Рабочая
программа по физике для 7- 9 классов.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ
ЗАПИСКА
1. Общая характеристика учебного предмета
Физика
как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем
мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для
решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых
знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить
при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального
раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики
как составном части общего образования состоит в том, что она вооружает
школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об
окружающем мире.
Знание
физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
2. ФИЗИКА.
7-9 КЛАССЫ
3.
Учебники:
Для
выполнения этой программы рекомендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»,
«Физика. 8 класс» и учебник А. В. Перышкина и Е. М. Гутник «Физика.
9 класс». Эти учебники включают весь необходимый теоретический материал по
физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и
доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или
иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые
помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться
применять законы физики на практике.
При
определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках
учитывались, в частности, традиции советской школы, а также необходимость
соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью
каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного
возраста.
В помощь учителю для каждого класса разработано
«Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В.
Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для
9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шарониной и Э. И. Дорониной
1) 7 класс
Автор А.В.Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.
2) 8 класс
Автор А.В.Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.
3) 9 класс
Авторы А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Изд-во Дрофа 2008 г.
4. Авторы программы:
Е. М. Гутник, А. В. Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.
Представленная
программа составлена в соответствии с новым, утвержденным в 2004 г.
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования по физике (далее — стандарт).
Согласно базисному
учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания
основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2
ч в неделю в каждом из трех классов.
Курсивом в тексте программы выделены:
1) те же вопросы, что и в обязательном
минимуме;
2) некоторые вопросы, включенные в программу
сверх указанных в обязательном минимуме и необходимые для изучения материала
стандарта.
Вопросы,
выделенные курсивом, подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню
подготовки выпускников и, соответственно, не выносятся на итоговый контроль.
В
обязательный минимум, утвержденный в 2004 г. вошел ряд вопросов, которых не
было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распределены по
классам следующим образом:
7
класс — центр
тяжести;
8 класс — термометр, психрометр,
холодильник; полупроводники, носители электрически
зарядов в полупроводниках,
полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;
9 класс — невесомость;
трансформатор; передача электрической энергии на расстояние; влияние
электромагнитных излучений на живые организмы; конденсатор, энергия
электрического поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные
колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические
спектры; поглощение и испускание света атомами; источники энергии Солнца и
звезд.
В связи с
введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом)
требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в
дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В совокупности
с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера,
содержащиеся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на выходе из 9 класса.
Названия
новых работ, включенные в курс для приобретения или совершенствования умения
«использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени... давления, температуры,
влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивного фона и оценки
его безопасности» в курс включены четыре новые работы:
1) «Измерение физических величин с учетом
абсолютной погрешности» (7 кл.);
2) «Измерение давления твердого тела на
опору» (7кл.);
3) «Измерение относительной влажности
воздуха» (8 кл.);
4) Измерение естественного радиационного фона
дозиметром» (9 кл.).
Назначение
второй группы новых работ заключается в формировании умений «представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: ...силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от
силы нормального давления, ...периода колебаний груза на пружине от массы
груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы
тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла
преломления от угла падения света».
Перечисленные
умения отрабатываются в работах:
5) «Исследование зависимости силы
упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины» (7 кл.);
6) «Исследование зависимости силы
трения скольжения от силы нормального давления» (7 кл.);
7) «Изучение зависимости периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины» (9 кл.);
8) «Исследование изменения со
временем температуры остывающей воды» (8 кл.);
9) «Исследование зависимости силы тока в
проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение
сопротивления» (8 кл.);
10) «Исследование зависимости угла отражения
от угла падения света» (8 кл);
11) «Исследование зависимости угла
преломления от угла падения света» (8 кл.).
Следует отметить, что девятая
работа фактически представляет собой старую работу по измерению сопротивления
участка цепи с некоторыми изменениями и добавлениям
ЦЕЛИ:
Изучение
физики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления;
законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных
явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые
измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения
разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших
технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при
решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
•
воспитание убежденности в возможности познания
законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к
творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой
культуры;
• использование полученных знаний и
умений
для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание
программы
7 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
1. Введение (4
ч)
Что
изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности
измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
1.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
2. Первоначальные сведения
о строении вещества (5
ч)
Молекулы.
Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул.
Различные состояния вещества и их объяснение на основе
молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
2. Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел
(21 ч)
Механическое
движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса
тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление
тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь
между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр.
Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3. Изучение зависимости пути от времени при
прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
4.
Измерение
массы тела на рычажных весах.
5. Измерение объема твердого тела.
6.
Измерение
плотности твердого тела.
7. Исследование зависимости силы упругости от
удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
8. Исследование зависимости силы трения скольжения
от силы нормального давления.
9. Определение центра тяжести плоской
пластины.
4. Давление твердых тел,
жидкостей и газов
(23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение
давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс.
Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт.
Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
10. Измерение давления твердого тела на опору.
11. Измерение выталкивающей силы, действующей
на погруженное в жидкость тело.
12.
Выяснение
условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия
(13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела.
Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы.
Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД
механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая
энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в
другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабopamopные работы
13. Выяснение условия равновесия рычага.
14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости.
Резервное время (4 ч)
Содержание
программы
8 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления
(12 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры
тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа
изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная
теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные
работы
1. Исследование изменения со временем
температуры остывающей воды.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании
воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого
тела.
2. Изменение агрегатных
состояний вещества (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная
теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее
измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры
кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего
сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования
тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
4. Измерение относительной влажности
воздуха.
3. Электрические явления
(27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое
ноле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон, Строение
атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая
цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в
полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила
тока. Амперметр.
Электрическое напряжение.
Вольтметр.
Электрическое
сопротивление.
Закон Ома для участка
электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и
параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником
с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные
приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.
Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
5.
Сборка
электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
6.
Измерение напряжения
на различных участках электрической цепи.
7. Регулирование силы тока реостатом.
8. Исследование зависимости силы тока
в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Измерение сопротивления проводника.
9.
Измерение
работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (7
ч)
Магнитное
поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное
поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
10. Сборка
электромагнита и испытание его действия.
Результаты
обучения
Обязательные результаты изучения
курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены
на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
Рубрика
«Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается
и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых
физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает
требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе
творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости,
решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры
практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный
поиск учебной информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных
жизненных задач.
В результате изучения физики
ученик должен:
знать/понимать
•
смысл
понятий: физическое
явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле,
магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
•
смысл
физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс,
работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты,
удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
•
смысл
физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса
и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения
электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца,
прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
• описывать и
объяснять физические явления:
равномерное
прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу
давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны,
диффузию, теплопроводное и
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.