Главная / Физика / рабочая программа по физике 9 класса по учебнику Пурышева, Важеевская

рабочая программа по физике 9 класса по учебнику Пурышева, Важеевская

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по физике 9 класс

тема

цель

уровень запоминания

уровень понимания

Уровень применения в

типичных ситуациях

Уровень применения в

нестандартных ситуациях

Законы

механики

Цель изучения данной

темы — сформировать у

учащихся представления об основных законах механики: о системе законов Ньютона и законах сохранения импульса и

механической энергии.

1 уровень

Называть:

физические величины и их

условные обозначения: путь (I),

перемещение (I), время (I), скорость

(V), ускорение (о), масса (т), сила (Р),

вес (Р), им

пульс тела (р), механическая энергия

(Е), потенциальная энергия (-Еп),

кинетическая энергия (-Ек);

единицы перечисленных выше

физических величин;

физические приборы для

измерения пути, времени, мгновенной

скорости, массы, силы.

Воспроизводить:

определения моделей механики:

материальная точка, замкнутая система тел;

определения понятий и физических величин:

механическое движение, система

отсчета, траектория, равномерное

прямолинейное и равноускоренное

прямолинейное движения, свободное

падение, движение по окружности с

постоянной по модулю скоростью,

путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения,

угловая и линейная скорости,

центростремительное ускорение,

инерция, инертность, масса, плотность,

сила, внешние и внутренние силы,

сила тяжести, сила упругости, сила

трения, вес, давление, импульс силы,

импульс тела, механическая работа,

мощность, КПД

механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;

формулы: кинематические уравнения

равномерного и равноускоренного

движения, правила

сложения перемещений и скоростей,

центростремительного ускорения, силы

трения, силы тяжести.

2 уровень

Воспроизводить:

-определения понятий: гипотеза,

абсолютная погрешность измерения,

относительная погрешность измерения;

-формулу относительной погрешности

измерения

Описывать:

наблюдаемые механические явления.

1 уровень

Приводить примеры:

различных видов

механического движения;

инерциальных и

неинерциальных систем от

счета.

Объяснять:

физические явления:

взаимодействие тел; явление инерции; превращение

потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.

Понимать:

векторный характер

физических величин:

перемещения, скорости,

ускорения, силы, импульса;

относительность

перемещения, скорости, им

пульса и инвариантность

ускорения, массы, силы,

времени;

что масса — мера

инертных и гравитационных

свойств тела;

что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу;

существование границ

применимости законов:

Ньютона, всемирного

тяготения, Гука, сохранения

импульса и механической

энергии;

значение законов

Ньютона и законов сохранения для объяснения

существования невесомости

и перегрузок, движения

спутников планет, реактивного движения, движения

транспорта.

2 уровень

Понимать:

фундаментальную роль

законов Ньютона в

классической механике как

физической теории;

предсказательную и

объяснительную функции

классической механики;

роль фундаментальных

физических опытов —

опытов Галилея и Кавендиша —

в структуре физической теории.

1 уровень

Уметь:

строить,

анализировать и читать

графики зависимости от

времени: модуля и проекции

ускорения

равноускоренного

движения, модуля и

проекции

скорости равномерного и

равноускоренного движения,

координаты, проекции и

модуля перемещения

равномерного и

равноускоренного движения;

зависимости: силы трения

от силы нормального давле

ния, силы упругости от

деформации; определять по

графикам значения

соответствующих величин;

измерять скорость

равномерного движения,

мгновенную и среднюю

скорость, ускорение равно

ускоренного движения,

коэффициент трения, жест

кость пружины;

выполнять под

руководством учителя или по

готовой инструкции

эксперимент по изучению

закономерности

равноускоренного движения, зависимости силы трения от

силы нормального давления;

силы упругости от деформации.

Применять:

кинематические

уравнения движения к

решению задач механики;

законы Ньютона и

формулы к решению задач

следующих типов:

движение тел по окружности,

движение спутников

планет, ускоренное движение тел в вертикальной

плоскости, движение при

действии силы трения

(нахождение тормозного

пути, времени

торможения), движение

двух связанных тел (в

вертикальной и

горизонтальной плоскостях).

