Главная / Физика / Рабочая программа по физике 7 класс

Рабочая программа по физике 7 класс

hello_html_m2a7690f7.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВТОРОКАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

на заседании

методического

объединения школы

Протокол № ___ от

«___»___________201_ г.


СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора

__________Оверко С.Е.

«___» 201_г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________Шеина Л.Л.

Приказ № ____ от

«___»__________201_ г.




Рабочая программа


учебного предмета физика

класс 7, базовый уровень

на _2014-2015 учебный год

















Разработана: Ереско И.А

учителем физики

высшей квалификационной категории









с. Вторая Каменка

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:



  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. № 1089,

  • Основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденная приказом № 33/7 от 21.09.2013

  • Учебный план МКОУ «Второкаменская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №20/6 от 27.05.2014

  • Годовой календарный график МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденный приказом №33/10 от 29.08.2014.

  • Положение о рабочей программе МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденное приказом № 33/6 от 21.09.2013

  • Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышккин-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

В федеральном базисном плане на изучение физики в 7 классе отводится 2 урока в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком школы программа по физике в 7 классе рассчитана на 35 учебных недель, что составляет 70 часов в учебный год. Резервное время 4 часа. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей. В связи с этим, используя резервное время, я провожу контрольные работы: КР-1. Механическое движение. Плотность вещества; КР-2. Давление твердых тел, жидкостей и газов; КР-3. Архимедова сила; КР-4. Механическая работа и мощность. Простые механизмы.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Формы, методы, технологии обучения. В процессе обучения используются элементы дифференцированного обучения, групповые формы работы, практикумы по решению задач.

Формы и способы проверки результатов обучения: тестирование, самостоятельные и контрольные работы, зачёты, устный опрос.

Методы и приемы, используемые при обучении математике:

Принципы технологии уровневой дифференциации

Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса





Структура изучаемого предмета

п/п

Название темы

Количество часов (авторская программа)

Резервное время

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Введение

4 часа

-

1

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5час

-

1

-

3

Взаимодействие тел

21 час

1

7

1

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23 часа

2

3

2

5

Работа и мощность. Энергия

13часов

1

2

1


итого

66

4

14

4

Перечень лабораторных работ

  1. Инструктаж по технике безопасности. Л.р.№1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности ».

  2. Инструктаж по ТБ. Л.р. №2 « Измерение размеров малых тел ».

  3. Инструктаж по ТБ. Л. р. № 3 « Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении . Измерение скорости ».

  4. Инструктаж по ТБ. Л.р.№4 « Измерение массы тела на рычажных весах ».

  5. Инструктаж по ТБ. Л.р.№5 « Измерение объёма тела ».

  6. Инструктаж по ТБ. Л.р.№6 « Измерение плотности твёрдого тела »

  7. Инструктаж по ТБ. Л.р. №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины ».

  8. Инструктаж по ТБ. Л.р. №8 « Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления ».

  9. Инструктаж по ТБ. Л.р. №9 « Определение центра тяжести плоской пластины ».

  10. Инструктаж по ТБ. Л.р.№ 10 « Измерение давления твёрдого тела на опору ».

  11. Инструктаж по ТБ. Л.р. № 11 « Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело ».

12 Инструктаж по ТБ. Л.р. № 12« Выяснение условий плавания тела в жидкости »

13. Инструктаж по ТБ. Л.р.№13 « Выяснение условия равновесия рычага ».

14. КПД. Инструктаж по ТБ. Л. р .№ 14 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости ».





Перечень контрольных работ

Контрольная работа №1 Механическое движение. Плотность вещества.

Контрольная работа №2 Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Контрольная работа №3 Архимедова сила

Контрольная работа №4 Механическая работа и мощность. Простые механизмы



Календарно – тематическое планирование

п/п


п/п


Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Тип и форма урока


Дата план

Дата факт.


1

Введение

4 часа




1

1/1

Инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Физические явления.

