Главная / Физика / Рабочая программа по физике 7-9 класс (по авторской программе А.В Перышкина)

Рабочая программа по физике 7-9 класс (по авторской программе А.В Перышкина)

ФИЗИКА.7-9класс,базовый.

Программа «Физика 7-9класс»Е.М.Гутник,А.В.Перышкин


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Учебники: «Физика -7» А.В.Пёрышкин — М.: Дрофа, 2011г., «Физика-8» А.В.Пёрышкин» — М.: Дрофа, 2011г., «Физика-9» Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин » — М.: Дрофа, 2011г, авторской учебной программой к нему является авторская программа «Физика-7-9» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, на основе которой разработана Рабочая программа.

Цели программы

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения содержания учащиеся должны:


знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов:Паскаля, Архимеда,законов сохранения, закона Ома, Джоуля-Ленца

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.


Задачи программы:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- владение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Учебно-методический комплекс: Учебники: 1. «Физика -7» А.В.Пёрышкин — М.: Дрофа, 2013г., «Физика-8» А.В.Пёрышкин» — М.: Дрофа, 2011г., «Физика-9» Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин » — М.: Дрофа, 2013,А. В.«Пёрышкин «. Физика-7» — М.: Дрофа, 2013.


2.А. В. Перышкин. Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика7кл, «Физика.8кл.»»Физика.9кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель,Владимир: ВКТ,2011

3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы по физике 7-9 классы.- Дрофа.Москва,2013.

4.Р. Д.Минькова Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7-9 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика.7,8кл».- М., Экзамен,2011.

Количество учебных часов: федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 210 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–9 классах - по 70 ч. в каждой параллели, из расчета 2 ч в неделю, в том числе для проведения фронтальных лабораторных работ в 7 классе отведено 14часов, в 8 классе-14 часов, в 9 классе -9 часов. Контрольных работ в 7 классе- 4, в 8 классе -4, в 9 классе- 6.

Формы организации учебного процесса: урок новых знаний, выполнение лабораторных работ. Контроль уровня знаний предусматривает проведение тестовых и самостоятельных работ и разноуровневых контрольных работ Для активизации познавательной деятельности проводятся уроки – конференции, уроки-аукционы, уроки защиты проектов, в 9 классах: уроки лекции и уроки - семинары. На каждом уроке применяются средства ИКТ.

Тематический поурочный план 7 класс.

урока

Тема урока

Количество часов

Тема1: Введение

4

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения.

1

2

Погрешность измерений.

1

3

Л/работа 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

1

4

Физика и техника.

1

Тема 2: Первоначальные сведения о строении вещества.

5

5

Молекулы.

1

6

Л/работа 2 «Измерение размеров малых тел».

1

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

1

8

Притяжение и отталкивание молекул.

1

9

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Тема 3: Взаимодействие тел.

21

10

Механическое движение. Равномерное движение.

1

11

Скорость.

1

12

Л/работа№3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

1

13

Инерция

1

14

Взаимодействие тел.

1

15

Масса тела. Измерение массы с помощью весов.

1

16

Л/работа4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

17

Л/работа5 «Измерение объема твердого тела»

1

18-19

Плотность вещества

3

20

Л/работа 6 «Измерение плотности твердого тела»

1

21

КР-1 «Механическое движение. Плотность вещества»

1

22

Явление тяготения. Сила тяжести

1

23

Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

1

24

Упругая деформация. Закон Гука.

1

25

Динамометр.

1

26

Л/работа 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины»

1

27

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1

28

Центр тяжести тела. Л/работа8 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

29

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

1

30

Л/работа 9«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

1

Тема 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

31-32

Давление. Давление твердых тел.

2

33

Л/работа 10 «Измерение давления твердого тела на опору»

1

34

Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

35

Закон Паскаля.

1

36-37

Давление в жидкости и газе.

2

38

Сообщающие сосуды. Шлюзы.

