Главная / Физика / Рабочая программа по физике 7-9 классы. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

Рабочая программа по физике 7-9 классы. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Росстанская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области

C:\Users\user\Pictures\геомерия\110001.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету

Физика

(базовый уровень)

7-9 класс

УМК

Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

«Физика»

204 часа

(68ч./68ч./68ч.)



Составитель:

учитель Кулаковская Е.В.


Принята

решением педсовета

Протокол № 1

от 30 августа 2014



2014-2015 учебный год

д. Росстани


7 класс

Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.


Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:


  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.


Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.


Программой предусмотрено изучение разделов:


  1. Введение - 4 часа.

  2. Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов.

  3. Взаимодействие тел - 21 час.

  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час.

  5. Работа и мощность. Энергия - 11 часов.

  6. Резервное время - 5 часов.


По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.


Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы


Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.


Демонстрации

Наблюдение физических явлений:

  1. Свободное падение тел.

  2. Колебания маятника.

  3. Притяжение стального шара магнитом.

  4. Свечение нити электрической лампы.

  5. Электрические искры.


Лабораторные работы

  1. Измерение расстояний.

  2. Измерение времени между ударами пульса.

  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.


Строение и свойства вещества


Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.


Демонстрации

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.

  2. Модель хаотического движения молекул в газе.

  3. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.


Механические явления


Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.


Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.


Динамика


Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.


Демонстрации

  1. Явление инерции.

  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

  3. Измерение силы по деформации пружины.

  4. Свойства силы трения.

  5. Сложение сил.

  6. Барометр.

  7. Опыт с шаром Паскаля.

  8. Опыт с ведерком Архимеда.


Лабораторные работы

  1. Измерение массы тела.

  2. Измерение плотности твердого тела.

  3. Измерение плотности жидкости.

  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

  5. Исследование условий равновесия рычага.

  6. Измерение архимедовой силы.


Механическая энергия


Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.


Демонстрации

  1. Реактивное движение модели ракеты.

  2. Простые механизмы.


Лабораторные работы

  1. Измерение КПД наклонной плоскости.

Возможные объекты экскурсий: мельница, строительная площадка.


Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;

  • смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.


Результаты освоения курса физики


Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Учебно-методический комплект


  1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.

  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.


Обозначения, сокращения:


КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА

КПУ КИМ ГИА - коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА

Л. - В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Календарно – тематическое планирование

7 класс (68 часов-2 часа в неделю)

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Что изучает физика?

1

обычный

§1-3, вопросы после §§ устно. Л. № 5, 7.

3.09.14


Введение

Физические величины. Измерение физических величин.

1

обычный

§4, 5, упр. 1(1,2).

8.09.14


Введение

Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин».

1

лабораторная работа

§ 6.

10.09.14


Введение

Физика и техника.

1

обычный

Творческое задание.

15.09.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Строение вещества. Молекулы.

1

обычный

§7-8, вопросы после §§ устно. Л. № 49-50.

17.09.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Движение молекул.

1

обычный

§9, вопросы после §9 устно.

22.09.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел».

1

лабораторная работа

§7-9, упр.2 (1,2).

24.09.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Взаимодействие молекул.

1

обычный

§10, вопросы

29.09.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Три состояния вещества.

1

обычный

§11-12, задание 3, вопросы

1.10.14


Первоначальные сведения о строении вещества

Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1 (20минут).

1

контрольная работа

§7-12, вопросы

6.10.14


Взаимодействие тел

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

обычный

§13-14, упр. 3, задание 4, вопросы

8.10.14


Взаимодействие тел

Скорость. Единицы скорости.

1

обычный

§15, упр. 4, вопросы

13.10.14


Взаимодействие тел

Расчет пути и времени движения.

1

обычный

§16, упр. 5(1-3), вопросы

15.10.14


Взаимодействие тел

Решение задач на расчет пути и времени движения.

