Пояснительная
записка.
Рабочая программа учебного предмета физика
для 7 класса средней общеобразовательной Муравейской школы составлена на
основе:
·
Программы
по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др.,
авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина
· Стандарт
основного общего образования по физике (Стандарт опубликован в издании
"Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской
Федерации, 2004))
· Федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях на 2014-2015 учебный год,
· Программа
составлена на основе Базисного учебного плана 2014г., согласно учебного плану
Физика
как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем
мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения
задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а
знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания
предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только
при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения
природы».
Гуманитарное
значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные
знания об окружающем мире.
Знание
физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс
физики в программе основного общего образования структурируется на основе
рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в
основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с
основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной
жизни.
Изучение
физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний
о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах,
характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической
картине мира.
Овладение умениями
проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты
наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических
явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные
знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов
действия важнейших технических устройств для решения физических задач.
Развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием
информационных технологий.
Воспитание убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу
человеческой культуры.
Применение полученных
знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
Программа позволяет сформировать у
учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине
мира.
В курсе физики 7-9 классов рассматриваются
вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны,
звук, электрические и магнитные явления, тепловые явления, световые явления,
электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии
атомных ядер, основы квантовой физики, основы астрономии.
Используемый математический аппарат не
выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует
уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа
предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
В
основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы
его построения.
Идея
целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным,
содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической,
так и современной физики; уровень представления материала учитывает
познавательные возможности учащихся.
Идея
преемственности. Содержание курса учитывает подготовку,
полученную учащимися при изучении естествознания.
Идея
генерализации. В соответствии
с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие,
вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях
материи.
Идея
гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с
развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея
спирального построения курса. Ее выделение обусловлено
необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей
учащихся.
Задачи курса
·
Развитие
мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и
применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
·
Овладение
знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах
физической науки; о широких возможностях применения физических законов в
технике и технологии;
·
Усвоение
обучающимися идей единства строения материи и неисчерпаемости её познания,
понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
·
Формирование
познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей,
осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному
выбору профессии.
В
соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и
сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет
следующее содержание и структуру.
Курс
начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается
представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в
микро-, макро - и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный
методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия,
законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой
учащихся по математике и природоведению.
Затем
изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о
строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления»,
«Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует
изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В
ней рассматриваются основные положения молекулярно - кинетической теории,
которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и
тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.
Изучение
электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые
применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных
явлений, электрического тока и проводимости различных сред.
Таким
образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и
доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми,
электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять
их.
Курс
физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено
демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, часть которых
учащиеся выполняют дома.
Данная программа используется для УМК
Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для
изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных
технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и
индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических
величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы
систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение
лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение
практической части курса: 9 лабораторных работ 5 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных
опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один учебный год.
Методы
обучения классифицируются по:
1. Источнику
знаний:
·
словесные
·
наглядные
·
практические
2. Характеру деятельности:
·
объяснительно-иллюстративный
·
проблемное
изложение знаний
·
частично-поисковый
(эвристический)
·
Исследовательский
·
репродуктивный
3. Логике
·
индуктивный
·
дедуктивный
·
аналогии
Для продуктивной работы по
данной программе следует сочетать многообразие методов обучения.
Основные
формы обучения:
Урок-лекция. Предполагаются
совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной
познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на
компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке
учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей
подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные
исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое
применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках
используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная
лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке
учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера
аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных
лабораторий.
Комбинированный урок
предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности
учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные
навыки.
Урок решения задач.
Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной
и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную
информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам
элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование
проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности
учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном
так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с
ограничением времени.
Урок-зачет. Устный опрос
учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня
по изученной теме.
Урок - самостоятельная работа.
Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа.
Проводится в четырех вариантах.
Повторение на уроках проводится в следующих видах и
формах:
·
повторение
и контроль теоретического материала;
·
разбор
и анализ домашнего задания;
·
устный
счет;
·
математический
диктант;
·
самостоятельная
работа;
·
контрольные
срезы.
Особое внимание уделяется повторению при
проведении самостоятельных и контрольных работ.
