Главная / Физика / Рабочая программа по физике 8 класс

Рабочая программа по физике 8 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

МОУО: г. Екатеринбург

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52


РАССМОТРЕНО:

Руководитель кафедры:_________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________



СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора: _________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________



УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________ /_______________/

Протокол № __________ от _____________________




Рабочая программа педагога

Физика. 8 класс

МБОУ СОШ № 52




Составитель:

Качигина Наталья Николаевна,

учитель физики МБОУ СОШ № 52,

первая квалификационная категория








г. Екатеринбург, 2014 г.

содержание

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета:

4

Цели и задачи курса

4

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

5

Место предмета в учебном плане

6

Содержание учебной программы

7

Тематическое планирование основного содержания учебного материала

9

Календарно-тематическое планирование

10

Требования к уровню подготовки учащихся

20

Результаты освоения курса физики

21

Методы и технологии обучения

24

Система оценивания

24

Учебно-методический комплект

29



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по физике составлена для 8 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина, авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Перышкина.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор фронтальных лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Основания для составления рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Программа развития МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»;

  • Положение о составлении рабочей программе педагога МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52»

Рабочая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания по физике.



Общая характеристика учебного предмета:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. В основной школе происходит знакомство с физическими явлениями, методами научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент. Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, ОБЖ.

Цели и задачи курса

Цели изучения физики в основной школе, и в частности, в 8 классе, следующие:

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах,

убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения,

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний.

  • Осознание возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • Формирование основ экологического мышления, ценностного отношения к природе;

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • Приобретение учащимися знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, опыт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, из них в 8 классе 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Количество плановых контрольных работ в 8 классе – 4

Количество плановых лабораторных работ в 8 классе – 8



Содержание учебной программы

I.Тепловые явления (28 часов)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

Агрегатные состояния. Плавление и кристаллизация. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

II. Электрические явления. (26 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Проводники и непроводники электричества Электрическое поле. Электроскоп. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

Сопротивление. Единицы сопротивления.

Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока

Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля -Ленца. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока.

III. Электромагнитные явления (4 часа)

Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Магнитные линии. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Магнитное поле катушки с током.

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

IV.Световые явления. (8 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.

Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.

Фронтальные лабораторные работы и опыты

  1. Получение изображения с помощью линзы.

V. Повторение (4 часа)


Тематическое планирование основного содержания учебного материала


8 класс (70 ч)


Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Тепловые явления

28

2

2

2

Электрические явления

26

1

5

3

Электромагнитные явления

4

0

0

4

Световые явления

8

1

1

5

Повторение

4



итого

70

4

8




Календарно-тематическое планирование по физике в 8 классе

70 часов (2 часа в неделю)

п/п

Номер урока в разделе/ Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 28 часов)

1

1.1. Тепловое движение. Температура.

Урок изучения нового материала

Тепловое движение. Температура

Знать понятия: тепловое движение, тепмпература

Фронтальная проверка, устные ответы.

§1, вопросы



2

1.2. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

Комбинированный урок

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии

Знать понятия: внутренняя энергия

Знать способы изменения внутренней энергии

Фронтальная проверка, устные ответы.

§2,3, задание 1



3

1.3. Теплопроводность


Комбинированный урок

Теплопроводность

Знать понятие

«Теплопроводность»

Тест

§ 4, упр.1 (1,2)



4

1.4. Конвекция


Комбинированный урок (беседа)

Конвекция

Знать понятие «конвекция»

Проводить примеры

§ 5, упр.2 (1,2)



5

1.5. Излучение


Комбинированный урок (беседа)

Излучение

Знать понятие «излучение»

Приводить примеры, физический диктант

§ 6, упр.3



6

1.6. Количество теплоты. Единицы количества теплоты.


Урок изучения нового материала

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Знать определение «количества теплоты», от чего она зависит, единицы измерения, формулу

Фронтальная проверка, устные ответы.

§ 7, определить энергетическую ценность продуктов.



7

1.7. Удельная теплоемкость

Урок изучения нового материала


Удельная теплоемкость

Знать определение теплоемкости, физический смысл

Работа с таблицами, справочным материалом

§ 8, упр.4 (1)



8

1.8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении

Комбинированный урок

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении

Знать расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты.

