Главная / Физика / Рабочая программа по физике 7 класс.

Рабочая программа по физике 7 класс.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

города Новочебоксарска Чувашской Республики


















Рабочая программа

по физике

для 7 классов



Программа по физике 7-9 класс. Гутник Е.М., Перышкин А.В.

(Название используемой программы, автор)





Учитель:

Андреева Ирина Николаевна, учитель физики





















2014-2015 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, на основе Примерной программы основного общего образования по физике с учетом рекомендаций авторской программы Гутник Е.М., Перышкина А.В.


Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089);

  • Учебный план школы


Учебник:

Перышкин А.В. Физика 7класс. М.: «Дрофа»


Пособия для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: «Дрофа»

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Программа «Физика 7-9» Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. М.: «Дрофа»

  3. Шевцов В.А.,Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина/авт.-сост. В.А.Шевцов.-Волгоград:Учитель

  4. Марон А.Е., Марон ЕА. Контрольные тесты по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»


Пособия для учеников:

  1. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»

  2. Астахова Т.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей

  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика-7-8. М.: «Просвещение»

Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа составлена на 35 учебных недель из расчета 70 часов в год, 2 часа в неделю.


Цель и задачи учебного предмета:


Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Исходя из этого, рабочая программа по физике в 7 классе ориентирована на изучение:

Явлений: механическое движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение, атмосферное давление, диффузия.

Понятий и величин: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила, давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия, температура, плотность, КПД.

Модели: материальная точка, дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела, хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества.

Законов: Паскаля, Архимеда.

Методов: исследования механических явлений; описания механического движения; измерения расстояния, времени, объема, массы, силы; измерения плотности вещества, давления воздуха.

Задач на применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и расчета, на модели строения вещества, давление воздуха.

Применений: простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный цилиндр, термометр, барометр










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название главы

Всего часов

Глава 1. Введение

5

Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества

5

Глава 3. Взаимодействие тел

20

Глава 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

22

Глава 5. Работа и мощность. Энергия

14

Повторение. Итоговая контрольная работа.

2

Резерв

2

Всего

70


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Введение.

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.

Фронтальная лабораторная работа

2.Измерение размеров малых тел.

Глава 3. «Взаимодействие тел».

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой..

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объёма твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.


Глава 4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

9. Измерение давления твердого тела на опору.

10. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

11. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Глава 5. «Работа и мощность. Энергия»

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. Центр тяжести тела. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы.

12.Выяснение условия равновесия рычага.

13.Определение центра тяжести плоской пластины.

14.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.


Повторение.

Итоговая контрольная работа

Резерв




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ В 7Б КЛАССЕ НА 2014-2015 УЧ.Г.

1 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты

(требования к усвоению учебного материала)

Учебно-наглядное и информационное обеспечение урока

Дата

Введение (5 часа)

1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Физика – наука о природе. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория.

1

Физика - наука о природе. Наблюдения и описания физических явлений. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях.

Предметы и приборы для проведения опытов демонстрации приборов физических явлений (шарик, маятник, линза и др.)

Презентация «Что изучает физика»


Неделя№1

2

Физические величины и единицы их измерение.

1

Понятие о физической величине. Единицы физических величин. Цена деления и её определение. Измерительные приборы.

Уметь использовать физические приборы и инструменты для измерения размеров тел, физических величин.

КТ №1

Л

КиМ

Презентация «Физические величины и единицы их измерение».

Неделя№1

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника

1

Понятие погрешности измерения.

Учет погрешности измерения. Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

Приборы со шкалой деления.

Презентация «Цена деления прибора»

Неделя№2

4

Определение цены деления шкалы измерительного прибора

1

Определение цены деления измерительных приборов

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объемов тел

Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Неделя№2

5

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

Определение цены деления шкалы мензурки и объём налитой в него жидкости

Уметь определять цену деления измерительных приборов.


Физические приборы

Неделя№3

«Первоначальные сведения о строении вещества» (5 часа)

6

Строение вещества. Молекулы.

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №2

«Измерение размеров малых тел».

1

Молекулярное строение вещества. Изменение объёма тела при изменении температуры. Размеры молекул.

Иметь представление о МКТ вещества. Уметь измерять размеры малых тел способом рядов.

Презентация «Строение вещества. Молекулы».



Неделя№3

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

1

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул.

Уметь описывать и объяснять диффузию.

КТ №3

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения. Презентация «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение».

Неделя№4

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Склейка, сварка. Сила взаимодействия. Смачивание и капиллярность. Экология.

Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

КТ №4

Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров.

Неделя№4

9

Три состояния вещества.

1

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Уметь объяснять свойства вещества на основе знаний строения вещества.

КТ №5

ИФ

Презентация «Агрегатные состояния вещества»

Неделя№5

10

Контрольная работа № 1 «Строение вещества».

