Главная / Физика / Рабочая программа по физике (9 класс)

Рабочая программа по физике (9 класс)

1. Пояснительная записка. Рабочая программа основного общего образования по физике для 9-х классов разработана на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина (Физика. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2008). Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год, что не противоречит авторской.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.


2. Место в учебном плане. Рабочим учебным планом МБОУСОШ №56 на 2013-2014 учебный год на изучение физики в 9 классе отведено 70 часов, из расчета 2 часа в неделю из часов федерального компонента.


3. Содержание программы.


ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (28 часов)

Материальная точка. Система отчета. Перемещение. Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения. Инерциальная система отчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Открытие планет Нептун и Плутон. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения механической энергии.

Фронтальные лабораторные работы: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости», «Измерение ускорения свободного падения тел».


МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (10 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные. Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Фронтальная лабораторная работа: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».


ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 часов)

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природ света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальная лабораторная работа: «Изучение явления электромагнитной индукции»,

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (15 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

Фронтальные лабораторные работы: «Изучение деления ядра урана по фотографии треков», «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».


4. Требования к уровню подготовки.


В результате изучения физики в 9 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучение;

  • смысл физических величин: скорость, перемещение, ускорение, импульс, магнитная индукция, магнитный поток, энергия связи, дефект масс;

  • смысл физических законов: сохранение энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний грузов на пружине от массы груза и жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности, оценки безопасности радиационного фона.


5.Формы организации учебного процесса и средства контроля.


Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного учебного процесса используется самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, индивидуальные и групповые консультации, лекции с применением мультимедийных средств.

Для изучения курса «Физики» применяются классические типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, повторительно-обобщающий, урок-практикум, нетрадиционные формы (урок-исследование, урок-защита творческих проектов, урок-конференция и др.).

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

  • текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, лабораторные работы, устный и письменный опросы);

  • аттестация по итогам обучения за триместр (по текущим отметкам);

  • аттестация по итогам года;

  • формы учета достижений (урочная деятельность, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА


Оценка устных ответов учащихся


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ


Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.


Оценка лабораторных работ


Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.


Перечень ошибок


I. Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.


II. Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  3. Нерациональный выбор хода решения.


III. Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.


6.Учебно-тематический план.


Название раздела

Время

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Законы движения и взаимодействия тел

28 часов

2

2

2

Механические колебания и звук

10 часов

1

1

3

Электромагнитные явления

17 часов

1

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

15 часов

1

2


Всего:

70 часов

5

6


7. Календарно – тематическое планирование.


Дата

урока

Тема урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Домашние задание

ГЛАВА 1. Законы движения и взаимодействия тел (28 часов)

1-я неделя

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение, материальная точка, система отсчёта.

Уметь: обосновывать возможность применения понятия «материальная точка»; задавать положение тел с помощью координатных осей; выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ).

§ 1, упр. 1


2/2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: траектория, путь, перемещение.

Уметь: различать виды движения в зависимости от формы траектории, выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ).

§ 2, 3, упр. 2, упр. 3 (2)

2-я неделя

3/3

Прямолинейное равномерное движение.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: равномерное движение, скорость прямолинейного равномерного движения, формулы для нахождения скорости и пути.

Уметь: описать и объяснить равномерное движение.

§ 4, упр. 4


4/4

Неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: неравномерное движение, средняя скорость, мгновенная скорость, формулы для нахождения этих скоростей.

Уметь: приводить примеры неравномерного движения, рассчитывать среднюю скорость движения.

Л. - № 133, 136, 145

3-я неделя

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Знать определение прямолинейного равноускоренного движения (ПРУД), ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.

Уметь приводить примеры ПРУД, находить ускорение. скорость при ПРУД, читать график зависимости модуля скорости от времени.

§ 5, упр. 5 (2,3)


6/6

Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. График скорости.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: скорость, проекция скорости, начальная и конечная скорость.

