Главная / Физика / рабочая программа по физике для 10 класса

рабочая программа по физике для 10 класса

Пояснительная записка

Программа по физике 10 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) в соответствии с рекомендациями авторской программы Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской и Д.А. Исаева физика 10-11 – М.: Дрофа, 2012г.

Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:


Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью; способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;


Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

- организации учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» в соответствии с предлагаемой программой приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» определяет учебный материал, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях, осуществлять самостоятельный поиск информации.

Прописанные в рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» требования выходят за рамки учебного процесса и нацелены на адекватное поведение в разных жизненных ситуациях.

Структура программы, последовательность разделов соответствуют структуре примерной программы, однако логика развертывания содержания курса физики внутри разделов отличается от той, что предлагается примерной программой. Она подчинена задаче формирования у учащихся системы методологических знаний, решение которой начинается при изучении введения в курс и продолжается при изучении соответствующих разделов курса.

Структура раздела «Классическая механика» соответствует структуре физической теории. В разделе «Молекулярная физика» сначала рассматриваются методы изучения систем, состоящих из большого числа частиц, а затем эти методы применяются к рассмотрению разных моделей макроскопических систем, что позволяет наглядно показать зависимость свойств веществ от их внутреннего строения и продемонстрировать связь молекулярно-кинетической теории и термодинамики как иллюстрацию принципа дополнительности. Раздел «Электродинамика» строится традиционно, однако при изучении электростатики в 10 классе внимание учащихся обращается на то, что электростатика представляет собой частную физическую теорию, структура которой аналогична структуре фундаментальной теории.

Содержание программы

10 класс (68ч, 2 ч в неделю)

Физика и методы естественнонаучного познания (1 ч)

Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Классическая механика (21 ч)

Введение. Классическая механика – фундаментальная физическая теория.

Основание классической механики. Механическое движение. Основные понятия классической механики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила. Идеализированные объекты физики. Ядро классической механики. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Принцип относительности Галилея. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии. Следствия классической механики. Объяснение движения небесных тел. Исследования космоса. Границы применимости классической механики.

Демонстрации

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона. Измерение сил.

Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

1.Измерение ускорения свободного падения.

2.Исследование движения тела под действием постоянной силы.

3.Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости.

4.Исследование упругого и неупругого столкновения тел.

5.Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости.

6.Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

Молекулярная физика (35 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества. Тепловые явления. Тепловое движение. Макроскопическая система. Статистический и термодинамический методы изучения макроскопических систем. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул и атомов и агрегатное состояние вещества.

Основные понятия и законы термодинамики.

Термодинамическая система. Состояние термодинамической системы. Параметры состояния. Термодинамическое равновесие. Температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики, его статистический смысл.

Свойства газов.

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы с идеальным газом. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к процессам с идеальным газом.

Реальный газ. Критическая температура. Критическое состояние вещества. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра.

Применение газов в технике. Тепловые машины. Принципы работы тепловых машин. Идеальный тепловой двигатель. КПД теплового двигателя. Принцип работы холодильной машины. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана окружающей среды.

Свойства твердых тел и жидкостей.

Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток. Поликристалл и монокристалл. Анизотропия кристаллов.

Деформация твердого тела. Виды деформации. Механическое напряжение. Предел прочности. Запас прочности. Учет прочности материалов в технике. Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Управление механическими свойствами твердых тел.Реальный кристалл. Жидкие кристаллы и их применение. Аморфное состояние твердого тела. Полимеры. Композиционные материалы и их применение. Модель жидкого состояния. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.

Демонстрации

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

Кипение воды при пониженном давлении.

Устройство психрометра и гигрометра.

Явление поверхностного натяжения жидкости.

Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов.

Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы

7.Измерение относительной влажности воздуха.

8.Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Электродинамика (11 ч)

Электростатика. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Электрические силы. Закон Кулона.

Электростатическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции. Линии напряженности электростатического поля. Электростатическое поле точечных зарядов. Однородное электростатическое поле. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Электрическая емкость. Емкость плоского конденсатора.

Демонстрации

Электрометр. Взаимодействие наэлектризованных тел. Электрическое поле заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора.

Резервное время (2 ч)


Технология обучения.

Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, компьютерное и развивающее обучение. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся


Ключевая компетенция обучающихся

Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)

Извлекать пользу из опыта.

Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.

Организовывать собственный способ прием обучения.

Социально-трудовая компетенция

Включаться в социально-значимую деятельность.

Оперативно включаться в проекты.

