Главная / География / Рабочая программа по географии,6 класс

Рабочая программа по географии,6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___

от «__» _____ 2014 г.


Согласовано

Зам.директора по УВР

___________________

«__» _____ 2014 г.


Утверждено

Директор школы

_______________

«__» _____ 2014 г.



Рабочая программа

по географии для 6 класса

Учитель Савич Татьяны Николаевны


Количество часов в 1 полугодии:

16

Всего:

35

В неделю:

1

Плановых контрольных уроков:


-



Программа составлена на основе:

федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии 2012г. и примерной программы для основного общего образования по географии 2009г., авторской программы А.В.Румянцева, Э.В.Кима, О.А.Климановой.

Учебник:

О.А.Климанова География.6кл. Землеведение» М.: Дрофа 2009













2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «география» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии 2012г. и примерной программы для основного общего образования по географии 2012г., авторской программы А.В.Румянцева, Э.В.Кима, О.А.Климановой. В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в году-35 уроков ,один из них-резерв.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «О.А.Климановой» География.6кл. Землеведение» М.: Дрофа 2009

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель изучения географии в 6 классе:  заложить основы географического образования учащихся.

Изучение предмета «география» способствует решению следующих задач:

1) Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

2)Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

3)Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

4)Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

5)А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В ходе изучения курса в каждом занятии предусмотрены практические работы различной степени сложности, направленные как на освоение и закрепление материала, так и на осознание более широкого практического применения теоретических знаний.

Рабочая программа состоит из введения и трех разделов. Введение раскрывает задачи географии как науки, знакомит учащихся с историей развития знаний о Земле.

«Виды изображений поверхности Земли» – важный раздел курса, состоящий из тем «Изображение Земли на плане и карте» и «История открытия и освоение Земли». Изучение плана и географической карты закладывает информационную базу для дальнейшего изучения геосфер.

«Природа Земли» - ключевой раздел курса, формирующий представления учащихся о геосферах. Цель темы «Литосфера» - раскрыть взаимосвязь литосферы и внутренних оболочек Земли. Содержание темы «Гидросфера» отражает представление о водной оболочке как о сфере, связывающей все геосферы Земли. Изучение темы «Атмосфера» направлено на понимание значения атмосферы для развития жизни на Земле.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Уроков итогового контроля не предусмотрено, в связи с тем, что промежуточный контроль входит в комбинированные уроки и отсутствием резерва времени.


Оценочные практические работы (утверждено на РМС

протокол №1от 26.08.20011г)

1.Определение расстояний, направлений, географических координат по карте и глобусу.

2.Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков

3.Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.

4Описание географического объекта (гор, моря, равнины).

5.Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

6.Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды.

7.Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.




























Тематическое планирование начального курса географии, рассчитанное на 35 учебных часов.


Раздел

Темы раздела

Кол-во часов.

Из них





Изучение

нового и закрепление

контроль

Практические работы


Введение.




1

1

-

-

1

Земля во Вселенной




1.Земля-планетаСолнечной системы.(1ч)

2.ИзображениеЗемли на глобусе(2)

3





3

-

1

2

Развитие географических знаний.

3.Изображение Земли на плане и карте(4)

4.История открытия и освоение Земли(2)

6

6

-

2

3

Природа Земли

5.Как устроена наша планета(2)

6.Внутреннее строение Земли(3)

7Рельеф Земли(3)

8.Атмосфера и климаты Земли(6)

9.Вода –кровеносная система Земли(4)

10Живая планета(2)

11Геог.оболочка и ее закономерности(2)

12Природа и человек(3).

25

25

-

3-№7


Всего:

35

35

35


7

































Содержание тем учебного курса по географии в 6 классе


Введение(3ч)

Значение этой науки в жизни людей. Земля — одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме и размерах Земли. Шарообразная форма Земли и доказательства этого. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы по­знания поверхности планеты.

Раздел 1

Тема: Источники географической информации(6ч)


Тема: План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; опре­деление направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсо­лютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонта­ли, бергштрихи, отметки высот. Значение планов мест­ности в практической деятельности человека.

Тема: Карта — особая модель земной поверхно­сти. Глобус — модель Земли. Изображение земной по­верхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Гео­графические атласы. Новые виды изображения мест­ности; аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.


Практические работы. 1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. 2. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. 3. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, аб­солютной и относительной высоты точек. 4. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.


Раздел II

Строение Земли (23 ч)

Тема: Литосфера. Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора —.верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использо­вание человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Зем­летрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внеш­ние процессы, изменяющие поверхность Земли: вывет­ривание, деятельность текучих вод, подземных вод, вет­ра, льда и деятельности человека.

Грозные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Особенности жизни, быта, занятий населения в го­рах и на равнинах. Отражение особенностей окружаю­щего человека рельефа в пейзажной живописи, скульп­туре, музыке, художественной литературе.

Практические работы. 1. Определение горных пород по образцам (в том числе пород своей местности по материа­лам осенней экскурсии). 2. Определение по карте географиче­ского положения, высоты гор и равнин, высоты и географиче­ских координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы. 3. Определение и объяснение из­менений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема: Гидросфера. Гидросфера, ее состав. Ми­ровой круговорот воды. Мировой океан и его части Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полу­острова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теп­лые и холодные). Органический мир океана. Хозяйст­венное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораз­дел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на на­правление и характер течения рек. Реки горные и рав­нинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года; половодье, па­водок, межень, ледостав. Реки и человек. «Великие ис­торические реки», их роль в истории человечества и ци­вилизаций. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, ус­ловия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспорт­ных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Практические работы. 1. Описание «путешествия» капельки по большому круговороту из своего населенного пункта. 2. Нанесение на контурные карты объектов гидро­сферы. 3. Определение по имеющимся картам географическо­го положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальной глубин, основных видов хозяйственной деятельности. 4. Определение по картам геогра­фического положения одной из крупнейших рек Земли: на­правление и характер ее течения, использование человеком

Тема: Атмосфера. Атмосфера, ее состав, строе­ние, значение. Нагревание земной поверхности и возду­ха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом

. Атмосферное давление. Ветер и причи­ны его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географи-

ческой широты. Суточное вращение и годовое движе­ние Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависи­мость климата от близости океана, высоты места, оке­анских течений, расположения горных хребтов. Охрана атмосферного воздуха.