1

обычный

§15-16, упр.5 (4-5), вопросы

20.10.14


Взаимодействие тел

Явление инерции.

1

обычный

Творческое задание.

22.10.14


Взаимодействие тел

Взаимодействие тел.

1

обычный

§17-18, вопросы

27.10.14


Взаимодействие тел

Масса. Единицы массы.

1

обычный

§19, упр. 6, вопросы

29.10.14


Взаимодействие тел

Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

лабораторная работа

§19-20.

10.11.14


Взаимодействие тел

Плотность вещества.

1

обычный

§21, упр. 7, вопросы

12.11.14


Взаимодействие тел

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

обычный

§22, упр. 8, задание 5, вопросы

17.11.14


Взаимодействие тел

Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела».

1

лабораторная работа

§21-22

19.11.14


Взаимодействие тел

Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела».

1

лабораторная работа

§21-22

24.11.14


Взаимодействие тел

Решение задач.

1

обычный

Повторить формулы, §19-22.

26.11.14


Взаимодействие тел

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

обычный

Творческое задание, §23-24.

1.12.14


Взаимодействие тел

Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.

1

обычный

§25-26, упр. 9 (1-2), вопросы

3.12.14


Взаимодействие тел

Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

лабораторная работа

§27-28.

8.12.14


Взаимодействие тел

Графическое изображение силы. Сложение сил.

1

обычный

§29, упр. 9 (3-5), вопросы

10.12.14


Взаимодействие тел

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

1

обычный

§30, упр. 10, вопросы

15.12.14


Взаимодействие тел

Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел».

1

повторительно-обобщающий

Творческое задание, §30-31.

17.12.14


Взаимодействие тел

Контрольная работа № 2. «Взаимодействие тел».

1

контрольная работа

Дидактический материал.

22.12.14


Взаимодействие тел

Анализ контрольной работы №2. Работа над ошибками.

1

обычный

Дидактический материал.

24.12.14


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление. Единицы давления.

1

обычный

§33, упр. 12(3-4), вопросы

12.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

обычный

§34, упр. 13(1-2), задание 6, вопросы

14.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление газа.

1

обычный

§35, вопросы

19.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

обычный

§36, упр.14(1,2), задание 7, вопросы

21.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

обычный

§37, пр.14, задание 7, вопросы

26.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Решение задач.

1

обычный

§38, упр. 15, вопросы

28.01.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

1

обычный

§39, упр. 16 (1-2), вопросы

2.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

обычный

§40, упр. 17(1-2), задание 10, вопросы

4.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Измерение атмосферного давления.

1

обычный

§42, упр. 19(1-2), задание 11, вопросы

9.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

обычный

§43-44, упр. 21(1-4), вопросы

11.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс.

1

обычный

§45-47, вопросы

16.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

обычный

§48, вопросы

18.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Архимедова сила.

1

обычный

§49, упр. 24(1-2), вопросы

23.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

лабораторная работа

§49, упр. 24(3-4), задание 14, вопросы

25.02.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Плавание тел.

1

обычный

§50, упр. 25(1-2), вопросы

2.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Решение задач.

1

обычный

§50, вопросы

4.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

лабораторная работа

стр.168, вопросы

9.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

1

обычный

§51-52, упр. 27(1-2), вопросы

11.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

1

обычный

§49--52, вопросы

16.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Решение задач.

1

обычный

§34--48, вопросы

18.03.15


Давление твердых тел, жидкостей и газов

Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

контрольная работа

упр. 9 (1-2), вопросы

1.04.15


Работа и мощность

Механическая работа. Единица работы.

1

обычный

§53, упр. 28(1-4), вопросы

6.04.15


Работа и мощность

Мощность. Решение задач.

1

обычный

§54, упр. 29, вопросы

8.04.15


Работа и мощность

Простые механизмы. Рычаг.

1

обычный

§55-56, вопросы

13.04.15


Работа и мощность

Момент силы.

