Главная / Физика / Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МОУО: г. Екатеринбург

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52


РАССМОТРЕНО:

Руководитель кафедры:_________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________



СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора: _________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________




Рабочая программа педагога

Физика. 9 класс

МБОУ СОШ № 52




Составитель:

Качигина Наталья Николаевна,

учитель физики МБОУ СОШ № 52,

первая квалификационная категория








г. Екатеринбург, 2014 г.

содержание

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета:

4

Цели и задачи курса

4

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

5

Место предмета в учебном плане

6

Содержание учебной программы

7

Тематическое планирование основного содержания учебного материала

9

Календарно-тематическое планирование

10

Требования к уровню подготовки учащихся

20

Результаты освоения курса физики

21

Методы и технологии обучения

24

Система оценивания

24

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

29



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по физике составлена для 9 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина, авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Перышкина.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор фронтальных лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Основания для составления рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Программа развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Положение о составлении рабочей программе педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по физике.



Общая характеристика учебного предмета:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В основной школе происходит знакомство с физическими явлениями, методами научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент. Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, ОБЖ.

Цели и задачи курса

Цели изучения физики в основной школе, и в частности, в 9 классе, следующие:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах,

убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения,

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.

  • Осознание возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • Формирование основ экологического мышления, ценностного отношения к природе;

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • Приобретение учащимися знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, опыт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, из них в 9 классе 70 (68) учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Количество плановых контрольных работ в 9 классе – 5

Количество плановых лабораторных работ в 9 классе – 6



Содержание учебной программы

I. Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Скорость и перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

II. Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


III. Электромагнитное поле (10 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

IV. Строение атома и атомного ядра (15 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

V. Итоговое повторение (5 часов)



Тематическое планирование основного содержания учебного материала


9 класс (68 ч)


Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

26

2

1

2

Механические колебания и волны. Звук

12

1

2

3

Электромагнитное поле

10

1

1

4

Строение атома и атомного ядра.

15

1

2

5

Повторение

5



итого

68

5

6




Календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе

68 часов (2 часа в неделю)

п/п

Номер урока в разделе / Тема урока:

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание


Дата:

План

Факт

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

1

1.1. Материальная точка. Система отсчёта.

Получение новых знаний

Материальная точка. Система отсчёта.

Знать понятия: мех. Движение, материальная точка, система отсчёта. Уметь: привести примеры мех. Движения.

Фронтальная проверка, устные ответы.

§1, упр. 1 (2,4)



2

1.2. Перемещение. Путь. Векторные величины

Комбинированный урок.

Перемещение. Путь. Проекция вектора.

Знать понятия: траектория, путь. Уметь: определять перемещение, путь, находить проекцию вектора на координатную ось

Фронтальная проверка, устные ответы.

§ 2, упр. 2 (1,2)



3

1.3. Определение координаты движущегося тела.

Комбинированный урок.

Определение координаты движущегося тела.

Уметь определять координаты тела

Тест

§3, упр. 3 (1)



4

1.4. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Комбинированный урок.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Знать понятие: прямолинейное равномерное движение.

Уметь описать и объяснить

Тест

§4, упр. 4



5

1.5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Комбинированный урок.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Знать понятия: ускорения, обозначение, единицы измерения, прямолинейное равноускоренное движение.

Фронтальная проверка, устные ответы.

§5, упр. 5 (2,3)




6

1.6. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Комбинированный урок.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Уметь строить графики.

Фронт. опрос

§6, упр. 6 (3,5)



7

1.7. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Комбинированный урок.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать понятие: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить

Фронтальная проверка, устные ответы, тест

§7, упр. 7



8

1.8. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Комбинированный урок.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Знать понятие: прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь описать и объяснить

С/р

§8, упр. 8 (2)






9

1.9. Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Урок – практикум


Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента).

Л/р




10

1.10. Решение задач по теме «Кинематика»

Комбинированный урок.

Равномерное и равноускоренное движение

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

Тест

Повторить § 1-8



11

1.11. Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».

Урок – контроля

Кинематика

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение.

К/р




12

1.12. Относительность движения.

Получение новых знаний

Относительность движения.

Уметь определять относительность перемещения, скорости.

Знать: отличия геоцентрической и гелиоцентрической систем

Фронт. опрос

§9, упр. 9 (1,4)



13

1.13. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

Получение новых знаний

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчёта.

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 10, упр. 10



14

1.14. Второй закон Ньютона.

Комбинированный урок.

Второй закон Ньютона.

Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить.

Тест

§11, упр. 11 (1-3)



15

1.15. Третий закон Ньютона.

Комбинированный урок.

Третий закон Ньютона.

Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить.

Тест

§12, упр. 12 (3)



16

1.16. Свободное падение тел.

Комбинированный урок.

Свободное падение тел.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном падении.

Фронт. опрос

§13, упр. 13 (1,3)



17

1.17. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Комбинированный урок.