Особенности времен года своей местности. Отраже­ние особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практические работы. 1. Продолжение работы с ка­лендарем погоды. 2. Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика (по материалам календаря погоды). 3. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой по­годы, обработка результатов, построение розы ветров, диа­грамм облачности и осадков. Выявление причин изменения погоды.

Тема: Биосфера. Биосфера, ее границы. Гипо­тезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распростра­нения на планете. Приспособленность организмов к ус­ловиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического ми­ра. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Пло­дородие почвы.

Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Практические работы. 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. 2. Описание изменений природы в зависимости от численнос­ти и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.

Тема: Взаимосвязи земных оболочек. Взаимо­связь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного по­крова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате при­родных процессов и деятельности человека


Раздел 3


Тема:Население Земли (3ч). Земля — планета людей. Численность населения Земли. Крупнейшие народы.





Введение ( 2 часа ).

Что изучает география ? География как наука.

Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Практические работы:

Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра и высотой Солнца ).

Составление рассказа об одном из путешественников (по выбору учащегося ).

Часть I.План и карта ( 16 часов )

План местности. Виды изображения местности: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, план и карта. Условные знаки. Масштаб и его виды: численный, именованный и линейный. Стороны горизонта. Ориентирование на местности и по плану. Компас. Азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали ( изолинии ). Съёмка местности и её виды: полярная и маршрутная. Нивелир.

Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Геоид. Глобус. Материки и континенты. Океаны Земли.

Географическая карта. Виды географических карт по масштабу ( крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные ), охвату территории ( мировые и полушарий, материков и океанов, стран и регионов, административных единиц, топографические ) и содержанию ( общегеографические и тематические ).

Меридианы и параллели. Градусная сетка. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты и их определение. Определение расстояний и направлений по географической карте.

Способы картографического изображения: способ условных знаков, способ линейных знаков, способ изолиний, цифровой способ, способ качественного фона, способ пофоновой окраски, способ направленного движения и другие. Изображение высот и глубин на карте. Шкала высот и глубин. Изогипсы и изобаты. Определение высот и глубин по карте.

Значение планов местности и географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Практические работы:

Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.

Топографический диктант.

Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.

Построение профиля рельефа по заданным горизонталям построение горизонталей по заданному профилю рельефа.

Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.

Часть II.Оболочки Земли( 42 часа )

Раздел 1. Литосфера( 13 часов )

Литосфера. Внутренне строение Земли: земная кора, мантия и ядро. Строение земной коры. Океаническая и материковая земная кора и их различия.


Породы, слагающие земную кору. Минералы и горные породы. Виды горных пород по их происхождению: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые.

Виды земной коры: платформы и геосинклинали. Движение земной коры. Виды движения земной коры: горизонтальные и вертикальные движения. Горст. Грабен. Землетрясения. Сейсмограф. Шкала Рихтера. Вулканы. Виды вулканов по их активности ( действующие и потухшие ) и по строению ( камчатские и гавайские ). Крупнейшие вулканы мира. Горячие источники и гейзеры.

Рельеф. Внутренние и внешние силы формирования рельефа Земли.

Рельеф суши. Горы, их виды по возрасту (древние, средние, молодые), по абсолютной высоте ( низкие горы, средние горы, высокие горы ) и по расположению хребтов ( горные системы и нагорья ). Крупнейшие горы и высочайшие вершины Земли. Равнины и их виды по абсолютной (низменности, возвышенности и плоскогорья) и относительной высоте (плоские и холмистые). Рельеф дна Мирового океана: материковый склон, ложе океана, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба. Глубочайшие впадины Земли. Суша в Океане: острова и полуострова. Виды островов по происхождению: материковые, вулканические, коралловые ( атоллы ). Крупнейшие острова и полуострова Земли. Рельеф своей местности.

Практические работы:

Определение минералов и горных пород по образцам.

Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин.

Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем и вершин Земли.

Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.

Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.

Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли.

Определение и объяснение изменений рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Раздел 2. Гидросфера ( 12 часов )

Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе. Большой и малый круговорот воды. Гидросфера и её составные части: Мировой океан, поверхностные воды, ледники и подземные воды.

Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы и проливы. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Свойства вод Мирового океана: температура, солёность и факторы их определяющие. Движение вод Мирового океана: приливы и отливы, волны, цунами, морские течения и причины их происхождения. Виды течений по температуре ( тёплые и холодные ), по глубине ( поверхностные, глубинные и придонные ) и по образованию ( ветровые, стоковые, компенсационные, плотностные ). Изучение и охрана Океана.

Воды суши. Подземные воды, их виды (надпластовые, межпластовые, верховодка, почвенные воды ) и происхождение. Охрана подземных вод.

Река. Исток, русло, устье, приток реки, речная система, речной бассейн, водораздел, падение и уклон реки. Горные и равнинные реки. Речная долина. Речной сток. Питание реки и его основные виды: родниковое, дождевое, снеговое, ледниковое и смешанное. Режим реки. Половодье и паводок. Виды рек с различным режимом: с весенним половодьем, летним половодьем, с поводочным режимом. Пороги и водопады. Крупнейшие реки и водопады мира.

Озеро. Виды озёр по стоку ( сточные и бессточные ), по солёности (пресные и солёные) и по происхождению котловины ( остаточные, тектонические, ледниковые, вулканические, плотинные, карстовые, искусственные ). Крупнейшие озёра мира.


