Главная / География / Рабочая программа по географии 10-11 классы

Рабочая программа по географии 10-11 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области



«Рассмотрено»

Руководитель цикловой комиссии учителей естественно-обществоведческого направления

_________ Дроботова Н.С.

Протокол № ___

от «__» _____________ 2014 г.


«Согласована»

Заместитель директора по УВР МОУ « Нижнепенская»

____________ Грунёва З.В.


«__» ____________ 2014 г.


«Утверждена»

Директор МОУ «Нижнепенская СОШ »

____________Е.Ю. Матвеенко

Приказ № ___

От «__» __________ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

10-11 классы




Составила учитель географии и биологии

Жильцова Светлана Михайловна














2014

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии составлена на основе авторской программы В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень».

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности это:

- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выяснение критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

На уроках используется лекционно-семинарская система обучения, которая имеет ряд существенных преимуществ преподавания в старших классах - это осознанность школьниками процесса учения, возможность активного включения в него, планирование ими своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения, подготовка старшеклассников к обучению в ВУЗах и СУЗах.

Формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; географические диктанты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; карточки, практика, контурные карты, проекты, презентации.

В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 69 учебных часов 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11классе (авторской программы рассчитана на 70 часов, 35 ч в 10 и 35 ч в 11 классах). Основная форма работы – классно-урочная. На каждом уроке запланирована работа по подготовке к ЕГЭ.

В календарно-тематическом планировании рабочей программы внесены изменения.

Тема


Авторская программа

Рабочая программа (кол-во часов)

Введение

1

1

Современная политическая карта мира

4

4

Природа и человек в современном мире

6

6

Население мира

6

6

НТР и мировое хозяйство

7

6

География мирового хозяйства

8

8

Россия в современном мире

3

3

Итоговый контроль

0

1

Итого за 10 класс

35

35

Зарубежная Европа

6

6

Зарубежная Азия и Австралия

10

9

Африка

4

4

Северная Америка

6

5

Латинская Америка

4

4

Глобальные проблемы человечества

5

5

Итоговый контроль за курс

0

1

Итого за 11 класс

35

34


В рабочую программу изменения внесены с целью изучения регионов и зарубежных стран мира полностью в 11 классе. Это позволит сформировать у учащихся целостную картину мира.Тема «НТР и мировое хозяйство» сокращена на 1 час, с целью выделения 1 часа для итогового контроля.

В 11 классе на 1 час сокращены темы «Зарубежная Азия и Австралия» и «Северная Америка», так как в соответствии с учебным планом школы в 11 часов 34 часа в год, а не 35, как в авторской программе. Также один час выделен для проведения итогового урока за курс 11 класса.

УМК включает учебник для 10 класса Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира», Рабочая тетрадь по географии (Сиротин В.И).

Атлас « Экономическая и социальная география мира» 10 класс.



Требования к уровню подготовки учащихся,

освоивших программу 10-11 класса

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

-основные географические понятия и термины; традиционные и современные методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых

и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




Наименование

раздела и тем

Часы

учебного времени

Примечание

Сроки

проведения

План

факт


1.

Введение

География как наука. Структура учебника.

1








2.


Часть I. Общая характеристика мира

Тема1.Современная политическая карта мира

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.

Тестирование Вводный контроль

Трен.пр. раб №1 «По политической карте определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей».Анализ статистических материалов.

30

4




Подготовка к ЕГЭ

Определение географических координат

Определение расстояний на карте



3.


Влияние международных отношений на политическую карту мира





4.


Государственный строй стран мира. Основные формы административно-территориального устройства

Обучающая пр. р. №2 № «Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».


Подготовка к ЕГЭ Анализ топографической карты




5.


Понятие о политической географии и геополитике. Политико- географическое положение

Итоговая пр. р. №3 «Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать современную политическую карту мира»

-географию «горячих точек» на современной политической карте; географию самопровозглашенных государств на этой карте.


Подготовка к ЕГЭ


Построение профиля рельефа по карте



6.




Тема 2. Природа и человек в современном мире

Проблемы взаимодействия общества и природы.

Тестирование по теме «Современная политическая карта мира».

6



Подготовка к ЕГЭ

Форма и размеры Земли




7.

Природные ресурсы Земли, их виды. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы.

Итоговая пр. р. №4 «Оценка ресурсообеспеченности стран мира».Составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природны ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных стран ;рассчитать на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд».


Подготовка к ЕГЭ. Положение Солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний



8.


Земельные ресурсы. Процессы опустынивания

Обуч. пр. р. №5 «Оценка земельных ресурс процесса опустынивания»сравнить обеспеченность стран пахотным угодьями; рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской,Калахари, Гоби, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.


Подготовка к ЕГЭ. Решение задач об особенностях Земли как планеты Солнечной системы



9.

Водные и биологические ресурсы

Тренировочная пр. р. №6 «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока»


Подготовка к ЕГЭ. Решение задач об особенностях Земли как планеты Солнечной систем



10.

Ресурсы Мирового океана и другие природные ресурсы Земли

Обучающая практическая работа №7 «Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана»


Причины возникновения негативных изменений в окружающей среде

Основные источники и виды загрязнения окружающей среды



11.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Трен. пр.р: №8: « Используя различные источники информации, привести по несколько примеров: положительного и отрицательного воздействия антропогенного вмешательства.



Практикум по воспроизведению знаний о размещении природных ресурсов, сравнение обеспеченности природными ресурсами




12.

Раздел. Население мира

Рост численности населения. Воспроизводство населения.

Обуч. пр. раб. №9 Обработка данных численности населения стран мира: линейная диаграмма численности населения; круговая диаграмма «Доля крупных регионов мира в населении Земли»; обозначить на карте шесть стран, на которые приходится50% населения



Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о численности, воспроизводстве населения и его географических особенностях



13.

Демографическая политика. Качество жизни населения

Тренировочная пр. р. №10: «Начертить схему демографического перехода, нанеся на нее линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности».


Разбор заданий ЕГЭ о географических особенностях полового и возрастного состава населения



14.


Состав населения

Итоговая пр. р. №11: « Используя данные переписи населения 2010 года составить возрастно-половую пирамиду Росси


Разбор заданий ЕГЭ об этническом составе населения



15.

Размещение населения. Миграции


Разбор заданий ЕГ о миграциях населения



16.


Современный город и его функции. Сельское население. Население и окружающая среда.


Разбор заданий ЕГЭ анализ демографических ситуаций



17.


Геодемография и геоурбанистика.

