Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Куприяновка
Завитинского района Амурской области
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению МО учителей- предметников
«___» ______ 2014
г. протокол № _____
Руководитель ШМО ______
|
Согласовано
зам. директора по УВР _________________
С.Л. Сверщук
«___» ___________ 2014
г.
|
Утверждена приказом МБОУ СОШ с. Куприяновка
«___» _______ 2014 г № _
Директор ________ О.А. Ядыкина
|
Рабочая программа учебного курса
по физике
для 7 - 8 классов
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Кочергина Н.В., учитель математики и
физики.
с. Куприяновка
2014 г.
РАЗДЕЛ I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по физике для 7 – 8 классов составлена
в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
- Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
·
Базисный
учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования
РФ от 09.03.2004 года № 1312;
·
Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования
РФ от 05.03.2004 № 1089;
·
Примерная
государственная программа по физике, созданная на основе федерального
компонента государственного образовательного стандарта;
·
Требования
к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
·
Методическое
письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета
«Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования»;
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253;
·
Учебный
план МБОУ СОШ с. Куприяновка на 2014 -2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
«Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.- Дрофа, 2011
г.
Выбор авторской программы обусловлен следующими мотивами:
- в
программе учтены требования федерального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования по физике;
·
принципы
отбора содержания в программе связаны с преемственностью целей образования на
различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся;
- программа
позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое
представление о физической картине мира.
Кроме
того, выбор данной программы является традиционным и обусловлен наличием книг в
школьной библиотеке. Для работы по данной программе накоплен большой
методический и дидактический материал.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
За
счёт резервного времени увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Резервное время, предусмотренное авторской
программой, в рабочей программе распределено следующим образом:
в
7 классе:
·
3 часа для формирования навыков решения задач по теме «Работа и
мощность. Энергия».
·
2 часа для обобщения курса физики 7 класса.
в
8 классе:
·
1 час для формирования навыков
решения задач по теме «Тепловые явления»;
·
2 часа для повторения курса
физики 8 класса.
Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый
материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а
также более эффективно осуществить индивидуальный подход к учащимся.
Цели изучения физики:
·
освоение
знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления,
законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
·
овладение
умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности,
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
·
воспитание
убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике
как к элементу общечеловеческой культуры;
·
использование
полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны
окружающей среды.
В задачи обучения физики входят:
·
развития
мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять
знания, наблюдать и объяснять физические явления;
·
овладение
школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях,
методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях
применения физических законов в технике и технологии;
·
усвоение
школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её
познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
·
формирование
познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей,
осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и осознанному
выбору профессии.
Цели
и задачи поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы. .В
школу приходят дети с определенными учебными и социальными проблемами. Главная
цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической
деятельности, создание условий для физического, морального, нравственного,
интеллектуального и культурного развития учащихся.
При
постановке целей и задач учтены также особенности учащихся. Познавательный
уровень и уровень учебных способностей у учащихся 7 класса средний. Учащиеся 8
класса имеют низкий уровень обученности, они обладают плохой памятью, легко
отвлекаемы, имеют низкую мотивацию к обучению. Поэтому рабочая программа
построена так, чтобы все учащиеся овладели обязательным минимумом образования.
Учебный предмет «Физика» в основной школе относится к числу
обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в
учебном плане определяется следующими основными положениями.
Физическая
наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных
производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности,
законы и принципы учащиеся получают адекватные представления о реальном
физическом мире; приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о
природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической
географии, химии, технологии;
Основу
изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому
учащиеся осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного
познания, что способствует повышению качества методологических знаний; осознают
значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга
проблем, в том числе, разнообразных физических задач; применяют метод научного
познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и
проектных работ.
При
изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы
фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта
информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых
системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть
преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного
получения знания. В процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные
мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
Таким
образом, изучение физики в основной школе позволяет реализовать требования к
уровню подготовки учащихся не только в предметной области, но и в личностной и
метапредметной областях.
Место предмета в учебном плане
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7, 8 классах:
Количество
учебных недель: 35
Количество
часов: всего 70 ч.; в неделю – 2 ч.
Количество
лабораторных работ: в 7 классе- 11, в 8 классе -11.
Количество
контрольных работ: в 7 классе - 4, в 8 классе- 6.
