Главная / Физика / Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 II вида



УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор школы к работе педагогическим

Солодовникова А.Н._____ советом школы № 38

Протокол № ___ от ____ 2014 г.


Программа обсуждена на

методическом объединении учителей

математики, физики и информатики

Протокол № __ от _______ 2014 г.






Рабочая программа


по курсу «Физика» для 9 класса









Составитель программы

учитель школы № 38

Землянская Н.И.
















г. Новокузнецк, 2014



1.Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, а также программы по физике для 7-9 классов. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013 г., которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, и учебников: А.В. Перышкин «Физика» 8 класс – М.: Дрофа, 2013 г.; А.В. Перышкин «Физика» 9 класс – М.: Дрофа, 2013 г.

Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторные эксперимент по заданной схеме. В 9 и 10 классах начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.


2. Общая характеристика учебного предмета


Физика для слабослышащих учащихся является чрезвычайно сложным предметом. Обучение физике тесно связано с развитием речи и усвоение основных представлений о современной физической картине мира невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим уроки физики обогащают речь учащихся.

Данная программа предусматривает изучение следующих разделов элементарного курса физики:

  • «Электрические явления»

  • «Электромагнитные явления»

  • «Законы движения и взаимодействия тел»

Предлагаемый курс адаптирован для обучения слабослышащих и позднооглохших детей, учитывая специфику II отделения специальной (коррекционной) школы II вида:

      • дефекты слуха и речи обучающихся;

      • задержка психического и интеллектуального развития;

      • затруднённость усвоения новых понятий, особенно абстрактных и обобщённых;

      • недостаточная сформированность словесной речи и словесно-логического мышления, так как психофизические и слухоречевые возможности школьников с недостатками слуха не адекватны возможностям слышащих детей, методика преподавания данного курса имеет следующие особенности:

      • доступность программного материала как по объёму, так и по глубине понятий;

      • исключение материала, слабо связанного с последующим и с предыдущим (то есть усиление внутрипредметных связей);

      • генерализация учебного материала вокруг основных теоретических положений;

      • широкое использование средств наглядности, т.к. основной анализатор - зрительный;

      • самообеспеченность адаптированными дидактическими материалами (тренажными карточками, тестовыми заданиями, тренировочными задачами, текстами контрольных работ, опорными таблицами и т.п.) используемый математический материал не выходит за рамки элементарной математики;

      • введение понятия вектора используется без аппарата векторной алгебры. Все уравнения записываются в скалярном виде.

Учитывая особенности развития неслышащих детей, был проведён психологически и методически обоснованный отбор учебного материала и его распределение в определённой последовательности.

Разделы «Электрические явления» и «Электромагнитные явления» изучаются 9 классе в связи с большим объемом учебного материала, который к тому же очень сложен для усвоения детьми с недостатками слуха.

Контроль достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: самостоятельные и контрольные работы.


3. Место предмета в учебном плане:


Настоящая программа составлена на 68 ч. в год (2 часа в неделю) в 9 классе и рассчитана на 2014 - 2015 учебный год в соответствии с учебным планом школы.


4. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Жизненными компетенциями физике в основной школе являются:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации;

  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

5. Содержание учебного предмета:


1. Электрические явления (44 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;

  • умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • владение способами выполнения расчётов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, ёмкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

2. Электромагнитные явления (7 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника стоком и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

3. Законы движения и взаимодействия тел (13 ч)

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение;

  • знание и способность давать определения/ описания физических моделей: материальная точка, система отсчёта; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении;

  • умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении;

  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

6. Тематическое планирование:


п/п


Название раздела, темы примерной программы


Количество часов рабочей программы



Характеристика основных видов деятельности ученика


Раздел I.

Электрические явления

44


1.1.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Электрическое поле

2

- объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов;

- обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле;

- пользоваться электроскопом;

- определять изменение силы , действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу

1.2.

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома

2

- объяснять опыт Иоффе-Милликена;

- доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд;

- объяснять образование положительных и отрицательных ионов;

- применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома;

- работать с текстом учебника

1.3.

Объяснение электрических явлений.

Самостоятельная работа «Электрические явления»

2

- объяснять электризацию тел при соприкосновении;

- устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении

1.4.

Электрический ток. Источники электрического тока

2

- приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике;

- объяснять устройство сухого гальванического элемента;

- приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение

1.5.

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока

3

- собирать электрическую цепь;

- объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи;

- различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи;

- работать с текстом учебника;

- приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике;

- объяснять тепловое, химическое и магнитное действие тока

1.6.

Сила тока. Единицы силы тока.

1

- объяснять зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени;

- рассчитывать по формуле силу тока;

- выражать силу тока в различных единицах

1.7.

Амперметр. Измерение силы тока.

Лабораторная работа « Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Контрольная работа № 1 « Электрические явления»

6

- включать амперметр в цепь;

- определять цену деления амперметра и гальванометра;

- чертить схемы электрической цепи;

- измерять силу тока на различных участках цепи;

- работать в группе

1.8.

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.

Лабораторная работа « Измерение напряжения на различных участках цепи»

2

- выражать напряжение в кВ, мВ;

- анализировать табличные данные, работать с текстом учебника;

- рассчитывать напряжение по формуле;

- определять цену деления вольтметра;

- включать вольтметр в цепь;

- измерять напряжение на различных участках цепи;

- чертить схемы электрической цепи

1.9.

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка цепи

3

- строить график зависимости силы тока от напряжения;

- объяснять причину возникновения сопротивления;

- устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника;

- записывать закон Ома в виде формулы;

- решать задачи на закон Ома;

- анализировать результаты опытных данных, приведённых в таблице

1.10.

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты.

Лабораторная работа « Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа « Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Самостоятельная работа «Закон Ома».