Итоговая пр. р. №12 «Обработка данных по теме «Население мира» и построение картосхем и картодиаграмм: построить картосхему стран с различной плотность населения; построить картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира.






18.


Тема 4. Научно-техническая революция

Научно-техническая революция.

Тестирование по теме «Население мира»

Обучающая пр. р № 13 «Составить систематизирующую схему «Главные направления в развитии в эпоху НТР»

6


Разбор заданий ЕГЭ об основных этапах формирования мирового хозяйства и его основных центрах



19.


Понятие о мировом хозяйстве. Мировая интеграция. Понятие о глобализации движущих сил.

Итоговая пр. р. №14 Характеристика отраслей международной специализации и интеграционные группировки; составить таблицу «Отрасли специализации стран»;нанести на к/к главные региональные группировки страны – члены ОПЕК.


Разбор заданий ЕГЭ по анализу отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства



20.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Влияние НТР на мировую структуру хозяйства


Разбор заданий ЕГЭ по анализу специализаций отельных территорий



21.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Страны БРИКС как новая политико-экономическая группировка. Тренировочная пр. р. №15 « Обозначение на к/к 10 главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте».


Разбор заданий ЕГЭ по определению экономико- географических процессов и явлений



22.


Территориальная структура хозяйства.

Тренировочная пр. р. №16 « Составление картосхемы « Территориальная структура хозяйства развивающихся стран», подготовка доклада на тему «Проблема гастарбайтеров в России и устного сообщения «Инноград Сколково».


Разбор заданий ЕГЭ об основных типах отраслевой структуры хозяйства



23.


Факторы размещения производственных сил.

Итоговая пр. р. №17 « Характеристика воздействия отдельных факторов на размещение производства»


Разбор заданий ЕГЭ о размещении ТЭК




24.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Обуч. пр. р. №18 « Построить картодиаграмму 20 стран-лидеров в мировом промышленном произв-ве.Анализ и выводы.

8




Разбор заданий ЕГЭ горнодобывающей, черной и цветной металлургии



25.


Топливно -энергетическая промышленность



Разбор заданий ЕГЭ о размещении ТЭК



26.


Горнодобывающая промышленность и металлургия





27

Машиностроение и химическая промышленность

Обучающая пр. р. №19 «Составить систематизирую таблицу «Группировки стран по уровню развития машиностроения»





28.


Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Мировая текстильная промышленность. Промышленность и окружающая среда


Разбор заданий об основных чертах географии мировой торговли



29.


Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль мирового хозяйства Трен. пр. р. №20 «Составить систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства».





30.


Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.Обучающая пр. р. №21 «Составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду»Зачет по номенклатуре №3 по теме «География отраслей мирового хозяйства


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об основных чертах географии мировой торговли и туризма



31.

Всемирные экономические отношения.

Итоговая пр. раб. №22 Формы всемирных международных отношений. Нанести первые 10 стран по объему внешней торговли; картосхема «Страны, занимающие 1-3места в мире по производству пром. и с/х продукции». Проект круизного маршрут по Индийскому океанам.


Практикум по воспроизведению знаний об основных направлениях международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира






32.


Часть II. «Региональная характеристика мира»

Тема 11 . Россия в современном мире

Место России в мировой политике, в населении мира, в мировом природно-ресурсном потенциале.

Тестирование по теме «НТР и мировое хозяйство»

Обуч. пр. р. № 23 «Доля России в мировых разведан. запасах нефти, природного газа, угля и железной руды»

3



Разбор заданий ЕГЭ о географическом положении и границах России, геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России



33.


Экономика России на мировом фоне.

Тестирование по теме «НТР и мировое хозяйство»

Обучающая пр. р. № 24 Определение роли России в мировом хозяйстве» построить круговую диаграмму «10стран-лидеров мирового хозяйства»составить таблицу «Доля отдельных отраслей промышленности России мировом промышленном производстве»; построить круговую диаграмму «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве.


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о климате, почвах, природных зонах, растительном и животном мире России




34.


Россия в международных экономических отношениях. Перспективы развития России до 2020 г.

Итоговая пр. р. № 25 Место России в международных экономических отношениях и перспективы развития.

вложения иностранного капитала в экономику России;

- оффшорные зоны, наиболее тесно связанные с российской экономикой;- проект развития страны «Стратегия 2020»;- проект подключения к газотранспортной системе России гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о населении России



35.


Обобщающее повторение курса географии 10 класса.

Тестирование за курс 10 класса

1

Тестирование по материалам ЕГЭ






п/п

Наименование

раздела и тем

Часы

учебного времени

Примечание

Сроки

проведения




План

Факт


1-2

Часть II. Региональная характеристика мира

Тема 6. Зарубежная Европа

Общая характеристика зарубежной Европы. Население зарубежной Европы.

28

6








3.


Зарубежная Европа. Вводный контроль

Работа над проектными заданиями.

-проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы и стран СНГ- проект проведения двухнедельных каникул, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного населения




Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Зарубежной Европы



4.


Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы

Обуч. пр. р. №1 «Картографическая и статистическая характеристика зарубежной Европы»; составить таблицу «Агломерации - миллионеры в зарубежной Европе»; нанести на к/к главные промышленные центры, с/х районы, транспортные магистрали и морские порты;оформить таблицу «Первые пять стран по производству отдельных видов пром. и с/х продукции;нарисовать ментальную карту стран зарубежной Европы; описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от ее истока до устья.



Сравнение стран по основным показателям социально-экономического развития.

Определение стран по их краткому описанию



5.


Федеративная республика Германия

Итоговая пр. р. №2 «Составление ЭГХ ФРГ»вписать все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ


Определение стран по их краткому описанию



6.


Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа»

Защита проектов

Тестирование по теме «Зарубежная Европа


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о наиболее крупных стран Зарубежной Европы



7-8


Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия

Общая характеристика зарубежной Азии

9





9

Зарубежная Азия. Работа над проектными заданиями

- составить план- проект экскурсии по Пекину;

- составить план-проект экскурсии по Японии


Разбор заданий ЕГЭ хозяйство Зарубежной Азии



10.


Зарубежная Азия .Трен.пр№3«Картографическая и статистическая характеристика зарубежной Азии» нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии с подразделением на субрегионы; обозначить на к/к страны сразличной формой правления и федеративным государственным строем; нанести на К\К страны, получившие независимость после второй мировой войны; показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Зарубежной Азии



11.

Китайская Народная Республика. Трен. пр.р.№4

«Характеристика промышленных центров и с/х районов Китая»; на к/к обозначить крупные промышленные центры Китая; нанести на к/ к главные районы возделывания пшеницы, риса, чая


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Китая



12.