Обязательные результаты составлены в
соответствии с Государственными образовательными стандартами основного общего
образования.
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному
плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физике
на ступени основного общего образования отводится 68 ч из расчета 2 ч в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В
результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
·
смысл понятий: физическое явление, физический
закон, вещество, взаимодействие;
·
смысл физических величин: путь, скорость,
масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
·
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.;
уметь
·
описывать и объяснять физические явления:
равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, диффузию;
·
использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления;
·
представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от
времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения
пружины;
·
выражать результаты измерений и расчетов в
единицах Международной системы;
·
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях;
·
решать задачи на применение изученных
физических законов;
·
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем);
·
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования
простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования
транспортных средств.
· собирать
установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения
изучаемых явлений;
· измерять
массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в
виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
· объяснять
результаты наблюдений и экспериментов;
· применять
экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих
ход физических явлений;
· воспринимать,
перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной,
образной, символической);
· читать и
пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте;
находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
· решать
задачи на применение изученных законов;
· приводить
примеры практического использования физических законов;
Предметно-информационная
составляющая:
·
знать
специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
·
знать
основных деятелей, внесших в клад в экологическое развитие Урала;
·
иметь
представление о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу
жизнедеятельности человека.
Деятельностно-коммуникативная
составляющая:
·
уметь
соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях;
·
уметь
использовать различные источники информации для повышения эффективности
образования и самообразования.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться
в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения:
правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному
плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в
новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь
между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»
ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5,
но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом
и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с
небольшой помощью учителя.
Оценка «3»
ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых
явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач,
требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой
ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не
более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5
недочётов.
Оценка «2» ставится,
если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для
оценки «3».
Оценка «1» ставится
в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных
вопросов.
Оценка контрольных работ.
Оценка «5» ставится
за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится
за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и
одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится,
если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более
одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной
негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится,
если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно
выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится,
если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ.
Оценка «5» ставится,
если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования
правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ
погрешностей.
Оценка «4» ставится,
если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета,
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится,
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков,
позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта
и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится,
если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления,
наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится,
если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях
оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Критерии оценивания тестовых
работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если выполнено
91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если выполнено
75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если
выполнено 50-74% работы.
Отметка
«2» ставится, если выполнено 20-49% работы.
Отметка «1» ставится, если выполнено
менее 20% работы.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки
·
Незнание
определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
·
Неумение
выделять в ответе главное.
·
Неумение
применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно
сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения,
незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения.
·
Неумение
читать и строить графики и принципиальные схемы
·
Неумение
подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
·
Небрежное
отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
·
Неумение
определить показания измерительного прибора.
·
Нарушение
требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
·
Неточности
формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа
основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением
условий проведения опыта или измерений.
·
Ошибки
в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
·
Пропуск
или неточное написание наименований единиц физических величин.
·
Нерациональный
выбор хода решения.
Недочеты
·
Нерациональные
записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и
решения задач.
·
Арифметические
ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного
результата.
·
Отдельные
погрешности в формулировке вопроса или ответа.
·
Небрежное
выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и
пунктуационные ошибки.
Содержание
рабочей программы.
Сетка
часового распределения времени по темам.
№
п.п.
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
В том числе
|
Примечание
|
уроки
|
лаб.работы
|
контр.работы
|
1
|
Физика и
физические методы изучения природы.
|
3
|
2
|
1
|
-
|
|
2
|
Первоначальные сведения о строении вещества
|
6
|
5
|
1
|
-
|
|
3
|
Взаимодействие тел
|
21
|
16
|
4
|
1
|
|
4
|
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
|
21
|
18
|
1
|
2
|
|
5
|
Работа и мощность. Энергия.
|
13
|
10
|
2
|
1
|
|
6
|
Итоговое повторение
|
4
|
3
|
|
1
|
|
7
|
Итого.
|
68
|
54
|
9
|
5
|
|
Содержание
программы.
I.Физика и физические методы изучения природы. (3
часа)
Физика – наука о природе. Наблюдение и
описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их
измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и
техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических,
магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы:
№1. Определение
цены деления шкалы измерительного
прибора
Знать:
· смысл
понятия вещество, тело, материя, физические тела, физические явления, материя.
· определение
физической величины.
· измерительные
приборы.