Ледники и их виды: горные и покровные. Снеговая линия. Морена. Снежная лавина. Айсберги и их виды ( столовые и пирамидальные ).

Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища и пруды. Воды своей местности. Охрана поверхностных вод.

Практические работы:

Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту из своего населённого пункта.

Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.

Составление картосхемы ”Течения в Океане”.

Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.

Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком.

Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.

Раздел 3. Атмосфера ( 12 часов )

Атмосфера, её строение и состав. Значение атмосферы. Изучение атмосферы человеком.

Температура воздуха и её изменение. Термометр. Суточный, месячный и годовой ход температуры. Средняя дневная, средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой места.

Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления. Ветер. Виды ветров: постоянные ( пассаты и западные ветры ), переменные ( бриз и муссон ) и местные ( бора, самум ). Шкала Бофорта. Флюгер. Роза ветров.

Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Точка росы. Облака и их основные виды: перистые, слоистые, кучевые, грозовые. Атмосферные осадки, их основные виды ( дождь, снег, роса, иней ) и измерение. Осадкомер.

Погода, её изменение и предсказание. Климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места и господствующих ветров. Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли. Световые и тепловые пояса Земли: жаркий, умеренные и холодные. Основные типы климатов земли: экваториальный, тропический, умеренный и арктический ( антарктический ).

Практические работы:

Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика.

Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.

Построение ”розы ветров”, диаграмм облачности и осадков.

Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.

Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.

Выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.

Раздел 4. Биосфера ( 4 часа )

Биосфера. Распространение животных на суше и в Океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, её строение и состав. Виды почв по механическому составу: песок, супесь, суглинок и глина. Основные виды почв России ( тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые и бурые лесные, чернозёмы, бурые полупустынные ). Ознакомление с почвами своей местности. Природный комплекс и воздействие на него человека.

Практические работы:

Ознакомление с почвами и наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.

Раздел 5. Географическая оболочка ( 1 час )

Географическая оболочка. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек.

Практическая работа:

Составление схемы влияния и взаимозависимости земных оболочек.

Часть III.Человечество на Земле ( 5 часов )

Численность и размещение населения Земли. Неравномерность размещения населения мира. Человеческая раса. Виды человеческих рас: основные ( европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная ), переходные и смешанные расы. Характерные признаки человеческих рас. Крупнейшие народы Земли. Основные виды населённых пунктов: города и сёла. Крупнейшие города мира. Страны мира и их разнообразие. Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения.

Практические работы:

Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”.

Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.

Часть IV.Значение географической науки. ( 1 час )

Значение географии в жизни и деятельности человека. Задание на лето.

Резерв - 2 часа














Критерии оценивания различных видов работ

Оценка знаний учащихся

Отметка 5

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

Отметка «2»:

  • Основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Критерии оценки устного ответа:

«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

  1. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

  1. Приведены самостоятельно примеры.

  2. Ответ содержит логику изложения.

  3. Ответ полностью самостоятельный.

«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.

  1. Приведены самостоятельно примеры.

  2. Ответ содержит логику изложения.

  3. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.

2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
3. Допущены две существенные ошибки.

«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

2. Допущены существенные множественные ошибки.










КАЛЕНДАРНО-ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(6 кл )


п/п

Тема

дата

Тип

урока

Содержание урока

Знания и умения уч-ся

оборудование и наглядность

виды контроля

Практические работы

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Что изучает география

2.09

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать/понимать основные географические понятия и термины;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию

глобус, таблицы


Вводная беседа


Раздел 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 часа)

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы (1 час)

2.

Как устроен наш мир? Вращение Земли и его следствия.

9.09

Урок изучения нового материала

Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Знать/понимать основные географические понятия и термины;

уметь сопоставлять географические следствия движения Земли;

выявлять взаимодействия между ними, их изменение в результате деятельности человека

глобус

Вводная беседа


Тема 2. Изображение Земли на глобусе (2 часа)

3.

Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть.

16.09

Урок изучения нового материала

Изображение поверхности Земли на глобусе

Знать/понимать основные географические понятия;

уметь определять координаты по глобусу;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

глобус



4.

Географические координаты. Определение географических координат точки по глобусу

23.09

Урок практикум

Географические координаты. Измерение направлений и расстояний

физическая карта мира

Проверка работы

Практическая работа №1

Определение расстояний, направлений, географических координат по карте и глобусу.

Раздел 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (6 часов)

Тема 3. Изображение Земли на плане и карте (4 часа)

5.

План местности. Ориентирование по плану и на местности

30.09

Урок изучения нового материала

Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

компас,атлас, топографическая карта

Работа с картой




Практическая работа№2Ориентирование

на местности с помощью плана ,компаса и местных признаков.

6.

Составление плана местности

7.10

Урок практикум

компас, рулетка




разные виды карт

атласы

Топографический диктант

7.

Географическая карта. Многообразие карт

14.10

Урок актуализации знаний и умений

Составление простейшего плана

8.

Работа с картой

21.10

Урок практикум

Работа с картой

Тема 4. История открытия и освоения Земли (2 часа)

9.

Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия.

28.10

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.


презентация



10.

В поисках Южной Земли. Исследования океана и внутренних частей материков

11.11

Урок актуализации знаний и умений


презентация

Работа с картами атласа


Раздел 3. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (24 часа)

Тема 5. Как устроена наша планета? (2 часа)

11.

Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана.

18.11

Путешествие

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними;

прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

глобус

физич.карта

Нанесение на контурную карту географических объектов

Практическая работа№3

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры.





Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений.

12.

Движение вод в океане. Морские течения – «реки в Океане».

25.11

Урок актуализации знаний и умений



мультимед. пособие

Тема 6. Внутреннее строение Земли (3 часа)

13.

Горные породы и их значение для человека

2.12

Урок изучения нового материала

Литосфера: строение земной коры. Геология.