Япония





13.

Индия. Итоговая пр. р. №5 «Составление картосхемы Индии, отражающей развитие промышленности, с/х районы и рисунок расселения Индии»





14.

Австралия





15.

Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия и Австралия»





16.


Тема 8. Африка

Общая характеристика Африки

4




17.

Общая характеристика Африки.Работа над проектными заданиями:проекты переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара; проекты строительства трансафриканских ж/д и автомобильных магистралей





18.


ЮАР. Итоговая пр. р. № 6 «Характеристика стран Африки» нанести на К\К страны Африки, получившие независимость после второй Мировой войны; провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми; на к/к нанести районы горнодобывающей промышленности и их специализацию;составить таблицу «Зональная специализация экспортных и потребительских с/х культур в Африке»; составить таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР. Определить черты сходства и различия.


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства ЮАР



19.


Обобщающее повторение по теме «Африка


Определение стран по их краткому описанию




20.

Тема 9. Северная Америка

Понятие «Северная Америка», Общая характеристика США

5





21.


США. Работа над проектами

- индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Северной Америки



22.

США. Итоговая пр. р. № 7 « Характеристика стран Северной Америки» рассчитать долю мегалополисов в площади и населении США;составить круговую диаграмму структуры ВВП США; составить круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и С\Х производстве по отдельным видам продукции»; рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, прир. газа и жел. руды; составить конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США»;составить конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США»; нанести на к/к наиболее крупные города, главные морские порты, трансконтинентальные ж/д магистрали, соединяющие США и Канаду


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства США



23.

Канада





24.


Итоговый урок по теме «Северная Америка»






25.


Тема 10. Латинская Америка

Общая характеристика Латинская Америка.

10




26.

Общая характеристика Латинская Америка

Тренировочная пр. р. №8 «Характеристика стран Латинской Америки»

- нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с подразделением на субрегионы; составить классификационную таблицу «Форма правления и административно-территориального устройства стран»; на к/к построить картодиаграмму «Доля индейцев во всем населении стран»;нанести на к/к главные страны специализирующиеся на производстве экспортных С\Х культур; нанести на к/к главные страны специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серебра, серы.







Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Бразилии



27.



Бразилия. Итоговая пр. р. № 9 «Выявить черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной»


Определение стран по их краткому описанию



28

Итоговый урок по теме «Латинская Америка»

Тестирование по теме «Латинская Америка






29.


Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества

Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификация

5

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о геологической истории Земли и литосфере



30.


Проблема сохранения мира на Земле и международного терроризма, экологическая проблема и пути их решения.

Обуч. пр. р. № 10 «Изучение особенностей проблемы сохранения мира на Земле и экологической проблемы »

- подготовить реферат на темы «На пути к безъядерному и безопасному миру»:составить схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду»


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о географической оболочке и гидросфере



31.


Энергетическая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения.

Обуч. пр .р. №11 «Изучение особенностей демографической проблемы и проблемы развития мирового хозяйства»

- нарисовать «демографический портрет» планеты в наши ни и в середине XXI века; составить схему понятия «Мировое хозяйство»


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об атмосфере, биосфере



32.

Преодоление отсталости развивающихся стран и другие глобальные проблемы. Трен. пр.р. №12 «Составить схему «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества»


Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о почве и природных комплексах





33.


Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Итоговая пр.р № 13 «Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества




Разбор заданий ЕГЭ по анализу взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах



34.

Итоговый урок за курс 11класса.

Тестирование за курс 11 класса


Тестирование по материалам ЕГЭ






Содержание программы


Введение (1 ч) позволяет сформировать представление у учащихся географии как науки, методах географических исследований, источниках географической информации. Особое внимание уделяется географической карте, значению Интернета, глобальных спутниковых систем информации, понятию о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Изучается также структура учебника, развиваются умения работать с учебником.

Часть I «Общая характеристика мира» (30 ч)

Первая тема «Современная политическая карта мира» (4 часа) рассматривает многообразие стран современного мира, типологию стран по различным признакам, этапы формирования политической карты. Вводится понятия «политическая география» и «геополитика»

При изучении данной темы проводится 3 практические работы: 1 тренировочная, 1 обучающая и 1 итоговая. Работы позволяют развивать умения работать с различными источниками информации и знакомят с различными формами получения информации. Они также способствуют формированию у учащихся общеучебных умений и навыков.

Вторая тема «Природа и человек в современном мире» (6 часов) позволяет раскрыть характер взаимодействия человечества и природы, рассматривает международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды», природные ресурсы Земли, природно-ресурсный потенциал разных территорий. Знакомит с основными типами природопользования, источники загрязнения окружающей среды, геоэкологией.

По данной теме проводится 1 итоговая, 2 обучающие и 2 тренировочные практические работы, которые предполагают виду деятельности различного характера, в том числе и работу с Интернет ресурсами.

Третья «Население мира» (6 часов) позволяет сформировать у учащихся знания о численности, воспроизводстве, размещении, структуре населения мира. Учащиеся знакомятся с демографической ситуацией в разных регионах и странах мира, спецификой городских и сельских поселений, характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

По данной теме выполняется 4 практических работы: 1 обучающая, 1 тренировочная и 2 итоговых, которая позволяют учащимся дать оценку особенностей уровня жизни населения в разных странах и регионах мира, определить изменения, характерные для населения в последние годы .

Четвертая тема « Научно-техническая революция и мировое хозяйство» (6 часов) дает понятие о НТР, мировом хозяйстве, международной экономической интеграции, глобализации. В ходе изучения темы учащиеся также знакомятся с моделями, отраслевой, территориальной структурой мирового хозяйства, факторами размещения производственных сил. По данной теме проводится 2 тренировочных, 1 обучающая и 2 итоговых практических работы. В ходе выполнения работ учащиеся работают различными источниками информации, составляют таблицы, схемы, составляют доклады, устные сообщения, что способствует формированию такой общеобразовательной компетенции, как переработка полученной информацию для создания нового продукта

Пятая тема «География мирового хозяйства» (8 часов) рассматривает географию важнейших отраслей мирового хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом. Учащиеся знакомятся с внешними экономическими связями стран мира. Проводится 5 практических работ: 3 обучающих 1 тренировочная и 1 итоговая работы, которые позволяют учащимся поближе познакомиться с особенностями современного развития мирового хозяйства и международной интеграцией. Учащиеся выполняют также проектные групповые задания по созданию высокоскоростных трасс, круизных маршрутов.