1

39

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

40

Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

1

41

Барометр-анероид.

1

42

Изменение атмосферного давления с высотой

1

43

Манометр. Насос.

1

44

КР-2 «Давление твердых тел , жидкостей и газов»

1

45-47

Архимедова сила.

3

48

Л/работа11«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

49-50

Условия плавания тел.

2

51

Л/работа12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

52

Водный транспорт. Воздухоплавание.

1

53

КР-3 «Архимедова сила»

1

Тема 5: Работа и мощность. Энергия.

13

54

Работа силы, действующей по направлению движения тела.

1

55

Мощность.

1

56

Простые механизмы. Условия равновесия рычага

1

57

Л/работа13 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

58

Момент силы.

1

59

Равновесие тела с закрепленной осью вращения.

1

60

Виды равновесия

1

61

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

1

62

Л/работа14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

63

КР-4 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы»

1

64

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.

1

65

Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

66

Закон сохранения полной механической энергии Энергия рек и ветра.

1

67-70

Резерв

4

67

Повторение «Первоначальные сведения о строении вещества.»

1

68

Повторение «Механическое движение»

1


Повторение «Плотность вещества»

1


Повторение «Механическая работа и мощность»

1





Тематический поурочный план 8 класс.

урока

Тема урока

Количество часов

ТЕМА 1: Тепловые явления.

12

1

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

1

2

Л/работа1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

3

Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

1

4

Виды теплопередачи.

1

5

Количество теплоты.

1

6-7

Удельная теплоемкость вещества.

2

8

Л/работа2 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

9

Л/работа3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

10

Удельная теплота сгорания топлива

1

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

12

КР-1 «Расчет количества теплоты»

1

ТЕМА №2:Изменение агрегатных состояний вещества

11

13

Плавление и отвердевание. Температура плавления.

1

14

Удельная теплота плавления.

1

15

Испарение и конденсация

1

16

Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.

1

17

Л/работа 4«Измерение относительной влажности воздуха»

1

18

Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления.

1

19

Удельная теплота парообразования

1

20

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений.

1

21

Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания Паровая турбина.

1

22

Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин

1

23

КР-2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

ТЕМА 3: Электрические явления.

27

24

Электризация тел. Два рода электрических зарядов

1

25

Проводники, диэлектрики и полупроводники.

1

26

Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.

1

27

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1

28

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

1

29

Электрическая цепь.

1

30

Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах, растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.

1

31

Сила тока. Амперметр.

1

32

Л/работа5«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

33

Электрическое напряжение. Вольтметр.

1

34

Л/работа 6«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

35

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

1

36

Удельное сопротивление.

1

37

Реостаты

1

38

Л/работа7 «Регулирование силы тока реостатом»

1

39

Л /работа 8«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»

1

40-41

Последовательное и параллельное соединение проводников.

2

42

КР-3 «Электрический ток»

1

43-44

Работа и мощность тока.

2

45

Л/ работа9 «Измерение работы и мощности электрического тока»

1

46

Количество теплоты, выделяемое проводником с током

1

47

Счетчик электрической энергии.

1

48

Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

1

49

Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

1

50

КР-4 «Работа и мощность тока»

1

ТЕМА 4: Электромагнитные явления.

7

51

Магнитное поле тока.

1

52

Электромагниты и их применение.

1

53

Л/работа10 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

54

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

55

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

1

56

Л/работа11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

57

Динамик и микрофон

1

ТЕМА 5: Световые явления.

9

58

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

59

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

1

60

Л/работа 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»

1

61

Преломление света

1

62

Л/работа 13«Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»

1

63

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

1

64

Л/работа 14«Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1

65

Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система

1

66

Оптические приборы

1

67-70

Резерв

4

67

Повторение темы «Количество теплоты».

1

68

Повторение темы « Электрический ток».

1

69

Повторение темы « Работа и мощность тока».

1

70

Повторение темы « Световые явления».