2 уровень

Уметь:

записывать уравнения

по графикам зависимости от

времени: проекции и модуля

перемещения, координаты,

проекции и модуля скорости

равномерного и

равноускоренного движения;

зависимости: силы упругости

от деформации, силы трения

от силы нормального давления;

устанавливать в процессе проведения исследовательского эксперимента:

Закономерности равноускоренного движения;

зависимость силы трения от

силы нормального давления,

силы упругости от деформации.

Применять:

законы Ньютона и

формулы к решению задач

следующих типов: движение

связанных тел, движение тела

по наклонной плоскости.

1 уровень

Классифицировать:

различные виды

механического движения.

Обобщать:

знания: о

Кинематических характеристиках,

об уравнениях движения; о

динамических характеристиках механических

явлений и законах Ньютона, об энергетических

характеристиках

механических явлений и

законах сохранения

в механике.

Владеть и быть

готовыми применять:

методы

естественнонаучного познания, в том числе

исследовательский, к

изучению механических

явлений.

Интерпретировать:

предполагаемые или

полученные выводы.

Оценивать:

свою деятельность в

процессе учебного

познания.


Механические

колебания и

волны

Цель изучения данной

темы — сформировать у

учащихся представления о механическом периодическом движении.

Изучение темы опирается на знания о колебательном

и волновом движении,

полученные учащимися в курсе физики 7 класса, и расширяет их. В

частности, вводятся

понятия колебательной

системы, свободных и

вынужденных колебаний,

резонанса, моделей

«математический

маятник» и «пружинный

маятник», понятия попе-

речной и продольной волн,

длины волны.

1 уровень

Называть:

физические величины и их

условные обозначения: смещение (х),

амплитуда (А), период (Т), часто

та (V), длина волны (X), скорость волны

(V);

единицы перечисленных выше

физических величин.

Воспроизводить:

определения моделей механики:

математический маятник, пружинный

маятник;

определения понятий и

физических величин: колебательное

движение, волновое движение, свободные колебания, собственные

колебания, вынужденные колебания,

резонанс, поперечная волна, про

дольная волна, смещение, амплитуда,

период, частота колебаний, длина

волны, скорость волны;

формулы: периода колебаний

математического

маятника, периода колебаний

пружинного маятника, скорости волны.

Описывать:

наблюдаемые колебания и волны.

2 уровень

Воспроизводить:

определение модели

колебательной системы;

определение явлений:

дифракция, интерференция;

формулы максимумов и минимумов

интерференционной картины.

1 уровень

Объяснять:

процесс установления

колебаний пружинного

и математического маятников,

причину затухания

колебаний, превращение

энергии при колебательном

движении, процесс образования

бегущей волны, свойства

волнового движения, процесс

образования

интерференционной картины;

границы применимости

моделей математического и

пружинного маятников.

Приводить примеры:

колебательного и

волнового движений;

учета и использования

резонанса в практике.

2 уровень

Объяснять:

образование максимумов и

минимумов интерференционной

картины.

1 уровень

Уметь:

применять формулы

периода и частоты колебаний

математического и

пружинного маятников,

длины волны к решению

задач;

выполнять под

руководством учителя или

по готовой инструкции

эксперимент по изучению

колебаний математического

и пружинного маятников.

2 уровень

Уметь:

применять формулы

максимумов и минимумов

амплитуды колебаний к

анализу интерференцион-

ной картины;

устанавливать в процессе проведения исследовательского

эксперимента характер

зависимости периода

колебаний математического и

пружинного маятников от

параметров колебательных

систем.

1 уровень

Классифицировать:

виды механических

колебаний и волн.

Обобщать:

знания о характеристиках

колебательного и волнового

движений, о свойствах

механических волн.

Владеть и быть

готовыми применять:

методы

естественнонаучного

познания, в том числе

исследовательский, к

изучению закономерностей

колебательного движения.

Интерпретировать:

предполагаемые или

полученные выводы.

Оценивать:

как свою деятельность в

процессе учебного познания,

так и научные знания о

колебательном и волновом

движении.

