Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Основная
общеобразовательная школа №23»
Согласовано на МО учителей основной
школы
Протокол № ___
от ________
_________Т.В.Старунина
|
Согласовано
Заместитель директора
школы по УВР
___________ Л.А.Захарова
|
Утверждаю
Приказ № ___
от_______
Директор
__________
Н.М.Бородина
|
Рабочая
программа
Физика
7
класс
Обсуждено и утверждено
на заседании педагогического совета
МБОУ «ООШ № 23»
протокол №____от _____20___г.
Составитель программы:
Арзамасцева Ирина Васильевна
учитель первой
квалификационной категории
2014-2015 учебный год
Пояснительная
записка
Настоящая программа составлена в соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта для основной общеобразовательной
школы и примерной программой основного общего образования по физике
авторы-составители: Васильева Т.Б., Иванова И.Н. , поддерживается УМК «Физика
– 7» А.В. Перышкин, Москва, Дрофа, 2011 г.
Данная
программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
До последнего времени первая ступень курса физики
играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики.
Теперь ситуация коренным образом меняется. Программа призвана обеспечить
систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех
учащихся независимо от их будущей профессии.
При разработке программы физики ставится цель:
формирование у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с
которыми они непосредственно сталкиваются в жизни, в повседневном опыте,
природу которых они пытаются постичь.
В связи с этим должны решаться следующие задачи:
·
ознакомить
учащихся с основами физической науки, формирование основных понятий, дать
представление о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их
проявление в природе;
·
сформировать
основы естественно научной картины мира и показать место человека в ней;
·
ознакомить
учащихся с основными применениями физических законов в практической
деятельности человека с целью ускорения НТП и решения экологических проблем;
·
формировать
умение выдвигать гипотезы, пользоваться методами аналогий и идеализации,
индукции и дедукции.
Данный курс имеет направленность на развитие
способностей учащихся к исследованию, на формирование умения проводить
наблюдения, выполнять экспериментальные задания. Эта важная задача реализуется
с помощью специально разрабатываемых материалов для учащихся и используемых
методов преподавания курса. На занятиях учащиеся выполняют как короткие, не
требующие длительного времени экспериментальные задания, так и лабораторные
работы. Экспериментальные задания позволяют самостоятельно выявить
закономерности физических явлений, установить связь между физическими
величинами, убедиться в справедливости законов, полученных теоретически.
Все это дает возможность заинтересовать учащихся
физикой. Важной особенностью является изучение количественных закономерностей
только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явлений или смысл
закона.Отказ от решения большого числа количественных задач позволяет
сосредоточить внимание учащихся на качественном рассмотрении физических
процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
В программе предусмотрена преемственность в изучении
материала.
Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание
устных и письменных работ, как при изучении теории, так и при решении задач.
Для оценки достижений учащихся используется стартовый,
текущий и итоговый контроль. Формы контроля: собеседование, тестирование,
самостоятельная и контрольная работа.
Содержание
курса
Физика
7 класс
Тема
№1. Введение.
Тема
№2. Что
изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности
измерений. Физика и техника.
Первоначальные
сведения о строении вещества.
Молекулы.
Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание
молекул. Различные состояния веществ и их объяснение на основе молекулярно –
кинетических представлений.
Тема
№3. Взаимодействие тел.
Механическое
движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность
вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации.
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной
прямой. Центр тяжести. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Подшипники.
Тема
№4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление.
Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Изменение
атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила. Условия
плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Тема
№5. Работа и мощность. Энергия.
Работа
силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы.
Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью
вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия
движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон
сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
В
соответствии с государственным образовательным стандартом
учащиеся
7 классов должны знать и уметь:
Учащиеся
должны знать:
·
смысл
понятий: физическое
явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
·
смысл
физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление,
работа, мощность, коэффициент полезного действия, кинетическая и потенциальная
энергия;
·
смысл
физических законов: Паскаля, Архимеда.