Коммуникативная компетенция

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Овладение навыками неконфликтного общения.

Способность строить и вести общение.

Компетенция с сфере личностной ориентации

Критически относится к тому или иному аспекту.

Уметь противостоять сложностям.

Занимать личную позицию.


Учебник:

1. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д.А.Исаев. Физика 10 класс. М. «Дрофа»2012 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Рабочая тетрадь. Физика 10класс. М. «Дрофа»20012 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Пособия для учителя:

- Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Методическое пособие. Физика 10 класс. М. «Дрофа»2013 г


Пособия для обучающейся:

- Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Рабочая тетрадь. Физика 10 класс. М. «Дрофа»20012 г.



Информационно-методическая и Интернет-поддержка:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. Сайт www.prov.ru (рубрика Физика)

  3. Открытая физика .Ч.1,2






Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела программы

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

1

1. Введение(2)

Физика и методы

научного познания



1

Иметь представление о физической науке, физических явлениях, научном методе познания.


Знать границы применимости физических законов и теорий, элементы современной физической картины мира



2


Современная физическая картина мира












1



3

2. Механика(35)

Система отсчета, траектория, путь, перемещение.

1

Знать понятия: ОЗМ, материальная точка, СО, траектория, путь, перемещение.



4


Основные характеристики движения тел.

1




6


Прямолинейное равномерное движение

1

Знать характерные особенности равномерного движения, понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения



7


Прямолинейное равноускоренное движение

1

Знать характерные особенности равноускоренного движения, понятие ускорение



8


Решение задач на уравнения прямолинейного равноускоренного движения

1

Обобщить знание закономерностей прямолинейного равноускоренного движения



9


Криволинейное движение

1

Иметь представление о движении по параболе на примере движения тела брошенного горизонтально. Уметь рассчитывать дальность полета тела. Знать величины, характеризующие это движение



10


Решение задач на движение по параболе и по окружности.

1

Уметь применять свои знания при решении соответствующих задач.



11


л/ р.№1 «Измерение ускорения прямолинейного движения»

1

Уметь использовать приборы для измерения ускорения прямолинейного движения



12


Первый закон Ньютона.



1




Понимать смысл первого закона Ньютона. Знать понятие инерциальные системы отсчета



13


Место человека во Вселенной

1

Уметь применять первый закон Ньютона при объяснении соответствующих явлений и процессов в природе и технике.



14


Взаимодействие тел. Сила упругости.

1

Знать понятие «сила». Знать виды сил.



15


Второй закон Ньютона.

1

Знать зависимость между ускорением, приобритаемым телом, и действующей на него силой.



16


Третий закон Ньютона

1

Понимать содержание третьего закона Ньютона



17


Три закона Ньютона.

1




18


л/р№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»


Научиться измерять начальную скорость тела, брошенного горизонтально



19


Закон всемирного тяготения

1

Знать закон всемирного тяготения, понимать физический смысл гравитационной постоянной



20


Развитие представлений о тяготении.

1

Знать основные проявления закона всемирного тяготения



21


Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести.

1

Иметь представление о понятии «сила тяжести». Знать природу этой силы, уметь рассчитывать первую и вторую космические скорости.



22


Вес тела. Невесомость.

1

Знать понятие «вес тела»,невесомость и перегрузки.



23


Движение планет и искусственных спутников Земли.

1

Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников.



24


л/р №3 «Определение жесткости пружины»

1

Уметь устанавливать зависимость между величинами, представлять результат измерений в виде графика



25


Силы трения.

1

Знать природу сил трения; способы увеличения и уменьшения сил трения.



26


Решение задач.

1

Уметь применять свои знания при решении задач



27


Движение тел по наклонной плоскости

1

Знать алгоритм решения задач при движении тел по наклонной плоскости



28


Движение тел по окружности

1

Знать алгоритм решения задач для движения тел по окружности.



29


л/р№4 «Определение коэффициента трения скольжения»

1

Уметь использовать приборы для измерений



30


Импульс. Закон сохранения импульса.

1

Знать понятия импульс силы и импульс тела; понимать сущность закона



31


Реактивное движение

1

Знать практическое использование закона; уметь применять свои знания при решении конкретных задач



32


Механическая работа и мощность

1

Знать физический смысл понятий работы и мощности.



33


Работа силы тяжести, силы упругости и силы трения.

1

Знать особенности работы силы трения, силы тяжести, силы упругости



34


Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии

1

Знать физический смысл понятия энергия и закона сохранения энергии в механических процессах



35


Решение задач на закон сохранения энергии

1

Уметь при менять свои знания в решении задач



36


Л/р №5 «Изучение закона сохранения механической энергии».