Электромагнит-

ные явления


Цель изучения данной

темы — сформировать у

учащихся представления

об особенностях электромагнитных

взаимодействий. При

изучении темы учащиеся

знакомятся с новым

материальным объектом

магнитным полем,

рассматривают новый

вид физических явлений

электромагнитные

явления. Важно, чтобы

учащиеся поняли, что

природа

электромагнитных

явлений связана с

существованием

электрического и

магнитного полей.

1 уровень

Называть:

магнитная индукция , магнитный

поток (Ф),индуктивность проводника,

коэффициент трансформации :

единицы перечисленных выше

физических величин;

физические устройства:

электромагнит, электродвигатель,

генератор постоянного тока, генератор

переменного тока, трансформатор.

2 уровень

Воспроизводить:

определения физических величин:

амплитудное и действующее значения

напряжения и силы переменного тока.

1 уровень

Объяснять:

- физические явления:

взаимодействие постоянных

магнитов, проводников с током, магнитов и

проводников с током,

электромагнитная индукция и самоиндукция;

смысл понятий:

магнитное поле, линии

магнитной индукции;

принцип действия и

устройство: генератора по-

стоянного тока, генератора

переменного тока, транс-

форматора;

принцип передачи

электрической энергии.

Понимать:

объективность

существования магнитного поля;

взаимосвязь магнитного

поля и электрического тока;

модельный характер

линий магнитной индукции;

смысл гипотезы Ампера о

взаимосвязи магнитного поля и движущихся электрических зарядов.

2 уровень

Понимать:

роль эксперимента в

изучении электромагнитных

явлений;

роль моделей в процессе

физического познания

(на примере линий индукции

магнитного поля).

1 уровень

Уметь:

Уметь:

анализировать

наблюдаемые

электромагнитные явления и

объяснять причины их

возникновения;

определять

неизвестные величины,

входящие

в формулы: модуля вектора

магнитной индукции,

силы Ампера, магнитного

потока, индуктивности,

коэффициента трансформации;

определять направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы, действующей на проводник с током в магнитном поле; индукционного тока;

анализировать и

строить картины линий индукции магнитного поля;

формулировать цель

и гипотезу, составлять

план экспериментальной

работы;

выполнять самостоятельные наблюдения и эксперименты.

Применять:

знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений

природы.

2 уровень

Уметь:

анализировать и

оценивать результаты

наблюдения и эксперимента.

Применять:

полученные знания к

решению комбинированных

задач по электромагнетизму.

1 уровень

Уметь:

анализировать

Электромагнитные явления;

сравнивать: картины

линий магнитной индукции

различных полей; характер

линий индукции

магнитного поля и линий

напряженности электро-

статического поля;

обобщать результаты

наблюдений и теоретических

построений;

применять полученные

знания для объяснения

явлений и процессов.

Электромагнитные

колебания

и волны

Цель изучения данной

темы — сформировать у

учащихся представления

об электромагнитной колебательной системе

(колебательном контуре),

электромагнитных

колебаниях, излучении и приеме электромагнитных

волн. Материал является новым для учащихся. Его

изучение основано на

использовании знаний об электромагнитных

явлениях и аналогии с

механическими

колебаниями и волнами.

1 уровень

Называть:

физическую величину и ее

условное обозначение: электрическая

емкость (С);

единицу этой физической

величины: Ф;

диапозоны электромагнитных волн.

Воспроизводить:

определения моделей:

идеальный колебательный контур;

определения понятий и физических величин: электрическая емкость

конденсатора, электромагнитные

колебания, электромагнитные

волны, электромагнитное поле,

дисперсия;

формулы: емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний,

длины электромагнитных волн.

Описывать:

зависимость емкости

конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;

методы измерения скорости света;

опыты по наблюдению

явлений дисперсии, интерференции

и дифракции света;

шкалу электромагнитных

волн.

2 уровень

Описывать:

свойства электромагнитных волн.

1 уровень

Объяснять:

процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение

электромагнитных волн,

излучение и прием

электромагнитных волн,

принцип работы детекторного радиоприемника.

Обосновывать:

электромагнитную природу

света. Приводить примеры:

использования

электромагнитных волн

разных диапазонов

2 уровень

Объяснять:

принципы осуществления модуляции и

Детектирования радиосигнала;

роль экспериментов

Герца, А. С. Попова и те-

оретических исследований

Максвелла в развитии

учения об электромагнитных волнах.