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними;

прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности и из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


набор горных пород и минералов

Индивидуальный фронтальный опрос.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т д.) Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных ископаемых, природных памятников литосферы.

14.

Внутреннее строение Земли. Движение литосферных плит.

9.12

Урок актуализации знаний и умений

мультимед.пособие

Работа с картами атласа

15.

Землетрясения: причины и последствия. Вулканы.

16.12

Урок актуализации знаний и умений

презентация

Индивидуальный, фронтальный опрос

Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

Тема 7. рельеф Земли (3 часа)

16.

Рельеф и его значение для человека. Изображение рельефа на планах местности и географических картах.

23.12

Урок изучения нового материала

Рельеф (горы, равнины), полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Знать/понимать основные географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, географическую зональность и поясность; прогнозировать их изменение в результате деятельности человека.

модель местности

Работа с картами атласа

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин. Определение по карте высоты гор и равнин.

17.

Основные формы рельефа Земли. Горы.

13.01

Практикум

атласы

физич.карта

Работа скартами


18.

Равнины.

20.01

Практикум

физич.карта

Индивидуальный, фронтальный опрос

Практическая работа№4

Описание географического объекта

Тема 8. атмосфера и климаты Земли (6 часов)

19.

Атмосферный воздух. Температура воздуха.

27.01

Урок изучения нового материала

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой, состоянием воздуха в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

термометр

Вводная беседа




Практическая работа№5

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара».



Построение графика температуры и облачности, розы ветров: выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.Решение практических задач определение изменений влажности, температуры и давления воздуха с высотой.







Практическая работа №6

Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графика суточного хода темп.р


20.

Атмосферное давление и ветер. Облака и атмосферные осадки.

3.02

Практикум

барометр

Индивидуальный, фронтальный опрос

21.

Погода и климат.

10.02

Практикум

разд.материал с данными о температуре

Индивидуальный, фронтальный опрос

22.

Циркуляция атмосферы. Климаты Земли.

17.02

Урок актуализации знаний и умений


Индивидуальный, фронтальный опрос

23.

Работа с климатическими картами.

24.02

Урок практикум

климатич.карты

Работа с картами

24.

Наблюдения за погодой.

3.03

Урок практикум


Заполнение календаря погоды.

Проверка практ.работы

Тема 9. Вода – кровеносная система Земли (4 часа)

25.

Круговорот воды в природе.

10.03

Урок изучения нового материала

Гидросфера: озеро, река, мировой круговорот воды.

Знать/понимать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

таблица



презентация




презентация

Вводная беседа




Практическая работа№ 7

Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.

26.

Реки в природе и на географических картах.

17.03

Урок практикум

Индивидуальный, фронтальный опрос. Работа с картами атласа, индивидуальный, фронтальный опрос.

27.

Озера

7.04

Урок изучения нового материала

28.

Подземные воды. Болота. Ледники.

14.04

Урок актуализации знаний и умений

Тема 10. Живая планета (2 часа)

29.

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле.

21.04

Урок изучения нового материала

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.

Знать/понимать географические явления и процессы в биосфере, прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

таблицы

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Определение состава почвы. Сравнение чернозема и подзолистой почвы по плану.

30.

Почва как особое природное тело.

28.04

Урок актуализации знаний и умений

презентация

Тестирование.

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности (2 часа)

31.

Понятие о географической оболочке. Природные комплексы как части географической оболочки.

5.05

Урок актуализации знаний и умений

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной Деятельности человека

Знать/понимать основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, прогнозировать их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

атласы
















карты по природным зонам

Вводная беседа.

Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли».

32.

Природные зоны Земли.

12.05

Урок актуализации знаний и умений


Тестирование

Характеристика компонентов природы

Тема 12. Природа и человек (2 часа)

33.

Человек как жертва природных явлений. Воздействие человека на природу Земли.

19.05

Урок изучения нового материала

Изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.

Знать/понимать основные географические понятия и термины; прогнозировать их изменение в результате деятельности человека.

презентация



34.

Природа и человек.

26.05

Урок обобщающего повторения.



35

Резерв


Урок повт-я






Итого 35 часов


Практическая работа № 1


определение направлений, расстояний, географических координат на карте


Цели работы: 1. Закрепить и проверить свои знания приемов изображения направлений, расстояний, рельефа на плане местности, изображения предметов условными знаками.

2. Научиться читать план местности.


Последовательность выполнения работы

1. Изучите перечень знаний и умений, которыми вы должны овладеть в процессе изучения темы «План местности». Эти знания и умения вы будете приобретать постепенно из урока в урок.

Для того чтобы читать план местности, необходимо • знать:

1) основные топографические знаки;

Условные знаки — это азбука карты. Без знания их нельзя понять изображение местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу.

2) что такое масштаб;

3) основные и промежуточные стороны горизонта;

4) что такое абсолютная и относительная высота;

5) что такое горизонтали, бергштрихи, отметки отдельных высот; • уметь:

1) определять объекты, пользуясь условными знаками;

2) определять расстояния;

3) определять направления по плану местности;

4) определять абсолютную и относительную высоту точек;

5) определять направление повышения (понижения) местности;

6) сравнивать склоны по крутизне.

2. По плану местности в атласе выполните в тетради следую­щие задания.

1) Перечислите природные объекты и объекты, созданные человеком.

2) Расстояние на плане уменьшено в 500 раз, запишите масш­таб численный, именованный, изобразите линейный.

3) Расстояние на плане уменьшено в 3000 раз, запишите масш­таб численный, именованный, изобразите линейный.

4) В каком направлении и на каком расстоянии от мельницы на вершине холма находятся паромная переправа? Домик лесника? Железнодорожная станция? Родник?

5) Определите расстояние от родника до домика лесника по прямой.

6) Составьте схематичный план участка местности способом полярной съемки. Масштаб: в 1 см 100 м.