Для изучения курса физики в
7-8 классах используется классно-урочная система обучения.
Формы урока весьма разнообразны:
Комбинированный урок - предполагает выполнение
работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности
учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные
навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся
умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование
проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности
учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа -
предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки,
оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по
пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с
целью комплексного применения знаний.
Реализация рабочей программы строится с учетом личного
опыта и особенностей учащихся
Осуществление целей и
задач рабочей программы по физике 7 - 8 классов обусловлено использованием в
образовательном процессе различных технологий, форм, методов обучения:
Методы
обучения
·
информационно-развивающий
·
проблемно-поисковый
·
творчески-репродуктивный
·
репродуктивный
Формы
обучения
·
фронтальная
·
групповая
·
индивидуальная
Технологии
обучения
·
развивающее
обучение
·
личностно-
ориентированные
·
проблемное
обучение
·
игровая технология
·
КСО
·
ИКТ
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников
ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, информационной. Механизмы
формирования ключевых компетенций обучающихся- организация различных видов
деятельности на уроке:
Познавательная
деятельность:
· использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
· овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
- владение
монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации.
Рефлексивная
деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением
предвидеть возможные результаты своих действий;
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование,
определение оптимального соотношения цели и средств.
Формы контроля знаний, умений, навыков учащихся:
Основные
виды контроля – текущий и итоговый. Текущий контроль
осуществляется систематически на каждом уроке через различные формы и способы
проверки и контроля знаний: фронтальный и индивидуальный опрос, тест, физический
диктант, лабораторная работа, самостоятельная работа, решение задач, зачет,
контрольная работа.
Итоговый
контроль проводится в форме контрольной работы, теста.
Рабочая программа
также предусматривает проведение промежуточной аттестации согласно Положению о порядке проведения
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ с. Куприяновка и учебному
плану школы.
Результаты обучения
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат
три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым
учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена
также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной
деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Рабочая программа составлена с учетом
учебно-методического комплекта:
№ п/п
|
Название учебного издания
|
Авторы, составители
|
Годы издания
|
Издательство
|
1.
|
Физика. 7 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений.
Физика. 8 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений.
|
Пёрышкин А.В.
Гутник Е.М.
|
2013г.
2013 г.
|
Дрофа
|
2.
|
Сборник задач по физике.
7-9 классы.
|
Пёрышкин А.В.
|
2013 г.
|
М.: Экзамен
|
РАЗДЕЛ II.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
Название раздела (подраздела)
|
Количество часов
|
Общее количество часов
|
Количество часов, отведенных на лабораторные работы
|
Количество часов, отведенных на контрольные работы
|
Количество часов, отведенных на зачеты
|
Введение
|
4
|
1
|
|
|
Первоначальные
сведения о строении вещества.
|
6
|
1
|
|
1
|
Взаимодействие тел.
|
23
|
5
|
2
|
1
|
Давление твёрдых
тел, жидкостей и газов.
|
21
|
2
|
1
|
|
Работа, мощность,
энергия.
|
16
|
2
|
1
|
1
|
Итого
|
70
|
11
|
4
|
3
|
8 класс
Название раздела (подраздела)
|
Количество часов
|
Общее количество часов
|
Количество часов, отведенных на лабораторные работы
|
Количество часов, отведенных на контрольные работы
|
Количество часов, отведенных на зачеты
|
Тепловые явления.
|
23
|
3
|
2
|
1
|
Электрические
явления
|
29
|
5
|
2
|
1
|
Электромагнитные
явления
|
5
|
2
|
1
|
|
Световые явления
|
13
|
1
|
1
|
1
|
Итого
|
70
|
11
|
6
|
3
|
РАЗДЕЛ III.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Что
изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности
измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа
№ 1. Определение цены
деления измерительного прибора.
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: смысл понятий: физическое явление, физический закон,
вещество, взаимодействие.
уметь: использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
приводить
примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч).
Строение
вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Молекулы. Тепловое
движение атомов и молекул. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.
Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение
на основе молекулярно-кинетических представлений. Модели строения твёрдых тел,
жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе
молекулярно – кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа
№ 2. Определение
размеров малых тел.