Часть II. Региональная характеристика мира (3 часа)

Тема 11 «Россия в современном мире» (3 ч) позволяет определить место России в современном мире, в международном географическом разделении труда, характеризует этапы преобразования экономики страны, раскрывает основные формы внешних экономических связей нашей страны, участие в международных организациях, в мировых проектах.

В данном разделе выполняются 1 обучающая и 2 итоговых практических работы, которые позволяют учащимся самостоятельно проанализировать и определить место России в современном мире, кроме того выполнить проекты по теме «Перспективы развития России».Один урок выделен для проведения итоговой работы (тестирования) за курс 10 класса.

Часть II «Региональная характеристика мира» (28 ч) позволяют сформировать у учащихся знания о многообразии и различии стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения, уровню развития, характеру размещения производства и природных ресурсов, а также деление регионов на субрегионы.

Учащиеся изучают географические регионы (Европу, Азию, Африку, Северную и Латинскую Америки, Австралии и Океанию) по следующему плану:

  • особенности географического положения, истории открытия и освоения;

  • природно-ресурсный потенциал;

  • население;

  • хозяйство;

  • проблем современного социально-экономического развития;

  • характеристика субрегионов и отдельных стран.

Выполняется 9 практических работ: 1 обучающая, 3 тренировочных и 5 итоговых, которые позволяют поближе познакомиться с регионами и со странами мира, сравнить особенности их развития. Работы способствуют овладению учащимися универсальными способами учебной деятельности.

В ходе изучения третьей части «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» (обобщение знаний) (5 часов) учащиеся закрепляют свои знания о странах мира в ходе рассмотрения глобальных проблем человечества, особенностей взаимодействия природы и цивилизации, ролью географии в решении глобальных проблем человечества

Выполняется 2 обучающих, 1 тренировочная и 1 итоговая практических работы, которые позволяют учащимся выявить, объяснить и оценить глобальные проблемы, а также высказать свое мнение о глобализации мира.


Формы и средства контроля в 10-11 классах

Используемые виды контроля: массовые, выборочные на уроке изучения и первичного закрепления знаний, и индивидуальный на уроках обобщения и закрепления знаний, уроках-зачетах.

Контрольно-измерительный материал соответствует структуре учебной программы по темам (первичный контроль), разделам и блокам (итоговый контроль).

Вводный контроль проводиться в форме тестирования), которое построено на материале, изучаемом в 9 классе.

Тематический контроль в 10 классе проводится по следующим разделам и блокам:

  • «Современная политическая карта мира»;

  • «Природа и человек в современном мире»;

  • «Население мира»;

  • «НТР и мировое хозяйство»;

  • защита проектов по теме «Россия в современном мире»

Итоговый контроль - тестирование за курс 10 класса

11класс:

  • «Зарубежная Европа»;

  • «Зарубежная Азия»;

  • «Африка»;

  • «Северная Америка»;

  • «Латинская Америка»;

Тематический контроль по теме «Глобальные проблемы человечества» проводится в форме выполнение итоговой практической работы «Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

Итоговый контроль - тестирование за курс 11 класса

Используемые формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; практика: контурные карты, интерактивная доска; компьютерные презентации, тренинг подготовки к ЕГЭ.

Одной из итоговых форм контроля является зачет по номенклатуре:

Природа и человек в современном мире: страны с высокой обеспеченность природными ресурсами; ведущие страны по добыче минеральных ресурсов.

Население мира: страны с численностью населения свыше 100 млн. чел.; страны с максимальным и минимальным естественным приростом; страны с преобладание мужского и женского населения; крупнейшие агломерации мира.

География мирового хозяйства: ведущие страны - производители всех отраслей промышленности, страны международного туризма основные интеграционные группировки.


Методы контроля: оперативный, рубежный (поэтапный), программированный, устный и письменный контроль, само-,взаимопроверки.


Перечень учебно-методических средств обучения для 10 -11 класса


Учебно - программные материалы:

В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»


Учебник: Экономическая и социальная география мира. Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Гладкий Ю.Н, Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. _М.: Дрофа, 2001.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн.- М.: Дрофа, 2006.

  3. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику Максаковского В.П., 1999

  4. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах /сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель,2007.


Методические пособия:

  1. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. В.П. Максаковский. Пособие для учителя, 1994.

  2. Поурочные планы к учебнику В.П. Максаковского. Методическое пособие. Акуфниева О.И., 2001.

  3. Смирнов, М.С. Уроки географии. 10 класс: метод. пособие /М.С. Смирнов, С.А. Горохов, В.Л. Лиознер., - 2006.

  4. Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. Г.Н. Элькин, 2002


Учебно-практические материалы:

1.Готовимся к единому государственному экзамену. География /Н.Н. Петрова, Э.М. Амбрацумова, В.В. Барабанов и др.-М.: Дрофа, 2003.


Справочные пособия:

  1. Страны мира. Справочник –М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.

  2. Страны и народы. Популярная энциклопедия. Сост. Куренная М., 1999.


Наглядный материал и оборудование:

  1. Атлас. География мира. 10 класс.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 10 класс – М.: Дрофа, 2009.

  3. Политическая карта мира.


Перечень сайтов

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии, включают подготовку к сдаче ЕГЭ..

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.


Рабочая программа по географии 10-11 классы
  • География
Описание:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель цикловой комиссии  учителей естественно-обществоведческого  направления

_________ Дроботова Н.С.

Протокол № ___

от «__» _____________    2014 г.

 

«Согласована»

Заместитель директора по УВР МОУ « Нижнепенская»

____________ Грунёва З.В.

 

«__»     ____________      2014 г.

 

«Утверждена»

Директор МОУ «Нижнепенская СОШ »

____________Е.Ю. Матвеенко

Приказ № ___

 От     «__» __________   2014 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по географии

10-11 классы

 

 

 

Составила учитель географии и биологии

 Жильцова Светлана Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  по географии составлена на основе авторской программы В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень».

          Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·      освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

·      овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

·      воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

·      использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.  

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности это:

- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

-определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выяснение  критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

На уроках используется лекционно-семинарская система обучения, которая имеет ряд существенных преимуществ преподавания в старших классах - это осознанность школьниками процесса учения, возможность активного включения в него, планирование ими своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения, подготовка старшеклассников к обучению в ВУЗах и СУЗах.

 Формы контроля:устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; географические диктанты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; карточки, практика, контурные карты,  проекты, презентации.

В соответствии с учебным планомшколы программа  рассчитана на 69 учебных часов 35 часов в 10 классе, 34 часа в 11классе (авторской  программы рассчитана на 70 часов, 35 ч в 10 и 35 ч в 11 классах). Основная форма работы – классно-урочная. На каждом уроке запланирована работа по подготовке к ЕГЭ.