· алгоритм
нахождения цены деления измерительного прибора, запись результатов измерений с
учётом погрешности.
· термины:
отчёт, вывод к лабораторной работе, цена деления
· основные
этапы в развитии физики, взаимосвязь физики и техники научно-технический
прогресс, вклад учёных, деятелей в экономическое развитие России и Приморского
края.
Уметь:
· использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин.
· приводить
примеры физических явлений, различать понятия вещество и тело.
· выражать
результаты в СИ
· приводить
примеры физических величин и единиц их измерения,
· определить
цену деления шкалы прибора
· оформить
отчёт по лабораторной работе, закрепить навык по определению цены деления,
делать вывод по результатам работы.
II.Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие
частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение
свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение
объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа.
№2. Измерение размеров малых тел.
Знать:
·
смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).
Уметь:
·
описывать
и объяснять физическое явление: диффузия
III.
Взаимодействие тел (21 час)
Механическое движение. Относительность
механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение.
Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление
инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения
сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения
силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести.
Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения,
качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные работы.
№3. Измерение массы вещества на рычажных весах
№4. Измерение объема твердого тела.
№5. Измерение плотности твердого тела.
№6. Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром
Знать:
· явление инерции,
· физический
закон,
·
взаимодействие;
· смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.
· формулы
скорости, пути, времени
· что мерой любого взаимодействия
тел является сила.
· определение
массы; единицы масс.
· определение плотности вещества, формулу.
· определение силы,
единицы ее измерения и обозначения
· определение силы тяжести.
· определение силы упругости.
· формулы зависимости между силой и массой тела
· определение силы трения
Уметь:
·
описывать
и объяснять равномерное прямолинейное движение;
· использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы.
·
выявлять зависимость: пути от расстояния,
скорости от времени, силы от скорости;
· выражать величины в СИ
· работать с приборами при нахождении массы тела
· работать с
физическими величинами, входящими в
формулу плотности вещества;
· работать с
приборами (мензурка,
весы)
· работать с
физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества
· схематически
изобразить точку приложения силы к телу
· работать
с физическими приборами.
· градуировать
шкалы прибора
· составлять
схемы векторов сил, действующих на
тело
IV.Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21
час)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа.
Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон
Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический
пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы
измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с
высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание
тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей
силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного
давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон
Архимеда.
Лабораторные работы.
№7.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное
в жидкость тело. Знать:
· определение физических
величин: давление, плотность вещества, объем, масса
· смысл физических
законов: закон Паскаля
· смысл
физических законов: закон Архимеда.
Уметь:
·
выражать
в формуле давления другие величины;
· выражать величины в системе СИ
· объяснять
передачу давления в жидкостях и газах;
· использовать физические
приборы для измерения давления;
· воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность
·
объяснять и применять использование закона Архимеда
при решении задач
V.Работа и мощность. Энергия. (13 часов)
Работа силы, действующей по направлению
движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная
энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы
измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага.
Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
№8. Выяснение условия равновесия рычага.
№9. Определение
КПД при подъеме тележки по
наклонной плоскости
Знать:
· определение работы,
обозначение физической величины и единицы измерения
· определение мощности, обозначение
физической величины и единицы
измерения
·
определение физических величин: работа,
мощность.
· устройство
рычага
· устройство
блока и золотое правило механики,
· определения физических величин: работа,
мощность, КПД, энергия
· определения
физических величин: энергия;
· единицы измерения энергии;
· закон
сохранения энергии
·
смысл закона сохранения
энергии,
Уметь:
·
воспроизводить
формулы,
· находить физические величины: работа,
мощность
· изображать на рисунке расположение сил и
находить момент силы
·
проводить эксперимент и измерять длину
плеч рычага и массу грузов;
· определять силу,
высоту, работу (полезную и затраченную)
·
приводить примеры механической энергии и ее превращения
·
VI.Итоговое повторение (4 ч)
Повторить теоретический материал курса и его
практическое применение.
Знать:
· теоретический материал, формулы, понятия.
Уметь:
· применять на практике теоретический материал
Формы и
методы контроля и оценки знаний учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся
является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является
определение качества усвоения учащимися программного материала,
диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности
к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике
рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую,
прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
В соответствии с формами обучения выделяю три формы
контроля:
·
индивидуальная,
При индивидуальном контроле каждый
школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней
помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять
индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
·
групповая
При групповом
контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и
каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля
группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют
результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое,
или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют
точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую
форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и
систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения
задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах
выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
·
фронтальная.
