть А.

1)а; 2)а; 3)г; 4)а; 5)б 6)а 7)а 8)а 9)а 10)б 11)а 12)б 13)б 14) г.Москва 56*с.ш.38*в.д. 15) г.Москва 56*с.ш.38*в.д. 16)б 17)г

Часть В.

1)1-б, 2-а, 3-в; 2)в; 3)б; 4)Западно Сибирская равнина.



В-2

Часть А.

1)в 2)б 3)г 4)б 5)а 6)б 7)в 8)в 9)а 10)в 11)г 12)г 13)а 14) Санкт-Петербург 59*с.ш.31*в.д. 15).влк.Килиманджаро 16)в 17)в Часть В.

1)1-Б, 2-А, 3-В 2)в 3)б 4)Восточно-Европейская равнина.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

п/п

Наименование

Инвентарный номер

количество

Печатные пособия

1

Комплект таблиц по охране природы


1шт

2

Учебная карта «Физическая карта полушарий»




1

3

Учебная карта «Важнейшие географические открытия и колони-альные захваты 15-17 веков»


1

4

Учебная карта «Карта мира»(физическая и политическая).


1

5

Учебная карта «Государства Европы»


1

6

Учебная карта «Зоогеографическая карта мира»


1

7

Учебная карта «План местности и условные знаки»


1

технические средства обучения (средства ИКТ)

8

МФУ НР LJM 1120 MFP


1

9

Проектор М/М Erson EB582


1

10

Экран


1

11

Компьютер в сборе 17 ASER


1

12

Колонки Genius


1

учебно-практическое оборудование

13

Комплект классных инструментов


1

14

Глобусы


6

15

Компасы


9

16

Теллурий


1


демонстрационные пособия

17

Коллекция горных пород и минералов


4 компл.

18

Гербарии важнейших культурных растений


1 компл.

цифровые образовательные ресурсы

14

CD Интер география 5-9


1

15

CD география 5-9


1

16

CD география 10-11


1



Литература:

Для учителя:

1.Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В.Курчина- М.: Дрофа, 2014 г.;


2.Петрова Н.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. М. «Дрофа» 2000

3.Дронов В.П., Савельева Л.Е. учебник «География.Землеведение.» Москва. Дрофа. 2014

4.Дронов В.П., Савельева Л.Е. методическое пособие к учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География. Землеведение.» Москва. Дрофа. 2013.

5.Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. «География. Землеведение.» Москва. Дрофа. 2014.

6. Астапенко М.П.,Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края». Ростов-на-Дону. Изд.Баро Пресс. 2009.

Для учащихся:


1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Учебник «География. Землеведение». Москва. Дрофа. 2014. 2.География. Атлас. Контурные карты. 5 класс. Москва.Дрофа. 2014. 3. Дронов В.П., Савельева Л.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «География. Землеведение». Москва. Дрофа. 2014.



Рабочая программа по географии 5 класс
  • География
Описание:

Моя программа содержит:

Пояснительная записка.

                    Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.

 

Географическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Целью изучения курса географии

в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятель ности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

          Курс занимает начальное место в системе школьной географии. Именно этот курс начинает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.                                                                                                                    

Автор Астанина Татьяна Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 4483
Номер материала 43667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