Уметь объяснять их физический смысл, находить скорость при ПРУД, читать график зависимости модуля скорости от времени.

§ 6, упр. 6 (3-5)

4-я неделя

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: перемещение при движении с ускорением, уравнения ПРУД.

Уметь объяснять их физический смысл.

§ 7, 8, упр. 7 (1,2), упр. 8 (2)


8/8

Расчет основных характеристик прямолинейного равноускоренного движения.

Уметь решать и оформлять задачи, применять изученные законы к решению комбинированных задач.

П. - № 6, 7, 15

5-я неделя

9/9

Относительность движения.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: подвижная система отсчета, неподвижная система отсчета.

Уметь объяснять относительность перемещения и скорости.

§ 9, упр. 9 (2-4)


10/10

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

Л. - № 156, 159, 160

6-я неделя

11/11

Решение задач по теме «Основы кинематики».

Уметь решать и оформлять задачи, применять изученные законы к решению комбинированных задач.

П. - № 16, 18, 27


12/12

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 1/1 – 11/11.


7-я неделя

13/13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать формулировку закона инерции, I закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта». Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь: Объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

§ 10, упр. 10


14/14

Второй закон Ньютона.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Знать формулировку II закона Ньютона,

Уметь: вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона, применять II закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести.

§ 11, упр. 11 (3-6)

8-я неделя

15/15

Третий закон Ньютона.

Знать/ понимать:

Знать формулировку III закона Ньютона, свойства сил, с которыми тела взаимодействуют.

Уметь: приводить примеры проявления и применения третьего закона Ньютона; объяснять, почему вес покоящегося тела равен силе тяжести; чему равен вес тела, движущегося с ускорением.

§ 12, упр. 12


16/16

Свободное падение тел.

Знать/ понимать:

Смысл понятий:

Свободное падение.

Уметь: объяснять физический смысл свободного падения, решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении.

§ 13, упр. 13

9-я неделя

17/17

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: Невесомость.

Уметь: решать задачи на расчет скорости и высоты при движении тела, брошенного вертикально вверх.

§ 14, упр. 14


18/18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

Уметь определять ускорение свободного падения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Л. - № 296, 297

10-я неделя

19/19

Закон всемирного тяготения.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: масса, сила;

Смысл физических законов: Всемирного тяготения;

Уметь: Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона Всемирного тяготения.

§ 15, упр. 15


20/20

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: сила тяжести, ускорение свободного падения.

Знать: зависимость ускорения свободного падения от географической широты и высоты над Землей.

Уметь: объяснять физический смысл данных величин.

§ 16, упр. 16 (2-5), прочитать § 17

11-я неделя

21/21

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Знать основные характеристики описывающие криволинейное движение, формулы равномерного движения по окружности.

Уметь приводить и объяснять примеры равномерного движения по окружности; применять формулы при практических расчетах.

§ 18, 19, упр. 17


22/22

Решение задач на движение по окружности.

Уметь решать и оформлять задачи, применять изученные законы к решению комбинированных задач.

упр. 18, Л. - № 164,167

12-я неделя

23/23

Искусственные спутники Земли.

Знать/ понимать:

Смысл понятий:

космическая скорость.

Уметь рассчитывать первую космическую скорость.

§ 20, упр. 19


24/24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс ;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс;

Смысл физических законов: сохранения импульса;

Уметь: Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона сохранения импульса;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

§ 21, упр. 20, Л. - № д. 54, 81, 84

13-я неделя

25/25

Реактивное движение. Ракеты.

Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкции и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики.

Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение.

§ 22, упр. 21 (1-3)


26/26

Вывод закона сохранения механической энергии.

Знать понятия потенциальной и кинетической энергии, механической энергии; обозначение, единицы измерения, формулы потенциальной и кинетической энергии,

закон сохранения и превращения механической энергии.

Уметь приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел, вычислять потенциальную и кинетическую энергии,

описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счёт совершения механической работы.