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Знать понятие: невесомость.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном падении.

Фронт. опрос

§14, упр. 14



18

1.18. Закон всемирного тяготения.

Комбинированный урок.

Закон всемирного тяготения.

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, изиитационная постоянная. Написать формулу и объяснить.

С/р

§15, упр. 15 (3)



19

1.19. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Комбинированный урок.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землёй и зависимость ускорения свободного падения от радиуса и массы планеты.

Фронт. опрос

§16, упр. 16 (2,3)









20

1.20. Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Получение новых знаний

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры;

физическую величину, единицу измерения периода, частоты.

Фронт. опрос, тест

§18, 19, упр. 18 (2,5)




21

1.21. Решение задач

Комбинированный урок.

Прямолинейное и криволинейное движение.

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Уметь рассчитывать физические величины.

С/р

Упр. 18 (1,3)



22

1.22. Искусственные спутники Земли.

Комбинированный урок.

Искусственные спутники Земли.

Уметь рассчитывать первую космическую скорость.

Фронт. опрос

§20, упр. 19 (1)



23

1.23. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Комбинированный урок.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Знать понятия: импульс тела и импульс силы.

С/р

§21, 22 упр. 21



24

1.24. Реактивное движение. Ракеты.

Комбинированный урок.

Реактивное движение. Ракеты.

Знать использование закона сохранения импульса. Уметь написать формулы и объяснить.

Тест

§23, упр. 22



25

1.25. Решение задач по теме «Динамика»

Комбинированный урок.


Уметь применять формулы для расчета задач

с/р

Повторить §11-23



26

1.26. Контрольная работа № 2 по теме «Динамика».

Урок – контроля

Динамика.

Уметь решать задачи на закон сохранения импульса.

К/р




Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук (12 часов)

27

2.1. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

Получение новых знаний

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

Знать условия существования свободных колебаний

Уметь приводить примеры.

Фронт. опрос

§24, 25, упр. 23



28

2.2. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Комбинированный урок.

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить.

Фронт. опрос

§26, 27, упр. 24 (2,4,6)



29

2.3. Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника».

Урок – практикум

Измерение ускорения свободного падения

Уметь измерять ускорение свободного падения.

Л/р









30

2.4. Лабораторная работа № 3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

Урок – практикум

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины

Приобретение навыков при работе с изииованиием.

Л/р









31

2.5. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Комбинированный урок.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

Фронт. опрос

§28 – 30, упр. 26



32

2.6. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Комбинированный урок.

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн.

Тест

§31, 32



33

2.7. Длина волны. Скорость распространения волн.

Комбинированный урок.

Длина волны. Скорость распространения волн.

Знать характер распространения колебательных процессов в трёхмерном пространстве.

С/р

§33, упр. 28 (1,2)



34

2.8. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Комбинированный урок.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Знать: понятие «звуковые волны», физические характеристики звука (высота, тембр, громкость).

Фронт. опрос

§34 – 36



35

2.9. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Комбинированный урок.

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах.

С/р

§37, 38, упр. 32 (1-3)



36

2.10. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Комбинированный урок.

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить.

Фронт. опрос

§39, 40



37

2.11. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Комбинированный урок.


Уметь применять формулы для расчета задач

с/р

Повторить § 24-40



38

2.12. Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

Урок – контроля

Механические колебания и волны. Звук

Уметь решать задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук».

К/р




Раздел 3. Электромагнитное поле (10 часов)

39

3.1. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Получение новых знаний

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Знать понятие «магнитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков.

Фронт. опрос

§43, 44, упр. 34 (2)








40

3.2. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Получение новых знаний

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Уметь определять направление силовых линий.

Фронт. опрос

§45, упр. 35 (1,4,5)



41

3.3. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

Комбинированный урок.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.



Знать силу Ампера (физиический смысл), силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Тест

§46, 47, упр. 37 (2)



42

3.4. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.

Комбинированный урок.

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Знать понятие: «магнитный поток»; написать формулу, объяснить.

С/р

§48 – 49



43

3.5. Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

Урок – практикум

Изучение явления электромагнитной индукции

Знать:

  • понятие «электромагнитная индукция»;

  • ТБ при работе с электроприборами.

Л/р




44

3.6. Получение и передача переменного электрического тока. Генератор.

Комбинированный урок.

Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Знать способы получения, преобразования и передачи переменного электрического тока. Уметь объяснить.

Фронт. опрос

§50



45

3.7. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Комбинированный урок.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Фронт. опрос

§51, 52, упр. 42 (1,3)



46

3.8. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Комбинированный урок.

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Знать: принципы радиосвязи и телевидения;

понятие «интерференция»;

Понимать электромагнитную природу света.

Фронт. опрос

§53, 54







47

3.9. Урок-обобщение по теме «Электромагнитное поле»

Комбинированный урок.


Уметь применять полученные знания к расчетным и графическим задачам.