1

обычный

§57, вопросы

15.04.15


Работа и мощность

Лабораторная работа №9. «Выяснение условий равновесия рычага».

1

лабораторная работа

стр.169, вопросы после §57

20.04.15


Работа и мощность

Блоки. «Золотое правило механики».

1

обычный

§58-60, упр. 31(1-5), вопросы

22.04.15


Работа и мощность

Решение задач.

1

обычный

§57-60, вопросы

27.04.15


Работа и мощность

КПД механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

лабораторная работа

§61, вопросы

29.04.15


Работа и мощность

Потенциальная и кинетическая энергия.

1

обычный

§62-63, упр. 32, вопросы

4.05.15


Работа и мощность

Решение задач.

1

обычный

§64, упр. 33, вопросы

6.05.15


Работа и мощность

Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия».

1

контрольная работа

§53-63, вопросы

11.05.15


Повторение

От великого заблуждения к великому открытию.

1

обычный

Л. № 124, 125, 219, 256.

13.05.15


Повторение

Подведение итогов учебного года.

1

повторительно-обобщающий

Л. № 337, 339, 348, 382.

18.05.15


66.-68.

Повторение

Резерв учебного времени.

3

повторительно-обобщающий

дидактический материал

20,25,27. 05.15












Использованный материал:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

  2. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

  3. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2011.

  4. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

  5. Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 200.



8 класс

Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.


Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2008 год.


Учебная программа 8 класса рассчитана на 68 часов, по 2часа в неделю.


Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. «Тепловые явления» - 25 часов.

  2. «Электрические явления» - 27 часов.

  3. «Электромагнитные явления» - 7 часов.

  4. «Световые явления» - 9 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.

Основное содержание программы

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.


Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Конвекция в жидкостях и газах.

  4. Теплопередача путем излучения.

  5. Явление испарения.

  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.


Лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.

  3. Измерение влажности воздуха.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.


Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.


Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Закон сохранения электрических зарядов.

  5. Проводники и изоляторы.

  6. Источники постоянного тока.

  7. Измерение силы тока амперметром.

  8. Измерение напряжения вольтметром.

  9. Реостат и магазин сопротивлений.

  10. Свойства полупроводников.


Лабораторные работы

  1. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.

  2. Изучение последовательного соединения проводников.

  3. Изучение параллельного соединения проводников.

  4. Регулирование силы тока реостатом.

  5. Измерение электрического сопротивления проводника.

  6. Измерение мощности электрического тока.


Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.


Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

  1. Изучение принципа действия электродвигателя.

Световые явления

Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Отражение света.

  3. Преломление света.

  4. Ход лучей в собирающей линзе.

  5. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  6. Построение изображений с помощью линз.

  7. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  8. Дисперсия белого света.

  9. Получение белого света при сложении света разных цветов.


Лабораторные работы

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.


Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;

  • решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.


Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Учебно-методический комплект

  1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.

  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.


Обозначения, сокращения:

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА.

КПУ КИМ ГИА - коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА.

Л. - В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Календарно-тематическое планирование

8 класс (68 часов-2 часа в неделю)


п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Тепловые явления

ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура.

1

обычный

§1, вопросы

4.09.14


Тепловые явления

Внутренняя энергия.

1

обычный

§2, вопросы

8.09.14


Тепловые явления

Способы изменения внутренней энергии тела.

1

обычный

§3, вопросы

11.09.14


Тепловые явления

Теплопроводность.

1

обычный

§4, вопросы

15.09.14


Тепловые явления

Конвекция.

1

обычный

§5, вопросы после § устно. Л.№ 972-976.

18.09.14


Тепловые явления

Излучение.

1

обычный

§6, вопросы

22.09.14


Тепловые явления

Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

обычный

§§ 3-6 Повторить.

25.09.14


Тепловые явления

Количество теплоты. Л.р. №1. «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

лабораторная работа

§7, вопросы

29.09.14


Тепловые явления

Удельная теплоемкость.