        В календарно-тематическом планировании рабочей программы внесены изменения.

Тема

 

Авторская программа

Рабочая программа (кол-во часов)

Введение

1

1

Современная политическая карта мира

4

4

Природа и человек в современном мире

6

6

Население мира

6

6

НТР и мировое хозяйство

7

6

География мирового хозяйства

8

8

Россия в современном мире

3

3

Итоговый контроль

0

1

Итого за 10 класс

35

35

Зарубежная Европа

6

6

Зарубежная Азия и Австралия

10

9

Африка

4

4

Северная Америка

6

5

Латинская Америка

4

4

Глобальные проблемы человечества

5

5

Итоговый контроль за курс

0

1

Итого за 11 класс

35

34

 

В рабочую программу изменения внесены с целью изучения регионов и зарубежных стран мира полностью в 11 классе.  Это позволит сформировать у учащихся   целостную картину мира.Тема «НТР и мировое хозяйство» сокращена на 1 час, с целью выделения 1 часа для итогового контроля.

В 11 классе на 1 час сокращены темы «Зарубежная Азия и Австралия» и «Северная Америка», так как в соответствии с учебным планом школы в 11 часов  34 часа в год, а не 35, как в авторской программе. Также один час выделен для проведения итогового урока за курс 11 класса.  

УМК  включает учебник для 10 классаМаксаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира», Рабочая тетрадь по географии (Сиротин В.И).

Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся,

освоивших программу 10-11 класса

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

-основные географические понятия и термины; традиционные и современные методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их де­мографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и произ­водства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблю­дений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; табли­цы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерно­сти различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и си­туаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические ма­териалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших соци­ально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуа­ции в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобали­зации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых

и образовательных про­грамм, различных видов человеческого общения.


 

 

Наименование

раздела и тем

Часы

учебного времени

Примечание

Сроки

проведения

 

План

факт

 

 

1.

Введение

География как наука. Структура учебника.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Часть I. Общая характеристика мира

Тема1.Современная политическая карта мира 

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.

Тестирование Вводный контроль

Трен.пр. раб №1 «По политической карте определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей».Анализ статистических материалов.

30

4

 

 

 

Подготовка к ЕГЭ

Определение географических координат

Определение расстояний на карте

 

 

 

3.

 

Влияние международных отношений на политическую карту мира

 

 

 

 

 

4.

 

Государственный строй стран мира. Основные формы административно-территориального устройства

Обучающая пр. р. №2 № «Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

 

Подготовка к ЕГЭ  Анализ топографической карты

 

 

 

 

5.

 

Понятие о политической географии и геополитике. Политико- географическое положение

Итоговая пр. р. №3 «Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать современную политическую карту мира»

-географию «горячих точек» на современной политической карте; географию самопровозглашенных  государств на этой карте.

 

Подготовка к ЕГЭ

 

Построение профиля рельефа по карте

 

 

 

6.

 

 

 

Тема 2. Природа и человек в современном мире

Проблемы взаимодействия общества и природы.

Тестирование по теме «Современная политическая карта мира».

6

 

 

Подготовка к ЕГЭ

Форма и размеры Земли

 

 

 

7.

Природные ресурсы Земли, их виды. Понятие о ресурсообеспеченности.  Минеральные ресурсы.

Итоговая пр. р. №4 «Оценка ресурсообеспеченности стран мира».Составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природны ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных стран ;рассчитать на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд».

 

Подготовка к ЕГЭ. Положение Солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний

 

 

 

8.

 

Земельные ресурсы. Процессы опустынивания

Обуч. пр. р. №5 «Оценка земельных ресурс  процесса опустынивания»сравнить обеспеченность стран пахотным угодьями; рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской,Калахари, Гоби, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.

 

Подготовка к ЕГЭ. Решение задач об особенностях Земли как планеты Солнечной системы

 

 

 

9.

Водные и биологические ресурсы

Тренировочная пр. р. №6 «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока»

 

Подготовка к ЕГЭ. Решение задач об особенностях Земли как планеты Солнечной систем

 

 

 

10.

Ресурсы Мирового океана и другие природные ресурсы Земли

Обучающая практическая работа №7 «Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана»

 

Причины возникновения негативных изменений в окружающей среде

Основные источники и виды загрязнения окружающей среды

 

 

 

11.

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Трен. пр.р: №8: « Используя различные источники информации, привести по несколько примеров: положительного и отрицательного воздействия антропогенного вмешательства.

 

Практикум по воспроизведению знаний о размещении природных ресурсов, сравнение обеспеченности природными ресурсами

 

 

 

 

12.

Раздел. Население мира

Рост численности населения. Воспроизводство населения.

Обуч. пр. раб. №9 Обработка данных численности населения стран мира: линейная диаграмма численности населения; круговая диаграмма  «Доля крупных регионов мира  в населении Земли»; обозначить на карте шесть стран, на которые приходится50% населения

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о численности, воспроизводстве населения и его географических особенностях

 

 

 

13.

Демографическая политика. Качество жизни населения

Тренировочная пр. р. №10: «Начертить схему демографического перехода, нанеся на нее линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности».

 

Разбор заданий ЕГЭ о географических особенностях полового и возрастного состава населения

 

 

 

14.

 

Состав населения

Итоговая  пр. р. №11: « Используя данные переписи населения 2010 года составить возрастно-половую пирамиду Росси

 

Разбор заданий ЕГЭ об этническом составе населения

 

 

 

15.

Размещение населения. Миграции

 

Разбор заданий ЕГ о миграциях населения

 

 

 

16.

 

Современный город и его функции. Сельское население. Население и окружающая среда.

 

Разбор заданий ЕГЭ  анализ демографических  ситуаций

 

 

 

17.

 

Геодемография и геоурбанистика.

Итоговая пр. р. №12 «Обработка данных по теме «Население мира» и построение картосхем и картодиаграмм: построить картосхему стран с различной плотность населения; построить картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира.

 

 

 

 

 

 

  18.

 

Тема 4. Научно-техническая революция 

Научно-техническая революция.

 Тестирование по теме «Население мира»

Обучающая пр. р № 13 «Составить систематизирующую схему«Главные направления в развитии в эпоху НТР»

6

 

Разбор заданий ЕГЭ об основных этапах формирования мирового хозяйства и его основных центрах

 

 

 

19.

 

Понятие о мировом хозяйстве. Мировая интеграция. Понятие о глобализации движущих сил.