23, упр. 22

14-я неделя

27/27

Решение задач по теме «Основы динамики».

Уметь решать и оформлять задачи, применять изученные законы к решению комбинированных задач.

П. - № 71, Л. – д. 66, 90


28/28

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики».

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 13/13 – 27/27.


ГЛАВА 2. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

15-я неделя

29/ 1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Знать определение колебательной системы, колебательного движения, его причины, гармонического колебания, понятие нитяного маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях.

Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного и пружинного маятников.

§ 24, 25, упр. 23


30/ 2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Знать параметры колебательного движения, единицы измерения.

Уметь определять амплитуду, период и частоту колебаний.

§ 26, упр. 24

16-я неделя

31/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Уметь: описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Л. - № 859, 880


32/4

Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Знать/ понимать:

Смысл понятий:

гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.

Уметь: объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

§ 27-30, упр. 26

17-я неделя

33/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Знать определение механических волн, виды волн.

§ 31, 32, Л. - № 895


34/6

Длина волны. Скорость распространения волны.

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: длина волны, скорость распространения волны.

Уметь: применять знания при решении соответствующих задач.

§ 33, упр. 28

18-я неделя

35/7

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, ультразвук, инфразвук.

Смысл физических величин: громкость, высота, тембр звука.

Уметь: различать источники звука,

Описывать и объяснять физические явления: Распространение и отражение звука, колебательное движение, неслышимые звуки.

§ 34-36


36/8

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Знать/ понимать:

Смысл понятий:

Гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс.

Уметь:

§ 37, 38, упр. 32

19-я неделя

37/9

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука

Знать особенности поведения звуковой волны на границе раздел двух сред.

Уметь описывать и объяснять физические явления: эхо, звуковой резонанс, интерференция звука.

§ 39-41, Л. - № 909-911


38/10

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 29/1 – 37/9.


ГЛАВА 3. Электромагнитное поле. (17 часов)

20-я неделя

39/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Знать/ понимать:

Смысл понятий:

Магнитное поле.

Уметь: объяснять опыт Эрстеда, взаимодействие магнитов.

§ 42, 43, упр.34


40/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: электрический ток, линии магнитной индукции.

Смысл правила буравчика, правила правой руки.

Уметь: применять эти правила для определения направления магнитных линий.

§ 44, упр.35

21-я неделя

41/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: электрический ток, сила Ампера.

Смысл правила левой руки.

Уметь: применять правило левой руки для определения силы Ампера.

§ 45, упр.36 (3-5)


42/4

Индукция магнитного поля.

Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Уметь: применять знания при решении соответствующих задач.

§ 46, упр. 37

22-я неделя

43/5

Магнитный поток.

Знать понятие магнитный поток.

Уметь: применять знания при решении соответствующих задач.

§ 47, упр. 38


44/6

Явление электромагнитной индукции.

Уметь: приводить и описывать опыты подтверждающие явление электромагнитной индукции.

§ 48, упр. 39

23-я неделя

45/7

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Уметь: описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

П. - № 38


46/8

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Знать: понятия электромагнитной индукции, индукционный ток,

правило Ленца.

Уметь применять правило Ленца для определения направления индукционного тока, объяснять явления на основе электромагнитной индукции.

§ 49, упр. 40

24-я неделя

47/9

Явление самоиндукции.

Знать/ понимать:

Смысл явления: самоиндукции.

Уметь объяснять явление самоиндукции.

§ 50, упр. 41


48/10

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Знать способы получения электрического тока, принцип действия трансформатора.

Уметь объяснять действие трансформатора.

§ 51, упр. 42

25-я неделя

49/11

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Знать понятие электромагнитного поля и условия его существования, зависимость свойств излучений от их длины.

Уметь объяснять механизм возникновения электромагнитных волн.

§ 52, 53, упр. 44


50/12

Конденсатор.