1

обычный

§8, вопросы

2.10.14


Тепловые явления

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

обычный

§9, вопросы

6.10.14


Тепловые явления

Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

лабораторная работа

Л.№ 1111, 1024.

9.10.14


Тепловые явления

Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

лабораторная работа

Л.№ 1028, 1030.

13.10.14


Тепловые явления

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

обычный

§10, упр. 5(1-2), вопросы

16.10.14


Тепловые явления

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

обычный

§1-11, упр. 6 (1-3), вопросы

20.10.14


Тепловые явления

Контрольная работа №1. «Тепловые явления».

1

контрольная работа

§1-13

23.10.14


Тепловые явления

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

1

обычный

§12-14, вопросы

27.10.14


Тепловые явления

Удельная теплота плавления. Решение задач.

1

обычный

§15, вопросы

30.10.14


Тепловые явления

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1

обычный

§16-17, упр. 9 (1-5), вопросы

10.11.14


Тепловые явления

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

обычный

§18-20, упр. 10(1, 4), вопросы

13.11.14


Тепловые явления

Решение задач.

1

обычный

§12-18, вопросы

17.11.14


Тепловые явления

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

обычный

§19, вопросы

20.11.14


Тепловые явления

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

обычный

§21-22, вопросы

24.11.14


Тепловые явления

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

обычный

§23-24, вопросы

27.11.14


Тепловые явления

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

обычный

§12-24.

1.12.14


Тепловые явления

Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества».

1

контрольная работа

§12-24.

4.12.14


Электрические явления

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

обычный

§25-26, вопросы

8.12.14


Электрические явления

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1

обычный

§27, вопросы

11.12.14


Электрические явления

Электрическое поле.

1

обычный

§28, вопросы

15.12.14


Электрические явления

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

1

обычный

§29-30, упр. 11, вопросы

18.12.14


Электрические явления

Объяснение электрических явлений.

1

обычный

§31, упр.12, вопросы

22.12.14


Электрические явления

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

обычный

§32, вопросы

25.12.14


Электрические явления

Электрическая цепь и ее составные части.

1

обычный

§33, упр.13, вопросы

12.01.15


Электрические явления

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

обычный

§34-36, вопросы

15.01.15


Электрические явления

Сила тока. Единицы силы тока.

1

обычный

§37, упр. 14 (1,2), вопросы

19.01.15


Электрические явления

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

лабораторная работа

§38, упр. 15, вопросы

22.01.15


Электрические явления

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

1

обычный

§39-41, упр. 16(1)

26.01.15


Электрические явления

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

лабораторная работа

§43, упр. 18 (1,2), вопросы

29.01.15


Электрические явления

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

1

обычный

§§42, 44, упр. 19(2,4), вопросы

2.02.15


Электрические явления

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

обычный

§§45, 46, упр. 20(1,2,б), вопросы

5.02.15


Электрические явления

Реостаты. Лабораторная работа №6. «Регулирование силы тока реостатом».

1

лабораторная работа

§47, упр. 21(1-3), упр. 20 (3), вопросы

9.02.15


Электрические явления

Лабораторная работа №7. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач.

1

лабораторная работа

§47, Л. № 1323.

12.02.15


Электрические явления

Последовательное соединение проводников.

1

обычный

§48, упр. 22 (1), вопросы

16.02.15


Электрические явления

Параллельное соединение проводников.

1

обычный

§49, упр. 23 (2,3,5), вопросы

19.02.15


Электрические явления

Решение задач.

1

обычный

Л. № 1369, 1374, упр. 21 (4).

23.02.15


Электрические явления

Работа электрического тока.

1

обычный

§50, упр. 24 (1,2), вопросы

26.02.15


Электрические явления

Мощность электрического тока.