Итоговая пр. р. №14 Характеристика отраслей международной специализации и интеграционные группировки; составить таблицу «Отрасли специализации стран»;нанести на к/к главные региональные группировки страны – члены ОПЕК.

 

Разбор заданий ЕГЭ по анализу отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства

 

 

 

20.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Влияние НТР на мировую структуру хозяйства

 

Разбор заданий ЕГЭ по анализу специализаций отельных территорий

 

 

 

21.

Основные пространственные модели мирового хозяйства. Страны БРИКС как новая политико-экономическая группировка. Тренировочная пр. р. №15 « Обозначение на к/к 10 главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте».

 

Разбор заданий ЕГЭ по определению экономико- географических процессов и явлений

 

 

 

22.

 

Территориальная структура хозяйства.

Тренировочная пр. р. №16 « Составление картосхемы « Территориальная структура хозяйства развивающихся стран», подготовка доклада на тему «Проблема гастарбайтеров в России и устного сообщения «Инноград Сколково».

 

Разбор заданий ЕГЭ  об основных типах отраслевой структуры хозяйства

 

 

 

23.

 

Факторы размещения производственных сил.

Итоговая пр. р. №17 « Характеристика воздействия отдельных факторов на размещение производства»

 

Разбор заданий ЕГЭ  о размещении ТЭК

 

 

 

 

24.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства

Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Обуч. пр. р. №18 « Построить картодиаграмму 20 стран-лидеров в мировом промышленном произв-ве.Анализ и выводы.

       8

 

 

 

Разбор заданий ЕГЭ горнодобывающей, черной и цветной металлургии

 

 

 

25.

 

Топливно -энергетическая промышленность

 

 

Разбор заданий ЕГЭ о размещении ТЭК

 

 

 

26.

 

Горнодобывающая промышленность и металлургия

 

 

 

 

 

27

Машиностроение и химическая промышленность

Обучающая пр. р. №19 «Составить систематизирую таблицу «Группировки стран по уровню развития машиностроения»

       

 

28.

 

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Мировая текстильная промышленность. Промышленность и окружающая среда

 

Разбор заданий об основных чертах географии мировой торговли

 

 

 

29.

 

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль мирового хозяйства Трен. пр. р. №20 «Составить систематизирующую  таблицу «Распространение главных отраслей животноводства».

 

 

 

 

 

30.

 

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.Обучающая пр. р. №21 «Составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду»Зачет по номенклатуре №3 по теме «География отраслей мирового хозяйства

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об основных чертах географии мировой торговли и туризма

 

 

 

31.

Всемирные экономические отношения.

Итоговая пр. раб. №22 Формы всемирных международных отношений. Нанести первые 10 стран по объему внешней торговли; картосхема «Страны, занимающие 1-3места в мире по производству пром.  и с/х продукции». Проект круизного маршрут по Индийскому океанам.

 

Практикум по воспроизведению знаний об основных направлениях международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира

 

 

 

 

 

 

32.

 

Часть II. «Региональная характеристика мира»

Тема 11 . Россия в современном мире

Место России в мировой политике, в населении мира, в мировом природно-ресурсном потенциале.

Тестирование по теме «НТР и мировое хозяйство»

Обуч. пр. р. № 23 «Доля России в мировых разведан. запасах нефти, природного газа, угля и железной руды»

          3

        

 

 

Разбор заданий ЕГЭ о географическом положении и границах  России, геологическом строении, рельефе и полезных ископаемых России

 

 

 

33.

 

Экономика России на мировом фоне.

Тестирование по теме «НТР и мировое хозяйство»

Обучающая пр. р. № 24  Определение роли России в мировом хозяйстве» построить круговую диаграмму «10стран-лидеров мирового хозяйства»составить таблицу «Доля отдельных отраслей промышленности России мировом промышленном производстве»; построить круговую диаграмму «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве.

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о климате, почвах, природных зонах, растительном и животном мире России

 

 

 

34.

 

Россия в международных экономических отношениях. Перспективы развития России до 2020 г.

Итоговая пр. р. № 25 Место России в международных экономических отношениях и перспективы развития.

вложения иностранного капитала в экономику России;

- оффшорные зоны, наиболее тесно связанные с российской экономикой;- проект развития страны «Стратегия 2020»;- проект подключения к газотранспортной системе России гигантского Штокмановского месторождения в Баренцевом море

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о населении России

 

 

35.

Обобщающее повторение курса географии 10 класса.

Тестирование за курс 10 класса

1

Тестирование по материалам ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Наименование

раздела и тем

Часы

учебного времени

Примечание

Сроки

проведения

 

 

План

Факт

 

 

1-2

Часть II. Региональная характеристика мира

Тема 6. Зарубежная Европа 

Общая характеристика зарубежной Европы. Население зарубежной Европы.

28

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Зарубежная Европа. Вводный контроль

Работа над проектными заданиями.

-проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы и стран СНГ- проект проведения двухнедельных каникул, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного населения

 

     

 

 

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Зарубежной Европы

 

 

 

4.

 

Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы

Обуч. пр. р. №1 «Картографическая и статистическая характеристика зарубежной Европы»; составить таблицу «Агломерации - миллионеры в зарубежной Европе»; нанести на к/к главные промышленные центры, с/х районы, транспортные магистрали и морские порты;оформить таблицу «Первые пять стран по производству отдельных видов пром. и с/х продукции;нарисовать ментальную карту стран зарубежной Европы; описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от ее истока до устья.

 

 

Сравнение стран по основным показателям социально-экономического развития.

Определение стран по их краткому описанию

 

 

 

5.

 

Федеративная республика Германия

Итоговая  пр. р. №2 «Составление ЭГХ ФРГ»вписать все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ

 

Определение стран по их краткому описанию

 

 

 

6.

 

Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа»

Защита проектов

Тестирование по теме «Зарубежная Европа

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о наиболее крупных стран Зарубежной Европы

 

 

 

7-8

 

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия

Общая характеристика зарубежной Азии

  9

 

 

 

 

 

9

Зарубежная Азия. Работа над проектными заданиями

- составить план- проект экскурсии по Пекину;

- составить план-проект экскурсии по Японии

 

Разбор заданий ЕГЭ  хозяйство Зарубежной Азии

 

 

 

10.

 

Зарубежная Азия .Трен.пр№3«Картографическая и статистическая характеристика зарубежной Азии» нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии с подразделением на субрегионы; обозначить на к/к страны сразличной формой правления и федеративным государственным строем; нанести на К\К страны, получившие независимость после второй мировой войны; показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Зарубежной Азии

 

 

 

11.

