Главная / Физика / рабочая программа по физике 8 класс

рабочая программа по физике 8 класс



«Согласовано»

Руководитель МО

____________/О.А. Васина/

Протокол № ___

От «__»_______2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области »

_____________/Е.В Никитина/

«__»____________2012 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»

_____________/М.А. Кравцова/

Приказ № ___

от «__»____2012 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Васина Николая Викторовича

учителя физики высшей категории

МБОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»

ПО ФИЗИКЕ

(базовый уровень)
8 класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2012г.





2012 - 2013 учебный год




  1. Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с Красноармейское Калининского района Саратовской области». Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

  1. Структура документа

Рабочая программа по физике включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение и приложение (календарно-тематическое планирование).

  1. Общая характеристика изучения физики в 8 классе:

В задачи обучения физике 8 класса входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

                 В курс физики 8 класса входят следующие разделы:

  1. Тепловые явления.

  2. Электрические явления.

  3. Электромагнитные явления.

  4. Световые явления.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

  1. Цели изучения физики в 8 классе:

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план (2004г) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики в 8 классе 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебно-тематический план

Содержание тем учебного курса

Разделы

Кол-во часов

Основные изучаемые вопросы

Требования к знаниям и умениям

вид контроля

Тепловые явления


23 ч

Л/р – 3

К/р - 2

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Влажность.


Знать: Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

                Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

                Учащиеся должны уметь:

- Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

- Пользоваться термометром и калориметром.

- «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

- Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

- Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1)        Q=qm    Q=lm    Q=Lm


Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты, см/р.

Работа с таблицами, справочниками, графиками, решение задач, л/р, к/р, конференция

Электрические явления


25 ч

Л/р – 5

К/Р - 1

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тома. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергия. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.


Знать: Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

                Учащиеся должны уметь:

- Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

- Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

- Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

- Пользоваться таблицей удельного сопротивления.

 


Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты, см/р.

Работа с таблицами, справочниками, графиками, решение задач, л/р, к/р,

Электромагнитные явления

7 ч

л/р – 2

к/р - 1

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электрический двигатель. Устройство электрических приборов.


Знать: Понятия: магнитное поле и его физический смысл, устройство и применение магнитов, устройство электрического двигателя и электроизмерительных приборов.

Учащиеся должны уметь:

Объяснять графическое изображение магнитного поля, пользоваться оборудованием, объяснять наличие магнитного, действие магнитного поля на проводник, устройства двигателя постоянного тока, работу электроизмерительных приборов

Фронтальный опрос, устные ответы, физич. диктанты, л/р, к/р, эксперимент

Световые явления

9 ч

л/р – 1

к/р - 1

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.


знать:

- Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

- Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Учащиеся должны уметь:

- Получать изображение предмета с помощью линзы.

- Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

- Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты,

Построение изображений л/р, к/р, экскурсия

Повторение

4 ч








  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА.

 В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;




 

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА




п\п

Авторы,составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-8кл

2009

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-9кл.

2005

М.Просвещение

3.

Л.А.Кирик

Самостоятельные и контрольные работы-8 класс

2005

М. Илекса

4.

Е. М Гутник Е.В. Рыбакова

Тематическое и поурочное планирование по физике -8класс

2008

М. Дрофа

5.

А.В.Перышкин

Сборник задач

2007

М. Экзамен

6.

Интерактивная энциклопедия «от плуга до лазера»

Интерактивная энциклопедия «Кирилл и Мифодий»

Интерактивный курс «Школьный курс физики» Образовательные комплекты.




7

Методический журнал «Физика в школе


























  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

уроков физики

Класс 8

Учитель: Васин Н.В.

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 5, лабораторных работ 11,

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования «Физика» 7-9 базовый уровень и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 г.

Учебник Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 8 класс, 2009 г. М. Дрофа

 

урока

Содержание

Дата

пров

Факт

дата

ИКТ

Примечания

1

Повторение за курс 7 класса

02.09




2

Решение задач за курс 7 класса

04.09




3

Тепловое движение. Температура.