1

обычный

§51, упр. 25 (1,4), вопросы

2.03.15


Электрические явления

Лабораторная работа №8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

1

лабораторная работа

§51(повторить), §52

5.03.15


Электрические явления

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

1

обычный

§53, упр. 27(1,4), вопросы

9.03.15


Электрические явления

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

обычный

§54, вопросы

12.03.15


Электрические явления

Короткое замыкание. Предохранители.

1

обычный

§55, вопросы

16.03.15


Электрические явления

Повторение темы «Электрические явления».

1

обычный

Л. № 1275, 1276, 1277.

19.03.15


Электрические явления

Контрольная работа №3. «Электрические явления».

1

контрольная работа

Тест

2.04.15


Электромагнитные явления

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

обычный

§§56,57, вопросы

6.04.15


Электромагнитные явления

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

лабораторная работа

§58,упр. 28(1-3), вопросы

9.04.15


Электромагнитные явления

Применение электромагнитов.

1

обычный

§58(повторить)задание 9 (1,2).Л. № 1465, 1469.

13.04.15


Электромагнитные явления

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

обычный

§§59,60,Л. № 1476, 1477

16.04.15


Электромагнитные явления

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

обычный

§61,Л. №. 1473, 1481

20.04.15


Электромагнитные явления

Лабораторная работа №10. «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

лабораторная работа

§§56-61(повторить)Л. № 1474, 1475.

23.04.15


Электромагнитные явления

Устройство электроизмерительных приборов.

1

обычный

Л. № 1462, 1466.

27.04.15


Световые явления

Источники света. Распространение света.

1

обычный

§62, упр. 29 (1), задание 12* (1,2).

30.04.15


Световые явления

Отражение света. Законы отражения света.

1

обычный

§63, упр. 30(1-3).

4.05.15


Световые явления

Плоское зеркало.

1

обычный

§64,вопросы

7.05.15


Световые явления

Преломление света.

1

обычный

§65,упр. 32 (3). Л. № 1563.

11.05.15


Световые явления

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

обычный

§66, упр. 33 (1), вопрос № 6 на стр. 164.

14.05.15


Световые явления

Изображения, даваемые линзой.

1

обычный

§67, упр. 34 (1), Л. № 1565, 1613, 1614.

18.05.15


Световые явления

Лабораторная работа №11. «Получение изображения при помощи линзы».

1

лабораторная работа

§§62-67 (повторить)упр. 34 (3), Л. № 1557, 1596, 1611.

21.05.15


Световые явления

Дисперсия света.

1

обычный

дидактический материал

25. 05.15


Световые явления

Контрольная работа №4. «Световые явления».

1

контрольная работа

дидактический материал

28. 05.15


Использованный материал:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

  2. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

  3. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.

  4. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

  5. Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.


9 класс

Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.


Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:


  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.


Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2часа в неделю.


Программой предусмотрено изучение разделов:


1. Законы взаимодействия и движения тел - 29 часов.

2. Механические колебания и волны. Звук - 11 часов.

3. Электромагнитное поле - 14 часов.

4. Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер - 14 часов.


По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольных работы и 5 лабораторных работ.



Основное содержание программы

Механика

Основы кинематики

Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

Демонстрации

  1. Относительность движения.

  2. Прямолинейное и криволинейное движение.

  3. Стробоскоп.

  4. Спидометр.

  5. Сложение перемещений.

  6. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона).

  7. Определение ускорения при свободном падении.

  8. Направление скорости при движении по окружности.

Основы динамики

Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации

  1. Проявление инерции.

  2. Сравнение масс.

  3. Измерение сил.

  4. Второй закон Ньютона.

  5. Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.

  6. Третий закон Ньютона.

Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса.

  2. Реактивное движение.

  3. Модель ракеты.

Механические колебания и волны

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.


Демонстрации

  1. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.

  2. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.

  3. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.

  4. Вынужденные колебания.

  5. Резонанс маятников.

  6. Применение маятника в часах.

  7. Распространение поперечных и продольных волн.