1

Изучение и закрепление нового материала

01.09


2

1/2

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений.

1

Изучение и закрепление нового материала

03.09


3

1/3

Инструктаж по технике безопасности. Л.р.№1 Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности

1

Комплексное применение знаний

08.09


4

1/4

Физика и техника.

1

Изучение и закрепление нового материала

10.09



2

Первоначальные сведения о строении вещества

5 час




5

2/1

Молекулы.

1

Изучение и закрепление нового материала

15.09


6

2/2

Инструктаж по ТБ. Л.р. №2 Измерение размеров малых тел

1

Комплексное применение знаний

17.09


7

2/3

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение

1

Изучение и закрепление нового материала

22.09


8

2/4

Притяжение и отталкивание молекул

1

Изучение и закрепление нового материала

24.09


9

2/5

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.

1

Изучение и закрепление нового материала

29.09



3

Взаимодействие тел

22 час




10

3/1

Механическое движение. Равномерное

движение.

1

Изучение и закрепление нового материала

01.10


11

3/2

Скорость.

1

Изучение и закрепление нового материала

06.10


12

3/3

Скорость.


1

Изучение и закрепление нового материала

08.10


13

3/4

Инструктаж по ТБ. Л. р. № 3 Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении . Измерение скорости

1

Изучение и закрепление нового материала

13.10


14

3/5

Инерция.

1

Изучение и закрепление нового материала

15.10


15

3/6

Взаимодействие тел. Масса тела.

1

Изучение и закрепление нового материала

20.10


16

3/7

Измерение массы тела с помощью весов. Инструктаж по ТБ. Л.р.№4 Измерение массы тела на рычажных весах

1

Комплексное применение знаний

22.10


17

3/8

Плотность вещества.

1

Комплексное применение знаний

27.10


18

3/9

Инструктаж по ТБ. Л.р.№5 Измерение объёма тела

1

Изучение и закрепление нового материала

29.10


19

3/10

Инструктаж по ТБ. Л.р.№6 Измерение плотности твёрдого тела

1

Комплексное применение знаний

10.11


20

3/11

Явление тяготения. Сила тяжести

1

Изучение и закрепление нового материала

12.11


21

3/12

Сила, возникающая при деформации

1

Обобщение и систематизация знаний. Корректировка знаний

17.11


22

3/13

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой

1

Изучение и закрепление нового материала

19.11


23

3/14

Упругая деформация. Закон Гука.

1

Изучение и закрепление нового материала

24.11


24

3/15

Динамометр. Инструктаж по ТБ. Л.р. №7 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины

1

Изучение и закрепление нового материала

26.11


25

3/16

Графическое изображение силы. Сложение сил , действующих по одной прямой.

1

Изучение и закрепление нового материала

01.12


26

3/17

Центр тяжести тела. Трение. Сила трения.

1

Изучение и закрепление нового материала

03.12


27

3/18

Трение скольжения, качения, покоя.

1

Изучение и закрепление нового материала. Комплексное применение знаний

08.12


28

3/19

Инструктаж по ТБ. Л.р. №8 Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.


1

Изучение и закрепление нового материала

10.12


29

3/20

Инструктаж по ТБ. Л.р. №9 Определение центра тяжести плоской пластины

1

Изучение и закрепление нового материала. Корректировка знаний

15.12


30

3/21

Подшипники.

1

Комбинированный урок

17.12


31

3/22

Контрольная работа№1 Механическое движение. Плотность вещества


Урок проверки и коррекции знаний и умений

22.12



4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25 часов




32

4/1

Давление. Давление твердых тел. Давление газа.

1

Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала

24.12


33

4/2

Инструктаж по ТБ. Л.р.№ 10 Измерение давления твёрдого тела на опору.

1

Изучение и закрепление нового материала

12.01


34

4/3

Объяснение давление газа на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Изучение и закрепление нового материала. Корректировка знаний

14.01


35

4/4

Закон Паскаля.