1




37


Обобщающий урок по разделу механика

1

Обобщить знания по разделу «Механика»



38


Тематическое оценивание по теме «Механика»

1

Контроль и оценивание знаний



39

3. Молекулярная физика и термодинамика (29ч)

Основные положения МКТ

1

Знать основные положения МКТ и их опытные обоснования



40


Масса и размеры молекул. Количество вещества.

1

Знать величины, характеризующие молекулы и их методы измерения



41


Температура в молекулярно-кинетической теории

1

Углубить и расширить знания о понятии температура, понимать смысл понятия абсолютной температуры



42


Изопрцессы в газах

1

Научиться устанавливать зависимости между двумя параметрами газа при неизменном третьем.



43


л/р № 6 «Изучение одного из изопроцессов»

1

Уметь экспериментально подтверждать законы



44


Решение задач на изопроцессы

1




45


Решение задач на графики изопроцессов

1




46


Уравнение состояния газа

1

Повторить, углубить и закрепить знания при решении графических задач



47


л/р №7 «Проверка уравнения состояния идеального газа»

1

Уметь экспериментально подтверждать законы



48


Решение задач на уравнение состояния газа.

1

Научиться получать зависимости между макроскопическими параметрами, характеризующими состояние газа.



49


Основное уравнение МКТ.

1

Понимать смысл механизма давления идеального газа и его зависимости от микропараметров.



50


Температура и средняя кинетическая энергия молекул газа

1

Углубить и расширить знания о температуре.



51


Измерение скоростей молекул газа.

1

Познакомиться с методом определения скорости движения молекул - методом молекулярных пучков.



52


Состояния вещества .

1

Выяснить происхождение макроскопических свойств вещества в трех состояниях.



53


Состояние вещества.

1

Раскрыть основные свойства и аморфных тел. Познакомить учащихся с явлениями смачивания и капиллярности.



54


Обобщение: «Молекулярная физика»

1

Обобщить и систематизировать знания





55


Внутренняя энергия.

1

Понимать смысл молекулярно–кинетической трактовки понятия внутренней энергии.



56


Работа в термодинамике

1

Понимать смысл термодинамической трактовки понятия работы



57


Первый закон в термодинамике

1

Установить связь между изменением внутренней энергии системы, работой и количеством теплоты, переданной системе



58


Следствия из первого закона термодинамике

1

Систематизировать и углубить знания о первом законе термодинамики в применении его к изопроцессам.



59


Тепловые двигатели. Значение тепловых двигателей

1

1

Уметь раскрывать физические принципы действия тепловых двигателей.

Знать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.



60


Второй закон термодинамики

1

Понимать смысл понятий обратимых и необратимых процессов и, как следствие этого сформулировать второй закон термодинамики.



61


Обобщающий урок:«Термоди- намика»

1

Уметь обобщать и систематизировать знания .



62


Тематическое оценивание по теме: «Молекулярная физика и термодинамика»

1




63


Плавление и кристаллизация

1

Понимать суть тепловых процессов – плавления и кристаллизации.



64


Испарение и конденсация

1

Изучить особенности физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот



65


Влажность . л/р № 8 «Измерение влажности воздуха»

1

Понятие о влажности воздуха способах ее измерения. Уметь на практике измерять влажность воздуха



66


л/р № 9 «Определение поверхностного натяжения»

1

Уметь на практике использовать полученные знания



67


л/р №10 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».

1

Использование на практике полученных знаний



68


Резерв

1







Учебник:

1. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д.А.Исаев. Физика 10 класс. М. «Дрофа»2012 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2. Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Рабочая тетрадь. Физика 10класс. М. «Дрофа»20012 г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Пособия для учителя:

- Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Методическое пособие. Физика 10 класс. М. «Дрофа»2013 г


Пособия для обучающейся:

- Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская. Рабочая тетрадь. Физика 10 класс. М. «Дрофа»20012 г.



Информационно-методическая и Интернет-поддержка:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. Сайт www.prov.ru (рубрика Физика)

  3. Открытая физика .Ч.1,2


рабочая программа по физике для 10 класса
  • Физика
Описание:

Программа по физике 10 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) в соответствии с рекомендациями авторской программы Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской и Д.А. Исаева физика 10-11 – М.: Дрофа, 2012г.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10 и 11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

 

Автор Васильева Галина Ивановна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 319
Номер материала 5859
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