Знать: физический смысл электроемкости, формулы для вычисления электроемкости плоского конденсатора, батареи параллельно и последовательно соединенных конденсаторов, формулу для вычисления энергии заряженного конденсатора.

Уметь: применять их для решения задач.

§ 54, упр. 45

26-я неделя

51/13

Колебательный контур. Получение электромагнитных волн. Принцип радиосвязи и телевидения.

Знать: принцип радиосвязи и телевидения, способы получения электромагнитных волн.

Уметь: объяснять принцип радиосвязи и телевидения.

§ 55, 56, упр. 47


52/14

Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Знать: понятие явления интерференции света, условия интерференции света;

методы получения интерференционной картины,

применение интерференции света в технике.

Уметь: объяснять наблюдаемые в природе явления с точки зрения интерференции света.

§ 57, 58

27-я неделя

53/15

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвет тел.

Знать: физический смысл показателя преломления, определение дисперсии, законы преломления света.

§ 59, 60, упр. 48


54/16

Решение задач по теме «Электромагнитные явления».

Уметь решать и оформлять задачи, применять изученные законы к решению комбинированных задач.

Л. - № 1475-1476

28-я неделя

55/17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 39/1 – 54/16.


ГЛАВА 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

(15 часов)


56/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: радиоактивность.

Уметь: объяснять

вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

§ 65

29-я неделя

57/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Знать вклад Резерфорда в развитие теории строения атома, планетарную модель атома.

Уметь объяснять опыт Резерфорда

§ 66, Л. - № 1211-1213


58/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Знать смысл понятий радиоактивности, период полураспада; состав радиоактивного излучения

Уметь применять закон радиоактивного распада для решения задач.

§ 67, упр. 51

30-я неделя

59/4

Экспериментальные методы исследования частиц.

Знать: современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

§ 68


60/5

Открытие протона и нейтрона.

Знать историю открытия протона и нейтрона, их свойства, особенности, строение атомного ядра.

Уметь объяснять строение атомного ядра.

§ 69, 70, упр. 52

31-я неделя

61/6

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Знать физический смысл массового и зарядового числа

Уметь определять нуклонный состав ядер, описывать и объяснять различия в строении различных ядер.

§ 71, упр. 53


62/7

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Знать смысл понятий: ядерные реакции, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил, закон сохранения массового и зарядового числа

Уметь определять энергию связи, записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции.

§ 72, 73, упр. 54

32-я неделя

63/8

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, особенности реакций деления и синтеза.

Уметь объяснять цепную ядерную реакцию.

§ 74, 75


64/9

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Уметь: описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

П. - № 41-43

33-я неделя

65/10

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Уметь: описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

П. - № 44-45


66/11

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

Знать устройство и принцип работы атомной электростанции, ее преимущества и недостатки, проблемы, связанные с использованием АЭС; области применения ядерной энергетики; влияние радиоактивных излучений на живые организмы; виды радиоактивных излучений, способы защиты от радиации.

Уметь объяснить принцип работы ядерного реактора, управляемый термоядерный синтез.

§ 76, 77

34-я неделя

67/12

Термоядерная реакция. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Знать: условия протекания, применения термоядерной реакции.

Уметь: объяснять правила защиты от радиоактивного излучения.

§ 78, 79


68/13

Контрольная работа №5 по теме «Ядерная физика».

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 56/1 – 67/12


35-я неделя

69/14

Презентация индивидуальных творческих проектов по теме «Все в нашем мире не случайно».




70/15

Презентация индивидуальных исследовательских проектов «Чудесная Механика».



  1. Перечень учебно-методических средств обучения.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ УМК:


  1. Перышкин, В.А. Физика. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2009. – 300 с.

  2. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /В.И Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.

  3. Кирик, Л.А. Физика. 9 класс. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы /Л.А. Кирик. – М.: ИЛЕКСА, 2006. – 192 с.

  4. Волков, В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина. 9 класс / В.А. Волков. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.