1

Изучение нового материала

19.01


36

4/5

Давление в жидкости и газе.

1

Изучение и закрепление нового материала

21.01


37

4/6

Сообщающиеся сосуды

1

Изучение и закрепление нового материала

26.01


38

4/7

Сообщающиеся сосуды

1

Применение знаний при решении задач

28.01


39

4/8

Шлюзы.

1

Изучение и закрепление нового материала

02.02


40

4/9

Гидравлический пресс.

1

Изучение и закрепление нового материала

04.02


41

4/10

Гидравлический тормоз

1

Изучение и закрепление нового материала

09.02


42

4/11

Атмосферное давление

1

Изучение и закрепление нового материала

11.02


43

4/12

Опыт Торричелли.

1

Применение знаний при решении задач

16.02


44

4/13

Барометр-анероид.

1

Изучение и закрепление нового материала

18.02


45

4/14

Изменение атмосферного давления с высотой

1

Изучение и закрепление нового материала

25.02


46

4/15

Манометр.


1

Изучение и закрепление нового материала

02.03


47

4/16

Насос

1

Изучение и закрепление нового материала

04.03


48

4/17

Контрольная работа №2 Давление твердых тел, жидкостей и газов

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

09.03


49

4/18

Архимедова сила.

1

Изучение и закрепление нового материала

11.03


50

4/19

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 11 Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

1

Комплексное применение знаний

16.03


51

4/20

Условия плавания тел

1

Применение знаний при решении задач

18.03


52

4/21

Условия плавания тел

1

Применение знаний при решении задач

30.03


53

4/22

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 12 Выяснение условий плавания тела в жидкости

1

закрепление нового материала

01.04


54

4/23

Водный транспорт

1

Комплексное применение знаний

06.04


55

4/24

Воздухоплавание.

1

Изучение и закрепление нового материала

08.04


56

4/25

Контрольная работа №3 Архимедова сила

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

13.04



5

Работа и мощность Энергия

14 час




57

5/1

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

1

Применение знаний при решении задач. Корректировка знаний

15.04


58

5/2

Мощность.

1

Изучение и закрепление нового материала

20.04


59

5/3

Простые механизмы.

1

Коррекция знаний. Изучение и закрепление нового материала

22.04


60

5/4

Условия равновесия рычага.

1

Изучение и закрепление нового материала

27.04


61

5/5

Момент силы.

1

Изучение и закрепление нового материала

29.04


62

5/6

Инструктаж по ТБ. Л.р.№13 Выяснение условия равновесия рычага

1

Изучение и закрепление нового материала

04.05


63

5/7

Равновесие тела с закрепленной осью вращения.

1

Комплексное применение знаний

06.05


64

5/8

Виды равновесия. «Золотое правило » механики. КПД механизма.

1

Изучение и закрепление нового материала

11.05


65

5/9

Инструктаж по ТБ. Л. р .№ 14 Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

1

Применение знаний на практике

13.05


66

5/10

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины

1

Комплексное применение знаний

18.05


67

5/11

Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Изучение и закрепление нового материала Применение знаний при решении задач.

20.05



68

5/12

Контрольная работа №4 Механическая работа и мощность. Простые механизмы

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

25.05


69

5/13

Закон сохранения полной механической энергии.


1

Изучение и закрепление нового материала

27.05


70

5/14

Энергия рек и ветра


Изучение и закрепление нового материала


Условные обозначения: 1.1 –урок первый, параграф первый.

















































Требования к уровню подготовки учащихся

hello_html_2535099f.gif











Проверка знаний учащихся



Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

 

Материально-техническое, учебно-методическое и программное обеспечение

Источники для обучающихся

1. Учебник - Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 13-е изд., доработ. М.: Дрофа, 2009.

Источники для учителя

  1. Учебник - Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 13-е изд., доработ. М.: Дрофа, 2009.

