Муниципальное казённое специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для
обучающихся воспитанников с отклонением в развитии
«Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №38 II вида
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор школы к
работе педагогическим
Солодовникова А.Н._____ советом
школы № 38
Протокол №
___ от ____ 2014 г.
Программа
обсуждена на
методическом объединении учителей
математики,
физики и информатики
Протокол № __
от _______ 2014 г.
Рабочая программа
по курсу «Физика» для 8 класса
Составитель программы
учитель школы № 38
Землянская Н.И.
г. Новокузнецк, 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, с учётом особенностей психофизического развития и
возможностей обучающихся, а также программы по физике для 7-9 классов. Рабочие
программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.Н.
Тихонова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
г., которая соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, и учебников: А.В.
Перышкин «Физика» 7 класс – М.: Дрофа, 2013
г.; А.В. Перышкин «Физика» 8 класс – М.: Дрофа, 2013
г.
Школьный курс физики –
системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические
законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии,
биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом
познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 и 8 классах
происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания,
формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические
величины, проводить лабораторные эксперимент по заданной схеме. В 9 и 10
классах начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы
становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент
самостоятельно.
Цели изучения физики в
основной школе следующие:
· усвоение учащимися смысла основных понятий и
законов физики, взаимосвязи между ними;
· формирование системы научных знаний о природе, ее
фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
· систематизация знаний о многообразии объектов и
явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания
возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии
цивилизации;
· формирование убежденности в познаваемости окружающего
мира и достоверности научных методов его изучения;
· организация экологического мышления и ценностного
отношения к природе;
· развитие познавательных интересов и творческих
способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний
и выбора физики как профильного предмета.
2. Общая характеристика учебного
предмета
Физика для слабослышащих учащихся является
чрезвычайно сложным предметом. Обучение физике тесно связано с развитием
речи и усвоение основных представлений о современной физической картине мира
невозможно без овладения определенным уровнем речевого развития. Наряду с этим
уроки физики обогащают речь учащихся.
Данная
программа предусматривает изучение следующих разделов элементарного курса физики:
·
«Работа и
мощность. Энергия»
· «Тепловые явления»
· «Изменение агрегатных
состояний вещества»
·
«Световые
явления»
Предлагаемый
курс адаптирован для обучения слабослышащих и позднооглохших детей, учитывая
специфику II отделения специальной (коррекционной) школы II вида:
§ дефекты слуха и речи обучающихся;
§ задержка психического и интеллектуального развития;
§ затруднённость усвоения новых понятий, особенно абстрактных
и обобщённых;
§ недостаточная сформированность словесной речи и
словесно-логического мышления, так как психофизические и слухоречевые
возможности школьников с недостатками слуха
не адекватны возможностям слышащих детей, методика преподавания данного курса
имеет следующие особенности:
§ доступность программного материала как по объёму, так и по
глубине понятий;
§ исключение материала, слабо связанного с
последующим и с предыдущим (то есть
усиление внутрипредметных связей);
§ генерализация учебного материала вокруг основных
теоретических положений;
§ широкое использование средств наглядности, т.к. основной
анализатор - зрительный;
§ самообеспеченность адаптированными дидактическими
материалами (тренажными карточками,
тестовыми заданиями, тренировочными задачами, текстами контрольных
работ, опорными таблицами и т.п.) используемый математический материал не
выходит за рамки элементарной
математики;
§ введение понятия вектора используется
без аппарата векторной алгебры. Все уравнения записываются в скалярном виде.
Учитывая
особенности развития неслышащих детей, был проведён психологически и методически
обоснованный отбор учебного материала и его распределение в определённой последовательности.
Тема «Работа и
мощность. Энергия» перенесена из курса 7 класса в курс 8 класса. Разделы
«Электрические явления» и «Электромагнитные явления» изучаются 9 классе в связи
с большим объемом учебного материала, который к тому же очень сложен для
усвоения детьми с недостатками слуха. В 8 классе лабораторная работа «Измерение
удельной теплоемкости твердого тела» не выполняется в силу ее сложности для
детей данного учебного заведения. (Вычисление удельной теплоемкости дается
сильным учащимся в качестве расчетной задачи).
Контроль
достижения учениками уровня государственного стандарта осуществляется в виде
текущего и итогового контроля в следующих формах: самостоятельные и контрольные
работы.
3. Место
предмета в учебном плане:
Настоящая программа
составлена на 68 ч. в год (2 часа в неделю) в 8 классе и рассчитана на 2014 - 2015
учебный год в соответствии с учебным планом школы.
4. Личностными
результатами обучения физике в основной школе
являются:
·
сформированность познавательных интересов на основе
развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
убежденность в возможности познания природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
·
самостоятельность в приобретении новых знаний и
практических умений;
·
готовность к выбору жизненного пути в соответствии
с собственными интересами и возможностями;
·
мотивация образовательной деятельности школьников
на основе личностно-ориентированного подхода;
·
формирование ценностных отношений друг к другу,
учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в
основной школе являются:
·
овладение навыками самостоятельного приобретения
новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть
возможные результаты своих действий;
·
понимание различий между исходными фактами и
гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
·
формирование умений воспринимать, перерабатывать и
предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
·
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа
и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
·
развитие монологической и диалогической речи,
умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
·
освоение приемов действий в нестандартных
ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
·
формирование умений работать в группе с выполнением
различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в
основной школе представлены в содержании курса по темам.
Жизненными компетенциями физике в основной
школе являются:
·
развитие адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
·
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми
в повседневной жизни;
·
овладение навыками коммуникации;
·
дифференциация и осмысление картины мира и её
временно-пространственной организации;
·
осмысление своего социального окружения и освоению
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
5. Содержание
учебного предмета:
1. Работа и мощность. Энергия (18 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент
силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия.
Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая
энергия. Превращение энергии.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
·
понимание и способность объяснять физические
явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
·
умение измерять: механическую работу, мощность,
плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
·
владение экспериментальными методами исследования
при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
·
понимание смысла основного физического закона:
закон сохранения энергии;
·
понимание принципов действия рычага, блока,
наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
·
владение способами выполнения расчётов для
нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге,
момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
·
умение использовать полученные знания в
повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
2. Тепловые явления (32 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты
при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная
теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.
Удельная теплота парообразования. Объяснение измерения агрегатного состояния
вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование
энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
· понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,
теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи
или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание)
вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипении, выпадение росы;
·
умение измерять: температуру, количество теплоты,
удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность
воздуха;
·
владение экспериментальными методами исследования:
зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара,
содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного
пара; определение удельной теплоёмкости вещества;
·
понимание принципов действия конденсационного и
волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой
турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
·
понимание смысла закона сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
·
овладение способами выполнения расчётов для
нахождения: удельной теплоёмкости, количества теплоты, необходимого для
нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания
топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты
парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
·
умение использовать полученные знания в
повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
3. Световые явления (13 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение
светил. отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление
света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая
сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
Предметными результатами
обучения по данной теме являются:
·
понимание и способность объяснять явления:
прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и
преломление света;
·
умение измерять фокусное расстояние собирающей
линзы, оптическую силу линзы;
·
владение экспериментальными методами исследования
зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от
линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
·
понимание смысла основных физических законов и
умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления
света, закон прямолинейного распространения света;
·
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное
расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и
рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
·
умение использовать полученные знания в
повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.