1


Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества

Оценочные материалы по теме: «Строение вещества»

Неделя№5

«Взаимодействие тел» (20 час)

11

Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение.

1

Механическое движение, точка отсчёта, материальная точка, траектория. Относительность движения. Путь, единицы пути. Равномерное и неравномерное движение

Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение.

КТ №6

КиМ

Презентация «Механическое движение»


Неделя№6

12

Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.


1

Скорость, определение, единицы измерения скорости. Понятие векторной величины.

Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени.

КТ №7

КиМ

Презентация «Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости».

Неделя№6

13

Расчет пути и времени движения.

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

Вывод формул для расчёта пути и времени движения. Решение задач.

Уметь выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. Выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени.

Л

Задачник: с. 11—14

Неделя№7

14

Инерция.


1

Состояние покоя. Причины изменения состояния покоя. Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


КТ №8

ИФ

Неделя№7

15

Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы измерения массы.


1

Изменение скорости при взаимодействии. Определение взаимодействия. Результат взаимодействия. Методы измерения массы.

Знать физическую сущность процесса взаимодействия двух тел. Знать и понимать смысл физической величины масса тела.


КТ №8

ИФ

Неделя№8

16

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Измерение массы различных тел на рычажных весах.

Использовать физические приборы для измерения физической величины массы.


Физические приборы

Неделя№8

17

Плотность вещества.


1

Понятие плотности. Определение плотности. Единицы измерения.

Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества.

КТ №9

Неделя№9

18

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №5 «Измерение объёма твердого тела».

1

Определение объёма тела с помощью измерительного цилиндра.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

Физические приборы


Неделя№9


Итого за I четверть

18

Проведено за I четверть




2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты

(требования к усвоению учебного материала)

Учебно-наглядное и информационное обеспечение урока

Дата

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твердого тела».

1

Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Уметь планировать и проводить экспериментальные исследования; представлять и интерпретировать их результаты.


Физические приборы

Неделя№10

20

Решение задач по теме «Масса тела. Плотность вещества».

1

Решение задач.

Иметь навыки решения задач по нахождению массы, объёма и плотности тел.

Л

Неделя№10

21

Контрольная работа №2 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

Решение разно уровневых задач по пройденным темам.

Уметь решать задачи по пройденным темам.

Оценочные материалы по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Неделя№11

22

Сила.

1

Изменение скорости тела при действии на него другими телами. Сила – причина изменения скорости. Единицы измерения силы.

Знать и понимать смысл физической величины сила.

КТ №10

КиМ

Презентация «Сила»

Неделя№11

23

Явление тяготения. Сила тяжести.

1

Сила тяжести. Свободное падение. Зависимость силы тяжести от массы.

Знать, как зависит сила тяжести от массы тела.

КТ №11

КиМ

Неделя№12

24

Сила упругости. Вес тела.

1

Возникновение силы упругости. Деформация, закон Гука. Коэффициент жёсткости. Виды деформации.

Знать причины возникновения сил упругости.

КТ №12

ИФ

Презентация «Сила упругости. Вес тела»

Неделя№12

25

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Единицы измерения силы. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов.

КиМ

Неделя№13

26

Динамометр.

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 7

«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

1

Методы измерения силы.

Уметь использовать физические приборы для измерения силы.

КТ №12

КиМ

Неделя№13

27

Сила – векторная величина. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил.

1

Способ нахождения равнодействующей сил, направленных по одной прямой.

Знать правило сложения сил.

КиМ

Л

Неделя№14

28

Сила трения


1

Понятие силы трения. Виды силы трения. Обозначение силы трения.


Знать причины появления силы трения, факторы, от которых зависит численное значение силы трения.

КиМ

Неделя№14

29

Трение покоя. Трение в природе и технике. Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 8

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

1

Особенности силы трения. Роль трения в природе и технике. Способы изменения силы трения. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость: силы трения от силы нормального давления.


КТ №13

КиМ

Неделя№15

30

Контрольная работа №3 «Взаимодействие тел».

1

Решение разно уровневых задач по пройденным темам.

Уметь решать задачи по пройденным темам.

Оценочные материалы по теме «Взаимодействие тел».

Неделя№15

«Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 часа)

31

Давление. Единицы давления.

1

Определение давления, зависимость давления от других физических величин

Знать смысл физической величины: давление.

Уметь использовать физические приборы для измерения давления.

Уметь решать задачи по пройденной теме.

КТ №14

КиМ


Л

Неделя№16

32

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.

КТ №14


Неделя№16

33

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №9 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

Измерение давления твердого тела на опору

Выявить зависимость давления твердого тела от площади поверхности, массы тела.