Зачёт по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: причины
броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном
строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
уметь: объяснять
физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твёрдых тел; владение экспериментальными методами исследования при
определении размеров малых тел; умение пользоваться СИ и переводить единицы
измерения физических величин в кратные и дольные единицы; умение использовать
полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей
среды).
Взаимодействие тел (23 ч)
Механическое
движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерно движение. Скорость.
Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.
Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность
вещества. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при
деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр.
Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Фронтальные лабораторные работы
№3. Измерение массы тела на рычажных
весах.
№ 4. Измерение объема твердого тела.
№ 5. Определение плотности твердого
тела.
№ 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Измерение
силы трения с помощью динамометра.
Зачёт
по теме «Взаимодействие тел»
Контрольная работа № 1 по темам «Механическое движение»,
«Масса», «Плотность вещества».
Контрольная работа № 2 по темам «Вес тела», «Графическое
изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: смысл физических величин: путь, скорость,
масса, плотность, сила, давление; знать смысл
основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука. Знать
формулы скорости, пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела,
объёма, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной
прямой.
уметь: использовать физические приборы и измерительные
инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,
массы, силы, вес, объём, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих
на тело и направленных в одну и в противоположные стороны; представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины.
Уметь переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот. Уметь
находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тел,
скорости со временем и путём, плотности тела с его массой и объёмом, силой
тяжести и весом тела.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление.
Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное
давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с
высотой. Манометр. Насос.
Архимедова
сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
№
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в
жидкости.
Контрольная работа № 3 по теме
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: смысл физических величин: плотность, сила, давление,
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда. Знать вклад российских и
зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь: описывать и объяснять физические явления: передачу
давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию; использовать физические
приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: силы трения от силы нормального давления; выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических, явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов.
Работа и мощность. Энергия (16 ч)
Работа
силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы.
Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью
вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная
энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной
механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
№ 10. Выяснение условия равновесия рычага.
№ 11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной
плоскости.
Зачёт по теме «Работа. Мощность, энергия».
Контрольная работа № 4 по теме «Работа.
Мощность, энергия».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: смысл физических величин: работа, мощность,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; смысл
физических законов: сохранения механической энергии; вклад российских и
зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
уметь: приводить примеры практического использования
физических знаний о механических, явлениях; решать задачи на применение
изученных физических законов.
8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое
движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты.
Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты при теплообмене. Закон
сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление
и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и
конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно –
кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы
№
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
№ 2. Измерение удельной теплоемкости
твердого тела.
№ 3. Измерение влажности
воздуха.
Зачёт по теме «Тепловые явления».
Контрольная работа № 1 по теме
«Тепловые явления»
Контрольная работа
№ 2 по теме «Агрегатные состояния вещества»
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: понятия: внутренняя энергия; работа как способ
изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция,
излучение) ; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Формулы для вычисления количества теплоты,
выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании
топлива, при изменении агрегатных состояний вещества. Применение изученных
тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
уметь: применять основные положения
молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии,
изменения внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении
температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел,
испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться
термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел при
нагревании, плавлении, парообразовании. Решать качественные задачи с
использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных
способах теплопередачи.
Находить по таблицам значения удельной
теплоемкости вещества. Удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты
плавления и удельной теплоты парообразования. Решать задачи с применением
формул: Q=qm; Q=λm; Q=Lm. Q=cm(t2-t1).
Электрические явления (29 ч)
Электризация
тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения
электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение
атомов. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические
заряды. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический
ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и
растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила
тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое
сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное
сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения
проводников.
Работа
и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик
электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет
электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание.
Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
№
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№ 6. Регулирование силы тока реостатом.
№
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
№
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Зачёт
по теме «Электрические явления».
Контрольная работа № 3 «Электрический ток. Напряжение»,
«Сопротивление. Соединение проводников»
Контрольная работа № 4 «Работа и мощность электрического
тока», «Закон Джоуля – Ленца», «Конденсатор».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: понятия: электрический ток в металлах, направление
электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление. Закон Ома
для участка цепи. Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного
материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности
электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током. Практическое
применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах
(электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).