  5. Горлова, Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11 классы /Л.А. Горлова. – М.: ВАКО, 2009. – 144 с.

  6. Горлова, Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы /Л.А. Горлова. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.

  7. Щербакова, Ю.В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы /сост. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2010. – 192 с.

  8. Перышкин, А.В. сборник задач по физике: 7-9 кл. /А.В. Перышкин, сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190 с.

  9. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений /сост. Г.Н. Степанова. – М.: Просвещение, 1996. – 256 с.

  10. Зорин, Н.И. ГИА 2013. Физика: тематические тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2012. – 176 с.

  11. Ханнанов, Н.К. ГИА 2013. Физика. Сборник заданий. 9 класс /Н.К. Ханнанов. - М.: Эксмо, 2012. – 240 с.

  12. Семке, А.И. Уроки физики в 9-м классе. Развернутое планирование /А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004. – 352 с.

  13. Боброва, С.В. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина, Е.В. Гутник /авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

  14. Григорьев, В.И. Занимательная физика: Эра классической физики: 9-11 кл. /В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с.


. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:


  1. ВЕКТОР образовательный портал [http://vektor.moy.su/]: [интерак. мультимедийные обучающие ресурсы].

  2. Библиотека книг [http://www.kodges.ru/8286-kurs-fiziki-d.v.sivukhin.html]: [интерак. учеб.]. – Электрон. дан. – СПб.: COPYRIGHT, 2006.

  3. Виртуальная образовательная лаборатория [http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=64&Itemid=111]: [интерак. лабор.]. – Электрон. программы. – М.: ВиртуЛаб, 2012.

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/fe2fa68f-4cbb-4317-a21e-40a8adb376b1/116908/?interface =teacher]: [интерак. мультимедийные обучающие ресурсы]. – Электрон. дан. и программы. – М.: ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", 2006.

  5. Образовательные ресурсы Интернета – физика [http://www.alleng.ru/edu/phys.htm]: [интерак. учеб.]. – электрон. дан. и программы. – М.: Copyright, 2006.

  6. Учебники по физике [http://eqworld.ipmnet.ru/ru/library/physics.htm]: электрон. справ. – Электрон. дан. – СПб. ПитерКом, 2004.


ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ФИЗИКИ ДЛЯ 9 КЛАССА


№ 

Наименование

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИЙ

1

Источник постоянного и переменного напряжения В-24

2

Камертоны на резонирующих ящиках

3

Амперметр

4

Вольтметр

5

Набор демонстрационный "Геометрическая оптика"

6

Прибор для демонстрации правила Ленца

7

Стрелки магнитные на поставках

8

Прибор для наблюдения равномерного движения

9

Трубка Ньютона универсальная

10

Математический маятник

11

Пружинный маятник

12

Модель двигателя внутреннего сгорания

13

Волновая машина

14

Гальванометр

15

Металлическая рамка

16

Постоянные магниты

17

Реостат

18

Трансформатор

19

Конденсатор

20

Катушка с сердечником

21

Тележки

22

Динамометры

23

Воздушный насос

ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Желоб лабораторный металлический

2

Шарики металлические диаметром 1,5-2 см

3

Цилиндры металлические

4

Метроном

5

Лента измерительная

6

Штатив с муфтой и лапкой

7

Математический маятник

8

Миллиамперметр

9

Катушка-моток

10

Магнит дугообразный

11

Источник питания

12

Катушка с железным сердечником

13

Реостат

14

Ключ

15

Модель генератора электрического тока

16

Провода соединительные


23


Рабочая программа по физике (9 класс)
  • Физика
Описание:

.   Рабочая программа основного общего образования по физике для 9-х классов разработана на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, авторской программы Е.М. Гутника,  А.В. Перышкина (Физика. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2008). Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год, что не противоречит авторской.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

 

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Автор Никитина Юлия Сергеевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 957
Номер материала 4831
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