Тест

Повторить § 43 -54



48

3. 10. Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле».

Урок – контроля

Электромагнитное поле

Решать задачи на тему: «Электромагнитное поле».

К/р




Раздел 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (15 часов)

49

4.1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Получение новых знаний

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Знать: природу и свойства альфа-, бета-, гамма лучей,

Фронт. опрос

§55,




Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Получение новых знаний

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Знать: сущность опыта Резерфорда, строение атома по Резерфорду.

Фронт. опрос

§56



50

4.2. Радиоактивные превращения радиоактивных атомов.

Комбинированный урок.

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов.

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности.

С/р

§57, упр. 43 (4,5)



51

4.3. Экспериментальные методы исследования частиц.

Комбинированный урок.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных час тиц и ядерных превращений.

Фронт. опрос

§58



52

4.4. Лабораторная работа № 5. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Урок – практикум

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Уметь по фотографии трека определить характер движения частицы

Л/р




53

4.5. Открытие протона. Открытие нейтрона.

Комбинированный урок.

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Знать историю открытия протона и нейтрона.

Фронт. опрос

§59,60



54

4.6. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Комбинированный урок.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

Знать строение ядра атома, модели.

Тест

§61, упр. 45



55

4.7. Альфа и бета распад. Правило смещения

Комбинированный урок.

Правило смещения при альфа и бета распаде.

Уметь применять правило смещения, определять новые элементы

Тест

§ 63, упр. 47.



56

4.8. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Комбинированный урок.

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Знать понятие «прочность атомных ядер». Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


С/р

§64, 65



57

4.9. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Комбинированный урок.

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Понимать механизм деления ядер урана.

Фронт. опрос

§66, 67



58

4.10. Лабораторная работа № 6. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

Урок – практикум

Изучение деления ядра урана по фотографии треков

Л/р




59

4.11. Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

Комбинированный урок.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

Знать устройство, принцип действия и области применения ядерного реактора.

Фронт. опрос

§68, 69



60

4.12. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Комбинированный урок.

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Знать закон радиоактивного распада и правила защиты от радиоактивных излучений.

Фронт. опрос

§70



61

4.13. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

Комбинированный урок.

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

Знать условия протекания термоядерной реакции.

Иметь представление об элементарных частицах.

Фронт. опрос

§72, 73



62

4.14 Решение задач. Подготовка к контрольной работе

Комбинированный урок.


Уметь применять полученные знания для решения задач и записи реакций

Тест

Повторить § 55-73



63

4.15. Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Урок - контроля

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Уметь решать задачи на тему: «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

К/р




Обобщающее повторение (5 ч.)

64

Законы взаимодействия и движения тел. (Кинематика)

Урок – обобщения знаний

Законы взаимодействия и движения тел.

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Уметь объяснять сущность изученных физических законов.

Тест




65

Законы взаимодействия и движения тел. (Динамика)

Законы взаимодействия и движения тел.





66

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле.

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле

Тест








67

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

Тест




68

Резерв. Повторение







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.


Результаты освоения курса физики:

Личностными результатами обучения физике в 9 классах являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг у друга, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.



Метапредметными результатами обучения физике в 9 классах являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в 9 классах являются:

знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов м теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации



Методы и технологии обучения

В 9 классе ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский;

- проблемный;

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий:

- личностно ориентированное обучение;

- системно – деятельностный подход;

- обучение с применением опорных схем, ИКТ;

- уровневая дифференциация;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дистанционного обучения

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.



Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Учебно – методическОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Материалы для учащихся:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007

  3. Перышкин А.В., Сборник задач по физике, 7-9 классы, - М.: ЭКЗАМЕН, 2012.


Материалы для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011

  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7 – 9 классы. - М.: ВАКО, 2011

  3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. 9класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.

  4. Лебедева О.И., Гурецкая Н.Е. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 7 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2013

  5. В.А.Касьянов, В.Ф. Дмитриева Рабочая тетрадь по физике. 9 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.

  6. Марон А. Е. Физика. 9 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008. – 128 с.: ил.

  7. Перышкин А.В., Сборник задач по физике, 7-9 классы, - М.: ЭКЗАМЕН, 2008.

Электронно-образовательные ресурсы

  1. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы практикум» -  ФИЗИКОН, 2004.

  2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал.  http://www.school.edu.ru/

  4. Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.

  5. http://class-fizika.narod.ru/9_class.htm

  6. Сообщество «Сеть творческих учителей» – http://www.it-n.ru

  7. http://www.alleng.ru/

  8. http://www.uroki.net/docfiz.htm

  9. http://festival.1september.ru/articles/569402/

  10. http://www.zavuch.info/methodlib/121/



Рабочая программа по физике 9 класс
  • Физика
Описание:

Данная рабочая программа по физике составлена для 9 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина, авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Перышкина.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор фронтальных лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Автор Качигина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 396
Номер материала 31697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