МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 7 ИМ. О. КАЗАНСКОГО.
« Утверждаю»
Директор МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.
Приказ
№____ от
«____»____________20____г.
___________ Авилова О.В.
Рабочая
программа
по
физике
Ступень образования: основное
общее образование
Уровень обучения: базовый для
9 класса
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
Составитель: Кучкова
Елена Николаевна, учитель физики высшей категории.
по учебному
плану в год 68 часов, в
неделю 2 часа
Программа составлена на основе Примерной программы
основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А.
Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9
классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по физике 2009, Издательство ООО
«Дрофа» .
Программа обеспечивается:
учебно-методическим комплектом (учебник
включён в Федеральный перечень): «Физика 9», автор
Е. М. Гутник, А.В. Пёрышкин. 2010. Издательство ООО «Дрофа»
ст.
Егорлыкская
2014 г.
Пояснительная
записка к рабочей программе по физике для 9 класса.
Физика как наука о
наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе,
вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает
роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования
основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует
уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного
познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление
школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении
всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела
«Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение
физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает
школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об
окружающем мире.
Знание физических
законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии,
технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе
основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных
форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе
изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными
законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
ü освоение знаний о
механических, электромагнитных, квантовых явлениях, величинах, характеризующих
эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания
природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
ü овладение умениями
проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты
наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
ü развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
ü воспитание
убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике
как к элементу общечеловеческой культуры;
ü использование
полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны
окружающей среды.
Рабочая
программа по физике для 9 класса разработана в соответствии с правовыми и
нормативными документами:
§ Федеральным
законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
§ Федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым приказом
Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
§
базисным
учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утв.
приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312;
§ федеральным
перечнем учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования, на 2014-2015 учебный год.
§ санитарно
- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
§ положением
о разработке и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.
Казанского, утверждённым приказом МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского, со ссылкой
на Устав МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского
Данная
рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (инвариантная часть
учебного плана) в соответствии с учебным планом школы.
Рабочая
программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы
основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А.
Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9
классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по физике.
Примерная
программа опубликована в сборнике «Программы для общеобразовательных
учреждений. Физика. Астрономия». Рекомендована Департаментом общего среднего
образования Министерства образования РФ. Издательство Дрофа, 2011г.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина
А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный
Министерством образования и науки РФ.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная
система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений
физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления
законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая
постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ
учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части
курса: 4 лабораторных работы, 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных
работ, календарно-тематическое планирование курса.
Для
реализации практической части выбран задачник «Сборник задач по физике», автор
В.И. Лукашик. Данный задачник проверен многолетней
практикой преподавания физики в школе, входит в учебный комплект ко всем
ученикам физики для 7-9 классов.
Количество
лабораторных работ полностью обеспечивает возможность достижения практических
умений учащихся в связи с требованием уровню подготовки.
Предложенное
календарно-тематическое планирование является гибким и позволяет в случае
возникшей необходимости соединить два урока в один или разбить один урок на
два.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
ü смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна,
атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
ü смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила,
импульс;
ü смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения импульса и механической энергии;
уметь
ü описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию,
преломление и дисперсию света;
ü использовать физические приборы и измерительные инструменты
для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
ü представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний
нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы
груза и от жесткости пружины;
ü выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы;
ü приводить примеры практического использования физических
знаний о механических, электромагнитных явлениях;
ü решать задачи на применение изученных физических законов;
ü осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с
помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения
безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки
безопасности радиационного фона.
Учащиеся должны знать и уметь:
Законы взаимодействия и движения
тел:
Понятия:
определения поступательного движения, материальной точки, системы отсчёта,
прямолинейного равномерного и неравномерного движения, скорости и ускорения при
неравномерном движении, их формулы для вычисления и единицы измерения.
Законы и
принципы:
формулировки трёх законов Ньютона, относительного движения, закона сохранения
импульса, определения инерциальных систем отсчёта, ускорения свободного
падения, прямолинейного и криволинейного движения, формулы для расчёта
скорости, координаты при движении тела вертикально вверх, при взаимодействии
тел.
