Главная / Физика / рабочая программа по физике для 7-9 классов

рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике для 7- 9 классов.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах при­роды, выступая в качестве учебного предмета в шко­ле, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в эко­номическом и культурном развитии общества, спо­собствует формированию современного научного ми­ровоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле­дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружаю­щего мира, постановке проблем, требующих от уча­щихся самостоятельной деятельности по их разре­шению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается прово­дить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составном части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

2. ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ

3. Учебники:

Для выполнения этой программы реко­мендуются учебники А. В. Перышкина «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс» и учебник А. В. Перыш­кина и Е. М. Гутник «Физика. 9 класс». Эти учебни­ки включают весь необходимый теоретический мате­риал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, кото­рые помогают не только закрепить пройденный те­оретический материал, но и научиться применять законы физики на практике.

При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в ча­стности, традиции советской школы, а также необхо­димость соблюдения внутрипредметных связей и со­ответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

В помощь учителю для каждого класса раз­работано «Тематическое и поурочное планирование»: для 7 класса — Е. М. Гутник и Е. В. Рыбаковой, для 8 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Рыбаковой и Е. В. Шарониной, для 9 класса — Е. М. Гутник, Е. В. Шарониной и Э. И. Дорониной

1) 7 класс Автор А.В.Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.

2) 8 класс Автор А.В.Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.

3) 9 класс Авторы А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Изд-во Дрофа 2008 г.



4. Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин Изд-во Дрофа 2009 г.

Представленная программа составлена в соответст­вии с новым, утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта основного об­щего образования по физике (далее — стандарт).

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержа­ния основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится по 2 ч в неделю в каждом из трех классов.

Курсивом в тексте программы выделены:

  1. те же вопросы, что и в обязательном минимуме;

  1. некоторые вопросы, включенные в программу сверх указанных в обязательном минимуме и необхо­димые для изучения материала стандарта.

Вопросы, выделенные курсивом, подлежат изу­чению, но не включаются в Требования к уровню под­готовки выпускников и, соответственно, не выносят­ся на итоговый контроль.

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 г. вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем стандарте. В данной программе эти вопросы распределены по классам следующим образом:

  1. класс — центр тяжести;

  1. класс — термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрически

зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы; динамик и микрофон;

9 класс — невесомость; трансформатор; пе­редача электрической энергии на расстояние; влияние электромагнитных излучений на жи­вые организмы; конденсатор, энергия электриче­ского поля конденсатора; колебательный контур; электромагнитные колебания; принципы радиосвязи и телевидения; дисперсия света; оптические спек­тры; поглощение и испускание света атома­ми; источники энергии Солнца и звезд.

В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся лабораторным работам включено девять новых. В со­вокупности с включенными ранее они охватывают все умения экспериментального характера, содержащие­ся в требованиях, т. е. подлежащие контролю на вы­ходе из 9 класса.

Названия новых работ, включенные в курс для приобретения или совершенствования умения «использовать физи­ческие приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, проме­жутка времени... давления, температуры, влажности воздуха...», а также «...для измерения радиоактивно­го фона и оценки его безопасности» в курс включены четыре новые работы:

  1. «Измерение физических величин с учетом абсо­лютной погрешности» (7 кл.);

  2. «Измерение давления твердого тела на опору» (7кл.);

  3. «Измерение относительной влажности воздуха» (8 кл.);

  4. Измерение естественного радиационного фона дозиметром» (9 кл.).

Назначение второй группы новых работ заключа­ется в формировании умений «представлять резуль­таты измерений с помощью таблиц, графиков и выявhello_html_m57da8e09.gifhello_html_72efd795.gifлять на этой основе эмпирические зависимости: ...си­лы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления, ...пери­ода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, ...силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света».

Перечисленные умения отрабатываются в ра­ботах:

  1. «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны» (7 кл.);

  2. «Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления» (7 кл.);

  3. «Изучение зависимости периода колебаний пру­жинного маятника от массы груза и жесткости пру­жины» (9 кл.);

  4. «Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды» (8 кл.);

  5. «Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления» (8 кл.);

  1. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (8 кл);

  2. «Исследование зависимости угла прелом­ления от угла падения света» (8 кл.).

Следует отметить, что девятая работа фактически представляет собой старую работу по измерению со­противления участка цепи с некоторыми изменениями и добавлениям















ЦЕЛИ:

Изучение физики на ступени основного об­щего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величи­нах, характеризующих эти явления; законах, кото­рым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представле­ний о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения при­родных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представ­лять результаты наблюдений или измерений с по­мощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных яв­лений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей, самостоятель­ности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении эксперименталь­ных исследований с использованием информацион­ных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности позна­ния законов природы, в необходимости разумного ис­пользования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, ува­жения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений

для решения практических задач повседневной жиз­ни, обеспечения безопасности своей жизни, раци­онального природопользования и охраны окружаю­щей среды.




























Содержание программы

7 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броу­новское движение. Притяжение и отталкивание мо­лекул. Различные состояния вещества и их объясне­ние на основе молекулярно-кинетических представ­лений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возни­кающая при деформации. Вес тела. Связь между си­лой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, каче­ния, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

  2. Измерение массы тела на рычажных весах.