уметь: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел
при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков,
электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления,
нагревание проводника электрическим током. Чертить схемы простейших
электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в
электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), определять
сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться
реостатом. Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и
сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и
мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с
током, стоимости израсходованной электроэнергии (при известном тарифе);
определять силу тока и напряжение по графику зависимости между этими величинами
и по нему же – сопротивление проводника. Находить по таблице удельное
сопротивление проводника. Решать задачи с применением закона Ома для участка
электрической цепи и следующих формул: R=ρl/s; Iпс=I1=I2;
Uпс=U1+U2; Rпс=R1+R2; Iпр=I1+I2;
Uпр=U1=U2; A=IUt; P=IU; Q=I²Rt
Электромагнитные явления (5ч)
Опыт
Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Электромагниты и их применение.
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля
на проводник с током. Электродвигатель.
Фронтальные лабораторные работы
№ 9. Сборка
электромагнита и испытание его действия.
№
10. Изучение электрического двигателя
постоянного тока (на модели).
Контрольная
работа № 5 «Электромагнитные явления».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: и объяснять физические явления: намагниченность железа и
стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной
стрелки, действие магнитного поля на проводник с током.
уметь: экспериментально исследовать зависимость магнитного
действии катушки от силы тока в цепи; уметь использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Световые явления (13 ч)
Источники
света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение
света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления
света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение
изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая
система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
№
11. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.
Контрольная работа № 6 «Законы отражения и преломления
света».
В результате изучения раздела учащиеся должны
знать: понятия: прямолинейность распространения света,
отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила
линзы. Закон отражения света. Практическое применение основных понятий и законов
в изученных оптических приборах.
уметь: получать изображение с помощью линзы. Строить
изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и
расчетные задачи на законы отражения света.
РАЗДЕЛ IV.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса
физики 7 класса ученик будет:
знать/понимать
·
смысл
понятий:
физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения
тела, взаимодействие;
·
смысл
физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа,
мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
·
смысл
физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
- описывать
и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить
примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях;
- решать
задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения
безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального
применения простых механизмов;
- контроля
за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
В результате изучения курса
физики 8 класса ученик будет:
знать/понимать
·
смысл
понятий: электрическое поле, магнитное поле;
·
смысл
физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты,
удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила
электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление,
работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
·
смысл
физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка
цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
·
описывать и
объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение,
испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,
взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение,
преломление света;
·
использовать
физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических
величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического
сопротивления, работы и мощности электрического тока;
·
представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические
зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения
на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла
падения света;
·
выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
·
приводить
примеры практического использования физических знаний о тепловых,
электромагнитных явлениях;
·
решать
задачи на применение изученных физических законов;
·
осуществлять
самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- рационального
использования, обеспечения безопасности в процессе использования
электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.
РАЗДЕЛ V.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Гайкова
И.И. Учимся решать задачи. 7 – 8 класс. – «БХВ – Петербург», 2010 г.
- Громцева
О.М Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику
А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Громцева
О.М Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику
А.В. Перышкина, «Физика. 8 кл.» — М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Гутник Е.М. , Рыбакова Е.В.
Физика. 7 класс и Физика 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к
учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». - М.: Дрофа, 2001.
- Лукашик В.И. Сборник задач по
физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик,
Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
- Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский
С.В. Сборник вопросов и задач к учебникам А.В. Пёрышкин, Гутник Е.М. 7 –
9. – М.: Дрофа, 2013 г.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.
Физика. 7 класс и Физика 8 класс. Учебники для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.
- Перышкин А.В. Сборник задач по
физике 7-9 классы к учебникам А.В.Перышкина, «Физика 7кл.», «Физика 8 кл»,
«Физика 9 кл» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Чеботарева А. В. Тесты по физике.
7 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 7 кл.» — М.: Издательство «Экзамен»,
2010.
- Чеботарева А. В. Тесты по физике.
8 класс: к учебнику А.В. Перышкина, «Физика. 8 кл.» — М.: Издательство
«Экзамен», 2010.
Демонстрационное оборудование
Модели молекул воды, кислорода, водорода
Механическая модель броуновского движения
Набор свинцовых цилиндров
Прибор для демонстрации видов деформации
Пружинный и нитяной маятники
Динамометр
Шар Паскаля
Сообщающиеся сосуды
Барометр-анероид
Манометр
Рычаг
Набор блоков
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.