1 уровень

Уметь:

применять формулы

периода электромагнитных

колебаний и длины

электромагнитных волн к

решению количественных

задач;

применять полученные при изучении темы знания к решению качественных задач;

выполнять простые

опыты по наблюдению дисперсии, дифракции и

интерференции света.

2 уровень

Систематизировать:

свойства

электромагнитных волн

радиодиапазона и оптического

диапазона.

Обобщать:

знания об

электромагнитных волнах

разного диапазона.

Элементы

квантовой

физики

Цель изучения данной

темы — познакомить учащихся физическими

явлениями, понимание и объяснение которых

невозможно только в

рамках классической

физики. Появились и

получили развитие

принципиально новые

физические идеи, которые легли в основу квантовой физики.

1 уровень

Называть:

понятия: спектр, сплошной и

линейчатый спектр, спектр

испускания, спектр поглощения,

протон, нейтрон, нуклон;

физическую величину и ее

условное обозначение: поглощенная доза излучения (В);

единицу этой физической

величины: Гр;

модели: модель строения атома

Томсона, планетарная модель строения

атома Резерфорда, протонно-нейтронная модель ядра;

физические устройства: камера

Вильсона,ядерный реактор, атомная

электростанция, счетчик Гейгера.

Воспроизводить:

определения понятий и

физических величин:радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа-,

бета-, гамма-излучение, зарядовое

число, массовое число, изотоп,

радиоактивные превращения, период

полураспада, ядерные силы, энергия

связи ядра, ядерная реакция,

критическая масса, цепная ядерная

реакция, поглощенная доза излучения,

элементарная частица.

Описывать:

опыты: Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;

цепную ядерную реакцию.

2 уровень

Воспроизводить:

определения понятий и

физических величин: фотоэффект, квант, фотон, дефект массы энергетический выход ядерной реакции, термоядерная реакция, элементарные частицы, античастицы, аннигиляция,адрон, лептон, кварк;

закон радиоактивного распада;

формулы: дефекта массы, энергии связи ядра.

1 уровень

Объяснять:

физические явления:

образование сплошных

и линейчатых спектров,

спектров испускания и

поглощения, радиоактивный

распад, деление ядер урана;

природу альфа-, бета- и

гамма-излучений;

планетарную модель

атома;

протонно-нейтронную

модель ядра;

практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов;

принцип действия и

устройство: камеры Вильсона,ядерного реактора, атомной

электростанции, счетчика Гейгера;

действие радиоактивных

излучений и их применение.

Понимать:

отличие ядерных сил от

сил гравитационных и

электрических;

причины выделения

энергии при образовании

ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщепления ядра на отдельные нуклоны;

экологические проблемы

и проблемы ядерной

безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.

2 уровеньПонимать:

роль эксперимента в

изучении квантовых явлений;

роль моделей в процессе

научного познания (на примере моделей строения атома и ядра);

вероятностный характер

закона радиоактивного излучения;

характер и условия

возникновения реакций

синтеза легких ядер и

возможность использования

термоядерной энергии;

смысл аннигиляции

элементарных частиц и их

возможности рождаться парами

1 уровень

Уметь:

анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;

определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента

с указанием массового и

зарядового чисел;

записывать реакции

альфа- и бета-распадов;

определять: зарядовые

и массовые числа элементов,

вступающих в ядерную реакцию или образующихся в

ее результате; продукты

ядерных реакций или

химические элементы ядер,

вступающих в реакцию; период

полураспада радиоактивных

элементов.

Применять:

знания основ квантовой

физики для анализа и

объяснения явлений природы

и техники.

2 уровень

Уметь:

использовать закон

радиоактивного распада

для определения числа

распавшихся и нераспавшихся элементов и период их полураспада;

рассчитывать дефект

массы и энергию связи ядер;

объяснять устройство, назначение каждого элемента и работу ядерного реактора.

1 уровень

Уметь:

анализировать квантовые явления;

сравнивать: ядерные,

гравитационные и электрические силы,

действующие между

нуклонами в ядре;

обобщать полученные

знания;

применять знания

основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

2 уровень

Использовать:

методы научного

познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент) и

теоретические (анализ,

обобщение, моделирование,

аналогия, индукция) при

изучении элементов квантовой физики.