Ю-В 350 м кустарник

С-3 400 м лиственное дерево

С-В 250 м редкий лес

Ю 500 м родник

3 550 м колодец


7) Определите абсолютную высоту холма, на котором расположена ветряная мельница. Какой склон холма более пологий: северо-западный или юго-восточный? '

8) Чему равна абсолютная высота местности, на которой находится родник? Колодец к югу от села Добрынине?

9) Изобразите холм: северный склон крутой, южный пологий.

10) Изобразите впадину: северо-западный склон крутой, юго-восточный пологий.

11) Абсолютная высота холма 14 м, северо-восточный склон крутой, юго-западный пологий. Изобразите этот холм горизонталями, горизонтали проведите через 3 м.

12) Будет ли видна от села Ладогино плотина через реку Мечота? Ответ объясните.




Практическая работа № 2

Ориентирование на местности.


Цели работы: 1. Получить представление о способах глазомерной съемки.

2. Научиться производить глазомерную съемку небольшого участка местности, фиксировать результаты проведенной работы.


Последовательность выполнения работы

1. Подготовительный этап (осуществляется дома). Изучите дома § 7, подготовьте планшет и все необходимое оборудование, потренируйтесь в его использовании. Обратите внимание на то, как определяется масштаб съемки (пункт 2 параграфа), как ориентируется планшет и определяются направления на предметы (пункт 3), как измеряются расстояния (пункт 4).

Глазомерную съемку с планшетом можно вести двумя способами: а) снимать с одной точки — полюса (полярная съемка); б) двигаться по выбранному маршруту (маршрутная съемка).

Для успешного выполнения работы на уроке дома изучите спо­собы глазомерной съемки (полярная и маршрутная), описанные в § 8. Определите, какой из описанных видов съемки вы будете использовать для выполнения задания на уроке.

2. Составление плана школьного двора (работа выполняется на Уроке). Пользуясь выбранным способом, составьте план школьного двора.

3. Завершение работы. Окончательное оформление планов закон­чите дома.



Практическая работа № 3

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы


Цели работы: 1. Проверить и закрепить свои знания местоположения объектов гидросферы (океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, реки, водопады, озера).

2. Научить обозначать на контурной карте объекты гидросферы


Последовательность выполнения работы

1. Изучите текст § 24.

2. Нанесите на контурную карту полушарий океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, встречающиеся в тексте параграфа.

3. Какие из этих объектов можно нанести на контурную карту России? Сделайте это.

4. Нанесите на контурную карту полушарий следующие объекты: реки — Волгу с притоками Ока, Москва, Кама; Енисей с притоком Ангара; Обь с притоками Бия, Катунь, Иртыш; Амазонку; Нил, Конго; Терек; Амударью;

водопады — Анхель, Ниагарский. Какие из этих объектов можно нанести на контурную карту России? Сделайте это.

5. Нанесите на контурную карту полушарий озера: Каспийское, Байкал, Аральское, Сарезское, Мертвое, Ладожское, Онежское. Какие из этих озер можно нанести на контурную карту России? Сделайте это.



Практическая работа № 3


Определение по картам географического положения одного из океанов, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, основных видов хозяйственной деятельности


Цели работы: 1. Научиться определять по картам географичес­кое положение океана, его относительные размеры, преобладаю­щие и максимальные глубины, прогнозировать возможности его использования человеком.

2. Результаты работы уметь показать на контурной карте.


Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь картой океанов в атласе, составьте описание океана, указанного учителем, по предложенному плану.


План характеристики океана

1. Название океана.

2. Его относительные размеры.

3. В каких полушариях находится.

4. Какие материки омывает.

5. Береговая линия: указать моря, заливы, проливы, полуострова.

6. Самые большие острова в его границах.

7. Рельеф дна: средняя и максимальная глубина, хребты, котловины, есть ли шельф — широкий или узкий.

8. Течения (указать холодные и теплые).

9. Виды хозяйственной деятельности человека.



2. На контурной карте подпишите название океана, материки, омываемые им, элементы береговой линии (моря, заливы, проливы, полуострова), самые большие острова в его границах, укажите максимальную глубину, подпишите названия крупных хребтов и котловин. Стрелками покажите течения и подпишите их названия.

3. Условными знаками (знаки легенды карты придумайте самостоятельно) покажите виды хозяйственной деятельности в океане.

4. В условных обозначениях не забудьте объяснить значение условных знаков.


Практическая работа № 4


описание географического объекта

Цели работы: 1. Научиться определять по карте географическое положение, высоту гор и равнин, высоту и географические координаты отдельных вершин.

2. Научиться обозначать на контурной карте объекты литосферы (горы, равнины, их отдельные высоты, вулканы).

Последовательность выполнения работы

1. Определите географическое положение гор (равнин), назван­ных учителем.

План определения географического положения гор

1. Найти горы, назвать и показать их на карте.

2. Определить, к каким горам по высоте они относятся.

3. На каком материке и в какой его части расположены горы.

4. Между какими меридианами и параллелями они находятся.

5. В каком направлении и на сколько километров протянулись (приблизительно).

6. Положение гор относительно других объектов (соседние равнины, океаны, моря, реки и т. д.).

План определения географического положения равнин

1. Найти равнину, назвать и показать на карте.

2. Определить, к какому типу равнин по высоте относится.

3. На каком материке и в какой его части расположена.

4. Между какими меридианами и параллелями она находится.

5. В каком направлении вытянута равнина, на сколько километров в длину и ширину (приблизительно).

6. Как расположена относительно других объектов (соседние горы, моря, реки и др.).

Прием определения высоты гор и равнин

1. Показать горы (равнины); установить, каким цветом они изображены.

2. Найти цвет (цвета) на шкале высот и, прочитать соответствующую ему высоту.

3. Найти самую высокую вершину, прочитать ее высоту.

4. Сделать вывод, к какому типу по высоте относятся горы (равнины).