Контрольная работа № 2 «Электрические явления»

6

- исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника;

- вычислять удельное сопротивление проводника;

- чертить схемы электрической цепи;

- рассчитывать электрическое сопротивление;

- собирать электрическую цепь;

- пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи;

- работать в группе;

- представлять результаты измерений в виде таблицы;

- измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра;

Применять знания к решению задач

1.11.

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников

3

- приводить примеры применения последовательного и параллельного соединения проводников;

- рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединение проводников

1.12.

Работа и мощность электрического тока.

Лабораторная работа « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Самостоятельная работа « Работа и мощность тока»

6

- рассчитывать работу и мощность электрического тока;

- выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока;

- выражать работу тока в Вт∙ч; кВт∙ч;

- измерять мощности и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы;

- работать в группе;

- применять знания к решению задач

1.13.

Закон Джоуля-Ленца

2

- объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца

1.14.

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители.

Контрольная работа №3 « Электрические явления»

4

- различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах;

- применять знания к решению задач


Раздел II.

Электромагнитные явления

7


2.1.

Магнитное поле. Магнитные линии

1

- выявлять связь между электрическим током и магнитным полем;

- объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике;

- приводить примеры магнитных явлений

2.2.

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторная работа « Сборка электромагнита и испытание его действия»

2

- называть способы усиления магнитного действия катушки с током;

- приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту;

- работать в группе

2.3.

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Электрический двигатель.

Лабораторная работа « Изучение электрического двигателя постоянного тока»

4

- объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа;

- получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;

- описывать опыты по намагничиванию веществ;

- объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения;

- перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми;

- собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели);

- определять основные детали электрического двигателя постоянного тока;

- работать в группе


Раздел III.

Законы движения и взаимодействия тел.

13


3.1.

Материальная точка. Система отсчёта

1

- обосновывать возможность замены тележки её моделью – материальной точкой – для описания движения

3.2.

Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение

3

- приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершённое им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь;

- определять модули и проекции векторов на координатную ось;

- записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;

- строить графики зависимости υx = υx(t)

3.3.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

2

- объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

- приводить примеры равноускоренного движения;

- записывать формулу для определения ускорения

3.4.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения

2

- записывать формулу для определения скорости;

- решать расчётные и качественные задачи

3.5.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Лабораторная работа « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Контрольная работа « Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

5

- решать расчётные и качественные задачи с применением изученных формул;

- пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки;

- определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

- по графику определять скорость в заданный момент времени;

- работать в группе


Раздел IV

Итоговое повторение

4

- демонстрировать презентации;

- выступать с докладами и участвовать в их обсуждении


Всего часов

68


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:


  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В. – Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 22-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 240 с. : ил. – ISBN 978-5-09-019878-3.

  2. Перышкин, А.В. – Физика. 7кл. : учеб. для общеобразоват. учреждении/ А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 221, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-358-11662-7.

  3. Перышкин, А.В. – Физика. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М. : Дрофа, 2013. – 237, [3] с. : ил. - ISBN 978-5-358-09884-8.

  4. Перышкин, А.В. – Физика. 9кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - 18-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 300, [4] с. : ил.; 1 л. цв. вкл. - ISBN 978-5-358-12643-5.

  5. Рабочие программы. Физика. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Н. Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 398, [2] с. – ISBN 978-5-358-12121-8

  6. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления; объяснять основные свойства протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение и электромагнитные явления: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие зарядов, взаимодействие магнитов; объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: перемещение, скорость, ускорение; и описывать электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока; правильно трактовать их физический смысл, их обозначения, единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать механические явления и электромагнитные явления, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом различать словесную формулировку и его математическое выражение.

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя формулы перемещения, скорости, ускорения; закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, формулы силы тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, формула расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; правильно трактовать физический смысл, используемых величин, их обозначения и единицы измерения и проводить расчеты.


Выпускник получит возможность научиться:


  • использовать знания о механических явлениях и об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами, соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических и об электромагнитных явлениях.

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов( закон Ома для участка цепи и закон Джоуля-Ленца)

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, оценивать реальность полученного значения физической величины.


Рабочая программа по физике 9 класс
  • Физика
Описание:

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для основной общеобразовательной школы и примерной программой основного общего образования по физике, поддерживается УМК  «Физика -9 » /А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, Москва, Дрофа, 2011/.

Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

При разработке программы физики ставится задача сформировать у учащихся представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в жизни, в повседневном опыте, природу которых они пытаются постичь.

Программа этого кура предусматривает изучение лишь тех явлений и законов, знание которых необходимо любому современному человеку (даже если его специальность никак не связана с физикой). Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения уч-ся умениями и навыками.

Предполагается, что материал учащийся должен усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов в окружающем мире, их использование в практической деятельности человека.

Данный курс имеет направленность на развитие способностей учеников к исследованию, на формирование умения проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания. На большинстве занятий учащиеся выполняют как короткие, не требующие длительного времени экспериментальные задания, так и лабораторные работы. Экспериментальные исследования позволяют учащимся самостоятельно выявить закономерности физических явлений, установить связь между физическими величинами, убедиться в справедливости законов, полученных теоретически. Все это дает возможность заинтересовать учащихся физикой.

Курс физики 9 класса включает все фундаментальные физические теории, использование всех трех законов сохранения в механике: импульса, момента импульса и энергии.

 

Программой предусматривается выполнение фронтальных лабораторных работ, решение задач, проведение экскурсий. Все это позволяет от знаний о применениях физических явлений на практике и принципа действия конкретных технических установок перейти к пониманию роли физики в решении технико - экономических и экологических проблем различных областей народного хозяйства, но и вырабатывать умения их применять, развивать творчество учащихся.

Автор Арзамасцева Ирина Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 437
Номер материала 38647
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