Главная / Физика / Рабочая программа по физике 8 кл

Рабочая программа по физике 8 кл


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета физики для 8 класса МБОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, ДРОФА, 2009 г.

2. Сборник задач: А.В. Пёрышкин, Астрель, 2011г.

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения физики 8 класса ученик должен

знать/понимать:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОКОНЧИВШИХ 8 КЛАСС

1. Владеть методами научного познания.

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, силу (трения скольжения), расстояние, промежуток времени, период колебаний маятника.

1.3. Представлять результаты измерений температуры тела в разные моменты времени при теплообмене в виде таблиц, графиков.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов при испарении и плавлении вещества: испарение жидкости при любой температуре и ее охлаждение при испарении; постоянство температуры при плавлении кристаллических тел.

1.5. Применять полученные в опыте результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений: положение тела при его движении под действием силы; значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики.

2.1. Формулировать физические законы и условия их применимости.

2.2. Описывать изменения и преобразования энергии при анализе движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, плавления и испарения вещества.

2.3. Определять направление теплопередачи путем сравнения температур тел.

2.4. Вычислять:

- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;

- импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

- расстояние, на которое распространяется звук при заданной скорости;

- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

- энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел.

2.5. Объяснять реактивное движение.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

3.1. Называть преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания.

3.2. Приводить примеры:

- зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета;

- изменения скорости тел под действием силы,

- проявления закона сохранения импульса в природе и технике;

- колебательных и волновых движений в природе и технике;

- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;

- опытов, подтверждающих основные положения атомно-молеку-лярного учения о строении вещества.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы. Конспектировать прочитанный текст.

3.4. Определять:

- промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

- характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

- период, амплитуду и частоту (по графикам колебаний).

3.5. Определять по графику зависимости:

- координату тела в данный момент времени;

- промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью;

- промежутки времени действия силы.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Из них

Л/р

К/р

Тепловые явления

16

2

1

Агрегатные состояния вещества

8


1

Электрические явления

27

5

2

Электромагнитные явления

8

2

1

Световые явления

9

1

1

Итоговое повторение

2




Итого

70

10

6


Тепловые явления (16 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Изменение агрегатных состояний вещества. (8 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электрические явления. (27 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Электромагнитные явления. (8 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Итоговое повторение (2 часа)



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура




Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела




Теплопроводность




Конвекция. Излучение




Особенности различных способов теплопередачи.




Количество теплоты. Единицы количества теплоты




Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.




Решение задач по теме «Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»




Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».




Решение задач по теме «Удельная теплоёмкость».




Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»




Энергия топлива. Удельная теплота сгорания




Закон сохранения и превращения энергии и механических и тепловых процессах.




Решение задач по теме «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии»




Обобщающий урок по теме «Тепловые явления»




Контрольная, работа №1 по теме «Тепловые явления»




Анализ контрольной работы №1. Агрегатные состояния вещества.




Плавление и отвердевание тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел




Удельная теплота плавления.




Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости.




Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации




Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха




Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.




КПД теплового двигателя. Решение задач по теме «КПД теплового двигателя»




Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»




Анализ контрольной работы №2. Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов.




Электроскоп. Проводники и непроводники электричества




Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон




Строение атомов




Объяснение электрических явлений. Решение задач по теме «Электризация тел. Строение атомов»




Контрольная работа №3 по теме «Электризация тел. Строение атомов»




Анализ контрольной работы №3.Электрический ток. Источники электрического тока




Электрическая цепь и её составные части




Решение задач по теме «Электрическая цепь и её составные части»




Электрический ток в металлах. Направление тока. Действия электрического тока




Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.




Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»




Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения




Зависимость силы тока от напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»




Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи




Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты




Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»




Решение задач по теме «Сопротивление. Закон Ома для участка цепи»




Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»




Последовательное соединение проводников




Параллельное соединение проводников.




Работа электрического тока




Мощность электрического тока. Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»




Закон Джоуля – Ленца. Короткое замыкание




Решение задач по теме «Электрические явления»




Контрольная работа №4 по теме: «Электрические явления»




Анализ контрольной работы №4. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.




Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.




Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»




Решение задач по теме: «Магнитное поле»




Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.




Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»




Постоянные магниты. Магнитное поле Земли




Контрольная работа №5 по теме: «Электромагнитные явления»




Анализ контрольной работы №5. Источники света. Распространение света




Отражение света. Законы отражения света




Решение задач по теме «Закон отражения»




Плоское зеркало. Преломление света




Линзы. Оптическая сила линзы




Изображения, даваемые линзой




Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»




Решение задач по теме «Световые явления»




Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»




Повторение




Повторение





График контрольных и лабораторных работ-8 класс


Тепловые явления


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры


Тепловые явления



Агрегатные состояния веществ


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки



Агрегатные состояния вещества



Электрические явления


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Сборка эл. цепи и измерение силы тока


Электризация тел. Строение атомов


Измерение напряжения на различных участках цепи


Электрические явления


Регулирование силы тока реостатом




Измерение сопротивления с помощью вольтметра и амперметра





Электромагнитные явления


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Сборка электромагнита и испытание его действия


Электромагнитные явления


Изучение электрического двигателя





Световые явления


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Получение изображения при помощи линзы


Световые явления



Литература

  1. Пёрышкин А.В. «Физика. 8 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;

  2. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;

  3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012;

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 8 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

  5. Марон Е.А «Опорные конспекты и разноуровневые задания» - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009;

  6. Чеботарева А.В. «Тесты по Физике. 8 класс» УМК - М.: Экзамен, 2010;

  7. Годова И.В. «Физика. 8 класс. Контрольные работы в новом формате» - М.: Интеллект-Центр, 2011;

  8. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. «Физика. 8 класс» тематическое и поурочное планирование - М.: Дрофа, 2005;



Рабочая программа по физике 8 кл
  • Физика
Описание:

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Автор Балашова Кристина Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 508
Номер материала 2920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