1



















Тематический поурочный план 9 класс

урока

Тема урока

Количество часов

ТЕМА 1.Законы взаимодействия и движения тел.

26

1

Материальная точка. Система отсчета

1

2

Перемещение.

1

3

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

4-6

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

3

7

Л/работа1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

8-9

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

2

10

КР-1 «Прямолинейное равноускоренное »

1

11

Относительность движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

1

12-14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

3

15

КР-2 «Законы Ньютона »

1

16-17

Свободное падение тел. Невесомость.

2

18

Л/работа 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

19-21

Закон всемирного тяготения

3

22

КР-3 «Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Искусственные спутники Земли.»

1

23-24

Импульс тела.Закон сохранения импульса .

2

25

Реактивное движение

1

26

КР-4 «Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.»

1

ТЕМА 2: Механические колебания и волны. Звук.

10

27

Колебательное движение. Колебания груза на пружине

1

28

Свободные колебания. Колебательная система.

1

29

Маятник.

1

30

Амплитуда, период, частота колебаний.

1

31

Л/работа3«Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

1

32

Л/работа4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

33

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

34

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой) .

1

35

Звуковые волны. Скорость звука. Высота , тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.

1

36

КР-5 «Механические колебания и волны»

1

ТЕМА 3: Электромагнитное поле.

17

37

Однородное и неоднородное магнитное поля.

1

38

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

39

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

1

40

Индукция магнитного поля

1

41

Магнитный поток

1

42

Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция

1

43

Направление индукционного тока. Правило Ленца

1

44

Л\работа 5«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

45

Явление самоиндукции

1

46

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах

1

47

Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние

1

48

Электромагнитное поле

1

49

Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

1

50

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

1

51

КР-6 «Электромагнитное поле»

1

52

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления .Дисперсия света. Типы оптических спектров.

1

53

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Л/работа6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1

ТЕМА 4: Строение атома и атомного ядра.

11

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

1

55

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома

1

56

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

1

57

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

1

58

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

59

Л/работа 7«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

60

Л/работа8 «Изучение деления ядер урана по фотографиям»

1

61

Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

62

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

1

63

Л/работа9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

64

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

1

65-70

Резерв

6

65-66

Повторение темы «Механические явления»

2

67-68

Повторение темы «Тепловые явления»

2

69-70

Повторение темы «Электрические явления»

2









































Учебно-методическое обеспечение:

Учебники:А. В.«Пёрышкин «. Физика-7» — М.: Дрофа, 2011

А. В.«Пёрышкин «. Физика-8» — М.: Дрофа, 2011

Е.М.Гутник , А. В.«Пёрышкин «. Физика-9» — М.: Дрофа, 2011


А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы по физике 7-9 классы.- Дрофа.Москва,2013.

А.В. Перышкин. Сборник задач по физике А. В.«Пёрышкин «. Физика-7-9» — М.: Дрофа, 2011

к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика7кл, «Физика.8кл.»»Физика.9кл.» (М.- Дрофа)М._ Астрель,Владимир: ВКТ,2011

А. В. Чеботарёва Дидактические карточки – задания по физике: 7-9 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика 7 кл.»М. Экзамен,2010

А. В. Чеботарёва Тесты по физике.7-9класск учебнику А. В. Перышкина» Физика 7 кл.»М. Экзамен,2011

О.И.. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7-9 класс к учебнику Перышкина А.В. -М., Экзамен ,2010

Р. Д.Минькова Тетрадь для лабораторных работ по физике. 7-9 класс: к учебнику А. В. Перышкина» Физика.7,8кл».- М., Экзамен,2011

Л. А. Кирик.Физика7-8. Методические материалы. М. Илекса,2010

Список адресов INTERNET-сайтов

Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Сведения о разработках и их предназначении: формирование основных понятий, умений и навыков решения простейших задач по физике и активного использования их в различных ситуациях. Представлено более 6000 вариантов заданий-ситуаций, которые можно использовать на уроке в виде небольших компьютерных фрагментов. http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu /


