МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Рабочая программа
по физике
для 7 классов
Программа по физике 7-9 класс. Гутник Е.М., Перышкин А.В.
(Название используемой программы, автор)
Учитель:
Андреева Ирина Николаевна, учитель физики
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена
в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования по физике, на основе Примерной программы
основного общего образования по физике с учетом рекомендаций авторской
программы Гутник Е.М., Перышкина А.В.
Рабочая программа составлена на основе следующих
документов:
·
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства
образования РФ от 05.03.2004 №1089);
Учебник:
Перышкин
А.В. Физика 7класс. М.: «Дрофа»
Пособия для
учителя:
1. Программы для общеобразовательных
учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.:
«Дрофа»
2. Программы для общеобразовательных
учреждений: Программа «Физика 7-9» Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. М.: «Дрофа»
3.Шевцов В.А.,Физика. 7 класс:
поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина/авт.-сост. В.А.Шевцов.-Волгоград:Учитель
4.Марон А.Е., Марон ЕА. Контрольные тесты
по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»
Пособия для
учеников:
- Лукашик В.И.
Сборник вопросов и задач по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»
2.
Астахова Т.В. Физика. 7 класс. Лабораторные работы.
Контрольные задания. – Саратов: Лицей
- Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические
материалы. Физика-7-8. М.: «Просвещение»
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа составлена на 35 учебных недель из
расчета 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Цель и задачи
учебного предмета:
Изучение физики в 7
классе направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о
механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах,
характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической
картине мира;
·
овладение умениями проводить
наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания
для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
·
воспитание убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
·
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая
в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и
культурном развитии общества, способствует формированию современного научного
мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в
процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира,
постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Гуманитарное
значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире.
Знание
физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс
физики в примерной программе основного общего образования структурируется на
основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые
явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений
природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в
технике и повседневной жизни.
Исходя из этого,
рабочая программа по физике в 7 классе ориентирована на изучение:
Явлений: механическое
движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение,
атмосферное давление, диффузия.
Понятий и величин: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила,
давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия, температура,
плотность, КПД.
Модели:
материальная точка, дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела,
хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества.
Законов:
Паскаля, Архимеда.
Методов:
исследования механических явлений; описания механического движения; измерения
расстояния, времени, объема, массы, силы; измерения плотности вещества,
давления воздуха.
Задач на
применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и
расчета, на модели строения вещества, давление воздуха.
Применений:
простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный
цилиндр, термометр, барометр
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название главы
|
Всего часов
|
|
|
Глава 1. Введение
|
5
|
|
Глава 2. Первоначальные сведения о
строении вещества
|
5
|
|
Глава 3. Взаимодействие тел
|
20
|
|
Глава 4. Давление твердых тел, жидкостей
и газов
|
22
|
|
Глава 5. Работа и мощность. Энергия
|
14
|
|
Повторение.
Итоговая контрольная работа.
|
2
|
|
Резерв
|
2
|
|
Всего
|
70
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение.
Молекулы. Диффузия.
Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.
Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение
на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
1.Измерение
физических величин с учетом абсолютной погрешности.
Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Гипотеза
о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения
частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и
твердого тела.
Взаимодействие
частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния
вещества.
Фронтальная лабораторная работа
2.Измерение размеров малых тел.
Глава 3. «Взаимодействие тел».
Механическое
движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса
тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление
тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь
между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр.
Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой..
Трение. Сила
трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
3.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости.
4.
Измерение массы тела на рычажных весах.
5.
Измерение объёма твердого тела.
6.
Измерение плотности твердого тела.
7.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение
жесткости пружины.
8.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Глава 4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Давление. Давление
твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.)
Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Архимедова сила.
Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
9. Измерение
давления твердого тела на опору.
10. Измерение
выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
11. Выяснение
условий плавания тела в жидкости.
Глава 5. «Работа и
мощность. Энергия»
Работа силы,
действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия
равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения.
Виды равновесия.
Равенство работ при
использовании механизмов. Центр тяжести тела. КПД механизма.
Потенциальная
энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.
Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы.
12.Выяснение
условия равновесия рычага.
13.Определение
центра тяжести плоской пластины.
14.Измерение КПД
при подъеме по наклонной плоскости.
Повторение.
Итоговая контрольная работа
Резерв
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ГОДА
К концу 7-го класса
обучающиеся должны:
по теме
«Введение»
— иметь
представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать
такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина,
единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны
сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
— уметь объяснять
устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными
приборами (мензурка, линейка, термометр).
по теме «Первоначальные
сведения о строении вещества»
— иметь
представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между
температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между
молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных
агрегатных состояниях.
— уметь применять
основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в
жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также
различий между агрегатными состояниями вёщества.
по теме
«Взаимодействие тел»
— знать физические
явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость,
инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
— знать законы и
формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления,
формулы связи между силой тяжести и массой тела).
— уметь решать
задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в
том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра;
измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с
помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами
скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
по теме
«Давление твердых тел, жидкостей и газов»
-
знать физические явления и их признаки; физические
величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление);
фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон
Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри
жидкости, архимедовой силы). Уметь видеть практическое применение данных
законов, например, при работе шлюзов Чебоксарской ГЭС.
- уметь применять
основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и
закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия
плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и
формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра,
насоса, гидравлического пресса.
по теме «Работа
и мощность»
— знать физические
величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент
полезного действия);
— знать
формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности,
условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
— уметь объяснять
устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная
плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул;
экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной
плоскости.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Пособия для
учителя:
- Программы для
общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост.
В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: «Дрофа»
- Программы для
общеобразовательных учреждений: Программа «Физика 7-9» Е.М.Гутник,
А.В.Перышкин. М.: «Дрофа»
- Шевцов
В.А.,Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина/авт.-сост.
В.А.Шевцов.-Волгоград:Учитель
- Марон А.Е., Марон
ЕА. Контрольные тесты по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»
Пособия для
учеников:
- Лукашик В.И.
Сборник вопросов и задач по физике. 7—9 кл. М.: «Просвещение»
- Астахова Т.В.
Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов:
Лицей
- Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические
материалы. Физика-7-8. М.: «Просвещение»
Электронные
учебники:
- Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс. ООО
«Кирилл и Мефодий»,
- Учебное электронное издание. Интерактивный
курс физики для 7 – 11 классов. ООО «Физикон»
- Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9
классы. ЗАО «Новый диск»
УМП с комплектом
таблиц Физика 7 класс - КТ
- Физические величины. Измерение физических
величин.
- Строение
вещества. Молекулы.
- Диффузия.
- Взаимное
притяжение и отталкивание молекул.
- Три состояния
вещества.
- Механическое
движение. Равномерное и неравномерное движение.
- Скорость. Единицы
скорости. Расчет пути и времени движения.
- Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела.
- Плотность
вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.
- Сила. Сложение
двух сил.
- Сила тяжести. Вес
тела.
- Сила упругости.
Закон Гука. Динамометр.
- Сила трения.
Трение покоя.
- Давление. Давление
газа и жидкости.
- Вес воздуха.
Атмосферное давление. Манометр.
- Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический
пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
- Механическая работа. Мощность.
- Рычаг. Момент силы. Подвижный и неподвижный
блоки.
- Равенство работ при использовании простейших
механизмов. КПД.
- Потенциальная и кинетическая энергия.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.