2. Нанесите на контурную карту полушарий горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Уральские, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно на­нести на карту России, и сделайте это.

Обозначение гор на контурной карте

1. Определив географическое положение гор на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить горы коричневой линией, показывающей направление главного хребта, обратив внимание на точность нанесения этой линии относительно основных ориентиров.

3. Надписать название гор вдоль обозначенной линии.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначены горы.



3. Нанесите на контурную карту полушарий равнины: Амазонскую, Восточно-Европейскую, Среднерусскую, Валдайскую, Прикаспийскую, Западно-Сибирскую, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье. Из предложенного списка выберите те объекты, которые можно нанести на контурную карту России, и сделайте это.


Обозначение равнин на контурной карте

1. Определив географическое положение равнины на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Надписать название равнины на контурной карте так, как это сделано на карте физической.



4. Определите название, высоту и географические координаты высочайших вершин каждого материка. Обозначьте эти объекты на контурной карте.

5. Определите название и географические координаты крупнейших вулканов каждого материка. Обозначьте их на карте.


Обозначение на контурной карте других объектов литосферы (вулканы, отдельные вершины)

1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.

3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.



Практическая работа № 5


Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры»

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды, обработка результатов, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков.

Выявление причин изменения погоды


Цели работы: 1. Научиться давать описание погоды, объяснять причины ее изменения.

2. Научиться обрабатывать материалы наблюдения за погодой: строить розу ветров, диаграм­мы облачности и осадков.


Последовательность выполнения работы

1. Изучив текст учебника на с. 134—137 (пункт 4), определите условия образования основных видов облаков (кучевые, слоистые, перистые).

2. Пользуясь рис. 82 на с. 136, своими наблюдениями, зарисуйте основные виды облаков, укажите высоту их образования.

3. Составьте диаграмму осадков по сезонам года. Для этого:

• подсчитайте среднее количество осадков по сезонам года! (в зимние, весенние, летние и осенние месяцы) и их общее количество за год.

Например, в зимние месяцы среднее количество осадков — 36 мм в весенние — 45 мм, в летние - 78 мм, в осенние - 48 мм.

Общее количество осадков за год ~ 600 мм.

• Постройте диаграмму распределения осадков по сезонам года, как это показано на рис. 1, но используя данные своих наблюдений. Столбцы диаграммы по каждому сезону закрасьте разным цветом.


Сделайте вывод об изменении количества осадков в тече­ние года. На какой из сезонов в вашей местности приходится их наибольшее количество?

4. По материалам календаря погоды постройте розу ветров месяц. Способ построения розы ветров описан в учебнике на с. 131-132, рис. 79.


Сделайте вывод о том, какие ветры преобладают в вашей местности.

5. Постройте розу ветров и диаграмму облачности. Для этого:

проанализируйте данные своих наблюдений за месяц и обобщите их в виде таблицы.

Направление ветра и количество дней с таким направлением


С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

3

СЗ

Показатели облачности:

Ясно Облачно

Переменная облачность

Всего дней










Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рис. 2, но используя данные своих наблюдений.


Сделайте вывод о зависимости облачности от направления; ветра и объясните причины этой зависимости. 6. Опишите погоду за день по предложенному плану.



План описания наблюдаемой погоды

1. За какой промежуток времени (день, неделя, месяц) дается описание погоды.

2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3. Осадки, их общее количество и время выпадения.

4. Облачность, распределение облачности (в течение дня, нeдели, месяца).

5. Атмосферное давление, изменение давления.

6. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность,

7. Вывод о причинах изменения погоды.






Практическая работа № 6

Проведение простейших метеонаблюдений.


Цели работы: 1. Установить особенности суточного хода температуры воздуха.

2. Научиться строить графики температуры по материалам календаря погоды.


Последовательность выполнения работы

1. По материалам календаря погоды начертите график изменения температуры воздуха за сутки. Предварительно подсчитайте, сколько клеточек займет вертикальная ось, если одна клеточка соответствует Г С, и сколько - горизонтальная ось (2 клеточки -один срок наблюдений). Рядом с температурой в утренние, полуденные и вечерние часы отмечайте высоту Солнца над горизонтом.

2. По графику определите:

• когда температура воздуха была самой низкой?

• Когда температура воздуха была самой высокой? '

• Чему равна суточная амплитуда температуры?

• Чему равна средняя суточная температура?

3. Сделайте вывод о зависимости между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха. Краткий вывод запишите.

4. Сравните результаты своей работы с результатами работы других групп. Всегда ли в определенные часы при одинаковой высоте Солнца над горизонтом температура воздуха была одинаковой? Сравните суточную амплитуду температур и среднюю суточную температуру.

5. Сделайте вывод, какие еще причины, помимо высоты Солнца над горизонтом, оказывают влияние на суточный ход температуры.

Практическая работа № 7

Определение основных элементов речной системы.


Цели работы: 1. Научить характеризовать реку по карте.

2. Установить зависимость между рельефом, направлением и' характером течения.


Последовательность выполнения работы

1. Пользуясь физической картой полушарий или физической картой России, опишите одну из рек, указанных учителем, по предложенному плану.

План определения географического положения реки

1. Назвать и показать реку.

2. На каком материке и в какой его части расположена река.

3. Между какими меридианами и параллелями.

4. Как расположена относительно форм рельефа: где начинается, в каком направлении течет, куда впадает, примерная длина, к бассейну какой реки (или озера, моря, океана) относится.

2. Ответьте на вопрос: как река используется человеком?
























Контрольно-измерительные материалы

Итоговое тестирование


  1. Название «география» в переводе с греческого языка означает:

а) землеведение б) землеописание в) землепользование г) земледелие

  1. Впервые термин «география» ввел: а) Птолемей б) Аристотель в) Эратосфен г) Коперник

    1. Открытие Америки __

    2. Открытие морского пути в Индию __

    3. Открытие Антарктиды __

    4. Одно из первых путешествий европейцев в Китай __

    5. Первое кругосветное плавание ___

    А) Васко да Гама;

    Б) Магеллан;

    В) Колумб;

    Г) Беллинсгаузен; Лазарев

    Д) Марко Поло.