  3. Измерение объема твердого тела.

  4. Измерение плотности твердого тела.

  5. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружи­ны.

  6. Исследование зависимости силы трения сколь­жения от силы нормального давления.

  7. Определение центра тяжести плоской пластины.

hello_html_40126c57.gif4. Давление твердых тел,
жидкостей и газов (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Баро­метр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение давления твердого тела на опору.

  1. Измерение выталкивающей силы, действую­щей на погруженное в жидкость тело.

  1. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению дви­жения тела. Мощность. Простые механизмы. Усло­вия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие те­ла с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энер­гии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабopamopные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Измерение КПД при подъеме тела по наклон­ной плоскости.

Резервное время (4 ч)





































Содержание программы

8 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (12 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температу­ры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энер­гии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость ве­щества. Удельная теплота сгорания топлива.

Закон сохранения энергии в механических и теп­ловых процессах.

Фронтальные лабораторные

работы

  1. Исследование изменения со временем темпера­туры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

2. Изменение агрегатных
состояний вещества (11 ч)

Плавление и отвердевание тел. Температура плав­ления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влаж­ность воздуха и ее измерение. Психрометр.

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний ве­щества на основе молекулярно-кинетических пред­ставлений.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая тур­бина. Холодильник. Экологические проблемы ис­пользования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа

4. Измерение относительной влажности воздуха.

3. Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических заря­дов. Проводники, диэлектрики и полупроводни­ки. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое ноле. Закон сохранения электрического заряда.

Дискретность электрического заряда. Электрон, Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электриче­ский ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Си­ла тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка электрической цепи.

Удельное сопротивление. Реостаты. Последова­тельное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик элек­трической энергии. Лампа накаливания. Электрона­гревательные приборы. Расчет электроэнергии, по­требляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Исследование зависимости силы тока в провод­нике от напряжения на его концах при постоянном со­противлении. Измерение сопротивления проводника.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

4. Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное по­ле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микро­фон.

Фронтальные лабораторные работы

10. Сборка электромагнита и испытание его дейст­вия.


11. Изучение электрического двигателя постоян­ного тока (на модели).

5. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распростране­ние света.

Отражения света. Закон отражения. Плоское зер­кало.

Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптиче­ские приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Резервное время (4 ч)




































Содержание программы

9 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

1. Законы взаимодействия и движения тел

(26 ч)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномер­ного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно­венная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциалъная система отсчета. Первый, вто­ром и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемир­ного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактив­ное движение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  1. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны.
Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пру­жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колеба­ний.

Превращение энергии при колебательном движе­нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба­ния. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. По­перечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и пе­риодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

3. Электромагнитное поле (17 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле

Направление тока и направление линий его маг­нитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный по­ток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индук­ция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энер­гии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные вол­ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная при­рода света. Преломление света. Показатель пре­ломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индук­ции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

4. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Со­хранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

hello_html_m11f53e05.gifМетоды наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энер­гия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цеп­ная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон ра­диоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотог­рафии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по гото­вым фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Резервное время (6 ч)



































Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Фи­зика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соот­ветствует стандарту. Требования направлены на ре­ализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуа­льной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседнев­ной жизни, позволяющими ориентироваться в окру­жающем мире, значимыми для сохранения окружаю­щей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и восп­роизводится учащимися. Выпускники должны пони­мать смысл изучаемых физических понятий и зако­нов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основан­ные на более сложных видах деятельности, в том чис­ле творческой: объяснять физические явления, пред­ставлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические за­висимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения физики ученик дол­жен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физиче­ский закон, вещество, взаимодействие, электричес­кое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, им­пульс, работа, мощность, кинетическая энергия, по­тенциальная энергия, коэффициент полезного дейст­вия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротив­ление, работа и мощность электрического тока, фо­кусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архи­меда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения им­пульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заря­да, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления:

равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводное и
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение,

плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимо­действие магнитов, действие магнитного поля на про­водник с током, тепловое действие тока, электромаг­нитную индукцию, отражение, преломление и дис­персию света;

  • использовать физические приборы и из­мерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка вре­мени, массы, силы, давления, температуры, влажнос­ти воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колеба­ний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от време­ни, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и рас­четов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического ис­пользования физических знаний о механиче­ских, тепловых, электромагнитных и квантовых яв­лениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск ин­формации естественнонаучного содержания с ис­пользованием различных источников (учебных текс­тов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словес­но, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, элек­тробытовых приборов, электронной техники; контро­ля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; раци­онального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.



рабочая программа по физике для 7-9 классов
  • Физика
Описание:

Каждый учитель должен иметь теперь рабочую программу по предмету, но проблема состоит в том,что эти требования возникли тогда , когда не было централизованно разработанных рабочих программ, в данное время в печатном варианте можно купить рабочую программу по предмету разработанную согласно ФГОС, но не все классы занимаются по ФГОСам, они введены в начальной школе и только , только перешли в среднее звено, поэтому в зависимости от расчасовки предмета и авторов используемых учебников и программ учителю приходиться самому создавать рабочую программу, что и пришлось в свою очередь сделать и мне.

Автор Крюкова Елена Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 329
Номер материала 24531
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