I.
Пояснительная записка
1.
Статус документа
Рабочая программа по физике
для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта, примерной программы основного общего образования по физике и
авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы (базовый
уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с
Красноармейское Калининского района Саратовской области». Программа
конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных
часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и
практических занятий.
Нормативными
документами для составления рабочей программы являются:
·
Базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312
от 09.03.2004;
·
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004
года № 1089;
·
Примерные программы, созданные на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта;
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования.
·
Требования к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного образовательного стандарта
2.
Структура документа
Рабочая
программа по физике включает пять разделов: пояснительную записку,
учебно-тематический план и содержание тем учебного курса; требования к уровню
подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение и приложение
(календарно-тематическое планирование).
3.
Общая характеристика изучения физики в 7
классе:
Физика как наука о
наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе,
вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает
роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное
внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от
учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В курс физики 7 класса входят следующие разделы:
- Первоначальные сведения о
строении вещества
- Взаимодействие тел
- Давление твердых тел, жидкостей и газов
- Работа, мощность, энергия
4.
Цели изучения
физики в 7 классе:
·
освоение знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих
эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания
природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
·
овладение умениями проводить
наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений,
использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания
для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в
приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
·
воспитание убежденности
в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений
науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к
творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой
культуры;
·
применение полученных знаний
и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.
5.
Место предмета в учебном плане
Федеральный
базисный учебный план (2004г) для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит для обязательного изучения физики в 7 классе 70 часов из
расчета 2 учебных часа в неделю.
6.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Рабочая
программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования
являются:
Познавательная
деятельность:
·
использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
·
формирование умений различать факты, гипотезы,
причины, следствия, доказательства, законы;
·
овладение адекватными способами решения
теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение опыта выдвижения гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
·
владение монологической и диалогической речью,
развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на
иное мнение;
·
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
·
владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
·
организация учебной деятельности: постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
III.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА.
В
результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
·
смысл понятий:
физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное
ядро,
·
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия,
·
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения
импульса и механической энергии
·
уметь:
·
описывать и объяснять физические явления:
равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию
·
использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, давления, температуры;
·
представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени,
силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
·
выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы;
·
приводить примеры практического использования
физических знаний о механических явлениях;
·
решать задачи на применение изученных физических
законов;
·
осуществлять самостоятельный поиск информации
естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с
помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
·
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
·
для обеспечения безопасности в процессе
использования транспортных средств;
·
контроля за исправностью водопровода, сантехники и
газовых приборов в квартире;
·
рационального применения простых механизмов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.