При фронтальном контроле задания
предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность
восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического
предметного оформления, степень закрепления в памяти.
В этой связи различают три типа контроля:
·
внешний
контроль учителя за деятельностью учащихся,
·
взаимоконтроль
·
самоконтроль
учащихся.
Особенно важным для развития учащихся
является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается
правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и
предупреждение в дальнейшем.
Контроль
осуществляется в виде:
·
самостоятельных
работ,
·
зачётов,
·
письменных
тестов,
·
математических
диктантов,
·
числовых
математических диктантов по теме урока,
·
контрольных
работ по разделам учебника.
Виды контроля
Виды контроля
|
Содержание
|
Методы
|
Вводный
|
Уровень знаний школьников, общая
эрудиция
|
Тестирование, беседа, анкетирование,
наблюдение.
|
Текущий
|
Освоение учебного материала по теме,
учебной единице
|
Диагностические задания: опросы,
практические работы, тестирование.
|
Коррекция
|
Ликвидация пробелов.
|
Повторные тесты, индивидуальные
консультации.
|
Итоговый
|
Контроль выполнения поставленных задач.
|
Представление продукта на разных уровнях
|
Виды самостоятельной работы учащихся:
·
индивидуальной
в парах
·
групповой
·
фронтальной
·
приобретение
новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
·
закрепление
и уточнение знаний;
·
выработка
умения применять знания в решении учебных и практических задач;
·
формирование
умений и навыков практического характера;
·
формирование
творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Контрольно измерительные и дидактические материалы.
·
Кабардин
О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.:
Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
·
Кривченко
И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
·
Лукашик
В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
·
Лукашик
В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
· Н.А.Родина,
Е.М.Гутник. Самостоятельная работа учащихся по физике 7 – 8 классах средней
школы. – М.Просвещение 1994
Сводная
таблица по видам контроля
Виды контроля
|
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Год
|
Итого
|
Административный контроль ЗУНов
|
|
|
|
|
|
|
Количество плановых контрольных работ
|
|
|
|
|
|
|
практических работ
|
|
|
|
|
|
|
лабораторных работ
|
|
|
|
|
|
|
Других видов работ(тестирование в форме
ЕГЭ и др.)
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсий
|
|
|
|
|
|
|
Информационно-методическое
обеспечение.
·
Гутник
Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В.
Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М.
Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.
·
Минькова
Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А.
В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен,
2003. – 127 с. ил.
· Енохович
А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М.
Просвещение, 1989
· Программы
для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / Сост. Ю.И.
Дик, В.А.Коровин. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2004.
· Планирование
учебного процесса по физике в средней школе/ Я.С.Хижнякова, Н.А.Родина. –
М.Просвещение 1982
· Журнал
«Физика в школе»
· Газеты «1
сентября» приложение Физика.
· Издательство
«Просвещение» электронные приложения к учебникам физики для 10 класса (авторы
Мякишев, Буховцев, Сотский) и для 11 класса (авторы Мякишев, Буховцев,
Чаругин). (www.edu-media.ru)
· Рабочие
программы и тематическое планирование - компакт-диск: Тематическое
планирование. Физика. Астрономия. Информатика. – Волгоград, Учитель, 2010
(www.uchitel-izd.ru)/
· Открытая
физика / под ред. С.М. Козелла. – М.: Физикон.
· Физика.
7 – 11 классы. – М.: Кирилл и Мефодий.
· Дидактические
карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по
физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)
помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.
·
Библиотека
электронных наглядных пособий. Физика 7 – 11 класс. Министерство образования
Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО «Кирилл и Мефодий», 2003.(CD – диск)
·
Учебное
электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум.
ФИЗИКОН. 2004 .(CD – диск)
·
С:
Школа. Физика. 7 – 11 классы. Библиотека наглядных пособий. 2004. .(CD – диск)
·
Таблицы
· http://edu.of.ru/ravnina09/default.asp?ob_no=66916
· http://vengschool.ru/files/fiz_baza.php
Используемые
технические средства
·
Персональный
компьютер
·
Мультимедийный
проектор
·
Интерактивная
доска
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.