Практическое применение: определять
мерность системы координат для данного движения, находить проекции вектора на
заданные оси, пользоваться уравнениями скорости и координаты для построения
графиков движения, решать задачи с использованием формул равномерного и
неравномерного прямолинейного движения, использовать законы Ньютона для решения
задач (качественных и количественных), уметь выполнять чертёж по условию задачи
и находить проекцию вектора на выбранную ось, показывать на чертеже направление
вектора скорости и ускорения тела при прямолинейном и криволинейном движениях,
использовать закон сохранения импульса для решения задач и указывать его
применение в технике, быту и природе.
Механические колебания и волны.
Звук.
Понятия: определения
колебательного движения, амплитуды, периода и частоты колебания, свободных и
вынужденных колебаний, волны, продольной и поперечной волны, длины волны;
процесс перехода кинетической и потенциальной энергии при колебательном
движении.
Законы и
принципы:
формулы для расчёта периода, частоты, амплитуды колебания, длины и скорости
волны, их единицы измерения; характеристику звуковых волн (высота, тембр,
громкость); процесс распространения звуковых волн.
Практическое
применение: решать
задачи на нахождение периода, частоты, амплитуды колебательного движения; длины
и скорости волны; рассчитывать энергию колебательного движения; различать
продольные и поперечные волны, сравнивать скорость распространения звука в
различных средах, объяснять явление отражения звука и указывать его применение
в технике и природе.
Электромагнитное поле.
Понятия и
определения:
определения магнитного поля, однородного и неоднородного магнитного поля;
направление линий, характеризующих магнитное поле, правило левой руки,
определение индукции магнитного поля, магнитного потока, явления
электромагнитной индукции; определение переменного электрического тока, эл.маг.
поля и эл.маг. волны.
Законы и
принципы:
законы преломления, физический смысл преломления, определение дисперсии, типы
спектров
Практическое
применение: устройство
и принцип работы конденсатора, свойства колебательного контура, принципы
радиосвязи, графически изображать линии магнитно поля, указывать
направление тока и линий магнитной индукции, пользоваться правилами левой руки,
правой руки, правого буравчика; наблюдать и объяснять явление электромагнитной
индукции, объяснять электромагнитную природу света, объяснять колебания в
колебательном контуре, принципы радиосвязи, преломление света, различать
спектры поглощения и излучения, решать качественные и расчетные задачи данной
темы
Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер.
Понятия: строение
атома, атомного ядра, правила смещения при радиоактивных превращениях, формулы
для расчёта энергии связи, дефекта масс, устройство и принцип работы ядерного
реактора, определение термоядерной реакции
Законы и
принципы:
опыты и явления, подтверждающие сложное строение атома; модель атома
Резерфорда;, состав атомного ядра, изотопы, ядерные силы, энергию связи,
радиоактивность, α-, β-, γ-излучения, экспериментальные методы регистрации
элементарных частиц.
Практическое применение:
решать
задачи, деление ядер урана и использование выделенной энергии на атомных
электростанциях, происхождение радиоактивных изотопов, их использование в
сельском хозяйстве, медицине, науке, применять защиту биологических организмов
от радиации; различать ядерные и термоядерные реакции; рассчитывать энергию
связи атомных ядер; решать задачи данной темы с использованием единиц измерения
в системе СИ и в эВ.
Формы
и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся, являются устный
и письменный опросы, контрольные и лабораторные работы.
К письменным формам контроля относятся:
самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний –
текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок,
а итоговая – по завершении каждого тематического раздела, по итогам
завершения школьного курса. В приложении к календарно – тематическому плану
приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и
умений учащихся, после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Требования
к уровню устного ответа обучаемого:
Оценка «5»
ставится в том случае, если учащийся:
- обнаруживает
верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей
законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий
законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц
и способов измерений;
- правильно
выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
- строит ответ по
собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять
знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
- может установить
связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»
ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,
но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет
знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом.
Оценка «3» ставится,
если большая часть ответа удовлетворяет основным требования к ответу на оценку
«4», но в ответе обнаруживаются пробелы; учащийся умеет применять полученные
знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но
затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
Оценка «2»
ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованием программы.
Оценка «1»
ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка
контрольных работ
Оценка
«5» ставится
за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка
«4»
ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка
«3»
ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы
или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной
грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех
недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка
«2»
ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки
3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка
«1»
ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Требования
к уровню оценки лабораторных работ:
Оценка «5»
ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу
в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов
и измерений;
- самостоятельно и
рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провёл в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал
требования безопасности труда;
- в отчёте
правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
- правильно
выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4»
ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся
допустил недочёты или негрубые ошибки.