Учащиеся
должны уметь:
·
описывать
и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
передача давления жидкостям и газам, плавание тел, диффузию;
·
использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин:
расстояния, промежутка времени, массы, силы, температуры, давления;
·
представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
·
выражать
в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
·
приводить
примеры практического использования физических знаний;
·
решать
задачи на применение изученных физических законов;
·
проводить
самостоятельный поиск информации;
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Перечень
обязательных фронтальных лабораторных, контрольных работ.
|
Фронтальные лабораторные работы
|
1.
|
Фронтальная лабораторная работа №1 «Измерение физических величин
с учетом абсолютной погрешности»
|
2.
|
Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых
тел»
|
3.
|
Фронтальная лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от
времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»
|
4.
|
Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на
рычажных весах»
|
5.
|
Фронтальная лабораторная работа №5 «Измерение объема тела»
|
6.
|
Фронтальная лабораторная работа №6 «Измерение плотности твердого
тела»
|
7.
|
Фронтальная лабораторная работа №7 «Исследование зависимости
силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины »
|
8.
|
Фронтальная лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести
плоской пластины»
|
9.
|
Фронтальная лабораторная работа №9 «Исследование зависимости
силы трения скольжения от силы нормального давления»
|
10.
|
Фронтальная лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого
тела на опору»
|
11.
|
Фронтальная лабораторная работа №11 «Измерение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
|
12.
|
Фронтальная лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания
тела в жидкости»
|
13.
|
Фронтальная лабораторная работа №13 «Выяснение условий
равновесия рычага»
|
14.
|
Фронтальная лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости»
|
|
Контрольные работы
|
1.
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое
движение»
|
2.
|
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
|
3.
|
Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и
твердых тел»»
|
4.
|
Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и
газов»
|
5.
|
Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность. Энергия»
|
6.
|
Итоговая контрольная работа №6
|
Тематический
план
№ п/п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
1.
|
Введение
|
4
|
2.
|
Первоначальные сведения о строении вещества
|
6
|
3.
|
Взаимодействие тел
|
22
|
4.
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов
|
21
|
5.
|
Работа и мощность. Энергия
|
12
|
6.
|
Итоговое повторение
|
5
|
Итого:
|
|
70
|
Список
литературы для учителя
Обязательный:
1.
Перышкин А.В.. Физика – 7. Москва, «Дрофа», 2011
2.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике (базовый
уровень). Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент
государственного стандарта. Авторы-составители: Васильева Т.Б., Иванова И.Н..
Москва, «Вентана-Граф», 2011
3. Программа
для общеобразовательных учреждений. Физика. 7- 9. Авторы: Е.М. Гутник, А.В.
Перышкин. М.: Дрофа, 2011
Дополнительный:
·
Кабардин
О.Ф., Орлов В.А.. Тесты по физике. Москва, «Дрофа», 2011
·
Лукашик
В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9. Москва, «Просвещение», 2011.
·
Марон
А.Е., Марон Е.А.. Контрольные работы. Москва, «Просвещение, 2010
·
Орлов
В.А.. Тематические тесты. Москва, «Вербум – М», 2010
wwwHYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"egeHYPERLINK
"http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"eduHYPERLINK
"http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"ru. Рефераты
Список
литературы для учащихся
Обязательный:
1.
Перышкин А.В.. Физика – 7. Москва, «Дрофа», 2011
Дополнительный:
·
Громов
С.В., Родина Н.А.. Физика – 7. Москва, «Просвещение», 2011
·
Лаборатория
аттестационных технологий МИОО. Сборник тестовых заданий. Москва, «Интеллект
– центр»,
2010
·
Лукашик
В.И., Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9. Москва, «Просвещение», 2012.
·
Храмов
Ю.А.. Физики. Биографический справочник. Москва, «Наука», 2010
·
wwwHYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"egeHYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.ege.edu.ru/"ru. Рефераты
Календарно
– тематическое планирование
№
урока
|
Дата
|
Тема урока
|
|
1/1
|
|
Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика.
|
|
2/2
|
|
Физические величины.
Измерение физических величин.
|
|
3/3
|
|
Фронтальная лабораторная работа №1
«Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».
|
|
4/4
|
|
Физика и техника. Тест
|
|
5/1
|
|
Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по
теме «Физические величины».
|
|
6/2
|
|
Фронтальная лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».
|
|
7/3
|
|
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
|
|
8/4
|
|
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Тест
|
|
9/5
|
|
Три состояния вещества.
|
|
10/6
|
|
Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении
вещества». Тест
|
|
11/1
|
|
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
|
|
|
12/2
|
|
Скорость. Единицы скорости. Фронтальная лабораторная
работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном
равномерном движении. Измерение скорости».
|
|
|
13/3
|
|
Расчет пути и времени движения. Решение задач. Тест
|
|
|
14/4
|
|
Решение задач по теме:
« Строение вещества», «Механическое движение».
|
|
|
15/5
|
|
Контрольная работа №1 по
теме «Строение вещества», «Механическое движение».
|
|
|
16/6
|
|
Инерция.
|
|
|
17/7
|
|
Взаимодействие тел. Масса тел.