КиМ

Неделя№17


Итого за II четверть

15

Проведено за II четверть



3 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты

(требования к усвоению учебного материала)

Учебно-наглядное и информационное обеспечение урока

Дата

34

Давление газа.

1

Свойства газов. Характер движения молекул газа.

Знать физический механизм давления газа на стенки сосуда.

КТ №14

ИФ

Неделя№17

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Опыт Паскаля. Закон Паскаля.

Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля

КиМ

Шар Паскаля.

Неделя№18

36

Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Сила давления на глубине. Давление внутри жидкости Давление на одной и той де глубине. Водолазный колокол, акваланг, водолазный скафандр, батисфера, батискаф

Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления в жидкостях и газах.

ИФ

Неделя№18

37

Решение задач на расчет давления.

1

Решение типовых задач по теме: «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Уметь выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

Л

Неделя№19

38

Сообщающиеся сосуды.

1

Сообщающиеся сосуды, их устройство, форма, принципы действия. Гидростатический парадокс. Сообщающиеся сосуды в быту и технике.

Знать законы сообщающихся сосудов.

КиМ

Неделя№19

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

1

Атмосфера. Состав воздуха. Скорость движения молекул воздуха. Вес воздуха.

Знать причины возникновения атмосферного давления.

КТ №14

КиМ


Неделя№20

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Изменение плотности воздуха с высотой. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления. Опыт Герике.

Знать физическую сущность опыта Торричелли.

КиМ


Неделя№20

41

Барометр – анероид.

1

Методы измерения давления.

Измерение атмосферного давления барометром анероидом.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления.

КТ №15

КиМ


Неделя№21

42

Атмосферное давление на различных высотах.

1

Изменение атмосферного давления в зависимости от высоты

Уметь определять высоту над уровнем моря, зная зависимость давления от высоты.

КиМ

Неделя№21

43

Манометры.

1

Устройство и принцип действия жидкостного и металлического манометров.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления.

КТ №15

КиМ


Неделя№22

44

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

Устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлические машины. Применение в промышленности.

Знать устройство и принцип действия гидравлических машин. Уметь решать задачи на расчет выигрыша в силе, даваемого гидравлической машиной.

КТ №16

ИФ

Неделя№22

45

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

1

Причины действия выталкивающей силы. Вес тела в жидкости.

Знать причины возникновения выталкивающей силы. Получить выражение для расчета модуля выталкивающей силы.

КиМ


Неделя№23

46

Архимедова сила.

1

Вычисление выталкивающей силы. Закон Архимеда.

Знать физический смысл закона Архимеда. Уметь решать задачи на вычисление силы Архимеда.

КиМ

Л

Неделя№23

47

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».


1

Обнаружение на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело.

Уметь определять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело.

Физические приборы.

Неделя№24

48

Плавание тел

1

Условия плавания тел.

Уметь описывать и объяснять плавание тел.

КиМ

Неделя№24

49

Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел».

1

Выработка навыков и умений решения типовых задач по теме.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

Л

Неделя№25

50

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №11 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Выяснение на опыте, при каких условиях тело плавает, и при каких тонет.

Знать условия плавания тел, опытным путем проверить эти условия.

Физические приборы.

Неделя№25

51

Плавание судов.

Воздухоплавание.

1

История развития плавательных судов. Водный транспорт.

Аэростаты. Дирижабли. Подъёмная сила.

Иметь понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения судна, его грузоподъемности.

КиМ

Неделя№26

52

Контрольная работа№4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Решение разно уровневых задач по пройденным темам.

Уметь решать задачи по пройденным темам.

Оценочные материалы по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Неделя№26

«Работа и мощность. Энергия» (14 часов)

53

Механическая работа. Единицы работы.

1

Понятие работы как физической величины. Знак работы. Условия выполнения работы, единицы измерения.

Знать определение работы, обозначение физической величины, единицы измерения.

КТ №17

КиМ


Неделя№27

54

Мощность. Единицы мощности.

1

Мощность – быстрота совершения работы. Единицы мощности.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

КТ №17

КиМ


Неделя№27


Итого за III четверть

21




4 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке

Планируемые результаты

(требования к усвоению учебного материала)

Учебно-наглядное и информационное обеспечение урока

Дата

55

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».

1

Выработка навыков и умений решения типовых задач по теме.

Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы.

Л

Неделя№28

56

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

Устройство рычага. Условия равенства рычага.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов.

КТ №18

КиМ


Неделя№28

57

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

1

Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Рычаги в технике, быту, природе.

Знать правило рычага через момент силы.

КТ №18

КиМ


Неделя№29

58

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа №12 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

Проверка на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии.

Уметь проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов. Уметь работать с физическими приборами. Проверить на опыте правило моментов.

Физические приборы.

Неделя№29

59

Применение законов рычага к блоку.