    Подбери пары.
  2. Дhello_html_m538e9f76.pngля изображения географического объекта на плане местности картографом использован следующий условный знак: || || || Укажите название данного объекта

А.фруктовый сад Б. смешанный лес В. одиночный куст. Г. луг

  1. Если именованный масштаб карты в 1 см 2 км, то численный масштаб: А. 1:2000 Б. 1:20000 В. 1:200000 Г.1:2000000

  2. На рисунке изображен(а): а) холм б) ровное место в) впадина

  3. Прибор для определения сторон горизонта:

а) нивелир б) масштаб в) компас г) глазомер

  1. Какова истинная форма Земли: А. сфероид Б. шар В. эллипсоид Г. геоид

  2. Уменьшенное изображение поверхности земли и её частей на плоскости при помощи условных знаков называют: а) глобус б) географическая карта в) план местности

  3. Оhello_html_m4d4fede1.pngпределите координаты острова 20° ю. ш. и 45° в. д.
    а) Исландия б) Мадагаскар в) Тасмания г) Шри-Ланка

  4. Какому направлению соответствует стрелка А В на карте Австралии?

    1. запад

    2. северо-восток

    3. восток

    4. юго-запад


  1. Какая страна находится южнее США или Индия? (подчеркни)

  2. Назовите материк, который пересекает все меридианы Земли

а) Африка б) Австралия в) Антарктида г) Арктика

  1. Все неровности земной поверхности называются:

а) азимутом б) рельефом в) горизонтом г) планом


  1. Кhello_html_484bbbae.pngакой буквой на фрагменте

карты мира обозначена

параллель 20° с.ш.

А

В

С

D


hello_html_m1eba57dd.png

  1. На рисунке буквой «Б» обозначено(а):

1) ядро 2) мантия 3) земная кора

  1. Установите соответствие:

Виды горных пород: Примеры:

1) магматические а) песок, торф

2) осадочные б) гранит, базальт

3) метаморфические в) мрамор, кварцит

  1. Установите соответствие:

  1. кратер __

а) канал, по которому поднимается магма

  1. жерло __

б) излившаяся на поверхность магма

3. лава __

в) отверстие на вершине вулкана


  1. Из всех гор планеты Гималаи самые: а) низкие б) высокие в) разрушенные г) протяженные

  2. Самый большой остров мира - ____________________________

  3. Найдите соответствие:

ОСОБЕННОСТИ ОКЕАНОВ

1) Самый большой а) Атлантический

hello_html_10da1d8c.jpg2) Самый протяженный б) Индийский

3) Самый холодный в) Тихий

4) Самый теплый г) Северный ледовитый

  1. Самое соленое и теплое море:

а) Балтийское б) Красное в) Аравийское г) Охотское

  1. Какой буквой на карте мира обозначен Магелланов пролив?

А , В, С, D (подчеркни)

  1. Главная река со всеми притоками образует:

а) водораздел б) речную систему

в) бассейн реки г) речную долину

  1. Самая многоводная река мира: а) Амазонка б) Конго в) Нил

  2. Самая длинная река мира: а) Волга б) Янцзы в) Нил

  3. Самое глубокое озеро Земли - _________________

  4. Жителей морского дна называют: А) нектон Б) планктон В) бентос Г) водоросли

  5. Слой атмосферы, где происходят все погодные явления, -

а) стратосфера б) тропосфера в) озоновый г) мезосфера

  1. Ошибочной является схема нагрева атм. воздуха:

а) Солнце - нагрев з.п. – нагревание воздуха б) Солнце – нагревание воздуха – нагрев з.п.

  1. Самая низкая температура воздуха зафиксирована на материке:

а) Евразия б) Северная Америка в) Антарктида г) Арктика

  1. Атмосферный воздух в основном состоит из:

а) водорода и кислорода б) углекислого газа и водяного пара

в) азота и углекислого газа г) кислорода и азота

  1. Дополните предложение: 22 декабря день длиннее ночи в (Северном / Южном) полушарии. (подчеркни)

  2. Какая из сфер Земли включает части всех других оболочек?

а) биосфера б) литосфера в) гидросфера г) атмосфера

  1. Сейчас на Земле живет:

а) 12 млрд. чел. б) 6,6 млрд. чел. в) 9,5млрд. чел. г) 4 млрд. чел.








№ вопроса

ответы:


количество баллов

Б

1

В

1

1В, 2А, 3Г, 4Д, 5Б

4

Г

1

В

1

А

1

В

1

Г

1

Б

1

Б

1

3

1

Индия

1

В

1

Б

1

А

1

2

1

1Б, 2А, 3В

3

1В, 2А,3Б

3

Б

1

Гренландия

1

1В, 2А, 3Г, 4Б

4

Б

1

С

1

Б

1

А

1

В

1

Байкал

1

В

1

Б

1

Б

1

В

1

Г

1

Южном

1

А

1

Б

1

ИТОГО баллов


45



Критерии оценивания:

«5» - 40-45 баллов

«4» - 31-39 баллов

«3» - 23- 30 баллов

«2» - 22 балла и менее









hello_html_88ab891.gif






Топографический диктант.

Вариант 1.

Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.

Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.








































Материально-техническое обеспечение 

Технические средства обучения.

1.Компьютер в сборке FROMOZA EL 500

2.Проектор Epson


Оборудование

1. Физическая карта мира 1:20000000 или 1:25000000

2. Физическая карта мира ( к\к ) 1:20000000 или 1:25000000

4. Великие географические открытия 1:27000000

5. Глобус

6.Топографические карты

7.Коллекции горных пород

8. календари погоды,

9.компас, нивелир, визирная линейка, планшет, рулетка, термометр, барометр, гигрометр,

10. Портреты великих путешественников.