  8. Колеблющиеся тела как источник звука.

  9. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

  10. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Электромагнитные явления

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции.


Демонстрации

  1. Обнаружение магнитного поля проводника с током.

  2. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.

  3. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.

  4. Применение электромагнитов.

  5. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитное поле.

  6. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

  7. Модель генератора переменного тока.

8. Взаимодействие постоянных магнитов.

Строение атома и атомного ядра

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.




Фронтальная лабораторная работа

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса


В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Результаты освоения курса физики


Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Учебно-методический комплект


  1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

  2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.


Обозначения, сокращения:


КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно измерительных материалов ГИА.

КПУ КИМ ГИА - коды проверяемых умений контрольно измерительных материалов ГИА.

Л. - В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.


Календарно-тематическое планирование

9 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Прямолинейное равномерное движение

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Материальная точка. Система отсчета.

1

обычный

§1, упр.1(2,4).

2.09.14


Прямолинейное равномерное движение

Траектория, путь и перемещение.

1

обычный

§2,3, упр.2(1,2).

5.09.14


Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равномерное движение.

1

обычный

§4, упр.4.

9.09.14


Прямолинейное равномерное движение

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

1

обычный

§4, Л. №149, 154, 156.

12.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

обычный

§5, упр.5 (2,3)

16.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

обычный

§6, упр.6

19.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

обычный

§7, упр.7 (1,2).

23.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

1

обычный

§8, упр.8, Л/р. №1.

26.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

лабораторная работа

§8 (повторить), стр.226.

30.09.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

1

обычный

Л. № 122, 140, 150.

3.10.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение.

1

обычный

Л. № 146, 147-149.

7.10.14


Прямолинейное равноускоренное движение

Контрольная работа №1. «Кинематика материальной точки».

1

контрольная работа

§1-8 (повторить).

10.10.14


Законы динамики

Относительность механического движения.

1

обычный

§9, упр.9 устно, работа над ошибками.

14.10.14


Законы динамики

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

обычный

§10, упр.10.

17.10.14


Законы динамики

Второй закон Ньютона.

1

обычный

§11, упр.11.

21.10.14


Законы динамики

Третий закон Ньютона.

1

обычный

§12, упр.12.

24.10.14


Законы динамики

Свободное падение тел.

1

обычный

§13, упр.13.

28.10.14


Законы динамики

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

обычный

§14, упр.14 Л/р. №2 стр. 231.

31.10.14


Законы динамики

Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения».

1

лабораторная работа

Л. № 296, 297.

11.11.14


Законы динамики

Закон всемирного тяготения.

1

обычный

§15, упр.15.

14.11.14


Законы динамики

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

обычный

§16, упр.16.

18.11.14


Законы динамики

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

обычный

§18, 19, упр.18.

21.11.14


Законы динамики

Решение задач на движение по окружности.

1

обычный

§18, 19, повторить,упр.19.

25.11.14


Законы динамики

Искусственные спутники Земли.

1

обычный

§20, упр.19.

28.11.14


Импульс тела. Закон сохранения импульса

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

обычный

§21, 22, упр.20,21.

2.12.14


Импульс тела. Закон сохранения импульса

Реактивное движение.

1

обычный

§23, упр.22.

5.12.14


Импульс тела. Закон сохранения импульса

Решение задач на закон сохранения импульса.

1

обычный

§21-23 повторить, Л. № 78, 79.

9.12.14


Импульс тела. Закон сохранения импульса

Контрольная работа № 2. «Динамика материальной точки».

1

контрольная работа

§10-23 повторить.

12.12.14


Механические колебания. Звук.

Свободные и вынужденные колебания, колебательные системы.

1

обычный

§25, 26, упр. 23, работа над ошибками К/р.

16.12.14


Механические колебания. Звук.

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

обычный

§26, 27, упр. 24. Л/р. №3 стр. 232.

19.12.14


Механические колебания. Звук.

Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости пе-риода и часто-ты свободных колебаний ма-тематического маятника от его длины».

1

лабораторная работа

Л. № 881, 882.

23.12.14


Механические колебания. Звук.

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания.

1

обычный

§28-30, упр. 25.

25.12.14


Механические колебания. Звук.

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

1

обычный

§31-32, упр. 27.

13.01.15


Механические колебания. Звук.

Характеристики волн.

1

обычный

§33, упр. 28,

16.01.15


Механические колебания. Звук.

Звуковые колебания. Источники звука.

1

обычный

§34.

20.01.15


Механические колебания. Звук.

Высота, тембр, громкость звука.

1

обычный

§35-36, упр. 30.

23.01.15


Механические колебания. Звук.

Звуковые волны.

1

обычный

§37-38, упр.31, 32.

27.01.15


Механические колебания. Звук.

Отражение звука. Эхо.

1

обычный

§39-42.

30.01.15


Механические колебания. Звук.

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

1

контрольная работа

§24-42, повторить.

3.02.15


Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

1

обычный

§43,44, упр.33, 34; работа над ошибками.

6.02.15


Электромагнитное поле

Графическое изображение магнитного поля.

1

обычный

§45, упр. 35.

10.02.15


Электромагнитное поле

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

обычный

§46, упр. 36.

13.02.15


Электромагнитное поле

Индукция магнитного поля.

1

обычный

§47, упр. 37.

17.02.15


Электромагнитное поле

Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

1

обычный

§46, конспект.

20.02.15


Электромагнитное поле

Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца.

1

обычный

Задачи по тетради.

24.02.15


Электромагнитное поле

Магнитный поток.

1

обычный

§48, упр. 38.

27.02.15


Электромагнитное поле

Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.

1

обычный

§49, упр.39. Л/р. №4 стр.233, конспект.

3.03.15


Электромагнитное поле

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

1

лабораторная работа

§49, повторить.

6.03.15


Электромагнитное поле

Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

обычный

§50, упр.40, конспект, сообщения.

10.03.15


Электромагнитное поле

Электромагнитное поле.

1

обычный

§51.

13.03.15


Электромагнитное поле

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн.

1

обычный

§52-54, упр. 42.

17.03.15


Электромагнитное поле

Электромагнитная природа света.

1

обычный

Сообщения, задачи по тетради.

20.03.15


Электромагнитное поле

Контрольная работа №4. «Электромагнитное поле».

1

контрольная работа

§43-50, повторить.

3.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

обычный

§55.

7.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

обычный

§56.

10.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

обычный

§57, упр. 43.

14.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

обычный

§58, таблица в тетради.

17.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Открытие протона и нейтрона.

1

обычный

§59, 60, упр.44.

21.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

обычный

§61-64, упр.45.

24.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Энергия связи. Дефект масс.

1

обычный

§65, Л. № 1651.

28.04.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Решение задач на энергию связи, дефект масс.

1

обычный

Л. №1653, 1654.

1.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

1

обычный

§66,67.

5.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

обычный

§68.Лр. №5 стр. 234.

8.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков».

1

лабораторная работа

§66-68, повторить.

12.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Термоядерная реакция. Атомная энергетика.

1

обычный

§69,72.

15.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Биологическое действие радиации.

1

обычный

§70,71.

19.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра».

1

контрольная работа

§55-65, повторить.

22.05.15


Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Обобщение и систематизация полученных знаний. Итоговый урок.

1

обычный

§55-65, повторить.

25.05.15




Использованный материал:

  1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.

  2. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

  3. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

  4. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.

  5. Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.

Рабочая программа по физике 7-9 классы. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
  • Физика
Описание:

7 класс

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

 

Изучение физики  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

 

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

 

·                     знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

·                     приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

·                     формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

·                     овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

·                     понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.

 

 

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Автор Кулаковская Елена Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 881
Номер материала 36991
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