09.09


 

 

4

Внутренняя энергия.

11.09




5

Способы изменения внутренней энергии.

16.09

 

 ПК

 

6

Теплопроводность

18.09

 

 

 

7

Виды теплопроводности. Конвенция. Излучение.

23.09

 

  ПК

 

8

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

25.09




9

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

30.09

 

 

 

10

Удельная теплоемкость

02.10


 

 

11

Лабораторная работа № 2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

07.10




12

Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

09.10




13

Закон сохранения и превращений энергий в механических и тепловых процессах.

14.10


 

 

14

Повторение по теме: «Тепловые явления»

16.10




15

Контрольная работа № 1«Тепловые явления»

21.10

 

 

 

16

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Графики плавления и отвердевания

23.10


   ПК

 

17

Графики плавления. Решение задач

28.10



 

18

Удельная теплота плавления

30.10


 

 

19

Испарение и конденсация.

11.11


 

 

20

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

13.11


 

 

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

18.11


 

 

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

20.11


 ПК

 Работа над проектом

23

КПД теплового двигателя. Паровая турбина

25.11

 

 ПК

 Работа над проектом

24

Повторение и решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний веществ»

27.11


ПК

Защита проекта

25

Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний веществ»

02.12

 

 

 

26

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

04.12


  ПК

 

27

Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

09.12


 

 

28

Электрическое поле

11.12


 

 

29

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

16.12


  ПК

 

30

Объяснение электрических явлений.

18.12




31

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

23.12

 

  ПК


32

Сила тока. Единицы силы тока

25.12


 

 

33

Амперметр. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

13.01


 

 

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

15.01


 

 

35

Электрическое сопротивление Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

20.01


 


36

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

22.01


 ПК

 

37

Расчет сопротивления проводников Удельное сопротивление.

27.01

 

 

 

38

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

29.01

 

 

 

39

Лабораторная работа №7 «определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

03.02




40

Последовательное соединение проводников.

05.02


 ПК


41

Параллельное соединение проводников.

10.02


  ПК


42

Решение задач на применение закона Ома

12.02


 

 

43

Работа электрического тока.

17.02


  ПК

 

44

Мощность электрического тока

19.02


  ПК

 

45

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

24.02


 

 

46

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

26.02

 


 

47

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы

03.03

 

  ПК


48

Короткое замыкание. Предохранители.

05.03


 

 

49

Повторение по теме «Электрические явления»

10.03

 

 

 

50

Контрольная работа № 3по теме «Электрические явления»

12.03

 

 

 

51

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

17.03


 

 

52

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

19.03


  ПК

 

53

Применение электромагнитов.

31.03



 

54

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле земли.

02.04

 

  ПК

 

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

07.04

 

  ПК


56

Лабораторная работа № 10 « Изучение электрического двигателя постоянного тока»

09.04

 

 

 

57

Устройство электроизмерительных приборов. Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления» ( 25 мин)

14.04


 

 

58

Плоское зеркало

16.04


 

 

59

Источники света. Распространение света.

21.04

 

 

 

60

Отражение света. Законы отражения света

23.04

 

  ПК

 

61

Плоское зеркало

28.04


 


62

Преломление света

30.04

 

  ПК

 

63

Линзы. Оптическая сила линзы

05.05

 

 

 

64

Изображения, даваемые линзой

07.05

 

  ПК

 

65

Лабораторная работа № 11 « Получение изображения при помощи линзы»

12.05

 

 

 

66

Контрольная работа № 5«Световые явления»

14.05

 

 

 

67

Повторение за курс 8 класса

19.05




68

Экскурсия

21.05




69

Экскурсия

26.05




70

Обобщающий урок

28.05




















































рабочая программа по физике 8 класс
  • Физика
Описание:

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы  Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с Красноармейское Калининского района Саратовской области».  Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Автор Васин Николай Викторович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 306
Номер материала 26749
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