Перечень учебно-методического обеспечения


Для учителя:

  1. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.М:ВАКО, 2010, 304с.

  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.М:ВАКО, 2005, 288с.

  3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы/ под ред. И.И. Бариновой. М: Школа-Пресс, 2001, 144с.

  4. Крылова О.В. Интересный урок географии. М: просвещение, 2000, 95с.

  5. Торопова Т.К. География.6-9 классы:тесты, викторины.Волгоград: Учитель, 2009,135с.

  6. Зотова А.М. Игры на уроках географии 6-7 классы.М:Дрофа,2004, 127с.

  7. Воробцова Т.Н. География.6 класс, поурочные планы . Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

  8. Горбатова О.Н. география.6-11 классы. Технология решения творческих задач. Волгоград: Учитель, 2010, 165с.

  9. журнале "География в школе", в газете "География" (приложение к "Первое сентября")

  10. Интернет ресурсы:


Для учащихся: О.А.Климанова Землеведение М. «Дрофа», 2009.

  1. Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы” Москва 2003.

  2. Энциклопедия для детей “Аванта+. Тома «География», «Геология».

  3. Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия” 2001- 2003 год.

  4. Журнал «География для школьников»



Используемый УМК:

1. Примерная программа основного общего образования по географии, 2009;

2.О.А.Климанова « Землеведение «6 класс – М.: Дрофа, 2009;

3. Атлас. География Начальный курс 6 класс;

4. Контурные карты, 6 класс;

5.СД «Уроки географии Кирилла и Мифодия.6 класс»;

6. “Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-10 классы” Москва 2003.


Методические пособия:

1. Воробцова Т.Н. География.6 класс, поурочные планы . Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

2. Горбатова О.Н. география.6-11 классы. Технология решения творческих задач. Волгоград: Учитель, 2010, 165с.

3. Зотова А.М. Игры на уроках географии 6-7 классы.М:Дрофа,2004, 127с.

4. Крылова О.В. Интересный урок географии. М: просвещение, 2000, 95с.

5.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.М:ВАКО, 2005, 288с.

6. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.М:ВАКО, 2010, 304с.

7.Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии 6-10 классы/ под ред. И.И. Бариновой. М: Школа-Пресс, 2001, 144с.

8.Торопова Т.К. География.6-9 классы:тесты, викторины.Волгоград: Учитель, 2009,135с.

9. Интернет ресурсы:


Дидактические материалы:

  1. Баранчиков Е.В и др. География Земли: 6 кл. задания и упражнения. М:Просвещение,2007,144с.

  2. Герасимова Т.П., Сафонов Л.П. Задания для проверки знаний учащихся по курсу физической географии.М:Просвещение, 1975,96с.

  3. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии..М: Прсвещение, 1987, 1128с.

  4. Ладилова Н.Н. Дидактические материалы по физической географии: 6 кл. М:Просвещение,1998.,142с.

  5. Петрова Н.Н. Школьный практикум. Начальный курс географии. 6 класс.М:Дрофа, 1999,64с.

  6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии6-10 классы. М:Дрофа, 1996,192с.

  7. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии:из опыта работы. М:Просвещение, 1990,96с.






Интернет-ресурсы.

-  http://geo.1september.ru - газета «География» Издательского дома «Первое сентября»,

- http://maps.google.com - масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл»,

- www.gismeteo.ru - прогнозы погоды и синоптические карты,

- www.klimadiagramme.de -  климатограммы  по метеостанциям всех континентов мира,

- www.kosmosnimki.ru - сайт космических снимков территории России,

- www.ecosystema.ru - фотографии географических объектов Российской Федерации,

- http://zapoved.ru - сайт «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации»,

- www.rusnations.ru - Интернет-портал «Лица России»,

- www.world-gazetteer.com - данные по численности населения городов, стран и территорий мира,

- http://wikimapia.org - космические снимки большого разрешения с возможностями дешифрования объектов.


12


Рабочая программа по географии,6 класс
  • География
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «география» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта   общего образования по географии 2012г. и примерной программы для основного общего образования  по географии 2012г., авторской программы А.В.Румянцева, Э.В.Кима, О.А.Климановой. В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 час в году-35 уроков ,один из них-резерв.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «О.А.Климановой» География.6кл. Землеведение» М.: Дрофа 2009

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель изучения географии в 6 классе:  заложить основы географического образования учащихся.

Изучение предмета «география» способствует решению следующих задач:

1) Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

2)Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

3)Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

4)Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

5)А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В ходе изучения курса в каждом занятии предусмотрены практические работы различной степени сложности, направленные как на освоение и закрепление материала, так и  на осознание более широкого практического применения теоретических знаний.

Рабочая программа состоит из введения и  трех разделов. Введение раскрывает задачи географии как науки, знакомит учащихся с историей развития знаний о Земле.

«Виды изображений поверхности Земли» – важный раздел курса, состоящий из тем «Изображение Земли на плане и карте» и «История открытия и освоение Земли». Изучение плана и географической карты закладывает информационную базу для дальнейшего изучения геосфер.

«Природа Земли» - ключевой раздел курса, формирующий представления учащихся о геосферах.  Цельтемы «Литосфера» -  раскрыть взаимосвязь литосферы и внутренних оболочек Земли. Содержание темы «Гидросфера» отражает представление о водной оболочке как о сфере, связывающей все геосферы Земли.  Изучение темы «Атмосфера» направлено на понимание значения атмосферы для развития жизни на Земле.

Эффективное усвоение содержания начального курса географии возможно на основе целостного подхода к учебной деятельности, который предполагает использование групп методов обучения: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Уроков итогового контроля не предусмотрено, в связи с тем, что промежуточный контроль входит в комбинированные уроки и  отсутствием резерва времени.

 

 

Автор Савич Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1238
Номер материала 16360
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