Вселенная


Цель изучения данной

темы — сформировать у учащихся представления о строении Вселенной, о

небесных телах, которые ее заполняют, о движении звезд, планет и их спутников, о физических условиях на поверхностях и в атмосферах планет, о

наземных и космических методах наблюдений небесных тел, о возможности объяснения

астрономических

явлений и процессов на

основе известных

законов физики


1 уровень

Называть:

физические величины и их

условные обозначения: звездная

величина (т), расстояние до небесных

тел (г);

единицы этих физических величин;

понятия: созвездия Большая

Медведица и Малая Медведица,

планеты Солнечной системы, звездные

скопления;

астрономические приборы и

устройства: оптические телескопы и

радиотелескопы;

фазы Луны;

отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической .

Воспроизводить:

определения понятий:

астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцент-

рическая и гелиоцентрическая

системы мира, синодический и сидерический месяц;

понятия солнечного и лунного

затмений;

явления: приливов и отливов,

метеора и метеорита.

Описывать:

наблюдаемое суточное движение

небесной сферы;

видимое петлеобразное движение планет;

геоцентрическую систему мира;

гелиоцентрическую систему мира;

изменение фаз Луны;

движение Земли вокруг Солнца.

II уровень

Воспроизводить:

порядок расположения планет

в Солнечной системе;

изменение вида кометы в

зависимости от расстояния до Солнца.

Описывать:

элементы лунной поверхности;

явление прецессии;

изменение вида кометы в

зависимости от расстояния до Солнца.

существование хвостов комет;

использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.

Оценивать:

температуру звезд по их цвету.

Уметь:

проводить простейшие астрономические наблюдения;

объяснять: изменения фаз Луны, различие между геоцентрической и

гелиоцентрической системами мира;

описывать: основные отличия планет-гигантов от планет земной группы, физические процессы образования Солнечной системы.



1 уровень

Приводить примеры:

небесных тел, входящих

в состав Вселенной;

планет земной группы и

планет-гигантов;

малых тел Солнечной

системы;

телескопов: рефракторов

и рефлекторов, радиотелескопов;

различных видов

излучения небесных тел;

различны по форме спутников планет.

Объяснят:

петлеобразное

движение планет;

возникновение приливов на Земле;

движение полюса мира

среди звезд;

солнечные и лунные

затмения;

явление метеора;

существование хвостов

комет;

использование

различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.

Оценивать:

температуру звезд по их

цвету.


1 уровень

Уметы

находить на небе

наиболее заметные созвездия

и яркие звезды;

описывать: основные

типы небесных тел и явлений во

Вселенной, основные объекты

Солнечной системы, теории

происхождения Солнечной

системы;

определять размеры

образований на Луне;

рассчитывать дату

наступления затмений;

обосновывать

использование искусственных

спутников Земли в народном

хозяйстве и научных

исследованиях.

Применять'.

парниковый эффект для

объяснения условий на

планетах.

II уровень

Уметь:

проводить

простейшие астрономические

наблюдения;

объяснять: изменения

фаз Луны, различие

между геоцентрической и

гелиоцентрической системами

мира;

описывать: основные

отличия планет-гигантов

от планет земной группы,

физические процессы образования Солнечной системы.


I уровень

Обобщать:

знания: о физических

различиях планет, об обра-

зовании планетных систем у других звезд. Сравнивать:

размеры небесных тел;

температуры звезд

разного цвета;

возможности наземных

и космических наблюдений.

Применять:

полученные знания для

объяснения неизвестных

ранее небесных явлений и

процессов.


рабочая программа по физике 9 класса по учебнику Пурышева, Важеевская
  • Физика
Описание:

Рабочая программа разработана для учебника "Физика, 9класс" авторов Пурышевой, Важеевской. Рассчитана на 3 часа в неделю. Всего - 105 часов. Содержит пояснительную записку, основное содержание курса, учебно- тематическое планирование,календарно-тематическое планирование...


Рабочая программа по физике 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год, на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой  и Важеевской Н.Е.

Автор Саморукова Ирина Геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 804
Номер материала 37827
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