Китайская Народная Республика. Трен. пр.р.№4

«Характеристика промышленных центров и с/х районов Китая»; на к/к обозначить крупные промышленные центры Китая; нанести на к/ к главные районы возделывания пшеницы, риса, чая

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Китая

 

 

 

12.

Япония

 

 

 

 

 

13.

Индия. Итоговая пр. р. №5 «Составление картосхемы Индии, отражающей развитие промышленности, с/х районы и рисунок расселения Индии»

 

 

 

 

 

14.

Австралия

 

 

 

 

 

15.

Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия и Австралия»

 

 

 

 

 

16.

 

Тема 8. Африка

Общая характеристика Африки

4

 

 

 

 

17.

Общая характеристика Африки.Работа над проектными заданиями:проекты переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара; проекты строительства трансафриканских ж/д и автомобильных магистралей

 

 

 

 

 

18.

 

ЮАР. Итоговая пр. р. № 6 «Характеристика стран Африки» нанести на К\К страны Африки, получившие независимость после второй Мировой войны; провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми; на к/к нанести районы горнодобывающей промышленности и их специализацию;составить таблицу «Зональная специализация экспортных и потребительских с/х культур в Африке»; составить таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР. Определить черты сходства и различия.

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства ЮАР

 

 

 

19.

 

Обобщающее повторение по теме «Африка

 

Определение стран по их краткому описанию

 

 

 

 

20.

Тема 9. Северная Америка

Понятие «Северная Америка», Общая характеристика США

5

 

 

 

 

 

21.

 

США. Работа над проектами

- индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Северной Америки

 

 

 

22.

США. Итоговая пр. р. № 7 « Характеристика стран Северной Америки» рассчитать долю мегалополисов в площади и населении США;составить круговую диаграмму структуры ВВП США; составить круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и С\Х производстве по отдельным видам продукции»; рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, прир. газа и жел. руды; составить конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США»;составить конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США»; нанести на к/к  наиболее крупные города, главные морские порты, трансконтинентальные ж/д магистрали, соединяющие США и Канаду

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства США

 

 

 

23.

Канада

 

 

 

 

 

24.

 

Итоговый урок по теме «Северная Америка»

 

 

 

 

 

 

25.

 

Тема 10. Латинская Америка

Общая характеристика Латинская Америка.

10

 

 

 

 

26.

Общая характеристика Латинская Америка

Тренировочная пр. р. №8 «Характеристика стран Латинской Америки»

- нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с подразделением на субрегионы; составить  классификационную таблицу «Форма правления и административно-территориального устройства стран»; на к/к построить картодиаграмму «Доля индейцев  во всем населении стран»;нанести на к/к главные страны специализирующиеся на производстве экспортных С\Х культур; нанести на к/к главные страны специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серебра, серы.

      

 

 

 

 

 

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства Бразилии

 

 

 

27.

 

 

Бразилия. Итоговая пр. р. № 9 «Выявить черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной»

 

Определение стран по их краткому описанию

 

 

 

28

Итоговый урок по теме «Латинская Америка»

Тестирование по теме «Латинская Америка

     

 

 

29.

 

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества

Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификация

5

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о геологической истории Земли и литосфере

 

 

 

30.

 

Проблема сохранения мира на Земле  и международного терроризма, экологическая проблема и пути их решения.

Обуч. пр. р. № 10 «Изучение особенностей проблемы сохранения мира на Земле и экологической проблемы »

 - подготовить реферат на темы «На пути к безъядерному и безопасному миру»:составить схему  «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду»

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о географической оболочке и гидросфере

 

 

 

31.

 

Энергетическая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения.

Обуч.  пр .р. №11 «Изучение особенностей демографической проблемы и проблемы развития мирового хозяйства»

- нарисовать «демографический портрет» планеты в наши ни и в середине XXI века; составить схему понятия «Мировое хозяйство» 

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний об атмосфере, биосфере

 

 

 

32.

Преодоление отсталости развивающихся стран и другие глобальные проблемы. Трен. пр.р. №12 «Составить схему «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества»

 

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о почве и природных комплексах

 

 

 

 

 

33.

 

Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Итоговая пр.р № 13 «Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества

 

       

 

 

Разбор заданий ЕГЭ по анализу взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах

 

 

 

34.

Итоговый урок за курс 11класса.

Тестирование за курс 11 класса

 

Тестирование по материалам ЕГЭ

 

 

 

                                       

 

 


Содержание программы

 

Введение (1 ч) позволяетсформироватьпредставление у учащихся  географии как науки, методах географических исследований, источниках географической информации. Особое внимание уделяется географической карте, значению Интернета, глобальных спутниковых систем информации, понятию о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Изучается также структура учебника, развиваются умения  работать с учебником.

Часть I «Общая характеристика мира» (30 ч)

Первая тема   «Современная политическая карта мира» (4 часа) рассматривает многообразие стран современного мира,  типологию стран по различным признакам, этапы формирования политической карты. Вводится понятия «политическая география» и «геополитика» 

При изучении данной темы проводится 3 практические работы: 1 тренировочная, 1 обучающая и 1 итоговая. Работы позволяют развивать умения работать с различными источниками информации и знакомят с различными формами получения информации. Они также способствуют формированию у учащихся общеучебных умений и навыков.

Вторая тема «Природа и человек в современном мире» (6 часов) позволяет раскрыть характер взаимодействия человечества и природы, рассматривает международный характер проблемы «дестабилиза­ция окружающей среды», природные ресурсы Земли, природно-ресурсный потенциал разных территорий. Знакомит с основными типами природопользования, источники загрязнения окружаю­щей среды, геоэкологией.

По данной теме  проводится 1 итоговая,  2 обучающие и 2 тренировочные  практические работы, которые предполагают виду деятельности различного характера, в том числе и работу с Интернет ресурсами.

Третья   «Население мира» (6 часов) позволяет сформировать у учащихся знания о численности, воспроизводстве, размещении, структуре населения мира. Учащиеся знакомятся с демографической ситуацией в разных регионах и странах мира, спецификой городских и сельских поселений, характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

По данной теме выполняется 4 практических работы: 1 обучающая, 1 тренировочная и 2 итоговых, которая позволяют учащимся дать оценку особенностей уровня жизни населения в разных странах и регионах мира, определить изменения, характерные для населения в последние годы .