Работа с таблицами, справочным материалом

§ 9, упр.4 (2,3)



9

1.9. Решение задач на расчет количества теплоты

Комбинированный урок


Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении

Знать расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты

Самостоятельная работа по решению задач

§9



10

1.10. Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Урок-практикум

Лабораторная работа «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Знать расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты

Самостоятельная работа с лабораторным оборудованием

§ 9, повторить



11

1.11. Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

Урок-практикум

Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

Знать расчет удельной теплоемкости твердых тел. Уметь решать задачи на удельную теплоемкость

Самостоятельная

работа с лабораторным оборудованием

Повторить

§ 8,9



12

1.12. Энергия топлива

Удельная теплота сгорания

Урок изучения нового материала

Энергия топлива

Удельная теплота сгорания

Знать понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания

Работа с таблицами, справочным материалом

§ 10, упр. 5 (2)



13

1.13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Комбинированный урок (беседа)

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры

Физический диктант

§ 11, упр. 6 (3)




14

1.14. Решение задач

Комбинированный урок

Решение задач на расчет количества теплоты

Уметь решать задачи на расчет количества теплоты

Работа с таблицами, справочным материалом

Повторить § 1-11



15

1.15. Контрольная работа № 1 по теме: «Тепловые явления»

Урок оценивания знаний по теме

Тепловые явления

Уметь решать задачи по теме «Тепловые явления»

Контрольная работа




16

1.16. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Урок изучения нового материала

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

Знать понятия: агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Работа с таблицами, справочным материалом

§ 12,13, упр.7 (1,3)



17

1.17. График плавления и отвердевания кристаллических тел

Урок изучения нового материала

График плавления и отвердевания кристаллических тел

Знать понятие: График плавления и отвердевания кристаллических тел

Работа с графиками

14, график



18

1.18. Удельная теплота плавления

Урок изучения нового материала


Удельная теплота плавления

Знать понятие: Удельная теплота плавления

Работа с таблицами, справочным материалом

§ 15, задание 2



19

1.19. Решение задач

Комбинированный урок

Решение задач на расчет количества теплоты

Уметь решать задачи по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел»

Фронтальная проверка, устные ответы, самостоятельная работа

Упр. 8 (2,3,5)



20

1.20. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Комбинированный урок

Испарение. Конденсация

Знать понятие: «испарение», «конденсация»

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 16



21

1.21. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Комбинированный урок

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

Объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации пара

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 17, упр. 9 (1-5)







22

1.22. Кипение

Комбинированный урок

Кипение, парообразование и конденсация

Знать понятие «кипение». Объяснять процесс парообразования и конденсации

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 18



23

1.23. Влажность воздуха. Способы определение влажности.

Комбинированный урок

Влажность воздуха. Способы определение влажности.

Знать понятие «влажность воздуха». Уметь работать с психрометром и гигрометром

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 19



24

1.24. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Комбинированный урок

Удельная теплота парообразования и конденсации.

Объяснять процесс парообразования и конденсации

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 20, задание 4



25

1.25. Решение задач

Урок оценивания знаний по теме

Кипение, парообразование и конденсация

Удельная теплота парообразования и конденсации

Проверочная работа «Кипение, парообразование и конденсация»

Решение задач, тестирование

Упр. 10 (2,4,6), повторить §12-20



26

1.26. Работа газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Комбинированный урок

Работа газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания.

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 21, 22



27

1.27. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Урок изучения нового материала

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Знать устройство и принцип действия паровой турбины

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 23, 24



28

1.28. Контрольная работа № 2

«Изменение агрегатных состояний вещества»

Урок оценивания знаний по теме

Изменение агрегатных состояний вещества

Знать формулы и уметь их применять при решении задач по теме

Контрольная работа







Раздел 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ( 26 часов)

29

2.1. Электризация тел. Два рода зарядов

Урок изучения нового материала

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Знать понятие «электризация тел при соприкосновении» Объяснять взаимодействия заряженных тел.

Тестирование

§ 25,26



30

2.2. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Урок изучения нового материала

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Знать принцип действия и назначение электроскопа. Знать проводники и непроводники электричества.

Физический диктант

§ 27



31

2.3. Электрическое поле.

Урок изучения нового материала

Электрическое поле.

Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение.

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 28,29



32

2.4. Электрон. Строение атома

Комбинированный урок

Делимость электрического заряда.

Закон сохранения электрического заряда, строение атомов

Самостоятельная работа

§ 29,30, упр. 11



33

2.5. Объяснение электрических явлений.

Контрольный тест.

Урок изучения нового материала

Объяснение электрических явлений.

Уметь объяснять электрические явления и их свойства

Тест

§ 31



34

2.6. Электрический ток. Источники тока

Комбинированный урок

Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь.

Знать:

-понятия электрический ток, источники электрического тока,

-условия возникновения электрического тока

Фронтальный опрос

§ 32, задание 6



35

2.7. Электрическая цепь.

Комбинированный урок

Электрическая цепь, составные части электрической цепи.