Тест
|
|
|
18/8
|
|
Фронтальная лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах».
|
|
|
19/9
|
|
Понятие объема. Фронтальная
лабораторная работа №5 «Измерение объема тела»
|
|
|
20/10
|
|
Плотность вещества. Фронтальная лабораторная работа №6
«Измерение плотности вещества твердого тела».
|
|
|
21/11
|
|
Расчет массы и объема тела по его плотности.
|
|
|
22/12
|
|
Решение задач по теме «Плотность вещества».
|
|
|
23/13
|
|
Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность».
|
|
|
24/14
|
|
Явление тяготения. Сила тяжести.
|
|
|
25/15
|
|
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Тест
|
|
|
26/16
|
|
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
|
|
|
27/17
|
|
Динамометр. Фронтальная
лабораторная работа №7 «Исследование
зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»
|
|
|
28/18
|
|
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сил.
|
|
|
29/19
|
|
Центр тяжести тела. Фронтальная лабораторная работа №8
«Определение центра тяжести плоской пластины».
|
|
|
30/20
|
|
Сила трения. Фронтальная
лабораторная работа №9 «Исследование
зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».
|
|
|
31/21
|
|
Трение в природе и технике. Решение задач по теме
«Взаимодействие тел».
|
|
|
32/22
|
|
Контрольная работа №2 по
теме «Взаимодействие тел».
|
|
|
33/1
|
|
Давление. Единицы давления.
|
|
34/2
|
|
Способы уменьшения и увеличения давления. Фронтальная лабораторная
работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору».
|
.
|
35/3
|
|
Давление газа. Самостоятельная работа по теме
«Давление».
|
|
36/4
|
|
Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля.
|
|
37/5
|
|
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки
сосуда.
|
|
38/6
|
|
Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел».
|
|
39/7
|
|
Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
|
|
40/8
|
|
Контрольная работа №3 по
теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел».
|
|
41/9
|
|
.Вес воздуха. Атмосферное давление.
|
|
42/10
|
|
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Тест
|
|
43/11
|
|
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
|
|
44/12
|
|
Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.
|
|
45/13
|
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная
работа по теме «Атмосферное давление».
|
|
46/14
|
|
Архимедова сила.
|
|
47/15
|
|
Фронтальная лабораторная работа №11
«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
|
|
48/16
|
|
Плавание тел. Плавание судов.
|
|
49/17
|
|
Фронтальная лабораторная работа №12
«Выяснение условий плавания тела в жидкости».
|
|
50/18
|
|
Плавание судов.Воздухоплавание Тест по теме
«Архимедова сила. Плавание тел».
|
|
51/19
|
|
Решение задач на определение архимедовой силы.
|
|
52/20
|
|
Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Тест
|
|
53/21
|
|
Контрольная работа №4 по
теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
|
|
54/1
|
|
Механическая работа.
|
|
55/2
|
|
Мощность. Решение задач
|
|
56/3
|
|
Простые механизмы. Рычаг. Самостоятельная работа
по теме «Работа и мощность».
|
|
57/4
|
|
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
|
|
58/5
|
|
Фронтальная лабораторная работа №13
«Выяснение условия равновесия рычага».
|
|
59/6
|
|
Блоки. «Золотое правило» механики.
|
|
60/7
|
|
КПД механизма.
Фронтальная лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
|
|
61/8
|
|
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
|
|
62/9
|
|
Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия
рек и ветра. Тест
|
|
63/10
|
|
Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».
|
|
64/11
|
|
Контрольная работа №5 «Работа
и мощность. Энергия».
|
|
65/12
|
|
Урок-игра «Поиск слагаемых успеха»
|
|
66/1
|
|
Повторение материала по теме «Взаимодействие тел». Тест
|
|
67/2
|
|
Повторение материала по теме «Давление газов, жидкостей и
твердых тел». Тест
|
|
68/3
|
|
Итоговая контрольная работа
|
|
69/4
|
|
Повторение материала по теме «Строение вещества».
|
|
70/5
|
|
Урок-игра «Звездный
час».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.