Учителю физики. Программы и учебники, документы, стандарты, требования к выпускнику школы, материалы к экзаменам, билеты выпускного экзамена, рекомендации по проведению экзаменов, материалы к уроку. http://www.edu.delfa.net:8101/teacher/teacher.html


Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. http://physics.nad.ru/


Анимации физических процессов: механика. Анимации по углубленному курсу механики. http://physics.nad.ru/Physics/Cyrillic/mech.htm


Разработки фирмы "Физикон". "Физика в картинках", "Открытая физика" и "Открытая математика". Удобны как демонстрационные программы. По некоторым разделам можно проводить компьютерные лабораторные работы.

http://www.scph.mipt.ru/


Электронный учебник по физике 7_ 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы. http://kiv.sovtest.ru/



















Приложение №1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по опи­санию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстоя­ние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические законо­мерности:

изменения координаты тела от времени;

силы упругости от удлинения пружины;

силы тяжести от массы тела;

силы тока в резисторе от напряжения;

массы вещества от его объема;

температуры тела от времени при теплообмене.

1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

смену дня и ночи в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с Солнцем;

большую сжимаемость газов;

малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

процессы испарения и плавления вещества;

испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

положение тела при его движении под действи­ем силы;

удлинение пружины под действием подвешен­ного груза;

силу тока при заданном напряжении;

значение температуры остывающей воды в за­данный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

физические явления и процессы;

изменения и преобразования энергии при ана­лизе: свободного падения тел, движения тел при на­личии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

2.3. Вычислять:

равнодействующую силу, используя второй за­кон Ньютона;

импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;

кинетическую энергию тела при заданных мас­се и скорости;

потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

энергию, поглощаемую (выделяемую) при на­гревании (охлаждении) тел;

энергию, выделяемую в проводнике при про­хождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

2.4. Строить изображение точки в плоском зерка­ле и собирающей линзе.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъяв­лять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Называть:

источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

преобразования энергии в двигателях внутрен­него сгорания, электрогенераторах, электронагрева­тельных приборах.

3.2. Приводить примеры:

относительности скорости и траектории движе­ния одного и того же тела в разных системах отсчета;

изменения скорости тел под действием силы;

деформации тел при взаимодействии;

проявления закона сохранения импульса в при­роде и технике;

колебательных и волновых движений в природе и технике;

экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидро­электростанций ;

опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.6. Конспектировать прочитанный текст.

3.7. Определять:

промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

характер тепловых процессов: нагревание, ох­лаждение, плавление, кипение (по графикам измене­ния температуры тела со временем);

сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);

период, амплитуду и частоту (по графику коле­баний);

по графику зависимости координаты от време­ни: координату времени в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двига­лось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающей­ся скоростью; промежутки времени действия силы.

3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников по графикам зависи­мости силы тока от напряжения





























Приложение 2

ПЛАНЫ

устных и письменных ответов учащихся

(обобщенные планы указания действий при анализе учебного материала)



Физическая теория

  1. Исходные опытные факты.

  2. Идеальный объект или модель.

  3. Физические величины, характеризующие модель.

  4. Основные положения теории – принципы или гипотеза.

  5. Следствия и частные законы, выводимые из основных положений.

  6. Экспериментальная проверка следствий.

  7. Границы применимости теории.



Физическое явление

  1. Определение явления.

  2. Опыты, в которых обнаруживается явление.

  3. Объяснение явления на основе научной теории.

  4. Физические величины, описывающие явление.

  5. Использование и учет на практике, его проявление в природе.



Закон

  1. Формулировка закона.

  2. Формула закона.

  3. Опытное подтверждение закона.

  4. Границы применимости.

  5. Практическое применение и учет закона.



Физическая величина

  1. Явление или свойство, которое характеризует величина.