Знать из каких элементов состоит электрическая цепь

Фронтальная проверка

§ 33, упр. 13 (2,3)



36

2.8. Электрический ток в металлах. Действие электрического тока.

Комбинированный урок

Электрический ток в металлах

Направление и действие электрического тока.

Знать понятие «электрический ток в металлах»

Уметь объяснять действие электрического тока и его направление

Фронтальная проверка, устные ответы

Тест

§ 34

§ 35,36



37

2.9. Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр.

Комбинированный урок

Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр

Знать понятие «сила тока», обозначение физической величины, единицы измерения, знать устройство амперметра

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 37,38, упр. 14 (1,3)



38

2.10. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Урок-практикум

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках

Научиться собирать электрическую цепь и пользоваться амперметром

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 38



39

2.11. Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр.

Комбинированный урок

Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр

Знать понятие «напряжение», единицы его измерения, обозначение, устройство вольтметра

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 39, 40,41, упр. 16 (1,3)



40

2.12. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

Урок-практикум

Сборка электрической цепи и измерение напряжения на ее различных участках

Научиться пользоваться вольтметром

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 39,40,41



41

2.13. Электрическое сопротивление проводников

Комбинированный урок

Электрическое сопротивление проводников

Знать понятие «электрическое сопротивление проводников»

Электрическое сопротивление проводников

§ 43



42

2.14. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Комбинированный урок

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл

Самостоятельная работа

§ 42,44, упр. 19 (2,3,4)



43

2.15. Реостаты. Расчет сопротивления проводников.

Комбинированный урок

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Уметь производить расчет сопротивления проводников, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление по таблицам

Решение задач

§ 46,47, упр. 20 (2,3)



44

2.16. Лабораторная работа № 5 «Регулирование сопротивления проводника при помощи реостата»

Урок-практикум

Регулирование сопротивления проводника при помощи реостата

Уметь пользоваться реостатом, регулировать силу тока в цепи

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 46-47



45

2.17. Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и

вольтметра»

Урок-практикум

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и

вольтметра

Умение измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома.

Оформление работы, вывод. Составление электрических цепей

§ 46-47



46

2.18. Решение задач

Комбинированный урок

Расчет величин, входящих в закон Ома для участка цепи

Уметь решать задачи на закон Ома для участка цепи.

Решение задач. Самостоятельная работа

Упр. 20 (4)



47

2.19. Последовательное и параллельное сопротивление проводников.

Комбинированный урок

Последовательное и параллельное сопротивление проводников.

Знать формулы расчета силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников

Решение задач

§ 48,49 упр. 23 (2), упр. 22 (1)



48

2.20. Решение задач

Контрольный тест.

Комбинированный урок

Последовательное и параллельное сопротивление проводников.

Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединении проводников

Решение задач

Контрольный тест.

Упр. 22,23




49

2.21. Работа и мощность тока

Урок изучения нового материала

Работа и мощность тока

Знать понятие работа и мощность электрического тока, обозначение физических величин, знать формулы.

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 50,51, 52 упр. 24 (2), упр.25 (2)



50

2.22. Закон Джоуля –Ленца

Комбинированный урок

Закон Джоуля –Ленца

Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля-Ленца

Фронтальный опрос

§ 53, зад. 7, упр. 27 (4)



51.

2.23. Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

Урок-практикум

Измерение работы и мощности тока

Умение измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин

Оформление работы, вывод

Повторить



52

2.24. Электрические нагревательные приборы

Короткое замыкание. Предохранители

Урок изучения нового материала


Электрические нагревательные приборы

Короткое замыкание. Предохранители

Знать устройство и объяснять работу электрических приборов

Знать принцип нагревания проводников электрическим током

Фронтальный опрос

Тестирование

§ 54, 55, зад. 8



53

2.25. Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний


Электрические явления

Знать понятия темы. Уметь решать задачи

Решение задач

§ 37-55, повторить



54

2.26. Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления»

Урок оценивания знаний по теме

Электрические явления

Уметь решать задачи по теме «Электрические явления»

Контрольная работа




Раздел 3 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 4 часа)

55

3.1. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Урок изучения нового материала

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл. Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий

Фронтальный опрос

§ 56,57







56

3.2. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Комбинированный урок

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Знать принцип действия и назначение электромагнитов

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 56 упр. 28 (1,2)



57

3.3. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Комбинированный урок

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние.

Физический диктант

§ 59,60



58

3.4. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

Контрольный тест

Комбинированный урок

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

Знать устройство электрического двигателя.

Контрольный тест.

§ 61



Раздел 4 СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ( 8 часов)

59

4.1. Источники света. Распространение света.