2. Учебно-методическое пособие/А.Е. Марон, Е.А. Марон. -11-е изд.,стереотип.-М. : Дрофа,2013

Оборудование и приборы



  1. Мультимедийный проектор

  2. Интерактивная доска

  3. Компьютер

  4. Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы

Интернет – ресурсы



электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты











Прохождение программы по физике, 7 класс за 2014-2015 учебный год

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год


План

Факт

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

Количество часов

18

18









Количество ЛР

5

5









Количество КР

-

-


















Лист корректировки рабочей программы



пп

Название раздела, номер, тема урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (указать какие номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие – проведены за счет резерва)

Дата проведения по факту



















Лист проверки выполнения рабочей программы учащимся, пропустившим занятия.

пп

Ф.И. ученика, пропустившего урок

Название раздела, тема пропущенного урока

Дата проведения по плану

Форма проведения занятия

Дата проведения по факту























































































Лабораторная работа №1.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Цель работы: научиться

1) определять цену деления измерительных приборов;

2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка, пробирка, пузырек.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета , которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆А – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).

а) цена деления мензурки ц.д. =

V = ½ ц.д. мензурки, ∆V =

б) цена деления термометра ц.д.=

t = ½ ц.д. термометра, ∆t =

в) цена деления линейки ц.д.=

∆ ℓ = ½ ц.д. линейки, ∆ℓ=

2.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.

Таблица.

Измеряемая величина

Название сосуда

Результаты измерений

Запись результата измерений с учетом погрешности:

А= Аопытное ± ∆ А



объем ,V, см3

пузырек



пробирка



баночка



температура воды, t, 0С

стакан с водой



высота , ℓ, см

пробирка





В таблице А – измеряемая величина (объем, температура, высота); ∆А – абсолютная погрешность измеряемой величины (∆V, ∆t, ∆ℓ).

3.Измерьте объемы названных сосудов. Налейте полный пузырек воды из стакана, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите объем налитой воды с учетом погрешности. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчете объема жидкости. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности жидкости. Таким же образом определите объем пробирки и баночки.

4.Измерьте температуру воды в стакане.

5.Измерьте высоту пробирки. Данные всех измерений занесите в таблицу.

6. Сделайте вывод.





Лабораторная работа №3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: убедиться в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Измерить скорость.

Приборы и материалы: трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы) , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная.

Порядок выполнения работы.

1.Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки.

2.Одновременно с одним из ударов метронома, настроенного на частоту 120 ударов в минуту, поверните трубку на 1800 и сосчитайте число ударов, за которые шарик проходит всю длину трубки.

3. Поместите резиновое кольцо на середине трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.

4.Разделите трубку резиновыми кольцами на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки.

5. Результаты измерений внесите в таблицу.

Таблица. (вся длина трубки принята за 1).

опыта

путь в долях от длины (s) трубки

число

ударов (n)




1


1




2


½

½



3



4


¼

¼

¼

¼

6.Сделайте вывод о характере движения (смотри цель работы).

7.Измерьте величину скорости равномерного движения. Для этого:

а) измерьте длину трубки s ;

б)измерьте время движения шарика в трубке t = 0,5 n, где n –число ударов метронома;

в) по формуле рассчитайте скорость v = s/t.

8.Расчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости шарика.



Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука Fупр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости Fупр. от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле Fупр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .

Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:

опыта

m, кг

mg, Н

│ ∆ℓ│, м

1

0,1



2

0,2



3

0,3



4

0,4





6.По результатам измерений постройте график зависимости силы упругости от удлинения и , пользуясь им, определите среднее значение жесткости пружины kср.

kср. = F / │ ∆ℓ│.

Лабораторная работа №8.

Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.

3.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.

4.К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.

5.Результаты измерений занесите в таблицу.

опыта

Количество грузов

Сила трения, Н

1

1


2

2


3

3




6.Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, и если зависит, то как?



Лабораторная работа №9

Определение центра тяжести плоской пластины.