Оценка «3»
ставится в том случае, если результат выполненной части таков, что позволяет
получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были
допущены ошибки.
Оценка «2»
ставится в том случае, если результаты не позволяют сделать правильных выводов;
если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
Оценка «1»
ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех
случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности
труда.
В соответствии с
требованиями регионального стандарта обучающиеся должны достичь следующего
уровня образованности:
Предметно-информационная
составляющая:
·
Знать
специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
·
Знать
основных деятелей, внесших в клад в экологическое развитие Урала;
·
Иметь
представление о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу
жизнедеятельности человека.
Деятельностно-коммуникативная
составляющая:
·
Уметь
соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях;
·
Уметь
использовать различные источники информации для повышения эффективности образования
и самообразования.
Содержание учебного предмета.
(68 часов)
Законы взаимодействия
и движения тел (28 часов)
Материальная точка.
Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики
зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и
равноускоренном движениях. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон
всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность
движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон
Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение..
Лабораторные
работы и опыты.
Исследование
равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения
свободного падения.
Механические
колебания.(11 часов)
Колебательное
движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные
колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период,
частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение
колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны.
Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость
звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические
колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения
звука.
Лабораторная
работа. Исследование
зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости
пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное
поле (16 часов)
Магнитное поле.
Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий
его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило
левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.
Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление
самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования
энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на
расстояние.
Электромагнитное
поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный
контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.
Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света
атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство
конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при
сложении света разных цветов.
Лабораторные
работы.
Изучение явления
электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Строение атома и
атомного ядра. 11 часов
Радиоактивность как
свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты
Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер.
Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения
и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная
модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила
смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия.
Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных
излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и
звезд.
Демонстрации.
Модель опыта
Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика
ионизирующих частиц.
Лабораторные
работы.
Изучение деления
ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по
готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Резерв - 4 часа
Материально
– техническое обеспечение
Учебно-методические пособия по физике 9 класс. Печатные
пособия.
1. Тематическое
и поурочное планирование к учебнику А.В Пёрышкин «Физика-9» -М., Дрофа, 2009
2. Сборник
задач по физике, В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, - М. Просвещение, 2008-10г.
3. Библиотека
электронных наглядных пособий. Физика 7 – 9 класс. Министерство образования
Российской Федерации М., «Дрофа»
4. Школа.
Физика. 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2008. .(CD – диск)
5.
Таблицы
6. Уроки
физики с применением информационных технологий. Методическое пособие с
электронным приложением. З.В. Александрова и др. М., «Глобус», 2009г.
7. Контрольно –
измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
·
знаний
основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос,
тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение
эксперимента)
·
приобретенных
навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе
выполнения лабораторных работ и решения задач)
·
развитых
свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики,
самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые
технические средства
- Комплект
школьного оборудования кабинета физики для изучения курса физики 9 класса.
- Персональный
компьютер.
- Мультимедийный
проектор.
Список
электронных приложений к урокам физики 9 класс
Амплитуда и период
колебаний пружинного маятника (11)
Амплитуда и период
колебаний нитяного маятника
Затухание
свободных колебаний
Камертон,
акустический резонанс
Модели поперечных
и продольных волн (10)
Отражение и
преломление волн (10)
Дифракция света
(20)
Интерференция
света
Дисперсия и
рассеивание света
Колеблющееся тело
как источник звука (10)
Влияние среды на
распространение звука
Отражение звуковых
волн
Измерение скорости
звука
Явление
электромагнитной индукции (30)
Правило Ленца
Счётчик Гейгера
(6)
Устройство и
действие бытового дозиметра
Камера Вильсона
Учебно-тематический
план
№
п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
Из них
|
лабораторные
работы
|
контрольные
работы
|
1
|
Законы взаимодействия и движения тел явления
|
28
|
2
|
2
|
2
|
Механические колебания
|
11
|
1
|
1
|
3
|
Электромагнитное
поле
|
16
|
1
|
1
|
4
|
Строение
атома и атомного ядра
|
11
|
-
|
1
|
5
|
Резерв
|
2
|
-
|
-
|
|
Итого
|
68
|
4
|
5
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.