Урок изучения нового материала

Источники света. Распространение света.

Знать понятия: источники света. Уметь объяснять прямолинейное распространение света, образование тени и полутени.

Фронтальная проверка, устные ответы

§ 62 упр. 29



60

4.2. Отражение света. Законы отражения света.

Урок изучения нового материала

Отражение света. Законы отражения света.

Знать законы отражения света;

Уметь определять угол падения и угол отражения.

Работа со схемами, рисунками

§ 63 упр. 30 (1,3)



61

4.3. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

Урок изучения нового материала

Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

Знать понятие «плоское зеркало», уметь строить изображение в плоском зеркале.

Построение изображений в плоском зеркале

§ 64 упр. 31 (1,3)



62

4.4. Преломление света.

Урок изучения нового материала

Преломление света.

Знать законы преломления света

Работа со схемами, рисунками

§ 65 упр. 32 (1-4)




63

4.5. Линзы. Оптическая сила линзы.

Урок изучения нового материала

Линзы. Оптическая сила линзы.

Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их.

Тестирование

§ 66, упр. 33 (2)



64

4.6. Построение изображения в линзах.

Урок изучения нового материала

Линзы. Оптическая сила линзы.

Уметь строить изображения, даваемые линзой

Построение изображения с помощью линз

§ 67, упр. 34 (1-3)



65

4.7. Лабораторная работа № 8 «Получение изображения с помощью линзы»

Урок-практикум

Линзы. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние

Уметь строить изображения, даваемые линзой , определять фокусное расстояние линзы.

Оформление работы, вывод

Повторить §62-67



66

4.8. Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления»

Урок оценивания знаний по теме

Световые явления

Уметь решать задачи по теме «Световые явления»

Контрольная работа




ПОВТОРЕНИЕ (РЕЗЕРВ) (4 часа)

67

Повторение

Урок обобщения и систематизации знаний


Тепловые явления

Знать понятия темы. Уметь решать задачи.

Фронтальная проверка, устные ответы




68

Повторение

Урок обобщения и систематизации знаний


Электрические явления

Знать понятия темы. Уметь решать задачи.

Фронтальная проверка, устные ответы




69

Повторение

Урок обобщения и систематизации знаний


Световые явления

Знать понятия темы. Уметь решать задачи.

Фронтальная проверка, устные ответы




70

Итоговый тест

Урок оценивания знаний


Темы физики 8 класса


Знать материал физики 8 класса


Итоговый тест








ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ФИЗИКЕ

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле

  • смысл физических величин: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных и оптических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, газовых приборов в квартире.

Результаты освоения курса физики:

Личностными результатами обучения физике в 8 классах являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг у друга, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в 8 классах являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.



Общими предметными результатами обучения физике в 8 классах являются:

знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов м теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации



Методы и технологии обучения

В 8 классе ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский;

- проблемный;

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение;

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий:

- личностно ориентированное обучение;

- системно – деятельностный подход;

- обучение с применением опорных схем, ИКТ;

- уровневая дифференциация;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология дистанционного обучения

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.



Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.


Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.



Учебно – методический комплект

Материалы для учащихся:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007

Материалы для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011

  2. Волков В.А. Тесты по физике: 7 – 9 классы. - М.: ВАКО, 2011

  3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 8класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013.

  4. Лебедева О.И., Гурецкая Н.Е. Физика. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 7 – 9 классы. – М.: ВАКО, 2013

  5. Гутник Е. М. «Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина» – М.: Дрофа, 2004

  6. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика 8 класс: дидактические материалы (учебно-методическое пособие.) - М.: Дрофа, 2005.- 125с.: ил.

  7. Перышкин А.В., Сборник задач по физике, 7-9 классы, - М.: ЭКЗАМЕН, 2008.

Электронно-образовательные ресурсы

  1. Учебное электронное издание «Физика 7-11 классы практикум» -  ФИЗИКОН, 2004.

  2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru/

  3. Российский общеобразовательный портал.  http://www.school.edu.ru/

  4. Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов.

  5. http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm

  6. Сообщество «Сеть творческих учителей» – http://www.it-n.ru

  7. http://www.alleng.ru/

  8. http://www.uroki.net/docfiz.htm

  9. http://festival.1september.ru/articles/569402/

  10. http://www.zavuch.info/methodlib/121/



Рабочая программа по физике 8 класс
  • Физика
Описание:

Данная рабочая программа по физике составлена для 8 класса на основе «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» под редакцией В.А.Орлова, О.Ф.Кабардина, В.А.Коровина, авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Е.М.Гутник, А.В.Перышкина.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор фронтальных лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Автор Качигина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 31651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