1

Подвижный и неподвижный блоки. Выигрыш в силе для подвижного блока.

Знать устройство блоков

КТ №18

КиМ


Неделя№30

60

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов.

Уметь решать задачи на «золотое правило» механики.

КТ №19

КиМ


Неделя№30

61

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

1

Демонстрационная лабораторная работа №12 «Определение центра тяжести плоской пластины».

Уметь определять центр тяжести плоской пластины.

Физические приборы.

Неделя№31

62

Коэффициент полезного действия механизма.

1

Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач.

Знать и понимать смысл понятия «КПД», уметь вычислять его для простых механизмов.

ИФ

Неделя№31

63

Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ №35

Лабораторная работа № 13

«Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Вычисление КПД наклонной плоскости

Уметь определять КПД простых механизмов. Убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной.

Физические приборы.

Неделя№32

64

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

Понятие энергии. Зависимость потенциальной энергии от его массы и высоты подъёма и кинетической энергии от массы тела и его скорости.

Знать и понимать смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления.

КТ №20

КиМ


Неделя№32

65

Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия».


1

Закон сохранения механической энергии. Решение задач по пройденным темам.

Знать и понимать закон сохранения полной механической энергии. Уметь решать задачи по пройденным темам.

ИФ

Л

Неделя№33

66

Контрольная работа№5 «Работа и мощность. Энергия».

1

Решение разно уровневых задач по пройденным темам.

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

Оценочные материалы по теме «Работа и мощность. Энергия».

Неделя№33

67

Повторение

1

Базовые понятия

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Л

Неделя№34

68

Итоговая контрольная работа

1

Решение разно уровневых задач по пройденным темам.

Уметь решать задачи по пройденным темам.

Оценочные материалы по теме «Итоговая контрольная работа»

Неделя№34

69,70

Резерв

2




Неделя№35


Итого за IVчетверть

16

Проведено за IV четверть


Итого за год

70

Проведено за год


Отставание в программе



Вывод о выполнении программы:


Учитель И.Н. Андреева


Сокращения в таблице:


  1. Сборник задач по физике 7-9 класс (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) - Л

  2. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», - КиМ

  3. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. ООО «Физикон». - ИФ




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА


К концу 7-го класса обучающиеся должны:

по теме «Введение»

— иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

— уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

— уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вёщества.

по теме «Взаимодействие тел»

— знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

— знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

— уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

  • знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы). Уметь видеть практическое применение данных законов, например, при работе шлюзов Чебоксарской ГЭС.

- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность»

— знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

— знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

— уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Пособия для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: «Дрофа»

  2. Программы для общеобразовательных учреждений: Программа «Физика 7-9» Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. М.: «Дрофа»

  3. Шевцов В.А.,Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина/авт.-сост. В.А.Шевцов.-Волгоград:Учитель

  4. Марон А.Е., Марон ЕА. Контрольные тесты по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»


Пособия для учеников:

  1. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»

  2. Астахова Т.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей

  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. Физика-7-8. М.: «Просвещение»


Электронные учебники:

  1. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий»,

  2. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. ООО «Физикон»

  3. Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы. ЗАО «Новый диск»


УМП с комплектом таблиц Физика 7 класс - КТ

  1. Физические величины. Измерение физических величин.

  2. Строение вещества. Молекулы.

  3. Диффузия.

  4. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

  5. Три состояния вещества.

  6. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

  7. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

  8. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.

  9. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

  10. Сила. Сложение двух сил.

  11. Сила тяжести. Вес тела.

  12. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.

  13. Сила трения. Трение покоя.

  14. Давление. Давление газа и жидкости.

  15. Вес воздуха. Атмосферное давление. Манометр.

  16. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

  17. Механическая работа. Мощность.

  18. Рычаг. Момент силы. Подвижный и неподвижный блоки.

  19. Равенство работ при использовании простейших механизмов. КПД.

  20. Потенциальная и кинетическая энергия.











Рабочая программа по физике 7 класс.
  • Физика
Описание:
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, на основе Примерной программы основного общего образования по физике с учетом рекомендаций авторской программы Гутник Е.М., Перышкина А.В. Рабочая программа по физике в 7 классе ориентирована на изучение: Явлений: механическое движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение, атмосферное давление, диффузия. Понятий и величин: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила, давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия, температура, плотность, КПД. Модели: материальная точка, дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела, хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества. Законов: Паскаля, Архимеда. Методов: исследования механических явлений; описания механического движения; измерения расстояния, времени, объема, массы, силы; измерения плотности вещества, давления воздуха. Задач на применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и расчета, на модели строения вещества, давление воздуха. Применений: простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный цилиндр, термометр, барометр.
Автор Андреева Ирина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 474
Номер материала 32469
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