1. Пояснительная
записка
Целью школьного
физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
•
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
•овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений,
ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых,
выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к
тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и
др.) в ходе двигательной деятельности.
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, учебным планом МАОУ СОШ № 59, примерной программы физического
воспитания учащихся 1-4 классов (авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, М; Просвещение
2010, в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
2. Характеристика учебного предмета
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных
учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического
воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения —
физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй
половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические
упражнения и игры на удлинённых переменах, физкультурно-массовыми и спортивными
мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные
праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается
формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и
потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом,
овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю
физическую подготовленность.
3.
Место предмета в учебном плане
Курс
«Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего
405 ч): в 3
классе— 102 ч. Данная
программа является составной частью общей программой по физической культуре
образовательного учреждения и составлена на третий час физической культуры.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён
приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час
учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной
активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных
систем физического воспитания».
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 ч в неделю.
1
четверть – 9 часов
2
четверть – 7 часов
3
четверть – 9 часов
4
четверть – 9 часов
4.
Описание ценностных ориентиров
учебного предмета.
Система
физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы
занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благо
приятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных
способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего
развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного
и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного
процесса.
Решая
задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность
на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое
и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и
мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание
моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого
применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня
физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных
занятий.
Программа
состоит из трех разделов: «Знания
о физической культуре» (информационный
компонент), «Способы
физкультурной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое
совершенствование» (мотивационный
компонент).
Содержание
первого раздела «Знания
о физической культуре» соответствует
основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о
природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).
Раздел
«Способы
физкультурной деятельности» соотносится
с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах
организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической
подготовленностью учащихся.
Содержание
раздела «Физическое
совершенствование» ориентировано
на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и
укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно
важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных
видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной
направленностью.
Содержание
программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и
вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и
обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная
адаптация к жизни в человеческом обществе.
Вариативная
часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных
способностей детей, региональных и местных особенностей работы школы.
5.Личностные,
метапредметные и предметные результаты
Личностные
результаты
•
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
результаты
•
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и
социализации;
* овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост,
масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости).
6. Содержание
учебного предмета, курса.
№
п/п
|
Наименование
раздела
|
Кол-во
часов
|
Содержание
учебного
материала
(дидактические
единицы)
|
Количество
проверочных
и контрольных
работ
|
Первое полугодие: 16 ч.
|
1
|
Основы
знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
|
6
|
Здоровье
и физическое развитие человека. Строение тела человека, положение тела в
пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений
(вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при
их выполнении. Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы, роль
зрения и слуха при движениях и передвижениях
человека. Влияние физических упражнений,
закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление
здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость,
выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на
развитие физических качеств и правила их самостоятельного
выполнения. Обучение
движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию
осанки и развитию мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий
физическими упражнениями.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование
физических качеств. Овладение приемами саморегуляции,
контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения. Измерение
массы тела. Приемы измерения пульса.
|
|
2
|
Подвижные
игры
|
10
|
Названия
и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и
безопасность. Закрепление и совершенствование навыков бега, развития скоростных
способностей, ориентирование в пространстве, метаний на дальность и точность,
развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции,
ориентированию в пространстве. Овладение элементарными технико -тактическими
взаимодействиями.
|
|
Второе полугодие: 18 ч.
|
3
|
Подвижные
игры
|
8
|
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование,
организация, правила поведения и безопасность. Закрепление и
совершенствование навыков бега, развития скоростных способностей,
ориентирование в пространстве, метаний на дальность и точность, развитие
способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию
в пространстве. Овладение элементарными технико -тактическими
взаимодействиями.
|
|
4
|
Подвижные
игры, связанные с региональными и национальными особенностями
|
10
|
Особенности
национальных видов спорта, названия (прыжки через нарды, тройной национальный
прыжок, метание аркана на хорей). Правила, оборудование и условия проведения
подвижных игр народов Севера.
|
|
7. Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Основные
виды учебной деятельности учащихся
|
Первое полугодие: 16 ч.
|
1
|
Основы
знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы
саморегуляции и самоконтроля
|
6
|
Применяют
навыки:
- способов саморегуляции и самоконтроля;
-понятия: эстафета, темп, длительность бега; -команды
«Старт», «Финиш». -влияние
бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в
прыжках, беге и метаниях; -технику безопасности
на уроках; -тexничecки
пpaвильнo выполняют минимaльныe тpeбoвaния к двигaтeльнoй пoдгoтoвлeннocти.
|
2
|
Подвижные
игры
|
10
|
Играют
в игры с бегом, прыжками, метаниями.
|
Второе полугодие: 18 ч.
|
3
|
Подвижные
игры
|
8
|
Применяют
на уроках знания:
-названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила
проведения и безопасность.
|
4
|
Подвижные
игры, связанные с региональными и национальными особенностями
|
10
|
|
Итог: 34 ч.
|
8.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
|
Основная
|
Для учителя.
|
1. Лях
В.И., Зданевич А.А. Пpoгpaммa
физичecкoгo вocпитaния yчaщиxcя нaчaльнoй шкoлы (I—IV клaccы). — M.: Шкoльнaя
Пpecca, 2004. — 16с. («Haчaльнaя
шкoлa: вocпитaниe и oбyчeниe. Пpилoжeниe к жypнaлy «Дoшкoльник. Mлaдший
шкoльник». Bып. 5).
2. Е.М
Минский Игры и развлечения в группе продлённого дня Пособие для учителя. М..,
«Просвещение» 1983г.
3. В.И.
Ковалько Школа физкультминуток. Мастерская учителя. М., «ВАКО» 2005г.
|
Для учащихся
|
|
Дополнительная
|
Для учителя
|
1.
Серия «Эрудит» ООО «ТД « Издательство Мир книги», 2006г.
2.
Детская энциклопедия Издательство «Педагогика» Москва 1971г. Что такое? Кто
такой? Для младшего школьного возраста. Издательство «Педагогика», 1975г.
|
Для учащихся
|
|
Интернет-ресурсы
|
|
Оборудование и приборы
|
Бревно
гимнастическое напольное, козёл гимнастический, канат для лазания,
перекладина гимнастическая пристеночная, стенка гимнастическая, скамейка
гимнастическая, палка гимнастическая, скакалка детская, мат гимнастический,
лыжи с креплениями и палками, щит баскетбольный тренировочный, сетка
волейбольная мячи: набивные, волейбольные, баскетбольные, футбольные.
|
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 59
«Перспектива» г.
Липецка
Согласовано
Утверждаю
на заседании
методического приказом
№ 277 от 28.08.2014 г.
объединения
учителей
Директор
МАОУ СОШ № 59
Протокол
№1
«Перспектива» г.
Липецка
от 28.08.2014
г.
_____________
Р.А.Гладышева
Рабочая
программа
по
физической культуре
для
3 класса
(Образовательная
система
«Начальная
школа XXI века»)
на
2014-2015 учебный год
Учитель
начальных классов –
Аникеева Людмила Викторовна
г.
Липецк
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.