Цель работы: найти точку, служащую центром тяжести пластины.

Точка, через которую должна проходить линия действия силы, чтобы тело двигалось поступательно, называется центром тяжести тела. В однородном поле тяжести центр тяжести совпадает с центром масс тела.

Если плоскую пластину подвесить в какой-либо точке, она расположится так, что вертикальная прямая, проведенная через точку подвеса, пройдет через центр тяжести пластины. Это позволяет находить центр тяжести плоских пластин опытным путем. Для этого нужно, подвесив пластину в какой-либо точке, прочертить на ней вертикальную прямую, проходящую через точку подвеса. Затем проделать те же операции, подвесив пластину в другой точке. Точка пересечения проведенных прямых даст положение центра тяжести пластины. Для того чтобы убедиться в этом, пластину можно подвесить в третьей точке. Вертикальная прямая, проходящая через точку подвеса, должна пройти через точку пересечения двух прямых. Можно также уравновесить пластину на острие булавки. Пластина будет находиться в равновесии, если точка опоры совпадает с центром тяжести.

Приборы и материалы: линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.

Порядок выполнения работы.

1.Зажать в лапке штатива пробку в горизонтальном положении.

2.С помощью булавки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.

3.Остро отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.

4.Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.

5.Повторить опыт , подвесив пластину в другой точке.

6.Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

7.Сделать вывод.

Дополнительное задание.

Можно провести исследования по определению центра тяжести плоской пластины:

а) правильной геометрической формы (круг, квадрат, кольцо, прямоугольник);

б) со смещенным центром тяжести пластины правильной геометрической формы;

в) пластины произвольной формы.



Лабораторная работа №10.

Измерение давления твердого тела на опору.

Цель работы: измерить давление твердого тела на опору и выяснить, зависит ли оно от площади опоры, и если зависит, то как.

Приборы и материалы: динамометр, линейка измерительная, брусок деревянный.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления динамометра.

2.Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска)с помощью динамометра.

3.Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

4.Используя полученные данные, вычислите площади наименьшей и наибольшей граней бруска.

5.Расситайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

6.Результаты измерений и вычислений запишите в тетрадь и занесите в таблицу.



Fдавл. Н

а, см дли-на

b, см ширина

с, см высо-та

S, см 2 площадь наименьшей грани

S, см2 площадь наибольшей грани

p , Н/см2 давление наименьшей гранью

P, Н/см2 давление наибольшей гранью











7.Вычисления S –наименьшей грани, S – наибольшей грани, p – давление наименьшей гранью, p – давление наибольшей гранью выполнить в тетради после таблицы.

8.Сделайте вывод о том, как давление твердого тела зависит от площади опоры при неизменной силе давления.















hello_html_68028aa7.gif

hello_html_m142f9a92.gif





hello_html_497fa547.gif



hello_html_30278558.gif

hello_html_m61b1403b.gif





hello_html_6391bbc2.gif









hello_html_5be405d9.gif





hello_html_24cc64e5.gif

hello_html_mb01ba94.gif







hello_html_3181e005.gif







hello_html_m18b1db76.gif



hello_html_m40de2818.gif







hello_html_49dea750.gif





hello_html_m71e8c1be.gif









hello_html_m3abb2269.gif

hello_html_4d364947.gif



Рабочая программа по физике 7 класс
  • Физика
Описание:

Рабочая программа разработана  на основе нормативных документов:

 

 

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 г. № 1089,
  • Основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденная приказом № 33/7 от 21.09.2013
  • Учебный план МКОУ «Второкаменская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №20/6 от 27.05.2014
  • Годовой календарный график МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденный приказом №33/10 от 29.08.2014.
  • Положение о рабочей программе МКОУ «Второкаменская СОШ», утвержденное приказом № 33/6 от 21.09.2013

·         Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышккин-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,

Автор Ереско Ирина Алексеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 815
Номер материала 20763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