  2. Определение величины.

  3. Определяющая формула и формулы, связывающие величину с другими

  4. Единицы измерения (СИ и внесистемные).

  5. Способ измерения.



Опыт

  1. Цель опыта.

  2. Схема экспериментальной установки.

  3. Описание опыта.

  4. Результаты опыта.

  5. Интерпретация результатов.



Техническое устройство, прибор

  1. Назначение прибора.

  2. Схема устройства.

  3. Обозначение (если есть).

  4. Принцип действия.

  5. Область применения.







Приложение №3

Предметные и методологические знания и умения учащихся



Уровень

Категория

Компетенции учащихся

Знания

Запоминание

Распознавать и называть физические фак­ты, явления, опыты.

Пользоваться физическими терминами, символикой.

Воспроизводить физические формулы, определения понятий, формулировки законов.


Понимание

Различать понятия, законы, принципы, положения теорий.

Выполнять сравнение, классификацию, упорядочивание, систематизацию знаний.

Объяснять, описывать, интерпретировать знания.

Обнаруживать роль физики в обществен­ных изменениях, в технике, в других науках.

Умения

Применение знаний в типичных

(стандартных)

ситуациях

Наблюдать явления, измерять величины. Пользоваться изученными примерами для решения аналогичных задач.

Применять понятия и законы для решения типовых проблем.

Пользоваться таблицами, каталогами, графиками, математической символикой


Применение знаний в проблемных

(нестандартных)

ситуациях

Замечать проблемы и находить способы их решения.

Интерпретировать данные и формулиро­вать обобщения.

Применять научные методы физики (моделирование, аналогию, индукцию, дедукцию) для решения новых проблем. Строить и проверять теоретические модели.

































Приложение 4

Перевод результатов проверки знаний и умений учащихся в отметки

по пятибалльной шкале

Отметка

Комментарии

5

Ученик овладел знаниями на уровне минимальных требований программы и сверх того обнаружил способность применять их в нестандартных ситуациях (хорошо владеет понятийным аппаратом, знает важнейшие экспериментальные факты, положения теории, законы, формулы, единицы физических величин, общепринятые символы их обозначения, знает способы применения знаний в измененной ситуации)

4

Ученик овладел знаниями на уровне выше минимальных требований программы (владеет понятийным аппаратом, знает основные экспериментальные факты, положения теории, законы, формулы, единицы физических величин, общепринятые символы их обозначения)

3

Ученик овладел знаниями лишь на уровне минимальных требований программы (в основном, владеет понятийным аппаратом, знает экспериментальные факты, положения теории, законы, формулы, единицы физических величин, общепринятые символы их обозначения)

2

Ученик овладел знаниями ниже уровня минимальных требований программы (плохо владеет понятийным аппаратом, знает не все экспериментальные факты, положения теории, законы, формулы, единицы физических величин, общепринятые символы их обозначения)

1

Ученик не овладел знаниями на уровне минимальных требований программы (не владеет понятийным аппаратом, не знает важнейшие экспериментальные факты, не знает законов, формул, единиц физических величин, общепринятых символов их обозначения)







Приложение 5

Система оценивания.



Оценка устных ответов учащихся.



Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



Оценка письменных контрольных работ.



Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.



Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.



Перечень ошибок.



I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.



  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.













































24


Рабочая программа по физике 7-9 класс (по авторской программе А.В Перышкина)
  • Физика
Описание:

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

 

          Учебники:  «Физика -7» А.В.Пёрышкин — М.: Дрофа, 2011г., «Физика-8» А.В.Пёрышкин» — М.: Дрофа, 2011г., «Физика-9» Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин » — М.: Дрофа, 2011г,   авторской  учебной программой  к нему является авторская программа  «Физика-7-9» Е. М. Гутник, А. В. Перышкин, на основе  которой разработана Рабочая программа.

Автор Куликова Людмила Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1015
Номер материала 36690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