Четвертая тема « Научно-техническая революция и мировое хозяйство» (6 часов) дает понятие о НТР, мировом хозяйстве, международной экономической интеграции, глобализации. В ходе изучения темы учащиеся также знакомятся с моделями, отраслевой, территориальной структурой мирового хозяйства, факторами размещения производственных сил. По данной теме проводится 2 тренировочных, 1 обучающая и 2 итоговых практических работы. В ходе выполнения работ учащиеся работают  различными источниками информации, составляют таблицы, схемы, составляют доклады, устные сообщения, что способствует формированию такой общеобразовательной компетенции, как переработка полученной информацию для создания нового продукта

Пятая тема  «География мирового хозяйства» (8 часов) рассматривает географию важнейших отраслей мирового хозяйства: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом. Учащиеся знакомятся с внешними экономическими связями стран мира.Проводится 5 практических работ: 3 обучающих 1 тренировочная  и 1 итоговая работы, которые позволяют учащимся поближе познакомиться с особенностями современного развития мирового хозяйства и международной интеграцией. Учащиеся выполняют также проектные групповые задания по созданию высокоскоростных трасс, круизных маршрутов.

            Часть II. Региональная характеристика мира (3 часа)

            Тема 11 «Россия в современном мире» (3 ч) позволяет определить место России в современном мире, в международном географическом  разделении труда, характеризует этапы преобразования экономики страны, раскрывает основные формы внешних экономических связей нашей страны, участие в международных организациях, в мировых проектах.

            В данном разделе выполняются 1 обучающая и  2 итоговых практических работы, которые позволяют учащимся самостоятельно проанализировать и определить место России в современном мире, кроме того выполнить проекты по теме «Перспективы развития России».Одинурок выделен для проведения итоговой работы (тестирования) за курс 10 класса.

Часть II «Региональная характеристика мира»  (28 ч) позволяют сформировать у учащихся знания о многообразии и разли­чии стран современного мира по размерам территории, чис­ленности населения, особенностям населения, особенностям географического положения, уровню развития, характеру размещения производства и природных ресурсов, а также деление регионов на субрегионы.

Учащиеся изучают  географические регионы (Европу, Азию, Африку, Северную и Латинскую Америки, Австралии и Океанию) по следующему плану:

·                     особенности географического положения, истории открытия и освоения;

·                                             природно-ресурсный потенциал;

·                                             население;

·                                             хозяйство;

·                                             проблем совре­менного социально-экономического развития;

·                                            характеристика субрегионов и  отдельных стран.

Выполняется 9 практических работ: 1 обучающая, 3 тренировочных и 5 итоговых, которые позволяют поближе познакомиться с регионами и  со странами мира, сравнить особенности их развития. Работы способствуют овладению учащимися  универсальными способами учебной деятельности.

В ходе изучения третьей части      «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» (обобщение знаний) (5 часов) учащиеся закрепляют свои знания о странах мира в ходе рассмотрения глобальных проблем человечества, особенностей взаимодействия природы и цивилизации, ролью географии в решении глобальных проблем человечества

Выполняется 2 обучающих, 1 тренировочная и  1 итоговая практических работы, которые позволяют учащимся выявить, объяснить и оценить  глобальные проблемы, а также высказать свое мнение о глобализации мира.

 

Формы и средства контроля в 10-11 классах

                 Используемые виды контроля: массовые, выборочные на уроке изучения и первичного закрепления знаний, и индивидуальный  на уроках обобщения и закрепления знаний, уроках-зачетах.

                 Контрольно-измерительный материал соответствует структуре учебной программы по темам (первичный контроль), разделам и блокам (итоговый контроль).

                 Вводный контроль проводиться в форме тестирования), которое построено на материале, изучаемом в 9  классе.

                 Тематический контроль в 10 классе проводится по следующим разделам и блокам:

·          «Современная политическая карта мира»;

·          «Природа и человек в современном мире»;

·         «Население мира»;

·         «НТР и  мировое хозяйство»;

·         защита проектов по теме «Россия в современном мире»

                 Итоговый контроль - тестирование за курс 10 класса

11класс:

  •  «Зарубежная Европа»;
  • «Зарубежная Азия»;
  • «Африка»;
  • «Северная Америка»;
  • «Латинская Америка»;

Тематический контроль по теме «Глобальные проблемы человечества» проводится в форме выполнение итоговой практической работы «Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

Итоговый контроль - тестирование за курс 11 класса

                 Используемые формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; практика: контурные карты, интерактивная доска; компьютерные презентации, тренинг подготовки к ЕГЭ.

                 Одной из итоговых форм контроля является зачет по номенклатуре:

Природа и человек в современном мире: страны с высокой обеспеченность природными ресурсами; ведущие страны по добыче минеральных ресурсов.

Население мира: страны с численностью населения свыше 100 млн. чел.; страны с максимальным и минимальным естественным приростом; страны с преобладание мужского и женского населения; крупнейшие агломерации мира.

География мирового хозяйства: ведущие страны - производители всех отраслей промышленности, страны международного туризма основные интеграционные группировки.

 

                 Методы контроля: оперативный, рубежный (поэтапный), программированный, устный и письменный контроль, само-,взаимопроверки.

 

Перечень учебно-методических средств  обучения для 10 -11 класса

 

Учебно - программные материалы:

В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»

 

Учебник: Экономическая и социальная география мира. Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008

 

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Гладкий Ю.Н, Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. _М.: Дрофа, 2001.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн.- М.: Дрофа, 2006.
  3. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику Максаковского В.П., 1999
  4. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах /сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель,2007.

 

Методические пособия:

1.      Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. В.П. Максаковский. Пособие для учителя, 1994.

2.      Поурочные планы к учебнику В.П. Максаковского. Методическое пособие. Акуфниева О.И., 2001.

3.      Смирнов, М.С. Уроки географии. 10 класс: метод. пособие /М.С. Смирнов, С.А. Горохов, В.Л. Лиознер., - 2006.

4.      Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. Г.Н. Элькин, 2002

 

Учебно-практические материалы:

1.Готовимся к единому государственному экзамену. География /Н.Н. Петрова, Э.М. Амбрацумова, В.В. Барабанов и др.-М.: Дрофа, 2003.

 

Справочные пособия:

  1. Страны мира. Справочник  –М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.
  2. Страны и народы. Популярная энциклопедия. Сост. Куренная М., 1999.

 

Наглядный материал и оборудование:

1.      Атлас. География мира. 10 класс.

2.      В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 10 класс – М.: Дрофа, 2009.

3.      Политическая карта мира.

 

Перечень сайтов

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии,  включают подготовку к сдаче ЕГЭ.. 

http://www.intellectcentre.ru– сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий


Автор Жильцова Светлана Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2129
Номер материала 27625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